На дорогах высоких гроб стоит дубовый. Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова Н.А

В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название - “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!
’’Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу”, - думает старушка.

Бурмистр - староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) - продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки - “Вот приедет барин” - сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф.

Во второй строфе обидчик крестьян - “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” - и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный.
Главный управитель. “Погодим, Игната,
Вот приедет барин!” - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
“Вот приедет барин!” - повторяют хором...

Вольными или свободными хлебопашцами называли государственных крестьян, то есть таких, которые жили на казенных землях, не были крепостными, работали не на помещика, а на государство - и ему же выплачивали налоги. Это все же лучше, чем зависеть от барина: соблазнительно “выйти из крепостного состояния в свободные хлебопашцы” (Герцен. “Былое и думы”). А Наташа, судя по всему, крепостная и не может выйти замуж по своей воле. Ей перечит управитель-немец (как бы предшественник Фогеля из “Кому на Руси жить хорошо”). Он назван “сердобольным”, конечно, иронически, поскольку “сердобольный” - это сострадательный, отзывчивый. Самое вероятное, у немца собственные виды на Наташу, поэтому он препятствует ее замужеству. И опять: “Вот приедет барин” - эти слова впервые произносятся вслух Наташей, а в шестой строке повторяются хором. Мотив усиливается, с тем чтобы достигнув высшей точки, сникнуть в следующей строфе.

Четвертая строфа свидетельствует о том, что если бы долгожданный барин приехал и вознамерился облагодетельствовать крестьян, то немногое ему удалось бы сделать на этом поприще: бабушка Ненила умерла, хлебопашец отдан в солдаты - этого уже не исправишь. Прежнего “вот приедет барин” не слышно, надежда потеряна. На незаконно отобранной у крестьян земле вырос хороший урожай - чужой урожай, которым они не воспользуются. А “барин все не едет”.

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

“Шестернею цугом” - в упряжке с шестью лошадьми попарно. Дроги - длинная телега без кузова. В том месте строфы, где поначалу повторялось “Вот приедет барин”, - сообщение о том, что наконец-то приехал: “А в гробу-то барин”. Новый барин - сын покойного, приехавший похоронить отца в родном имении. Поплакал, но что толку? - слезы вытер и уехал в Питер. Чудесная рифма вытер - Питер фольклорна, пословична: “беднякам Питер бока вытер”, “Москва бьет с носка, а Питер бока повытер”, ср. также у Ахматовой в “Поэме без героя”: “А вокруг старый город Питер, / Что народу бока повытер / (Как тогда народ говорил)...”

Разоренное, запустевшее дворянское гнездо - туда разве что на собственные похороны выбраться, а жить немыслимо. Это печальная тема, и русская литература, касаясь ее, лирически и ностальгически грустила. Гончаровская Обломовка, чеховский вишневый сад - в прошлом подобия земного рая, но то в прошлом, а наступают новые времена, похуже, и хозяева, а подчас бывшие хозяева, покидают свои владения. Впрочем, о “хозяевах” Некрасов не грустил, более того, иногда злорадствовал, что “идиллия” крепостничества закончилась, родной дом опустел, лес вырублен, нива выжжена (см. стихотворение “Родина”). Но и крестьянам лучше не стало. Об этом автор “Забытой деревни” наверняка сожалеет, хотя открыто чувств своих не выражает и не изливает. Стихотворение это как бы и не лирическое вовсе, нет лирического героя, этого навязчивого “я” с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал. А ведь о том же самом можно было бы поведать с пафосом сострадания, как в очерке Салтыкова-Щедрина “Скрежет зубовный”: “Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избушки твоей...”

Но если Некрасов проявил известную сдержанность в описании самых обыденных, казалось бы, событий, то это не помешало читателям увидеть между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение напечатано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II. Можно понять и так.

