Неспособность к обучению - новая болезнь XXI века. Расстройства способности к обучению

Развитие представлений о способностях, о механизмах их становления и степени генетической изменчивости привело к выделению новой области психологических исследований: появились целые направления, изучающие не результативную сторону деятельности (как это происходит при диагностике интеллекта), а особенности ее процесса, ее динамику. Одним из понятий, появившихся в психологии благодаря этому ракурсу рассмотрения проблемы способностей, является когнитивный стиль или стиль познавательной деятельности.

Одним из наиболее общих определений интеллекта является общая способность к познанию и решению проблем. Все психометрические теории интеллекта исходят из того предположения, что успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе. Эти способности являются латентными переменными, которые невозможно определить непосредственно, но которые проявляются при выполнении разных интеллектуальных тестов. Если баллы, получаемые испытуемыми по разным тестам, коррелируют друг с другом (то есть, если испытуемые, более успешные в одном виде деятельности, оказываются более успешными и в другом), то предполагается, что успешность выполнения этих тестов определяется одной и той же способностью.

Основным методом определения этих латентных переменных (способностей, определяющих успешность выполнения разных заданий) является факторный анализ.

Начало психометрическому подходу, использующему факторный анализ для исследования структуры свойств интеллекта, было положено учеником Ф. Гальтона, английским психологом и статистиком Чарльзом Спирменом. Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирменом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов - общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмена - двухфакторная теория интеллекта.

Успешность обучения (или академические достижения) представляет собой показатель, близкий по смыслу к психометрическому интеллекту, что является абсолютно закономерным, поскольку тесты интеллекта валидизировались относительно успешности школьного обучения. Именно в качестве ориентировочной оценки интеллекта академические достижения и были в свое время включены в генетические работы.

Об успешности обучения судят по трем типам показателей -- по школьным оценкам, по баллам, получаемым испытуемыми по критериальным тестам достижений в академической сфере, и по заданиям, результаты выполнения которых непосредственно связаны с усвоением школьных знаний (например, свидетельствуют об овладении первоклассниками навыками чтения).

Роль общей среды более отчетливо видна в тех ситуациях, когда наблюдается некоторое неблагополучие в когнитивном развитии и снижение академической успешности. Так, в близнецовом исследовании при сопоставлении групп детей с высоким и низким интеллектом не было найдено различий между группами наследуемости интеллекта и академической успеваемости, однако было показано, что общая среда играет значительно большую роль в изменчивости обоих показателей у детей с более низким уровнем интеллекта.

Генетика нарушений способности к обучению.

В психогенетике особый интерес представляет природа отклоняющихся форм детского развития. Считается, что среди детей каждый десятый ребенок имеет риск аномального типа развития. Это может быть криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожности, а также нарушение интеллектуального или эмоционального развития. Здесь будет рассмотрено несколько вариантов отклонений от нормальной траектории развития; в этиологии развития каждого из них существенная роль принадлежит генотипу. От редкой формы аутизма до специфической неспособности к обучению, а также в состоянии, пограничном с клиникой и нормой, - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Аутизм - болезнь развития, характеризующаяся дефицитом социального общения, отклонениями в речи, ограниченным набором стереотипов поведения.

Частота встречаемости аутизма составляет 0.02%. Среди мужчин аутизм встречается чаще, чем среди женщин, коррекция синдрома аутизма возможна, но решающей является ранняя диагностика, систематическое целенаправленное вмешательство. Клинико-генетическое исследование синдрома аутизма позволило оценить наследуемость аутизма, которая равна 90%. Некоторые исследования позволяют предположить, что гены, распологающие к аутизму, находятся на 7 и 16 хромосомах.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется невнимательностью, сверхактивностью и импульсивностью поведения, получил название гиперкинез. Среди проявлений этого синдрома отмечают двигательные беспокойства, легкую отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на собственных ошибках, болтливость, рассеяность, недостаток чувства опасности. Центральным диагнозом для этого синдрома является расстройство внимания. Среди сопутствующих проявлений неспособность к обучению, тревожность. В подростковом возрасте этот синдром сопровождается симптомами асоциальности. Частота встречаемости синдрома от 2 до 15%. Мальчики страдают этим синдромом примерно в 4 раза чаще, чем девочки. Коэффициент наследуемости предрасположения к этому синдрому равен 70%.

Неспособность к обучению обозначает класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (чтение, правописание, математика, общение). Понятием “неспособность к обучению” характеризуют детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохранный интеллект. Считается, что этот синдром встречается среди детей от 20 - 30%. Генетические исследования в большей степени посвящены неспособности к чтению - дислексии.

Дислексия - специфическая неспособность к чтению: трудности декодирования написанных слов, неспособность расчленить слово на фонемы, связать написанное слово с речью. Наличие дислексии становится очевидным в младшем дошкольном возрасте, когда детей обучают письму и чтению. Обычно при дислексии наблюдается неспособность расчленять слово на фонемы и быстро перерабатывать зрительную информацию, например быстро нарисовать на бумаге предметы. Генетический анализ этого синдрома позволил получить предварительные результаты, что гены, вовлеченные в предрасположение к этому синдрому, находятся в 6 и 15 хромосомах.

класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения). Понятие Н. к о. не должно отождествляться с (1) понятием неуспеваемости или (2) более общим понятием синдрома расстройства обучения. Многие дети не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны либо с Н. к о., либо с синдромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский язык не является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта неуспеваемость не связана с его общей способностью к обучению. Школьная неуспеваемость, тем не менее, часто является первым признаком присутствия синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм (умственной отсталости, аутизма, мозговой травмы, или специфической Н. к о.). Понятие синдрома расстройства обучения включает в себя: (1) неспецифическую Н. к о., которая может развиваться в результате психического заболевания (например, аутизм), травм головного мозга или отсутствия необходимых социальных навыков и (2) специфическую Н. к о. ребенка. В рамках широкого спектра синдрома расстройства обучения понятие специфической Н. к о. описывает круг детей, которые демонстрируют академическую отсталость (вопреки сохранному уровню интеллекта) в определенной сфере. Эта специфическая академическая неуспеваемость не может быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, культурной или социальной депривацией. Впервые понятие специфической Н. к о. было разработано юристами для обозначения прав детей, страдающих этим расстройством, на получение разного рода льгот при поступлении в высшие учебные заведения и специальной педагогической помощи. Юридическое определение специфической Н. к о. основывается на существовании разрыва между уровнем интеллекта ребенка и его школьной успеваемостью. Это определение вызывает серьезную критику со стороны психологов и педагогов, однако, несмотря на многочисленные попытки, приемлемая альтернатива еще не разработана. В связи с отсутствием четкого определения специфической Н. к о., существуют противоречивые оценки частоты ее встречаемости: эти оценки варьируют от 5 до 20-30%. Оценки частоты встречаемости специфической Н. к о. в специальных выборках (например, среди детей страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или эмоциональными расстройствами) значительно выше, чем подобные оценки, полученные в нормальных популяциях. Ранняя диагностика специфической Н. к о. и применение специализированной педагогической помощи являются значимыми для хорошего прогноза. Специфическая Н. к о. часто сопровождается признаками школьной дезадаптации и развитием вторичных эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно американской статистике, специфическая Н. к о. является основным поводом для отказа от продолжения обучения в школе, и частота встречаемости Н. к о. весьма высока среди несовершеннолетних правонарушителей. Были предприняты многочисленные попытки разработать классификации разных видов специфической Н. к о., однако ни одна их них не является общепринятой. Основными способами терапии специфической Н. к о. являются специализированные формы обучения, семейное консультирование и поведенческие модификации.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Что такое неспособность к обучению?

Неспособность к обучению является общим термином, который описывает определенные проблемы, возникающие при освоении нового материала. Неспособность к обучению – это неспособность человека запоминать информацию и использовать некоторые навыки. Это могут быть такие навыки, как:

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • говорение,
  • рассуждение, и
  • счет.

Неспособность к обучению характеризуется индивидуальными проявлениями. Один человек имеет меньшие трудности в обучении, другой - большие. У кого-то возникают проблемы с чтением и письмом, а у кого-то с пониманием математики, в отдельных случаях у человека возникают проблемы в каждой из этих областей, а также с пониманием того, что люди говорят.

Исследователи считают, что обучение людей с неспособностью к обучению, обусловлено различиями в том, как работает их мозг, и как он обрабатывает информацию. Дети с трудностями в обучении, не "тупые" и не "ленивые". На самом деле, они обычно имеют средний или выше среднего интеллект. Но их мозг обрабатывает информацию иначе, чем мозг обычных людей.

Лечения от неспособности к обучению не существует. Эта особенность сохраняется всю жизнь. Однако дети с неспособностью к обучении могут иметь высокую успеваемость, если обучаются по специальной методике, позволяющей обойти моменты, которые вызывают у них затруднение. При правильном подходе, дети с трудностями в обучении могут и должны учиться успешно.

Как часто встречается неспособность к обучению?

Оченьчасто! В Соединенных Штатах один из пяти людей страдает от неспособности к обучению. Практически 3 миллиона детей (от 6 до 21 лет) получают образование в специализированных школах. Больше половины из этих детей имеют те или иные формы неспособности к обучению.

Какие признаки у этого состояния?

Признаков, указывающих на неспособность к обучению, не существует. Эксперты прослеживают заметную разницу между тем, как ребенок учится в школе и насколько хорошо он или она могли бы это делать, учитывая уровень интеллекта и способностей. Существуют некоторые предпосылки, которые могут указать на то, что ребенок не способен к обучению. Большинство предпосылок имеют прямую связь с элементарными школьными задачами. Обычно у ребенка не проявятся все признаки, или даже большинство из них. Однако если у ребенка появляются некоторые из этих проблем, то родители и учителя должны рассмотреть возможность составления индивидуальной программы обучения с учетом проблемных моментов, возникших у ребенка.

Если у ребенка отсутствуют способности к обучению, то он или она:

  • может иметь проблемы с изучением алфавита, рифмовкой слов или формированием букв в слоги;
  • может делать много ошибок при чтении вслух, повторять слова или делать большие паузы;
  • может не понимать смысл прочитанного;
  • может иметь большие проблемы с орфографией;
  • может иметь неразборчивый почерк или неуклюже держать карандаш;
  • может иметь затруднения при выражении мыслей в письменной форме;
  • может несвоевременно осваивать речь и иметь ограниченный словарный запас;
  • может иметь проблемы с запоминанием звуков, которые образуют буквы или плохо улавливать разницу в звучании слов;
  • может не понимать шуток, подколок и сарказма;
  • может делать ошибки, произнося слова или использовать неправильные слова, похожие по звучанию;
  • может иметь проблемы с формулировкой своих желаний или затрудняться в подборе слов, необходимых для высказывания;
  • может неследовать социальным нормам ведения беседы, например, перебивать, стоять слишком близко к слушателю;
  • может путать цифры и математические символы;
  • может оказаться неспособным пересказать историю по порядку (что произошло сначала, что было потом); или
  • может не знать с чего начинать выполнение задания и как продолжить его.

Если у ребенка появляются неожиданные проблемы с обучением чтению, письму, слушанию, речи или математическим примерам, то учителя и родители должны обратить на это особое внимание и выяснить причины.

Школа и неспособность к обучению

Неспособность к обучению, как правило, диагностируется, когда дети достигают школьного возраста. Поскольку в школе основное внимание уделяется именно тому, что может вызвать затруднения у ребенка - чтение, письмо, математика, аудирование, речь, рассуждение.

При усердной работе и надлежащей помощи дети с неспособностью к обучению могут учиться более легко и успешно. Для детей школьного возраста (в том числе дошкольного возраста), специальное образование является важным источником помощи. Сотрудники школы вместе с родителями ребенка должны разработать индивидуальный учебный план для такого ребенка и подобрать подходящую программу обучения. При составлении этих документов должны учитываться уникальные потребности ребенка. Также следует определиться со специальными уроками, которые будут преподаваться ребенку с учетом его потребностей.

Большинству детей помогают справиться с трудностями в обучении вспомогательные технологии. В роли вспомогательных технологий может выступать специальное оборудование, магнитофоны, инструменты, машины для чтения вслух и голосовые системы распознания речи (системы, позволяющие ученику писать, разговаривая с компьютером).

Важно помнить, что дети с неспособностью учиться могут нуждаться в помощи, как в школе, так и дома.

Подсказки для родителей детей с неспособностью учиться

Изучайте особенности неспособности к обучению. Чем больше вы узнаете, тем больше сможете помочь себе и своему ребенку.

  • Поощряйте ребенка, когда у него что-то получается. Дети с неспособностью к обучению очень часто хорошо справляются со множеством задач.Найдите то, что у вашего ребенка хорошо получается, то, что ему нравится делать, например, танцевать, играть в футбол или работать за компьютером. Предоставьте вашему ребенку массу возможностей проявить свои сильные стороны и таланты.
  • Определите способы, пользуясь которыми, ваш ребенок лучше всего усваивает материал. Возможно, у него лучше развита зрительная или моторная память, а может быть, он лучше воспринимает информацию на слух. Помогите ему научиться запоминать информацию, используя свои сильные стороны.
  • Позвольте вашему ребенку помогать вам с домашними обязанностями. Этопоможетвоспитатьвнемуверенностьизакрепитьнавыки. Давайтеемупростыезадания, разбивайтезаданиянаэтапы, поощряйтестараниявашегоребенкаподарками.
  • Сделайте домашнюю работу приоритетом. Читайте информацию о том, как помочь вашему ребенку успешно выполнять домашнюю работу.
  • Уделяйте внимание психическому здоровью своего ребенка (и своему собственному!). Будьте открытым к консультированию со специалистами. Это может помочь вашему ребенку бороться с чувством неудовлетворенности, лучше себя чувствовать, приобретать больше социальных навыков.
  • Общайтесь с родителями, которые воспитывают подобных детей. Родители могут дать вам практические советы и оказать эмоциональную поддержку.
  • Познакомьтесь с персоналом школы и помогите в разработке учебного плана, соответствующего потребностям вашего ребенка. Определите, что нужно вашему ребенку и не забудьте поговорить о вспомогательных технологиях.
  • Постройте позитивные рабочие отношения с учителем вашего ребенка, в рамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе вашего ребенка на дому и в школе.

Подсказки для учителей детей с неспособностью учиться

Узнайте как можно больше о различных видах обучения таких детей. Найдите сильные стороны ученика и узнайте его интересы. Дайте ему положительную обратную связь и предоставьте возможность для практики.

Оценивайте прогресс ученика, чтобы определить, в чем конкретно у него возникают проблемы. Поговорите со специалистами о методах работы с такими детьми. Обеспечьте специальную методику и учебные помещения с учетом особых потребностей ребенка.

Советы:

  • разбивайте задачи на шаги, ставьте их и как в устной, так и письменной форме;
  • предоставьте ученику больше времени на то, чтобы выполнить задание или контрольную работу;
  • позволяйте ученику, имеющему проблемы с чтением использовать аудиозаписи с этим материалом;
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с восприятием на слух, брать конспекты одноклассников или записывать материал на диктофон, и
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с письмом, пользоваться компьютером со специальным программным обеспечением, с помощью которого можно проверить орфографию, грамматику или распознать речь.

Узнайте о различных способах тестирования, которые могут реально помочь ученику с трудностями в обучении и выявить, что он не усвоил.

Изучайте нюансы организационных моментов, обучающие стратегии и методики. Это пригодится всем ученикам, и будет особенно полезным для тех, у кого присутствуют трудностями в обучении.

Ведите работу с родителями ученика, чтобы создать учебный план, учитывающий все потребности ребенка.

Сформируйте позитивные рабочие отношения с родителями учащегося в рамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе ребенка в школе.

Существует ли лечение от неспособности учиться?

Чаще всего лечением от неспособности к обучению является специальное образование. Специально подготовленные преподаватели на основании оценки академического и интеллектуального потенциала ребенка, а также уровня его успеваемости в школе, определяют основной подход к обучению, опираясь на способности ребенка, его сильные стороны, исправляя и компенсируя слабые стороны. В этот процесс могут быть вовлечены и другие специалисты, например, логопеды. Также может использоваться психологическая терапия, и могут применяться некоторые лекарства для повышения внимания и концентрации.

Какой прогноз для детей с неспособностью к обучению?

Неспособность к обучению может быть пожизненным состоянием. У некоторых людей выражены сразу несколько признаков этого состояния. Другие люди могут иметь единичные признаки, которые мало повлияют на ход их жизни.

Страница 1

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, общения). Это понятие НО никак не должно ассоциироваться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения.

Школьная неуспеваемость может быть лишь первым признаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм. Он включает в себя неспецифическую неспособность к обучению, которая может развиваться в результате психического заболевания, например, а) аутизма, б) травм головного мозга, в) отсутствия необходимых социальных навыков, г) или специфическую неспособность ребенка к обучению (СНО).

В рамках широкого синдрома расстройства обучения понятием СНО описывается круг детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохраненный интеллект.

Эту специфическую неуспеваемость нельзя объяснить повреждениями слухового, зрительного аппаратов, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством или культурной или социальной депривацией.

Отечественная литература приводит различные данные исследований причин неспособности детей к усвоению программы школьного обучения (количество детей СНО от 20 до 30%, частота встречаемости СНО в выборках среди детей, страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или гораздо выше, чем в нормальных популяциях).

Ранняя диагностика и специализированная медицинская помощь –решающие для коррекции и благоприятного прогноза.

НО, по мнению американских ученых, становится частым поводом для того, чтобы бросить школу, и частота ее встречаемости высока среди несовершеннолетних правонарушителей.

Основные виды НО:

1) вербальная НО (дислексия) –неспособность к чтению;

2) невербальная НО (специфическая неспособность к математике – дискалькулия);

3) НО к письму и правописанию (дисграфия)

Профессионалы, работающие с детьми, страдающими СНО, часто сталкиваются с сопутствующими ей эмоциональными и поведенческими расстройствами. В 50% наблюдается встречаемость вторичных расстройств среди детей.

Основными способами терапии СНО являются: А) специализированные формы обучения; Б) семейное консультирование и В) поведенческие модификации.

Дислексия (Д) – специфическая неспособность к чтению (СНЧ). Наличие Д становится явным при обучении чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги.

Сам термин «дислексия» происходит от латинских корней DYS – «трудный» и греческого LEXIS- «речь».

Д считается расстройством развития, вызванным влиянием генетических или средовых (пре- и постнатальных) факторов. Необходимо отличать Д от простого отставания в чтении, связанного с а) нелюбовью к чтению, б) отсутствием мотивации к нему или в) недостаточным мастерством учителя.

Д – расстройство, проявляющееся в течение всей жизни. Оно изучается психологами, педагогами, генетиками, специалистами по развитию человеческого мозга и дефектологами. Общеизвестны и признаны исследовательские и практические разработки таких дефектологов, как Н.Г.Морозовой, Б.Д.Корсунской, С.А.Гончаровой, Р.Е.Левиной, М.Н.Никитиной, Н.А.Соколянского, Л.Н.Никулина и др.

Примеры учебных программ для детей с трудностями в овладении чтением – в работах Е.Л.Гончаровой, Е.Д.Буриной и др.

Частота встречаемости Д не установлена. Среди мальчиков в 2-4 раза превышает частоту Д среди девочек. Известно, что мальчики более активны, подвижны и открыты, поэтому их проблемы замечаются учителем чаще, чем девочек, которые более стеснительны, реже поднимают руку, ведут себя лучше и т.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ К ЧТЕНИЮ (СНЧ).

Среди психиатров и психологов не существует единой точки зрения относительно критериев установления диагноза СНЧ.

Было разработано несколько классификаций типов Д.Д.Джонсон, Х.Майклбаст и Е.Бордер, предложивших разделить ошибки произношения и правописания, делаемые дислексиками, на 3 группы: а) предоминантно аудиторные; б) предоминантно визуальные; в) смешанные.

Основываясь на современых моделях чтения, разработанных в рамках когнитивной психологии, Е.Григоренко и ее коллеги предложили следующую классификацию типов Д: а) Д, вызываемая неспособностью разлагать слова на фонемы; б) Д, вызываемая неспособностью декодировать слова; в) Д, вызываемая неспособностью автоматизировать навык чтения.

Каждая из классификаций имеет свои основания. Но все они разработаны на базе различных диагностических схем, поэтому вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ, выделяемых разными авторами, остается открытым.