Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия. Перераспределение земель

Технологическая карта урока № 14

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Опричнина

Класс: 7

Предмет : история

Тип урока : открытия нового знания

Цели урока : - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат воспитывать инте рес к историческому прошлому. воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность. Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского).

-Метапредметный результат Работать с текстом учебника, документами , предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; самостоятельно анализировать текст, делать выводы. развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету. Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

- Предметный результат – Раскрывать смысл понятий : опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке!

Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.

Записывают число в тетради.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Фронтально:

    Годы правления Ивана Грозного?

    Год венчания на царство?

    Год создания Судебника Ивана IV?

    Год создания Земского собора?

Исторический диктант (взаимопроверка):

    Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

    Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

    Сборник законов (судебник).

    Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

    Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

    Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак)

    1. предложений по домашнему заданию.

Россия по ОПИСАНИЮ РИЧАРДА Ч€НСЛ€РА.

1553-1554 ГГ.

Страна между Ярославлем и Москвой изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут его оттуда... Едущие хлебу - так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных

за хлебом из отдаленных местностей живут в северных частях владений великого князя, где холод не дает расти хлебу – так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных…

    ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

1571 г.

Деревня Кумола, надел пуст Маковейка Никитина. Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей... В той же деревне надел пуст Марка Михайлова. Марка опричники убили, дети безвестно сбежали... двор сожгли. Надел пуст Якуша Масимова. Якуша опричники замучили, дети безвестно сбежали... Надел пуст Иевка Федотова. Иевка сбежал безвестно от опричнины. В деревне Тивроли... Полнадела пустые Сеньки Луцкьянова. Сенька умер, дети от голода примерли... двор опричные сожгли... Опричнина имущество пограбила, двор сожгла

Перед вами 2 фрагмента из документа. Что изменилось в стране? Предположите, что могло бы произойти в стране?

« Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал п сковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца.

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

А вы знаете, что такое опричнина?

опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем?

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

Формулируют цель урока

- что такое опричнина,

- цель опричнины

-основные события,

- последствия опричнины

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний ………..

В 1553г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого делать не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетнем Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников.
Иван IV выздоровел, но не забыл эту историю.

У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.

Иван IV был очень подозрительным, не терпел «мудрых советников», он желал властвовать единолично, ни на кого не полагаясь. Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении, он их возненавидел.

Избранная рада считала, что укрепить государственную власть нужно путем медленных постепенных реформ.
Иван IV связывал укрепление государственной власти беспрекословным повиновением поданных. Стремление к усилению царской власти, недоверие к боярскому окружению подводили его к террору. Деятели Избранной Рады опасались опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх – плохой помощник в государственных делах.
Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой» .

Выслушав ответы учащихся, учитель говорит о различных точках зрения учёных на причины перехода к политике террора.

Слайд презентации.


- Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.?
- На каких условиях он согласился вернуться в Москву?

На доске написано слово «Опричнина». Учитель дает определение этому слову.

Столицей опричнины стала Александрова Слобода. описание Александровой слободы из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», «Въехав в Слободу, Серебряный увидел, что дворец, или монастырь, государев отделен от прочих зданий глубоким рвом и валом. Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другими узорами или краской. Множество глав венчали здание. Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар птицы слетались в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.

Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, ситники, повара, конюхи и всякие дворовые люди на всякий обиход.

Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетчатку.

…Они проехали мимо нескольких виселиц, стоявших одна подле другой. Тут же были срубы с плахами и готовыми топорами. Срубы и виселицы, окрашенные черною краской, были выстроены крепко и прочно, не на день, не на год, а многие лета.

…Приезжие вошли на огромный двор… Время от времени по двору прохаживали опричники. Другие сидели на скамьях и играли в шахматы или в зернь…»

- В тетрадь записываются причины опричнины:

    Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

    Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

    Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

    Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Учащиеся выделяют причины падения Избранной Рады.

    Болезнь

    Смерть жены

    Предательство А. Курбского

Записывают в тетрадь:

Опричнина – это часть княжества, которое выделяли вдове князя «опричь» всех уделов. В данном случае это слово имеет иной смысл- удел царя. В опричнину вошли наиболее развитые районы Русского государства, здесь создавался «государев двор» и особое войско, воинов называли опричниками.

Опричники были одеты в черные монашеские одеяния, к конскому седлу прикреплялись символы преданности царю: метла, чтобы «выметать измену» и собачья голова, чтобы «выгрызать ее».
Учитель задает вопрос учащимся:
- С какой целью была создана опричнина?

1. Иван Грозный и митрополит Филипп.
2. Поход на Новгород.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

Учитель задает вопросы:
- Как вы считаете, выполнены цели опричнины?
- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?
- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает средства»?
- Существовала ли альтернатива опричнине?
После всего сказанного учащимися делается вывод.

Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

Исследование какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Рефлексия. Я благодарю…..

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.

VI Инструкция по выполнению дом. задания

Пар. 10. Сообщение: итоги правления Ивана 4

Дают ответы.

