Народная историческая песня правеж.

Подробное решение параграф § 10 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти

Стр. 81

Какое значение имеет опричнина в истории России? Каковы были итоги правления Ивана IV?

Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Цена этого была огромна. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства. Опричное общество оказалось не в состоянии отразить внешнюю угрозу.

Проигранная война, хозяйственное разорение, усиление крепостного гнета – вот то наследие, которое оставил Иван Грозный своим преемникам.

Стр. 82

Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?

Бояре в начале правления Ивана IV обладали широкими правами и привилегиями. Они не платили подати (налоги) в казну, получали за службу земли, участвовали в работе Земского собора. Наиболее знатные входили в состав Боярской думы.

Стр. 82

Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?

Система управления государством в странах Европы в этот период: Франция – абсолютная монархия, Испания, Германия – абсолютная монархия, Англия – парламентская монархия.

Стр. 85

Когда началось становление крепостного права в России? Что такое заповедные лета?

С 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета – это и было началом становления крепостного права в России.

Стр. 87. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?

На личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода, отразилась отрицательно. Он стал подозрительным, несдержанным, не терпел возражений.

2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?

Причины разрыва царя со своими сподвижниками в том, что он тяготился их опекой, стремился к самовластию и их советы раздражали его. Именно поэтому он легко поверил слухам о причастности А. Ф. Адашева и Сильвестра к смерти его жены Анастасии Романовны.

3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?

Принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя состояли в том, что царь стремился к единовластию, а участники Избранной рады ратовали за коллегиальное управление государством.

4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?

Судьбы членов Избранной рады сложились трагично: А. Ф. Адашев арестован и умер под стражей, Сильвестр сослан в дальний монастырь, где он погиб. Большинство участников Избранной рады подверглись массовым расправам. Князь Курбский бежал в Литву.

5. Какие земли вошли в опричнину и почему? Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?

В опричнину вошли земли – часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др., потому что были самыми богатыми областями в России.

«Прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков убийствами, грабежами, насилием. Оно не смогло дать отпор набегу крымского хана потому, что опричники были сильны в борьбе с мирным населением, а в военных сражениях участвовали мало.

6. Каковы основные итоги опричнины?

Ущерб, нанесенный России опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.

Стр. 87. Работаем с картой

1. На карте покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.

Наиболее крупные города, которые находились в этих территориях: часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома, Архангельск, Новгород.

2. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.

Расположение земель опричнины: Северо-западная и центральная части страны.

Экономический потенциал земель опричнины очень высок: крупные торговые города, черноземная зона в центре для урожайного земледелия

Расположение земель земщины: западная часть земель и вновь присоединенные на юге, юго-востоке, востоке

Экономический потенциал земель земщины значительно ниже, чем земель опричнины: мало больших городов, северные земли, непригодные для земледелия, вновь присоединенные на юге, юго-востоке, востоке, которые также не были освоены для земледелия.

Стр. 87. Изучаем документ

Стр. 87. Думаем, сравниваем, размышляем

1. В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?

В этом споре наиболее справедливой кажется точка зрения князя А. М. Курбского. Как показывает история, наибольших успехов добиваются те государства, в которых коллегиальные формы правления.

2. Один из видных деятелей Избранной рады А. Ф. Адашев неоднократно высказывался о том, что виновных в преступлениях нужно наказывать, но он же был и противником опричнины. Как вы думаете, что именно – силу или слабость властителя – отражают жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников?

Жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников отражают слабость властителя. По-настоящему сильный властитель – милосерден, добр, справедлив. Его сила в том, что его уважают, а не боятся.

3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?

Что означал единорог на гербе

Единорог считается геральдическим символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости и суровости.

Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года - царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакального знака Козерога в виде козлорыбца - козла с рыбьим хвостом. Если бы на "корабельнике" (золотой монете) вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим "управителем" Козерогом. Такой вывод усиливался и тем, что на "корабельнике" Иван III именуется государем "всея Руси". Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным, астрологическим образом.

Однако, на "корабельнике" были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И этот факт не разрушает, а подтверждает высказанную мысль, потому что на Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.

Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических знаний, к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий князь, придворные высоких рангов). Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на "корабельнике" не получили отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования современных ученых.

Как "ушел" единорог

Толкование единорога на "корабельнике" Ивана III как символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя "всея Руси" обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем "всея Руси". Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания, как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя "всея Руси" утратил политическую актуальность.

При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.

Однако эмблема единорога все же не заняла ведущее положение. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Их главная сторона была с орлом, на щите которого изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем на золотых сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. В конце концов змееборец "победил" единорога. Он остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о А. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чем они были абсолютными противоположностями.

Курбский, князь Андрей Михайлович – известный политический деятель и писатель. Родился в октябре 1528 г. На 21-м году участвовал в первом походе под Казань; потом был воеводой в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, причем был ранен, но через 8 дней был уже снова на коне.

Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и, вместе с младшим братом, проявил выдающуюся храбрость. Через два года он разбил восставших татар и черемисов, за что был назначен боярином. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей; еще более сблизился он с партией Сильвестра и Адашева. Когда начались неудачи в Ливонии, царь поставил во главе ливонского войска Курбского, который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве Ливонском (Дерпте). В это время уже начались преследования и казни сторонников Сильвестра и Адашева и побеги угрожаемых царской опалой в Литву. Хотя за Курбским никакой вины, кроме сочувствия опальным, не было, он имел полное основание думать, что и ему грозит опасность. Король Сигизмунд-Август и вельможи польские писали Курбскому, уговаривая его перейти на их сторону и обещая ласковый прием. Битва под Невелем (1562 г.) была неудачна для русских, но и после нее Курбский воеводствует в Юрьеве; царь, упрекая его за неудачу, не приписывает ее измене. Не мог Курбский опасаться ответственности и за безуспешную попытку овладеть городом Гельметом: если б это дело имело большую важность, царь поставил бы его в вину Курбскому в письме своем. Тем не менее, Курбский был уверен в близости беды и, после бесплодного ходатайства архиерейских чинов, решил бежать «от земли божия».

В 1563 г. (по другим известиям – в 1564 г.) Курбский, при помощи верного раба своего Васьки Шибанова, бежал в Литву. На службу к Сигизмунду Курбский явился с целой толпой приверженцев и слуг и был пожалован несколькими имениями (между прочим – городом Ковелем). Курбский управлял ими через своих урядников из москвитян. Уже в сентябре 1564 г. Курбский воюет против России. После бегства Курбского тяжелая участь постигла людей к нему близких. Курбский впоследствии писал, что царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение затворенных, тоскою поморил; братию мою, единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, имения мои и их разграбил».

В оправдание своей ярости царь мог приводить только факт измены и нарушения крестного целования. Два другие его обвинения, будто Курбский «хотел на Ярославле государести», и будто он отнял у него жену Анастасию, выдуманы им, очевидно, лишь для оправдания своей злобы в глазах польско-литовских вельмож. Курбский проживал обыкновенно верстах в 20 от Ковеля, в местечке Миляновичах. Судя по многочисленным процессам, акты которых дошли до нас, быстро ассимилировался московский боярин и слуга царский с польско-литовскими магнатами и между буйными оказался во всяком случае не самым смиренным: воевал с панами, захватывал имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами»; его урядники, надеясь на его защиту, вымучивали деньги от евреев.

В 1571 г. Курбский женился на богатой вдове Козинской, урожденной княжне Голшанской, но скоро развелся с нею, женился, в 1579 г., в третий раз на небогатой девушке Семашко и с нею был, по-видимому, счастлив; имел от нее дочь и сына Димитрия. В 1583 г. Курбский скончался.

Мнение о Курбском, как о политическом деятеле и человеке, различны. Одни видят в нем узкого консерватора, человека ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия, измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия.

По убеждению других, Курбский – умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Так как полемика Курбского и Грозного, вместе с другими продуктами литературной деятельности Курбского еще недостаточно обследованы, то и окончательное суждение о Курбском, более или менее могущее примирить противоречия, пока еще преждевременно. Из сочинений Курбского известны: 1) «История князя великого Московского о деле, яже слышахом и у достоверных мужей и яже видехом очима нашима». 2) «Четыре письма к Грозному». 3) «Письма» к разным лицам. 4) «Предисловие к Новому Маргариту». 5) «Предисловие к книге Дамаскина «Небеса». 6) «Примечания (на полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина». 7) «История Флорентийского собора», компиляция. Кроме избранных сочинений Златоуста («Маргарит Новый»), Курбский перевел диалог патриарха Геннадия, Богословие, Диалектику и другие сочинения Дамаскина, некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и прочее. А в одно из его писем к Грозному вставлены крупные отрывки из Цицерона. Сам Курбский называет своим «возлюбленным учителем» Максима Грека; но последний был и стар, и удручен гонениями в то время, когда Курбский вступал в жизнь, и непосредственным его учеником Курбский не мог быть.

Еще в 1525 г. к Максиму был очень близок Василий Михайлович Тучков (мать Курбского – урожденная Тучкова), который и оказал, вероятно, сильное влияние на Курбского. Подобно Максиму, Курбский относится с глубокой ненавистью к самодовольному невежеству, в то время сильно распространенному даже в высшем сословии московского государства. Нелюбовь к книгам, от которых будто бы «заходятся человецы, сиречь безумиют», Курбский считает зловредной ересью.

Выше всего он ставит Святое Писание и отцов церкви, как его толкователей; но он уважает и внешние науки – грамматику, риторику, диалектику, естественную философию (физику и пр.), нравонаказательную философию (этику) и круга небесного обращения (астрономию). Сам он учится урывками, но учится всю жизнь. Воеводой в Юрьеве он имеет при себе целую библиотечку; после бегства, «уже в сединах», он тщится «латинскому языку приучатися того ради, иж бы могл преложити на свой язык, что еще не преложено».

По убеждению Курбского, государственные бедствия происходят от пренебрежения к учению, а государства, где словесное образование твердо поставлено, не только не гибнут, но расширяются и иноверных в христианство обращают (как испанцы – Новый Свет).

Обличая невежество современной ему Руси и охотно признавая, что в новом его отечестве наука более распространена и в большем почете, Курбский гордится чистотой веры своих природных сограждан, упрекает католиков за их нечестивые нововведения и шатания и умышленно не хочет отделять от них протестантов, хотя и осведомлен относительно биографии Лютера, междоусобий, возникших вследствие его проповеди, и иконоборства протестантских сект.

Доволен он также и чистотой языка славянского и противополагает его «польской барбарии». Он ясно видит опасность, угрожающую православным подданным польской короны со стороны иезуитов, и остерегает от их козней самого Константина Острожского: именно для борьбы с ними он хотел бы наукой подготовить своих единоверцев.

Курбский мрачно смотрит на свое время, видя в нем 8-ю тысячу лет, «век звериный»; «аще и не родился еще антихрист, всяко уже на праге дверей широких и просмелых».

По своим политическим воззрениям Курбский примыкал к оппозиционной группе бояр княжат, отстаивавших их право быть непременными сотрудниками и советниками государя. Вместе с тем он советовал царю обращаться к совету и простого всенародства. Вообще ум Курбского скорей можно назвать основательным, нежели сильным и оригинальным (так, он искренно верит, что при осаде Казани татарские старики и бабы чарами своими наводили «плювию», то есть дождь, на войско русское).

В этом отношении его царственный противник значительно превосходит его. Не уступает Грозный Курбскому в знании Святого Писания, истории церкви первых веков и истории Византии, но менее его начитан в отцах церкви и несравненно менее опытен в уменье ясно и литературно излагать свои мысли, да и «многая ярость и лютость» его немало мешают правильности его речи.

По содержанию переписка Грозного с Курбским – драгоценный литературный памятник; миросозерцание передовых русских людей XVI в. раскрывается здесь с большой откровенностью и свободою и два незаурядных ума действуют с большим напряжением. В «Истории князя великого московского» (изложение событий от детства Грозного до 1578 г.), которую справедливо считают первым по времени памятником русской историографии со строго выдержанной тенденцией, Курбский является литератором еще в большей степени: все части его монографии строго обдуманы, изложение стройно и ясно (за исключением тех мест, где текст неисправен); он очень искусно пользуется фигурами восклицания и вопрошения, а в некоторых местах (например, в изображении мук митрополита Филиппа) доходит до истинного пафоса. Но и в «Истории» Курбский не может возвыситься до определенного и оригинального миросозерцания; и здесь он является только подражателем хороших византийских образцов. То он восстает на великородных, а к битве ленивых, и доказывает, что царь должен искать доброго совета «не токмо у советников, но и у всенародных человек», то обличает царя, что он «писарей» себе избирает «не от шляхетского роду», «но паче от поповичев или от простого всенародства».

Алексей Федорович Адашев

Впервые Адашев упоминается 3 февраля 1547 года вместе с братом Даниилом на свадьбе царя Ивана Грозного в должности ложничего и мовника, то есть он стелил брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню.

Большим влиянием на царя Адашев стал пользоваться вместе со знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547 г.) и убиения возмутившимся народом царского дяди князя Юрия Васильевича Глинского. Эти события, рассматриваемые как кара Божия за грехи, произвели нравственный переворот в молодом впечатлительном царе.

С этого времени царь, нерасположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и Адашева. Иван нашёл в них, а также в царице Анастасии Романовне и в митрополите Макарии, нравственную опору и поддержку и направил мысли свои ко благу России.

Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем широкой и благотворной для земли деятельности правительства (созыв 1-го земского собора для утверждения судебника в 1550 году, созыв церковного собора Стоглава в 1551 году, покорение Казани в 1552 году и Астрахани (1556 год); дарование уставных грамот, определивших самостоятельные суды общин: большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей (в 1553 году).

Несомненно, что он, одаренный от природы блестящими способностями и необыкновенно проникнутый сознанием своей самодержавной власти, играл в этих славных событиях не пассивную роль, как говорят некоторые историки, но, во всяком случае, он действовал по совету с Сильвестром и Адашевым, а потому за последними надо признать великие исторические заслуги.

В 1550 году Иван IV пожаловал Адашева в окольничие.

Выделялась и дипломатическая деятельность Адашева по ведении множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552), ногайцами (1553), Ливонией (1554, 1557, 1558), Польшею (1558, 1560), Данией (1559).

Значение Сильвестра и Адашева при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины, родственники царицы Анастасии. Его враги особенно воспользовались неблагоприятно для Адашева сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 году.

Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию. Но Владимир Андреевич отказался присягать, выставляя собственные права на престол по смерти Иоанна и стараясь составить себе партию.

Сильвестр видимо склонялся на сторону Владимира Андреевича. Алексей Адашев, правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Фёдор Адашев, прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым, которые будут управлять за малолетством Дмитрия.

Иоанн выздоровел и уже другими глазами стал смотреть на предавших его друзей. Равным образом сторонники Сильвестра потеряли теперь расположение царицы Анастасии, которая могла подозревать их в нежелании видеть сына её на престоле. Однако царь на первое время не обнаружил враждебного чувства, или под радостным впечатлением выздоровления, или из боязни затронуть могущественную партию и порвать старые отношения, и даже в 1553 году пожаловал Фёдора Адашева боярской шапкой.

