Кто такой брусилов в первой мировой войне. Брусилов Алексей Алексеевич

Васко да Гама - португальский мореплаватель, открывший для европейцев путь в Индию, этим самым оказал серьезное влияние на дальнейший ход истории.

Да Гама родился в 60-х годах 15 века (по поводу года ведутся споры) в знатной, но небогатой дворянской семье.

В молодости он служил в португальском флоте, был рыцарем ордена Сантьяго.

В 1497 году он был назначен главой эскадры, посланной открыть для Португалии путь в Индию. Целью было получить доступ к восточным пряностям, торговля которыми приносила огромные доходы, но находилась в руках арабских купцов.

Флотилия да Гамы прошла мимо мыса Доброй Надежды, побывала в Момбасе и Мозамбике. С помощью лоцмана-араба корабли дошли до Индии, побывав в Каликуте. В 1499 году португальская флотилия вернулась домой, товары, закупленные в Индии дали прибыль 6000 процентов.

Во время второй экспедиции под руководством да Гамы, состоявшейся в 1502-1503 годах, были основаны крепости на восточном берегу Африки и местный правитель – арабский эмир Килва был вынужден платить дань португальской короне.

Во время своих путешествий да Гама не брезговал и прямым пиратством, захватывая купеческие корабли, а также совершал карательные акции, разрушая с помощью судовой артиллерии непокорные города.

Однако, несмотря на заслуги перед своей страной, только в 1519 году да Гама получил титул графа Видигейра и земельные пожалования. До этого король отблагодарил первооткрывателя пути в Индию только пенсией и назначением адмиралом Великого океана.

В 1524 году он стал индийским вице-королем. Да Гама боролся со злоупотреблениями колониальной администрации, но в том же году умер, заболев малярией.

Открытие пути в богатую Индию обогатили Португалию. Однако деньги, хлынувшие в страну от торговли пряностями, привели к застою в португальской экономике. Делать состояния путем грабежа и торговли оказалось выгоднее, чем развивать промышленное производство. В результате да Гама сыграл неоднозначную роль в судьбе своей родины и косвенно помог Англии и Голландии вырваться вперед. Открытия португальского мореплавателя способствовали попаданию Индии и ряда других стран в колониальную зависимость, но они же дали толчок первоначальному накоплению капитала.

Вариант 2

Васко да Гама был одним из первых знаменитых первооткрывателей португальского происхождения, который успешно совершил путешествие в Индию, оплыв по окружности африканский континент. Он родился в начале второй половины 15 в н.э. в семье рыцаря Португалии Э. да Гама. У первооткрывателя морского пути в Индию в семье росли также несколько братьев. Старший из них, Паоло, также принимал участие в путешествии в Индию. Васко имел древнее, родовитое происхождение, хотя семья была не сильно обеспеченной. Его дед получил звание рыцаря еще в период Реконкисты за доблесть и отвагу в боях с мусульманами.

Васко да Гама и его братья стали членами военного католического ордена Сантьяго. Также будущий первооткрыватель изучал астрономию, навигацию и математику, что очень помогало ему в морских путешествиях. Кроме того, он с юных лет принимал участие в морских баталиях. Так, да Гама по поручению португальского монарха захватил французские корабли, которые находились на рейде на протяжении французского берега, для того, чтобы заставить короля Франции вернуть похищенное судно португальцев с золотом из Гвинеи. Так он стал популярен еще до своего знаменитого похода в Индию.

Васко да Гама стал первым мореплавателем, обогнувшим Африку для достижения Индии через Атлантический и Индийский океан. Это путешествие стало толчком для длительного хозяйствования европейцев в Азии, а также положило начало пятивековому колониальному управлению португальцев в Индии.

08.07.1497 корабли да Гама с празднованием покинули столицу Португалии и отправились в свое первое плавание в Индию. В ходе этого путешествия первооткрыватель изучил южные берега африканского континента, наладил торговые отношения с султаном Мозамбика, был первым европейским жителем, который был с визитом в морских портах Африки.

20.05.1498 португальцы благополучно достигли индийского континента. Обратный путь был намного сложнее из-за нападений пиратов, нехватки продуктов питания и болезни брата путешественника. Но 18.09.1499 первооткрыватель прибыл обратно в Лиссабон. Плавание унесло жизни 2/3 команды да Гама и потери 2-ух кораблей.

Путешествие Васко да Гама подарило Португалии обширные возможности развития торговли на азиатском континенте, которая до этого велась исключительно по Великому Китайскому (шелковому) пути.

С начала 16 века португальцы стали постоянно плавать в Индии по пути, проложенному Васко да Гама. Второе путешествие да Гама в Индию уже было полноценной военной операцией для упрочнения португальского влияния на этой территории, где он стал вице-королем. Однако в 1524 г. он умер от малярии.

  • Жизнь и творчество Ивана Шмелёва

    Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950 гг.) относится к ярким представителям русской литературы, придерживающихся консервативно-христианского направления в развитии словесности.

  • Платон - доклад сообщение

    Платон был одним из величайших классических греческих философов. Он жил с 427 года до нашей эры до 348 года до нашей эры. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон писал о многих идеях философии, которые популярны до сих пор.

  • Эратосфен - доклад сообщение

    Эратосфен был древнегреческим ученым из Александрии. Он родился во 2-ой половине III в. до н.э. Эратосфен был очень эрудированный человеком, его интересы распространялись практически на все существующие в ту эпоху знания и умения

  • Песец - сообщение доклад

    Песец – хищное млекопитающее, обладающее роскошным ценным мехом и в зависимости от сезона способное менять его окрас (особенно привлекательно он выглядит зимой). Принадлежит к семейству псовых.

  • Романтизм - сообщение доклад

    Романтизм (от франц. Romantique) - нечто таинственное, нереальное. Как литературное направление сформировался в конце XVIII в. в европейском обществе и получил широкое распространение во всех сферах

Дальние страны всегда воспринимались как источник чудес и богатств. И первой в этом списке, постоянно манящей и экзотической целью для путешественников, была Индия. Многим казалось, что пряности, золото, драгоценные камни там валяются буквально под ногами. Однако путь туда всегда был связан с огромными трудностями и зачастую просто недоступен для большинства. Но поиски новых дорог в Индию никогда не прекращались, и первыми, добившимися успеха, были португальцы. Так что открыл Васко да Гама, португальский мореплаватель, с чьим именем и связывают это достижение?

Общее описание ситуации в стране и мире в конце XV века

Обстановку, сложившуюся в стране к окончанию XV века, для Португалии назвать благополучной было нельзя. К этому моменту в ней жило большое количество мелкопоместных дворян, не желающих, да и не умеющих ничего делать, кроме как воевать. Авантюризм, желание разбогатеть и воинское мастерство – все толкало идальго на поиск новых источников дохода. Увы, в стране их не было, и вольно или невольно это приходилось осуществлять за ее пределами.

Кроме того, Португалия оказалась на обочине европейской торговли. Вся Европа, скажем так, уже «подсела» на пряности и не мыслила без них своего существования. Европейские купцы получали значительный куш от торговли индийскими товарами. Даже с учетом того, что их, в том числе и пряности, приходилось покупать через арабов, доход которых был гораздо больше. Так что желание добраться до источника подобных прибылей было одним из основных движущих мотивов для поиска новых торговых маршрутов. А поток товаров из Индии проходил мимо Португалии из-за ее географического положения, и ей доставались лишь крохи от общего пирога.

Кроме того, ситуация сложилась таким образом, что для Португалии были практически недоступны уже существующие торговые пути. В Средиземном море все находилось под контролем могущественных итальянских городов. Генуя, Венеция и другие не собирались делиться доходами и пускать кого-либо на свои торговые маршруты. Аналогичная ситуация складывалась на севере Европы, только там царствовала могущественная Ганза, союз свободных морских городов, зачастую диктующих собственную волю отдельным государствам.