Характеризуя ритмический строй стихотворения, мало сказать, что написано оно шестистопным хореем с женскими рифмами, что каждая строка четко делится на полустишия, и потому текст легко было бы представить трехстопнохореическим: “У бурмистра Власа / Бабушка Ненила / Починить избенку / Лесу попросила” и пр. Все это так и есть, но в данном случае хотелось бы обратить внимание и на ритм иного, сюжетосложенческого порядка, на смену темпов и силы звучания от строфы к строфе: 1. Вот приедет барин (просьба, отказ, молчание). 2. Вот приедет барин (молчание). 3. Вот приедет барин (голос). Вот приедет барин! (хор). 4. Барин все не едет (молчание). 5. А в гробу-то барин (заупокойный хор). Своеобразное композиционное решение: центральная третья строфа - с голосом и хором! - самая “громкая” в окружении тишины, глухого ропота и панихидного пения.

Стихотворение “Забытая деревня” является одним из самых трагических в творческом наследии Некрасова. Краткий анализ “Забытая деревня” по плану разъяснит ученикам 10 класса суть рассказанной истории. Этот материал может быть использован на уроке литературы и как дополнительный, и как основной.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1856 году и в том же году опубликовано, войдя в собрание сочинений.

Тема стихотворения – история забытой деревни, в которой живут люди, чьи ожидания не сбываются.

Композиция – стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой отдельную историю. Композиционно оно делится на две части, в первую входят три заглавные строфы, во вторую – две последние.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – дольник с женской рифмой.

Эпитеты “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый”.

История создания

Стихотворение написано Некрасовым в 1856 году. После того, как Чернышевский опубликовал на него статью в “Современнике”, цензура нашла в нем аллегорическое содержание: в 1855 году умер император Николай Первый, на престол взошел Александр Второй. Поэта обвиняли в том, что именно их он описал в образе старого и нового барина, а забытая деревня – это вся Россия. Насколько справедлива такая трактовка, до сих пор точно неизвестно.

Тема

Стихотворение посвящено забытой деревне. В ней живут люди, зависимые от воли барина – только он может решить множество крестьянских проблем, но они его совершенно не интересуют. Так и проходит жизнь людей в несбывшемся ожидании.

Таким образом Некрасов развенчивает существующий в среде крестьянства миф о добром барине. Он говорит о том, что простым людям не стоит надеяться на помещиков, так как те живут своей жизнью и совершенно не интересуются тем, что происходит в их деревнях.

Композиция

Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.

Жанр

Этот стих – один из самых ярких образцов гражданской лирики Некрасова. Поэт описывает не просто равнодушие барина к судьбе простых людей, но и пассивность крестьян, которые только и надеются, что на приезд кого-то свыше.

Написанное дольником, произведение напоминает песни, которые складывали крестьяне, жалуясь на свою судьбу. Народность и песенность подчеркивается близостью к тоническому стиху. Также автор использует характерные для народной поэзии банальные женские рифмы.

Средства выразительности

Поскольку поэт приближает свое произведение к народной песне, язык в нем тоже достаточно простой. Из всех троп Некрасов предпочитает эпитеты – “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый” , тоже очень простые. Эти средства выразительности подчеркивают связь написанного стихотворения с народной традицией.

Особую роль играет рефрен “вот приедет барин” , выражающий чаяния крестьян. В четвертой строфе он трансформируется во фразу “ барин все не едет “, а пятая строфа придает повторению иронический смысл – вот барин соизволил приехать, но – уже в гробу.

В произведении поднимается актуальный во все времена вопрос отношения власти к людям. Каждый из героев стихотворения свято верит в справедливость, отзывчивость и милосердие барина. Любую проблему, которую не под силу решить крестьянину – сможет решить он, верят люди. Барин рассудит, барин поможет, барин не забудет. В этом есть как, своего рода, наивность, доверчивость простолюдин, так и преданность. А барин… ну, конечно же, ему все равно на проблемы крестьян. Скорее всего, он даже о них и не помнит. А возможно и не знает, как например, об этой деревне, где его провозят за все время единожды, и то, провожая в последний путь. Но и новому барину все равно.

