Главные герои произведения приключения чиполлино. Как рождались сюжеты сказок? Отсутствуют в оригинале, но есть в переводе

Чиполлино (Cipollino) – главный герой сказочной повести Джанни Родари (Gianni Rodari) "Приключения Чиполлино" (Le avventure di Cipollino), впервые опубликованной в 1951 году.


Вскоре книгу перевели на русский язык, и веселый и отважный сказочный персонаж очень полюбился советским детям. Русские малыши до сих пор знакомятся с этим неунывающим находчивым мальчишкой в переводе Златы Михайловны Потаповой под редакцией Самуила Яковлевича Маршака.

В 1961 году на студии "Союзмультфильм" вышел мультипликационный фильм режиссера-мультипликатора Бориса Дежкина; в 1964 появился диафильм о приключениях Чиполлино; а в 1973 году на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Тамары Лисициан с Сашей Елистратовым в главной роли. Более того, в 1974 году был поставлен балет для детей "Чиполлино" на музыку Карена Хачатуряна и либретто Геннадия Рыхлова, премьера которого состоялась в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко (National Opera of Ukraine).

Чиполлино – мальчик-луковка, и имя у него говорящее, от итальянского "cipolla", т.е. "лук". С виду он обычный мальчишка, только голова у него в форме луковицы, а вместо волос торчат зеленые стрелки. Вместе со всей своей многочисленной родней он живет в сказочной стране, все жители которой напоминают фрукты или овощи. На страницах сказки действуют злобный кавалер Помидор, незадачливый кум Тыква, профессор Груша, заносчивые графини Вишни и их племянник, маленький граф Вишенка, принц Лимон и его солдаты-Лимончики, ловкий адвокат Зеленый Горошек, мастер Виноградинка, девочка Редиска и, конечно, отец Чиполлино, старый Чиполлоне.

Однажды Чиполлоне случайно наступил на

ногу разнеженному принцу Лимону, и тогда его сочли опасным мятежником и приговорили к пожизненному заключению. Так Чиполлино узнал, что в тюрьмах его страны сидят сплошь честные люди, которых притесняют богачи, и решил вызволить отца и его товарищей. Чиполлино и его друзьям придется испытать множество приключений, но в конце истории злобные и глупые богачи и их подручные бегут из страны, а Чиполлино и его друзья строят новую счастливую жизнь. Неудивительно, что этот сюжет пользовался такой популярностью в Советском Союзе.

Впрочем, Чиполлино способен нравиться и сам по себе. Это живой и находчивый мальчишка из простой бедной семьи, который не понаслышке знает, что такое трудности, но никогда не сдается и не вешает нос. Он верный друг и всегда держит свое слово, он храбр и отважен, и даже горе Чиполлино умеет превратить в движущую силу. Он заплакал только раз, когда солдаты увели старого Чиполлоне в тюрьму, но после этого сразу же принялся за дело, обдумывая, как спасти отца от несправедливого приговора.

В 1952 вышло продолжение сказки, "Чиполлино и мыльные пузыри" (Cipollino e le bolle di sapone), но оно на русский язык не переводилось и практически неизвестно в странах бывшего Советского Союза (Soviet Union).

Когда в 1956 году вышел журнал "Веселые картинки", Чиполлино стал одним из участников Клуба Веселых Человечков, герои которого появлялись не только на страницах этого популярного детского журнала, но и в многочисленных мультфильмах об их приключениях.

Роли озвучивали см. ниже Композитор К. Хачатурян Мультипликаторы Б. Дёжкин, В. Долгих , В. Крумин , Ф. Епифанова , Р. Овивян , К. Чикин , С. Дёжкин , В. Карп , В. Бобров , В. Арсентьев , А. Солин , О. Столбова Оператор Е. Петрова Звукооператор Б. Фильчиков Студия Киностудия «Союзмультфильм » Страна СССР СССР Язык русский Длительность 40 мин. Премьера 28 июня IMDb ID 2474800 Аниматор.ру ID 2093

Музыка к мультфильму, написанная Карэном Хачатуряном , спустя 12-13 лет послужила основой для одноимённого балета , впервые поставленного в 1974 году .

Сюжет

Чиполлино (от итал. cipolla - «лук ») - сказочный мальчик-луковица. Вопреки общему мнению, что от лука текут слёзы, Чиполлино очень весёлый и добрый мальчик. Однажды во время шествия принца Лимона по улицам Чиполлино случайно наступил ему на ногу. Принц, придя в ярость, приказывает отыскать преступника. Старый Чиполлоне, отец Чиполлино, чтобы спасти сына, берёт его вину на себя, сказав, что он сам отдавил принцу ногу. Старика тут же хватают и арестовывают.

Чиполлино решает любой ценой спасти отца, в чём ему помогут друзья - юный граф Вишенка (наследник графинь Вишен), девочка Редиска, скрипач Груша и другие. Они также помогают куму Тыкве спасти его дом от притеснений управляющего графинь Вишен, жадного синьора Помидора.

Персонажи

  • Чиполлино - мальчик-луковка и главный герой. Его «волосы» являются своеобразным оружием: синьор Помидор, разозлившись, схватил Чиполлино за волосы, в результате чего последний выстрелил ему луковой кислотой в глаза, отчего Помидор заплакал. После ареста отца Чиполлино решил выручить его любой ценой и познакомился с новыми друзьями. Он попал в тюрьму, где воссоединился с отцом, а после этого вместе с ним и другими своими друзьями уничтожил жадного принца Лимона и прогнал его приспешников.
  • Чиполлоне - пожилой отец Чиполлино, луковица. Чтобы спасти своего сына, говорит принцу Лимону, что именно он отдавил ему ногу, за что попадает в тюрьму. Туда же попадает и его сын, где они воссоединяются.
  • Дядюшка Виноград - сапожник.
  • Редиска - девочка, подружка Чиполлино.
  • Кум Тыква - пожилой строитель. С разрешения графа Вишни построил на участке графинь Вишен свой домик, но был изгнан из него синьором Помидором.
  • Кума Тыквочка - маленькая родственница кума Тыквы. Была арестована вместе с Виноградом, Грушей и Тыквой. Дала тюремщику пощёчину, когда тот попытался обыскать её. В конце мультфильма во время строительства заложила кирпич.
  • Дядюшка Черника - пожилой мастер, плетёт корзины. По просьбе Чиполлино присматривал за спрятанным домиком Тыквы.
  • Принц Лимон - главный отрицательный персонаж и правитель страны. Это ему Чиполлино отдавил ногу, но Чиполлоне спас своего сына, взяв всю вину на себя. Впоследствии Лимон, узнав о том, что причиной всех невыгодных ему ситуаций в стране является Чиполлино, приказал арестовать его. Выступая на городской площади, Принц Лимон придумал налоги на осадки, а под конец пытался выстрелом из пушки уничтожить домик кума Тыквы, но орудие обернулось против него, и Лимон погиб от выстрела.
  • Синьор Помидор - вторичный отрицательный персонаж и управляющий графинь Вишен. Пытался выгнать кума Тыкву из его домика. После того как Чиполлино выставил его на посмешище, стал преследовать его и его друзей. В итоге, после гибели принца Лимона, бежал с позором и утонул.
  • Графини Вишни - аристократические дамы-вишни, связанные черенком, наподобие сиамских близнецов. Всегда ходят и говорят вместе, ужасаются каждому необычному событию. Тёти графа Вишенки. Любят его поругать, но при этом проявили заботу о нём, когда он заболел. После того как принц Лимон разорил весь их парк, они уехали за границу.
  • Граф Вишенка - мальчик-вишня, племянник и наследник графинь Вишен. Любознательный очкарик. Привык к тому, что его часто бранят тётушки. После знакомства с Чиполлино и Редиской стал им помогать. Во время побега графини Вишни также пытались увезти его против воли, но ему в самый последний момент удалось вырваться из кареты.
  • Кактус - садовник графинь Вишен и воспитатель графа Вишенки.
  • Земляничка - служанка графинь Вишен. Помогает графу Вишенке.
  • Профессор Груша - скрипач. Помог Чиполлино пройти в тюрьму, отвлекая надзирателя игрой на скрипке.
  • Мистер Моркоу - известный иностранный сыщик, одетый во всё чёрное. Вооружён тростью-зонтом. Действует в паре с собачкой Пылесосиком. Ловил Чиполлино: ему это почти удалось, но Пылесосик, не устояв перед искушением, бросается на уличную собаку и увлекает за собой Моркоу. Поняв, что операция провалена, мистер Моркоу сбегает из страны: он догоняет карету, в которой едут графини Вишни, и садится на задний облучок.
  • Пёс Мастино - жёлтый пёс, который должен был охранять домик Тыквы, отобранный у последнего синьором Помидором. Как только был посажен на цепь, стал мучиться от жажды. Чиполлино напоил его снотворным, и пёс заснул, что дало возможность Чиполлино с друзьями похитить домик и спрятать в лесу.
  • Пылесосик - небольшая собачка-ищейка. Действует в паре с сыщиком.

Создатели

Роли озвучивали

  • Нина Гуляева - Чиполлино
  • Сергей Мартинсон - принц Лимон / солдаты Лимончики
  • Владимир Лепко - один из Лимончиков
  • Алексей Полевой - кум Тыква
  • Григорий Шпигель - синьор Помидор / 1-й уличный сплетник
  • Вера Орлова - Редиска
  • Маргарита Корабельникова - граф Вишенка
  • Елена Понсова - графини Вишни
  • Георгий Милляр - мистер Моркоу / дядюшка Черника / 2-й уличный сплетник
  • Георгий Вицин - Кактус
  • Юрий Хржановский - собачка Пылесосик

Отличия от книги

  • Отсутствуют приключения в мире людей и эпизоды с медведями, птицами, пауками, Кротом и мышами, а также такие персонажи, как адвокат Горошек, огородник Лук Порей, тряпичник Фасоль, барон Апельсин, герцог Мандарин, доктор Каштан и другие.
  • В мультфильме Чиполлино называет сапожника «дядюшка Виноград», тогда как в книге мастера зовут Виноградинка.
  • В книге на ногу принцу Лимону наступает Чиполлоне, а в фильме - Чиполлино. При этом его отец берёт вину на себя.
  • В книге кум Тыква строит свой домик из 118 кирпичей, в фильме - из досок и нескольких кирпичей.
  • В фильме Чиполлино смутился гусеницы, которая пришла к нему, чтобы почистить восемь своих туфель, так как плата была назначена с одной персоны, а не с количества обуви. В книге фигурирует семейство Тысяченожек, при этом вся обувь была благополучно починена.
  • Графского пса по книге зовут Мастино, в мультфильме он безымянный.
  • В книге графини Вишни различаются по возрасту и росту, а в фильме - только по цвету платьев. Вдобавок они всегда ходят вместе наподобие сиамских близнецов , сросшись черенками, как у настоящих вишен.
  • Вместо синьора Петрушки воспитателем графа Вишенки является Кактус. В книге Петрушка - условно-отрицательный персонаж, а Кактус в мультфильме - положительный.
  • Пропущена сцена безрезультатного лечения Вишенки и его диалог с Земляничкой.
  • В книге собаку мистера Моркоу зовут Держи-Хватай, а в мультфильме - собачка Пылесосик. По сравнению с книгой, роль самого Моркоу менее значительна: в частности, отсутствует эпизод, в котором он в замке графинь Вишен ищет кровать с помощью компаса. Также в книге Моркоу постоянно изрекает рассуждения, тогда как в фильме он произносит только одну фразу, но уже после провала своей операции.
  • В фильме спрятанный в лесу домик кума Тыквы находит мистер Моркоу. В книге это делают солдаты Лимончики, тогда как о тайнике проговаривается синьор Горошек.
  • В фильме графини Вишни покинули замок ещё во время поисков беглецов, а в книге - после революции.
  • В мультфильме налоги на осадки устанавливает принц Лимон. В книге по прошению графинь Вишен это делает исполняющий обязанности судьи кавалер Помидор.
  • В книге принц Лимон спасается бегством. В мультфильме он из-за неумелого обращения с пушкой стреляет в самого себя.
  • В фильме синьор Помидор с Лимончиками совершают побег и тонут. В книге Помидор, отсидев свой срок в тюрьме, был отправлен на работу садовником.

