Как далеко от нас солнце. Темы исследований

Под действием усилившихся при этом центробежных сил облако превратилось в диск (3).

В центре образовался большой сгусток вещества (4).

Из этого сгустка возникло Солнце. Во внешних областях сформировались планеты и луны.

Постепенно вся планетная система приобрела современный вид (5).

Мощное излучение Солнца и постоянно сверкавшие молнии все время разрушали частицы газа в воздушной оболочке планеты. Из этих частичек возникали более сложные вещества, составляющие основные компоненты жизни. Так, например, возникли аминокислоты, из которых позднее образовался животный и растительный белок. Постепенно формировались компоненты все большего размера, возникали молекулы, которые падали в первобытный океан. Там они не погибали и, соединяясь, образовывали первые мельчайшие живые организмы. Так Земля с помощью Солнца стала планетой Жизни. Правда, некоторые ученые считают, что важнейшие компоненты живого вещества или даже первые крохотные живые организмы попали на Землю из космоса.

Конечно, это не исключено, но маловероятно.

Наша планета 4,6 миллиарда лет назад. В океанах зародились первые живые существа. Много позднее жизнь вышла на сушу.

Можем ли мы обойтись без Солнца?

Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце способно нагревать Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Только благодаря солнечному теплу может испаряться вода в океанах, которая затем выпадает на континенты животворными дождями. Только солнечное излучение дает возможность расти и созревать растениям, которые обеспечивают нас пищей. Но нам не нужно беспокоиться, что лучи нашей дневной звезды вдруг погаснут. Ученые доказали, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.

Солнце дает жизнь растениям, которые обеспечивают нас питанием.

Как использовать солнечную энергию?

Известно, что запасы угля и нефти заканчиваются. Да и запасы урана для ядерных реакций тоже не бесконечны. А вот Солнце дает нам неограниченное количество энергии.

Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд. кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций. Для удовлетворения всех энергетических потребностей человечества хватило бы 0,005 % доходящей до Земли солнечной энергии. А ведь на Землю попадает лишь мизерная часть солнечного излучения. Уже на протяжении миллиардов лет Солнце согревает нашу планету, поддерживает воду в жидком состоянии, а воздух в газообразном, приводит атмосферу в движение, делает возможным испарение гигантских масс воды.

Каждый год благодаря Солнцу вырастают на Земле тысячи видов растений.

Кроме того, энергия, полученная от Солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти.

При таких головокружительных цифрах может показаться, что решение наших энергетических проблем и сохранение окружающей среды с помощью Солнца - пустяковая задача. И в самом деле, уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции и полупроводниковые элементы дают электрический ток без загрязнения окружающей среды. Но есть много нерешенных задач. Еще предстоит научиться выделять водород из воды и из зеленой массы растений.

Тогда можно будет построить тепловые и передаточные станции, работающие на этом газе. Однако установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворять с помощью солнечного излучения, особенно в теплых странах, где Солнце светит всегда и даже зимой в полдень стоит довольно высоко. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6 % наших энергетических потребностей можно будет удовлетворять, используя Солнце.

Но если мы усовершенствуем технику, в 2130 году эта доля составит уже 70 %.

Может быть, нашим потомкам достанется век, в котором не будут гибнуть леса и мелеть реки, может быть, они справятся с радиоактивным загрязнением и смогом, а Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.

Некоторые возможности использования солнечной энергии.

СОЛНЦЕ И ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Далеко ли Солнце от Земли?

Наша Земля обращается вокруг Солнца в среднем на расстоянии 149,6 млн. км. Это идеально для обитаемой планеты, потому что при таком удалении живые организмы не испытывают ни чрезмерной жары, ни леденящего холода.

Солнце находится от нас почти в 400 раз дальше, чем Луна, но оно во столько же раз больше ее. Поэтому оба небесных тела кажутся нам одинакового размера. Расстояние до Солнца так велико, что пешеход мог бы преодолеть его за 4400 лет, поезд - за 166 лет, а реактивный лайнер - за 22 года. Свет или радиосигнал достигают Солнца за 8,3 минуты, а ведь нет ничего в природе быстрее их: они распространяются со скоростью 300 000 км/сек.

Если представить Солнце в виде футбольного мяча, то Земля - крохотный шарик размером в 3 мм, удаленный от него примерно на 30 м. Насколько велико расстояние от Земли до Солнца для нас, людей, настолько же оно ничтожно по сравнению с размером Вселенной. Даже ближайшая к Солнцу звезда находится от нас в 270 000 раз дальше, чем наше светило.