Поездка царя в Кирилло-Белозерский монастырь, предпринятая в 1553 году с царицей и сыном Дмитрием, сопровождалась обстоятельствами, также неблагоприятными для Адашева: во-первых, дорогой скончался (утонул) царевич Дмитрий, и тем исполнилось предсказание Максима Грека, переданное царю Адашевым, во-вторых, Иоанн увидался во время этой поездки с бывшим коломенским владыкой Вассианом Топорковым, любимцем отца Ивана IV, и, конечно, беседа Вассиана была не в пользу Сильвестра и его партии.

С того времени царь стал тяготиться своими прежними советниками тем более, что он был дальновиднее их в делах политических: Ливонская война была начата вопреки Сильвестру, который советовал завоевать Крым. Болезненная подозрительность Ивана IV, усиливаемая наговорами враждебных партии Сильвестра людей, вражда сторонников Сильвестра к Анастасии и её родным, неумелое старание Сильвестра сохранить влияние на царя грозой Божия гнева произвели постепенно полный разрыв Иоанна с его прежними советниками.

До опалы в 1560 году Адашев заведовал Царским архивом.

В мае 1560 года отношение царя к Адашеву было таково, что последний нашёл неудобным оставаться при дворе и отправился в почётную ссылку в Ливонию 3-м воеводой большого полка, предводимого князем Мстиславским и Морозовым.

По смерти царицы Анастасии (7 августа 1560 года) нерасположение Ивана IV к Адашеву усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Здесь Адашев заболел горячкой и через два месяца скончался. Естественная смерть спасла его от царской расправы, так как в ближайшие годы все родственники Адашева были казнены. Так и закончилась династия Адашевых.

5. Какими были экономические итоги опричнины для развития России?

Экономические итоги опричнины для развития России

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде.

В послеопричные годы в стране разразился тяжелейший экономический кризис. Деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородской земли) запустели: часть крестьян погибла во время террористических опричных «экспедиций», часть разбежалась. Писцовые книги (кадастровые земельные описания) конца XVI в. констатируют, что необработанными оставалось больше половины (до 90%) земли. Даже в Московском уезде обрабатывалось всего 16% пашни. Многие помещики, лишившиеся крестьян, вынуждены были «пометать» (бросить) свои поместья и нищенствовать - «волочиться меж двор». В годы опричнины резко вырос налоговый гнет: уже в 1565 г. царь взял с земщины на свой «подъем» 100 тыс. руб. Для того времени - это цена примерно 5-6 млн. пудов ржи или 200-300 тыс. рабочих лошадей. По этой причине и из-за опричного террора крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду и мору. Например, во всей Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей.

6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них вы согласны? Свой ответ аргументируйте.

Можно согласиться с мнением таких историков, как С. Ф. Платонов, В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников, И. Я. Фроянов. Явление опричнины очень сложное, затрагивающее все стороны жизни государства и общества. И в каждом мнении названных историков есть характеристика какой-то одной стороны, аспекта опричнины.

Задачи внешней политики:

На востоке: борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, овладение Волжским торговым путём;

На западе: выход в Балтийское море через земли Ливонского ордена.

Восточное направление внешней политики.

Ликвидация Ка­занского ханства в 1552 г. Причины :

1. Против Рос­сии образовалась коалиция Казан­ского, Астрахан­ского и Крымского ханств – вассалов Османской (Турецкой) импе­рии.

2. Россия стремилась овладеть Волжским торговым путём и плодородными («подрайскими») землями Поволжья.

3. Стремление освободить от казанской зависимости народы Поволжья – марийцев, мордву, чувашей.

Первоначально Москва пытались решить проблему дипломатиче­ским путём, посадив на казанский престол своего ставленника Шигалея (Шах-Али ). Однако это закончи­лось неудачей. Затем завоевание Казани было провозглашено крестовым походом против «неверных басурман». Под руководством дьяка Ивана Выродкова под г. Угличем была построена деревянная крепость и сплав­лена по Волге. В 1551 г. в 30 км. от Казани у впадения в Волгу р. Свияги 50 тыс. ратников возвели крепость Свияжск с 18 башнями. Она стала русским опорным пунктом.

