Как заставить ребенка читать? Лучшие советы экспертов. Как заставить ребенка читать: полезные советы

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета - это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация, интерактив и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Опаснее всего, когда такое мультимедийное мышление развивается с детства. Сегодня даже красочно оформленная бумажная книга с картинками уже не слишком привлекает ребенка - он подсознательно ждет от нее анимации в духе iPad, отклика на касание, забавных звуков. Не находя их, начинает скучать…

Вот что рассказала «МК» Виктория Пузач, учитель начальных классов московского ГОУ №1605, применяющая на уроках собственные методические разработки, повышающие скорость чтения:

Никто не обязывает родителей учить ребенка читать к поступлению в школу, но согласитесь: банальный здравый смысл подсказывает, что в 7 лет ребенок уже должен уметь это делать. Однако даже в столице в каждом новом наборе первого класса находится несколько детей, которые не умеют читать или читают очень плохо… И это не дети мигрантов, не дети из неблагополучных семей!

У меня есть девочка в классе, троечница по чтению. Спрашиваю у мамы: читали книги, заданные на лето?

Читали… Две…

Хотя вижу, что врет, - вообще ничего не читали!

Сейчас эта девочка и по математике на «тройки» скатывается, потому что без навыков нормального чтения ей сложно понимать задачи, выстраивать в голове картину задания…

По словам учительницы, низкие темпы чтения в младших классах вызывают проблемы с устными предметами и пересказом в средней школе. Дети, которые мало читают, не могут справиться с простейшим заданием - подобрать к слову однокоренное слово: у них просто не хватает словарного запаса!

Интересно, что департамент образования заботится о качестве навыков чтения, получаемых детьми в школе, но как-то очень странно, - продолжает Виктория Спартаковна. - От учителей начальных классов регулярно требуют отчеты: какую скорость чтения демонстрируют их подопечные? Эти отчеты вывешиваются на сайты школ, там их изучают методисты департамента образования по полугодиям, оценивая скорость чтения вслух - количество слов в минуту. К примеру, четвероклассники на «пятерку» должны продемонстрировать скорость 120 слов в минуту, на «четверку» - 90, на «тройку» - 70 слов. Вот только понимание смысла практически не контролируется: 1-2 вопроса, которые надо задавать по прочитанному тексту, этого не покажут!

В средних классах встает другая проблема: дети читать не хотят. Они справляются со школьной программой, но не желают выходить за ее рамки. В результате у ребенка не развиваются словарный запас и речь, образное мышление и эрудиция… И тут уже требуются существенно большие усилия, чтобы подать чтение как интересное и захватывающее занятие.

Например, существует методика привлечения детей к чтению через театральные постановки по программной и внепрограммной литературе. В школе №1148 им. Ф.М.Достоевского давно и успешно ведется сотрудничество с разными театрами, в рамках которого артисты ставят адаптированные для школьников спектакли.

Эти спектакли сделаны интерактивными: дети общаются с героями действия, задают вопросы по ходу постановки, - рассказала «МК» директор Елена Косарихина. - В результате после спектаклей у ребят возникает множество вопросов, которые стимулируют пойти и взять книгу-первоисточник. «Прощание с Матерой» Распутина, «Преступление и наказание» Достоевского, для малышей - «Мальчик у Христа на елке» - это тоже Достоевский… И мы видим, что даже традиционно считающийся тяжелым Федор Михайлович может восприниматься детьми без усилий. После спектаклей дети массово идут в библиотеку, чтобы уже в спокойной обстановке прочитать оригинал, прочувствовать идею автора и т.д. Подобное сотрудничество с театрами доступно любой школе и очень эффективно в плане прививания детям любви к чтению.

Директор ГОУ Центр образования №686 Сергей Казарновский тоже применяет аналогичные методики, тем более что театральный уклон его школы к этому просто обязывает:

Мы приглашали театральных артистов, которые не играли спектакль, а просто читали детям вслух - читали классику. И после этого в школьную библиотеку обратилось больше десятка учеников за книгой, которую им читали, - библиотека даже не смогла их всех удовлетворить, потому что у них оказалось всего несколько экземпляров! Сейчас мы готовим то же самое для младших классов - ожидаем аналогичного эффекта. А вообще я всем, в первую очередь родителям и учителям младших классов, рекомендую книгу замечательного французского писателя и педагога Даниэля Пеннака «Как роман». Книга учит любить чтение, она написана невероятно живым и убедительным языком - после нее взгляд на чтение буквально преображается!

Современному человеку сегодня также необходимо уметь читать продуктивно, много и быстро, накапливая знания, систематизируя их в голове и мгновенно извлекая при необходимости. Поэтому методики быстрого чтения по идее должны становиться все более актуальными в нашем переполненном информацией мире вообще и для школьников накануне выпускных экзаменов и поступления в вузы в частности.

Педагоги и методисты считают тренинги быстрого чтения неприемлемыми для младшеклассников, поскольку дети могут научиться шустро бегать по тексту глазами, но фактически «вхолостую», не извлекая основные мысли, не запоминая факты. Но и со старшими детьми тоже не все просто.

По словам Виты Кириченко, преподавателя русского и литературы гимназии №1520, удостоенного звания учителя года-2012, скорочтение - палка о двух концах:

Пользу оно, без сомнения, приносит, но, сосредоточившись на нем в юном возрасте, ребенок рискует лишиться понимания красоты и полноты языка!

А Ольга Брюханова, преподаватель литературы школы №947, вообще уверена в том, что при нынешнем катастрофическом уровне навыков чтения у современных школьников скорочтение должно находиться на последнем месте:

Сегодня многие старшеклассники читают так плохо, что на выпускных ЕГЭ долго не могут понять условие задачи по математике! А при исключении литературы из списка экзаменов и вовсе произойдет катастрофа!

Впрочем, если ученик читает хорошо - извлекая смысл из текста и правильно расставляя акценты, - вполне возможно начать применять эффективные методики быстрого чтения.

Самая ранняя программа для обучения быстрому чтению ориентирована на детей 10-11 лет, - сообщил «МК» Олег Андреев, разработчик методик быстрого чтения. - Есть и программы для следующих возрастных групп, никаких препятствий для применения их в школах я не вижу.

Самое главное - следует помнить: ответственность за овладение детьми самым важным умением - умением воспринимать текстовую информацию - ложится не только на учителей, но и не в меньшей степени на родителей. Если учитель понимает первостепенную важность чтения и сделал все что мог, то родители ни в коем случае не должны расслабляться. В дошкольном и младшем школьном возрасте тяга к чтению лучше всего прививается методом «…на самом интересном месте!», когда, начав читать ребенку вслух интересную книжку, мама или папа внезапно уходят «по делам», и ребенок вынужден добираться до конца сказки самостоятельно. И, конечно же, ограничивать просмотр телевизора и компьютерные игры: большинство специалистов сходятся на том, что до 5-6 лет лучше вообще обходиться без этих достижений цивилизации.

Ну и, конечно же, лучшим средством убеждения был и остается личный пример. Если родители постоянно читают книги и прессу, это мощно мотивирует ребенка с самого раннего детства. Надеяться, что дети вырастут читающими в семье, где постоянно включен телевизор, не приходится…

СПРАВКА "МК"

Средняя скорость чтения взрослого человека - 200-400 слов в минуту. Считается, что со скоростью более 4000 слов в минуту мог читать Максим Горький, около 2000 слов - Наполеон, 1000 слов - Рузвельт. В 1994 году россиянка Светлана Архипова продемонстрировала по методике быстрого чтения скорость в 60 000 знаков в минуту (примерно 10 000 слов), что было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.

2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.

4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.

5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий:

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий:

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.

  1. У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  2. Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  3. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.

Летом наступает перерыв в учебе, но это не значит, что нужно делать перерыв в чтении. Исследования показывают, что дети, которые хорошо читали в начальных классах, становятся гораздо более успешными в старших классах. Как заставить своего ребенка читать, когда все, что он хочет, - это игры? Вот несколько способов, как приучить ребенка к чтению, чтобы ему это нравилось.


1. Дети мечтают, что на каникулах они будут проводить время на природе, наслаждаясь солнцем и жаркой погодой. Так как весь учебный год они находились в классе, то летом они не хотят быть запертыми с книгой у себя в комнате. Объясните ребенку, что читать можно в любом месте: на пляже, в парке. Отправьтесь на пикник всей семьей, где между всего прочего ваш ребенок прочитает несколько глав интересной книги.



2. Если целью является последовательное чтение, просите своего ребенка читать все, что содержит слова и предложения. Возьмите его с собой в продуктовый магазин, чтобы они читал все из списка. Также пусть он читает вывески на проходах, чтобы найти все, что вы ищете. Вы также можете распечатать направление движения, когда вы собираетесь в семейную поездку, таким образом ваш ребенок будет читать его вам.

4. Наверняка в вашем городе есть библиотеки, которые находятся недалеко от вашего дома. Ходите со своими детьми в библиотеку хотя бы раз в неделю. Пусть они почитают то, что хотят. Большинство библиотек проводят тематические мероприятия в течение лета, обязательно посещайте их вместе с детьми.



5. Исследования показывают, что чтение вслух для детей младшего возраста является не только одним из лучших мероприятий по стимулированию языка и когнитивных навыков, но и создает мотивацию, любопытство и развивает память. Заведите эту привычку, пока они еще дети. Читайте с детьми много книг, чтобы в конечном итоге у них появились любимые произведения, которые бы они перечитывали снова и снова.



6. Летом выходит очень много новых фильмов, и ребенок может попросить сходить посмотреть их в кино. Сделайте это частью учебной деятельности! Если фильм снят по книге, заставьте ребенка прочитать ее перед его просмотром. Большинство семейных фильмов снято по книгам, поэтому их прочтение может стать увлекательным времяпрепровождением. Если фильм не имеет книжного аналога, найдите отзывы и рецензии в интернете, чтобы ребенок прочитал их.



7. Прочтение утренней газеты во время завтрака тоже может быть веселым занятием. Ребенок будет не только
тренироваться в чтении, но и быть в курсе происходящих в стране и мире событий. Подбирайте интересные статьи и читайте их вместе с детьми. Если дети достаточно взрослые, просите их пересказывать прочитанное, чтобы знать, понимают ли они то, что прочитали.

8. Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, вы тоже должны читать. Когда ребенок видит, с каким интересом его родители читают газету, журнал или книгу, он тоже примется читать.