Краткое содержание бедность не порок брифли. Островский «Бедность не порок» – анализ

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

«Бедность не порок» — это пьеса Островского Александра Николаевича, драматурга российской литературы. Данная пьеса написана в стилистике комедии. Повесть описывает ситуацию любви приказчика богатого купца к его дочери, который против их связи и препятствует влюблённым быть вместе.

Данная повесть – достояние российской литературы. Она учит пониманию, отзывчивости, высветляет жизненные принципы и взгляды. Но не у многих людей присутствует возможность прочитать комедию полностью из-за чрезмерной занятости, ведь повесть довольно объёмная.

Если у человека нет таковой возможности, но хочется прочитать подобную пьесу, он может прочесть повесть Островского «Бедность не порок» краткое содержание по главам, где сжато и кратко описаны основные события и происшествия произведения. Прочитав в кратком содержании пьесу человек одновременно сэкономит время и культурно обогатится.

Обратите внимание! Перед прочтением произведения стоит ознакомиться с главными действующими лицами комедии. Зная нрав и характер главных героев, пьеса будет восприниматься лучше и насыщенней.

Таблица: главные действующие лица комедии.

Герой Характеристика
Гордей Карпыч Торцов Богатый купец. Его многие не любят за эгоизм, заносчивость и гордыню.

После смерти своего батюшки получил в наследство немалое состояние, которое смог лишь приумножить в отличие от своего брата Любима, который растратил все деньги в столице.

В разных действиях Гордей предстаёт в различных амплуа.

В первом действии он выступает злым хозяином, требующим повиновения и хорошей отдачи в плане работы.

Он отличается раздражительностью и необычной злобой по отношению к своей дочери и жене.

Гордей стремится выехать с небольшого села, поселиться в Москве и стать уважаемым и влиятельным человеком.

Коршунов Африкан Савич Африкан – влиятельный фабрикант, проживающий в Москве.

Он характеризуется как сильный, волевой, целеустремлённый человек, готовый ради достижения цели перешагнуть через многое.

Главная страсть Африкана – женщины. Он любвеобилен, поэтому часто находится в окружении молодых дам.

Любим Карпыч Торцов Брат эгоистичного и самовлюблённого богатого купца, желавшего выдать единственную дочь замуж за богатого, но старого фабриканта.

Любим в повести характеризуется как положительный персонаж. Он кардинально отличается от своего брата.

В его приоритеты входит духовность, высокие моральные качества и ценности.

После растраты всех отцовских денег Любим вынужден зарабатывать себе на жизнь шутовством, чем сильно злит брата.

Любовь Гордеевна Торцова Дочка Гордея. Она описывается как девушка с широкой душой, способной и желающей помогать окружающим людям.

По сюжету она влюбляется в бедного, но очень милого парня Митю, работающего у его отца.

Митя Приказчик Торцова. Бедный юноша вынужден проживать в маленькой комнате и получать копейки за свой труд у Торцова.

Он влюбляется в Любовь Гордеевну и тайно желает жениться на ней.

Пелагея Егоровна Торцова Жена эгоистичного купца. Женщина свято чтит русские традиции и обычаи, осуждает намерения супруга прорваться в высшее общество.

Узнав о тайной любви приказчика и дочери, Пелагея поддерживает дочь, но не решается пойти наперекор мужу.

Действие первое

События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).

Хронология событий:

  1. Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
  2. Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
  3. Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.

    Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.

  4. После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
  5. Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
  6. После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
  7. После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами:

    Машей.
    Лизой.
    Анной Ивановной.

    С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.

    После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.

  8. В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.

Важно! Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе.

Действие второе

Хронология событий:

  • В гостиной располагаются Анна и Любовь. К ним входит Митя и уточняет, правду ли написала его возлюбленная о своих чувствах. Уточнив это, они обоюдно решают идти просить благословения у её отца на их бракосочетание.
  • В это время гостиная наполняется обилием гостей, которые вовсю веселятся, танцуют и поют. Но вдруг неожиданно появляется хозяин дома и веселье прекращается.
  • Узнав о намерениях Мити, он прогоняет парня и всех гостей с дома.
  • Гордей намерен выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта Африкана Коршунова. Тот приходит к девушке, дарит ей серёжки с бриллиантами и намекает на богатство и благосостояние в браке с ним.
  • Узнав о намерении Африкана жениться на ней, девушка вырывает руку, но отец заявляет, что решение о свадьбе уже принято и это не обсуждается. Он говорит, что скоро Любовь переедет в столицу и выйдет замуж на Африкана.
  • Узнав о решении отца, девушка в отчаянии. Она плачет, умоляет отца этого не делать, не выдавать её замуж за нелюбимого мужчину, но Гордей непреклонен.

Действие третье

Третье действие происходит на следующий день.

Обратите внимание! Пелагеи уже известно о намерении супруга выдать замуж дочь. Она не испытывает радости от этой новости, но противиться решению мужа не может.

Событие Развёрнутое описание
В комнату входит Пелагея Она поверхностно старается уговорить Гордея не совершать данный поступок, не выдавать Любовь замуж.
В комнату входит Митя Он пришёл с целью попрощаться с хозяином и его женой. Сообщает о своём решении уехать на родину к больной матери. Он ещё раз пробует объяснить Гордею о взаимных чувствах Любови к нему.
В комнату входит Любовь Увидев непреклонность отца Любови, Митя предлагает возлюбленной сбежать с ним, но она отказывается по причине страха гнева отца. Парень уходит.
Приход Коршунова Приход Африкана сопровождается лестными историями и рассказами о богатой, беззаботной жизни с ним Любови.
Приход Гордея После очередного признания Африкана входит Гордей. Он всячески любезничает с богачом, показывает культурный и образовательный уровень.
Появление Егорушки Приход Егорушки сопровождается новостью о том, что Любим прощается с гостями, выпроваживая их домой.

Между братьями возникает ссора, в которую влезает фабрикант. Брат оскорбляет богача. Африкант возмущён отношением и указывает на неуважение Гордею.

Ссора Торцова и Африканта Торцову не понравилось, что его позволил упрекнуть будущий зять.

Между ними начинается конфликт и купец разрывает помолвку своей дочери с фабрикантом.

Помолвка Мити и Любови Узнав о расторжении помолвки, Митя приходит в дом к Торцову и опять просит руки его дочери.

Гордей сначала не соглашается, но потом сменяет гнев на милость и разрешает влюблённым быть вместе.

Видео пересказ

Комедия Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году, а напечатана как отдельное произведение, пьеса в трех действиях, в 1854 году. Эта пьеса не похожа на все другие произведения «Колумба Замоскворечья» (так называли Н. Островского за то, что прекрасно знал купеческий мир). С одной стороны – она проста, с другой - необычайно колоритна, «жива», эмоциональна. Пьесу «Бедность не порок» читать полностью приходится по школьной программе в 10 классе. Островский в этом произведении «воспевает» патриархальную семью, где верность, честность по отношению друг к другу, почитание старших стоит на первом месте.

«Бедность не порок» пьеса небольшая и незамысловатая по своему содержанию. Она рисует перед читателями жизнь купеческого семейства в небольшом уездном городке. В первом действии пьесы автор знакомит читателя с главными действующими лицами: купцом Гордеем Торцовым, его женой Пелагеей, дочерью Любовью Гордеевной, братом Любимом Карпычем, племянником Яшей, приказчиком Митей. В этом же действии автор раскрывает перед читателями любовную линию: любовь связывает бедного приказчика Митю и дочку купца Любовь Гордеевну. Здесь же автор показывает читателю, как сильно Гордей Торцов стремится в «высшее общество», как порицает бедность и отвергает разорившегося младшего брата, который, несмотря на свою бедность, остался искренним и честным. Во втором действии купец Торцов решает отдать свою дочь замуж за богатого, но старого купца Коршунова. Любовь Гордеевна не дает согласия на брак, но воля ее отца нерушима. В третьем действии наступает кульминационный момент: в порыве гнева на брата, который отговаривает Гордея от заключения брака дочери с Кошуновым, купец Торцов говорит о том, что отдаст дочь за «первого встречного», которым «по счастливой случайности» оказывается приказчик Митя. Слово купеческое крепко, и Торцов дает согласие на брак.

Текст пьесы изобилует народными песнями, обрядами, описанием плясок, народных праздников, и это не случайно, ведь настоящая народная нравственность, искренние чувства, победа добра над злом – те идеалы, которые близки были автору произведения в данный период его жизни и творчества. Скачать произведение полностью для работы можно с нашего сайта или читать в режиме онлайн.

Уездный город. Святки. День. Небольшая приказ-чичья комната в доме купца Торцова.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табу-ретке и читает «Бову Короле-вича», затем оста-нав-ли-ва-ется и расска-зы-вает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Нака-нуне на празд-ничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выки-ды-вать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассер-дился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созор-ничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще преж-него разо-шелся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами разда-ется шум — прие-хали Пелагея Егоровна, Любовь Горде-евна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя оста-ется один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пыта-ется рабо-тать. Но работа не идет, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, оста-нав-ли-ва-ется в дверях и ласково пригла-шает Митю прийти к ним вечером в гости. Она заме-чает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому прия-телю — фабри-канту Афри-кану Савичу Коршу-нову. Пелагея Егоровна жалу-ется на Коршу-нова, чело-века буйного, часто выпи-ва-ю-щего в компании своего дирек-тора-англи-ча-нина. Раньше Торцов отли-чался рассу-ди-тель-но-стью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-загра-нич-ному, возгор-дился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», — и завел знаком-ство с «москов-ским» бога-теем Коршу-новым, который просто спаи-вает нового прия-теля. На упреки жены властный Торцов не реаги-рует; а дочь свою, Любовь Горде-евну, хочет выдать замуж исклю-чи-тельно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец моно-лога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже пригла-шают вечером в гости, и Яша с радо-стью согла-ша-ется. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими забо-тами с Яшей: Митя, един-ственный сын старой и бедной матери, должен содер-жать её на свое маленькое жало-ванье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попреки бедно-стью; Митя мог бы перейти к Разлю-ля-евым, но у Торцова его держит зазноба сердечная — Любовь Горде-евна. Яша сове-тует Мите выки-нуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благо-словит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, — да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлю-ляев с гармо-никой, он весел и безза-ботен, играет и поет, заяв-ляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает напи-санную им песню. Митя пред-ла-гает спеть, и все поют. Посе-ре-дине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умол-кают и встают. Торцов со злыми упре-ками набра-сы-ва-ется на Митю: «Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!...». Он заме-чает книгу стихо-тво-рений Коль-цова, которую читает Митя, и следует новая порция попреков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое обра-зо-вание?... Ты бы вот сюрт-учишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь... Срам!». В ответ Митя оправ-ды-ва-ется, расска-зы-вает, что посы-лает все деньги преста-релой матери. Гордей Карпыч заме-чает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспи-тана, чай сама хлевы затво-ряла. Разве в этом обра-зо-вание-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей пока-зы-ваться в этом сюрт-учишке наверх!» Затем доста-ется и Разлю-ляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загре-бает, а тебя в этаком зипу-нишке водит. Да что, с тебя взыс-кать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с заса-ленным брюхом ходит; дура-ками непро-све-щен-ными живете, дура-ками и умрете». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршу-нову, в комнату Мити заходят Любовь Горде-евна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать инте-ресной компании. Анна Ивановна ведет себя весьма вольно; Митя, Любовь Горде-евна и её подруги напротив — скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спра-ши-вает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отве-чает, что женится, как только получит разре-шение от Гордея Карпыча; затем жестом подзы-вает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, пока-зывая на Любовь Горде-евну и Митю. В это время Разлю-ляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полю-бите меня кто-нибудь... за мою простоту». Девушки отве-чают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Горде-евна добав-ляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому дога-даться». Анна Ивановна, закончив сове-щание с Гуслиным и двусмыс-ленно погля-дывая то на Любовь Горде-евну, то на Митю, пред-ла-гает всем подняться наверх. Она откры-вает дверь и пропус-кает всех, а перед Любовью Горде-евной — захло-пы-вает. Любовь Горде-евна стучится, просит выпу-стить; девушки за дверью весе-лятся.

Митя и Любовь Горде-евна оста-ются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для нее стихи. Любовь Горде-евна, стараясь скрыть радость, просит Митю почи-тать их. Митя садится возле стола, Любовь Горде-евна подви-га-ется к нему очень близко. Митя читает: «...Пона-прасну свое сердце парень губит, Что неров-нюшку девицу парень любит...» Любовь Горде-евна сидит неко-торое время заду-мав-шись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдает его Мите с усло-вием, что Митя прочтет его потом, когда Любовь Горде-евна уйдет. Она соби-ра-ется уходить и в дверях стал-ки-ва-ется с дядей, Любимом Карпычем. Тот весе-лится, видя испуг племян-ницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Горде-евна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на неко-торое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч расска-зы-вает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поде-лили наслед-ство: Гордей взял себе заве-дение, а брату отдал день-гами и вексе-лями. Любим Гордеич поехал в Москву полу-чать по билетам деньги и с головой окунулся в москов-скую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трак-тирам, ездил по театрам; друзей у него заве-лось множе-ство. И через неко-торое время почти все наслед-ство было истра-чено. То, что оста-лось, Любим Гордеич доверил своему прия-телю, Афри-кану Коршу-нову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скомо-рохом ходить: как приедет какой купец, Любим выска-ки-вает, веселит, приба-утки расска-зы-вает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно просту-дился, свезли его в боль-ницу; там-то и нашло на Любима просвет-ление ума. Решился он, как выздо-ро-веет, сходить Богу помо-литься да идти обратно к брату. Только брат принял его нелас-ково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заме-тить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навя-зать». А после пресло-ву-того обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичли-вого брата («...У него вот эта кость очень толста. [Пока-зы-вает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устра-и-ва-ется на кровати Мити, чтобы соснуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отка-зы-вает Любиму Гордеичу, и тот благо-дарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя соби-ра-ется подняться наверх, он подходит к двери, вспо-ми-нает о письме. Дрожа-щими руками он достает его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хвата-ется за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Горде-евна и Анна Ивановна. Любовь Горде-евна расска-зы-вает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предо-сте-ре-гает её от опро-мет-чивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спра-ши-вает Любовь Горде-евну, не шутка ли её признание. Любовь Горде-евна отве-чает, что все напи-санное в записке — правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом призна-ется, что хотела всего лишь пошу-тить. Но Мите не до шуток, он слишком обес-по-коен судьбой их любви. Митя и Любовь Горде-евна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обни-ма-ются. Когда разда-ются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсы-лает Любовь Горде-евну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать сосед-ских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка раду-ется пред-сто-я-щему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она дает Арине указания, затем пригла-шает пройти всех остальных: Любовь Горде-евну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлю-ляева, Митю, Гуслина и двух своих преста-релых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усажи-ва-ются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разго-ва-ри-вают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Горде-евна и Лиза ходят по комнате, обняв-шись; Разлю-ляев ходит за ними. Девушки весело пики-ру-ются с Разлю-ля-евым, старухи пере-го-ва-ри-ва-ются, глядя на них, а потом пред-ла-гают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поет, входит Арина с напит-ками и угоще-ньем, потчует бары-шень сладо-стями, а старухам подает мадеру. Анна Ивановна тихо разго-ва-ри-вает с Пела-геей Егоровной, Разлю-ляев подхва-ты-вает Арину и пуска-ется в пляс, Арина отби-ва-ется. Анна Ивановна всту-па-ется за Арину и сама вызы-ва-ется плясать с Разлю-ля-евым.

Входят сосед-ские девушки, их радушно приве-чают, усажи-вают. Арина приносит блюдо, покрытое поло-тенцем — девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запе-вают. Разлю-ляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи... Кому вынется — Тому сбудется» выни-мает кольцо и отдает Любови Горде-евне.

Тут приходят ряженые (старик с бала-лайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни остав-лены, ряженых потчуют вином, и они начи-нают весе-лить гостей: петь, плясать, разыг-ры-вать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Горде-евне и целует. Разлю-ляев заме-чает это, подходит и заяв-ляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Горде-евне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае наде-яться не на что. Гуслин всту-па-ется за Митю. Их спор преры-вает стук в дверь — пришел хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прого-няет ряженых («Это что за сволочь!») и девушек, лебезит перед Коршу-новым, изви-ня-ется за «необ-ра-зо-вание» жены, устро-ившей вечер «не по всей форме». Но Коршу-нову, старому сласто-любцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усажи-ва-ется в кресло, хехе-кает, благо-склонно прини-мает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произ-вести «ефект»: велит подать шампан-ского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осве-тить новую «небель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выпол-нить прика-зание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Горде-евне, радостно хехе-кает, наме-кает на «дни святочные» и пред-ла-гает поце-ло-ваться. Барышни не в восторге, отка-зы-ва-ются. Гордей Карпыч прика-зы-вает подчи-ниться, и Любовь Горде-евна усту-пает. Пока Коршунов целует бары-шень, Гордей Карпыч заме-чает Митю и прого-няет его («Зале-тела ворона в высокие хоромы!»), вслед за Митей уходят Гуслин и Разлю-ляев.

Коршунов подса-жи-ва-ется к Любови Горде-евне, сладо-страстно хехе-кает и вручает дорогой подарок — брил-ли-ан-товые серьги. Любовь Горде-евна холодно отве-чает Коршу-нову, тот же не цере-мо-нясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своем богат-стве. Любови Горде-евне отвра-ти-телен этот старик, она встает, чтобы уйти, но отец прика-зы-вает ей остаться. Она возвра-ща-ется на свое место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её («Ручка-то какая! хе, хе, хе... бархатная!») и наде-вает ей на палец брил-ли-ан-товый перстень. Любовь Горде-евна выры-вает руку, снимает перстень и отдает Коршу-нову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стака-нами. Коршунов разыг-ры-вает из себя важного гостя: «Ну, Гордей Карпыч, потчуй, а вы, девки, вели-чайте меня. Я почет люблю». Гордей Карпыч подносит Коршу-нову вино, прика-зы-вает жене кланяться, а девушкам запе-вать вели-чальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Горде-евны, подзы-вает одну из девушек, треплет её по щеке, хехе-кает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем прика-зы-вает Гордею Карпычу пере-хо-дить к делу. Дело же заклю-ча-ется в том, что Гордей Карпыч наме-ре-ва-ется пере-ехать из этого города, где «как есть одно неве-же-ство и необ-ра-зо-вание», в Москву. Тем более что там будет свой человек — зятюшка Африкан Савич. Они уже сгово-ри-лись и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужаса-ется, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жестко заме-чает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Горде-евна броса-ется к отцу и умоляет его пере-ду-мать: «Я из твоей воли ни на шаг не выду. Что хочешь меня заставь, только не принуждай ты меня против сердца замуж идти за неми-лого!» Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не пони-маешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить... я так прика-зываю». И Любовь Горде-евна смиренно отве-чает: «Твоя воля батюшка!», кланя-ется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч прика-зы-вает девушкам запе-вать свад-бишную и пригла-шает доро-гого гостя перейти в другую комнату. Любовь Горде-евна плачет в объя-тиях матери, подруги окру-жают её.

Действие третье

Утро. Небольшая, тесно застав-ленная очень богатой мебелью комната в доме Торцова. Это что-то вроде каби-нета хозяйки, откуда она управ-ляет всем домом и где прини-мает своих гостей. Одна дверь ведет в зал, где обедают гости, другая — во внут-ренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпус-кает их. Пелагея Егоровна вся в пред-сва-дебных хлопотах, но на душе у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдер-живая слезы он говорит, что пришел проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернется. Митя кланя-ется в ноги Пелагее Егоровне, целу-ется с ней и с Анной Ивановной. Потом заме-чает, что надо бы и с Любовью Горде-евной проститься. Пелагея Егоровна посы-лает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалу-ется Мите на горе: против воли отдает дочь за дурного чело-века. Митя почти плача упре-кает её в том, что она не проти-во-стоит свое-волию мужа. Пелагея Егоровна сокру-ша-ется, просит Митю пожа-леть и не упре-кать её. Митя в порыве чувств реша-ется открыться и расска-зы-вает о том, что вчера он и Любовь Горде-евна сгово-ри-лись просить благо-сло-вения; и вот утром такое изве-стие... Пелагея Егоровна пора-жена, она искренне сочув-ствует Мите.

Входит Любовь Горде-евна, она проща-ется с Митей, плачет. Митя от отча-яния пред-ла-гает Пелагее Егоровне благо-сло-вить их, а затем тайно увезти Любовь Горде-евну к своей старой матери и там повен-чаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять...»). Да и Любовь Горде-евна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли роди-тель-ской не выйдет, «так уж оно заве-дено исстари». И пусть она будет стра-дать за постылым мужем, но знать, что по закону живет, и никто в глаза насме-яться не посмеет. Митя смиренно прини-мает решение Любови Горде-евны, проща-ется и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету пого-во-рить с неве-стой «о своих делах». Коршунов подса-жи-ва-ется к плачущей Любови Горде-евне и расска-зы-вает ей обо всех «выгодах» брака со стариком («Старик-то за любовь и пода-рочком... и золотом, и бархатом...», а молодой муж «глядишь, и приво-лок-нется за кем-нибудь на стороне... а жена-то сохни»), непре-рывно целует ей руки и хехе-кает. Любовь Горде-евна спра-ши-вает, любила ли Коршу-нова его покойная жена. Коршунов весьма жестко отве-чает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отка-зывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требо-вать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожа-ло-ваться: кого я полюблю — тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подо-бо-страстно говорит с Коршу-новым, хваста-ется своей «куль-тур-но-стью»: «В другом месте за столом-то прислу-жи-вает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках... Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питер-бурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, расска-зы-вает, что пришел Любим Карпыч и начал разго-нять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлю-ляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрни-чает в адрес Коршу-нова; вроде шутит, но в то же время обви-няет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возве-личил, в такое звание возвел, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племян-ницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но реши-тельно настро-енный Любим Карпыч не уходит, он обви-няет Коршу-нова в бесче-стии и преступ-ле-ниях (во время бурного спора входят все домашние, гости и прислуга): «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревно-стию не замучил... Меня гонят, а он первый гость, его в передний угол сажают. Что ж, ничего, ему другую жену дадут...» Гордей Карпыч прика-зы-вает увести брата, но Любим и сам уходит. Уязв-ленный Коршунов заяв-ляет: «Этакие ты моды завел: у тебя пьяные гостей обижают! Хе, хе, хе. Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не пони-мают. В Москве-то уж такие дураки повы-ве-лись, там смеются над ними... Нет, шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покла-няйся, чтоб я дочь-то твою взял». Оскорб-ленный Гордей Карпыч воскли-цает: «...Я сам тебя знать не хочу! Я отро-дясь никому не кланялся. Я, коли на то пошло, за кого мне взду-ма-ется, за того и отдам! С день-гами, что я за ней дам, всякий человек будет... [тут входит Митя] ...вот за Митьку и отдам! Завтра же. Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музы-кантов выпишу, один в четырех каретах поеду». Все удив-лены, взбе-шенный Коршунов уходит.

Митя берет Любовь Горде-евну за руку, они подходят к Гордею Карпычу и призна-ются, что давно любят друг друга, и уж если Гордей Карпыч решил их поже-нить, то пусть благо-словит «по-роди-тельски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч начи-нает заки-пать, опять упре-кает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Горде-евна начи-нают угова-ри-вать Гордея Карпыча сменить гнев на милость. Входит Любим Карпыч и тоже просит за молодых, наме-кает, что если бы не он, то Коршунов разорил бы Гордея Карпыча как и его самого: «Посмотри на меня, вот тебе пример... И я был богат и славен, в каретах ездил... а потом верхним концом да вниз... Брат, отдай Любушку за Митю — он мне угол даст... Хоть под старость-то да честно пожить... Тогда-то я Бога возбла-го-дарю... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок». В ответ Гордей Карпыч расчув-ство-ванно утирает слезу («Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свих-нулся совсем»), обни-мает и благо-слов-ляет Митю и Любовь Горде-евну. Тут же Яша Гуслин спра-ши-вает разре-шения жениться на Анне Ивановне, Гордей Карпыч благо-слов-ляет и его. Разлю-ляев поздрав-ляет Митю («Сам любил, а для тебя... жертвую»), Пелагея Егоровна просит девушек запеть веселую свадебную песню. Девушки запе-вают, все уходят.

Маленький уездный город, недавно прошло Рождество. Сюжет пьесы разворачивается в доме торговца Гордея Карпыча Торцова.

Островский начинает пьесу со сцены в апартаментах Мити - управляющего поместьем. Он и есть главный герой произведения.

  • Действие первое

Митя задумчиво мечется из угла в угол. Егорушка , развалившись на стуле, листает книгу. Из их разговора мы понимаем, что семейство на прогулке. В поместье лишь Гордей Карпыч .

Гордей злится на Любима Карпыча , родного брата. В Рождество Любим напился и буянил, что не понравилось достопочтенным гостям Гордея. Гордей же недавно стал поклонником западной культуры, где не принято так себя вести. За проступок он выгнал Любима из поместья. Однако и Любим в долгу не остался – пошёл стоять с протянутой рукой с другими нищими. Это серьёзно подорвало авторитет и психическое здоровье Гордея.

Внезапно с прогулки возвращаются жена и дочь помещика, Пелагея и Любовь , с гостями. Егорушка, услышав шум, ретируется из комнаты. Митю охватывает тоска. Поток мыслей о Любови не даёт ему сосредоточиться на работе - он давно в неё влюблён.

Не успел он додумать первую любовную сцену, как его прерывает Пелагея Егоровна. Она учтиво приглашает Митю присоединиться к ним на ужине. Между делом хозяйка кратко отмечает, что её мужа вечером не будет. Он отправляется на встречу с новым сомнительным знакомым - Африканом Савичем Коршуновым . Это ненадёжный алкоголик с потенциалом мошенника.

Пелагея недовольна Торцовым, так как Москва окончательно промыла ему мозги. Раньше он был собой и заботился о людях. Но теперь Гордеем правит гордость. Главные пороки для него - непрезентабельный вид и бедность. Русские люди стали для него сбродом, и он связался с нечистыми на руку западниками. На деле же, от Коршунова толку немного - он лишь спаивает слепца-Гордея.

Хозяин же непреклонен в стремлении сродниться с Западом. Он планирует выдать дочь замуж за москвича и видит в Коршунове идеального кандидата в зятья.

Появляется племянник Гордея Яша . Пелагея уходит, бросив ему приглашение на ужин. Когда парни остаются наедине, Митя жалуется Яше на судьбу. Единственный ребёнок в семье, он обязан высылать матери и без того маленькую зарплату. И он давно бы сменил работу, да держит его здесь любовь к дочери Торцова. Яша призывает его забыть Любовь Гордеевну, ибо бедности отец не приемлет. Не позволит он ей выйти за простого работника.

Митя переводит тему, заявляя, что сочинил песню. После небольшого анализа Яша восхищается и начинает подбирать голос под гитару. И пока он этим увлечён, вбегает Разлюляев с гармоникой. Компания решает спеть.

Веселье прерывает Гордей Карпыч. Возмутившись такому поведению, он дал ему такую характеристику: «Мужичьё, полпивная!». Под горячую руку хозяина попалась тетрадь со стихами, которые переписывал от скуки Митя. Чем не прекрасный повод унизить работника? « Какие нежности при нашей бедности» - едко комментирует Гордей. Торцов не без удовольствия поносит внешний вид и поведение ребят. Закончив читать мораль, хозяин оставляет их.

После отбытия отца Любовь с друзьями навещает Митю в его комнате. Яша подговаривает свою пассию Анну Ивановну оставить Митю с Любовью наедине. Они запирают влюблённых.

Митя пользуется шансом и читает возлюбленной стихи, в которых раскрывает чувства к ней. Она с трудом утаивает радость. Девушка пишет записку, вручает Мите и просит, чтобы прочёл он только после её ухода.

Она натыкается на дядю возле двери. Любим обещает, что не выдаст их, и Люба убегает.

Любим делится с Митей подробным рассказом, как он докатился до такой жизни. Любим уехал в Москву с отцовским наследством. Там он его просадил и доверил остатки Коршунову. Тот его одурачил, и бедняге пришлось работать шутом. В больнице, после тяжёлой болезни, он обещает себе вернуться к Гордею. Но к тому времени брат возгордился и не захотел принимать чернь на содержание. Любим просит у Мити приюта и денег. Занимает Митину кровать и готовится ко сну. Митя, добрая душа, не может отказать.

Митя вспоминает о письме. Читает. В нём признание в любви.

  • Действие второе

В гостиной комнате Любовь беседует с Анной и делится своими чувствами к Мите. Анна предупредила подругу, чтобы не совершала неразумных поступков, и ушла.

Приходит Митя и расспрашивает Любовь, всерьёз ли она это написала. Дама клянётся в искренности и хочет быть уверенной в его намерениях. Они хотят завтра просить благословения Гордея Карпыча. Услышав шаги, Митя незаметно удаляется.

Островский показывает нам совместное веселье героев.

Приходит Гордей в Компании Коршунова. Разгоняет балаган и извиняется перед другом. Однако тому нравится атмосфера. Он начинает флиртовать с Любовью, и хозяину ничего не остаётся, как потакать порокам закадычного друга. Дочь же не в восторге от его приятеля.

Помещик говорит о своём решении переехать в Москву и выдать дочь за Африкана. Родные умоляют его передумать, но воля отца - закон.

  • Действие третье

Пелагея готовит дом к свадьбе. Приходит Митя и со слезами прощается. Он хочет вернуться к матери - теперь его здесь ничего не держит.

Любовь приходит, чтобы проститься с любимым. Вопреки воле, она решает подчиниться отцу и не нарушать традиции. Митя не может возражать. Он отправляется собирать вещи.

Следующая сцена пьесы - появляется Коршунов и просит мать невесты оставить их наедине. Он рассказывает суженой о выгоде замужества. Вскоре к ним присоединяется Гордей и поёт дочери о сладкой жизни.

Идиллию прерывает Любим Карпыч. Он обвиняет Африкана в разорении и требует выплатить долг и компенсацию за Любовь.

Коршунов обижается на такую дерзость и заявляет главе семейства, чтобы тот кланялся в извинениях. Но Гордею кланяться противно. Он отменяет помолвку. В комнате появляется Митя, и разгорячённый отец решает назло отдать за него дочь. Поняв, что ничего не добьётся, Африкан покидает дом.

Митя и Люба понимают, что момент подходящий. Они говорят отцу, что любят друг друга по-настоящему и просят благословения искреннего. Гордей не хочет идти на это - кандидат слишком беден.

Семья уговаривает его принять любовь молодых. Единственный, кто заставил растрогаться Гордея - Любим. Он раскрывает брату глаза на сущность Африкана. Если бы франт остался, то разорил и его. «Бедность не порок» - кратко подытоживает Любим Карпыч.

Торцов соглашается и благословляет союз дочери.

Рецензия

Малодушие толкает нас заменять успех его внешними проявлениями. Автор показал, как обманчива оболочка. Показухой нельзя смыть с себя грязь, и никакая грязь не скроет красоты внутри. А. Н. Островский учит смотреть в суть.