Так что для Португалии был открыт путь только на запад, в Атлантический океан, и на юг, в Африку. И все это сопровождалось желанием правителей и аристократии обладать золотом, драгоценными камнями и редкими товарами, способными приносить баснословные прибыли. Свою лепту вносили католические священники, требующие расширения паствы и как следствие – новых земель и увеличения личных доходов. Нищие забитые крестьяне не могли больше обеспечить всем желаемое благополучие.

Вот и приходилось идальго осваивать морскую науку, отправляясь в неизведанные места в поисках золота и прочих редкостей. И первой в списке стояла Африка, оттуда уже привозили хорошую добычу. Остается только добавить, что подготовка экспедиций в эти земли в самой Португалии началась гораздо раньше описываемых событий.

Как происходило открытие дороги в Индию

Историческая экспедиция Васко да Гамы, проложившего путь в сказочную страну, стала завершающим этапом длительного периода подготовки. И началось все в XV веке, в первой его половине.

Генрих Мореплаватель

Такое прозвище получил принц Энрике. Именно этот человек заложил основы морской экспансии Португалии. Он начал посылать экспедиции на юг вдоль берега Африки, и многие из них возвращались с отличной добычей – золотом, слоновой костью и рабами. Но Генрих Мореплаватель корабли еще и строил, учил моряков ими управлять и готовил дальние походы.

Он основал португальскую морскую академию, где вносились изменения в конструкцию кораблей по результатам плаваний, осваивались практическая навигация, картография и астрономия. Результаты, полученные в ходе первых экспедиций, обеспечили огромные доходы и способствовали увеличению числа отправляемых кораблей.

Дорога на юг

Португальские корабли постепенно продвигались на юг, захватывая новые и новые земли. В 1419 году был открыт о. Мадейра, в 1432 – Азорские острова. Набирала обороты торговля африканскими невольниками. Это становилось выгодным, тем более что вместе с рабами доставались и слоновая кость, и золотой песок. Так, Нуньо Тристан добрался до Сенегала и впоследствии выгодно продал захваченных там невольников. В сороковых годах корабли португальцев достигли густозаселенного побережья между реками Гамбия и Сенегал.

В 70-х годах стал доступен Гвинейский залив, после чего был преодолен экватор. К португальской короне оказались присоединенными Гвинея и Конго. В 1482 году в устье Конго португальцами была создана база для дальнейшего захвата африканского побережья. Все эти шаги постепенно приводили к тому, что дорога к пряностям, так манившим всех европейцев, становилась все короче и короче.

Бартоломеу Диаш

Именно этому португальскому адмиралу, одному из великих мореплавателей, довелось подвести промежуточный итог всем поискам. В 1488 году суда под его управлением после 5 месяцев плавания прошли мыс Доброй Надежды, являющийся крайней южной точкой Африки. Увы, но дальше продвинуться Диашу не удалось. Шторма, голод, цинга и бунт матросов заставили его повернуть обратно в Лиссабон. Но Диаш первым доказал, что Африка не тянется до полюса и ее можно обогнуть.

Адмирал говорил, что, обойдя южную точку континента, можно дойти до Индии. Косвенно это подтверждали и другие разведчики, искавшие дорогу в «страну пряностей» через север Африки. По их высказываниям, от ее восточного берега до самой Индии располагалось только море. Так что до вожделенной цели оставался один шаг, и его суждено было сделать Васко да Гаме.

Экспедиция Васко да Гамы 1497-1499 года

Надо сказать, что путешествие готовилось очень тщательно. Васко да Гаму исполнителем назначил сам король, предпочтя его более опытному и известному Диашу. Последний строил корабли для экспедиции с учетом результатов своего недавнего плавания.

Подготовка началась в 1495 году. Технически экспедиция выглядела вполне реализуемой – португальские моряки уже свободно владели навигационными приборами и умели достаточно хорошо ориентироваться на морских просторах. В путь должны были отправиться четыре корабля, три военных и один транспортный. На военных стояло по 10-12 пушек для борьбы с арабскими пиратами.

В помощь, скажем так, не самому опытному моряку выделили лучших офицеров, матросов и переводчиков. Всего в плавание уходило 168 человек. Маршрут экспедиции приведен на рисунке.

Летом 1497 года историческое плавание началось. Учтя опыт предшественников и рекомендации Диаша, Васко да Гама шел вдали от берегов Африки. Этот выбор маршрута диктовался и соображениями безопасности, благодаря ему можно было избежать встреч с испанцами и маврами.

На островах Зеленого Мыса эскадра пополнила запасы еды и воды, после чего корабли отправились дальше. Однако сильные встречные ветры значительно осложняли движение и мешали двигаться привычным маршрутом вдоль побережья Африки. Тогда Васко да Гама решил плыть на юго-запад, уходя в открытый океан, стараясь по дуге обойти зону ветров. Расстояние от африканского побережья порой достигало 800 миль. В течение 3 месяцев не встретилось ни клочка земли, вода и продукты испортились, и людям пришлось пить морскую воду.

Но несмотря на лишения этот маршрут оказался удобным: по нему можно было спокойно двигаться к мысу Доброй Надежды, избегая пагубных штилей и сильных встречных ветров. И сегодня все парусные суда идут по пути, впервые проложенному Васко да Гамой.

Преодолев экватор, эскадра повернула на восток и наконец добралась до африканского побережья. Однако надолго в этих местах им задержаться не удалось. В конфликте с воинственными аборигенами да Гама был ранен в ногу, и морякам пришлось уходить.

У мыса Доброй Надежды эскадра преодолела сильнейшую бурю. Матросы, как и в случае с Диашем, попытались потребовать возвращения назад, но безуспешно. Когда обогнули злополучный мыс (22.11.1497 г.), оказался сильно поврежден один из кораблей. Он был затоплен, но оставшиеся продолжили движение. Через 3 дня они пришли в бухту Святого Бласа, где были отремонтированы суда, починены паруса и укреплены мачты. Следующим пунктом отдыха стала бухта Святой Елены.

Дальнейший путь был абсолютно неизвестен, но эскадра продолжила двигаться на север. Корабли опять требовали ремонта, среди матросов началась цинга, от которой умерло несколько десятков человек. Путешествие проходило в очень сложных условиях, но тем не менее эскадра добралась до арабского порта Мозамбик. Первоначально удалось установить с местным эмиром дружеские отношения, однако вскоре они значительно ухудшились. Так что пришлось покинуть эти места и двинуться дальше.

Здесь уже была зона арабского влияния, и везде по побережью стояли принадлежащие им порты. И только в порту Малинди, эмир которого враждовал с шейхом Момбасы и надеялся в лице португальцев найти новых союзников, экспедицию приняли доброжелательно. Здесь же Васко да Гама увидел индийские корабли и понял, что цель его путешествия близка. С помощью предоставленного местным правителем лоцмана мореплаватель дошел до Индии и прибыл в город Каликут, на календаре был май 1498 г.

Корабли эскадры простояли в порту 3 месяца. Торговля шла не очень успешно, возникли сложности в отношениях с арабами и индийцами, и Васко да Гама был вынужден срочно покинуть берега Индии. Обратная дорога была не менее тяжелой, особенно из-за того, что выдвигаться пришлось прежде, чем задул восточный муссон. Тем не менее мореплавателям удалось добраться до дружественного порта Малинди и там получить продукты и воду. Один из кораблей был сожжен: не хватало людей на все суда, да и силы были на исходе.

Васко да Гама

Васко да Гама (1469–1524), португальский мореплаватель, первым проложивший маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом.

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всём, что касалось открытия и освоения новых земель и морских путей. Когда в своё время король Жуан II отказал Колумбу, предлагавшему организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, видимо, не предполагал, что этот настойчивый генуэзец добьётся своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к её берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что надо спешить с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 году была снаряжена экспедиция для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I был назначен Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, пока не зарекомендовавший себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых кораблей. И хотя королю предлагалась кандидатура такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 году первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение было отдано молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама ответил: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Подобные заверения в те времена давались отнюдь не для «красного словца»…

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырёх кораблей. Это были два стопятидесятитонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая семидесятитонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобождённых из тюрем – они предназначались для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом был назначен бывалый моряк Педру Аленкер, десятью годами ранее плававший с Бартоломеу Диашем.

Флотилия вышла из гавани Лиссабона 8 июля 1497 года. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Эти маневры заняли около четырёх месяцев, и только 1 ноября португальцы увидели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидели бушменов. Это – группа народов, представляющая собой древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены существенно отличаются от большинства негритянских племён Африканского континента – они низкорослы, цвет их кожи скорее смуглый, чем чёрный, а в лицах имеется некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») обладают удивительными способностями. Они могут длительное время находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают её способами, неизвестными другим народам.

Моряки да Гамы пытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагая им бусы, бубенцы и прочие безделушки, но «кустарниковые люди» оказались «неплатёжеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, вооружённым арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме того, из-за оскорбления, нанесённого бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате которой несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько бушменов европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А поскольку никаких признаков золота и жемчуга у бушменов замечено не было, флотилия подняла якоря и двинулась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские суда, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 года подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 11 января 1498 года моряки высадились на берег, где увидели множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашёлся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальцев очень дружелюбно. Земля, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», была населена крестьянами и ремесленниками. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь далее на север, 25 января суда вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия приближается к Индии. Здесь пришлось задержаться – корабли нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы целый месяц стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

24 февраля флотилия подняла якоря и через пять дней достигла порта Мозамбик. Здесь к этому времени прочно обосновались арабы. Их одномачтовые суда регулярно вывозили отсюда рабов, золото, слоновую кость и амбру. Новая встреча двух разных цивилизаций осложнилась тем, что арабские торговцы увидели в португальцах (вполне обоснованно) опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными. Арабы стали настраивать против европейских гостей местное негритянское население. Доходило до того, что для пополнения запасов пресной воды морякам да Гамы приходилось высаживаться на берег под прикрытием корабельной артиллерии.

Экспедиция вышла из Мозамбика 1 апреля и взяла курс на север. На борту флагманского корабля адмирал да Гама удерживал двух арабских лоцманов, но, не доверяя им, захватил у берега небольшое парусное судно и под пытками заставил его хозяина сообщить нужные сведения о ветрах, течениях и мелях. При вхождении в гавань портового города Момбаса на Занзибаре арабские лоцманы бежали с корабля к местному правителю, богатому шейху-работорговцу.

Не ожидая от встречи с хозяевами Момбасы ничего хорошего, Васко да Гама вышел в море. Используя свой пиратский опыт, португальский адмирал, встретив на пути арабское судно, разграбил его и захватил в плен весь экипаж. Команда во всём поддерживала своего адмирала. Ничего удивительного – моряками в те времена часто становились люди, не отличавшиеся высокими моральными качествами, во всяком случае по отношению к представителям других цивилизаций. Поэтому и все другие встречные суда, принадлежавшие арабам, были захвачены. С новой добычей флотилия вошла 14 апреля в гавань Малинди и бросила якоря.

Здесь португальцам был оказан самый любезный и дружественный приём. Оказалось, что местный шейх уже в курсе дел португальских путешественников. Агентура сообщила ему о морских подвигах и бортовой артиллерии пришельцев. Враждуя с Момбасой и находясь под впечатлением от полученных сведений о гостях, он предложил адмиралу союз и в знак доверия дал ему превосходного лоцмана, старого моряка Ахмеда Ибн Маджида. Флотилия двинулась в путь 24 апреля, а уже 17 мая Ибн Маджид указал адмиралу на выплывающий из тумана индийский берег. Под вечер 20 мая 1498 года португальские корабли стали на рейде у входа в порт Каликут (Южная Индия).

