Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан (ГАУ при КМ РТ). История государственной архивной службы республики татарстан


Первые архивы как самостоятельные структурные подразделения, хранящие документы, появились в Казани с учреждением органов губернского управления и присутственных мест. Фонды этих архивов очень сильно пострадали от пожаров в 1774, 1815 и 1842 гг.

В конце ХVIII – начале ХХ вв. крупные архивы сформировались в канцелярии казанского губернатора, губернском правлении, дворянском собрании, городской думе и управе, татарской ратуше, духовной консистории, в научных и учебных центрах Казани: университете, духовной академии, татарской учительской школе, ветеринарном институте.

Большинство из них функционировало в виде отдельных структурных подразделений или в составе канцелярий. В этих архивах откладывалась документация, завершенная делопроизводством. Сохранившиеся исторические источники ранних периодов находились в частных архивах и в рукописных отделах библиотек Казанского университета и Казанской духовной академии. В 1842 г. был образован архив Казанского дворянского собрания. Сохранившиеся в составе фонда собрания архивные справочники (описи, алфавитный указатель к делам) свидетельствуют об организованной системе учета и обеспечения сохранности документов и наличии научно-справочного аппарата для исполнения запросов, удостоверяющих сословную принадлежность к дворянству.

Наиболее образцовым из казанских архивов был архив Казанского окружного суда. Судебная реформа 60-70-х гг. ХIX в. вызвала необходимость соединения архивов упраздненных судебных учреждений в одном архиве, сосредоточенном при окружном суде. Архив окружного суда был единственным в Казани ведомственным архивом, для которого было выстроено специальное здание (ныне одно из зданий Национального архива Республики Татарстан).

С открытием Казанского университета (1804) Казань становится центром востоковедения. В личных архивах казанских ориенталистов К. Насыри (1825-1902), А. К. Казем-Бека (1802-1870), Н. Ф. Катанова (1862-1922) и др. сформировались богатейшие собрания восточных рукописей, дневников путешествий, этнографических и лингвистических материалов.

В некоторых фамильных дворянских архивах сохранились акты по истории Казанского края XVI-XVII вв.. Обеспокоенный их судьбой член губернской земской управы Д. П. Арцыбашев выступил с инициативой создания при дворянском собрании исторического хранилища. По утвержденному в 1903 г. положению задачи Художественно-исторического хранилища казанского дворянства были расширены до поиска, хранения и изучения “всего, имеющего отношение к истории Казанского края”. Председателем совета хранилища был избран профессор русской истории Казанского университета Д. А. Корсаков (1843-1919). Образование хранилища можно рассматривать как попытку создания в Казани исторического архива.

Следующие шаги в направлении централизации архивов были сделаны образованной в 1916 г. Казанской губернской ученой архивной комиссией. Ее возглавили известный русский генеалог Л. М. Савелов (1868-1947), профессор Казанского университета С. П. Покровский (1880-после 1937 г.) и профессор Казанской духовной академии В. П. Знаменский (1836-1917). Комиссия намеревалась принять архивы упраздненных губернских учреждений: губернского правления, по земским, городским и крестьянским делам присутствий, полицейского управления, удельного округа. Были предприняты попытки к собиранию личных архивов. Однако практически они не были реализованы.

После революции, задолго до Декрета 1 июня 1918 г., обязанности по сохранению архивов упраздненных губернских учреждений принял на себя Северо-Восточный археологический и этнографический институт. Ему удалось спасти и сохранить архивы губернского правления и канцелярии губернатора, дворянского собрания, управления земледелия и государственных имуществ и других губернских учреждений, фонды которых впоследствии составили основу губернского архива.

Начало организации архивного дела в РСФСР положил Декрет “О реорганизации и централизации архивного дела” от 1 июня 1918 года. В основу организации архивного дела был положен принцип государственной централизации управления и создания Единого государственного архивного фонда республики (ЕГАФ) как совокупности всех документальных материалов, принадлежащих Советскому государству для использования их в интересах строительства социализма. По декрету от 1 июня 1918 года все архивы правительственных учреждений были ликвидированы, а хранящиеся в них документальные материалы образовали ЕГАФ. Заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом (Главархив), которое входило в состав Наркомпроса РСФСР на правах его структурной части и руководило организацией архивного дела на местах.

В ноябре 1918 года Главархив подтвердил статус Северо-Восточный археологического и этнографического института, как единственной организации, представляющей Главархив РСФСР в Казанской губернии. Институт являлся общественной организацией, а между тем осуществление государством политики централизации архивного строительства предполагало опору на властные структуры. В Казанской губернии была введена должность уполномоченного Главного управления архивным делом.

6 февраля 1919 года профессором И. А. Стратоновым (1881-1942) было получено предложение ГУАД принять на себя обязанности Уполномоченного Главархива в пределах Казанской губернии. И. А. Стратоновым была организована комиссия по охране архивов Казанской губернии, которая в июле 1919 года была реорганизована в Совет. В течение 1919-1920 гг. при учрежденном Управлении губархива были созданы отделения: общее, археографическое, научно-редакционное, статистическое.

Постановлением Коллегии Главархива от 30 октября 1920 года при Казанском губернском архивном фонде был создан отдел Октябрьской революции, заведующий которым был подчинен непосредственно Управлению Главархива РСФСР. С января 1921 года, в связи с образованием ТАССР Казанский губернский архивный фонд был преобразован в Татарский Центральный архив. Во главе его стояло Управление с отделами: 1) общим, 2) научно-редакционным, 3) организационно-статистическим, 4) археографическим, а также пять секционных отделений: а) историко-культурное, б) судебное, в) военное, г) путей сообщения, д) Октябрьской революции.

Постановлением СНК ТАССР № 50 от 11 мая 1921 года на основании декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 и циркуляра ГУАД от 26 января 1921 года все архивное дело в пределах ТАССР было объединено в руках Центрального татарского архивного управления.

26 ноября 1921 года Президиум ВЦИК принял Постановление о переводе ГУАД из Наркомпроса в ведение ВЦИК. Главархив был переименован в Центральный архив РСФСР. 20 декабря 1921 года Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве РСФСР. На его основании в ТАССР была проведена реорганизация архивного дела. Все архивные учреждения республики образовывали Центральный архив ТАССР, а совокупность архивных материалов, принадлежавших республике, образовывала Государственный архивный фонд (ГАФ) ТАССР. Заведование архивом возлагалось на Центральное управление архивным делом (ЦУАРдел) ТАССР.

Управление выполняло следующие функции: заведование всеми архивными материалами ТАССР; объединение деятельности архивных учреждений в пределах ТАССР и проведение в жизнь мероприятий Центрархива РСФСР по постановке архивного дела. Управление состояло в ведении ЦИК ТАССР, а в вопросах постановки архивного дела и научной организации фондов оно подчинялось Центрархиву РСФСР. ЦУАРдел состояло из двух отделов: общего и архивно-технического.

В течение 1922-1929 гг. в системе ЦУАРдел никаких изменений не происходило. С учетом произошедших в стране изменений, состояния документальной базы и требований, предъявляемых архивам, 28 января 1929 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое Положение об архивном управлении РСФСР. Оно определяло состав ГАФ РСФСР, отношение архивных органов к архивам учреждений, предприятий и организаций, систему центральных и местных государственных архивов, формы и методы проведения экспертизы документальных источников, их практического и научного использования.