Самое страшное, это бездушие, хочет сказать нам Некрасов своим последним четверостишием. Новый барин вытирает слезы и едет по своим делам. Словно ничего и не случилось. Рабочий день идет и это главное. Знакомо, не правда ли? Он далек от крестьянской жизни и спешит скорее уехать в Питер. Вот и приходится бабушке Нениле доживать свой век у других людей, потому как ее дом совсем сгнил, а бурмистр не дает леса на починку, земля безнаказанно воруется у соседа, хлебопашец отправлен в солдаты…

Ломаются судьбы, царит беспорядок и раздор, но люди, продолжают верить в лучшее. Так проходят годы. Не меняется ничего.

С другой стороны, что мешает крестьянам самим пытаться решать свои проблемы? Старушке самой прийти к барину и бить челом о помощи, обделенному соседу, если не самому разобраться с обидчиком, то опять же, просить милости у барина, да и хлебопашцу не помешало бы проявить инициативу. Объединяет их всех одно – менталитет, русский дух. Веками их предки жили в страхе и безропотно терпели все испытания, которые уготавливала им судьба. Таков характер русского человека. Терпеть до последнего. Но зато, если чаша терпения будет переполнена, то может случиться «русский бунт, бессмысленны и беспощадный». Однако, до этого еще далеко.

Всем этим Н.А. Некрасов высмеивает крепостное право, которое он считает пережитком прошлого. Стихотворение написано в 1855 году. С помощью него автор предпринимает очередную попытку развенчать образ власти в глазах общественного мнения. Но люди еще к этому не готовы.

Стихотворение наполнено просторечиями. Некоторые из них граничат с жаргонизмами: (косячок земли, лихоимец, оттягал, плутовский манер). Их, известный любитель народного творчества, Некрасов, употребляет намеренно, пытаясь придать максимальный деревенский колорит произведению, и погрузить нас в атмосферу деревенской жизни.

Стихотворение написано на манер народной песни, четверостишья заменены шестистишиями. Рифма в них парная, что еще больше приближает их к фольклору. В стихотворении автор использует эпитеты: немец сердобольный, чужая землица.

Заметна явная симпатия Некрасова крестьянам. В отношении их он употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов (старушка, избенка, Игнаша) Барина мы так и не видим. Он остается недосягаемым для простолюдина даже после своей смерти.

Картинка к стихотворению Забытая деревня

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Бабочка

    Афанасия Афанасьевича Фета - это изображение человека и природы в их тесной взаимосвязи, упоение автора красотой, что наводит его на философские размышления. Наделяя предметы окружающего мира признаками,

  • Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс кратко по плану

    Лермонтов написал данное произведение после довольно трагических и нелепых событий. В 1837 году погиб Пушкин, и это событие сильно затронуло поэта. На этом фоне Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в некотором роде

  • Анализ стихотворения Пушкина Товарищам

    В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

  • Анализ стихотворения Северянина Не завидуй другу

    «Не завидуй другу» было создано Игорем Северяниным в начале двадцатого века. Читая первую строчку, сразу можно понять, о чем пойдём речь в дальнейшем. В данном произведении, лирический герой - автор, а читатель - участник, который

  • Анализ стихотворения Есенина Опять раскинулся узорно

    Есенин был очень влюбчивым человеком и почти каждой своей женщине он посвящал стихи. Первой любовью писателя была Сардановская, они жили в одной деревне. Молодой Есенин и девушка долгое время встречались,

«Забытая деревня» Некрасов

«Забытая деревня» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Забытая деревня » написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось «Барин».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в «Современнике» № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин - это Александр ІІ, а забытая деревня - вся Россия. Но стихотворение следует трактовать шире.

Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила - воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению, не позволяя Наташе выйти замуж и преследуя собственные цели. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая - отдельный эпизод из жизни забытой деревни. В первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин».

В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени: старушка Ненила, которой нужен был лес для починки избушки, умерла, отнятый у крестьян соседом кусок землицы приносит высокие урожаи, Игнат, который хотел жениться на Наташе, «угодил в солдаты». В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет».

Пятая строфа тоже отдалена во времени от предыдущей. Она описывает приезд барина на похоронных дрогах в гробу. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин, приехавший на похороны, «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения.

Тема стихотворения отражена в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

Основная мысль стихотворения: развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить: крестьянам нечего надеяться на помощь свыше.

Тропы и образы

Крестьянку Ненилу Некрасов описывает с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: бабушка, старушка, избёнка, избушка. Такие же суффиксы употребляются для описания крестьян или их имущества: косячок землицы, Игнаша, Наташа, парнишки.

Представители власти описаны отрицательными эпитетами или приложенями-характеристиками: лихоимец жадный, сосед-плут. Управляющий-немец называется сердобольным (ирония). Глаголы Некрасов использует просторечные, передавая живой крестьянский язык: оттягал, погодим, перечит, угодил в солдаты, не бредит свадьбой.

Сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а эпитеты описывают его гроб (высокий, дубовый).

Стихотворение - отрезок жизни забытой деревни, за который сменились поколения, выросли дети и постарели взрослые. Читатель видит происходящее глазами крестьян и воспринимает события через призму их сознания.

Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который, подобно древнегреческому, указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение - худшее наказание для человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с четырьмя ударениями в строке. Близость к тоническому стиху подчёркивает народность, песенность. Строфы состоят из 6 строчек с парными женскими рифмами, чаще всего банальными, как в народной поэзии.


Забытая деревня

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!"
"Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу",- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
"Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова".

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. "Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!" - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
"Вот приедет барин!" - повторяют хором...

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит...
Барина всё нету... барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.


начале ноября убогие дома в г.Суздале завернули в баннеры. На баннерах были нарисованы не только фасады, но и цветочные горшки, кошки и даже зеленая листва деревьев. (Почему не изобразили в окнах счастливые лица суздальцев?).
Про такие банальные приготовления, как покраска заборов и ремонт дороги, даже говорить не стоит...

Вся эта суета велась в ожидании визита Путина, который должен был приехать 7-8 ноября для участия во всероссийской тусовке глав местного самоуправления. Однако царь-батюшка так и не удостоил Суздаль и глав какого-то "самоуправления" своим явлением...

Сколько же бюджетных средств на эту показуху было потрачено?! (Вопрос прокуратуре).

На случай расследования (смайл) снимки упакованных развалюх, сделанные

Тот же домишко, вид сзади:

Баннер понизу:

Спереди:

с ЗАДУ:

У этого домика ус отклеился уголок завернулся:

Приколото кнопками к оконной раме:

Это один и тот же дом с фасада и со двора:

О братите внимание на рисованную березовую ветвь:

Кошка прям как живая:

Было:

Стало:

UPD. 1. Суздаль - самый красивый и самый ухоженный город во Владимирской области. Это город-музей, который ежегодно посещают около миллиона туристов. Здесь живут весьма обеспеченные граждане, поэтому большинство частных домов - шикарные особняки. Развалюхи есть, большинство их выставлено на продажу (изба в центре города стоит от 5 до 10 млн руб!), в прочих доживают свой век немощные старики, которым не до ремонта.
Поверьте, в каждом городе России (кроме Москвы, но она и не Россия) полным-полно убогих домов, в которых жить нельзя. А в деревнях и того страшнее...
2. Житель Суздаля разъяснил, "почему не изобразили в окнах счастливые лица суздальцев": дома, расположенные на предполагаемом маршруте президента, посещали сотрудники спецорганов и предупреждали, чтобы никто не подходил к окнам во время проезда царственной особы. Ведь и по нарисованной рожице могли стрельнуть...

3. И насчет того, почему домовладельцы не ремонтируют свои халупы: поскольку все здания в Суздале являются историческими памятниками и находятся под охраной государства, то ремонт приравнивается к реставрации. Даже для того, чтобы покрасить фасад, хозяин избы должен пройти массу инстанций и собрать туеву хучу разрешений.

http://1gatta-felice.livejournal.com/495643.html

чтобы не было так грустно за Россию, предлагаю вам фрагмент поста: