Как ускорить письмо у ребенка. Скоропись - Mollenta - Молодёжный информационный портал

Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.

Как конспектировать быстро?

Итак, как научиться быстро писать конспекты?

  1. Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
  2. Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
  3. Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
  4. Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
  5. Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
  6. Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
  7. Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
  8. Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
  9. Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
  10. Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
  11. Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
  12. Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
  13. Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.

А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:

  • Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
  • Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
  • Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
  • Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
  • Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.

Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.

Виды упражнений, направленных на выработку скорописи у учащихся 2 – 4 классов.

Письмо по своей природе – двигательный акт. Чтобы реализовать на бумаге содержание мыслей, нужно «уметь» писать. Для удобства движения руки в ходе записи мыслей был придуман письменный шрифт букв русского алфавита. Если освоению этого шрифта посвящены уроки обучения письму в 1 классе, то в последующих классах продолжается работа над достижением разборчивости письма. Обратите внимание на название критерия – разборчивость письма. Он носит коммуникативный характер: будет написано неразборчиво – не извлечешь смысла изложенного. Разборчивость письма достигается с помощью упражнений, ориентированных на воспроизведение точной конфигурации букв, их соединений.

Особо следует обратить внимание на такой компонент навыка письма как скорость. Темп письма тоже носит коммуникативный характер. Скорое письмо позволяет фиксировать быстротекущие мысли более синхронно. При медленном – наблюдается эффект «убегания мысли», что затрудняет последовательность изложения содержания. Общеизвестно, что скорость письма является следствием развития мелкой моторики, легкости, ритмичности движений руки и пальцев. В систему упражнений по совершенствованию техники письма необходимо включение специальных «расписок» для достижения легкости, плавности, свободы движения руки как по ходу часовой, так и против хода часовой стрелки. Время от времени рекомендуется проводить запись небольших текстов на время. От одного призыва писать быстрее рука не прибавит темпа, а если это случится, то часто наблюдается спад в уровне разборчивости письма: формы букв начинают уподобляться друг другу, из-за нерационально исполненного соединения искажается буквосочетание и слово становится неудобочитаемым. К примеру: 1) оло, оро, ово ; 2) г ч, н ы, ш т, ь ъ, с е, к п, ж т, я е, ц у ; 3) ю – го, иц – иу, из – щ, и – ее, м – ле, ме – лее и т. п.; 4) В К Н Б Д (объемы петельных элементов). Такая система упражнений будет способствовать становлению скорописи , жизненно значимого умения писать скоро и разборчиво .

Замеры по навыку письма с позиций скорописи, разборчивости и «зоркости глаза» (контроля над грамотностью) позволили установить некоторые оптимальные критерии по темпу письма младших школьников. При списывании упражнения с учебника (доски) выявлены следующие показатели по «рабочей» скорости (букв в минуту):

Потенциальная скорость при непрерывном письме на 10–20 букв больше «рабочей».

Приводим памятки методики проведения замеров по навыку письма.

1. Памятка по проведению замера «рабочей» скорости, разборчивости, графической зоркости письма.

Замер проводится не менее двух раз в течение учебного года. Сначала данные отслеживаются на таком виде письма, как списывание текста с учебника (типичного для уроков русского языка). Можно порекомендовать ученикам завести специальную тетрадь для сопоставления данных замеров, наблюдения за «ростом» собственных показателей.

Последовательность работы:

1. Объяснить цели работы, какие параметры письма ставятся под наблюдение (при первом замере не нужно сообщать о наблюдении над скоростью письма).

2. Указать упражнение в учебнике (в нем не должно быть слов с пропущенными буквами, никакие задания учебника пока не принимаются во внимание), предложить прочитать молча. Выяснить, не встретилось ли непонятных по значению слов.

3. Разъяснить процедуру выполнения упражнения: начать писать всем одновременно по команде учителя, списать весь текст, после этого сразу (не проверяя) поднять руку. Исправления, которые допускаются по ходу списывания, исправлять той же ручкой.

4. Наблюдать за ходом времени, по мере окончания работы учениками проставить каждому под его работой время, затраченное на выполнение упражнения.

5. После окончания списывания всеми учащимися порекомендовать им тщательно проверить свою запись (одновременно есть возможность понаблюдать, каким способом дети осуществляют проверку). Проверка идет без замера времени. Допущенные при проверке ошибки исправляются карандашом или другой пастой.

6. *На этом замере можно также выявить степень понимания смысла прочитанного (написанного): предложить озаглавить текст или подчеркнуть предложения, в которых выражена главная мысль. Для заголовка нужно, чтобы дети пропустили перед текстом строку.

7. При проверке работ анализируются: 1) количество допущенных ошибок и исправлений, безошибочных работ (уровень графической зоркости и самоконтроля); 2) соответствие письма каллиграфическим требованиям; 3) примерная скорость письма – количество букв за одну минуту (общее количество букв в тексте делится на затраченное время); 4) соответствие заголовка содержанию.