Тяжёлый экономический кризис

Укрепление самодержавия Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

5-04-2017, 19:09 |


15 февраля 1565 г. царь возвратился в Москву. По возвращению он издал указ о введении на территории страны . Опричнина Ивана Грозного заключалась в том, что государство было поделено на две части - опричная зона (царь) и земщину (бояре). Каждая из территорий имела свои органы управления и армию. Иван IV создал опричное войско, самым известным опричником стал Малюта Скуратов.

Прежде чем начать говорить о самой , необходимо вспомнить с чего все началось. 3 декабря 1564 г. после молитвы в Успенском Соборе царь попрощался с духовенством и боярами. Затем открыто отбыл из Москвы, причем с собою он взял всю государственную казну и некоторые ценности. Все ценности были собраны заранее. И царская процессия включала не только Ивана и его семью, а также еще некоторых приближенных и охрану.

Причины опричнины Ивана IV Грозного


Заранее собрав вещи, убывает в Александровскую Слободу. Прощаясь с народом, в частности с боярами он ни слова не сказал о том, куда он едет. На самом деле бояре даже не имели представления, куда царь отправляется и зачем он это делает. Путь Ивана лежал через Коломенское, потом он посетил Троице-Сергиев монастырь, а уже потом прибыл в Александровскую слободу.

Александрова слобода была возведена в 1514 г. еще во время отца . Если оценить строения слободы, то это было крепостное сооружение. С трех сторон ее окружал густой лес, в котором было немало ловушек и ям. А с четвертой стороны был крутой берег. Прибыв в слободу, отправляет две грамоты. В них он изложил некоторые мотивы своего поведения. Он сказал, что отказывается от царства. Но при этом Иван передал боярам и духовенству, что они находятся по отношению к нему в опале. Противоречие здесь очевидно. Если правитель отказывается от царства, то собственно и опалу налагать он не может.

В этот же день 3 декабря представители прибывают в Москву. Они вели активную пропаганду среди простого народа. Заверяли их, что государь разгневан не народ, а на бояр. Царь обвинил их в казнокрадстве и измене. Среди простого населения началось волнение. Бояре, зная по опыту восстания 1547 г., знали, чем это может закончиться. Поэтому 5 января 1565 г. они пришли к Ивану Грозному с просьбой вернуться на престол.

Когда бояре и представители духовенства посетили царя, то Иван выразил четко свою дальнейшую позицию. Он сказал о том, что вернется только в том случае, если власть царя будет стоять выше всего. То есть воля царя выше закона и имеет первостепенное значение в государстве. Таким образом, ранее существовавшая великокняжеская власть сменялась теперь самодержавным правлением. Бояре и духовенство вынуждены пойти на такие условия.

Предпосылки опричнины Ивана IV Грозного


Интересен вопрос, почему же и режим самодержавия стали складываться именно в . Почему ни его отец Василий III, ни его дед не взяли власть в свои руки. Для этого надо вспомнить, что из себя представляло Московское княжество и почему вокруг него стали .

В учебниках истории нам часто приводят одни и те же причины .

  1. Выгодное географическое положение;
  2. Борьба княжества против Орды;
  3. Сильная экономика княжества.

На самом деле не все так однозначно. Например, Новгород и Тверь имели тоже выгодное географическое положение, а Москва не была ярым противником Орды, наоборот активно с ней сотрудничала. Исключение составляет лишь только событие Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской выказал открытое сопротивление монголам. Войско Мамая было разгромлено в 1380 г. Но Мамай в глазах Донского был узурпатором власти. А потом в 1382 г. на Москву идет меньшее войско уже истинного Монгольского царя Тохтамыша. И тут Донской уже не оказывает никакого сопротивления.

По сути, Москва была главным представителем Орды на Руси, именно поэтому многие бояре стремились попасть в Москву. Бояре и князь, действуя совместно, смогли победить остальные княжества и встать на первое место. Пока существовала зависимость от Орды, и у князя еще было мало земли, то он опирался во всем на боярство. С уходом Орды и захвата Новгорода для княжеской власти начинается новый этап. Он не раздает земли, доставшиеся от Новгорода боярам, чтобы не дать им сравняться по положению с князем. Вместо этого земли получили дворяне (дети боярские). Начинается развитие поместной системы.

Опричнина и земщина . Опричнина, при первом взгляде на нее, особенно при таком поведении царя, представляется учреждением, лишенным всякого политического смысла. В самом деле, объявив в послании всех бояр изменниками и расхитителями земли, царь оставил управление землей в руках этих изменников и хищников. Но и у опричнины был свой смысл, хотя и довольно печальный. В ней надо различать территорию и цель. Слово «опричнина» в XVI в. было уже устарелым термином, который тогдашняя московская летопись перевела выражением «особной двор». Не царь Иван выдумал это слово, заимствованное из старого удельного языка. В удельное время так назывались особые выделенные владения, преимущественно те, которые отдавались в полную собственность княгиням-вдовам, в отличие от данных в пожизненное пользование, от прожитков. Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора.