Отсутствуют в книге, но есть в фильме

  • Когда солдаты Лимончики развесили портреты Чиполлино, Редиска принялась их разрисововать.

Издания

  • Данный мультфильм был выпущен в 1980-х годах на VHS-видеокассетах советской видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР», в 1990-х годах также на VHS компанией «Крупный план» и Studio PRO Video. В 2000-х годах мультфильм выпущен на DVD компанией «Крупный план».
  • В 1990-е годы на аудиокассетах изданием Twic Lyrec была выпущена аудиосказка к одноимённому мультфильму с текстом Александра Пожарова .

Литература

  • Фильмы-сказки: сценарии рисованных фильмов. Выпуск 6. - М. : Искусство, 1961. - 320 с. - 100 000 экз. - М. Пащенко «Чиполлино» - стр. 119. Иллюстрации и текст по мультфильмам.

Источники

Цитата из статьи:

Дежкин первым экранизировал «Чиполлино» - сказку замечательного итальянского сказочника Джанни Родари, так любимую нашими читателями и зрителями. Тут ничто не напоминает маски спортивных персонажей. С отличным вкусом и выдумкой созданы образы скрипача, очаровательной девочки-редиски, мальчика-луковки, других мирных, казалось бы, беззащитных персонажей. И все же они восстают против притеснений могучего синьора Помидора и принца Лимона и добиваются справедливости. Ясность сюжета, как всегда, не мешает режиссёру создать увлекательный фильм. Точность пластических характеристик, как всегда, поразительна.

Абольник О. Дёжкин Борис - Режиссёры и художники советского мультипликационного кино. М., 1984.

  • Энциклопедия отечественного кино - Борис Дёжкин, раздел ТЕКСТЫ

Ссылки

  • Чиполлино – весёлый герой грустной сказки Светлана Верхоланцева Статья на сайте Все ТУТ.ру

«Приключе́ния Чиполли́но» (итал. Il romanzo di Cipollino , ; в вышла как Le avventure di Cipollino ) - сказка итальянского писателя Джанни Родари .

Персонажи сказки - антропоморфные овощи и фрукты: сапожник Виноградинка, кум Тыква, девочка Редиска, мальчик Вишенка и т. д. Главный персонаж - мальчик-луковка Чиполлино , который борется против притеснений бедняков со стороны богачей - синьора Помидора, принца Лимона.

Сюжет

Отца Чиполлино - старого Чиполлоне - сажают в тюрьму за то, что он нечаянно наступил на мозоль принцу Лимону. Чиполлино обещает освободить отца из тюрьмы, для чего уходит из дома и путешествует по стране, где правят принц Лимон и графини Вишни. Он вступает в конфликт с кавалером Помидором - управляющим графинь, и приобретает новых друзей, с помощью которых в конечном счете одерживает верх над синьором Помидором, принцем и графинями.