8. На основе данных по каждому ученику высчитывается средняя скорость работы класса, количество ошибок и исправлений, выявляются типичные недочеты.

2. Памятка по проведению замера потенциальной скорости.

Она выявляется путем записи в течение 1 минуты какой-либо фразы, предложения, например, Я учусь в четвёртом классе . Далее просчитывается количество записанных за эти минуты предложений и в них количество букв. Число букв делится на количество минут. Получаем скорость письма. Как правило, при таком виде письма наблюдается спад в каллиграфии, да и пропуски букв не редки. На основе этих данных дается задача каждому – «учить» пальчики прописывать конфигурации букв в словах с учетом скоростных возможностей руки. Это и служит задачами минуток чистописания – формирование скорописи.

Результаты анализа работ можно зафиксировать с помощью таблицы.

Некоторые рекомендации по проведению занятий по совершенствованию техники письма (чистописанию). Традиционно на занятия чистописанием отводится 45 минут в неделю. Учитель сам выбирает временной период: или отдельный урок, или три раза по 15 минут, или по 5 минут ежеурочно. Советуем к выбору занятий чистописанием подходить дифференцированно. Для ознакомления с новым видом соединений, распиской типа «буквы в связках» с ускорением необходимо выделение до 12–15 минут. При отработке (шлифовке) приема, письма на новой скорости достаточно по 5 минут на уроке. Возможна подготовительная «расписка» руки в течение 2–3 минут. Необходимо помнить, что подготовка руки к письму должна проводиться непосредственно перед выполнением письменных работ. И этот этап необязательно совпадает с началом урока.

Можно придумать игры, с помощью которых мотивируете ребенка писать быстрее. Например, устройте маленькое соревнование - кто быстрее напишет имена всех членов вашей семьи, название вашего города, фамилию, имя и отчество классного руководителя ребенка ? Такие соревнования, если они станут ежедневной практикой, помогут детям писать быстрее. Меняйте задания каждый раз. Просите его самого придумывать слова для соревнования. Можете использовать синонимы и антонимы.

Отдайте ребенка в музыкальную школу или занимайтесь с ним музыкой самостоятельно. Игра на инструменте способствует развитию моторики пальцев. Подойдет игра на фортепиано или на любом струнном инструменте.

Делайте ребенку массаж рук - разминайте кисти и пальцы. Используйте упражнения, которые применяются музыкантами для разминки перед игрой. Например, упражнение «растяжка» - ладони складываются вместе, пальцы правой руки надавливают на пальцы левой, «раскачивающими» движениями и наоборот.

Еще перед тем, как ребенок пойдет в школу, можете начинать тренировать быстрое письмо. Например, в процессе рисования. Здесь важно привить сам навык быстрого управления ручкой или карандашом. Начинайте с самых простых фигур. Просите ребенка на скорость нарисовать семь точек, семь квадратов, семь треугольников. При этом следите, чтобы он рисовал все фигуры как можно более ровно и правильно, тогда избежите небрежности, которая может проявиться при быстром выполнении задания. Для этого упражнения можете использовать метроном. На каждый удар ребенок должен нарисовать фигуру, постепенно наращивайте темп.

Не торопитесь обвинять ребенка в медлительности. Возможно, он не торопится, потому что его расстраивают некрасивые буквы, которые получаются при скором письме. Наоборот, поощрите его стремление писать красиво, но начинайте выполнять упражнения «на ускорение».

Заключение.

Скорость письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости письма свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения буквенных комплексов, который протекает легко, без особых затрат физических и нервных сил.

Вместе со скоростью формируется и связность письма, которая проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и вместе с этим координировать движения руки, продвигая её вправо по мере начертания целостных графических комплексов. Связность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных безотрывно, единым росчерком пера. Она связана с выработкой скорости письма и устойчивости почерка учащихся.

Для выработки у учащихся чёткого почерка в условиях ускорения письма необходимо закреплять навыки. Совершенствовать отчётливость формы букв в письме, осуществлять рациональные, правильные соединения букв, добиваться в работах учащихся параллельности штрихов и наклона, работать над соблюдением ими одинаковой и правильной высоты букв на строке и странице. Учитывая, что скорость и чёткость письма во многом зависит от ритмичности и плавности движения руки, развитие этих качеств письма у учащихся также продолжает оставаться важным аспектом работы на занятиях по чистописанию.

На уроках русского языка, математики возрастают требования к увеличению объёма производимых записей, а следовательно, и к скорости письма. Причём требования к чёткости письма тоже не снижаются.

Поэтому учителю необходимо продолжить работу по выработке у учащихся отчетливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма.

На основе исследований о механизме, особенностях движения пальцев и кисти в процессе ускоренного письма, анализа типичных недочётов в почерках детей этого возраста можно выделить и конкретизировать ряд задач, от решения которых зависит формирование чёткой скорописи учащихся.

1. Закреплять складывающиеся у учащихся правильные и рациональные приёмы письма и совершенствовать их почерк.

2. Развивать умение писать достаточно быстро при соблюдении чёткости письма

3. В развитии навыка письма предупреждать возможные недочёты, связанные с деформацией и уподоблением букв и буквосочетаний, появлением небрежности в письме.

4. Исправлять индивидуальные недостатки почерков учащихся.

Решению поставленных задач могут способствовать методические указания учителя при выполнении учащимися любой письменной работы на уроках, а также организация специально подобранных графических упражнений на занятиях чистописанием, которые рекомендуется проводить на каждом уроке русского языка в течение 8-10 минут.

ХХI век – век компьютерных технологий. Многие тексты и документы печатают на компьютере. Но, слава Богу, человечество еще не разучилось писать шариковой ручкой на бумаге. Этот навык еще довольно востребован. Многие люди сегодня не знают, как можно быстро писать. Особенно это необходимо студентам на лекциях, журналистам, туристам, которые ведут путевые заметки, да и обычному человеку такое умение не помешает.

Быстро писать от руки может научиться любой человек от школьника до пенсионера, ничего хитрого в этом нет. Чтобы овладеть этим навыком, нужно учитывать несколько ключевых моментов.

  • Чтобы человек мог долго быстро писать, надо чтобы долго не уставала рука. Так что тренируйте кисти рук. Обычный ручной эспандер окажется добрым помощником в этом деле. Это еще и полезно для общего развития.
  • Важно правильно подобрать мебель, чтобы было удобно. Если придется притулится где-то на краешке стола, согнувшись в три погибели, то вряд ли получится быстро писать. И устанете вы в неудобной позе очень быстро. Стол и стул должны подходить по росту, чтобы ноги стояли на полу ровно, сгибались в коленях под углом в 90 градусов. Спина прямая, опирается о спинку стула. Правый локоть не должен быть на весу, иначе от ненужного напряжения правая рука быстро устанет.
  • Немаловажен правильный выбор ручки, которой предстоит писать. Тут уже очень индивидуально, кому что нравится. Подберите под себя оптимальный вариант, попробуйте в магазине несколько видов ручек.


  • Есть одна общая закономерность – толстой ручкой писать легче, «виновата» в этом мелкая моторика пальцев. Ведь всем известно, что мелкие предметы перебирать сложнее, чем крупные. Развивайте моторику пальцев, хорошо помогает в этом бисероплетение, особенно цветное. В процесс включаются несколько центров головного мозга, а это еще и развивает разговорную речь.
  • Стержень ручки должен писать мягко и легко, чтобы не тратились лишние силы на нажим. По этой причине часто выбирают гелевые стержни.
  • Ручку следует держать тремя пальцами, кисть не напряжена, опирается на ребро ладони и мизинец.
  • Лист бумаги сдвинут немного вправо, чтобы правая рука не тянулась к нему. Угол листа должен смотреть на середину груди.
  • Если вы ведете конспект лекции, будьте предельно внимательны, не отвлекайтесь на посторонние моменты. Сосредоточьтесь на теме лекции. Если во время конспектирования вы витайте где-то в облаках, успеть за лектором будет сложно.

  • Если что-то не успели записать, оставьте пустое место, допишите потом. Только сделайте это как можно быстрее, пока нужная информация не вылетела из головы.
  • Научитесь при конспектировании делать сокращения слов, особенно очень длинных. Например, революция – «р – ия», направляется – «нап – ся». Только не доходите до абсурда, не забывайте, что эти записи предстоит вам же читать спустя какое-то время. Рукописный текст должен быть понятен и читабелен. Не превращайте его в абракадабру, которую сами потом не сможете разобрать.
  • Если на протяжении всей лекции часто звучат одни и те же определения, подберите для них условные значки. Это заметно сэкономит время и увеличит скорость записывания. Только сделайте для себя маленький список этих значков и их расшифровок, чтобы в недалеком будущем чтение конспекта не превратилось в разгадывание ребуса.
  • Некоторые термины и понятия можно обозначать значками, которые совпадают по смыслу и будут понятны даже при беглом прочтении записей. Например, слова «растущий», «увеличение», «повышающий» можно заменить на стрелочку, направленную вверх, слово «примерно» - на «~», слово «бесконечно» - на перевернутую восьмерку и так далее.

Так что сами видите, все довольно просто, не сложнее, чем на клавиатуре компьютера. Требуется некоторое время, чтобы этот навык стал для вас привычкой, но тут зависит все только от вашего желания и терпения. Пробуйте, тренируйтесь и у вас все получится.

Видео по теме статьи