Интегрированный урок истории россии и права "казачий мир". Рассказ о казачьих символах

План. 1.Предпосылки возникновения казачества. 2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. 3. Освободительная война украинского народа гг. 4.Ликвидация польско-шляхетского режима. Организация государства. 5.Ликвидация Гетьманщины и Запорожской Сечи.


1. Предпосылки возникновения казачества. Первое письменное упоминание слова «казак» относится к концу ХVI в. В переводе с тюркского обозначает «свободный вооруженный человек». Украинское казачество возникло в тяжелое для украинского народа время, когда Украина утратила свою государственность, а ее земли захватили несколько государств (Литва, Польша, Россия)








В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие


В итоге: к XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в сер. XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".


Дми́трий Ива́нович Вишневе́цкий (Ба́йда) ()


Для защиты от турецко-татарских набегов Вишневецкий, объединив казаков, примерно в годах на собственные средства построил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок, который историки считают прототипом Запорожской Сечи.


2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ) самоуправляющаяся военная организация и военный и административный центр украинского казачества, который находился в XVIXVIII веках за Днепровскими порогами.



По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Все Сечи существовали, сменяясь одна другую. Как правило, Сечь располагалась вблизи переправы через Днепр. Так легче было контролировать набеги крымцев на Правобережную Украину.


Список Запорожских Сечей: 1. Хортицкая, гг. 2. Томаковская, гг. 3. Базавлуцкая, гг. 4. Никитинская, гг. 5. Чёртомлинская, гг. 6. Каменская, гг. 7. Алёшкинская, гг. 8. Новая (Подпольненская), гг.


Условия приёма в Сечь он должен был быть вольным и неженатым; должен был хорошо говорить украинской речью; исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы; прибывший в Сечь должен был пройти полное обучение (изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству»).


Войсковое и территориальное деление В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие «рота».




Административные и судебные власти в Войска Запорожского Всего начальствующего состава на Сечи насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.






3. Освободительная война украинского народа гг. В 1648 г. украинский народ под проедводительством Б. Хмельницкого начал национально-освободительную войну против иностранного господства, за создание собственного государства.


Богдан Хмельницкий ()


Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий (27 декабря 1595, Суботов 4 (15) августа 1657, Чигирин) гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, организатор и идейный вождь восстания запорожских казаков против владычества Речи Посполитой, результатом которого, в процессе девятилетней борьбы, стало основание нового государственного формирования Войска Запорожского, которое в составе Речи Посполитой (формально) и потом России просуществовало до конца XVIII века.










Периодизация: гг. (Зборовское соглашение, власть гетьмана распространялась на Киевское, Брацлавское, Черниговское воеводства) гг. (Белоцерковский договор, власть гетьмана сохранялась только в Киевском воеводстве) гг. (Переяславское соглашения, союз Украины и России).


4. Ликвидация польско-шляхетксого режима. Организация государства Генеральный совет В ходе национально-освободительной войны на освобожденных землях от власти Польши землях начала создаваться украинская государственность. Высшим законодательным органом государства стал Генеральный совет – общий совет всего войска.


Со временем на смену Генеральному совету пришел Старшинский совет,который состоял из полковников и генеральной старшины (рассматривал все вопросы международной политики, утверждал городские привилегии и смертные приговоры). Исполнительная и судебная власть принадлежала гетьману (издавал уневерсалы, занимался финансовой системой, проводил мирные переговоры, был главнокомандующим)


Руководить всеми делами внутреннего управления и внешней политики гетьману помогала генеральная старшина (генеральный писарь, обозный, два есаула, два судьи). Столице стал г. Чигирин. Вся территория поделена на полки, который возглавлял полковник (полковая старшина). Полки делились на сотни (сотник и сотенная старшина). Сотни на курени (выборный отаман). 33 Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи. Перед судом были равны все начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались убийство казаком казака.
5. Ликвидация Гетьманщины и Запорожской Сечи. В 1772 г. была создана Малороссийская коллегия, которая решала все дела Гетьманщины, и ограничивала власть гетьмана. После смерти И. Соропадского, Петр I назначил П. Полуботок. В 1734 г. императрица Анна Иоанновна запретила избиать гетьманов. Была создана коллегия «Правление гетьманского правительства», которая стала высшим органом власти Гетьманщины. Ее возглавлял русский князь
1750 г. по приказу Елизаветы наказной гетьман Кирил Розумовский; 1764 г. генерал-губернатор Петр Румянцев; 1765 г. – ликвидация казацкого самоуправления 1796 г. на территории гетьманщины создана Малороссийская губерния г. Россия получила выход к Чорному морю; 1775 г. Запорожская Сечь ликвидирова.


