«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» (по трагедии В. Шекспира) (Первый вариант)

Георгий Шах

Нет повести печальнее на свете…


Ром задыхался. По тяжелому топоту позади он чувствовал, что расстояние, отделявшее его от преследователей, сокращается. Боязнь потерять драгоценные секунды не позволяла оглянуться. В ушах все громче звучали бессвязные угрожающие выкрики.

На помощь со стороны надеяться было нечего. Стражи порядка редко появлялись в этот поздний час, да и вообще предпочитали не вмешиваться в мелкие клановые стычки. Улицы были пустынны, дома наглухо заперты. Будь даже у него в запасе две-три минуты, чтобы постучать и попросить убежища, где гарантия, что ему откроют двери? Он неважно знал город и не имел понятия, чей это район.

В возбужденном мозгу мелькнула мысль: «Что я делаю, по прямой мне от них не уйти!» Ром метнулся в первый попавшийся переулок, оказавшийся, наудачу, плохо освещенным. Он бросился к большому массивному зданию, видимо, общественного назначения, прыжком одолел несколько ступенек, ведущих на просторную площадку перед порталом, и прижался к одному из атлантов, несущих на своих мощных согбенных плечах парадный балкон. Ром буквально вжался в камень, пытаясь стать невидимым, усилием воли задержал дыхание.

Маневр удался. Ватага с гиком пронеслась мимо. Только пробежав еще сотни две метров, его недруги сообразили, что их провели. В нерешительности они потоптались с минуту, чертыхаясь и переругиваясь, а затем повернули обратно.

Продолжай Ром прятаться за своего атланта, он мог бы остаться незамеченным. Но надежда на свои силы, подкрепленные передышкой, толкнула его: ухватившись за выступ в каменной кладке и стараясь не шуметь, он начал карабкаться на балкон. Это ему почти удалось, но в последний момент, когда, уцепившись за кронштейн, он вынужден был оторваться от стены и подтягиваться на руках, его преследователи поравнялись со зданием, и один из них обратил внимание на несуразно качающуюся тень.

Через несколько мгновений Ром стоял в центре плотного вражеского кольца, и отовсюду в лицо ему, как плевки, неслись изощренные ругательства на чужом языке. В замкнутом пространстве улицы, прикрытой пологом низко стелющихся облаков, голоса звучали гулко и пронзительно.

- Ах ты, дисфункция переменного!

- Корень из нуля!

- Квадрат бесконечности!

И эхом отдавался в сознании хриплый шепот апа:

- Эрозия!

- Недород!

- Сорняк!

Каждое слово брани оставляло в его душе глубокие шрамы. Голова кружилась от безмерного унижения, ноги подкашивались. Ром чувствовал, что еще две-три минуты истязания, и он не выдержит.

- Тебя ведь предупреждали: оставь ее в покое! Иначе не то еще будет. Это я тебе обещаю, ее брат.

- И я, ее жених. На той неделе наша свадьба, - сказал с вызовом высокий лощеный парень с длинными, по плечи, волосами.

- Неправда! - Из последних сил Ром дотянулся до него, схватил за грудь.

- Уж не ты ли помешаешь? - презрительно фыркнул длинноволосый, уцепившись за ворот рубахи Рома, рванул его к себе, прокричал в ухо: - Семерка!

Черная волна накатилась на Рома, от нестерпимой боли в затылке он начал сползать на землю.

- Брось его, Пер, - посоветовал Тибор. - На первый раз с него хватит.

И они ушли, весело переговариваясь, как люди, исполнившие свой долг.


Часть первая

Они познакомились летом.

В тот вечер Ром и его брат Гель с двумя сокурсниками сидели за кружками с ячменным напитком на приморской террасе. Пятым был Сторти, их наставник. У него была своя манера воспитания, сводившаяся к формуле: «Быть с ними». Сторти ходил за своими подопечными по пятам, ссужал им деньги и оказывал иные неоценимые услуги, гонял с ними в футбол, исповедовался, провоцируя на ответные доверительные признания, и даже увязывался на молодежные танцульки. Поначалу студенты стеснялись его, принимая за шпиона. Потом привыкли или скорее смирились с его присутствием. Коллеги осуждали Сторти за панибратство с мальчишками и нарушение преподавательской этики, даже попытались убрать его с факультета. Вот уж после этого молодежь окончательно признала его своим.

Нас, агров, - шумно разглагольствовал Сторти, обтирая пену с рыжих усов, - никто в грош не ставит. И поделом. Ковыряемся в земле, как черви. Человечество может совершать всякие подвиги, опускать батискаф на океанское дно или отрывать от земли аппарат тяжелей воздуха. А мы знай себе сеем-собираем, опять сеем и опять собираем, кормим своих коровенок да доим их, и так десять тысяч лет. Чего ж мы после этого стоим!

Положим, так, да не так, - ввязался в спор долговязый Метью. - Дед мой еще лопатой орудовал, отец тоже держал ее на всякий случай, хотя за всю жизнь она ни разу ему не пригодилась - вы ведь знаете, он классно управлял комбайном. А мы теперь и вовсе умными стали, кнопочки нажимаем.

Кнопочки, кнопочки, - передразнил Сторти, - а кто их придумал, уж не ты ли? Остановись в поле робот, вся наша компания только и умеет, что бежать к телефону звать теха.

Ты же сам нас поучал, что цивилизация держится на разделении труда, - недоуменно вставил Бен, отличавшийся феноменальной памятью и столь же феноменальным простодушием.