Меняется ли расстояние между Землей и Солнцем?

Расстояние между Землей и Солнцем не остается неизменным. За год Земля совершает один оборот вокруг Солнца,

Но ее путь, который астрономы называют орбитой, представляет собой не точный круг, а эллипс. На такой орбите расстояние между Солнцем и Землей меняется в течение года. В ближайшей к Солнцу точке (в перигелии) оно составляет 147,1 млн. км, а в самой дальней от Солнца (в афелии) - 152,1 млн. км.

Среднее расстояние при этом составляет 149,6 млн. км. Обращаясь вокруг Солнца, Земля не может ни упасть на него, ни вырваться из его притяжения.

Что такое эклиптика?

Из-за движения Земли по орбите мы наблюдаем Солнце каждый день на фоне различных звезд.

Но нам кажется, что оно перемещается от одного созвездия к другому. Путь, который как бы проходит при этом Солнце по небу, называется эклиптикой. Созвездия, расположенные вдоль эклиптики, получили название зодиакальных. На протяжении года можно видеть Солнце в созвездиях Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб, Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона и Змееносца.

Расчётно-конструкторское бюро - 2

Далеко ли до Солнца?

Мат. , часть 1 , стр.7 – 32

Окр. мир., часть 1, стр. 17 – 21

Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебной деятельности по осознанию целостности окружающего мира.

Планируемые результаты:

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; принятие ценности природного мира.

Метапредметные :

Р егулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

К оммуникативные: учиться формулировать собственное мнение, допускать возможность существования различных точек зрения.

П ознавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ и синтез объектов.

Предметные: Осознание целостности окружающего мира, использование начальных математических знаний для оценки пространственных отношений.

На занятиях расчётно-конструкторское бюро работу лучше организовывать в малых группах: парами или четвёрками.

    Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы решать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы – ....... /ученики/

    Подготовка к восприятию нового материала:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? /солнце/

Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они. /Планеты/

    Объявление темы и постановка цели урока:

Прочитайте тему урока.

Подумайте, чему сегодня мы будем учиться?

Что из окружающего мира вы уже узнали о Солнце?

    Работа по теме урока:

Откройте ТПО № 3 /Самостоятельное чтение/

Солнечная система - это удивительный космический механизм, в который входят планеты и одна звезда - Солнце. Все части этого механизма находятся на определённом расстоянии друг от друга и от центра системы - Солнца. Эти расстояния настолько большие, что в астрономии* пришлось ввести специальную единицу измерения длины - световой год.

Самый быстрый из всего, что есть в Солнечной системе, - это луч света. Никто и ничто не может перемещаться быстрее него.

Расстояние, которое проходит луч света за один земной год, называется СВЕТОВЫМ ГОДОМ, а расстояние, пройденное за одну минуту, - СВЕТОВОЙ МИНУТОЙ. Если пустить такой луч с Земли, то до Солнца он «добежит» примерно за 10 мин. В этом случае можно сказать, что расстояние от Солнца до Земли 10 световых минут (св. мин).

Ближе всего к Солнцу располагается планета Меркурий. Чтобы добраться до этой планеты, лучу света нужно пройти расстояние 4 св. мин. А чтобы добраться до следующей планеты - Венеры, ему нужно пройти от Меркурия ещё 3 св. мин. Преодолев от Венеры расстояние 8 св. мин, луч света доходит до Марса.

Что нового вы узнали из текста?

Что вас поразило?

Задание 1 . Составь числовое выражение для вычисления расстояния от Солнца до Марса в световых минутах.

Какие данные из текста помогут вам выполнить это задание?

/самостоятельно с проверкой/

От Солнца до Меркурия - 4 св. мин.

От Меркурия до Венеры - 3 св. мин.

От Венеры до Марса - 8 св. мин.

4 + 3 + 8 =

Молодцы! Вы правильно исследовали текст и выбрали нужные данные для решения поставленной задачи.

Задание 2 . Вычисли значение этого выражения.

4 + 3 + 8 = 15 св. мин. - от Солнца до Марса

Прочитайте задание № 3

Задание З . Определи, какая из планет - Земля или Марс - находится ближе к Солнцу. Запиши соответствующее равенство или неравенство.