Персонажи

Персонаж Оригинальное имя Описание
главные герои
Чиполлино Cipollino Мальчик-луковка и главный герой сказки. Может довести до слёз любого, кто дёрнет его за волосы.
Чиполлоне Cipollone Отец Чиполлино. Арестован за «покушение» на принца Лимона, так как наступил последнему на мозоль .
Принц Лимон Il Principe Limone Правитель страны, где происходили события.
Синьор Помидор Il Cavalier Pomodoro Управитель и эконом графинь Вишен. Главный враг Чиполлино и главный антагонист повести.
Земляничка Fragoletta Служанка в замке графинь Вишен. Подружка Вишенки и Чиполлино.
Вишенка Ciliegino Юный граф (в оригинале - виконт), племянник графинь Вишен и друг Чиполлино.
Редиска Ravanella Деревенская девочка, подружка Чиполлино.
жители деревни, принадлежавшей графиням Вишням
Кум Тыква Sor Zucchina Друг Чиполлино. Старик, который построил себе домик настолько маленький, что едва в нём помещался.
Мастер Виноградинка Mastro Uvetta Сапожник и друг Чиполлино.
Горошек Sor Pisello Деревенский адвокат и подручный кавалера Помидора.
Профессор Груша Pero Pera Скрипач и друг Чиполлино.
Лук Порей Pirro Porro Огородник и друг Чиполлино. Носил усы настолько длинные, что его жена использовала их в качестве верёвок для сушки белья.
Кума Тыквочка Sora Zucca Родственница кума Тыквы.
Фасоль Fagiolone Тряпичник. Вынужден был катать на своей тачке брюхо барона Апельсина.
Фасолинка Fagiolino Сын тряпичника Фасоли и друг Чиполлино.
Картошечка Patatina Деревенская девочка.
Томатик Tomatino Деревенский мальчишка.
обитатели замка графинь Вишен
Графини Вишни Старшая и Младшая Contesse del Ciliegio Богатые помещицы, которым принадлежит деревня, где проживают друзья Чиполлино.
Мастино Mastino Сторожевой пёс графинь Вишен.
Барон Апельсин Il Barone Melarancia Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Старшей. Ужасный обжора.
Герцог Мандарин Il Duchino Mandarino Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Младшей, шантажист и вымогатель.
Петрушка Don Prezzemolo Домашний учитель графа Вишенки.
Мистер Моркоу Mister Carotino Иностранный сыщик.
Держи-Хватай Segugio Собака-ищейка мистера Моркоу.
доктора, лечившие графа Вишенку
Мухомор Fungosecco
Черёмуха Nespolino
Артишок Carciofo
Салато-Шпинато Il professor Delle Lattughe
Каштан Marrone «Его называли доктором бедняков, потому что он прописывал больным очень мало лекарств и платил за лекарства из собственного кармана».
другие персонажи
Лимоны, Лимонишки, Лимончики I Limoni, i Limonacci, i Limoncini Соответственно свита, генералы и солдаты принца Лимона.
Огурцы I cetrioli В стране Чиполлино они заменяли лошадей.
Тысяченожки
Кум Черника Il sor Mirtillo Друг Чиполлино. Проживал в лесу, где охранял домик кума Тыквы.
Генерал Мышь-Долгохвост (впоследствии Бесхвостый) Главнокомандующий армии мышей, водившихся в тюрьме.
Крот La Talpa Друг Чиполлино. Помогал мальчику освобождать заключённых.
Кот Был арестован по ошибке, и в камере объелся мышами.
Медведь L"Orso Друг Чиполлино, которому мальчик помогал освобождать родителей из зоопарка.
Слон L’Elefante Обитатель зоопарка и «старый индийский философ». Помог Чиполлино освободить медведей.
Сторож зоопарка
Попугай Il Pappagallo Обитатель зоопарка. Повторял в искажённом варианте всё, что слышит.
Обезьяна Обитательница зоопарка, в клетке которой Чиполлино был вынужден просидеть два дня.
Тюлень La Foca Обитатель зоопарка. Крайне вредное существо, из-за которого Чиполлино попал в клетку.
Дровосек
Хромоног Ragno Zoppo Паук и тюремный почтальон. Хромает из-за радикулита, развившегося вследствие долгого нахождения в сырости.
Семь с половиной Sette e mezzo Паук и родственник паука Хромонога. Половину восьмой лапки он потерял при столкновении со щёткой.
Воробей Полицейский для насекомых.
Горожане
Крестьяне
Лесные воры Звонили в колокольчик кума Черники, чтобы собственными глазами убедиться в том, что красть у него нечего, и тем не менее не уходили с пустыми руками.
Дворцовые слуги
Тюремные мыши Армия генерала Долгохвоста.
Волки Покушались на пальчики кумы Тыквочки.
Животные из зоопарка
Железнодорожники
Арестанты
Насекомые

Переводы

На русском языке повесть известна в переводе Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака . При этом были пропущены или изменены некоторые фрагменты:

  • Солдаты Лимончики опрыскивают бедняков «цветочным одеколоном, фиалковой эссенцией и даже самой лучшей розовой водой». В оригинале это были одеколон, фиалковые духи и эссенция болгарской розы, лучшая из всех.

Отсутствуют в оригинале, но есть в переводе

  • Слов о том, что на ногах у принца Лимона были изрядные мозоли, в оригинале нет.

Экранизации

Театральные постановки

Напишите отзыв о статье "Приключения Чиполлино"

Примечания

Отрывок, характеризующий Приключения Чиполлино

– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.

В художественной мировой литературе существует множество сказок для детей, которые имеют свое авторство. Среди них и эта замечательная и любимая многими детьми в России - про озорного и веселого Чиполлино, мальчика-луковку. Наряду с другими сказочными персонажами, его образ навсегда завоевал внимание и доверие ребят как воплощение романтики справедливости и крепкой дружбы. А сказка настолько полюбилась детям, что стала настольной книжкой у нескольких поколений россиян и до сих пор, наряду с такими, как «Приключение Буратино» или «Красная шапочка», к примеру, входит в круг активного детского чтения.

Кто написал «Чиполлино»

Несмотря на всю известность данного произведения, некоторые ребята не знают, кто автор сказки, а некоторые думают, что она народная. И в этом есть определенная доля истины. Ведь в ней задействованы смекалка и смелость, доброта и наивность народных персонажей Италии. Но, невзирая на некоторую стилизацию, она имеет конкретное авторство. Кто написал «Чиполлино»? Автор данного произведения - Джанни Родари. Непросто складывалась судьба будущего писателя и борца за коммунистические идеалы.

Тот, кто написал сказку «Чиполлино»

Джанни был сыном простого итальянского булочника. Его отец Джузеппе покинул мир, когда маленькому Родари было всего десять лет отроду. Детство писателя прошло в деревне Варесотто. Известно, что с детства мальчик увлекался музыкой (игрой на скрипке) и чтением книг, рос болезненным и довольно часто хворал. Три года он отучился в семинарии, посещал занятия на факультете филологии в Милане. Выучившись, тот, кто написал «Чиполлино», стал учителем (уже в 17 лет начал преподавать в сельских младших классах).

Участие в антифашистском сопротивлении

Во время войны Джанни из-за слабого здоровья освобождается от армейской службы. Восприняв идеи коммунизма, он участвует в антифашистском сопротивлении и в 1944-м вступает в коммунистическую партию Италии.

Послевоенные годы

После Второй мировой Джанни Родари работает обозревателем в «Унита», газете итальянских коммунистов. А в 1950-м назначен редактором детского журнала. В 1951 издает первый свой детский поэтический сборник, который назывался «Книжка веселых стихов». А затем - и свою известную в будущем сказку.

Русский перевод произведения

Теперь многие знают, кто написал «Чиполлино». Но в 1953 г., когда сказка впервые появилась в СССР в переводе Потаповой, о молодом итальянском авторе мало кто слышал. Но произведение сразу же полюбилось и маленьким читателям, и литературным критикам. Книжки с рисунками издаются миллионными тиражами. А на студии «Союзмультфильм» в 1961 г. снимают мультфильм по мотивам произведения. В 1973 г. - фильм-сказку «Чиполлино» (где автор сыграл себя самого, сказочника-выдумщика). Произведение стало настолько популярным, что было включено в школьную программу для советских школьников. Джанни Родари, тот, кто написал «Чиполлино», неоднократно приезжает в СССР, где к нему относятся с любовью и уважением.

Всемирная известность

В 1970 г. детский писатель вошел в круг самых читаемых авторов для малышей и получил очень престижную премию имени другого сказочника - Андерсена. Она принесла ему поистине всемирную известность. А веселый и справедливый мальчик-луковка стал одним из любимых героев ребят по всей планете. Его книги (не только «Приключение Чиполлино», но и детские стихи, рассказы и другие произведения) издаются на многих языках мира, и всегда дети их с большим удовольствием читают. В нашей стране стихи Родари увидели свет в не менее талантливых переводах Маршака, Акима, Константиновой.

Клуб Веселых Человечков

В Советском Союзе главный герой одноименного произведения стал членом воображаемого Клуба Веселых Человечков (учрежденного журналом «Веселые картинки»), который состоит из любимейших детьми героев книг, фильмов, мультфильмов.

Веселый и неугомонный Чиполлино стал любимым литературным персонажем многих поколений читателей. За удивительными приключениями храброго, бесстрашного героя юные читатели с увлечением следят, забывая о том, что Чиполлино и его большая луковая семья - всего лишь выдумка талантливого писателя, плод его безудержной фантазии.

Озорной мальчуган-луковка

Отважный мальчик-луковка из повести-сказки Джанни Родари “Приключения Чиполлино” помогает освободиться от власти жестокого принца Лимона жителям своей страны. Непоседливый и добродушный мальчуган никогда никого не обманывает и защищает слабых.

Он такой же, как все мальчишки. Но туго приходится тому, кто решит потаскать его за чуб. У обидчиков из глаз сразу начинают бежать потоки слез. Сам Чиполлино заплакал только однажды, когда солдаты принца Лимона арестовали его отца. Но отважный мальчуган не побоялся выступить против них, приобрел много друзей. и они освободили страну от жестоких правителей.

Перед читателями - обычный мальчик из простой семьи, наделенный лучшими качествами: честностью, отвагой. Он стал символом дружбы и преданности для юных читателей. Сильные мира сего усмотрели в сказке политический посыл, и долгое время во многих странах эта книга была под запретом.

Но в СССР эта сказка получила широкую популярность. В 1953 году она была переведена на русский язык, вскоре был снят мультфильм и фильм-сказка о веселом и добродушном мальчугане-луковке. И вряд ли нашелся бы человек, который не знал, кто написал “Чиполлино”.

Итальянский писатель умел так переплести реальную жизнь и фантазию, что юные читатели видели в нем добродушного и веселого волшебника, который играет с ними в увлекательную игру.

Как рождались сюжеты сказок?

Свою знаменитую повесть Родари написал в конце сороковых годов. Она стала отражением того времени. Тяжелые послевоенные годы, повсюду нищета, многие не всегда ели досыта. Но тот, кто написал “Чиполлино,” пытался сказать детям, что даже когда все плохо и кажется, что изменить к лучшему ничего нельзя, отчаиваться не надо. Обязательно найдется выход.

У героев повести о Чиполлино были и реальные прототипы. Конечно, он обличал не конкретных людей, а человеческие пороки - лицемерие, алчность, жадность и невежество. То, что Родари не любил в людях больше всего, он высмеивал в своих произведениях. Особенно его раздражали личности, которые не желали самосовершенствоваться и узнавать окружающий мир.

В произведениях Родари ищут глубокий смысл литературные критики, проводят параллели между реальными образами и событиями тех лет. Например, о XX съезде КПСС говорится, якобы, в сказке про Джельсомино. Друзья и коллеги писателя с удовольствием говорят, что в принце Лимоне угадывается Б. Муссолини, бывший в те годы премьер-министром Италии.

На самом деле тот, кто написал “Приключения Чиполлино”, очень любил детей. Еще работая в газете “Унита”, для самых маленьких читателей Родари придумал специальную рубрику. Они с коллегами сочиняли стишки и считалочки для детей. Рубрику назвали “Линопикко” (от “пикколино” - маленький). Ему нравилось писать для детей.

Родари был очень наблюдательным человеком, и сказки приходили к нему спонтанно. Он мог услышать разговор женщин о том, что они купили на рынке. Что-то из беседы зацепило - сюжет готов. Супруга писателя рассказывала, что именно так родился Чиполлино.

Чтобы не забыть интересный сюжет, Родари носил всегда с собой блокнот и ручку. Если в голову пришла идея, мог тут же присесть и начать писать. Придуманные сюжеты он рассказывал окружающим, чтобы посмотреть на их реакцию. Дочка Паола зачастую была первым слушателем. Джанни смотрел, как она его слушала, на что реагировала, какие вопросы задавала. И писатель решал, что делать с сюжетом дальше - подправить или оставить как есть.

Другие сказки Джанни Родари

В Италии Родари долгое время был известен в качестве журналиста. Всемирную известность как писатель он получил после переводов его произведений на русский язык. Со временем на родине литератора его произведения стали включать в школьную программу. В 1967 году Родари признан в Италии лучшим писателем. А в 1970 году замечательный автор - тот, кто написал сказку «Чиполлино» и много других увлекательных историй для детей - получил за свои произведения высокую награду, Золотую медаль им. Андерсена. Родари придумал еще несколько замечательных сказок.

  • В 1952 году вышла в печать книга “Приключения Голубой стрелы”. В сказочной повести речь идет о рождественском путешествии игрушечного поезда. Главные герои книги - дети бедняков, которые часто остаются без подарков, даже на такой праздник, как Рождество. Героям книги предстоят приключения на поезде “Голубая стрела”. Они обретут новых друзей, отважно будут сражаться с врагами. Преодолеть трудности им помогут смелость и честность.
  • “Джельсомино в стране лжецов”. Повесть, опубликованная в 1959 году, рассказывает о мальчике Джельсомино с очень громким голосом, способным стены разрушать. Мальчик отправляется путешествовать и попадает в Страну Лжецов, в которой, по приказу короля, все жители этой страны обязаны лгать. И мальчик все берет в свои руки.
  • Сказка “Торт в небе”, написанная в 1966 году, повествует о необычном предмете, который однажды приземлился на холм в местечке Трулло. Оказалось, это торт. Огромный, со взбитыми сливками и орешками, с шоколадом и засахаренными вишнями. Девочка Аличе, озорная героиня сказки, стала персонажем еще нескольких сказок Родари.

Перу этого автора принадлежат такие произведения, как «Жил-был барон Ламберто», «Джип в телевизоре», «Бродяжки», «Поезд стихов», а также другие повести и рассказы. Тот, кто написал «Чиполлино» и познакомил юных читателей с находчивым, храбрым мальчиком-луковичкой, создал и других незабываемых персонажей. Герои Родари неизменно преподают своим маленьким читателям уроки добра, честности, справедливости.

Биография автора

Джани Родари (тот самый, кто написал «Чиполлино») родился в местечке Оменья на озере Орта 23 октября 1920 года, куда приехали работать его родители из провинции Варесе. Джанни был необщительным ребенком. Он рано остался без отца. Пекарь Джозеф умер от пневмонии, когда маленькому Джанни было десять лет. Мать вернулась с детьми в Гавирате, свою родную деревню, где семья прожила до 1947 года.

Учился Родари в духовной семинарии. Там детей из бедных семей учили, а также помогали им одеждой и питанием. Здоровье Джанни с детства было слабым, и чтобы не скучать дома, он много читал, учился играть на скрипке. В семнадцать лет Родари получил диплом преподавателя и стал работать учителем в школе.

Во время войны Джанни был участником Сопротивления, вступил в Коммунистическую партию. В 1948 году устроился журналистом в газету «Унита» и тогда же начал писать книжки для детей.

С будущей супругой Джанни познакомился в 1948 году в Модене, куда приехал на парламентские выборы в качестве корреспондента. Мария-Тереза работала там секретарем. В 1953 году они поженились, в 1957 у них родилась единственная дочь Паола.

Всемирное признание

Мировую известность персонажи сказок получили еще при жизни своего создателя. В фильме-сказке о храбром мальчугане-луковке снялся и сам Джанни Родари - тот, кто создал трогательного и непоседливого героя; тот, кто написал «Чиполлино». Автор сыграл в фильме самого себя.

Мальчик Чиччо - персонаж стихов и сказок Родари, стал героем мультфильма «Мальчик из Неаполя». Мультипликационный фильм «Рассеянный Джованни» создан по мотивам сказки La passeggiata di un distratto. «Приключения Голубой стрелы» также не остались незамеченными и послужили сюжетом для двух мультфильмов.

Экранизированы повести о Чиполлино и Джельсомино. Сказка «Торт в небе» легла в основу одноименного фильма и оперы. Именем известного писателя, подарившего миру замечательных героев, назван астероид, открытый в 1979 году.