Я и не отказываюсь, голубчик ты мой. Только когда труд делили, нам достался не лучший кусок.

Ром помалкивал, он давно усвоил педагогические приемы наставника. А точку поставил умник Гель:

Сторти разыгрывает, что вы, не знаете его? Аграм достался ключ к жизни, без нас все протянут ноги.

Браво, мальчик! А вот кто из вас скажет, что самое важное в нашем деле? - Сторти многозначительно уставил в них мясистый палец.

Нюх на погоду, - мигом нашелся Гель.

Знание агротехники, - по-книжному откликнулся Бен.

Я так думаю: хорошему агру надо быть немного филом.

А почему филом?

Не знаю, просто я так думаю. Чего ты ко мне пристал? - огрызнулся Метью.

Не дерзи, - миролюбиво отозвался Сторти. - Ну а ты, Ром?

Может быть, наблюдательность. А может быть, надо просто ее любить.

Кого ее? - насмешливо спросил Гель.

Землю, конечно.

Дай я тебя поцелую, - расчувствовался Сторти, чмокая Рома в щеку. - Впрочем, и все остальные лицом в грязь не ударили. Даже ты, Мет. Хотя, признаться, я тоже не соображу, зачем агру быть немного филом.



Кадр из фильма «Лихорадка субботним вечером» (1977), в котором Джон наш Траволта лихо отпрлясывает под диско-напевы группы Bee Gees.

Стихия танца, столь же древняя, что и само человечество, редко кого в молодости оставляла равнодушным. Даже те, кто говорил, что не хочет терять время на «дрыганье ногами», просто таким образом скрывали свою стеснительность. А танцевать в молодости хочется всем. Ибо где ещё в период перехода из количества в качество юные тела разного пола могут слиться в экстазе друг с другом? Только в танце. Другое дело, что в разные времена и в разных обществах эта ритмическая сексуальная прелюдия обставлялась по разному. В советском обществе, естественно, была своя специфика. Связана она была вовсе не с тем, что секса в СССР не было. Ответственно заявляю, что секс в СССР был, да ещё какой! В какой другой стране бешеные сперматозоиды могли заставить юного советского Ромео, с риском сломать себе шею лезть (с бутылкой портвейна в кармане пиджака) по балконам закрытого на ночь общежития на какой-нибудь восьмой этаж, где ожидала его трепещущая Дездемона, разгорячённая перевыполнением дневного плана на комвольно-суконном кобмбинате. Вместе с Дездемоной в той же комнате сидело ещё несколько дездемоновых подруг, которые чинно отпивали свою долю портвейна, а потом отчаливали спать, делая вид, что не слышат яростного скрипа раъзёбанной в смерть общажной койки и дикого сопения Ромео и Джульетты. Был в СССР секс, был, не сомневайтесь. Сейчас такого нету. Но если бы секс, то должны были организовываться и танцы, на которых сговаривались между собой юные советские строители коммунизма. Вот сейчас мы об этом и поговорим - в смысле, о танцах, а не о сексе.

Только заранее предупреждаю, что всё, о чём здесь пойдёт речь ниже, касается лампового брежневского СССР, то есть периода конца 70-х - начала 80-х годов. При Горбачёве уже многое изменилось в лучшую сторону в плане танцевального досуга молодёжи. Когда я в составе студенческого оперторяда в конце 80-х в кинотеатре «Звёздный» охранял дискотеку от попыток проникновения на неёё посторонних юных жителей столицы СССР, то бы впечатлён от обилия на дискотеке всяких крутящихся и сверкающих во все стороны штуковин, а также разными великолепными колонками, сравнивая это с той убогостью, которая выпала на мои школьные годы. Да, при Брежневе такого не было.

Когда в СССР проникло слово «дискотека», сказать не берусь. Во всяком случае, уже в конце 70-х это слово весьма крепко закрепилось для обозначения танцев-шманцев-обжиманцев разной степени насыщенности. Даже циничные анекдоты ходили вот такого примерно содержания: «Сегодня у нас в лагере дискотека! Пулемётчику Гансу привезли два новых диска!» Все понимали многослойную смысловую игру этого короткого анекдота. Интересно, тем, кто родился и вырос уже вне этой советской среды, понятен этот анекдот? Впрочем, это не важно.

Танцы. Кадр из фильма «Начало»

До появления в лексиконе советской молодёжи словечка «дискотека» танца назывались просто и без затей - танцы. В конце 60-х - начале 70-х в тёплое время года молодёжь обжималась под музыку на специальных танцплощадках или танцверандах. В фильме «Начало» (1970) и «Большая перемена» (1973) визуально можно наблюдать эту самые танцплощадки.

Танцплощадка. Кадр из фильма «Большая перемена».

Впрочем, если заценить такие фильмы, как «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Наследница по прямой» (1982) или «Не могу сказать "прощай"» (1982), то мы воочию увидим, что и в конце 70-х - начале 80-х эти танцплощадки никуда не делись.

Милиция и дружинники перед входом на танцплощадку. Кадр из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К».

Ибо это был самый дешёвый способ проведения танцев.

Кадр из фильма «Наследница по прямой»

Кусок заасфальтированной примерно круглой поверхности и небольшая эстрада - больше ничего и не надо.

Кадр из фильма «Не могу сказать "прощай"»

В более прохладное время года потанцевать можно было в кафе или ресторане. Как это показано, например, в фильме «Родня» (1981) или «Золотая мина» (1978).