/самостоятельно с проверкой/

От Земли до Солнца - 10 св. мин. Где нашли эти сведения? /в тексте/

От Солнца до Марса 15 св. мин. Где нашли эти сведения? / в решении предыдущего задания/ Земля – Солнце < Солнце – Марс

Прочитайте следующую часть познавательной статьи.

От Солнца до Юпитера луч добирается 50 св. мин.

А на расстояние от Солнца до Сатурна луч света затрачивает на 40 св. мин больше, чем на расстояние от Солнца до Юпитера.

Задание 4 . Запиши расстояние от орбиты Юпитера до орбиты Сатурна.

Как вы поняли это задание?

Кто может объяснить, что такое орбита?

Откройте словарики в конце ТПО № 3, проверьте ваше предположение.

Вернитесь к фрагменту познавательной статьи и сделайте вывод для ответа на вопрос задания.

Т.к. расстояние от Солнца до Сатурна на 40 св. мин. больше, чем до Юпитера, то это и будет расстоянием между их орбитами.

Задание 5 . Вычисли расстояние от Солнца до Сатурна. Для решения задачи составь краткую запись. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ .

Какие данные помогут вам выполнить это задание?

От Солнца до Юпитера - 50 св. мин.

От Солнца до Сатурна - ?, на 40 св. мин больше, чем до Юпитера

50 + 40 = 90 св. мин. - от Солнца до Сатурна

Задание 6 . На сколько расстояние от Солнца до Земли меньше, чем расстояние от Солнца до Сатурна? (Ты можешь решить задачу, построив круговую схему.)

От Солнца до Земли - 10 св. мин. Где нашли эти сведения? /в тексте и в задании № 3/

От Солнца до Сатурна – 90 св. мин. Где нашли эти сведения? /в задании № 5/

Ты уже знаешь, сколько времени нужно лучу света для того, чтобы добраться от Солнца до некоторых планет.

Задание 7 . Напиши названия планет Солнечной системы на схеме.

Задание 8 . Как ты узнал(а), какая планета отмечена на схеме в верхнем левом углу? Обращался(лась) ли ты к учебнику «Окружающий мир»?

Задание 9 . Рассмотри внимательно схему и вырази в световых минутах расстояние, которое изображено на схеме одним сантиметром. Напиши это значение в правом нижнем углу схемы.

Между Сатурном и Юпитером на схеме 1 см, а из задания № 4 мы знаем, что это расстояние 40 св. мин., значит 1 см = 40 св. мин.

Задание 10 . Измерь на схеме расстояние от Урана до Сатурна в сантиметрах. Вычисли это расстояние в световых минутах. (Если у тебя возникнут трудности, вырази сантиметры в миллиметрах. На нашей схеме 5 мм соответствуют расстоянию 20 св. мин в космосе.)

От Урана до Сатурна на карте 2 см 5 мм. Из предыдущего задания мы знаем, что 1 см = 40 св. мин., значит надо:

    в. мин. + 40 св. мин. + 20 св. мин. = 100 св. мин. – между Ураном и Сатурном

Какую цель ставили мы в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

    Я научился...

    Было интересно …

    Было трудно...

    Могу похвалить себя за то, что...

    Могу похвалить одноклассников за то, что...

    Больше всего мне понравилось...

    Мне показалось важным...

    Для меня было открытием то, что...

    учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 162» Шершнева Татьяна Валерьевна

    Введение

    Курс географии является основой образования бакалавров направления подготовки «Экология и природопользование». Для успешного освоения образовательной программы необходимо выполнение ряда практических работ, направленных на закрепление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также на приобретение практических навыков (составления графиков, решения задач, анализа таблиц, схем, карт атласа и др.).

    Основное внимание уделяется формированию у студентов научных представлений о влиянии астрономического положения Земли, ее движениях и размерах, об эндогенных и экзогенных процессах и формах рельефа, связанных с их проявлением, об особенностях поверхностных и подземных вод, а также об основах экономической и социальной географии. План работы в практикуме представлен в виде вопросов и задач, а также заданий на составление графиков, таблиц, схем и их обязательный анализ, что позволяет студентам творчески подходить к изучению основных тем курса. Выполнение задание требует от студентов предварительной проработки материала лекций и дополнительной литературы по темам.

    Помимо оригинальных заданий, при разработке методических рекомендаций использовались материалы из пособий Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению (1982), Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические задания по землеведению и краеведению (1988), Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению (2001).

    Физическая география

    Практическая работа 1. Солнечная система и ее составляющие

    Цель работы: изучить особенности планет Солнечной системы, влияние астрономического положения Земли на природу ее поверхности.

    Материалы и оборудование: циркуль, транспортир, карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

    1. Рассмотрите таблицу, дайте сравнительную характеристику Земли и одной из планет (по выбору студента).

    2. Нарисуйте большие планеты Солнечной системы, отобразив на каждой угол наклона оси планеты к плоскости орбиты и терминатор (светораздельную линию). Ответьте на вопросы:

    1) На каких планетах день равен ночи?

    2) На каких планетах не происходит смены дня и ночи?

    3) На всех ли планетах происходит смена времен года?

    3. Составьте хронологическую таблицу перечисленных ниже событий, выразив земной год в галактический год (1 Гг = 250 млн. лет).

    Образование Солнечной системы: 7×10 9 лет назад;

    Зарождение жизни на Земле: 3×10 9 лет назад;

    Появление человека: 1×10 6 лет назад;

    Начало нашей эры: 2×10 2 лет назад;

    Первый человек в космосе: 1961 г.

    4. Решите задачи:

    1) Во сколько раз радиус Сатурна больше радиуса Земли и каково его расстояние до Земли.

    2) Известно, что скорость света 300 000 км/сек. Определит, за какое время луч Солнца достигнет земной поверхности и поверхности Венеры.

    3) Определите во сколько раз расстояние от Земли до Сириуса больше чем от Земли до Солнца, если солнечный свет достигает Сириуса за 8,5 лет.

    5. Объясните, почему наблюдатель с Земли видит различные фазы Луны.

    6. Объясните образование приливов и отливов. Почему приливы чередуются с отливами.

    7. Объясните возникновение лунных и солнечных затмений.

    Таблица

    Параметр Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон
    Размеры (диаметр, тыс. км)
    Расстояние от Солнца (а.е.) 0,39 0,72 1,52 5,2 9,5 19,1 30,0 39,5
    Плотность (г/см 3) 5,43 0,94 5,52 3,97 1,33 0,79 1,27 1,84 0,1
    Масса (в единицах массы Земли) 0,05 0,82 1 (5,98×10 27 кг) 0,11 14,5 17,2 0,002
    Наклон оси планеты к плоскости орбиты 83° 87° 66,5° 64,8° 86,9° 63,6° 61° Более 40°
    Направление осевого вращения прямое обратное прямое прямое прямое прямое обратное прямое прямое
    Звездные сутки 59 сут 243 сут 23 ч 56 мин 24 ч 37 мин 9 ч 80 мин 10 ч 14 мин 17 ч 14 мин 17 ч 52 мин 6,4 сут
    Звездный год 88 сут 225 сут 365,3 сут 687 сут 11,86 года 29,46 года 84,07 года 164,82 года 247,7 года
    Число спутников 8(?) 1(?)

    Практическая работа 2. Время

    Цель работы: развитие умений определять время для любой точки мира без использования карты часовых поясов, научиться решать задачи, используя данные скорости осевого вращения Земли.

    Материалы и оборудование: географические атласы «Физическая география России» и «География материков и океанов», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.

    Решите задачи, записывая вычисления в тетрадь для лабораторных работ.

    1. Если в Лондоне местное время 12 часов дня, то чему равно время в Москве и Нью-Йорке?

    2. Местное время на 15° в.д. – 8 ч утра. Определите время на 30° в.д. и 30° з.д.

    3. В Санкт-Петербурге местное время 12 ч дня, чему равно время в Хабаровске?

    4. Время в Москве 8 ч утра, чему равно время в Рио-де-Жанейро?

    5. На среднем меридиане часового пояса местное время 12 ч дня. Определите поясное и местное время на граничных меридианах данного пояса.

    6. На сколько нужно перевести стрелки часов при переезде из Парижа в Москву, из Пекина в Санкт-Петербург, из Москвы в Сан-Франциско?

    7. На начальном меридиане 16 ч по местному времени. Сколько времени на 30° з.д., 75° в.д., 107°56´ в.д., 21°15´ з.д.?

    8. В Лондоне 4 ч 30 мин по местному времени. На каком градусе долготы находится пункт, если в этот момент местное время здесь:

    а) 8 ч 20 мин;

    б) 17 ч 35 мин;

    в) 21 ч 17 мин;

    г) 0 ч 17 мин;

    д) 5 ч 30 мин.

    9. Пароход отплыл из Иокогамы в понедельник 6 июля 1959 г и ровно через 12 суток прибыл в Сан-Франциско. Какого числа и в какой день недели пароход прибыл в Сан-Франциско?

    10. По московскому времени 11 ч 20 мин. На каком градусе долготы находится пункт, если местное время этого пункта:

    а) 13 ч 03 мин;

    б) 8 ч 28 мин;

    в) 21 ч 13 мин;

    г) 5 ч 4 мин.

    11. Местное время в Москве 10 ч утра. На каком меридиане 12 ч дня? 8 ч утра?

    12. Где и в котором часу по московскому времени начинается Новый год в пределах России?

    13. Где, каким образом и почему Новый год можно встречать два дня в году?

    14. На основании каких принципов проводят границы часовых поясов?

    15. На сколько часовых поясов разделена территория России?


    Похожая информация.


    Первым расстояние от Земли до Солнца пытался вычислить Аристарх Самосский.

    Древнегреческий астроном, математик и философ II века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров.

    Как же он это сделал?

    До наших дней дошло только одно его сочинение: «О величинах и расстояниях Солнца и Луны». В нем он впервые в истории науки пытается установить расстояния до этих небесных тел и их размеры, до него расстояния до Солнца и Луны только предполагались, измышлялись. Аристарх Самосский пользовался научным методом, основанным на наблюдении лунных фаз и солнечных и лунных затмений. Его вычисления основаны на предположении, что Луна имеет форму шара и заимствует свет от Солнца. Следовательно, если Луна находится в квадратуре, то есть выглядит рассечённой пополам, то угол Земля-Луна-Солнце является прямым.

    Измеряем угол между Луной и Солнцем (α), устанавливаем отношение расстояний от Земли до Луныи от Луны до Солнца :. По измерениям Аристарха Самосского α=87°, тогда получаем, что Солнце примерно в 19 раз дальше, чем Луна. Далее он, используя наблюдения за солнечными затмениями, указал на то, что угловые размеры обоих светил на небе примерно одинаковы. Следовательно, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз дальше, то есть (по данным Аристарха), отношение радиусов Солнца и Луны примерно составляет 20.

    Итак, по Аристарху, расстояние от Земли до Солнца в 19 раз больше расстояния от Земли до Луны. На самом деле расстояние до Солнца в 394 раза больше расстояния до Луны. А вот расстояние до Луны в Античности было определено весьма точно Гиппархом , причем он использовал метод Аристарха Самосского, только другой, основанный на анализе лунных затмений. Он предполагал, что суточный параллакс Солнца составляет 7′ - максимальная величина, при которой он неразличим невооруженным взглядом. В результате получается, что минимальное расстояние до Луны составляет 67 1/3, максимальное 72 2/3 радиусов Земли; расстояние до Солнца, соответствующее суточному параллаксу 7′, составляет 490 радиусов Земли.

    Гиппа́рх Нике́йский (ок. 190 до н. э. - около 120 до н. э.)-древнегреческий географ и математик II века до н. э., величайший астроном античности.

    Экваториальное кольцо - инструмент, использовавшийся Гиппархом для наблюдения равноденствий. Его тень падает на сам прибор только тогда, когда Солнце находится на экваторе (то есть в точках равноденствий). Таким образом, с помощью этого инструмента можно с довольно высокой точностью определять моменты равноденствий.

    Первую более или менее приемлемую оценку расстояния от Земли до Солнца способом параллакса получили Джованни Доменико Кассини и Жан Рише. В 1672 году, когда Марс находился в великом противостоянии с Землёй, они измерили положение Марса одновременно в Париже и в Кайенне - административном центре Французской Гвианы. Наблюдавшийся параллакс составил 24″. По результатам этих наблюдений было найдено расстояние от Земли до Марса, которое было затем пересчитано в расстояние от Земли до Солнца - 140 млн. км.

    Как узнать расстояние до Солнца? И вообще, как определить расстояние до предмета, если приблизиться к нему невозможно? Люди придумали способы, с помощью которых можно не только определить расстояние до какого-нибудь недоступного предмета, но и узнать расстояние до небесных тел — до Луны, до Солнца, до звезд. Для этого необходимо было знание математики и очень точные измерительные приборы.