В 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV со 150 пушками осадило Казань. 30-тысячный гарнизон Казани 6 недель стойко сопротив­лялся. Русские у стен Казани соорудили подвиж­ные штурмовые башни-«туры» (гуляй-город ). 2 октября 1552 г . под руководством иноземного мастера Размысла были взо­рваны пороховые заряды в подкопах и пробита брешь в стене. С «туров» были перекинуты мосты. В пролом бросились русские полки во главе с воеводами Александром Горбатым-Шуйским и Андреем Курб­ским. По выражению летописца «государевы ратные люди… во граде биюще татар по улицам, мужей и жён по дворам, а иных из ям выволачиваючи и из мизгитей (мечетей) и из палат, и секуще их без милости и одираху до последней наготы». (Таково было обычное поведение войска в эпоху Средневековья). После упорного сражения Казань пала. Хана Ядигара-Магмета (Едигера-Магомета ) взяли в плен, принудили принять православие под именем «царя Симеона Касаевича». Он получил во владение г. Звенигород и участвовал в войнах России на Западе. Оставшихся в живых воинов казнили, женщин и детей превратили в ра­бов. Остатки уцелевшего на­селения были выселены из города и обложены ясаком (данью). Казанское ханство прекратило своё существование. Ка­зань стала русским админи­стративным центром. Православная церковь начала христианизацию населения. На месте разрушенных мечетей были построены православные церкви. В честь победы над Казанью в Москве в 1555–1560 гг. был возведён Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Ликвидация Астраханского ханства в 1556 г. Астраханский хан бежал в Крым, Астрахань сдалась. В 1557 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. Вассалами России признали себя Большая Ногайская Орда и Кабарда на Северном Кавказе.

Значение присоединения Поволжья :

1. Россия обезопасила свои границы от набегов с востока.

2. Были освобождены из плена тысячи русских невольников.

3. Россия получила плодородные («подрайские») земли Поволжья.

4. Россия овладела Волжским и Камским торговыми путями, перед ней открылись восточные рынки.

5. Были построены новые города – военные и торговые опорные пункты: Самара, Саратов, Цари­цын, Чебоксары, Уфа и др.

6. Россия постепенно превратилась из обороняющейся стороны в активно расширяющую своё пространство державу. С присоединением Поволжья и Приуралья Россия стала пре­вращаться в евразийскую державу, в ней усиливалось влияние традиций Азии.

Борьба с Крымским ханством . Ликвидация Иваном IV Казанского и Астраханского ханств привела к резкому обострению русско-крымских отношений. Вассалы Османской Турции – крым­ские татары часто нападали на русские земли, разоряли сёла и города, уводили жителей в рабство. Для защиты от агрессии были построены засечные черты – многокилометровые оборонитель­ные линии, состоящие из засéк (загражде­ний из поваленных деревьев), валов, частоколов, рвов и наблюдательных пунктов – сторожей и станиц . Первая линия обороны шла по р. Оке от Нижнего Новгорода через Серпухов, Тулу до Козельска. Вторая – от г. Алатырь по р. Суре через Орёл, Новгород-Северский, Путивль. Третья линия была по­строена после смерти Ивана Грозного через г. Кромы, Елец, Курск, Воронеж, Белгород.

В 1571 г. во главе армии из 40 тыс. всадников крымский хан Девлéт-Гирéй , разогнав опричное войско, сжёг Москву, за что получил прозвище Тахт Алган («взявший трон»). Напуганный Иван IV бежал на север в Кирилло-Белозерский монастырь. Во время набега на Московское государство погибло несколько сотен тысяч русских и был взято в плен 50 тысяч. Девлет-Гирей потребовал себе Казань и Астрахань. Иван IV обязался, по примеру Польши, уплачивать ежегодно дань Крыму. Выплата «поминок» Крыму продолжалась до кон. XVII в. и окончательно прекратилась лишь в правление Петра I.

Битва при Молодя́х 1572 г. На следующий год 120-тысячное крымско-турецкое войско вновь двинулось на Москву. У села Молоди́ (южнее Москвы, ныне Чеховский район Московской обл.) путь ему прегра­дила 60-тысячная армия воеводы Михаила Воротынского . Сражение длилось несколько дней, погибли многие крымские военачальники, в том числе сын и внук хана. Крымцы отсту­пили. Победа в Моло­динской битве спасла Москву и остановила крымско-турецкую агрессию. Крымское ханство утратило часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье – Казань и Астрахань. Герой-победитель М. Воротынский вскоре был обвинён в заговоре против царя и в 1573 г. умер в застенке от пыток.

Завоевание Сибири. Поход Ермака 1581 1585 гг. Причины:

1. Россию привлекали природные богат­ства Сибири.

2. Татары нападали на сибирские владе­ния купцов Стрóгановых .

Сибирское ханство, враждебный России «осколок» Золотой Орды, занимало территории Западной Сибири по берегам р. Оби, Иртыша, Тобола. Промышленники братья Строгановы получили от царя грамоту на владение землями по р. Каме и Чусовой. Они занимались соледобычей (г. Соль-Камская), выплавкой чугуна, торговлей пушниной. Сибирский хан Едигер в 1555 г. признал вассальную зависи­мость от Москвы, но его преемник хан Кучум (†1598) разорвал эту договорённость. Выходец из Бухары, ярый мусульманин Ку­чум насильно вводил в Сибири ислам. Участились набеги сибирских татар на владения Строгановых.