Танцы в ресторане. Кадр из фильма «Родня».

Впрочем, в кафе и ресторанах можно было танцевать и летом. Вообще, в ресторанах танцевали люди посолиднее, так сказать, а танцплощадках - молодёжь и те, кто попроще.

Ииии-ииыых! Кадр из фильма «Золотая мина»

Бывали ещё и танцы в фойе какого-нибудь Дома культуры или кинотеатра, как это показано в фильме «Афоня» (1975).

Кадр из фильма «Афоня»

До начала 80-х народ танцевал преимущественно под «живую музыку», то есть под бацанье какой-нибудь местной ВИА, которая обычно перепевала песни, которые в данный момент были на слуху. Обычно в советских фильмах, когда показывали выступление какой-нибудь группы, то обычно за кадром звучала довольно профессионально записанная «фанера». Наиболее аутентичное звучание самопальной группы я нашёл только в фильма «Выйти замуж за капитана» (1985).

На танцах обычно играли «самодеятельные», или дворовые группы. Кадры из фильма «Выйти замуж за капитана».

Этот милый самопальный звук, который отдаётся такой ностальгией. Ну и. пожалуй, в качестве аутентичного самопального звука «дворовой команды» можно порекомендовать песни из фильма «Пацаны» (1983).

Кадр из фильма «Пацаны».

Однако всё, что я описал выше, было танцами преимущественно уже для половозрелых советских граждан, которые давно закончили школы. А школьники что, рыжие? Им тоже танцевать хочется. И может даже больше, чем взрослым. Ибо им - нужнее.

Если взять пионерлагеря, куда отправлялись отбывать поощрение в виде летнего отдыха советские пионеры обычно распорядок строился таким образом: один день после ужина - кино, а следующий - танцы. Вот, кстати, в 70-е - а последний раз я был в пионерлагере в 1979 году - танцы ещё назывались танцами.

Танцы были очень простыми. Обычно они проходили в помещении лагерного клуба (привет тебе, пулемётчик Ганс!) или на танцверанде, если таковая имела место быть. Радист ставил какие-нибудь пластинки и пионеры танцевали. Вот примерно так, как показано в фильме «Сто дней после детства» (1975). Каких-то особо изысканных иностранных шлягеров я не помню. Самыми хитами были советские песни: «Ты помнишь плыли в вышине, когда погасли две звезды, но лишь теперь понятно мне, что это были я и тыыыыы» и «По французской стороне на чужой планете» - это были шлягеры во всех пионерлагерях, в которых я бывал. Остальное - опционно.

Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана». Это танцы в сеьском клубе, а не пионерлагерном, но разница не велика.

Какого-либо светового оформления не было. Просто зал клуба, иногда даже с обычным освещением - хоть во второй половине 70-х народ уже стал упрашивать вожатых сделать лёгкий «интим», то есть слегка приглушить свет.

Взрослые пионеры танцевали «по-взрослому», то есть прижимаясь телами и головами друг к другу. Клопы из младших отрядов танцевали «по-пионерски». Для тех, кто там не был, поясню. Это когда пионер и пионерка танцуют друг с другом на расстоянии вытянутых рук. И смотрят в разные стороны. У пионера руки лежат на талии пионерки, у пионерки руки лежат на плечах - чуть-чуть. Всё очень пристойно и целомудренно.

Быстрые танцы (ну под ту же «По французской стороне») танцевали в кругу, практически точно также, как делали это охотники верхнего палеолита перед тем, как отправиться на охоту. Только у пионеров копий не было. Вернее иногда конечно были, заботливо сделанные из кустов орешника, но на танцы копья не приносились. Из соображения безопасности - чтобы вожатые не отобрали.

На фото: Монтаж оборудования дискотеки на летней сцене п/л «Орлёнок», 1984 год.

Но пионерлагерь - это только лето. А что же, во время учёбу советские школьники не танцевали? Танцевали. К школьном актовом зале, как правило. Иной раз бывали классные вечера - это когда все чинно пили чай с печеньем и плясали под принесённые кем-нибудь пластинки, прокручиваемые на классном раздолбанном проигрывателе. Но бывали время от времени и общешкольные вечера. И вот тут мы подходим к самому интересному.

Итак, вернёмся снова к дискотеке. Как я уже сказал, я не знаю, когда это слово вошло в лексикон советской молодёжи. Но когда оно вошло, возникло и понимание того, что дискотека - это нечто более трансцендентное чем банальные танцы. Танцы - это обычный зал и ансамбль (ВИА, группа) на сцене, не очень стройно поющий разные песенник (иногда, о ужас, поющий даже по-английски). Но дискотека - это… А что это вообще такое?

Ну очевидно же, что дискотека как-то связана с дисками. Не с дисками пулемётчика Ганса, конечно, а с дисками, на которых записаны песни в стиле - и это тоже не сюрприз - в стиле диско. А хотя бы, и не диско, не суть. Главное, чтобы это были песни, под которые можно было танцевать - медляки и что-нибудь ритмичное.

На фото: Олимпийская деревня. Дискотека. 1980 год.

Однако уже тут таилась первая засада. С дисками нормальных групп в СССР был полный аллес капут, как говаривал Савва Игнатьич. Где их взять? Было очень небольшое количество дисков западных групп, выпущенных по лицензии на фирме «Мелодия». Например, были такие диски группы «ABBA» или «Boney-M». Но не будешь же на каждой дискотеке гонять одно и тоже. А кроме того, к началу 80-х ABBA и Boney-M уже не были такими уж популярными, как ранее. Народ уже слышал и про Донну Саммер, и про… - в общем, много чего слышал. А где взять диск, например, с композицией суперпопулярной в начале 80-х песни «Отель Калифорния» группу «Eagles»? Или тот же Pink Floyd с его душу раздирающими медляками? Нет, конечно, у иных граждан были родные диски этих групп. Но какой моральный человек на дискотеку в школу отдаст диск стоимость в папину зарплату, чтобы его крутили на каком-нибудь советском непотребстве, со злой издёвкой называемом проигрывателем для грампластинок.

Нет, родные диски и вообще пластинки («пласты») для советской школьной дискотеки были не вариантом. Но зато ко второй половине 70-х советская радиоэлектронная промышленность со скрипом, но наладила выпуск достаточно приличных катушечных магнитофонов и у некоторых дома уже были такие магнитофоны. Кстати сразу скажу тем, кто начнёт в комментариях заливать, что мол такие магнитофоны в СССР были у всех. Хер вам наны, а не у всех. Как раз мало у кого были хорошие катушечные магнитофоны. А к тому времени - конец 70-х - начало 80-х - уже до широких масс молодёжи дошло, что звук на дискотеке должен быть максимально громким и максимально качественным, а не какой-то жуткий хрип и треск. В общем, как ни крути, требовался катушечный магнитофон высокого качества. Вернее даже два магнитофона. Зачем два? А вот сейчас объясню технологию подготовки к дискотеке, тогда сами поймёте.

Поскольку, как мы выяснили, настоящие диски на советской школьной дискотеке были исключены, то, стало быть, не могло быть осуществлено то, что делает диджей, а именно - как только проиграет одна песня, сразу ставит диск с другой песней и, таким образом, из огромной пачки дисков в любой момент может выбрать и поставить нужную композицию. С магнитной лентой такое почти исключено. Поэтому в советских условиях для дискотеки специально готовили ленту, состоящую из заранее отобранных песен. Таким образом, на одном магнитофоне стояла лента, которую затем предполагалось проигрывать на дискотеке, а со второго магнитофона на первый записывались те или другие композиции. То есть на магнитофон-источник постоянно ставились всё новые и новые катушки с альбомами разных групп, на них находилась нужная композиция и потом записывалась на первый магнитофон. И так песня за песней на несколько часов. Конечно записывали не одну катушку, а несколько - прозапас. Естественно, делалось это всё сильно загодя.

Со звуком тоже худо-бедно к началу 80-х уже стало получше. По крайней мере, в школах уже появились может и не высшего класса, но более или менее пристойные усилители с колонками, к которым и подключался во время дискотеки катушечный магнитофон, на котором крутилась заранее подготовлённая плёнка со всеми песнями.

Итак, помещение у нас есть - актовый зал. Аппаратура есть - катушечный магнитофон и усилитель с двумя колонками (обычно это был предел акустической оснащённости для школьной дискотеки). Музыка тоже есть - несколько катушек часа на 3, а то и более заранее записаны. Ну что, проводим дискотеку?

Щас! А свет? Какая же это дискотека без светомузыки? И вот с этим в условиях лампового брежневского СССР был самая засада.

Усилитель с колонками был в школе (а иногда и у кого-нибудь из школьников), катушечные магнитофоны были далеко не у всех, но всё же найти их тоже не представляло какого-то особого труда. А вот где взять светомузыку? Она просто не продавалась в советских магазинах. Не было такого бытового товара, как «светомузыка» в СССР. Что делать?

И вот тут начиналось творчество. Что нужно для светомузыки? Собственно, два элемента: электронное устройство, которое принимает на вход аудиосигнал, а на выходе подключено к блокам лампочек, которыми оно, собственно, и дирижирует. Таким образом, проблема светомузыки распадалась на две проблемы: где взять электронное устройство, которое, собственно, и обеспечивает всю красоту мигания лампочек и, второе - где взять блоки лампочек для светомузыки.

Первая проблема решалась обычно каким-нибудь особо продвинутым в радиоэлектронике школьником. Сама по себе схема светомузыки - не бином Ньютона, спаять её не сложно. Но в условиях развитого социализма, как вы понимаете, самая сложность - это достать для неё детали, особенно тиристоры. Но врубающиеся в дело паяния люди обычно имели свои тайные места, в которых они это всё находили - где-то что-то купил, что-то нашёл на свалке, в общем, выкручивались. Правда в итоге светомузыка представляла из себя некую сущность, разбросанную на столе с кучей переплетенных проводов и всё это надо было очень осторожно переносить. Я вообще ни разу не видел, чтобы у радиоумельца, у которого хватало терпения найти все детали (не прибегая к помощи советской торговли) и спаять их как надо, хватило бы после этого терпения, чтобы для своего детища сварганить более или менее пристойный корпус. Видимо радиолюбители очень не любят столярные работы или работы по металлу. И только в армии я первые увидел, что самопальная светомузыка может упаковываться в такой красивый - самодельный же - корпус, что выглядит как настоящая.

Вот как-то так выглядела самопальная светомузыка, для которой забыли сделать корпус.