Открытый урок

по «Истории казачества»

Тема : « Судьба казачества в истории России »

Подготовили:

классный руководитель 3 «А» класса Попкова М.Н.

Открытый урок

"Судьба казачества в истории России"

Эпиграф : “Для того казак родился, чтоб на службе пригодиться”. (поговорка)

“Любить Историю нам велит Природа, Бог, а знать её – вот честь, достоинство долг” (Из тобольской летописи)

Учитель. На наш классный час пришли гости – это казаки Северского казачьего общества.

Выступление казаков.____________________________________

У каждой страны есть свои герои. Бесстрашные и бескорыстные. В Европе - это рыцари, закованные в латы. На западе, в Америке - ковбои, в Японии - самураи. А кого в России можно назвать героем?

Каким был он – русский герой? Сразу вспоминаются былинные богатыри – ровесники самураев и рыцарей.

И перед глазами встают образы героев картины В. В. Васнецова “Три богатыря”.

В памяти народной сохранились их имена.

Назовите их…

Слева - Добрыня Никитич, обнажающий меч.

Справа – Алеша Попович, держащий перед собой лук.

А в середине – самый могучий и храбрый богатырь – Илья Муромец.

Много былин было сложено о его подвигах.

А как же называли его в былинах?

А прозвание его было – “старый казак”.

Почему “старый” - понятно. Всё-таки с бородой.

А вот почему казак?

Вопросы. Кто такие казаки, если народ даровал им высшую честь называть казаком самого сильного своего богатыря – самого известного своего героя?

Ответить на эти вопросы помогут нам сегодня учащиеся:

а) казаки со своим атаманом Ермаком – из 7 “к” класса

б) представители “Боярской Думы” во главе с Грозным царем Иваном IV – из 7 “б” класса

в) беспристрастные летописцы – из 7 “а” класса

В начале 17 века казачьи станицы на Дону объединились в войско Донское. Свою независимость донские казаки выражали старинной поговоркой: “Здравствуй, царь в каменной Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону”.

Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Собираясь в поход, казаки выбирали походного атамана и его помощников – есаула, полковников и сотников, которые по возвращению, слагали с себя полномочия. Выборным было и духовенство.

Учитель. Да, казак – это особый образ жизни и образ мысли. Это понять нам помогут казачьи поговорки.

Учитель. Кто из вас знает казачьи поговорки?


  • Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.

  • Всяк свистнет, да не по-казацки.

  • И шашка остра, а дух – сильнее.

  • Где казак, там и слава!

  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

  • Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

  • Нет уз святее товарищества!

  • Казак без коня – сирота

  • Слава предков не ржавеет.

  • Кровь казачья – не водица.
Учитель. О каких чертах характера казаков они говорят?

  • не будь хвастливым;

  • трусливым;

  • будь сильным духом;

  • храбрым;

  • никогда не унывай

  • будь мужественным

  • хорошим товарищем

  • уважай предков;

  • береги честь;
Учитель. А теперь отгадываем загадки.

Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

Учитель. Поговорим о вооружении казаков!

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог.

Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье.

С 1834 года была введена шашка.

Шашка- символ всей полноты прав у казака. Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 20 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Казацкое седло было азиатского происхождения и почти не менялось в течение столетия.

Учитель. А что вы ребята знаете про казаков?

1. На какое время присваивалось звание “казак”? (Звание было пожизненным)

2. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

3. Как называется населенный пункт, село, где проживали казаки? (Станица)

4. Как назывался небольшой отряд казаков, выезжающих на службу? (Казачий караул)

5. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)

6. Какие вы знаете воинские казачьи звания? (Есаул, подъесаул, урядник, воевода)

7. Как называлось холодное оружие, которым пользовался казак на службе? (Шашка)

(Звучит казачья песня “Распрягайте, хлопцы, коней”.)

Учитель. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVIII века. В войсках Петра I они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в Семилетнюю войну. Под командованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова били турок.

Самой яркой страницей военной истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат “Великой армии” Наполеона, вступивших на Российскую землю 12 июня, встретили выстрелы разъезда лейб - гвардии Казачьего полка.

“Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодиться”, - гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону проходила 20 лет.

После Октября 1917 года казачество пережило чудовищную трагедию Гражданской войны и политики расказачивания. В результате этой политики погибли сотни тысяч казаков, в том числе женщины и дети. Десятки тысяч казаков оказались в эмиграции. В 1920-х – начале 1930-х годов тысячи казачьих семей были высланы на Север.

Однако с 1936 года ситуация изменилась. Советское правительство сняло с казаков ограничения, запрещающие им служить в Красной армии.

Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных границах Советского Союза. В казачьих станицах началось формирование добровольных сотен.

За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получали звание гвардейских.

Вместе с другими победоносными полками Красной армии казачьи части прошли по Красной площади во время парада Победы 24 июня 1945 года.

(Звучит казачья песня “По Дону гуляет казак молодой”)

Учитель. Крупнейшие российские бунтари – Разин, Болотников, Пугачев – были донскими казаками, взращенными вольным воздухом тихих хуторов. Были среди донцов и другие люди: Ермак, Дежнев, Платов, Краснов, Шолохов и др. Они принесли России славу иного толка. И что бы казаки не творили – от литературных трудов до бандитских набегов – все ярко, красиво. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

(Звучит песня “Казачий Дон” (муз. и сл. А. Розенбаума) в исполнении М. Шуфутинского)

Учитель .

Вот настал момент прощанья –
Будет краткой моя речь.
Я говорю Вам: “До свиданья!”,
До счастливых новых встреч!

Классный час в 1 «А» классе

Золотая осень

Действующие лица: Ведущий, Осень, Дождик, Заяц, Урожай.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались такой дружной и весёлой компанией, чтобы встретить осень.

Знайте, осень – это не только дождик,

Это – пёстрый нарядный зонтик,

Это – яркие гроздья рябины,

Это – жёлтый листик в росе,

Это – фруктов большая корзина

Сочных, вкусных, полезных всем!

А вот и она!

Появляется осень в золотистом платье с венком из рябины и ярких осенних листьев на голове.

Осень: Здравствуйте ребята!

Я вам очень рада!

Сегодня в гости я пришла, но не одна, а со своими друзьями.

Ведущий:

Ой, ребята, тише, тише,

Что – то странное я слышу…

Гость какой – то к нам спешит

И как будто бы дрожит.

Кто б ты ни был - заходи,

Да ребят повесели.

Вбегает Заяц.

Заяц:

Так спешил я, так бежал,

Что чуть к волку не попал!

Испугался, ой-ой-ой.

Я от страха чуть живой.

Ведущий:

Не бойся, заинька, мы тебя в обиду не дадим. Ты лучше с ребятами в весёлую игру поиграй.

Играют в игру «Ладошки». Ведущий читает стихи, сопровождая их движениями. По ходу рассказа дети повторяют за ведущим движения.

Вот у нас игра какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа можем, слева можем

И крест – накрест руки сложим!

Заяц:

Славно мы повеселились,

Поиграли, порезвились!

Но что это? Тучки на небе стали сгущаться. Ой-ой – ой, кажется, дождь собирается. Я, пожалуй, побежал, а то совсем моя шубка промокнет.

Заяц убегает. Входит Дождик.

Дождик: Здравствуйте, ребята!

Я дождик проливной,

Подружитесь все со мной.

Намочу я всех подряд,

Кто же дождику не рад?

Ведущий: А мы тебе не очень рады. Ведь когда ты идёшь, мы не можем выйти гулять. Правда, ребята?

Дождик: А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все от меня прячутся и не хотят поиграть. Ну, вы – то, ребята, меня не боитесь? Хотите поиграть со мной?

Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька – одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки – двумя пальцами, 3 капельки – тремя пальцами, сильный дождь – хлопают в ладоши, ливень – очень сильно хлопают.

Дождик: понравилась вам моя игра? Вот и тучка моя улетает, и мне пора. До свидания!