Как проходил очередной «контакт цивилизаций», подробно описано в книге доктора географических наук Д.Я. Фащука «Загадки морской одиссеи». Когда Васко да Гама и его капитаны прибыли к местному правителю, носившему титул «самудрин раджа» (для португальцев «саморин»), тот «… встретил гостей голым в одной набедренной повязке. Но его руки украшали массивные золотые браслеты и кольца с огромными алмазами, шею обвивали жемчужное ожерелье и золотая цепь, а в ушах были тяжелые золотые серьги с драгоценными камнями. В качестве подарков перед этим «ходячим Алмазным Фондом» были выставлены предназначенные для дикарей двенадцать кусков довольно грубой ткани, четыре красных капюшона, шесть шляп, четыре нитки кораллов, шесть банных тазиков, ящик сахара, две бочки оливкового масла и два бочонка меда. Реакцию саморина угадать нетрудно. Только пиратский опыт Васко да Гамы помог португальцам благополучно покинуть индийские берега, захватив несколько заложников, парочку торговых кораблей с ценным грузом и обстреливая «для острастки» из бомбард встречные суда и города побережья».

Путешествие Васко да Гамы (1497–1499 гг.)

Каликут остался за кормой португальской флотилии в конце августа 1498 года. Медленно продвигаясь на север вдоль индийского побережья, 20 сентября моряки вынужденно бросили якоря у острова Анджидив, чтобы заняться ремонтом кораблей. После ремонта и нескольких пушечных дуэлей с местными пиратскими судами моряки покинули остров, но штиль не давал возможности двигаться в нужном направлении. Дождавшись попутного ветра, только в январе 1499 года португальцы достигли Малинди. Шейх-союзник снабдил флотилию свежими припасами и по дружескому настоянию да Гамы послал в дар королю Мануэлу I слоновий бивень.

За время плавания команда сильно сократилась – много людей умерло от цинги и других болезней. Пришлось даже сжечь корабль «Сан-Рафаэл» и двигаться дальше на оставшихся двух судах. На переход от Мозамбика до мыса Доброй Надежды понадобилось семь недель, а на переход до островов Зеленого Мыса – ещё четыре. Здесь Васко да Гама приказал капитану «Берриу» Н.Куэлью вести свой корабль в Лиссабон, а сам остался с умирающим братом Паулу да Гама. Похоронив брата на одном из Азорских островов, Васко прибыл в Лиссабон к концу августа. Из четырёх его судов вернулось только два, от команды осталось менее половины.

Однако, несмотря на большие потери, экспедиция не стала убыточной для королевской казны. Всё-таки в Каликуте удалось приобрести немало пряностей и драгоценностей, а пиратские набеги да Гамы в Аравийском море в значительной мере пополнили корабельные сундуки. Но, конечно, не это вызвало ликование властей в Лиссабоне. «Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерция Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан – мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет – до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.)» (И.П. Магидович, В.И. Магидович, «Очерки по истории географических открытий»).