Но вернёмся к дискотеке. Итак, светомузыка как таковая имеется. Дальше - световые блоки. У нас это делалось так. Сперва из ДСП делались ящики с передней крышкой с круглыми отверстиями под ламы (обычно по четыре отверстия на ящик). О том, что ДСП в советских магазинах тоже было отчаянно не купить, поэтому всё приходилось искать на свалках, выпрашивать у рабочих, воровать наконец (ламповый СССР). А к этим отверстиям приделывались отражатели от фар грузовых автомобилей. Стоит ли уточнять, что и эти отражатели от фар тоже нигде не продавались и появлялись у организаторов дискотек в результате чудовищных поисков где придётся. Ну а там уж к каждому отражателю приделывался патрон с цоколем под обычную лампу. Ну всё это собиралось как положено.

Лампы можно было взять обычные и покрасить. А можно было свернуть из праздничных уличных гирлянд, что, как вы понимаете, для советской молодёжи куда предпочтительнее.

На фото: самодельный блок лам для светомузыки. Кто-то эти самопальные штуки сегодня даже продаёт.

Иногда, кстати, умельцы не ограничивались только светомузыкой в виде мигающих лампочек, но ещё и изготавливали стробоскоп. Тоже интересная тема, и тоже всё делалось на подножному корму из чего придётся. Но зато каков был эффект!

Ну что, вроде всё готово. Однако, как говорится, нет предела совершенству. Для хорошей дискотеки в самый раз пригодится зеркальный шар, который крутится под потолком и пускает цветные зайчики в разные стороны. Его сделать проще простого. Берётся зеркало и разбивается на мелкие кусочки. Затем берётся обычный школьный глобус и обмазывается клеем. Затем все осколки зеркала приклеиваются на глобус. Получается - люкс-прима.

Если совсем круто - можно приделать к этому зеркальному шару моторчик, тогда он будет крутиться сам. Но с моторчиком тоже бывает засада. Поэтому можно его подвесить просто на ленте, на не очень большой высоте, и время от времени закручивать слегка и отпускать - он вам и будет крутиться и пускать зайчики.

Вот теперь кажется всё, можно проводить дискотеку. И всё же, хочется ещё вишенки на торт. Что у нас будет вишенкой? Правильно - проблесковый маячок, как на спецтехнике. Крутящийся во время школьный дискотеки проблесковый маячок создаёт такое ощущение, словно вы танцуете в клубе на Манхэттене.

А где его взять? Вот уж чего даже близко не было в советских магазинах. А смекалка на что и советские навыки? Итак, чтобы получить проблесковый маячок для дискотеки, нужно раздеть какой-нибудь спецавтомобиль. Лучше всего конечно милицейский или скорую помощь - у них синие проблесковые маячки. Но это весьма проблематично и опасно. Что же делать? Бинго! А на что же нам дадена снегоуборочная техника? В советское время такую технику обычно оставляли без всякой охраны на каком-нибудь просторном видном месте. Однако кто там ночью из окрестных домов будет наблюдать за этой техникой? В общем, выкрутить проблесковый оранжевый маячок со снегоуборочной машины - совсем не сложно, благо сам маячок крепится на некоем подобии металлического стакана, в котором упрятан и мотор, и все прочие детали механизма. Все и делов-то - открутить несколько болтов на крыше автомобиля, поддеть «стакан» и с силой вырвать его, чтобы оторвать провода. Ну а дальше бежать что есть мочи в ночную темноту. Я один раз принимал участие в такой операции. С меня одного раза хватило. Зато мы стали обладателями настоящего проблескового маячка для дискотеки.

Ну вот таким образом обычно и комплектовались школьные дискотеки в простых школах для простой советской молодёжи. Некоторые теоретики предлагали ещё делать «дым», взяв сухой лёд и выливая на него горчу воду во время медленного танца. Может кто-нибудь и в самом деле такое проворачивал, но я с таким не встречался.

В общем, вот такие были школьные дискотеки в конце 70-х - начале 80-х. Романтика! Сейчас этого нет. Пришёл в магазин, купил всё что надо или взял в аренду. С тоски умереть можно. Не то раньше, в те славные времена, когда трава была зеленее.

На этом сегодня у меня всё.

Драму В. Шекспира «Ромео и Джульетта» я прочла только в этом году. Фильм по ее мотивам посмотрела гораздо раньше. А то, что «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», знала еще с самого детства. И уверена, что многие, еще не открывая том Шекспира, уже знали о героях этой драмы, ведь все влюбленные, счастливые или несчастные, — это те же Ромео и Джульетта, способные преданно и страстно любить, а всякая любовь, как известно, по-своему трагична.

Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти — дети из враждующих семейств, враждующих так, что даже слуги противоборствующих сторон не терпят друг друга. Ромео влюблен в некую Розалину. Но вот, проникнув с друзьями на бал в дом врагов своей семьи, он встречает Джульетту. Розалина забыта... Ромео понимает, «что пойман в сети». Джульетта также с первого взгляда полюбила юного Монтекки. Позже в саду Капулетти Ромео и Джульетта клянутся в верности друг другу. Вскоре они тайно венчаются. В тот же день Ромео убивает на дуэли Тибальта — племянника леди Капулетти. Его ждет наказание. «Ромео изгнан», — повторяет и повторяет Джульетта, не в силах поверить в то, что больше никогда не увидит возлюбленного. Тем временем Джульетту сватает молодой граф Парис, и ее родители дают согласие на этот брак, Несчастная девушка бросается за помощью к брату Лоренцо, венчавшему влюбленных, и тот придумывает такой план: Джульетта пьет особый напиток и засыпает странным сном, похожим на смерть, а сам монах вызывает Ромео. План удался. Родные и близкие рыдают над «умершей» Джульеттой и относят ее в фамильный склеп Капулетти. Между тем посыльный от брата Лоренцо не успел доставить Ромео письмо. Несчастный юноша поверил в то, что его невеста умерла. Он покупает яд и отправляется на кладбище, где убивает случайно оказавшегося там Париса. Затем входит в гробницу, ложится рядом с Джульеттой и выпивает яд. Его смерть была мгновенной. Очнувшись и увидев рядом с собой мертвого Ромео, девушка закалывает себя кинжалом. Огромное горе сблизило Монтекки и Капулетти. Семьи помирились. Но поздно... Материал с сайта

Часто бывает так «поздно», когда из-за глупости людей страдают их близкие. Часто любовь бывает несчастной. А в случае с Ромео и Джульеттой она не просто несчастна — она трагична. Если бы они не были выдуманными персонажами, то, я уверена, встретились бы где-то там, в лучшей жизни. Жаль только, что при жизни они были так недолго счастливы... Никакие слезливые любовные романы современных авторов не затмят «самую печальную повесть на свете», своеобразный символ трагичной любви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ромео и джульетта сочинение-рецензия
  • нет повести печальнее на свете чем повесть о ромео и джульетте смешной
  • бернард шоу нет повести печальнее на свете
  • но нет печальней повести чем о ромео и
  • нет повести печальнее на свете чем повесть о ромео и джульетте на англ

Однажды две веронские семьи,
Во всем имея равные заслуги,
Умыли руки в собственной крови,
Храня предубежденье друг о друге.
Любовь соединила их детей.
Влюбленные покончили с собой,
И только после этих двух смертей
Их семьи помирились меж собой.
(Е. Савич)




Frank Dicksee. Romeo and Juliet, 1884.



Музыка Нино Рота из кинофильма режиссера Дзеффирелли "Ромео и Джульетта"

Дом №23 по улице Виа Капелло – здание легендарное. Ежегодно тысячи поклонников бессмертной трагедии Шекспира приезжают в Верону со всего света, чтобы увидеть этот дом и тот самый балкон.

Само здание построено еще в XII веке, сохранившиеся интерьеры датируются XVI и XVII веками. Легенда связывает дом с Джульеттой потому, что в нем на протяжении нескольких веков жили представители семьи Капелло, которая, как считается, и есть прототип шекспировских Капулетти. Во дворе дома установлена бронзовая статуя Джульетты работы скульптора Нерео Константини (Nereo Costantini).

Статуя Джульетты скульптора Нерео Константини (Nereo Costantini)


Сюда съезжаются со всего света тысячи влюбленных, чтобы прикрепить кусочком жвачки на стену записку с любовным пожеланием для своего возлюбленного или для того, чтобы потереть рукой и без того блестящую грудь памятника Джульетты. К слову, сила влюбленных до того велика, что грудь Джульетты периодически протирается буквально до дыр и ее приходится запаивать металлом.

Любовь - чувство прекрасное, однако для хранителей музея они самая настоящая беда. Пожелания на стенах, на воротах, на дверях... местные дворники сходят с ума от такого изъявления чувств. Чтобы хоть чуть-чуть уменьшить количество мусора... любовных посланий, было решено поставить во дворике дома Джульетты дерево, на ветки которого можно вешать пожелания. А еще дать возможность послать смс или е-мейл с совами любви, которые потом будут показываться по специальному экрану.
На самом деле споры насчет самого этого дома не прекращаются. Часть научных исследователей считает, что не было на свете никакой Джульетты, а значит, не было и места, где разыгрывалась знаменитая драма Шекспира. Однако влюбленные всего мира считают иначе, а потому все продолжают сюда приезжать и оставлять любовные послания


Francesco Hayez 1823


Лёгкие тени двух верных влюблённых находят непрерывное воплощение в образах поэзии и искусства. Не будет преувеличением сказать, что каждый день где-нибудь в мире на театральной сцене ставится шекспировская пьеса, идёт балетный или оперный спектакль, или же демонстрируется фильм, посвящённый любви Ромео и Джульетты. Этим героям даны разные лица, тела, голоса, жесты и темпераменты. Из века в век люди стараются угадать, какой образ больше всего соответствует их прекрасным и пылким душам. В разные времена художники и скульпторы изображали веронских любовников в соответствии с собственным видением и вкусами общества.

Франческо Айец(Francesco Hayez) "Бракосочетание влюблённых", 1823 г


В 1823 году известный венецианский художник Франческо Айец(Francesco Hayez) (1791-1882) сосредоточивает своё внимание на теме Ромео и Джульетты. Многократно обращаясь к ней в период с 1823 по1834 годы, Айец создаёт десять версий изображения, из которых ныне в поле зрения остаются только четыре. Это: знаменитое полотно "Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)", 1823 г. и менее известный, но более изысканный, его вариант 1833 г. (см. сравнение изображений); затем "Бракосочетание влюблённых", 1823 г.


"Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)", 1823



Маковский Константин Егорович (Георгиевич) Ромео и Джульетта. 1890-е



Пьетро Рои. 1860


Живописец Пьетро Рои в 1860 году пишет «Смерть Джульетты и Ромео» - работу, явно выходящую своим ярким пафосом из рамок установившихся тенденций своего времени. В данном случае, как видно из сюжета картины, художник отталкивался от содержания новеллы Да Порто, в которой Джульетта просыпается до момента смерти Ромео, а не после, как у Шекспира.

Frederic Leighton 1852-1855



Михаил Врубель(1856-1910"Ромео и Джульетта" 1895-1896



Johann Heinrich Füssli"s death scene of Juliet (1809)



Ford Madox Brown. Romeo and Juliet, 1867.



Romeo and Juliet with Friar Laurence - Henry William Bunbury




Painting of the Cushman sisters in the lead roles (1846)





Файзуллин Ильяс Шайхуллович.Ромео и Джульетта (2007 г.)



Juliet and her nurse, John R.S.Stanhope, 1863




Juliet by John William Waterhouse (1898)



Juliet by Philip Hermogenes Calderon (1888)



John William Waterhouse


Роза пахнет розой,
Хоть розой назови её, хоть нет.

Жила-была в культурном городе Петербурге, не очень далеко от метро Удельная, красивая –прекрасивая девочка. Просто нереально красивая. Я таких красивых никогда больше и не встречал. Райончик этот, хоть и не был окраиной города, назвать приятным язык не поворачивался – одни хрущевки да брежневки. А двухэтажный дом девочки был среди этих убогих коробок, как мятый мусорный бак при входе - маленький, обшарпанный, покосившийся, без ванн и горячей воды. Жила она только с мамой, отца не помнила. Мама была бедной и работала уборщицей в школе, где училась девочка. Она очень любила единственную дочь и старалась следить за ней в школе, как –бы с плохой компанией не связалась. Девочка, конечно, иногда злилась на маму за это. Ну, и стыдно ей было за нее немного.
Повзрослела девушка, 13 ей исполнилось и стала она дружить с мальчиком. Просто дружить, очень возвышенно и романтично. Мальчик был неплохой, добрый и папы у него тоже не было. А вот мать была, да такая, что лучше бы и ее не было. Торговала она героином прямо из квартиры своей. Ничего не боялась, снабжала дурью даже старшеклассников из их школы, а затем и одноклассников своего сына. Но ему не давала. А он и не просил – он хороший был, он девочку любил. Так целый год она с ним и гуляла, тайком от матери хоронясь.
Но прознала все же про эту дружбу мать девочки и не одобрила. Стала дочке нотации читать, уму разуму учить. Да разве можно от первой любви отговорить. А ремнем по попе любимое чадо бить не могла и не за что еще вроде было. И как то раз не выдержало ее сердце и решила она пойти к матери мальчика, поговорить по душам. Слово за слово, поссорились они крепко, даже за волосы сцепились. Запретила уборщица своей дочке с мальчиком встречаться, заперла ее дома на несколько дней, чтобы глупостей не наделала. И мать мальчика тоже, что смогла сделала- облила его любимую грязью, наврала, что та с ним из жалости гуляет, а сама о богатом муже мечтает.
Мальчик не поверил, ясное дело, побежал домой к девочке. А там его не ждут, дверь не открывают, назад отсылают, с девочкой поговорить не дают. А сама она и не выходит. День не виделись, неделю... Решил мальчик показать любимой, что и он не второго сорта. Стал во дворе с ее подружкой гулять. Даже поцеловался с ней при всех. Слух об измене любимого быстро дошел до девочки, да не просто дошел, а оброс такими новыми подробностями, что от отчаяния девушка захотела умереть. Но подружки посоветовали иное- сходи, мол, на дискотеку, познакомься там со старшим парнем, приведи во двор. Пусть мальчик узнает.

Не ходила до тех пор девочка на дискотеки, не пила вина. Но угостилась у подружек для храбрости и отправилась вместе с ними на танцы. . На дискотеке было весело. Всем, но не ей. На душе кошки скребли. Танцевать совсем не хотелось. Так и жалась она у стенки, пока не столкнулась с другим мальчиком. Он был ее старше на пару лет, но тоже не танцевал и с друзьями не общался. Так и стояли они рядом, пока она не решила уйти. А как вышла, так и он следом. Догнал ее и протянул руку. И пошли они рядом вместе.
Шел он все рядом и молчал. Она заговорить первой стеснялась, но любопытство пересилило и она спросила, почему он молчит.
Оказалось, что он глухонемой. Что он делал на дискотеке, она так и не узнала. Но жалко ей стало парня. А тот, хоть и нем вроде как был, да в роли совратителя получше любого говоруна выступил... Как –то само так получилось, что стала она женщиной.
Прибежала она домой, матери ничего не сказала, а вот подружке проболталась – не смогла все в себе держать. Да и страшно, вдруг что. Кто лучше посоветует, как не подруга верная. А та язык за зубами и дня не держала. Так эта новость через весь двор до ее Ромео и докатилась.
Плохо ему стало, очень плохо. Так плохо, что не ел, не пил, в школу не ходил. Сидел дома и плакал. Спрыгнуть с четвертого этажа хотел, пусть она узнает... Но мать отговорила. А чтобы совсем успокоить, средство одно дала. Один только раз дала.... А дальше он и сам знал, где его добыть. В их дворе в те времена наркоманов молодых было больше, чем нормальных подростков. А и тех не видно- дома попрятались. Так что, если со двора не выходить, то казалось, что весь мир так и живет. Живет и не тужит. А он то, мальчик, чем хуже?
Средство помогло, хорошо помогло и про измену любимой забыть, и про романтические отношения. Укололся и пошел к ней мириться. А как помирился, так и взял ее тут же сразу на лестнице в парадняке, а потом и про героин рассказал.
До ночи они сидели на бетонных ступеньках обнявшись и безутешно плакали.
А на следующий день вместо школы девочка пошла к его матери и купила себе дозу. Вышла во двор к знакомым наркошам и они быстро научили ее, что и как делать. Когда мальчик ушел со второго урока искать любимую, было уже поздно. Они снова сошлись и снова плакали. Но верное средство быстро растопило их печали и у мамы мальчика стало на двух клиентов больше.

Девочке исполнилось 15 , когда уже не было в окрестных дворах ни одного парня, который бы не дал ей на дозу в обмен на тело. Она была очень красива, ей не приходилось искать клиентов, они сами несли ей заряженные баяны... Ей и ее мальчику.
А потом она бросила школу, вышла на ночную улицу и стала королевой обочин. Машины стояли в очередь, ожидая когда она освободится. А под утро, после 10-15 клиентов она возвращалась домой и заплаканная мать грела ей на плите тазик с горячей водой, чтобы она могла отмыться от ночного срама и похотливых сальных ладоней.
В доме появились деньги, купили новую газовую колонку и телевизор. Но счастья уже не было и любви тоже уже не было – Ромео сторчался и умер от передозировки героина, взятого из тайника матери, когда она попала в больницу....

Я встретил эту «девочку» , когда ей было уже 18 лет. Она спокойно стояла на самом краю тротуара, не скрывая лица, как будто ждала автобус или попутку. Она была так прекрасна (благо, неспешное движение плотного авто-потока предоставило мне уйму времени в этом убедиться), что я остановил перед ней машину, даже не соображая, что буду делать дальше и, конечно, не догадываясь, что она « работает» .

Не желаете развлечься? Всего 150 рэ…
В первый раз в своей жизни я услышал эти слова и мой мозг взорвался от осознания несовершенства этого мира.

Ты….??? – промямлил я, судорожно пытаясь сложить в голове этот несоединимый пазл в одно цельное и логичное изображение.

Зачем тебе это надо? Ты могла бы иметь любимого парня, мужа, любовника, да кого душа пожелает – с деньгами и без них, прямо сегодня. С твоей красотой это не вопрос…. Может ты просто не знаешь, как огромен и прекрасен этот мир? … Поехали, я покажу тебе нечто, куда лучше этой заплеванной остановки!

Я отвез ее на яхту (вернее, яхточку) . И не теряя ни секунды на пагубную страсть, мы вышли в Финский залив и отдались во власть стихии морской. Мирные волны тихо плескались о борт. Она стояла на палубе и с удивлением рассматривала то далекую синюю гладь, в которой отражалось багровое предзакатное солнце, то морские барашки прямо у себя под ногами. Ветер развевал ее длинные золотистые волосы, а мечтательная улыбка и восхищенные глаза выдавали бурю эмоций, вызванных новыми для нее впечатлениями. В этот момент она казалась мне самым совершенным созданием на этой планете.

Ты можешь бросить свое ремесло ради этого? Навсегда!
- Не знаю… Нет… То есть, да…Но не сейчас… Мне надо срочно обратно, мне нужны деньги.
- Зачем?
- На дозу!

Так я узнал, что она наркоманка. Для меня это было наитабуннейшее из табу. Я подвез ее до дома и на прощанье оставил денег, которых ей хватило бы на месяц целомудренного существования.
«Мечта. Земное воплощение неземной красоты…..за 150 рэ – горькая усмешка судьбы.» - в моей картине мира это никак не укладывалось. Я не хотел есть, идти на работу, я не мог спать. Я должен был с этим разобраться, чтобы не ломать голову всю оставшуюся жизнь. И через несколько дней я вернулся. Я приехал к ее дому и выясняя номер квартиры, случайно встретился с ее матерью. Она то и поведала мне, со слезами на глазах, эту печальную историю. А все недостающие моменты уже позже раскрыла сама героиня.

Вскоре я встретился с этим человеком. Он был в нее по уши влюблен. Он продал все, что имел и уговорил ее поехать с ним за границу лечиться. Я пожелал им удачи...

В аэропорту таможенники нашли в их багаже наркотики и шприцы.....

В следующий и последний раз я увидел ее через пять или шесть лет после этих событий. Я ехал по улице Энгельса и примерно в ста метрах от места нашей первой встречи, увидел голосующую женщину. Мое зрение не идеально, я не подвожу голосующих, но что-то снова толкнуло меня остановиться. Дверь машины открыла высокая женщина с красивыми, но резкими чертами лица, которые подчеркивались яркой помадой и контрастными тенями на толстом слое косметики. Протянутая вперед рука, несмотря на длинный рукав платья, выдавала наркоманку со стажем.

Я работаю, - отрывисто сказала она и я встретился взглядом с ее глазами. Это были жесткие, холодные, пустые и страшные глаза волчицы.

Я непроизвольно отдернулся и захлопнул дверь.
Лишь нажав педаль газа, я понял, что это была Она....

Через пару десятков метров я резко ударил по тормозам, остановился и завис на несколько секунд. Мозг без труда победил эмоции и я поспешил убрать ногу с педали, пока она снова не подошла к машине....
Ведь это только начало у всех разное, а конец всегда один... Не осуждайте падших. Если вы не были в их шкуре, возможно, вам просто повезло...

P.S. Не планировал сюда печатать, но может эта грустная история сможет растопить суровые сердца почитателей «Акул…» и разогнать круги словесных баталий по этому … спокойному водоему? … И, чем черт не шутит, может быть именно она положит старт серии искренних личных историй от новых авторов из числа потомственных «только читателей». Ведь у каждого из нас (из Вас) , наверняка, было в жизни что-то подобное.