Может быть данную проблему можно. Правильная формулировка проблемы

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока : урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Ход урока .

    Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

(Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).

В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.

    Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .

Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

    Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

    Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)

В тексте

    ставится

    излагается

    выдвигается

    исследуется

    поднимается

    рассматривается

    затрагивается

    анализируется

    формулируется

проблема (чего?) (родит. падеж):

    подвига

    нравственного выбора

    интеллигентности и т.д.

Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

    1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

    2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

    над которой он в основном размышляет;

    к которой он неоднократно возвращается;

    по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», - был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

    Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

    С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

    Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

    В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

    тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

Тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

Проблема

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

    Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.

ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.

Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].

ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.

Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.

Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.

В качестве примера научных проблем приведем некоторые из

"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.

1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?

2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?

3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?

4.Как идет развитие художественного конструирования в России?

5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?

6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?

Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.

2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

Высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

Показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

Толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Что такое постановка проблемы?

Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:

"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).

При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".

По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"

Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.

Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.

Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.

4.Перелетные птицы нашего города и т.д.

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

1.Эколого - социальный паспорт города.

2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Анализ качества питьевой воды в городе.

4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1.Архитектура нашего города.

2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России и других странах.

2.Экономическая терминология в современном немецком языке.

3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-

Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.

4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

5.Что такое язык?

6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Как я воспринимаю поэзию.

2.Мои стихотворения: ...

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".

2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.

3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.

4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Как добиваются успеха люди в современной России.

3.Темы разговоров у современных старшеклассников.

4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.

ФИЛОСОФИЯ

1.Современная власть в России и нравственность.

2.Почему математику считают царицей наук?

3.Что такое общество в России?

4.Какова практическая важность знаний об обществе?

5.Истинность моральных суждений.

6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ

1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.

2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.

"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.

На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.

Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

2. Приведем примеры формулировки цели исследования.

Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".

В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".

Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".

Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:

"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".

Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".

Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.

Для тех, кому совсем худо - 2

Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

      От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:

      Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Руководители решают проблемы, это производственные проблемы. Люди решают личные проблемы. Только вот что же это такое, что они решают. Что такое проблема? Если тот или иной человек не знает, что же он решает, то насколько эффективным будет решение? Правильное формулирование проблемы - половина ее решения. Мы не знаем, чья это мысль, но она очень часто встречается в литературе по психологии.

В настоящей статье мы расскажем о том, что мы считаем проблемой и о ее правильном формулировании. А уж вы, уважаемый читатель, решите, действительно ли предлагаемый нами подход эффективен. В статье мы предложим пошаговый процесс определения и формулирования проблемы. Для этого мы будем пользоваться Нейро-Лингвистическим Программированием (НЛП) и в конце статьи предложим вариант рефреминга (изменения восприятия) или то, что мы называем «ресурсным разворотом» в формулировании проблемы 18 .

Проблемы и обстоятельства

Когда на семинарах для руководителей мы спрашиваем слушателей, что такое проблема, то громадное большинство отвечает, что проблема - это некоторое обстоятельство, которое мешает достижению целей. На вопрос, где находится проблема - внутри или снаружи человека, 90% отвечают, что вне. Это показывает, что большинство людей путают проблемы с обстоятельствами, считая препятствия (или негативные, по собственной оценке, обстоятельства) проблемой. Но если мы говорим о решении проблем, то решить обстоятельства нельзя, они или есть, или их нет. Если же пользоваться логикой НЛП, то обстоятельства не могут быть негативными или позитивными. Они просто есть. В этом контексте вспоминаются слова из песни, которую поет Алиса Фрейндлих в «Служебном романе» «…у природы нет плохой погоды…». Погоду плохой делает сознание человека.

Можно говорить о том, что проблема находится внутри того или иного человека, который ощущает или формулирует проблему. Ибо если бы этого человека не существовало, то оставались бы только обстоятельства. В общем: «Нет человека, нет проблемы ». Кроме того, одни и те же обстоятельства для разных людей могут являться или источником проблем или источником удовлетворения. Для примера:

Что русскому хорошо, то немцу смерть.

Что такое проблема

Видимо, под проблемой стоит понимать расхождение между «Хочу» и "Есть", между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем, между желаемым и действительным.

Существуют три этапа при решении проблемы, понимаемой таким образом:

  1. «Есть» - те обстоятельства, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют;
  2. Осознание своих потребностей. «Хочу» - требование, которое невозможно выполнить на данном этапе.
  3. Действия для сближения «Хочу» и "Есть". Решение о действиях по сближению - это первый шаг собственно решения проблемы. Сами действия - это второй шаг.

Стоит порассуждать о том, что же это такое, те обстоятельства, которые человек хочет. Мы делаем предположение о том, что речь идет о ресурсах, которые хочет получить человек для личного или производственного использования. То есть состояние «Хочу» - это о тех ресурсах, которые человек хочет, и это желание настолько интенсивно, что эти ресурсы становятся мотивом для действий. И на первом шаге третьего этапа и принимается решение об этих действиях.

Так что же такое проблема в момент ее формулирования? Прежде всего, проблема -это мысль, это идея о необходимости получить какие-то ресурсы с помощью каких-то действий. Далее, проблема - это не просто мысль, это формулировка о том, как получить желаемые ресурсы эффективно, т. е. с наименьшими затратами. Проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурсов в сложившихся обстоятельствах.

Давайте, перечислим основные ресурсы, которые могут оказаться желаемыми. Для себя или личного употребления человека интересуют следующие ресурсы: физические ресурсы тела и здоровье, эмоциональные, интеллектуальные и творческие ресурсы, ресурс времени.

Человека, играющего роль сотрудника или руководителя организации, интересуют те ресурсы, которые нужны организации для ее деятельности. Это материальные, финансовые, человеческие, нематериальные, творческие ресурсы, время. Следует учитывать, что всегда, решая любую организационную проблему, человек всегда решает какую-то связанную личную проблему. Иначе ему не было бы смысла решать 19 . На этом и основываются подходы к мотивации персонала.).

Как правильно сформулировать проблему

Для того чтобы выбрать эффективный метод получения ресурсов, стоит понять, какой ресурс на самом деле необходим. То есть понять, что же на самом деле нужно. Давайте разберем это на примерах.

Производственный пример такой. В цехе сломался единственный станок, выпускающий незаменимое комплектующее для продукции завода. Это проблема или нет? На уровне бытового мышления сломанный станок - и есть проблема. Но, на самом деле, это всего лишь обстоятельство. Давайте решим, какой на самом деле ресурс нужен заводу в этой ситуации: починенный станок, его продукция или комплектующие в принципе, без четкого определения, где они произведены, в том числе и на этом станке. Скорее всего, последнее.

Другой пример. Вы спешите в аэропорт по узкой горной дороге. На дороге большой валун. Водитель объехать его не может. Валун не проблема, валун - обстоятельство. Какой ресурс вам нужен в сложившихся обстоятельствах: возможность объехать камень, возможность оказаться в аэропорту вовремя или попасть в пункт прилета вовремя? И опять, скорее всего, последнее.

Стоит обратить внимание на то, что часто одним из важнейших необходимых ресурсов является время. В обоих вышеприведенных примерах время присутствует.

Если проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения ресурса или ресурсов, то в первом примере проблема формулируется так: Как получить необходимые комплектующие (в пределах определенного времени)? Во втором примере: Как оказаться вовремя в определенном месте?

Итак, проблема это вопрос о методе получения желаемых ресурсов в пределах имеющегося временного лимита . Таким образом, в формулировке проблемы содержится четыре компонента: Словосочетания типа: «как получить», «как оказаться», «как успеть» и др.; краткое описание ресурса, описание лимита времени и знак вопроса. Слова «получить», «оказаться», «успеть» и другие отбираются так, чтобы они не описывали конкретного действия. Ведь проблема - это вопрос о методе. Большинство других глаголов, например «заработать», «доехать», уже описывают большую часть метода, что ограничивает нас в методе еще на этапе формулирования проблемы.

Давайте попробуем.

Сформулируйте какую-нибудь свою проблему. Для этого запишите проблему так, как вам кажется, она формулируется. Затем задумайтесь, какой ресурс или ресурсы на самом деле вам нужны. Решите, сколько времени у вас на это есть. При необходимости перепишите формулировку так: Как получить ___(Описание ресурсов)__в (укажите время, которое вы отводите на решение проблемы)_? Замените в своей формулировке все слова, содержащие «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то негативный оттенок на позитивные синонимы. Дело в том, что проблема эта о поиске и получении ресурсов, а «не-» и т. п. что-то отрицают, а не дают. Слова, несущие негативный характер, также делают формулировку негативной, а поиск ресурсов - деятельность позитивная.

Если вы сформулировали все правильно, то вы сейчас имеете некую формулировку, которую можно решать, или вопрос, на который можно искать ответ.

Ресурсный разворот

Идея ресурсного разворота основана на том, что сами по себе обстоятельства не могут быть негативными. Они просто есть. Не исключено, что если мы научимся пользоваться имеющимися обстоятельствами или хотя бы задумаемся о том, что ими можно воспользоваться, то эффективность решения проблемы может вырасти.

Мы видим три способа ресурсного разворота.

I. Для того чтобы выполнить ресурсный разворот, первым способом возьмем формулировку проблемы, которую вы уже составили, и включите в нее препятствия с помощью слов и словосочетаний:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

Если брать вышеприведенные примеры, то у нас получится:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, несмотря на поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, даже если на дороге лежит валун?

Теперь давайте попробуем сделать ресурсный разворот. Для этого вместо слов:

  • в то время как;
  • вопреки;
  • несмотря на;
  • даже если и т. п.

вставьте слово «используя». В этом случае у вас получатся формулировки, которые предложат вам взгляд на препятствия как на возможные ресурсы. В наших примерах мы получим:

1. Как получить необходимые комплектующие в пределах суток, используя поломанный станок?

2. Как оказаться вовремя в определенном месте, используя валун на дороге?

Не факт, что вам срезу в голову придет новое решение или что оно придет вообще. Но отсутствие решения, скорее всего, говорит о том, что у вас не хватает знаний и/или опыта в использовании тех или иных обстоятельств. В наших примерах решения могли бы быть такими.

1. Предложить предприятию, у которого есть подобный уникальный станок, ваш поломанный в обмен на постоянные поставки комплектующих со скидкой.

2. Учитывая, что с другой стороны валуна тоже скопились машины, можно убедить пассажиров, что помощь придет нескоро, и предложить поменяться машинами. При этом можно подобрать машину, которая, скажем, мощнее и довезет вас быстрее.

Выше всего лишь иллюстрации, и для многих обстоятельств такие решения не приемлемы. Но приведенный выше подход позволяет взглянуть на проблемы с другой точки зрения.

II. Второй вариант ресурсного разворота - это сразу думать об обстоятельствах как о ресурсе. То есть, рассматривая обстоятельства проблемы, сразу задавать себе вопрос, как можно получить выгоду от этих обстоятельств. Приведем пример. На уровне бытового мышления обыватель смотрит зимой на уличный термометр и говорит: «Минус 30, плохо, холодно». Летом тот же обыватель смотрит на тот же термометр и говорит: «Плюс 30, жарко, холодно». Человек с ресурсным мышлением смотрит на термометр зимой и говорит себе: «Мороз, какую выгоду можно извлечь?», «Как я на этом заработаю?». Летом он говорит: «Жара, как можно получить выгоду?», «Как я на этом заработаю?».

III.Третий вариант - сразу вместо слова «проблема» использовать слово «задача», а для описания препятствий использовать слово «возможность». Такой подход сразу позволяет думать о проблеме ресурсно.

Ну и последнее. Сформулировав проблему, чтобы не перегрузить себя ненужной работой, задайте себе следующие вопросы:

  • Нужно ли вообще решать эту проблему?
    • Должны ли именно вы решать эту проблему?
    • Должны ли вы принимать решение немедленно?

Таким образом, по нашему представлению, проблема - это вопрос об эффективном методе получения желаемых ресурсов . И читателю судить о том, насколько такой подход к формулированию проблемы эффективен и насколько проблемы, сформулированные по предложенным нами методам, облегчают поиск решения.

Впрочем, в статье мы говорили о ситуации поиска желаемого ресурса. Есть и другой вид проблем. Это проблемы об эффективном использовании имеющихся ресурсов. Это проблемы развития, и вопрос об их формулировании, возможно, станет поводом для другой статьи.

По вопросам : klubok@сайт

Формулировка проблемы

Анализ и методы интерпретации

Методы сбора данных

Формулировка проблемы

Анализ проблемы

Одна из наиболее трудных стадий в решении проблемы – переход от ощущения дискомфорта͵ от ситуации, где ʼʼчто-то причиняет вредʼʼ, к той, в которой мы имеем четко сформулированную проблему. Стремление к ясному пониманию проблемы может часто вести к ее неадекватной оценке . Такая неадекватность может иметь две крайности: чрезмерно упрощенное либо, напротив, чрезмерно усложненное представление реальной проблемы (рис. 40).

Рисунок 40. - Формы проявления и причины неадекватности оценки проблемы

При первом столкновении с проблемой вполне естественной является потребность знать и понимать ее, иметь контроль над довольно неясной и неопределœенной ситуацией. Здесь проявляется тенденция локализации или упрощения представления ситуации из-за поспешных определœений. Концентрируясь на общепризнанной потребности определœения проблемы ясным и точным способом, мы можем часто упустить из виду более основополагающую проблему . Анализируемая проблема должна быть лишь формой проявления другой фундаментальной проблемы . И именно на выявление этой фундаментальной проблемы и крайне важно направить усилия.

Другая крайность – усложненное представление проблемы . Причиной этого должна быть низкая квалификация ЛПР, наличие большого числа регламентирующих ограничений.

Ощущение проблемы и ее формулировка - ϶ᴛᴏ творческий процесс . По крайней мере он должен быть таким. Это требует от ЛПР образного и исследовательского мышления. Необходимо дать ответы на множество вопросов: что, если..., и (или), почему. Первостепенное значение имеет способность ЛПР выдвигать новые идеи, гипотезы или хорошо организовать выдвижение идей другими работниками организации. Не менее сложно обеспечить процесс отклонения неплодотворных идей. При этом требуется, с одной стороны, сконцентрироваться на решении конкретной проблемы. С другой стороны, очень важно не упустить существенных возможностей из-за чрезмерного ограничения, упрощения проблемы.

Определœение проблем является творческим процессом. Менеджеры, которые не способны подойти к проблеме творчески, могут:

· не распознать истинный характер некоторых проблем,

· оказаться не способными своевременно предвидеть вероятные последствия.

В такой ситуации ответственные за организацию принятия решения и действия по его реализации стоят перед задачей:

· концентрации творческой деятельности на распознавании и формулировке проблем,

· усиления аналитического характера процесса определœения проблем и их перевода на организационный язык, чтобы решения могли быть приняты,

· определœения объёма ресурсов, которые целœесообразно направить на реализацию решения.

При решении долговременных и стратегических проблем целœесообразно введение специалиста по управленческим решениям в группы, определяющие проблемы . Потребность в связи между творческим и аналитическим аспектами в принятии операционных решений возникает очень часто. По этой причине эти два навыка должны быть развиты в одном и том же лице или группе, которые занимаются разработкой решений.

Четкая формулировка проблемы при появлении дискомфорта͵ нахождение фундаментальной проблемы за проблемой очевидной – самый важный момент в фазе определœения проблемы.

Понимание проблемы включает :

· Определœение существующего положения вещей, имеющейся ситуации. Даже о самых очевидных и общепризнанных установках и процедурах в организации крайне важно задавать вопрос ʼʼпочему?ʼʼ.

· Способность видеть более широкую картину, чем очевидное и непосредственно воспринимаемое. Понимание проблем – очень контекстный процесс, который включает наблюдение как ʼʼлесаʼʼ, так и ʼʼотдельных деревьевʼʼ.

· Готовность изучать будущее. Определœение проблем прежде, чем они станут кризисами, часто означает, что они бывают рассмотрены и решены без существенных негативных последствий для организации.

Основные элементы понимания проблемы приведены на рис. 41.

Рисунок 41. - Основные элементы понимания проблемы

Основными стадиями понимания контекста проблемы являются сбор данных и их анализ, интерпретация и формулировка варианта определœения проблемы в анализируемом контексте. Рассмотрим эти стадии.

1. Сбор данных относительно прикладной области. Типология данных должна быть проведена по ряду признаков, в частности:

· по степени общности – общая либо детальная информация,

· по степени достоверности – ʼʼтвердый фактʼʼ либо мнения, оценки, субъективные и даже спорные. Эта информация используется для построения картины проблемы.

2. Анализ и интерпретации данных для нахождения самой проблемы, ее основной причины, проявлений и последствий. Простой анализ может включать подсчет частоты наступления определœенного события в определœенные интервалы времени. Более сложный анализ может потребовать, к примеру, создания определœенной модели. Это должна быть аналоговая модель, представляющая данные другим способом, к примеру, в виде графика, или более сложная, с использованием специального математического аппарата. Главное требование к выбору методов анализа данных – улучшение нашего понимания ситуации и решаемой проблемы.

Рассмотренные выше две стадии не всœегда четко разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. По этой причине на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа должна быть выявлена потребность в дополнительных данных. Целœесообразно двигаться от сбора данных к их анализу и интерпретации, от вопроса ʼʼчто?ʼʼ к вопросу ʼʼпочему?ʼʼ.

Формулировка проблемы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формулировка проблемы" 2017, 2018.