Ведущий:

Очень весело играли,

Свою ловкость показали.

Но уж как всегда бывает –

Нам кого – то не хватает…

Входит Урожай.

Урожай: Здравствуйте, ребята. Я – самый верный друг Осени – Урожай.

Осень: да, дорогой, Урожай. Но мы тебя не спроста позвали. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак.

Урожай: да, это так.

Осень: Вот и повесели наших гостей.

Урожай: С удовольствием. Сейчас мы поиграем в игру «Что растёт в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать «да» или «нет».

Игра «Что растёт в огороде?». Осень и Урожай задают ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».

Растёт капуста в огороде?

Краснеет помидор всегда?

А лук на грядке зеленеет?

Картошка в огороде зреет?

И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

Есть в огороде перец сладкий?

И кабачок растёт на грядке?

Морковка выстроилась в ряд?

Растёт на грядках шоколад?

Растут укроп, фасоль, горох?

Растёт большой и злой бульдог?

Урожай: Молодцы! А ещё я – мастер загадки загадывать. Вот и проверю, какие вы мастера их разгадывать.

По полю рыщет,

Поёт да свищет.

Деревья ломает,

К земле преклоняет.

Любят девчонки,

Любят мальчишки

Желтые зёрнышки

На кочерыжке.

Я это лакомство,

Солью натёртое,

Съем хоть на третье,

Хоть на четвёртое.

(Кукуруза)

Она важней всех овощей

Для винегретов и борщей.

Он зелёный – презелёный,

Просто загляденье!

Он и свежий, и солёный –

Просто объеденье.

Маленький шарик

Под лавкой шарит, живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки.

И на горке, и под горкой, под берёзкой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Урожай: Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали.

Осень: А я для вас игру «Плетень» приготовила.


Г

Р

Х

А

О

Ь

О

А

Ш

И

А

У

Р

П

В

К

А

А

А

Ч

С

О

Т

К

А

Г

Р

Ц

В этот плетень вписаны названия десяти овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам.

Ответы: горох, томат, укроп, салат, тыква. Фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец.

Урожай: Замечательно справились ребята с заданием, но, к сожалению, нам пора прощаться. До свидания, ребята! До следующей осени!

Осень: ой, ребята, мне тоже пора спешить… Зима наступает. В следующем году мы обязательно встретимся. До скорых встреч!

Ведущий: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернётся.

Ведущий:

1. Осень….

2.

3 .

4.

5.

Вот она, невесёлая рябь,

6.

двадцать первое число.

7.

8

9

10.

11.

12.

13.

14.

посажен его руками.

15.

16 .

17

18.

19 .

20 .

Я полон дум о юности весёлой

21.

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

22

Так я роняю грустные слова.

23.

Отговорила милым языком.

24.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Не разлюбит отчие края.

Ведущий:

1 конкурс

2 конкурс

(см. приложение 1)

3 конкурс «Что такое осень?»

4 конкурс «Приметы осени».

(см. приложение 2).

5 конкурс

. (см. приложение 3)

6 конкурс

Правильно, перед вами картина


Сценарий праздника «Отговорила осень золотая»

(Шаповалова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №5)

Ведущий:

Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.

От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,

Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного

Солнце тихое скатилось. Ждать зимы седой осталось.

И действительно, совсем немного отделяет нас от вьюжной, снежной, лютой зимы.

Поэтому, наверное, в преддверии зимних холодов так хочется ещё раз возвратиться в одно из самых красивых и ярких времён года – осень, когда всё вокруг становится разноцветным. Идешь по пёстрому ковру опавших листьев, вдыхаешь аромат прелой листвы и поспевших ягод, и как бы сам наполняешься живительной силой природы.

Осень воспевали в своих произведениях писатели и поэты, художники и композиторы.

И сегодня на на празднике мы вспомним замечательные произведения наших классиков.

Первое слово я предоставляю детям.

1. Осень….

Закружилась листва золотая Словно бабочек лёгкая стая

В розоватой воде на пруду, С замираньем летит на звезду.

2. Осень во всём и везде. Тополя и березы, липы и клёны стоят в разноцветных нарядах: кто в ярко-жёлтых парчовых сарафанах, кто в лиловых и пурпурных накидках. И всюду летят белёсые нити паутинок – неведомо откуда, неведомо куда.

3 . Вкусно пахнет яблоками и грибами, свежевзрытой землёй и горьким дымком - на огороде копают картошку и жгут сухую ботву.

4. С утра и до заката самозабвенно горланят петухи. Их слышно, должно быть, за рекой, в безлюдных теперь лугах, у стогов сена.

5. Пришла пора птичьих перелётов. Кружат над полями, сбиваясь в стаи, утки, грачи, журавли. Голоса журавлей- голоса издалека. Разве мысленно в такие пронзительные мгновенья не заметить, не услышать журавлиный косяк. Он тянется из-за реки, из-за далёкого леса, из неведомо какого далёка и кажется чёрным наконечником стрелы. выпущенной к югу.

Вот она, невесёлая рябь,

С журавлиной тоской сентября.

6. Любимый Есениным сентябрь… Третьи, последние осенины. В них его день рождения,

двадцать первое число.

7. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константинове Рязанской области. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Читать стал с пяти лет.

8 . После окончания земской школы Есенина определили в церковно-учительскую школу в 30 км от Константинова.

9 . « В школе не только не было библиотеки, но даже и книг для чтения, кроме учебников, которыми мы пользовались»- пишет в своих воспоминаниях один из соучеников поэта.

« Книги для чтения мы брали в земской библиотеке, которая была расположена от школы на расстоянии около двух километров».

10. «Воспитательную работу среди нас никто не проводил, мы были предоставлены сами себе. Обычно с пяти до восьми часов вечера мы самостоятельно готовились к занятиям следующего дня. Вечером, когда нам надоедало заниматься, мы читали стихи Пушкина, Лермонтова и других поэтов, а затем Есенин читал свои небольшие стихи. Его стихи по сравнению со стихами других учащихся, отличались лёгкостью.

11. В таких условиях учился и развивал свой талант стройный, с кудреватыми волосами, с голубыми выразительными глазами, с широкой неуравновешенной натурой, всегда весёлый и весьма подвижный белокурый юноша Серёжа Есенин.

12. Сергея Есенина всегда влекло в родные края с неодолимой силой. Почти во всех его произведениях воспета любовь к Отечеству, к родной природе. Об этой сердечной есенинской привязанности к « родному и близкому» говорили его друзья: «Сам мужик- он нежно любил свою деревню, породившую его и показавшую его миру».

13. Сколько нежных, трепетных слов посвятил поэт своему зелёному другу детства- клёну. Для Есенина это крепкое, могучее дерево всегда было и осталось навеки символом Родины, верности отчему дому.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой.

14. Всякого, кто приходит на усадьбу Есениных, первый встречает тополь. Лишь только минуешь тополь- вступаешь в заповедную зону. Дерево заботливо обнесено оградой. Этот тополь знаменит, поскольку является своеобразным крестником великого поэта-

посажен его руками.

Над окошком месяц, под окошком ветер

Облетевший тополь серебрист и светел.

15. Всходит луна, и свет её, таинственный и длинный, обливает старый тополь невесомым серебром. Лунный дождь стекает по белым ветвям. На миг кажется: дерево само начинает лучить трепетно мерцающий свет.

Хорошо в эту лунную осень бродить по траве одному

И сбирать на дорогах колосья в обнищалую душу- суму.

16 . Покраснела рябина, посинела вода,

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

17 . Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, протяжен и глух.

И вот порывы заблудившегося ветра срывают последние листья с деревьев, и они скользят по воздушным струям как лёгкие узкие лодочки.

18. Листья падают на крышу, на крыльцо, на траву в саду. А иные долетают до тополя и ненадолго с нежностью приникают к его широкой шершавой груди Это- как прощальная ласка, как прощальный привет ушедшего лета.

И золотеющая осень, в берёзах убавляя сок,

За тех, кого любил и бросил листвою плачет на песок.

19 . Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о чём.

20 . Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

21. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь

В саду горит костёр ряби

Но никого не может он согреть.

22 . Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

23. И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так….что роща золотая

Отговорила милым языком.

(Исполняется русский лирический танец под мелодию песни «Отговорила роща золотая»)

24. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие края.

Сергей Есенин не разделим с родной землёй. Он - плоть от плоти её. Он - одно целое с Константиновскими холмами, долинами, избами и дворами. Он и в этом высоком небе, растворившем в себе синеву есенинских глаз. И в скороговорке ручья, озорной и звонкой, как голос его. И в нежном шелесте увядших трав и осыпавшихся листьев, золотистых, как его волосы.

Ведущий:

Мы познакомились с творчеством С. А. Есенина и с осенней страничкой его поэзии.

Но не только он воспевал в своих произведениях красоту этого времени года. И сейчас мы попробуем это доказать.

Продолжением нашего праздника будет игра-конкурс, рассчитанная на знание вами произведений поэтов-классиков, а также на умение выразительно и чувственно прочитать лучшие их творения.

Для его проведения нам нужно выбрать жюри,(это могут быть как приглашённые гости, так и родители, не участвующие в конкурсах).

1 конкурс

Каждой команде предлагается вспомнить и прочитать наизусть стихотворение об осени. Участвуют и родители, и дети. За каждое стихотворение -1 балл.

2 конкурс

Каждой команде предлагается по два незнакомых стихотворения для выразительного прочтения взрослыми и детьми. (см. приложение 1) Желательно, чтобы команды узнали авторов этих произведений.

3 конкурс «Что такое осень?»

Что в вашей жизни ассоциируется с понятием «осень»? Выразите это одним словом.

(Каждый член команды на заранее приготовленном листе бумаги, пишет только одно слово, выражающее по его мнению это понятие).

4 конкурс «Приметы осени».

Люди замечали, что если много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

А знакомы ли вам какие-нибудь приметы осени?

Каждой команде даны разрозненные предложения. Ваша задача - найти две части одной приметы (см. приложение 2).

5 конкурс

Не только поэты, но и писатели воспевали в своих произведениях красоту осеннего сезона. Попробуйте и вы написать мини-рассказ «Осени прекрасные черты» по данному началу. (см. приложение 3)

6 конкурс

А сколько замечательных картин в коллекциях наших знаменитых художников!

Правильно, перед вами картина…….(И.Левитан «Золотая осень»).


  1. конкурс «Коллективное творческое дело»
Каждая команда должна будет на этой части листа изобразить свой временной отрезок осени: раннюю осень, золотую осень, позднюю осень, предзимье (подготовку к зиме).

Чтобы вам легче было работать, каждая команда получает памятки.

По окончании работы готовые «картины» вывешиваются на магнитную доску по порядку. В результате получается одно большое дерево, но изображённое в разное время осени.

Осень богата на сюрпризы и подарки и щедро преподносит их каждому.

Какие румяные, аппетитные пироги можно испечь! Угощайтесь!

Это матушка-осень приглашает всех к столу в знак благодарности, что вы так замечательно и активно принимали участие в празднике.

Подведение итогов. Награждение команд.


страница 1

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Разработка урока

«Необычный урок в Музее»

Особый народ – казаки.

«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.

Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.

/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»

В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи,наблюдали картины мирной жизни казаков.

Одним из основных занятий для казака была служба.

Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…

Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.

Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:

«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».

Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией

Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.

    Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.

    Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.

    С вековыми традициями и заповедями

    Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.

И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.

Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.

Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.

Представление гостей:

1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.

2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник

3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.

4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина

5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»

Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:

    Музальков Максим.

    Минов Василий

    Геращенко Александр

    Матвеев Пётр

    Самодурова Кристина

    Ветрова Екатерина

    Боганцева Виктория

    Кузина Олеся

    Белоусова Ирина

    Лощакова Жанна

..(Звучит гимн Донского казачества)

1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе

Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали

Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

/Цитата из повести «Тарас Бульба» /

« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа

И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,

Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.

Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,

Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,

Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.

2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее

Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем

Оригинального рассказа Лескова «Левша».

В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.

3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов .

Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.

Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».

Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».

    В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.

Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.

Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.

5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.

6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.

Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня,

Я с кормы всё время мимо

В своего стрелял коня.

Лучшие тебе я отдал годы,

Всё тебе доверил, не тая,-

Франция, страна моей свободы,

Мачеха весёлая моя.

Пора, мой старый друг, пора,

Мы зажились с тобою оба,

И пожилые юнкера

Стоят навытяжку у гроба.

Но в разлуке с тобой не прощаюсь,

Мой далёкий отеческий дом,

Перед Господом не постесняюсь

Называться Донским казаком!

/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………

7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.

Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.

Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!

Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.

ВОПРОСЫ:

- Права и обязанности казака.

-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.

-Принятие в казачество и «взятие под шинель»

Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.

8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ

9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ

Заключительное слово учителя:

Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.

И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.

Тема урока: Появление казачества на Дону

(слайд 1)

Педагогически задачи

  • обеспечить условия для изучения событий связанных с появлением казачества на Дону;
  • создать условия для развития умений работать с историческим источником;
  • дать учащимся целостное представление об историческом своеобразии родного края;
  • развивать у учащихся интерес к родной истории.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону;
  • знать о казачьем заселении Нижнего и Верхнего Дона, о первых казачьих городках;
  • познакомиться с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке,
  • знать о первых письменных упоминаниях о донских казаках, Войске Донском;
  • объяснять и применять понятия: казак, атаман, есаул, Войсковой круг, булава, насека.

Личностные:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
  • использовать различные источники информации;

Предметные:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
  • знание хронологии изучаемого периода;
  • знание исторических фактов изучаемого периода;
  • рассказ об исторических событиях, их участниках;
  • соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1.Появление казаков на Дону.

(слайд 2) Родина! Отчизна. Любимый край. Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звездах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров. Это земля твоих дедов и прадедов, это милый уголок, к которому прикипело твое сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. Отчизна у всех одна. А родина… это то место, где ты родился…

Л. П. Александровская

Учитель: Место, где родился и живет человек, мы называем малой родиной.

Вопрос : Как называется наша малая родина? (слайд 3)

Учитель: Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны..

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое поле,

Темная Киммерийская степь.

Вся могильниками покрыта-

Без имян, без конца, без числа…

Вся копытом, да копьми взрыта,

Костью сеяна, кровью полита,

Да народной тугой поросла.

М. Волошин

В древности ее называли Диким полем. От Воронежа до берегов Азовского моря простиралось Дикое поле – необъятная седая ковыльная степь Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихрями кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной она становилась ласковой и щедрой. Во множестве водились здесь зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица. В реках в огромных количествах ловилась рыба.

С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все больше привлекали решительных и смелых людей, бежавших из Московского государства мечтавших освободиться от крепостничества. Приходили на Дон и из других земель и стран. Они объединялись и вели жизнь полную тревог и опасностей. За ними закрепилось название «казаки». (слайд 4)

Выступление учащегося с сообщением « Когда и кого называли «казаками»

У персов под этим словом подразумевались люди, состоявшие на службе, оплачиваемой казной; у арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; по-монгольски это слово значит «свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границы, военный страж»; по-тюркски – бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках – казак- прежде всего, свободный человек, по каким-то причинам порвавший со средой, к которой он принадлежал раньше. Казаками называли тех, кто нес военную службу. Например, в русских былинах одного из любимых героев – Илью Муромца - называют «старыя казак». Казаками именовали гонцов, посылавшихся с вестями или грамотами из Москвы в Крым. В ХVI веке казаками называли служилых людей. Это могли быть и русские, и татары, и представители других народов.

Учитель : Таким образом, мы можем сделать вывод, что словом «казак» в ХVI веке называли вольных, нанимающихся на военную службу людей. (запись в тетради)

2. Первые казачьи городки.

Поначалу у казаков были временные жилища: шалаши и землянки. Вооруженные отряды казаков – станицы - ставили свои станы в неприступных местах, в дремучих лесах, на островах, поросших камышом, в излучинах рек. Со временем из стана вырастал городок. Первые городки стали возникать на Дону в середине ХVI века. (слайд 5)

Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году (запись в тетради). Тогда ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану IV: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают».

Вопросы к документу:

  1. Как звали донского атамана?
  2. Как назывались поселения казаков?
  3. На что жалуется ногайский князь?

Задание: По рисунку опишите, как выглядел казачий городок.

Дополнение к ответам учащихся : Казаки укрепляли свои городки земляным валом, на валу ставили деревянный частокол с острыми кольями. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации или терна. Позже казаки стали обносить городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи. На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалование от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

(слайд 6) Наиболее древними казачьими городками были Мигулин, Каргалы, Урюпин, Махин, Черкасский.

Казаков, основавших городки в низовьях Дона, называли низовыми . Казаков, проживавших на Верхнем Дону – верховыми.

3. Управление в казачьем войске. (слайд 7)

Учитель: Донские казаки считали себя войском Донским. Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор – Войсковой круг, это был высший орган власти на Дону. На ругу решались самые важные вопросы казачьей жизни: кому объявлять войну и с кем заключать мир, когда выступить в поход и куда отправить послов, кого выбрать атаманом и где заложить новый городок. На Кругу принимали в казаки, женили казаков и, наоборот, разводили. Обычно казачий Круг собирался раз в год - весной. Прийти на Круг имели право все мужчины не моложе семнадцати лет. Женщины не допускались.

В промежутках между собраниями власть принадлежала атаману.

Атаман – выборный предводитель, вожак у казаков. Есаул – помощник атамана, в случае необходимости мог его замещать. Войсковой атаман избирался на год. По истечении срока службы он являлся на Круги, поклонившись казакам на все четыре стороны, складывал знаки своей власти – насеку и булаву.(запись в тетрадях)

Булава – знак атаманской власти. Состояла из короткой палки орехового или другого легкого и прочного дерева. На конце прикреплялся серебряный с позолотой шар. Рукоять отделывалась серебром.

Насека – знак атаманской власти. Длинный жезл из крепкого дерева, на котором делались насечки по числу избранных атаманов. Булаву атаман держал в правой руке, а насеку - в левой, опираясь на нее как на посох.

Если атаман показывал себя умным и умелым организатором, храбрым командиром, то его могли избрать и на следующий срок и еще на несколько сроков. Если же атаман не оправдывал надежд, его смещали, даже не дожидаясь срока.

Законы у войска были свои собственные, основанные на обычаях. Наказывали за трусость приговором в куль да в воду. За совершенный подвиг казака брали на руки и качали с криком «ура».

4. Занятия донских казаков.

Беспокойной была жизнь донских казаков, протекала в походах и сражениях. Война превратилась для них в один из важнейших промыслов. Ловкость, находчивость, быстрый конь, летучий аркан, меткая стрела и пуля спасали казаков в бескрайних просторах степи. Казаки ходили в сухопутные и морские походы. Все добытое в походах (разнообразные ткани, оружие, пленных) делили между собой - дуванили дуван.

Задание: прочтите отрывок из книги «Как у нас- то было на тихом Дону» (авторы Л. Новак, Н Фрадкина) и определите, какие были еще занятия у казаков (запись в тетради)

«Природа донского края, высокие травы, в которых всадник утопал, как в зеленом море, дремучие леса, скрывавшие многочисленных диких зверей, несметные рыбные богатства располагали к мирным занятиям – охоте и рыболовству.. Собравшись человек по сто, казаки- гулебщики (охотники) уходили далеко от своих станов…, выезжали в степи, где охотились по два-три месяца. На легком челне, выдолбленном из большого дерева, выходили казаки на ловлю рыбы… Из походов пригоняли табуны лошадей и гурты скота. На Дону были отличные пастбища с густой травой…. Земледелием казаки долгое время не занимались: мешали непрерывные набеги кочевников, уничтожавших посевы. Круг даже запрещал занятие земледелием, чтобы военным промыслам помехи не было» (слайд 8)

III Закрепление изученного материала. (слайд 9)

Задание: заполните пропуски в тексте

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Подготовить по теме урока кроссворд (не менее 8 слов) или презентацию (по выбору учащихся)

VII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием “Продолжить фразу”:

Мне было интересно...

Я сегодня понял, что...

На следующем уроке я хочу...

Доволен ли ты своей работой?

Литература:

«Как у нас-то было на тихом Дону», Новак Л, Фрадкина Н., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

«Славен Дон», .Астапенко М.П., Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство 1985

История Донского края, Астапенко М.П., Астапенко Е.М., Ростов-на-Дону: ООО»Мини Тайп», 2005

История Донского края, Веряскина О.Г., Ростов-на-Дону: Ростовский издательский дом, 2004