В 1581 г. Строгановы на собственные средства снарядили экспедицию казаков от 600 до 1.000 человек во главе с опытным 50-летним атаманом Ермаком Тимофеевичем (Ермолаем Алёниным). Отряд Ермака перемещался на стругах (лодках) и был хорошо вооружён пищалями и пушками. Татары же в основном были вооружены копьями и луками. Ер­мак занял столицу хан­ства г. Кашлык-Искер , или Сибир (около современного г. Тобольска). Кучум оказал ожесточённое сопро­тивление и Ермак оказался в тяжёлом поло­жении. В 1584 г. на по­мощь Ермаку прибыл правительственный отряд. В 1585 г. Ермак погиб, попав в засаду на р. Иртыш. Его поход положил начало русской колонизации Сибири. В 1585 г. русские основали острóг (кре­пость) Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, ставший русским центром Си­бири. Началось освое­ние сибирских природных богатств. Местное население было обложено ясаком. В 1598 г. воевода Воéйков разбил войско Кучума и взял в плен его сыновей и восемь жён. «Кучумовы дети» и жёны были отправлены в Москву и милостиво приняты царём Борисом Годуновым. Кучум бежал в ногайские степи и был там убит около 1598 г.

Западное направление внешней политики России.

Ливонская война (1558–1583 гг.). Причины войны:

1. Стремление России выйти в Балтику, заполучить морские порты и напрямую торговать с Европой.

2. Приобретение новых хозяйственно освоенных земель.

Повод к войне: Задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашённых на службу в Россию и неуплата Ливонским орденом дани за г. Юрьев (Дерпт, или Тарту) за последние 50 лет.

В 1550-е годы сложился удобный момент для нападения. Ливония ослабла, не имела единого управления и состояла из трёх самостоятельных струк­тур – Ливонского ордена, католической церкви и самоуправляемых городов. Царь был сторонником войны за Балтику. Его советники из Избранной рады, в частности А. Адашев, ратовали за войну с Крымом и выход к Чёрному морю. Возобладала точка зре­ния Ивана IV.

Первый этап Ливонской войны (1558–1561 гг.) Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Мариенбург, наступали на Ревель (Таллин, или Колывань). В 1560 г. Орден был разгромле­н. Резиден­ция магистра Ордена – замок Фéллин был взят, а сам магистр ландмейстер Вильгельм фон Фюрстенберг попал в плен и был сослан в г. Любим под Ярославль, где прожил остаток жизни. Орден прекратил существование. Теперь Россия столкнулась с тремя державами – Польшей, Данией и Швецией, заявивших права на ливонские земли. Война затянулась.

Второй этап Ливонской войны (1561–1578 гг.) . Измена Андрея Курбского. В 1563 г. царь лично повёл 60-тысячное войско на г. Полоцк и взял его. Иван заключил перемирие, начал переговоры с поляками о женитьбе на сестре Сигизмунда-Августа – Екатерине . Переговоры провалились, война возобновилась. В 1564 г. русские потерпели поражение от литовцев под Полоцком, Оршей и на р. Уле. Иван IV подозревал всех в измене и развернул террор.

Воевода князь Андрей Курбский имел тайную переписку с польско-литовским королём и давно замышлял побег. В 1564 г. он бежал в Литву, где прожил до своей смерти в 1583 г. Курбский в письмах Ивану Грозному обвинил «лютого самодержца» в тирании, кровопийстве и бес­смысленных казнях: «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал?»; «Затворил ты царство Русское, словно в адовой твердыне»; совершил «опустоше­ние земли с кромешниками твоими» («кромешники» – опричники). Курбский выступал за ограниченную монархию, его поли­тическим идеалом являлась деятельность Избранной рады. К управлению государством, по его мысли, необходимо привлекать «мудрых советников» и «все­народных человек». В ответных письмах, наполненных ненормативной лексикой в адрес Курбского, Иван IV провозгласил: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи. А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же…». Царь считал, что он – божий избранник, его само­державная власть не должна быть огра­ничена никакими зако­нами. Высший суд – это сам монарх, а все подданные – холопы, жизнью которых государь мог распоряжаться самовластно.

В 1569 г. в г. Лю́блин Польша и Лит­ва заключили Л ю́ блинскую унию и объединились в государство Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita – рес­публика) – шля́хетскую (дворянскую) республику, где короля выбирало дворянст­во – шля́хта. В 1576 г. коро­лём Речи Посполитой был из­бран ставленник Турции, талант­ливый полководец, 43-летний трансильванский воевода Ст é ­фан Бат ó рий (1533–1586).

В 1570 г. Иван IV создал вассальное марионеточное «Ливонское королевство». Его королём царь сделал датского принца Магнуса , женив его на своей 13-летней племяннице Марии, дочери казнённого Владимира Старицкого. Последним крупным успехом русских войск стал захват польской части Ливонии в 1577 г.

Иван IV и Елизавета I Тюдор. Иван Грозный искал сбли­жения с Англией и надеялся на поставки английского оружия. Царь сделал предложение руки и сердца англий­ской королеве Елизавете I и даже планировал эмигрировать в Англию. Елизавета сообщила очередному претенденту, что решила остаться девственницей, ибо обру­чена со своей нацией. Иван IV пришёл в ярость, отменил льготы английским купцам и вы­дворил их из России. В письме Елизавете в 1570 г. царь откровенно оскорбил королеву, назвав её «пошлой деви­цей» (т. е. обыкновенной просто­людинкой). Иван IV писал: «И мы чаяли, что ты на своём государ­стве государыня и сама владеешь… Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но и мужики торговые... А ты пребыва­ешь в своём девическом чину, как есть по­шлая девица».

Третий этап Ливонской войны (1579–1583 гг.) Сте­фан Батóрий в союзе со шведами в 1579 г. отвоевал Полоцк, в 1581–1582 гг. осадил Псков. Защит­ники Пскова во главе с князем Иваном Шуйским за 5 месяцев осады отра­зили 31 штурм. Благодаря подвигу Пскова поляки были остановлены. В 1582 г. в Запольском Яме Россия и Речь Посполитая подписали Ям-Запольское перемирие с сохранением старых границ. В 1583 г. по Плюсскому перемирию со Шве­цией Россия потеряла крепости Ям, Копорье, Ивангород, Корелу (Кексгольм, ныне Приозерск Ленинградской обл.), сохранив часть Балтийского побережья с устьем Невы.

Причины поражения России в Ливонской войне .

1. Неверная оценка Иваном IV расстановки сил в Прибалтике.

2. Отвлечение войск для отражения крымских набегов.

3. Отсталость экономики России, не способной к многолетней войне.

4. Ослабление России из-за опричного террора Ивана IV.

Опричнина 1565–1572 гг.

Опричнина особый порядок управления, система репрессивных мер, направ­лен­ных на ослабле­ние боярства, оппозиционного Ивану IV.

Причины опричнины. 1. Иван IV стремился подчинить бояр, укрепить самодержавную власть.

3. Особенности характера и психики царя. Иван IV, человек ма­ниакально-подозритель­ный, всех подозревал в измене.

4. Смерть в 1560 г. любимой жены царя – Анастасии. Иван IV подозревал Адашева и Сильвестра в том, что они «умо­рили» царицу. (Исследова­ния её останков в 2000 г. показали наличие ртути).

5. Предательство и бегство в Литву Андрея Курбского.

6. Разногла­сия по внешнеполитическим вопросам. Иван IV выступал за войну с Ливонией, а Избранная рада – за борьбу с Крымом.

7. Различные представления о путях централизации государства. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился форсировать процессы центра­лизации, немедленно добиться безгра­ничной власти. Это привело царя к террору.

Падение Избранной рады. Иван IV подозревал членов Избранной рады в измене в связи с событиями 1533 г., когда во время болезни царь, думая, что умирает, назначил наследником новорожденного сына Дмитрия . Многие бояре (кроме Воротынского и Висковатого) не желали присягать младенцу-«пелёночнику». Адашев и Сильвестр намеревались после смерти царя возвести на престол его двоюродного брата – Владимира Андреевича Ста­риц­кого . Иван IV счёл их действия изме­ной. Царь выздоровел, но маленький наследник утонул в р. Шекснá во время паломнической поездки в Кирилло-Белозерский монастырь. Нянька, выходя из ладьи, уронила его в воду. Наследником стал следующий сын – Иван. Царь обвинил бояр: «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить».

Адашев был обвинён в измене, сослан в Ливонию и в 1561 г. скончался в темнице (возможно, покончил жизнь самоубийст­вом). Макарий умер в 1563 г., Сильвестр попросил царя отпустить его на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался в 1566 г. простым монахом под именем Спиридон. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, Висковатый был казнён в 1670 г., Воротынский умер от пыток в 1573 г.

Начало опричнины. В конце 1564 г. после очередной ссоры с боя­рами Иван IV забрал казну и уехал в свою резиденцию – Александровскую (Алек­сандрову) сло­боду (ныне г. Александров Владимирской обл.). В январе 1565 г. Иван IV послал в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам – он, не желая «их изменных дел терпети», объявил о решении оставить престол. Вторая гра­мота сообщала простым посадским людям, что у царя «гневу на них и опалы… нет». Иван, стремясь столкнуть простых людей с боярами, достиг своей цели. Простые люди потребовали от бояр угово­рить царя вер­нуться на престол, угрожая, что в противном случае «государ­ственных лиходеев и изменников» сами «потребят». В Алек­сандрову слободу направ­илась делегация бояр и духо­венства. Это царю и было нужно. После долгих уговоров Иван IV согласился вернуться на престол при двух условиях:

1. Царь получал неограниченную власть, право казнить любого, не советуясь с Боярской думой (хотя такое право он имел и раньше).

2. Страна делилась на Опричнину (личный удел царя) и Земщину .

Земщи­ной управляла Боярская дума и правительство во главе с Иваном Висковатым. На Земщину был наложен огромный налог в 100 тыс. рублей для заведения опричного войска.

Опричнина (от слова «опричь » – «кроме», так называлось особое удельное земельное владение) стала мощной военно-карательной машиной в ру­ках царя. Опричнину возглавили Малюта Скуратов (Григорий Скуратов-Бельский) († 1573 г.) и Василий Грязной (Грязный). Был создан «опричный двор» и 5-тысячное опричное войско, организованное подобно монастырскому братству. «Игуменом» считался сам царь. Оприч­ники носили чёрные монашеские одеяния, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Царь, как и опричники, носил монашеское одеяние и чёрный куколь (остроконечный капюшон). Иван считал опричников праведной силой, исполняющей волю царя и Бога.

Опричный террор. Вернувшись в Москву, Иван IV развязал опричный террор. Он казнил двоих Шуйских, Ховриных и других бояр «за сношения с Курбским». Царь выселял бояр из Опричнины в Земщину. Более 100 боярских семейств вы­селили в Казань с конфискацией земель. В 1569 г. Иван Грозный заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Ко­лычёв , 1507–1569) был сослан в тверской Отроч монастырь . Из монастыря Филипп посылал обличительные грамоты царю («Филькины грамоты», как презрительно назвал их Иван Грозный). Филипп в монастыре был задушен Малютой Скуратовым. В 1566 г. на Зем­ском соборе бояринИ. Фёдоров и его сторонники обвинили царя в сумасшествии. Они были убиты. Были казнены все известные русские полководцы, в том числе герои взятия Казани – Алек­сандр Горбатый-Шуйский и Иван Выродков .

Зимой 1569–1570 гг. Иван Грозный совершил поход на Новгород, обвинив новгородцев в измене и намерении отойти к Литве. По пути опричники разгромили города Клин, Тверь, Торжок. Репрес­сии в Новгороде продол­жались 40 дней. Людей топили в Вóлхове по нескольку сот в день. Целые семейства уничтожались «под корень» – главу семейства, его жену и детей вместе связывали верёвками и топили в проруби. Из 30 тыс. новгородцев погибло от 3 до 10 тыс. (по другим сведениям – от 10 до 15 тыс.). Тысячи возов с на­грабленным имуществом сопровождали царя. Расправы постигли Нарву, Иван-город, Псков.

В 1670 г. в Москве Иван Грозный устроил лютую казнь 300 человек, в том числе члена Избранной рады Ивана Висковатого . Царь, Малюта Скуратов и другие опричники кололи людей пиками и секли головы. Опричники вошли во вкус насилий, выискивали вра­гов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. Они начали доносить и друг на друга, бороться за почётное место около царя, за земли и привиле­гии. По приказу царя был зарезан своим сыном видный опричник Алексей Басманов , убиты князья А. Вяземский, М. Черкасский и др. В 1573 г. Малюта Скуратов погиб в бою на Ливонии.

Неверно считать, что оп­ричный террор был направлен только против боярства. Погибло много рядовых людей. Принципиальной разницы в уровне знатности между Опричниной и Земщиной не было. В Опричнине служили многие видные бояре. По мнению А. Юрганова , глубоко религиозный и фанатичный Иван Грозный был убеждён в божественном происхождении своей власти. Иван IV построил в Москве Опричный дворец причудливой архитектуры по образцу библейского Града Божьего, Нового Иерусалима. Веря, что он – исполнитель воли Бога накануне Страшного Суда, царь считал, что Божье праведное наказание грешников мучительной смертью ведёт к спасению их душ, адские муки имеют «целительный характер». Опричные казни являлись для царя своеобразным чистилищем перед Страшным Судом.

Нельзя думать, что происходившие в России события были чем-то особенным. Повсюду в Европе в XVI в. централизация государств сопрово­ждалась жестокими казнями. В Испании, например, сви­репствовала католическая инквизиция и король Филипп II с удовольствием смот­рел, как люди горели на кострах. Король Франции Карл IX лично участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Шведский король Эрик XIV пролил не меньше крови, чем Иван Грозный. Анг­лийская королева Елизавета казнила законную наследни­цу престола Марию Стюарт и её сторонников. Любо­пытно, что в ходе переписки королева Елизавета и Иван IV обещали предоставить друг другу политическое убежище, если придётся бежать из своей страны.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж

Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички !
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному".
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное ,
Не много, не мало – сорок тысяч".
Возговорит тут православный царь:
"Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?"
Возговорит добрый молодец:
"Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили ,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами .
Тут-то я ее отбил у них".
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
"Куда ты девал эдаку золоту казну?"
Возговорит добрый молодец:
"Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих".
Возговорит православный царь:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей".

Вопросы и задания

1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

Петра I узнают в шведском городе

Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Он берет-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

"Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной".
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству ,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорехонько он к королевнушке метался:
"Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!"

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
"Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!"
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
"Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!"
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
"Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!"
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: гроз­ный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государст­во, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав.

Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения - не согласиться с су­дом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

Герой народной песни - православный царь Иван Васильевич - предстает в ней как справедливый судья своих поддан­ных. Поэтому он и принимает решение, которое, по мнению авторов-исполнителей песни, было верным, справедливым. Оно и современным читателям обычно представляется правильным.

Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

В песне “Правеж” отчетливо звучит уважение к православному государю и яв­ное недоверие к чиновникам (“бурмистрам-целовальникам”). То, что царь при­нимает справедливое решение, подтверж­дает такую оценку.

Глоссарий:

  • найдите эпитеты характеризующие Ивана грозного
  • как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным
  • анализ исторической песни
  • песня правеж
  • правеж песня

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ...
  2. Анализ произведения Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения –...
  3. Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван...
  4. О каком историческом эпизоде царствова­ния Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного...