Мельников, павел петрович. Павел петрович мельников - первый министр путей сообщения

Русский инженер и учёный в области транспорта, почётный член Петербургской АН (1858). В 1825 «первым по наукам» окончил институт корпуса инженеров путей… … Большая советская энциклопедия

Мельников Павел Петрович - (1804—1880), учёный и инженер в области железнодорожного транспорта, почётный член Петербургской АН (1858). Окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения (1825); преподавал там же (с 1833 профессор.). Один из авторов проекта железной… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Инженер и государственный деятель (1804 1880). Окончил курс института инженерных путей сообщения, был профессором прикладной механики в том же институте и артиллерийском училище. В 1862 69 годы Мельников был министром путей сообщения. При нем… … Биографический словарь

- (1804 80) российский ученый, почетный член Петербургской АН (1858). Участник проектирования и строительства железной дороги Петербург Москва. Автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу … Большой Энциклопедический словарь

- (1804 1880), учёный и инженер в области железнодорожного транспорта, почётный член Петербургской АН (1858). Окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения (1825); преподавал там же (с 1833 профессор.). Один из авторов проекта железной… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Большая биографическая энциклопедия

- (1804 1880), специалист в области строительства железных дорог, почетный член Петербургской АН (1858). Участник проектирования и строительства железной дороги Петербург Москва. Автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу … Энциклопедический словарь

П.П.Мельников Павел Петрович Мельников (22 июля (3 августа) 1804 22 июля (3 августа) 1880, Любань) российский инженер, один из авторов проекта железной дороги Санкт Петербург Москва, первый министр путей сообщения Российской империи (1865 1869) … Википедия

- (1804 1880) инженер и министр путей сообщения. В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором. В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов,… …

- (1804 1880) инженер и министр путей сообщения. В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором. В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Будрейко Е. Н.

Cтроитель первой в России железной дороги

Павел Петрович Мельников (4. VIII. 1804–16. VIII. 1880) - выдающийся русский инженер, ученый и организатор в области транспорта, строитель первой в России железной дороги большой протяженности, почетный член Петербургской АН получил образование в Военно-строительном училище, а затем - в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Как один из отличнейших воспитанников он был оставлен при институте, в котором с 1833 г. преподавал курс прикладной механики.

Период, когда Мельников начинал свою деятельность, характеризовался взглядами, согласно которым в России не существует потребности в новых видах транспорта - железных дорогах и пароходах, она вполне может обходиться традиционными. П. П. Мельникову и его соратникам пришлось вести долгую борьбу за внедрение передовых видов транспорта, что способствовало бы быстрейшему промышленному развитию страны и просвещению народа. В одной из своих работ он писал: "…ничто не может так содействовать просвещению, как возможность скорых и дешевых путешествий, приобретаемая усовершенствованными системами сообщения", "по железным дорогам устремится вдаль человеческая мысль…".

По мнению Мельникова, развитие транспорта в России должно было идти в трех направлениях: 1. постройка каналов, улучшение естественных водных путей, введение пароходства; 2. прокладка шоссе и введение "паровых дилижансов"; 3. постройка сети железных дорог.

В середине 1830-х гг. Мельников написал ряд трудов, посвященных новым видам транспорта, в том числе книгу "О железных дорогах", в которой рассмотрел все существовавшие тогда виды тяги: конную, самотаски, стационарные паровые машины и локомотивы; обосновал преимущество железных рельсов перед чугунными; выполнил ряд расчетов, послуживших основой для дальнейших исследований. К середине 1830-х гг. трудами П. П. Мельникова, М. С. Волкова и др. в России были заложены основы отечественной железнодорожной науки. К 1839 г. в Институте инженеров корпуса путей сообщения начали читать специальный "Курс о железных дорогах".

Хотя Николай I, российское правительство, глава путейского ведомства К. Ф. Толь были против строительства железных дорог, так как они развивают в государстве "демократические идеи и наклонности", военно-стратегические соображения все же вынудили царя согласиться на проведение подготовительных мероприятий по постройке первой большой дороги Петербург-Москва. В марте 1841 г. был создан Особый комитет "для предварительного составления и рассмотрения проекта железной дороги от С.-Петербурга до Москвы в отношении техническом и расчетов коммерческих, в которые должны входить все расчеты торговли с одной столицы в другую и обратно, начиная с предметов продовольственных". В него вошли крупнейшие специалисты по железнодорожному делу А. В. Абаза, П. П. Мельников и Н. О. Крафт, которые занимались всем инженерно-экономическим обоснованием будущего строительства. При этом многие расчеты были выполнены практически впервые и сделаны таким образом, чтобы их можно было использовать при строительстве других железных дорог.

В 1843 г. русское правительство приняло решение о постройке дороги Петербург-Москва на средства казны. Руководство инженерно-технической стороной работ было поручено П. П. Мельникову и Н. О. Крафту. Строительство продолжалось почти 8 лет. За это время и его руководителям, и рабочим пришлось преодолеть множество трудностей. Дорога напрямую соединяла Петербург и Москву, местами проходя по болотам, пересекая реки. В мировой практике еще не существовало опыта ведения работ в таких северных широтах.

Хотя Мельников и Крафт были хорошо знакомы с опытом постройки железных дорог в США, многое делалось впервые и в области проектирования. Это относится, например, к строительству земляного полотна, мостов, труб и других искусственных сооружений. По предложению Крафта, Мельникова и его помощника Н. И. Липина, была принята одна постоянная ширина колеи в сети железных дорог страны - 1524 мм (5 фунтов).

Магистраль была открыта для общественного пользования 25 ноября 1851 г. Она являлась в то время самой длинной в мире и масштабам и монументальности сооружения и качеству работ представляла собой выдающееся достижение отечественного железнодорожного дела.

П. П. Мельников надеялся, что строительство Петербургско-Московской дороги станет первым шагом в создании железнодорожной сети страны, положит начало развитию отечественного паровозостроения и рельсопрокатного производства. Уже в 1840-х гг. он представил Николаю I свои соображения на этот счет. Однако тогда они не получили поддержки. Приступить к реализации этого плана удалось лишь почти через двадцать лет - со второй половины 1860-х гг. Проектируемая Мельниковым сеть должна была иметь протяженность 4,7 тыс. км. Он ставил своей целью связать южную Россию с портами Балтийского, Черного и Азовского морей, наладить сообщение плодородных южных губерний страны с потребляющими северно-западными, обеспечить дешевую доставку донецкого угля во все части России, удовлетворить военно-стратегические запросы страны.

В 1862 г. П. П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения, а в 1866 г., когда Главное управление было переименовано в министерство, стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Мельников наметил новый проект продолжения еще не законченных и постройки новых линий протяженностью свыше 7 тыс. км., добился постройки за счет средств казны Московско-Курской железной дороги и линии Одесса-Елисаветград (ныне Кировоград). В 1869 г. им был созван первый общий съезд представителей железнодорожных предприятий, решениями которого было положено начало беспересадочной перевозке пассажиров по смыкающимся дорогам, установлены станции перегрузочные станции для непрерывной перевозки грузов и т. д.

Однако в 1878 г. из-за конфликта с министром финансов М. Х. Рейтерном, который решил передать в руки иностранных концессионеров Петербургско-Московскую железную дорогу, П. П. Мельников подал в отставку.

Научная, практическая и организаторская деятельность П.П. Мельникова была высоко оценена общественностью: в 1858 г. по рекомендации видных учёных академиков М.В. Остромысленского, В.Я. Буняковского и Б.С. Якоби он был избран почётным членом Петербургской академии наук.

"Современники описывают П. П. Мельникова как человека умного, очень общительного, насмешливого, красноречивого и почти аскетичного в быту. Уже имея высокий чин и положение, он жил в одной комнате, ездил в обычном вагоне или простом тарантасе. Он требовал от себя и других самоотверженного служения делу. Свои денежные средства он употребил на благотворительные цели: устройство школы для детей железнодорожников и богадельни для стариков и сирот возле Любани".

Замечательный русский инженер и ученый П. П. Мельников похоронен на станции Любань дороги Москва-Санкт-Петербург, где он жил в последние годы.

Список литературы

1. Житков С. Биографии инженеров путей сообщения. СПб. 1889. Вып.1.

2. Виргинский В. Возникновение железных дорог в России. М. 1


Другой памятник на левой стороне той же площади поставлен генералу Барклаю, подготовившему осторожным и тяжким для него самого отступлением победу. Заботы о внутреннем благоустройстве государства Большая часть царствования Александра Благословенного прошла среди великих войн, все силы русского народа были направлены на борьбу с Наполеоном; вместе с тем государь находил время и для забот об...

По созданию новых конструкций, совершенствованию науки о железнодорожном пути. Однако в условиях царской России многие их начинания не находили должной поддержки, поэтому железнодорожный транспорт в царской России был технически развит слабо. В 1913 г. протяженность сети железных дорог в современных границах нашей страны составляла 71,7 тыс. км. Размещены они были крайне неравномерно. Основная...

Получила широкое распространение и сыграла огромную роль при конструировании и производстве паровозов, а следовательно - развитии железнодорожного транспорта. В 1809 г. в России основан Петербургский институт водяных и сухопутных сообщений, который в 1810-1864 гг. назывался Институтом Корпуса инженеров путей сообщений. Первоначально он был закрытым учебным заведением военного типа. Этот институт...

Разумное действительно». 2 Система транспортного обслуживания Итак, далее нас будет интересовать то, что происходило в России после перехода от командной к рыночной экономике, какое частный сектор имеет отношение к городскому пассажирскому транспорту и как его можно использовать для решения задачи транспортного обслуживания. Какая ситуация сложилось в русских крупных городах, что с ней пытаются...

Мельников Павел Петрович (1804 - 1880) - инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями с 1862 года, министр путей сообщения с 1866 по 1869 годы, автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу "О железных дорогах", изданного в 1835 году. П.П. Мельников - знаковая фигура в истории российских железных дорог, человек, без которого трудно себе представить становление и развитие отрасли, выдающаяся личность России.

За время его управления Ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году) сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. П.П. Мельников является одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург - Москва. На строительстве магистрали сформировалась русская школа строительства железных дорог и мостов.

Вся жизнь этого выдающегося человека была посвящена созданию национальных железных дорог. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана великолепная отечественная школа железнодорожного строительства, а фундаментальные труды и подвижническая работа Мельникова позволили России раз и навсегда отказаться от услуг иностранных специалистов. Сегодня мы не задумываясь произносим слова "стрелка", "разъезд", "подъездные пути", а ведь всю нынешнюю терминологию придумал и обосновал в своих трудах Павел Петрович.

В 1862 году П.П. Мельникова назначают главным управляющим путей сообщения, а в 1869 году он подает в отставку и переезжает в Любань на постоянное место жительства. Здесь он начинает писать "Сведения о русских железных дорогах" в 4 частях. В Любани Павел Петрович занимается не только научной работой, но и благотворительной деятельностью. Именно благодаря Мельникову в 1867 году на станции Любань вблизи магистральной железной дороги, соединяющей Москву и северную столицу, был возведен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла. Автором проекта стал академик архитектуры К.А. Тон. Этот выбор был неслучаен: создатель Храма Христа Спасителя являлся также проектировщиком зданий пассажирских станций Петербургско-Московской железной дороги. Строительство храма велось на добровольные пожертвования, но значительную часть средств внес Павел Петрович Мельников. Имя первого министра железных дорог России осталось на памятной доске, которая была установлена в церкви, где есть имена всех значительных строителей магистрали - всего 79 человек. На средства П. П. Мельникова были построены школа для детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют для сирот.

В 1880 году Павел Петрович Мельников ушел из жизни. Первый министр путей сообщения России был похоронен под алтарем построенной им церкви, вблизи железнодорожной станции. У любанского железнодорожного вокзала в 1955 году установлен бронзовый памятник - бюст П.П. Мельникова работы скульптора Б.И. Епифанова.

В 2002 году на Комсомольской площади в Москве был заложен камень в основание памятника Петру Павловичу Мельникову. А 1 августа 2003 года состоялось торжественное открытие памятника первому министру путей сообщения России. В открытии памятника принимали участие железнодорожники со всех магистралей России. Памятник Павлу Мельникову работы скульптора Салавата Щербакова высотой более 4 метров отлит на заводе в подмосковном Жуковском на средства МПС России. С. Щербаков запечатлел Павла в парадном мундире при всех орденах.

Павел Петрович Мельников (4. VIII. 1804–16. VIII. 1880) - выдающийся русский инженер, ученый и организатор в области транспорта, строитель первой в России железной дороги большой протяженности, почетный член Петербургской АН получил образование в Военно-строительном училище, а затем - в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Как один из отличнейших воспитанников он был оставлен при институте, в котором с 1833 г. преподавал курс прикладной механики.

Период, когда Мельников начинал свою деятельность, характеризовался взглядами, согласно которым в России не существует потребности в новых видах транспорта - железных дорогах и пароходах, она вполне может обходиться традиционными. П. П. Мельникову и его соратникам пришлось вести долгую борьбу за внедрение передовых видов транспорта, что способствовало бы быстрейшему промышленному развитию страны и просвещению народа. В одной из своих работ он писал: "…ничто не может так содействовать просвещению, как возможность скорых и дешевых путешествий, приобретаемая усовершенствованными системами сообщения", "по железным дорогам устремится вдаль человеческая мысль…".

По мнению Мельникова, развитие транспорта в России должно было идти в трех направлениях: 1. постройка каналов, улучшение естественных водных путей, введение пароходства; 2. прокладка шоссе и введение "паровых дилижансов"; 3. постройка сети железных дорог.

В середине 1830-х гг. Мельников написал ряд трудов, посвященных новым видам транспорта, в том числе книгу "О железных дорогах" , в которой рассмотрел все существовавшие тогда виды тяги: конную, самотаски, стационарные паровые машины и локомотивы; обосновал преимущество железных рельсов перед чугунными; выполнил ряд расчетов, послуживших основой для дальнейших исследований. К середине 1830-х гг. трудами П. П. Мельникова, М. С. Волкова и др. в России были заложены основы отечественной железнодорожной науки. К 1839 г. в Институте инженеров корпуса путей сообщения начали читать специальный "Курс о железных дорогах".

Хотя Николай I, российское правительство, глава путейского ведомства К. Ф. Толь были против строительства железных дорог, так как они развивают в государстве "демократические идеи и наклонности", военно-стратегические соображения все же вынудили царя согласиться на проведение подготовительных мероприятий по постройке первой большой дороги Петербург-Москва. В марте 1841 г. был создан Особый комитет "для предварительного составления и рассмотрения проекта железной дороги от С.-Петербурга до Москвы в отношении техническом и расчетов коммерческих, в которые должны входить все расчеты торговли с одной столицы в другую и обратно, начиная с предметов продовольственных". В него вошли крупнейшие специалисты по железнодорожному делу А. В. Абаза, П. П. Мельников и Н. О. Крафт, которые занимались всем инженерно-экономическим обоснованием будущего строительства. При этом многие расчеты были выполнены практически впервые и сделаны таким образом, чтобы их можно было использовать при строительстве других железных дорог.

В 1843 г. русское правительство приняло решение о постройке дороги Петербург-Москва на средства казны. Руководство инженерно-технической стороной работ было поручено П. П. Мельникову и Н. О. Крафту. Строительство продолжалось почти 8 лет. За это время и его руководителям, и рабочим пришлось преодолеть множество трудностей. Дорога напрямую соединяла Петербург и Москву, местами проходя по болотам, пересекая реки. В мировой практике еще не существовало опыта ведения работ в таких северных широтах.

Хотя Мельников и Крафт были хорошо знакомы с опытом постройки железных дорог в США, многое делалось впервые и в области проектирования. Это относится, например, к строительству земляного полотна, мостов, труб и других искусственных сооружений. По предложению Крафта, Мельникова и его помощника Н. И. Липина, была принята одна постоянная ширина колеи в сети железных дорог страны - 1524 мм (5 фунтов).

Магистраль была открыта для общественного пользования 25 ноября 1851 г. Она являлась в то время самой длинной в мире и масштабам и монументальности сооружения и качеству работ представляла собой выдающееся достижение отечественного железнодорожного дела.

П. П. Мельников надеялся, что строительство Петербургско-Московской дороги станет первым шагом в создании железнодорожной сети страны, положит начало развитию отечественного паровозостроения и рельсопрокатного производства. Уже в 1840-х гг. он представил Николаю I свои соображения на этот счет. Однако тогда они не получили поддержки. Приступить к реализации этого плана удалось лишь почти через двадцать лет - со второй половины 1860-х гг. Проектируемая Мельниковым сеть должна была иметь протяженность 4,7 тыс. км. Он ставил своей целью связать южную Россию с портами Балтийского, Черного и Азовского морей, наладить сообщение плодородных южных губерний страны с потребляющими северно-западными, обеспечить дешевую доставку донецкого угля во все части России, удовлетворить военно-стратегические запросы страны.

В 1862 г. П. П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения, а в 1866 г., когда Главное управление было переименовано в министерство, стал первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту Мельников наметил новый проект продолжения еще не законченных и постройки новых линий протяженностью свыше 7 тыс. км., добился постройки за счет средств казны Московско-Курской железной дороги и линии Одесса-Елисаветград (ныне Кировоград). В 1869 г. им был созван первый общий съезд представителей железнодорожных предприятий, решениями которого было положено начало беспересадочной перевозке пассажиров по смыкающимся дорогам, установлены станции перегрузочные станции для непрерывной перевозки грузов и т. д.

Однако в 1878 г. из-за конфликта с министром финансов М. Х. Рейтерном, который решил передать в руки иностранных концессионеров Петербургско-Московскую железную дорогу, П. П. Мельников подал в отставку.

Научная, практическая и организаторская деятельность П.П. Мельникова была высоко оценена общественностью: в 1858 г. по рекомендации видных учёных академиков М.В. Остромысленского, В.Я. Буняковского и Б.С. Якоби он был избран почётным членом Петербургской академии наук.

"Современники описывают П. П. Мельникова как человека умного, очень общительного, насмешливого, красноречивого и почти аскетичного в быту. Уже имея высокий чин и положение, он жил в одной комнате, ездил в обычном вагоне или простом тарантасе. Он требовал от себя и других самоотверженного служения делу. Свои денежные средства он употребил на благотворительные цели: устройство школы для детей железнодорожников и богадельни для стариков и сирот возле Любани".

Замечательный русский инженер и ученый П. П. Мельников похоронен на станции Любань дороги Москва-Санкт-Петербург, где он жил в последние годы.

Литература:

1. Житков С. Биографии инженеров путей сообщения. СПб. 1889. Вып.1.
2. Виргинский В. Возникновение железных дорог в России. М. 1949.


© Все права защищены

Русский инженер, учёный в области транспорта, генерал-лейтенант, первый министр путей сообщения (1862 – 69), почётный член Петербургской АН (1858).


Место рождения и его родители неизвестны. В своих послужных списках Мельников писал, что он “из дворян, крестьян не имеет”. А.И. Дельвиг, инженер путей сообщения, в своих воспоминаниях утверждал, что Павел Петрович и его младший брат Алексей Петрович были побочными детьми некоего Беклемишева, который выдал их мать за дворянина Мельникова, чтобы дать сыновьям дворянские права.

В 14 лет поступил учиться в Московский благородный пансион Василия Кряжева и окончил его с отличием. В 1822 г. закончил Военно-строительную школу путей сообщения и как “первым по успехам” был направлен в Строительный отряд в чине прапорщика. Благодаря широте знаний и эрудиции, по протекции А. Бетанкура, ректора Института корпуса инженеров путей сообщения, был зачислен на III курс института.

В 1825 г. “первым по успехам” закончил институт и его имя было занесено на мраморную доску почета в актовом зале. По предложению профессора Бенуа Поль Клапейрона, специалиста в прикладной механике, был оставлен в институте для “приготовления” к профессорскому званию, которое он получил в 29 лет. В 1833 г., как профессор института, вошел в состав Петербургского комитета строений и гидравлических работ, в котором работали в то время известные архитекторы: Росси, Стасов, Тон, Михайлов и др.

В 1834 г. возглавил строительство деревянного купола Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге вместо металлического купола, сорванного вихрем. Способ постройки купола представлял собой крупный вклад в практику строительного искусства. Купол собора, сохранившийся до настоящего времени, был в то время вторым по величине деревянным куполом в Европе. С этого времени, как ученый и инженер, получил широкую известность в Петербурге.

Начало его профессорской деятельности совпало с постройкой первых железных дорог с паровой тягой. Русские механики Черепановы уже построили в России паровоз для заводской железной дороги. Необходимы были научные исследования в области экономической эффективности и технической возможности строительства железных дорог в России. В 1835 г. Мельников издал первый теоретический труд: "О железных дорогах". За книгу, изданную невиданным тогда тиражом 600 экземпляров, от Главного управления путей сообщения и публичных зданий автор получил награду - бриллиантовый перстень. В 1837 г. конференция Института инженеров путей сообщения отправила его в Западную Европу для изучения "проблем прикладной механики применительно к транспорту", а в 1839 г. на 15 месяцев в Соединенные Штаты Америки. Отчет по итогам поездки содержал пять томов объемом 1500 страниц и большое количество чертежей.

В начале 1841 г. в ведомстве путей сообщения были рассмотрены его рекомендации по строительству Петербургско-Московской железной дороги, а 1 февраля 1842 г. был объявлен Указ Николая I о строительстве железной дороги, в соответствии с которым П.П. Мельников был назначен начальником Северной дирекции (Петербург-Бологое), Так закончился первый двадцатилетний период творческой деятельности.

В проектировании и строительстве этой дороги раскрылся талант П.П. Мельникова, что выдвинуло его в первые ряды ученых России того времени и позволило ему стать основоположником отечественной транспортной науки. Магистраль строилась 8,5 лет и представляла собой одно из выдающихся инженерных сооружений конца первой половины XIX в. В этот период она была крупнейшей в мире железнодорожной магистралью. Затраты на строительство дороги составили 72,4 млн. руб. Официальное открытие состоялось 1 ноября 1851 г. Состав находился в пути 21 ч. 45 мин. За вклад в ее строительство талантливый инженер удостоен орденом Святой Анны.

После 1851 г. Мельников организовал ряд экспедиций для изыскательских работ по постройке новых железных дорог в соответствии с проектом создания сети железных дорог в Европейской части России. За этот труд Мельников был награжден орденом святого Владимира второй степени. В 1862 г. назначен исполняющим обязанности, а в 1863 г. - главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями (одиннадцатый руководитель ведомства путей сообщения в его истории). В 1865 г. ведомство было преобразовано в министерство, и Мельников стал первым министром путей сообщения. За время его пребывания на этом посту сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км.

Мельников очень остро переживал разрешенную правительством продажу в 1868 г. магистрали Петербург - Москва в частное пользование Главному обществу российских железных дорог. Он был категорически против этого решения, чем вызвал немилость царского двора, и в 1869 г. (в возрасте 65 лет) ушел в отставку.

Мельников - первый в России инженер, решивший увековечить титанический труд строителей Петербурго-Московской железной дороги посредством церкви-памятника в честь святых апостолов Петра и Павла в городе Любани. Половину денежных средств для строительства церкви он внес из своих сбережений. Кроме церкви, учредил в Любани на свои средства Петропавловские богоугодные заведения: школу для детей железнодорожников, приют для девушек-сирот и богадельню для неимущих престарелых женщин, железнодорожных рабочих и служащих.

Последние годы своей жизни ученый прожил на станции Любань. Накануне своей кончины составил завещание, в котором указал, что все доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любани и 30 тыс. руб. капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых на его средства.

Умер в 1880 г. и был похоронен под алтарем любанской церкви. В 1954 г. перезахоронен в сквере станции Любань, там же выдающемуся строителю дороги по проекту скульптора Д.М. Епифанова установлен памятник-бюст.

Литература:

1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. - Л., 1949;

2. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10;

3. Уродков С.А. Петербурго-Московская дорога - История строительства. - Л.: ЛГУ им. Жданова, 1951.

4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.