Сам царь Иван смотрел на учрежденную им опричнину как на свое частное владение, на особый двор или удел, который он выделил из состава государства; он предназначал после себя земщину старшему своему сыну как царю, а опричнину – младшему как удельному князю. Есть известие, что во главе земщины был поставлен крещеный татарин, пленный казанский царь Едигер-Симеон.

Позднее, в 1574 г., царь Иван венчал на царство другого татарина, касимовского хана Санн-Булата, в крещении Симеона Бекбулатовича, дав ему титул государя великого князя всея Руси. Переводя этот титул на наш язык, можно сказать, что Иван назначал того и другого Симеона председателями думы земских бояр. Симеон Бекбулатович правил царством два года, потом его сослали в Тверь. Все правительственные указы писались от имени этого Симеона как настоящего всероссийского царя, а сам Иван довольствовался скромным титулом государя князя, даже не великого, а просто князя Московского, не всея Руси. Он ездил к Симеону на поклон, как простой боярин и в челобитных своих к Симеону величал себя князем Московским Иванцом Васильевым, который бьет челом «со своими детишками», с царевичами. Можно думать, что здесь не все – политический маскарад. Царь Иван противопоставлял себя как князя Московского удельного государю всея Руси, стоявшему во главе земщины.

Выставляя себя особым, опричным князем Московским, Иван как будто признавал, что вся остальная Русская земля составляла ведомство совета, состоявшего из потомков ее бывших властителей, князей великих и удельных, из которых состояло высшее московское боярство, заседавшее в земской думе. После Иван переименовал опричнину во двор, бояр и служилых людей опричных – в бояр и служилых людей дворовых. У царя в опричнине была своя дума, «свои бояре»; опричной областью управляли особые приказы, однородные со старыми земскими. Дела общегосударственные, как бы сказать, имперские, вела с докладом царю земская дума. Но иные вопросы царь приказывал обсуждать всем боярам, земским и опричным, и «бояре обои» ставили общее решение.

Назначение опричнины . Но, спрашивается, зачем понадобилась эта реставрация или эта пародия удела? Учреждению с такой обветшалой формой и с таким архаичным названием царь указал небывалую дотоле задачу: опричнина получила значение политического убежища, куда хотел укрыться царь от своего крамольного боярства. Мысль, что он должен бежать от своих бояр, постепенно овладела его умом, стала его безотвязной думой.

В духовной своей, написанной около 1572 г., царь пресерьезно изображает себя изгнанником, скитальцем. Здесь он пишет: «По множеству беззаконий моих распростерся на меня гнев Божий, изгнан я боярами, ради их самовольства, из своего достояния и скитаюсь по странам». Ему приписывали серьезное намерение бежать в Англию. Итак, опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Ей указана была политическая цель, для которой не было особого учреждения в существовавшем московском государственном устройстве. Цель эта состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде.

Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич святого митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой. Как специальный полицейский отряд опричнина получила особый мундир: у опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла – это были знаки его должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев-крамольников. Опричник ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне в черной же сбруе, потому современники прозвали опричнину «тьмой кромешной», говорили о ней: «…яко нощь, темна». Это был какой-то орден отшельников, подобно инокам, от земли отрекшихся и с землей боровшихся, как иноки борются с соблазнами мира.

Самый прием в опричную дружину обставлен был не то монастырской, не то конспиративной торжественностью. Князь Курбский в своей «Истории царя Ивана» пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе «человеков скверных и всякими злостьми исполненных». Он обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест. Припомним при этом, что я сказал о монастырском чине жизни, какой установил Иван в слободе для своей избранной опричной братии.

Противоречие в строе государства . Таково было происхождение и назначение опричнины. Но, объяснив ее происхождение и назначение, все-таки довольно трудно понять ее политический смысл. Легко видеть, как и для чего она возникла, но трудно уяснить себе, как могла она возникнуть, как могла прийти царю самая мысль о таком учреждении. Ведь опричнина не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которым была вызвана. Затруднение создавалось столкновениями, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые политические стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Московского государства. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать.

Что такое было на самом деле Московское государство в XVI веке? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т. е. правительственным персоналом. Не было политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно и даже об руку с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом, пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых. Обе стороны очутились в таком неестественном отношении друг к другу, которого они, кажется, не замечали, пока оно складывалось, и с которым не знали что делать, когда его заметили. Тогда обе стороны почувствовали себя в неловком положении и не знали, как из него выйти. Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти, к какой оно привыкло, ни государь не знал, как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они попытались разделиться – жить рядом, но не вместе. Таким выходом из затруднения и была опричнина.

Мысль о смене боярства дворянством . Но такой выход не устранял самого затруднения. Оно заключалось в неудобном для государя политическом положении боярства как правительственного класса, его стеснявшего. Выйти из затруднения можно было двумя путями: надобно было или устранить боярство как правительственный класс и заменить его другими, более гибкими и послушными орудиями управления, или разъединить его, привлечь к престолу наиболее надежных людей из боярства и с ними править, как и правил Иван в начале своего царствования. Первого он не мог сделать скоро, второго не сумел или не захотел сделать. В беседах с приближенными иноземцами царь неосторожно признавался в намерении изменить все управление страной и даже истребить вельмож. Но мысль преобразовать управление ограничилась разделением государства на земщину и опричнину, а поголовное истребление боярства осталось нелепой мечтой возбужденного воображения: мудрено было выделить из общества и истребить целый класс, переплетавшийся разнообразными бытовыми нитями со слоями, под ним лежавшими.

Н. Неврев. Опричники

Точно так же царь не мог скоро создать другой правительственный класс взамен боярства. Такие перемены требуют времени, навыка: надобно, чтобы правящий класс привык к власти, и чтобы общество привыкло к правящему классу. Но, несомненно, царь подумывал о такой замене и в своей опричнине видел подготовку к ней. Эту мысль он вынес из детства, неурядицы боярского правления. Она же побудила его приблизить к себе и А. Адашева, взяв его, по выражению царя, из палочников, «от гноища», и учинив с вельможами в чаянии от него прямой службы. Так Адашев стал первообразом опричника. С образом мыслей, господствовавшим потом в опричнине, Иван имел случай познакомиться в самом начале своего царствования. В 1537 г. или около того выехал из Литвы в Москву некто Иван Пересветов, причитавший себя к роду героя-инока Пересвета, сражавшегося на Куликовом поле. Этот выходец был авантюрист-кондотьери (глава наемной дружины в Италии. – Прим. ред. ), служивший в наемном польском отряде трем королям – польскому, венгерскому и чешскому. В Москве он потерпел от больших людей, потерял «собинку», нажитое службой имущество, и в 1548 или 1549 г. подал царю обширную челобитную. Это резкий политический памфлет, направленный против бояр, в пользу «воинов», т. е. рядового военно-служилого дворянства, к которому принадлежал сам челобитчик.

Автор предостерегает царя Ивана от «ловления» со стороны ближних людей, без которых он не может «ни часу быти»; другого такого царя во всей подсолнечной не будет, лишь бы только Бог соблюл его от «ловления вельмож». Вельможи у царя худы, крест целуют, да изменяют; царь междоусобную войну «на свое царство пущает», назначая их управителями городов и волостей, а они от крови и слез христианских «богатеют и ленивеют». Кто приближается к царю вельможеством, а не воинской заслугой или другой какой мудростью, тот – чародей и еретик, у царя счастие и мудрость отнимает, того жечь надо. Автор считает образцовым порядок, заведенный царем Махмет-Салтаном, который возведет правителя высоко, «да и пхнет его взашею надол», приговаривая: не умел в доброй славе жить и верно государю служить. Государю пристойно со всего царства доходы собирать себе в казну, из казны воинам сердце веселить, к себе их припускать близко и во всем им верить.

Застенок в России

Челобитная как будто была писана передним числом в оправдание опричнины: так ее идеи были на руку «худородным кромешникам», и сам царь не мог не сочувствовать направлению мыслей Пересветова. Он писал одному из опричников – Васюку Грязному: «По грехам нашим учинилось, и нам того как утаить, что отца нашего и наши бояре учали нам изменять, и мы вас, страдников, приближали, ожидая от вас службы и правды». Эти опричные страдники, худородные люди из рядового дворянства, и должны были служить теми «чадами Авраама из камня», о которых писал царь князю Курбскому. Так, по мысли царя Ивана, дворянство должно было сменить боярство как правящий класс в виде опричника. В конце XVII в. эта смена, как увидим, и совершилась, только в иной форме, не столь ненавистной.

Бесцельность опричнины . Во всяком случае, избирая тот или другой выход, предстояло действовать против политического положения целого класса, а не против отдельных лиц. Царь поступил наоборот. Заподозрив все боярство в измене, он бросился на заподозренных, вырывая их поодиночке, но оставил класс во главе земского управления. Не имея возможности сокрушить неудобный для него правительственный строй, он стал истреблять отдельных подозрительных или ненавистных ему лиц. Опричники ставились не на место бояр, а против бояр; они могли быть по самому назначению своему не правителями, а только палачами земли. В этом состояла политическая бесцельность опричнины; вызванная столкновением, причиной которого был порядок, а не лица, она была направлена против лиц, а не против порядка. В этом смысле и можно сказать, что опричнина не отвечала на вопрос, стоявший на очереди. Она могла быть внушена царю только неверным пониманием положения боярства, как и своего собственного положения. Она была в значительной мере плодом чересчур пугливого воображения царя. Иван направлял ее против страшной крамолы, будто бы гнездившейся в боярской среде и грозившей истреблением всей царской семьи. Но действительно ли так страшна была опасность?

Политическая сила боярства и помимо опричнины была подорвана условиями, прямо или косвенно созданными московским собиранием Руси. Возможность дозволенного, законного отъезда, главной опоры служебной свободы боярина, ко времени царя Ивана уже исчезла: кроме Литвы, отъехать было некуда, единственный уцелевший удельный князь Владимир Старицкий договорами обязался не принимать ни князей, ни бояр и никаких людей, отъезжавших от царя.

Служба бояр из вольной стала обязательной, невольной. Местничество лишало класс способности к дружному совместному действию. Поземельная перетасовка важнейших служилых князей, производившаяся при Иване III и его внуке посредством обмена старинных княжеских вотчин на новые, перемещала князей Одоевских, Воротынских, Мезецких с опасных окраин, откуда они могли завести сношения с заграничными недругами Москвы, куда-нибудь на Клязьму или Верхнюю Волгу, в чужую им среду, с которой у них не было никаких связей. Знатнейшие бояре правили областями, но так, что своим управлением приобретали себе только ненависть народа.

Так, боярство не имело под собой твердой почвы ни в управлении, ни в народе, ни даже в своей сословной организации, и царь должен был знать это лучше самих бояр. Серьезная опасность грозила при повторении случая 1553 г., когда многие бояре не хотели присягать ребенку, сыну опасно больного царя, имея в виду возвести на престол удельного Владимира, дядю царевича. Едва перемогавшийся царь прямо сказал присягнувшим боярам, что, в случае своей смерти, он предвидит судьбу своего семейства при царе-дяде.

Это – участь, обычно постигавшая принцев-соперников в восточных деспотиях. Собственные предки царя Ивана, князья Московские, точно так же расправлялись со своими родичами, становившимися им поперек дороги; точно так же расправился и сам царь Иван со своим двоюродным братом Владимиром Старицким. Опасность 1553 г. не повторилась. Но опричнина не предупреждала этой опасности, а скорее усиливала ее.

В 1553 г. многие бояре стали на сторону царевича, и династическая катастрофа могла не состояться. В 1568 г., в случае смерти царя, едва ли оказалось бы достаточно сторонников у его прямого наследника: опричнина сплотила боярство инстинктивно – чувством самосохранения.

Суждения о ней современников . Без такой опасности боярская крамола не шла далее помыслов и попыток бежать в Литву: ни о заговорах, ни о покушениях со стороны бояр не говорят современники. Но если бы и существовала действительно мятежная боярская крамола, царю следовало действовать иначе: он должен был направлять свои удары исключительно на боярство, а он бил не одних бояр и даже не бояр преимущественно. Князь Курбский в своей «Истории», перечисляя жертвы Ивановой жестокости, насчитывает их свыше 400. Современники-иностранцы считали даже за 10 тысяч.

Совершая казни, царь Иван, по набожности, заносил имена казненных в помянники (синодики), которые рассылал по монастырям для поминовения душ покойных с приложением поминальных вкладов. Эти помянники – очень любопытные памятники; в некоторых из них число жертв возрастает до 4 тысяч. Но боярских имен в этих мартирологах сравнительно немного. Зато сюда заносились перебитые массами и совсем не повинные в боярской крамоле дворовые люди, подьячие, псари, монахи и монахини – «скончавшиеся христиане мужеского, женского и детского чина, имена коих Ты сам, Господи, веси», как заунывно причитает синодик после каждой группы избиенных массами. Наконец, очередь дошла и до самой «тьмы кромешной»: погибли ближайшие опричные любимцы царя – князь Вяземский и Басмановы, отец с сыном. Глубоко пониженным, сдержанно-негодующим тоном повествуют современники о смуте, какую внесла опричнина в умы, непривычные к таким внутренним потрясениям. Они изображают опричнину как социальную усобицу. «Воздвигнул царь, – пишут они, – крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей на других напустил, одних опричными назвал, своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предавать и домы их грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие, и казни учинились многие».

Один наблюдательный современник изображает опричнину какой-то непонятной политической игрой царя. Всю державу свою, как топором, пополам рассек и этим всех смутил, так, «божиими людьми играя, став заговорщиком против самого себя». Царь захотел в земщине быть государем, а в опричнине остаться вотчинником, удельным князем. Современники не могли уяснить себе этого политического двуличия. Но они поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную. Наблюдатель, слова которого я сейчас привел, видит прямую связь между Смутным временем, когда он писал, и опричниной, которую помнил: «Великий раскол земли всей сотворил царь, и это разделение, думаю, было прообразом нынешнего всеземского разгласия».

Такой образ действий царя мог быть следствием не политического расчета, а исказившегося политического понимания. Столкнувшись с боярами, потеряв к ним всякое доверие после болезни 1553 г. и особенно после побега князя Курбского, царь преувеличил опасность, испугался: «…за себя есми стал». Тогда вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, закрыв глаза, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов. Значит, в направлении, какое дал царь политическому столкновению, много виноват его личный характер, который потому и получает некоторое значение в нашей государственной истории.

Значение царя Ивана . Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок.

Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него. Но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него. Важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец.

Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он, незаметно для себя самого, кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели.

Опричнина

ОПРИ́ЧНИНА -ы; ж. Ист.

1. Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 - 1572 гг., осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой.

2. Часть Московского государства, выделенная в 1565 г. Иваном Грозным в особый, находившийся в его непосредственном управлении, удел с особым административным аппаратом и особым войском. Вся земля разделилась на земщину и опричнину.

3. Особое войско Ивана Грозного, служившее ему опорой в борьбе с княжеско-боярской оппозицией.

4. В удельной Руси 13 - 15 вв.: часть удела, выделенная в особое владение (например: часть, выделенная вдове князя в пожизненное владение).

опри́чнина

1) в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-1572 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

ОПРИЧНИНА

ОПРИ́ЧНИНА (опришнина, от древнерусского опричь - особо), наименование внутренней политики Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный) в 1565-1572 годах. В 14-15 веках опришниной называли особое удельное владение членой великокняжеской семьи, обычно женщин. В 1565 году Иван Грозный выделил себе опричнину - государев удел с особой территорией, войсками, учреждениями. Политика опричнины была направлена на искоренение предполагаемой измены в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации).
Учреждение опричнины было подготовлено событиями начала 1560-х годов. Иван Грозный стремился к активному продолжению Ливонской войны (1558-1583), но натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной радой и опалы на княжат и бояр в 1560-1564 годах вызывали недовольство знати, руководителей приказов и высшего духовенства; некоторые представители знати, не согласные с политикой Ивана IV, бежали за границу (А.М. Курбский). В декабре 1564 года Иван IV уехал в Александрову слободу под Москвой и 3 января 1565 года объявил об отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и приказных людей. В слободу прибыли депутации от бояр и духовенства, а также от посадских людей Москвы, которые согласились на предоставление царю чрезвычайных полномочий. Был подготовлен указ, которым Иван IV объявил об учреждении «особного» двора с особой территорией, войском, финансами и органами управления. Целью опричнины провозглашалось искоренение «крамолы»; создавались специальный аппарат управления и послушное царю войско (первоначально в тысячу человек). В опричнину вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль; на юго-западе - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь; на севере - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, а также дворцовые владения. Доходы с опричной территории поступали в казну и шли на содержание опричного войска и аппарата управления. Численность опричного войска достигала 5-6 тысяч человек. Позднее в состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины. В опричнине действовали опричная дума, финансовые приказы - Чети. Опричное войско возглавили в основном выходцы из государева двора. Царь ввел неподсудность опричников общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства получила наименование земщины. Она продолжала управляться Боярской думой, вынужденной по всем важнейшим вопросам испрашивать согласия царя. На устройство опричнины земщина была обложена единовременным налогом в 100 тысяч рублей.
С территории опричнины выселялись многие местные землевладельцы, не зачисленные в «особный» двор, а их земли передавались дворянам-опричникам. Взятые в причнину дворяне лучше, чем другие помещики, наделялись землей и крестьянами, получали щедрые льготы. Этими земельными перераспределениями было в некоторой мере подорвано экономическое и политическое значение крупной земельной аристократии. С началом опричнины усилились опалы и казни. Проводниками опричных репрессий были боярин А.Д. Басманов, оружничий князь А.И. Вяземский, М.Л. Скуратов-Бельский. Учреждение опричнины и действия Ивана IV Грозного, направленные на физическое уничтожение подлинных и мнимых политических противников и конфискацию их земельных владений, вызвали протест части дворянства и духовенства. На Земском соборе 1566 года группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были казнены. Недовольство опричниной выразил митрополит Афанасий (покинул престол 19 мая 1566), против опричнины выступил и новый митрополит Филипп Колычев (задушен М.Л. Скуратовым в 1569). С 1568 года началась большая волна репрессий (дело боярина И.П. Федорова), завершившаяся ликвидацией Старицкого удела (1569) и разгромом Новгорода (1570). По делу И.П. Федорова было казнено более 400 человек. Во время новгородского похода в Твери, Торжке (в городах, через которые шли опричники) и в Новгороде опричники только по донесению Скуратова-Бельского убили 1505 человек (на самом деле казненных и убитых было во много раз больше). Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Среди погибших в Новгороде большую часть составляли черные посадские люди. Население облагалось непосильными налогами, для взимания которых опричники применяли пытки и казни.
В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Политика опричнины стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В годы опричнины царское правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, черные и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не по сроку. Увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся затяжной войной в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на опричнину и земщину таило в себе гибельные последствия. В 1572 году опричнина была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Возрождение опричнины под названием «удела» произошло в 1575-1576 годах, когда Иван IV поставил во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам приступил к новым земельным переделам.
Начиная с 16 века высказывались различные суждения о причинах введения опричнины и ее сущности. Прогрессивная российская историография в целом склонилась к негативной оценки последствий опричнины для развития Российского государства. Исследования советских историков (П.А. Садикова, С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, И.И. Полосина, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Р.Г. Скрынникова, В.Б. Кобрина, С.М. Каштанова, Н.Е. Носова) рассматривали опричнину как комплекс военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV, направленных на преодоление пережитков феодальной раздробленности в стране, возвышение дворянства и усиление крестьянского закрепощения, но признавали, что политика опричнины сопровождалось массовыми репрессиями, которые затронули не только княжат и бояр, но и дворян, а также широкие народные массы. Историки постсоветской России не видят в опричной политике положительных сторон, полагают, что размах репрессий Ивана Грозного ничем не оправдан и во сного связан с маниакальными чертами характера самого царя. Опричнина подорвала экономику и производительные силы России, что стало одной из причин кризиса Смутного времени.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "опричнина" в других словарях:

    ОПРИЧНИНА, 1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565 72 … Русская история

    ОПРИЧНИНА, опричнины, мн. нет, жен. (ист.). 1. В древней Руси удельного периода земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и… … Толковый словарь Ушакова

    1) в XIV XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 1572 гг … Юридический словарь

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи2)] Название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом3) Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с п … Большой Энциклопедический словарь

    ОПРИЧНИНА, ы, жен. 1. В России в 1565 1572 гг.: система чрезвычайных мер, осуществлённых Иваном IV для разгрома боярско княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 опричина (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    1) в 14 15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565 72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 72 для борьбы с … Политология. Словарь.

    Опричнина - (от древнерусск. «оприч» кроме, отдельно, особо) название системы мероприятий, проведенных Иваном IV в целях укрепления централизованного государства и ликвидации экономического и политического влияния боярства и княжат (бывших удельных князей).… … Энциклопедия права

Правление Ивана IV Грозного является одним из самых обсуждаемых этапов в истории России, так как необычна сама личность государя. Опричнина – наиболее известное явление, связанное с его царствованием, которое по сей день волнует ученых-историков. Опричнина кратко может быть определена как внутренний террор, направленный на подавление сопротивления бояр.

Вконтакте

Определение опричнины

Опричнина – часть политики на территории России, которая состояла из применения карательных мер, изъятия земель и феодального имущества государством, борьбы с мнимыми боярско-княжескими изменниками и усиления централизованной власти.

Система внутриполитических мер Ивана Грозного кратко описывается термином – «политика террора». Годы опричнины – 1565–1572 гг.

Также на вопрос «что такое опричнина» можно ответить: это удел Ивана IV, территория с войском и аппаратом управления, поступления с которой пополняли казну государства.

Все участки, необходимые для нужд царя, насильно отбирались у помещиков. Кто такие собственно опричники? Это те люди в гвардии Ивана IV, которые применяли такие меры по отношению к гражданам. Их численность — около тысячи.

Причины введения опричнины

Иван IV был знаменит суровой натурой и многочисленными завоевательными походами. Причины опричнины были связаны с Ливонской войной , во время которой правитель начал сомневаться в решительности своих воевод. Кто такие воеводы, по мнению государя? Это те, кто не исполняют его волю полностью и не карают людей, как положено. Бояре, как ему казалось, и вовсе перестали признавать его авторитет.

После предательства Ивана одним военачальником в свите усиливается беспокойство, Иван Грозный начинает подозревать воевод и бояр в заговоре. Ему кажется, что царское окружение желает свергнуть царя и посадить на трон другого князя – Владимира Старицкого. Поэтому он задался целью – собрать военное окружение, приспешников, способных карать всех, кто станет перечить царской воле. Кто такие приспешники? Те самые опричники, которые беспрекословно исполняли волю государя.

Задачи опричнины

Основная цель опричнины – устранить волнения в ряду приближенных правителя. Она включала в себя следующие задачи:

  • подавить боярско-княжеское сопротивление;
  • уничтожить удельную систему;
  • избавиться от оппозиционных центров в Пскове, Новгороде, Твери;
  • провести чистку Боярской думы и приказной системы;
  • заставить церковь подчиняться монарху;
  • разрешить боярско-дворянские споры в пользу последних.

Основные события

Политика опричнины проходила в 3 этапа:

  1. 1565–1566 гг. Начало опричнины, которая еще не распространена на основную массу населения.
  2. 1567–1572 гг. Время масштабного террора, апогей — лето 1569 – лето 1570 гг.
  3. 1572–1584 гг. Насилие происходит в скрытой форме.

Важно! Начало опричнины – 5 февраля 1565 года. В тот период в северной части России случаются неурожаи, которые потом приведут к сильному голоду.

1 этап

В январе 1565 года царь объявил об отречении от престола , выдвинув вместо себя кандидатуру юного царевича Ивана Ивановича. Такая идея возникла на почве гнева, который тот якобы испытывал со стороны бояр, приказных, воевод и церковников.

Своим заявлением он вызвал волнения у тысячи москвичей, они пошли жаловаться в Кремль на «бояр-изменников». В такой нервной обстановке Боярская дума была вынуждена попросить Ивана IV вернуться на царство. Он соглашается, и уже тогда, в январе, решает учредить особую политическую систему.

Сначала она выражалась в отдельных казнях (Куракины, Оболенские, Репнины, Горбатый-Шуйский) или отправлении в ссылку (Ярославский, Ростовский, Стародубский князья). Кто такие эти личности? Главные оппозиционеры того времени. Весной 1566 года Афанасий снял с себя митрополитский сан, поскольку ему не нравилась неспокойная ситуация в России. Тогда царь выдвинул новую кандидатуру на место митрополита – Федор Колычев (Филипп). Тот был согласен принять сан при условии прекращения насилия. Иван Грозный дал видимое согласие, прекратив на время террористические нападки.

2 этап

Однако в июле 1566 года он подготовил Филиппу подписную грамоту, в соответствии с которой тот должен был не оставлять митрополии даже в период опричнины. В марте 1568 года Филипп отказался благословлять правителя и вновь потребовал отмены опричной политики. В ответ на это его слуги были избиты, а против самого Филиппа царь возбудил дело в церковном суде. Позднее тот был отправлен в Тверской монастырь и убит в 1569 году за очередное неповиновение царю дать благословение на Новгородский поход.

Иваном было возбуждено дело против лидера Боярской Думы – Ивана Федорова, славящегося своей честностью. Это не сыграло на руку царю, поэтому он убил Федорова вместе с 30 обвиненными сообщниками.

В 1569 году по Русской земле ходила молва, что Новгород желает сделать правителем двоюродного брата Ивана – Владимира Старицкого , а новгородцы хотят подчиниться Литве. Чтобы развеять слухи, царю было необходимом умертвить Старицкого с его семьей и совершить поход на Новгород с целью покарать распускающих слухи.

Сожжению подверглись Клин, Торжок, Тверь, Псков и сам Новгород. В нем была вырезана половина всех жителей, разгромлено 27 монастырей и храмов.

25 июля 1570 года царь устраивает большие казни на Поганой Луже в Москве. К смерти приговорены такие опричники, как Висковатый, Вяземский и другие. Массовые убийства в Москве 1570-71 гг. явились апогеем доктрины внутриполитических мер Ивана Грозного. Народ подвешивали, резали, закалывали, обдавали кипятком. Правитель самолично участвовал в этих процедурах, чтобы продемонстрировать всем, что произойдет с ними, если они усомнятся в деяниях правителя.

В 1572 году было разгромлено ополчение хана Девлет-Гирея , который пошел на Москву. Однако эта победа далась весьма тяжело, поскольку опричники, привыкшие грабить мирных жителей, не явились на сражения, поэтому людей набралось лишь на один полк. После череды таких событий царь приказал перестать применять в языке слова «опричнина, опричник». Однако отмена опричнины здесь не подразумевалась, ведь публичный приказ не выносился, а насилие продолжало осуществляться.

3 этап

Правитель велел переименовать опричную систему в Государственный двор. Появился террор против главных ее сторонников , всплеск которого произошел в 1575 году. Кто такие «ярые опричники»? Те, кто в свое время ближе всего стояли у царской власти.

Был вынесен смертный приговор многим приближенным Ивана. В 1574 году был освобожден престол в Речи Посполитой, Иван Грозный предложил свою кандидатуру, так как ему было предсказание от волхвов — погибель, если он останется во главе страны.

Поэтому государь снял с себя титул царя и принял титул Московского князя . Правителем сделали татарского царевича Симеона Бекбулатовича, но царствовал он лишь формально. С 1578 по 1579 гг. убийства перестают происходить, в 1581 году царь убивает своего сына, а в 1584 году умирает сам (неофициальная отмена опричнины).

Важно! Хоть официальная отмена опричнины приходится на 1572 год, частично ее политика велась вплоть до смерти царя.

Последствия введения опричнины и ее итоги

Последствия опричнины можно сформулировать следующим образом:

  • нейтрализация княжеско-боярской аристократии;
  • утверждение Московского государства как мощного, централизованного, с жесткой властью монарха;
  • решение проблемы социальных отношений в пользу государства;
  • ликвидация суверенных землевладельцев (возможная основа для гражданского общества);
  • экономическая разруха в России, жители переселялись на окраины страны;
  • падение внешнеполитических позиций и подрыв военной мощи страны;
  • смута как отдаленное последствие опричнины.

У истоков опричной политики была ее ярко выраженная антикняжеская направленность. Вначале на суздальскую знать обрушилось столько казней и конфискаций, что это подорвало влияние аристократии в политической сфере и поспособствовало усилению самодержавия.

Это было необходимо для противостояния издержкам , базой для которых еще являлись землевладения княжеских дворян.

Но политика опричнины за 7 лет своего существования никогда не носила систематичный характер, не была подчинена какой-то заданной схеме. За коротким промежутком компромисса снова и снова происходил масштабный террор, пугающий людей. Итоги опричнины обусловлены ее спонтанным характером.

Кончина Старицкого и разгром новгородцев являлись большой ценой для удержания власти. Но идея создания аппарата насилия существенно повлияла на руководящую структуру политики. В конечном счете, итоги опричнины заключаются и в том, что опричники сами стали жертвами своей машины насилия. Террор навредил всем социальным силам, первоначально служащим опорой для монархии (дворянство, церковь, бюрократия). Мечты дворянства о суверенном монархе были воплощены в кровавой тирании.