Но успех португальских мореплавателей имел значение не только для самой Португалии. Он произвёл ошеломляющее впечатление на послов, купцов и правительства европейских стран. «Как только новость о возвращении Гамы достигла Венеции, народ был поражен как громом, и наиболее мудрые из людей считали это худшим известием, какое только могло быть получено», – так отмечено в дневнике одного современника этих событий. В феврале 1502 года уже двадцать боевых кораблей, возглавляемых Васко да Гамой, наделённым за первый поход титулом «адмирал Индийского моря», отправились в Индию и навели здесь порядок в лучших традициях крестоносцев. Разграбив и разорив Малабарский берег, они «поставили на место» индийских саморинов и провозгласили эту территорию собственностью португальской короны. После такого сюрприза индийцы прокляли и чуть не убили кормчего Наджди (Ибн Маджиди), показавшего коварным европейцам путь в их страну. Но было поздно. В 1505 году очередная португальская эскадра из двадцати кораблей и, полуторатысячным войском сожгла Момбасу и занялась пиратством в Аравийском море, сделав всё побережье Индостана и Молуккские острова своей вотчиной. Описывая эти события, Жюль Верн в свое время заключил: «Нет такой жестокости, которою не запятнали бы себя португальцы в Индии» (Д.Я. Фащук, «Загадки морской одиссеи»).

Власти Португалии высоко оценили деяния адмирала Васко да Гамы. В 1524 году он был назначен вице-королем Индии. К этому времени ему исполнилось уже 55 лет. 24 декабря этого же года великий путешественник умер в славе и почете. Для Португалии и всей Западной Европы и Америки он остался первым европейцем, приведшим корабли в Индию. И, скорее всего, ни ему самому, ни его современникам не было известно, что почти за четверть века до появления португальцев на земле Индии побывал другой европеец, русский человек – тверской купец Афанасий Никитин.

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ФИНИКИЙЦЫ ОПЕРЕДИЛИ ВАСКО ДА ГАМУ Несмотря на всё величие подвига Васко да Гамы, который первым из европейцев совершил путешествие вокруг Африки, весьма вероятно, что задолго до него это сделали финикийцы.Греческий историк Геродот около 440 г. до н. э. поведал историю о

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

86. ВАСКО ДА ГАМА (около 1460–1524) Васко да Гама был португальским исследователем, который открыл морской путь из Европы в Индию, проплыв вокруг Африки. Португалия искала такой путь со времен принца Генриха Мореплавателя (1349–1460).В 1488 году португальская экспедиция под

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Бальбоа Васко Нуньес де (ок. 1475 - 1517) Испанский конкистадор. В поисках золота первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг берега "Южного моря" - Тихого океана (29 сентября 1513 года). Открыл Жемчужные острова. Васко Нуньес де Бальбоа родился в Херес

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Васко да Гама Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей - достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем исследователем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали с Диашем, он не был вынужден переносить

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию, вышла из Лиссабона. К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475–1517) Испанский конкистадор. В поисках золота первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг берега «Южного моря» – Тихого океана (29 сентября 1513 года). Открыл Жемчужные острова.Васко Нуньес де Бальбоа родился в Херес

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих футбольных клубов автора Малов Владимир Игоревич

«Васко да Гама» (Рио-де-Жанейро) (Клуб основан в 1898 году)Победитель Кубка Либертадорес 1998 г., победитель Клубного чемпионата Южной Америки 1948 г., 4-кратный чемпион Бразилии, 22-кратный чемпион штата Рио-де-Жанейро, 3-кратный победитель турнира Рио - Сан-Паулу. Победитель

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НУ) автора БСЭ

Благодаря своему происхождению Васко да Гама удалось получить хорошее образование в разных областях: он изучал математику, навигацию, астрономию, английский язык. А если все эти навыки помножить на воинское морское звание, которым его наградили во время учебы, то складывается образ того самого легендарного мореплавателя, прославившего свою страну. После окончания учебы и вступления в Орден Сантьяго молодой Васко да Гама принял участие в нескольких сражениях, где успел отстоять честь и репутацию португальской короны.

В то время Португалия находилась в стороне от основных торговых путей и была сильно обескровлена после противостояния с Кастилией, поэтому поиск маршрутов в Индию стал по сути новой национальной идеей. После нескольких не безуспешных походов вдоль западного побережья Африки в начале XV века Португалия закрепила за собой часть территорий, но продвинуться дальше экватора все же не смогла и на время свернула свою колониальную деятельность. Однако, после 1470 года морские экспедиции возобновились, и к 1482 году Диону Кану удалось открыть новые для европейцев земли к югу от экватора. Шаг за шагом португальцы продвигались вдоль побережья, но у тогдашних современников все еще оставались сомнения относительно величины Африканского материка и перспектив нахождения торгового пути (считалось, что континент продолжался вплоть до Арктики) пока в 1487 году Жуан II не отправил сухопутную экспедицию в Индию через Африку и не получил подтверждение, что морской путь более чем вероятен. Примерно в это же время еще один португальский мореплаватель и по совместительству королевский разведчик Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнув африканский континент — так были развеяны последние сомнения.

Источник: wikipedia.org

Но большой экспедиции суждено было состоятся только после смерти короля и продолжительной подготовки, которая включала в себя комплексное изучение и анализ предыдущих походов. Богатый опыт, добытый в предыдущие разы, позволил понять, на каких именно кораблях (конструкция кораблей) возможно подобное предприятие и какие люди нужны для столь рискованной экспедиции — священники, писари, переводчики, астрономы и даже уголовники, которых планировалось использовать для особо опасных заданий. Моряки флотилии были вооружены до зубов, а сами корабли обладали богатым арсеналом оружия, включающим все самое необходимое: современное навигационное оборудование, тяжелые боевые инструменты, достаточное количество провианта.

Маршрут Васко да Гамы

8 июня 1497 году армада из четырех кораблей под командованием Васко да Гамы вышла из Лиссабона и дошла до Сьерра-Леоне — островов, подконтрольных Португалии. Пополнив запасы, экспедиционный корпус выдвинулся на юго-запад, чтобы избежать сильных ветров и подводных течений у берегов экваториальной Африки, углубляясь в Атлантику. Бытует мнение, что Васко, судя по показаниям навигации, вместе со своим флотом чуть не доплыл до берегов Бразилии. После четырех месяцев в открытом океане 4 ноября португальцы достигли берегов неизвестной земли, которую назвали бухтой Святой Елены. С большим трудом, обогнув мыс Доброй Надежды, команда лишилась не только некоторых членов экипажа, но и одного грузового корабля, который сильно пострадал после продолжительных штормов. После этого моряки встали на якорь в широкой бухте «Гавани пастухов». Португальцы почти сразу пошли на контакт с местными аборигенами и заняли мирную позицию. Благодаря этому им удалось пополнить запасы провизии и беспрепятственно продолжить путешествие в северо-восточном направлении.


Источник: wikipedia.org

В 1498 году, с успехом миновав мыс Доброй Надежды, флотилия вступила на изведанную территорию торговых маршрутов Индийского океана — той сферы международной торговли, где пересекались интересы европейцев и местных арабских султанов. Васко да Гама удалось получить аудиенцию у одного из видных богачей Мозамбика с торговым предложением, однако местные торговцы засомневались в качестве португальских товаров и на сделку не согласились, что чрезвычайно обидело Васко да Гаму. В ответ его корабли обстреляли из пушек прибрежные селения юго-восточного берега, захватывали и грабили арабские торговые суда.

Дальше попутные течения Индийского океана благополучно отнесли эскадру да Гамы к конечной цели путешествия — городу Каликут. Сначала все шло хорошо и местный правитель принял утомленных путешественников со всеми почестями. Однако, они довольно быстро попали в немилость из-за того, что арабские торговцы, приближенные к местному монарху, поставили под сомнение статусность подарков от португальцев: посчитав их за обычных пиратов поместили под стражу. Но удача была на стороне Васко и, благодаря инициативе местных купцов, португальцы довольно быстро вышли на свободу и даже обменяли свой груз на пряности. Этого показалось мало Васко и он перешел к грабежам. Случайно встретив временного союзника в теплых водах Гоа в лице адмирала — испанского еврея, он уговорил того напасть на его же город. Ночью, подобравшись к городу, они напали на пришвартованные суда, ограбили и перерезали всех, кто не успел убежать.


Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar