И. Бунин «Розы

Иван Алексеевич Бунин «Розы »

Введение

Прежде чем приступить к работе, вспомните:

В каком разделе вы начали работать? (Природа летом)

В каких жанрах они писали?

(Есенин-стихотворение, Чехов-повесть, Толстой- повесть, Тургенев- стихотворение в прозе)

Какого писателя вы видите на портрете? Известен он вам?

http://zvukokniga.ucoz.ru/bunin.jpg

Какие-то его произведения вы читали? Что слышали о нем?

А сейчас давайте дополним о нем информацию:

Иван Бунин - знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии, которую вручают за большие заслуги в литературе. Родился в 1870 году в Воронеже, в небогатой дворянской семье. Детство и юность провел в деревне. Начальное образование получил в домашних условиях, учителя приходили домой, так было принято раньше (обучал домашний учитель). Затем учился в гимназии.

Бунину нравились стихотворения Пушкина и Лермонтова. Он, как и они, свои стихотворения начал писать рано, в 17 лет.

Жизнь его сложилась так, что он долгое время жил вдали от Родины.

Почти вся его жизнь состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Но, несмотря на то, что он находился вдали от Родины, Бунин продолжал писать различные произведения и мечтал вернуться в Россию . К сожалению, до смерти это писателю так это и не удалось сделать.

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить.
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года.

- Определите поэтический жанр: небольшое произведение, написанное стихами, которое отражает внутренние чувства человека. (Стихотворение)

Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке! )

Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс? (Розы, лилии)

Как вы думаете, о чем же будет идти речь в стихотворении « Розы» И.Бунина? (О розах, о природе)

Посмотрите на картинку, что вы видите? (Розы).

http://www.fonstola.ru/pic/201301/1600x900/fonstola.ru-86793.jpg

Какие же они красивые! Чем они отличаются? (Цветом)

Какие цвета вы видите? (Красный, розовый, желтый, белый)

Знаете ли вы, что определенный цвет роз, имеет свое значение?!

Розы могут сказать о многом и прежде всего о чувствах человека. Выбирают эти цветы в качестве подарка.

Белый цвет -символ чистоты, честности.

Красный цвет - символ настоящей любви. Также их преподносят в знак восхищения и уважения. Запах красных роз удивителен по-своему.

Желтый цвет - символ радости, счастья, дружбы.

Розовый цвет - символ симпатии, гордости, вежливости, чувство восхищения и нежные эмоции.

Словарная работа

Лепились - располагались.

Лазурь - светло-синий цвет.

Сумрак - темный, мрачный

Истома - чувство приятной расслабленности.

Зыбкий - неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.

Томные - тяжкие.

Очами -глазами.

Первичное восприятие текст

О чем стихотворение? (О летнем дне, о розах)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение)

Какое природное явление нарисовал Бунин? (Картина летней грозы)

В каких произведениях вы уже знакомились с этим природным явлением?

Какая она (гроза): Страшная, как у Чехова? Долгожданная и живительная,как у А.Толстого? Стремительная,как у Тургенева?

Нет. А какая она? (Гроза у Бунина не страшная, не долгая, она, как утреннее умывание…)

Откуда наблюдает поэт картину, которую описывает в своем стихотворении? (Из своего окна)

Вторичное чтение и анализ

Что такое строфа? (Это повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (это одна строчка, одно предложение), связанных по смыслу, по интонацию).

Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день - это какой? (Летний, солнечный, жаркий день)

С чем сравнивает Бунин розы? Какого они цвета? (Розы похожи на чаши - большие, круглые. Они «полные огня» - то есть, алые, красные.)

Как поэт говорит о доме? Что значит сумрак? (Дом тёмный, сумрачный, мрачный, а розы его украшают)

Почему нас не пугает, не портит нашего настроения этот «прохладный сумрак дома»? (В нём прохлада, там можно укрыться от жары, в его окна «глядит зелёный сад», о саде говорится как о живом существе)

Что значит «знойный сад»? (Он залит солнечным светом)

Еще раз вспомните, что означает слово «истома». (Чувство приятной слабости, расслабленность, усталость, вялость)

- «Истома струила сладкий аромат». Что это за аромат сена? Почему он сладкий? (Запах трав, цветов, он очень приятный)

Выберите слова, которые рисуют нам летний день. (Знойный, душная, сладкий, пламенный - из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)

Такие слова в литературе называются эпитеты-художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.

Найдите в 3-ей строфе глаголы, с помощью которых автор передает звуки? Прочитайте их. (Грохотал, пели, звенели, день сиял)

А в этой строфе Бунин рисует картину летней грозы. Какая она? (Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание)

http://img-fotki.yandex.ru/get/9155/98861842.18/0_84f58_75a9e16b_XXXL.jpg

-«Потоки голубых ливней шумно пробегали» - О чем это говорит? Долгой ли была гроза? (Ливень быстро проходил, омыв землю)

Что означает «млели розы»? (В состоянии истомы, расслабления)

И снова мы видим розы - прекрасные цветы, но какие они теперь? (Они завяли)

Недолгая жизнь у цветов. И всё же, какими мы видим розы? (Они улыбаются сквозь слёзы, глазами полными огня).

Что это за слезы? (Капли дождя)

Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы? (Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят)

Можно ли сказать, как относится к розам сам поэт И. Бунин? (Он их любит и сожалеет об их короткой жизни)

Обобщение

Какой же летний день у Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома - и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы - это подлинная красота жизни.)

Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. (Одна роза - это одиночество, слишком тоскливо. Две - близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе. Помогать друг другу.)

Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это произведение? Что он чувствовал? (Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами - их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы)

В записках автора есть одна фраза: “начинается пора прелестных облаков”. Бунин очень любил работать летней порой - “порой облаков”, “ порой дождей”, “порой цветения”. Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь цвет и свет, чувствуешь запахи и слышишь звуки

Рассмотрите иллюстрацию в книге на стр.101.

Согласны вы с тем, как проиллюстрировал художник это стихотворение? (Радуга - предвестник чуда, счастья!)

Какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

Почему же И.А.Бунин назвал своё стихотворение “Розы”, а не летний день? Как вам кажется? (Розы вдохновляли поэта на творчество!)

Итоги

Прочитали стихотворение Ивана Бунина, проанализировали, узнали, о чем это стихотворение.

ИСТОЧНИК

http://konkurs-krugozor.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/12d2/0003e361-4c63bcba.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/29/bunin_i.a._rozy.pptx

http://all-biography.ru/wp-content/presentations/

На этом уроке вы познакомитесь с творчеством Ивана Бунина и его произведением «Розы», проанализируете это стихотворение по строфам, узнаете, что хотел сказать автор своими стихами.

Иван Алексеевич (рис. 2) был прозаиком, поэтом и переводчиком. Он очень любил работать летней порой. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки природы.

Рис. 2. Иван Бунин ()

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши, полные огня.
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи - день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

У Бунина нарисована картина летней грозы. Она не страшная и недолгая. Она как утреннее умывание.

Проведём анализ стихотворения по строфам.

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -

Две чаши, полные огня (рис. 3).

Лазурь - светло-синий цвет.

Розы похожи на чаши: круглые и большие. Они полные огня, алые и красные.

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат
(рис. 4).

Истома - полная расслабленность, чувство приятной слабости, томление.

Знойный, душная, сладкий, пламенный - из этих слов-признаков (имён прилагательных) складывается картина очень жаркого летнего дня.

Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы
(рис. 5),
Звенели мухи - день сиял.

Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их.

Зыбкий - неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.

А вот и первая гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали, то есть ливень быстро проходил, омывая землю.

И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня
(рис. 6).

Томные - устало-нежные.

Слёзы - это капли дождя, но ливень не погасил огня, розы всё так же горят.

Рассмотрите, каким представляет читателям день Иван Бунин:

  1. Пламенный
  2. Жаркий
  3. Душный
  4. С истомой
  5. День сиял
  6. Грохотал гром
  7. Лились потоки голубых ливней

Поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх, потому что одна роза олицетворяет одиночество, нечто тоскливое, а две розы - близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу (рис. 7).

В своём стихотворении Иван Бунин радуется жизни, красоте лета, восхищается розами. Он любуется гармонией и красотой природы.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1, 2. - М. Просвещение, 2013.
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. - «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. - «Астрель», 2014.
  1. Citaty.su ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Kursoteka.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие картины летнего дня всплывают при чтении стихотворения «Розы»?
  2. Провести анализ стихотворения «Розы» по строфам.
  3. Выучить наизусть стихотворение «Розы» И.А. Бунина.

«Розы» Иван Бунин

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения Бунина «Розы»

Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же писал стихи, большинство из которых носили лирический характер. Среди них – произведение «Розы», созданное примерно в 1903-1904 годах.

Посвящено оно двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая «две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так как поэт сравнивает цветы с живыми людьми, которые неожиданно сводит судьба. И когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по своей красоте чувство, именуемое любовью. Тогда окружающий мир меняет свои очертания и кажется особенно прекрасным тем, кто испытывает подобное чувство.

Именно в это время поэт расстается со своей супругой Анной Цакни и переживает несколько бурных, но кратковременных романов с другими женщинами. Поэтому он наслаждается летним зноем, зеленью сада и с удовольствием вдыхает «сладкий аромат» роз, которые зацвели под его окном.

Даже легкий летний дождик не в состоянии омрачить лирическое настроение автора, который радуется каждому мгновению очень короткой и, в то же время, бесконечно долгой жизни. Он подмечает каждую мелочь, которая вызывает улыбку, и понимает, что раньше все это великолепие попросту терялось в повседневной суете. Сравнивая розы с людьми, Бунин все же искренне завидует цветам, так как они обречены всегда быть вместе. Только человеческая рука способна срезать эти роскошные, едва распустившиеся бутоны, однако поэт предпочитает этого не делать, любуясь красотой роз на расстоянии.

«И день сиял, и млели розы, головки томные клоня, и улыбалися сквозь слезы очами, полными огня», — отмечает поэт, чувствуя, что испытывает нечто подобное в обществе своей очередной возлюбленной. Он знает, что эти чувства недолговечны, и исчезнут, возможно, гораздо раньше, чем отцветут розы под окном. Однако то не пугает автора, который уже успел понять простую истину: в этой жизни нет ничего вечного. Поэтому глупо сожалеть о прошлом и мечтать о будущем, которое так призрачно и эфемерно. Гораздо проще жить сегодняшним днем и получать от него все, что он может дать человеку – радость, вдохновение, любовь, романтические встречи и ощущение бесконечного счастья, которое является сладкой иллюзией.