    Расстояние до небесных светил астрономы определяют подобно тому, как артиллеристы определяют расстояние до цели. Предмет, расстояние до которого надо определить, рассматривают одновременно с двух разных мест, откуда он виден по разным направлениям. Зная расстояние между точками наблюдения и угол между направлениями на цель, можно высчитать расстояние до нее. Производя наблюдения за небесными телами с двух разных точек земного шара, астрономы вычислили расстояние до Солнца, Луны, планет.

    От Земли до Солнца почти 150 млн. км. Луч света проходит это расстояние за 8 минут 20 секунд. В природе не существует большей скорости, чем скорость света — 300 000 км/с, никакое тело, никакая частица не могут двигаться быстрее. Но если бы вдруг аше Солнце погасло, то мы на Земле узнали бы об этом только через 8 минут 20 секунд, так как Солнце от нас находится на огромном расстоянии.

    Бывают и другие ситуации. Проходя вблизи Солнца комета Тейлора раскололась на две части. Оба обломка обзавелись своими собственными хвостами, но, отойдя от нашего дневного светила, больше никогда не наблюдались. Часто различные «неприятности» происходят с небесными путешественницами вдалеке от наших глаз, например после встречи с гигантом Юпитером. Его притяжение настолько изменяет орбиты комет, что они уходят…

    Пустынные и полупустынные территории составляют 32-43 % всей суши и — не без помощи человека — ежегодно увеличиваются примерно на 9 млн. км2. На севере Африканского континента находится крупнейшая пустыня мира — Сахара. На юге Африки тоже есть несколько пустынь, и самая неприветливая и знойная из них — Калахари. В Северной Америке самая страшная пустыня —…

    Раньше на Земле было много огнедышащих гор. И древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов. Сейчас одни совсем потухли, другие — в глубоком сне. Вулканы встречаются на нашей планете везде, даже на дне океанов. Древние римляне и греки были уверены, что в недрах огнедышащих гор находятся гигантские кузницы, где куют оружие…

    Эта ледяная страна в течение длительного времени была загадкой для людей. Суровая природа, тяжелые, труднопроходимые льды в окружающих морях, высокие ледяные окраинные барьеры — все это способствовало ее изоляции от внешнего мира. Главной особенностью шестого материка является его расположение: почти весь континент, площадь которого чуть ли не в 2 раза больше Австралии, находится внутри Южного…

    Сегодня ученые могут целым рядом опытов подтвердить вращение Земли вокруг своей оси. Самый знаменитый опыт был проведен в 1851 году французским физиком Жаном Фуко. Установка представляла собой тяжелый маятник на длинном подвесе. Чем длиннее подвес, тем лучше проходил опыт. Поэтому обычно такой маятник устанавливают в высоких соборах. Маятник Фуко имеется и в Московском планетарии. Если…

    В конце лета — начале осени, если посмотреть налево и чуть вниз от Большой Медведицы, можно увидеть три ярких звезды. Они образуют большой треугольник. Про эти звезды так и говорят — летне-осенний треугольник. Эти три звезды относятся к разным созвездиям. Одно называется Лебедь, другое Лира, а третье Орел. Но каждая звезда в созвездии имеет свое…

    Само расположение звезд на небе внушает мысль о двух рыбах, связанных между собой лентой или веревкой. Происхождение названия созвездия Рыбы очень древнее и, по-видимому, связано с финикийской мифологией. В это созвездие Солнце вступало в пору богатой рыбной ловли. Богиня плодородия изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом, который, как гласит легенда, появился у нее, когда…

    Понаблюдайте за Луной и вы увидите, что вид ее меняется каждый день. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква “С”,…

    Точные измерения показывают, что диаметр Солнца — величина непостоянная. Несколько лет назад астрономы обнаружили, что объем Солнца уменьшается и увеличивается на несколько километров каждые 2 часа 40 минут, причем этот период сохраняется строго постоянным. С периодом 2 часа 40 минут изменяется и светимость Солнца, т.е. излучаемая им энергия. Такие изменения объема Солнца называются радиальными пульсациями….

    Планеты взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Закон всемирного тяготения объясняет характер этого взаимодействия. Если бы этого взаимодействия не было, планеты улетели бы в космическое пространство. Солнечная система перестала бы существовать. На Земле заметно проявляется действие Луны: дважды в сутки происходят приливы и отливы. Планеты слишком сильно удалены от Земли, чтобы своим притяжением, отраженным…