На основе этого Положения было разработано Положение об архивном управлении ТАССР. По новому Положению заведование ГАФ ТАССР и руководство архивным делом в республике возлагалось на Центральное архивное управление (ЦАУ) ТАССР и подведомственные ему архивные учреждения на местах – районные отделения ЦАУ ТАССР. Архивные документы, находящиеся в ведении ЦАУ ТАССР, были распределены по центральным государственным архивохранилищам. Совокупность всех документов дореволюционного периода образовала Исторический архив, пореволюционного периода – Архив Октябрьской революции. ЦАУ ТАССР находилось в ведении ЦИК ТАССР. При ЦАУ ТАССР действовала постоянная проверочная комиссия, которая решала вопросы уничтожения документальных материалов, утративших научную и практическую ценность.

В течение 1933-1937 гг. в структуре ЦАУ ТАССР произошли некоторые изменения. В 1933 году ЦАУ ТАССР имело следующую структуру:

Управление;

Научно-исследовательская группа;

Инспектор;

Архив Октябрьской революции (АОР) с архивом профсоюзов;

Исторический архив (Истарх);

Национальный отдел;

Секретный архив.

В 1934 году структура ЦАУ ТАССР приняла следующий вид:

Архивно-производственный отдел с инспекцией и двумя отделениями: АОРом и Истархом;

Административно-хозяйственный отдел.

В 1935 году структура ЦАУ ТАССР была такова:

Административно-хозяйственный отдел;

Отдел по руководству республиканскими архивами, архивами действующих учреждений и районными архивами.

С ноября 1936 года согласно распоряжению ЦАУ ТАССР № 93 от 31 октября 1936 года структура управления приняла следующий вид:

Отдел по руководству республиканским архивом;

Отдел по инспектированию районных архивов и архивов действующих учреждений.

Принятие в 1936 году новой Конституции СССР и произошедшие в связи с этим изменения в государственном устройстве, реорганизация высших органов государственной власти и государственного управления СССР повлекли за собой и перестройку системы архивов. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 года и Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1938 года сеть государственных архивов СССР была передана в ведение НКВД СССР. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР. В соответствии с этим в январе 1940 года ЦАУ ТАССР было преобразовано в Архивный отдел НКВД ТАССР. Передача архивов в ведение НКВД СССР сосредоточила их внимание на выполнении задач этого административно-политического органа, отодвинув на второй план организацию использования документов в народно-хозяйственных и научно-исследовательских целях.

В годы Великой Отечественной войны главной задачей всех архивов ТАССР было широкое использование документальных материалов как политического орудия для борьбы с врагом. В основу научной работы ЦГА ТАССР была положена разработка тем и подборка архивных материалов, отражающих патриотизм советского народа, организацию помощи фронту, трудовой подъем масс и др. Подчинение работы учреждений требованиям военного времени вызвало перестройку многих звеньев государственного аппарата. В соответствии с этим в конце 1941 – начале 1942 г. Архивный отдел НКВД ТАССР был преобразован в отдел госархивов НКВД ТАССР. Этим подчеркивалась необходимость сосредоточить внимание архивного управления на обеспечении сохранности документов Государственного архивного фонда, находившихся в госархивах. В 1946 году на основании Закона “О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и народных комиссариатов в министерства” НКВД ТАССР был преобразован в Министерство внутренних дел (МВД) ТАССР, а отдел госархивов НКВД ТАССР соответственно – в Архивный отдел МВД ТАССР.

После ХХ и ХХII съездов КПСС произошли существенные изменения в советском архивном законодательстве. В начале 1960 года ГАУ СССР было выведено из системы МВД и подчинено непосредственно Совету Министров СССР. Это было связано с тем, что нахождение архивных учреждений в ведении НКВД – МВД привело к некоторому отрыву архивов от науки, использование архивных документов было затруднено.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 ноября 1961 года № 1424 “Об организации Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР и архивных отделов при Советах Министров автономных республик” было принято Постановление Совета Министров ТАССР № 29 от 22 января 1962 года, в соответствии с которым на базе Архивного отдела МВД ТАССР был организован Архивный отдел при Совете Министров ТАССР. В его непосредственном подчинении находился Центральный государственный архив ТАССР.

В августе 1980 года Архивный отдел был реорганизован в Архивное управление при Совете Министров ТАССР.

Архивное управление при Совете Министров ТАССР в феврале 1992 г. переименовано в Архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 марта 1996 г. Архивное управление преобразовано в Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ (ГАУ при КМ РТ). ГАУ при КМ РТ образует коллегию. При нем действуют научно-консультативный Совет по рассмотрению проблем в области архивоведения, документоведения, археографии; экспертно-проверочная и методическая комиссия (ЭПМК) для рассмотрения методических и практических вопросов архивного дела, определения состава документов Архивного фонда РТ, экспертизы ценности документов и комплектования архивных учреждений. Главное архивное управление при КМ РТ является членом Зонального научно-методического совета архивных органов Приволжского федерального округа и ежегодно принимает участие в работе заседания совета.

Структура ГАУ при КМ РТ: аппарат управления; четыре отдела: организационно-методической работы, научной информации и международных связей, отдел правовой и кадровой работы и финансово-экономический. Количество сотрудников: 23 человека.

Главное архивное управление является учредителем:

Татарстанского отделения Российского общества историков-архивистов (1993, до 2002 г. – Общество историков-архивистов РТ);

Научно-документального журнала “Гасырлар авазы – Эхо веков” (1995).

В систему архивной службы Республики Татарстан входят:
Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан; Национальный архив РТ; Центральный государственный архив историко-политической документации РТ (ЦГА ИПД РТ); Государственный архив документов по личному составу РТ (ГАДЛС РТ); Центральный государственный архив аудиовизуальных документов РТ (ЦГА АД РТ); 44 архивных отдела администраций городов и районов РТ. Главное архивное управление осуществляет организационно-методическое руководство и контроль более 3, 3 тыс. ведомственных архивов.

В Архивном фонде Республики Татарстан более 4,3 млн. единиц хранения с XII века по настоящее время. Ежегодное пополнение составляет около 40 тыс. единиц хранения. В государственных архивах РТ хранится свыше 3,1 млн дел, в 44 архивных отделах администраций городов и районов РТ – более 750 тыс. единиц хранения. В ведомственных архивах хранится более 430 тыс. дел постоянного хранения.

Архивное дело в Республике Татарстан регулируется Законом Республики Татарстан “Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах (июнь 1996 г.); Кабинетом Министров РТ утверждено Положение об Архивном фонде РТ (май 1997 г.).

В 1994 году архивная служба Республики Татарстан была принята в Международный совет архивов на правах полномочного члена (по категории “А”). В ноябре 2002 года Архивная служба РТ стала членом Евроазиатского регионального отделения МСА (ЕВРАЗИКА). Участвует в работе Международных конгрессов архивистов и конференций “Круглого стола” архивов. Установлены связи с 20 странами. Подписаны соглашения о сотрудничестве с архивными службами Турции, Польши, Кыргызстана, Башкортостана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии. Принятие архивной службы Республики Татарстан в МСА, заключение Соглашений о сотрудничестве различных стран позволило пополнить фонды НА РТ документами по истории татарского народа, хранящимися в архивах Турции, Польши, Германии, Швеции. Среди них - копия уникального манускрипта: письмо хана Золотой Орды Улуг Мухаммеда турецкому султану Гази Мураду от 14 марта 1428 г.; документы, касающиеся русско-турецких отношений, а также политики России к ногайским и крымским татарам XIV-XVIII вв.; документы из личного архива татарского писателя и общественного деятеля Гаяза Исхаки; документы о Карле Федоровиче Фуксе - известном ученом, профессоре и ректоре Казанского университета; письма казанских ханов к польским королям и литовским князьям XIV-XVI вв.; микрофильмы более 200 документов из фондов “Тюрконика, коллекция Татарика” и “Восточные документы” (Швеция) и др. В НА РТ поступили документы из личного архива Али Акыша – уроженца Татарстана, в прошлом сотрудника радиостанции “Свобода”, проживающего в г. Мюнхене. Среди дарственных поступлений – документы и материалы о выдающихся общественных и политических деятелях и ученых татарского народа Гаязе Исхаки, Юсуфе Акчуре, Садри Максуди, Фатихе Карими, Габдулбари Баттале, дневники и труды самого Али Акыша. Ведутся работы по возвращению копий исторических документов из архивов Ватикана, Голландии, Египта, Ирана и Китая.

Разработана и внедряется программа автоматизации архивного дела в РТ в целях повышения эффективности работы по учету и хранению документов, разработки и усовершенствования научно-справочного аппарата к ним, использования и публикации, проведения научно-исследовательских работ. Внедрены и действуют программы “Учет фондов”, “Учет фотодокументов”, “Учреждения - источники комплектования”, “Жертвы политических репрессий”, “Мусульманские и православные приходы”, “Потомственное дворянство в Казанской губернии”, “Ветераны труда”, созданы базы данных “Присвоение званий РФ и РТ”, “Награжденные медалями и орденами”, “Ревизские сказки”, “Документы по личному составу, хранящиеся в госархивах и архивных отделах РТ”, “Кадровые работники Татарского обкома, горкомов, райкомов КПСС, комсомольских организаций”, “Секретари КПСС и ВЛКСМ”, “Архивно-следственные дела фонда КГБ”, “База данных по фильтрационно-проверочным делам”, “Карточки коммунистов образца 1926 г.”.

Использование архивных документов ведется в следующих направлениях:

Справочная работа (исполняются тематические запросы и запросы социально-правового характера: о награждении медалями, о трудовом стаже, о зарплате, эвакуации и т. д.);

Работа с пользователями: в читальных залах архивов занимаются представители научных учреждений, органов государственной власти, учреждений и организаций (в т.ч. коммерческих, общественных организаций, в т.ч. религиозных), студенты и школьники. Пользователи из Японии, Турции, США, Москвы, др. городов РФ;

Подготовка документальных сборников;

Проведение документальных выставок: стационарных, передвижных, практикуются «Выставки одного документа».

В 1994-2000 гг. совместно с Министерством образования РТ на базе профессионального лицея № 9 была организована подготовка специалистов средней квалификации по специальности «Делопроизводство и архивоведение» с дневной и заочной формой обучения. Учащимися заочного отделения являлись сотрудники госархивов, архивных отделов администраций городов и районов, ведомственных архивов и делопроизводственных служб. Всего обучение прошли около 200 человек.

С 1998 г. в Казанском энергетическом университете введено обучение специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (дневное отделение), с 2000 года - специальности «Историко-архивоведение» (дневное отделение). В 2005 году состоялся первый выпуск. Обучение архивных работников с целью получения высшего профессионального образования продолжается. С 2001 по 2004 гг. в Казанском филиале Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) производилось обучение специальности «Историко-архивоведение» (заочное обучение). Среди обучавшихся - работники республиканских архивов и архивных отделов местных администраций.

Архивное дело в 2006 г.

Первые архивы как самостоятельные структурные подразделения, хранящие документы организаций, появились в Казани с учреждением органов губернского управления и присутственных мест. В конце ХVIII - начале XX вв. крупные архивы сформировались в канцелярии казанского губернатора, губернском правлении, жандармском управлении, казенной палате, дворянском собрании, городской думе, татарской ратуше, Казанской духовной консистории, в научных и учебных центрах Казани: университете, духовной академии, Татарской учительской школе, ветеринарном институте. Сохранившиеся исторические источники ранних периодов находились в монастырских, частных архивах и в рукописных отделах библиотек Казанского университета и Казанской духовной академии.

В ноябре 1916 г. была образована Казанская губернская ученая архивная комиссия, которая намеревалась принимать архивные документы губернских, уездных, земских и городских учреждений, собирать личные архивы. Однако эти замыслы не были реализованы. После Октября 1917 г., до декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», обязанности по сохранению архивов упраздненных губернских учреждений принял на себя Северо-Восточный археологический и этнографический институт. Институту удалось спасти и сохранить архивы важнейших губернских учреждений, эти фонды впоследствии составили основу Казанского губернского архивного фонда. 24 октября 1918 г. право Института охранять и собирать архивы было закреплено удостоверением Казанского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а 15 ноября Главархив РСФСР подтвердил статус Северо-Восточного археологического и этнографического института как организации, представляющей Главархив РСФСР в Казанской губернии.

В соответствии с декретом от 1 июня 1918 г. в Казанской губернии была введена должность уполномоченного Главного управления архивным делом РСФСР, на которую 6 февраля 1919 г. был назначен профессор Казанского университета И. А. Стратонов. При уполномоченном была создана комиссия по охране архивов и образован непосредственно ему подчиненный Казанский губернский архивный фонд (Казанский губархив). В связи с образованием Татарской АССР, в конце 1920 г. Казанский губархив был преобразован в Центральный архив ТАССР (Татцентрархив) с подчинением Наркомпросу, заведование всеми архивами Татреспублики было возложено на уполномоченного Главного управления архивным делом РСФСР. В мае того же года все архивное дело в пределах Татреспублики было объединено в руках Центрального Татарского архивного управления (далее - управление Татцентрархива). В начале 1921 г. к Татцентрархиву было присоединено республиканское бюро Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП (б) (Истпарта), образованное в октябре 1920 г. как Казанская подкомиссия Истпарта. Однако уже к концу года произошло разделение Татцентрархива и бюро, последнее вошло в состав Татарского обкома ВКП (б) на правах отдела. В начале мая 1922 г. Татцентрархив перешел в непосредственное ведение Татсовнаркома.

Начиная с 1923 г. вводятся должности архивариусов при кантисполкомах и создаются кантонные архивы. Первые «кантональные архивохранилища» появились в Буинске, Елабуге, Спасске, в 1925 г. архивы были созданы уже во всех 12 кантонах республики. С 1927 г., в связи с делением территории ТАССР на районы, сеть архивных учреждений претерпела изменения. К октябрю 1927 г. были созданы первые районные архивы - Лаишевский и Свияжский, однако в целом состояние архивов на местах несколько ухудшилось. В 1933 г. числилось 44 райархива (штатные архивариусы имелись лишь в шести из них), к середине 1936 г. архивы имели только 40 из существующих тогда 60 районов. Положение выправилось лишь к концу 1940 г. - райархивы были созданы в 63 районах из имеющихся 64.

В 1929 г. управления центрархивов автономных республик были преобразованы в центральные архивные управления, при них были созданы национальные отделы. К этому времени в составе Татцентрархива находились также секретный архив, созданный в 1928 г. на базе политсекции, архивно-справочная библиотека и печатный отдел, который в 1929 г. стал пополняться и фотодокументами. В мае 1929 г. произошло немаловажное для развития архивного дела в республике событие: решением секретариата Татарского обкома ВКП(б) при Истпартотделе был образован партийный архив - один из 26 филиалов Единого партархива по всей стране.

В 1935 г. окончательно обрели статус самостоятельных структурных единиц Исторический архив (с дореволюционными фондами Татцентрархива) и Архив Октябрьской революции (с советскими фондами), разделяемые по указанным признакам с конца 1927 г. С образованием республиканских архивов претерпела изменения и структура Центрального архивного управления ТАССР, здесь создается отдел по руководству республиканскими архивами, архивами действующих учреждений и районными архивами.

Серьезными изменениями для государственных архивов ТАССР был ознаменован 1939 г.: районные архивы и Центральное архивное управление ТАССР с подведомственными ему архивами были переданы в ведение НКВД ТАССР. В конце того же года в связи с ликвидацией Истпартотдела партархив перешел в ведение Татарского обкома ВКП(б). Во втором полугодии 1941 г. на базе Исторического архива и Архива Октябрьской революции был создан Центральный государственный архив ТАССР, в 1942 г. Архивный отдел НКВД ТАССР переименован в Отдел государственных архивов НКВД (с 1946 г. - Архивный отдел МВД) ТАССР. В 1953 г. партийный архив был переподчинен Институту истории партии при Татарском обкоме КПСС. В 1960 г. партархив вновь перешел в непосредственное ведение Татарского обкома КПСС. В связи с изменением в 1960 г. ведомственного и правового положения Главного архивного управления МВД СССР (оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР) 22 января 1962 г. на базе Архивного отдела МВД ТАССР был образован Архивный отдел при Совете Министров ТАССР.

Существенные изменения в структуре государственных архивов в ТАССР произошли в 1963 г. К марту, помимо Центрального госархива ТАССР и Казанского городского госархива, в связи с укрупнением районов в республике осталось 5 городских и 17 районных госархивов (вместо имевшихся 45). В июле в Альметьевске на базе документов Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского городских и районных госархивов был создан филиал Центрального государственного архива ТАССР. Его создание обуславливалось необходимостью концентрации документов нефтяных районов ТАССР в целях использования их в интересах развития нефтяной промышленности республики. В сентябре была образована хозрасчетная группа Архивного отдела при Совете Министров ТАССР по обработке документов в учреждениях, организациях и предприятиях ТАССР. Укрупнения государственных архивов продолжились в 1965 г.: в феврале зона комплектования филиала Центрального государственного архива ТАССР была расширена за счет Азнакаевского, Бавлинского и Черемшанского районов, а Елабужский, Зеленодольский, Челнинский и Чистопольский районные госархивы были объединены с соответствующими городскими госархивами; в июле Казанский городской госархив был объединен с Центральным государственным архивом ТАССР.

20 августа 1980 г. Архивный отдел при Совете Министров ТАССР был реорганизован в Архивное управление при Совете Министров ТАССР. В сеть Архивного управления входили: Центральный государственный архив ТАССР, его филиал в г. Альметьевске, отдел комплектования и экспертизы ценности документов (содержащийся за счет специальных внебюджетных средств), 6 городских и 25 районных государственных архивов. К 1988 г. количество последних увеличилось за счет создания в 1983-1987 гг. райгосархивов во вновь образованных Менделеевском и Новошешминском районах, а также воссоздания Азнакаевского и Черемшанского райгосархивов.

В начале 1990-х гг. изменения статуса государства, его политической основы и экономических устоев кардинально отразились на деятельности архивов. Указы Президента Российской Федерации от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР», от 24 августа 1991 г. «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» положили начало всем реформам в архивной сфере, в том числе и в Республике Татарстан. 10 ноября 1991 г. в системе Архивного управления при Кабинете Министров ТССР на базе партийного архива Татарского рескома КПСС был создан Центр хранения и изучения документов новейшей истории Татарстана, в 1992 г. ему были переданы фильтрационно-проверочные и архивно-следственные дела из архива КГБ Республики Татарстан.

С 28 июня 1993 г. городские и районные архивы были преобразованы в архивные отделы администраций городов и районов. В сентябре 1993 г. в Казани был создан межведомственный архив по личному составу, подобные архивы позже организовались в Елабуге и Чистополе. 26 декабря 1994 г. был создан Центр хранения документов по личному составу Республики Татарстан, на который были возложены задачи по приему, хранению и использованию документов по личному составу реорганизованных и ликвидированных министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, организаций, колхозов, совхозов и иных организационных структур, независимо от формы собственности. 30 марта 1999 г. Центр был переименован в Государственный архив документов по личному составу Республики Татарстан.

7 марта 1996 г. Архивное управление преобразуется в Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан. Вносятся изменения и в сеть архивных учреждений республики - Центральный государственный архив Республики Татарстан преобразуется в Национальный архив Республики Татарстан, Центр хранения и изучения документов новейшей истории Татарстана - в Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан, филиал Центрального государственного архива Республики Татарстан в г. Альметьевске - в Центр документации истории нефтяной и газовой промышленности Республики Татарстан.

13 июня 1996 г. был принят Закон Республики Татарстан «Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах». Закон (в июле 2006 г. в него, в соответствии со вступившим в силу 27 октября 2004 г. федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», были внесены изменения и дополнения) стал основным правовым документом, регламентирующим вопросы организации комплектования, хранения, учета и использования документов Архивного фонда Республики Татарстан и управления архивами.

В августе 1999 г. был ликвидирован Центр документации истории нефтяной и газовой промышленности Республики Татарстан, содержание которого стало нерентабельным. 31 декабря того же года, учитывая значимость сохранения аудиовизуальной документации как носителя уникальной информации, был создан Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан.

В 2000 г. в сеть архивных учреждений Татарстана входили Национальный архив Республики Татарстан, Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан, Государственный архив документов по личному составу Республики Татарстан, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, 44 архивных отдела администраций городов и районов республики (их количество возросло за счет создания в 1991-1998 гг. отделов во вновь образованных Атнинском, Кайбицком, Тюлячинском и Ютазинском районах, а также в Бавлинском районе и городах Бугульма и Лениногорск, входящих ранее в зону обслуживания ликвидированного Центра хранения документации нефтяной и газовой промышленности Республики Татарстан; архивный отдел был создан и в Тукаевском районе), межведомственные архивы по личному составу администраций г. Казани, Чистопольского района и г. Чистополь, Елабужского района и г. Елабуга, а также государственное предприятие «Архивист» (с 2004 г. ООО «Архивист»), занимающееся упорядочением документов организаций.

Изменения в сети архивных учреждений Татарстана продолжились и в новом тысячелетии. В апреле 2004 г. статус самостоятельного структурного подразделения Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан получила редакция журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков». С 1 января 2006 г., со вступлением в силу закона «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», архивные отделы в городах и районах республики были выведены из системы государственной архивной службы, на их основе были созданы архивные отделы исполкомов муниципальных районов и городских округов. Муниципальный архив был создан и в Казани. В январе 2007 г. в ведение Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан была передана Книжная палата Республики Татарстан, которая в марте того же года была переименована в Государственный архив печати Республики Татарстан. В 2007 г. создан муниципальный архив по личному составу г. Набережные Челны. 31 мая 2016 года Указом Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова № УП-491 Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан преобразовано в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу. с целью формирования единой политики в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2016 года № 497 создано государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Татарстан». В состав Государственного архива Республики Татарстан вошли Национальный архив Республики Татарстан, Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Государственный архив документов по личному составу Республики Татарстан, Государственный архив печати Республики Татарстан и редакция научно-документального журнала «Гасырлар авазы - Эхо веков».

Важное место в деятельности архивной службы Татарстана занимает научно-публикаторская работа. За свою историю архивисты республики самостоятельно или в сотрудничестве с научными учреждениями и вузами подготовили и выпустили в свет более 100 справочных, научных и научно-популярных изданий - путеводителей и справочников по фондам архивов, сборников документов и материалов, исследований. С 1995 г. начал выходить научно-документальный журнал «Гасырлар авазы - Эхо веков» - периодическое издание Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан, - являющийся преемником республиканского архивного периодического издания середины 20 - начала 30-х годов ХХ в. «Записки Центрального архива ТССР» (с 1928 г. - «Бюллетень Центрального архивного управления ТР»).

На 1 января 2017 г. в государственных и муниципальных архивах Республики Татарстан хранится 7,3 млн единиц хранения с XII века по настоящее время. Архивной службой республики ведется планомерная работа по хранению, комплектованию, учету, введению в научный и общественный оборот документов Архивного фонда Республики Татарстан, усилению взаимодействия архивистов с научными и общественными организациями, развитию международных и межрегиональных связей, разработке системы непрерывного архивного образования.

Новый взгляд на историю Русского государства Морозов Николай Александрович

Глава IV. Ватиканские архивы о татарском иге

(составлено при сотрудничестве проф. В. Р. МРОЧЕКА)

Я не имел возможности пересматривать лично папские архивы в Ватикане, но в этом и не представилось нужды.

Еще в 1841 году вышла в Петербурге книга А. И. Тургенева: «Исторические памятники о России, выписанные из архивов и библиотек иностранных народов». Они были просмотрены для меня моим сотрудником по Государственному Научно-исследовательскому Институту имени Лесгафта проф. В. Р. Мрочеком, выбравшим из них все существенное, и я пользуюсь здесь его выписками, приводя в фактической части его собственные слова, а также и некоторые его мысли в связи с моими собственными.

Том 1-й этого интересного подбора актов содержит выписки из Ватиканского закрытого архива и из других римских библиотек и архивов, с 1075 по 1584 год. Выписки эти были составлены в конце XVIII века аббатом Альбетранди для польского короля Станислава Понятовского. Ими пользовался историк Нарушевич, а затем отчасти и Карамзин. Экземпляр этих «выписок» был подарен польским королем русскому посланнику в Варшаве - Я. И. Булгакову, а от него перешел к опубликовавшему их камергеру А. И. Тургеневу. В дальнейшем Тургенев собрал, кроме того, богатую коллекцию актов в Германии, Италии, Франции, Англии, Дании и Швеции.

Все ватиканские выписки засвидетельствованы подписью тамошнего начальника «Тайного Архива», графа Марино Марини и архивною печатью.

Ho, - как говорится в предисловии Археографической Комиссии, издавшей настоящий сборник, - «в ватиканском архиве лежит более двух миллионов одних папских булл, и хранятся, начиная с VII столетия, все сношения Рима с прочими государствами...» Поэтому позволительно задать вопрос:

Напечатаны ли в упомянутом собрании А. И. Тургенева все бумаги, относящиеся за время «татарского ига» к русским делам, или же там есть и другие документы, до сих пор лежащие под спудом?

Что же касается до подлинности «актов», то часть из них опротестована самим составителем «Сборника». Достаточно указать, что сношения Рима с прочими государствами велись, якобы, с VII века, т. е. когда еще не было ни римского, ни других государств, за исключением Византии.

Однако и тех папских посланий к русским князьям, которые приведены Тургеневым, вполне достаточно для нашей цели: показать, что в Ватикане - Доме Хана - считали русские княжества униатско-католическими, хотя и отпадавшими по временам, по наущению греческого духовенства, к православию, за что и подвергались не раз карательным экспедициям своих верных католицизму соседей, при помощи Тевтонского, Храмовнического и других рыцарских орденов (по латыни - ordo), а по-русски - татрских орд.

Первые два Послания, в которых говорится о России, приписаны Григорию VII и помечены 1075 годом.

Одно из них относится «к русскому царю» Димитрию (не Дмитрию ли самозванцу) и к царице -его супруге. Папа говорит в нем, что сын «царя» (regis) прибыл в Рим с просьбой утвердить его наследником русского престола, и что Григорий VII соглашается на это и посылает в Россию своих легатов для дальнейших переговоров.

Второе письмо адресовано Болеславу, герцогу Польскому (Boleslao Duci Poloniorum), и в нем, между прочим, папа советует возвратить деньги «царю русков» (Regi ruscorum).

Но здесь, с точки зрения обычной хронологии, остается непонятным, почему Болеслав именуется «dux», т. е. герцог, что гораздо ближе к номенклатуре феодальных князей, а Дмитрий назван «rex»? Почему «король Русков» посылал сына в Рим, если уже с 1054 года восточная и западная Церкви разделились? И, ведь, только в 1076 году (а не в 1077) Болеслав II Смелый возложил на себя королевский венец с согласия Григория VII.

И, кроме того, почему в сборнике имеется такой большой перерыв от 1075 до 1207 года? Зная историю Запада и крупные события на Востоке, каковы крестовые походы I, II, III и IV-й, борьбу Рима и «франков» с Византией, наконец, покорение Византии в 1203-1204 гг. и ее феодализацию франками, невольно задаешь вопрос: а разве Россией и, в частности, Киевской Русью - папство не интересовалось?

По совокупности всех «обстоятельств дела» здесь возможен только один ответ:

Оба эти письма относятся не к Григорию VII Гильдебранду (1073-1086), впервые установившему безбрачие католического духовенства и приказавшему именовать римских первосвященников не «великими понтифексами» (т.е. великими выявителями), как у классиков, а папами, т.е. отцами. Они относятся к Григорию IX (1227-1241), либо к Григорию X (1271-1276), жившим в разгар Татрского ига, продолжавшегося в России с 1237 по 1502 год, и отнесены ко времени Григория VII одним из позднейших классификаторов Ватиканского архива по каким-то тенденциозным побуждениям, хотя бы из «страстной любви к древности».

Но дело в том, что при Григории VII в Новгороде не было князей, а была республика с вечевым правлением. Московского и Владимирского княжеств еще не существовало, и было только Украинское, Киевское княжество, в котором княжил при Григории VII совсем не Димитрий, а Изяслав Ярославич... И вот к этому месту Тургенев делает примечание: «Димитрий - это великий князь Изяслав» (!!!)

Почему такое странное отождествление? - Только потому, что Изяслав княжил с затруднениями между 1054 и 1078 годами в Киеве и, будто бы, в 1075 году отправился в Германию к Генриху IV и потом к папе просить помощи против своих соперников Святослава и Всеволода, и с помощью католиков - поляков - возвратил себе Киев в 1077 году. Все это, конечно, показывает, что и Изяслав Ярославич был униат, но, ведь, в письме папы, ничего не говорится об утверждении его самого или об обстоятельствах его жизни.

Ясно, что положение историка тут безвыходное, если из любви к документальности он будет утверждать «рассудку вопреки, наперекор стихиям», что римский папа отвечал Изяславу, не узнав предварительно его имени от приехавшего сына, и что сын взял такое письмо, адресованное его отцу на чужое имя.

А с нашей точки зрения на «татарское иго» все приходит в порядок. Становится ясно, что письмо это принадлежит не «первому папе» Григорию VII, царствовавшему (удобно ли вообще в отношении пап употреблять термин «царствовать»? Поскольку характер их власти был своеобразен и не может быть уложен в рамки обычных представлений о царях. Не лучше ли употреблять термины: папа, папство, папствовать) в Риме от 1073 по 1086 год, а кому-нибудь из двух следующих Григориев: или Григорию IX, восседавшему на папском престоле от 1227 по 1241 год, т. е. как раз при латинской феодальной империи, основанной крестоносцами на развалинах ниспровергнутой ими Ромеи - Византии, и в разгар напора католических, рыцарских и монашеских орденов (этих со славянско-византийской точки зрения диких тартарских орд) на православные земли. В пользу этого говорит то обстоятельство, что как раз при «Григории Девятом» (1227-1241) жил Юрьево-Польский князь Димитрий Святославович, участвовавший в походе Александра Невского на Великий Новгород в 1255 году и умерший, постригшись в монахи, в 1267 году. Время его рождения в точности неизвестно, но если мы предположим на основании его впадения в ханжество, как бывает главным образом в дряхлости, что он умер в монастыре не ранее 67 лет, т. е. родился не позже 1200 года, и что у него самого родился наследник не ранее, как на 23 году его жизни, то в последний год папства Григория IX (около 1241 года) этому наследнику было бы не менее 18 лет, и он как раз мог бы поехать в Рим для своего утверждения папою в правах наследства, если это действительно зависело от «папы» по-русски «Батяя», переделанного потом в «Батыя», и если под Сараем, т. е. Царственным городом, надо понимать не какой-то сарай в закаспийских степях, а «Дом Хана» - Вати-Кан, жилище теократического царя-царей.

Или же письмо «к Димитрию, царю русских и к царице его супруге» принадлежит Григорию X (1271-1276), так как в это самое время жил Димитрий Александрович, сын Александра Невского, великий князь Владимирский (1246-1294). Если мы допустим, что письмо папы к нему было написано в 1276 году, то Димитрию в это время было лет 30, а сыну его лет 10, и он мог отправить его в Рим на благословление папы Григория вместе с каноником-гувернером. Только тогда все и приходит в порядок, да и то при допущении, что Русь была тогда униатскою.

Точно также можно сказать и о письме папы Григория к Польскому герцогу Болеславу.

Герцог (dux) Болеслав, которому папа предписывает возвратить деньги русскому царю, никак не польский король (rex). Болеслав II Смелый (1058-1080), как думают классификаторы, а действительно герцог (dux) Болеслав II Стыдливый (1226-1279), который уже с девятилетнего возраста (с 1233 года) правил «Малой Польшей», одним из феодальных уделов распавшегося в 1150 году первого Польского королевства, чем и объясняется употребленный папою титул герцог, что было бы неуместно при обращении к королю Болеславу Смелому, жившему в XI веке, а вполне подходит по времени к Болеславу II.

Этим же «одревнением» более поздних документов объясняется и отмеченный проф. В. Р. Мрочеком «перерыв» упоминаний в польских посланиях о России от 1075 по 1207 год, т. е. в течение почти полутора столетий. Никакого перерыва на деле не было, так как и оба эти документа были уже после 1207 года. Интерес папского престола к русским делам мог возникнуть только со времени разграбления Киевских православных монастырей очевидным крестоносцем и варягом Рюриком Ростиславовичем, в 1205 году, почти одновременно со взятием Царь-Града крестоносцами в 1207 году. Этот Рюрик и дал повод к возникновению мифа о Рюрике, Синеусе и Труворе.

Итак, сам Ватиканский архив подтверждает, что «адское иго» пришло не из Азии от монголов, а из Рима, и что русские князья утверждались в своих правах на княжение не монгольскими князьями, прикочевавшими из пустыни Гоби, а самими римскими папами.

Посмотрим теперь и на дальнейшие папские письма. Следующие послания, начиная с 1216 года, направлены орденам: Госпитальеров и Тевтонскому, для обращения в католицизм, а затем и закрепления Ливонии, Эстонии и Пруссии. Устанавливается новая область «Семигаллия», т.е. Полуфранция (!!), считаемая за часть Курляндского герцогства, причем с 1231 года епископ Семигальский назначается папским легатом в Ливонии, Готландии, Винландии, Эстонии, Семигаллии, Курляндии и в других провинциях новообращенных и язычников.

О русских и русинах (Rutheni) - говорится в ряде посланий с 1222 года, или как о католиках, или как о греческих сектантах. Из посланий Гонория III видно, что в России (Russia) были католические епископы, подчиненные легату Семигальскому (т.е. Курляндскому).

С 1226 года Ливонскому ордену (в тексте: Магистру и братьям Христового воинства в Ливонии), дано разрешение принимать миссионеров, прибывающих для защиты веры и ее распространения, и оставлять их на службе в своих замках.

И опять странное, с точки зрения монгольского ига, послание от февраля 1227 года Гонория III (1216-1227) «ко всем царям России», где говорится о посылке легата для утверждения их в католической вере, если они признают свои ошибки и готовы будут от них отречься, а также предлагается этим «русским царям» сохранять прочный мир с католиками Ливонии и Эстонии, и говорится:

«Ваши послы, отправленные к нашему достопочтенному легату, епископу Моденскому, униженно просили его, чтобы он лично посетил ваши страны».

А через четыре года, в 1231 году папа Григорий IX (1227-1241) пишет Георгию, преславному царю России, увещание, «чтобы и он отказался от греческих и русинских обычаев, спас свою душу и ввел у себя христианство по „латинскому обряду“.

Значит, только Георгий колебался тогда между греческим и латинским влияниями!

И как раз в это время мы находим Георгия (иначе Юрия Всеволодовича (1187-1238), о котором обычная версия русской истории выражается так:

„С 1219 года он стал великим князем Владимирским, удачно воевал с болгарами, основал Нижний Новгород, посылал сына княжить в Великом Новгороде в 1237 году (т. е. через 6 лет после рассматриваемого нами письма к нему папы Григория IX), отказал рязанцам в помощи в их восстании против „батюшки“ (Батыя), а в 1238 году сам погиб в битве против него при реке Сити, притоке Мологи...“

И вот, я опять спрашиваю: как это согласовать с монгольским игом, если оно было действительно монгольским, а не католическим, признаваемым большинством русских князей, но не без отдельных попыток от него избавиться, при подстрекательстве греков?

В следующем 1232 году мы имеем ряд посланий, регулирующих польско-русские отношения: о запрещении браков между католичками и русскими (не рутенами ли?), так как мужья перекрещивают жен в православие; о беглых крестьянах, спасающихся от Польши в Пруссию и Россию (не в Рутению ли?); о запрещении польскому архиепископу и другим прелатам во время войны прибегать к помощи сарацинов, русинов и других врагов католической веры, а также, полезно ли будет перенести Архиепископство Галицийское в другой город области, так как Галицию со всех сторон окружают неверные тартары(т. е. татровцы) и литуаны и схизматики из других стран, а далее говорится о разных льготах ордену Проповедников (Доминиканскому), работающему в России (in Russia).

И здесь опять неожиданность, если смотреть на дело с прежней точки зрения. Подумайте сами: какое же тут монгольское иго?

„В России (in Russia) работает орден (а не орда) проповедников доминиканцев, а Русины (Ruthenes) приравниваются еще к царевцам (сарацинам), врагам католицизма, а Галицию окружают неверные тартары и схизматики из других стран“.

Не вытекает ли отсюда, что обитатели Татров в 1232 году, т. е. даже через 9 лет после битвы на Калке, были еще арианами, т.е. по нашим отождествлениям, сделанным в первых томах этого исследования, держались Аронова закона? И если мы припомним о большом количестве евреев, населяющих эти места даже и теперь, то не удивимся такой догадке. А название битвы на Калке - битвой русских с тартарами, могло быть дано по ассимиляции с последующим поведением татровцев, перешедших в католицизм.

Затем, в 1234 году папа принимает под покровительство св. Петра некоего Ульриха, его братьев и других католиков в Киеве (Kiob) и предупреждает Сандомирское епископство в Польше, чтобы оно охраняло таких людей.

В 1237 году объединяются папой два ордена - Тевтонский (основанный еще в 1128 году для защиты Палестины) и Меченосцев (основанный ливонским епископом Альбрехтом в 1200 году). Тевтонский орден перебрался из Палестины в Европу еще в начале XIII века и сперва обосновался в юго-восточной части Трансильвании, но в 1224 году король Андрей II венгерский рассорился с ним и орден перебрался в Польшу - воевать с руссами. По договору 1230 года он получил в пользование Кульмскую область у нижней Вислы, и в 1234 году папа Григорий IX объявил его владения „собственностью св. Петра“ и „леном римской церкви“. Еще раньше, в 1226 году, император германский, Фридрих II (1215-1250), знаменитый своей ссорою с папой Григорием IX, который отлучил его от церкви, дал полномочия гроссмейстеру этого „Тевтонского ордена“ Герману фон Зальце, „завоевать по-русскую землю“, жалуя „навсегда ему, его преемникам и ордену все земли, которые он получит от Польши и которые завоюет сам“.

После объединения Тевтонского ордена с орденом Меченосцев получилось могущественное прибалтийское католическое государство. Особое послание Григория IX в 1238 году известило епископов Рижского, Дерптского и Эзельского о принятии этого объединенного ордена Крестоносцев под особое покровительство папы, чтобы орден был сильнейшим против врагов. А кроме того, было отправлено отдельное послание - о том же - папскому легату в Прибалтике, епископу Моденскому.

После этого, в сборнике Тургенева нет никаких посланий к крестоносцам в славянских землях, вплоть до 1243 года, когда дается им ряд привилегий и наставлений.

И вот является опять вопрос: а где же знаменитое татарское нашествие на Россию, Польшу, Венгрию, Чехию, наполнявшее по современным нашим „учебникам истории“ как раз весь этот промежуток времени? Разве папы на него не реагировали?

Очевидно Вати-Кану (дому Хана) ничего не было известно о заволжских ханах, и католическим орденам о заволжской орде!

Правда, что с 1241 года папам было не легко. Шла борьба Фридриха II с папством за Италию; Григорий IX едва не стал пленником сарацин (т.е. по русски - царевцев), опустошавших эту страну под знаменем германского императора, и только смерть спасла его от унижения. Правда, что и наследник Григория IX, Иннокентий IV, должен был временно бежать во Францию... Но ведь несколько десятков лет татарского нашествия не могли бы не отразиться на делах и Западной церкви! Почему же в сборнике „Выписок из Ватиканского секретного архива“ и из других римских архивов и библиотек, так заботливо собранных А. И. Тургеневым, нет об этом ни одного документа? Да и дальнейшие папские письма после 1243 года тоже не упоминают о знаменитом татаро-монгольском нашествии, занимаясь мелкими вопросами. Так, в 1246 году, игнорируя „иго“, папа дает право своему легату, архиепископу Пруссии, Ливонии и Эстонии, ставить епископов в Русских странах. Затем, из Лиона, в мае 1246 года, папа пишет „Царю России (Regi russiae - имени не указано) о принятии его (несмотря на иго!) под покровительство св. Петра и папы, и о посылке постоянных духовников, с полномочиями“ как и те, которые назначены к Тартарам (т.е. очевидно к Татровцам). Это - два доминиканца из Богемии (по-русски Чехии) - брат Алексий и его товарищ, имя которого отсутствует.

Но как же можно было так писать, если „русские цари“ в то время были „греческой веры“, да еще под монгольским игом?

В том же 1246 году мы видим странное послание папы Иннокентия IV „Иоанну Преславному царю России“, о присоединении его к католичеству, согласно просьбы самого Иоанна, для чего направляется папский легат, архиепископ Пруссии и Эстонии.

Одновременно легат этот может дать советы и против „тартар“. Послание датировано 5 мая из Лиона.

Это послание относят к 1246 году, и приписывается оно Иннокентию IV (1243-1294), но вот опять историческая неувязка: никакого „Иоанна преславного царя России“ в это время не было и в помине, а был такой только при папе Иннокентии VI (1352-1362). Это был великий князь Московский и Владимирский Иоанн II Кроткий (1326-1358), сын Иоанна Калиты, собирателя Земли русской, осуществлявшего это собирание, будто бы, при помощи не папских рыцарских орденов, а монгольских орд. Да и сам Иоанн II, говорят нам, „получил ярлык на великое княжение“ от хана и боролся до 1359 года с не признававшими этого ярлыка Рязанским, Суздальским и Новгородским князьями».

И вот теперь с новой точки зрения оказывается, что он получил «ярлык» от хана из Ватикана, от папы Иннокентия VI, и был не православным, а католиком... да и отец его собиратель земли русской - тоже.

И понятно, что для согласования этой переписки с установившимися затем представлениями о «татарском иге» пришлось передать только что приведенное письмо вместо Иннокентия VI Иннокентию IV, да и то с дефектом, так как в то время не было никакого «русского царя Иоанна».

Не лучше обстоит дело и со следующими письмами.

В 1246 году приводится переписка Иннокентия IV с Даниилом Галицким, его братом, а также с Архиепископом России, Ливонии и Эстонии о приведении короля Даниила и всего народа к унии (a fidei unione). Но уже в 1257 году, папа Александр IV укоряет Даниила за уклонение от католичества. Дальнейшая их переписка неизвестна, так как после этого письма до 1284 года в сборнике Тургенева материалов нет, но в общем и оно поучительно.

Даниил Романович (12017-1264), сын Романа Галицко-Волынского, вел, говорят нам, сначала «скитальческую жизнь», вероятно в связи с крестовыми походами. Затем он женился на дочери Мстислава

Удалого и в 1223 году галичане призвали его к себе на княжение. Он, говорят нам, «поехал в „Орду“, где хорошо был принят ханом». Но ехать из Галиции в Заволжские степи, чтобы представиться какому-то князьку кочующих за Волгою монголов, было бы ему возможно только в припадке помешательства, а потому, как подтверждается и только что цитированным мною письмом папы, он ездил не в орду, а в орден (ordo), а затем после смерти Иннокентия IV и вступления на Римский трон папы Александра IV (1254-1261) он «отпал от Рима», чем и объясняется и первое, и второе из приведенных Тургеневым писем.

Интересно также и письмо Иннокентия IV в 1248 году к Александру Невскому со странным обращением: Доблестному мужу Алендру герцогу Суздальскому о соединении с католической церковью, и о связи с Тевтонским орденом против «тартар»...

Из слов «доблестному мужу Алендру герцогу Суздальскому» видно, что папа не считал Александра великим князем. Действительно, лишь только через четыре года после этого письма, в 1252 году Батя-хан, т. е., с нашей точки зрения, сам же римский папа Иннокентий IV утвердил его великим князем Владимирским. А до тех пор он в глазах папы мог быть только «преславным мужем», воевавшим на правах феодального владетеля со шведами и ливонскими рыцарями, как и остальные католические владетели между собою при «молитвах папской церкви за ту и за другую сторону». А что касается выражения «против тартар», т.е. адских людей, то тут могли подразумеваться даже и не татровцы, а просто магометане.

Вот все собранные Тургеневым выписки из «секретного Ватиканского архива» о русских делах за время Латинской империи на Балканском полуострове и натиска рыцарских и монашеских орденов на славянские и русские земли.

Мы видим, что они не только не опровергают, но самым настоятельным образом подтверждают мой вывод, сделанный на основании обстоятельного исследования русских летописей и приведения их сообщений в согласие с историко-географическими условиями, что никакого монгольского ига у нас не было, а было католическое иго, и что вплоть до отказа московского великого князя Иоанна III в 1480 году платить дань папской церкви (а не монголам) русские князья со времени взятия Царь-града крестоносцами, т. е. от 1204 по 1480 год, были униатами, а потом стали называть этот период «татарским», т. е. татрским или по-гречески - адским (тартарским) игом.

Из книги Ордынский период. Первоисточники [антология] автора Коллектив авторов

Летописные повести о монголо-татарском нашествии

Из книги Бей первым! [Главная загадка Второй мировой] автора Никонов Александр Петрович

Глава 3 ЦИТАТЫ, ЦИФРЫ И АРХИВЫ Тридцать пять тыщ одних курьеров! Николай Гоголь Один из смертных грехов Суворова – неправильное цитирование. Это, пожалуй, самое частое обвинение. Дескать, неверно предатель передает чужие слова! Перевирает их почем зря самым бесстыдным

Из книги ГУЛАГ. Паутина Большого террора автора Аппельбаум Энн

Архивы АКБ - Архангельская краеведческая библиотека, Архангельск АПРФ - Архив Президента Российской Федерации, Москва ВКМ - Воркутинский краеведческий музей, ВоркутаГАОПДФРК - Государственный архив общественно-политических движений и формирования Республики

автора Автор неизвестен

Русская девушка в татарском плену Как пошли красные девушки в лес по ягоды;Как все-то красные девушки ягод понарвалися,А одна-то красная девушка ягод не нарвалася,Не нарвалася красная девушка, она там оставалася.Заболела у красной буйная головушка,Как и тут-то красная

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Мать встречает дочь в татарском плену Как за речкоюДа за ДарьеюЗлы татаровеДуван дуванили.На дуваньицеДоставалася,ДоставаласяТеща зятю.Вот повез тещу зятьВо дикую степь,Во дикую степьК молодой жене.«Ну и вот, жена,Те работница,С Руси русскаяПолоняночка.Ты заставь ееТри

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Ватиканские реликвии Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками, ювелирами и скульпторами. В Ватикане собрано такое

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Ватиканские архивы о татарских временах Еще в 1841 году вышла в Петербурге книга А. И. Тургенева «Акты исторические, относящиеся к истории России, извлеченные из архивов и библиотек иностранных» с подборкой документов на латыни. Первый том содержит выписки из

Из книги Пираты автора Перье Николя

Из книги Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным автора Снайдер Тимоти

Архивы (с сокращениями, использованными в сносках)АВПРФ Архив внешей политики Российской Федерации (Москва)ДАР Державний архів Рівненської областіГАРФ Государственный архив Российской Федерации (Москва)ЦДАВО Центральний Державний архів вищих органів влади та

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Архивы Архив внешней политики РФ (АВП РФ)Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ)Госдарственный архив Российской Федерации (ГАРФ)Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ)Российский государственный архив древних актов (РГАДА)Российский

Из книги Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253 автора де Рубрук Гильом

ГЛАВА СОРОК ШЕСТАЯ Как призывал нас хан к себе в день Пятидесятницы. О Татарском вероисповедании. Беседа о нашем обратном пути В день Пятидесятницы сам Мангу–хан позвал меня пред свое лицо, равно как и того Туина, с которым я имел прение. Раньше чем мне войти, толмач, сын

1) непериодический сборник материалов по истории России до 1917, 1936 54, Москва, 10 номеров2)] Научный журнал по истории СССР Института истории АН СССР, 1955 62, 6 номеров в год … Большой Энциклопедический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ - «ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ», 1) непериодический сборник материалов по истории России до 1917, 1936 54, Москва, 10 номеров. 2) Научный журнал по истории СССР Института истории АН СССР, 1955 62, 6 номеров в год … Энциклопедический словарь

«Исторический архив» - 1) непериодический сборник материалов по истории России до 1917, 1936 54, Москва, 10 номеров. 2) Научный журнал по истории СССР Института истории АН СССР, 1955 62, 6 номеров в год. 3) Научно публикаторский журнал, с 1993, Москва. Учредители… … Энциклопедический словарь

Исторический архив - («Исторический архив»,) 1) непериодический сборник документальных публикаций по истории дореволюционной России. Издавался Институтом истории АН СССР в 1936 54 (10 выпусков). Главные редакторы: Б. Д. Греков (1936 53), А. А. Новосельский… … Большая советская энциклопедия

"ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ" - Непериодич. сборник документальных публикаций по различным вопросам истории дореволюц. России. Издавался Ин том истории АН СССР в 1936 54 (всего 10 вып.). Гл. редакторы: Б. Д. Греков (1936 53), А. А. Новосельский (1954). 2) Науч. журнал,… … Советская историческая энциклопедия

«Исторический архив» - ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ изд. Ин та истории АН СССР: 1) непериодич. сб. публикаций источников по истории дорев. России (М., 1936 54, 10 выпусков), гл. ред.: Б. Д. Греков (1936 53) и А. А. Новосельский (1954); 2) науч. публицистич. ж., изд. в Москве в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Исторический архив СССР - Исторический архив СССравни Центральный государственный (ЦГИА СССР) (набережная Красного Флота, 4), образован в 1925 как Ленинградский исторический архив, в 1929—1934 Ленинградское отделение Центрального исторического архива, в 1934 на его… …

Исторический архив СССР - Центральный государственный (ЦГИА СССР) (набережная Красного Флота, 4), образован в 1925 как Ленинградский исторический архив, в 1929 1934 Ленинградское отделение Центрального исторического архива, в 1934 на его базе созданы 4 архива… …

Исторический архив Ленинграда - Центральный государственный (ЦГИА Ленинграда) (улица Псковская, 18), основан в 1936 как Ленинградский областной исторический архив, с 1941 Государственный исторический архив Ленинградской области, с 1964 Ленинградский государственный исторический … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Исторический архив Ленинграда - Центральный государственный (ЦГИА Ленинграда) (улица Псковская, 18), основан в 1936 как Ленинградский областной исторический архив, с 1941 Государственный исторический архив Ленинградской области, с 1964 Ленинградский государственный… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Исторический архив Кёльна - Исторический архив города Кёльна (нем. Historisches Archiv der Stadt Köln) городской архив Кёльна … Википедия

Книги

  • Русский исторический архив , А.А. Кизеветтер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года (издательство "Орбис, Прага"… Купить за 1770 руб
  • Центральный Государственный Исторический Архив СССР в Ленинграде , . В настоящем Путеводителе по ЦГИАЛ аннотации составлены только на фонды более важные по содержанию и большие по объему. Кроме фондов, снабженных подробными аннотациями, довольно большая группа…