Определение термина "неполногласные сочетания". Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

Неполногласные и полногласные сочетания появились вследствие тесной связи русского языка с другим славянским языком. Когда на русской земле начали появляться первые книги, а это происходило тысячу лет тому назад, они переводились с древнегреческого языка на старославянский язык, так как он был понятен русскому народу. Вот, именно в этом языке и начали встречаться множество слов с неполногласными сочетаниями. Например, такие как: глас, град, врата, глава. Эти слова, можно сказать, «прижились» в современной русской речи и объединились в пары со следующими словами наших времён: голос, город, ворота, голова. Вот так и появились в русской морфологии неполногласные и полногласные сочетания.

Итак, если у слова есть пара, то можно говорить о неполногласии или полногласии. Полногласные пришли из древнерусского языка – оро, ере, оло. Неполногласные из старославянского – ла, ле, ра, ре.

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Такие полногласные сочетания, как ере, оло, оро, которые находятся между согласными (бережливый, золото, короткий), можно чередовать с такими неполногласными сочетаниями как ре, ла, ра (небрежный, злато, краткий). Ещё сочетание оло, кроме предыдущего можно чередовать с таким сочетанием как ле, то есть полон – плен. В основном, слова с полногласным сочетанием – это русские народные: дерево, волочить, ворота. А слова с неполногласным сочетанием имеют древнеболгарское (старославянское) происхождение: древо, влачить, врата. Данные слова появились в русском языке, благодаря древнеболгарскому. Так как после введения христианства из Болгарии привозились церковные книги, которые в следствие переводились на тот язык, которые был понятен русским людям. Именно поэтому слова с неполногласным сочетанием носят книжный характер и это очень заметно: древо – дерево, влачить – волочить.

Сейчас мы рассмотрим слова с вышеперечисленными сочетаниями:

  1. оло – ле: молочные – млечный (путь), волоку - влеку
  2. оро – ра: сторож – стража, ворота – привратник, здоровый – здравствуй, здравие
  3. оло – ла: молодой – младенец, холод – охладить, голова – глава, голос – гласный
  4. ере –ре: дерево – древесный, берег – безбрежный, через - чрезвычайно

В нынешнем русском языке существует три основные группы слов с неполногласными и полногласными словосочетаниями:

1.Исторически однокоренные неполногласные и полногласные формы. Особенностью данной группы слов является:

а) разнородное стилистическое употребление;

б) семантический распад схожих по происхождению корней.

2.Этой группе характерны слова, имеющие только полногласное сочетание, так как неполногласное здесь полностью утрачено (ворон, ворона; голод, голодать; молот, молоток; колодец, колодезный; ожерелье, ожерельице и др.).

Что такое Неполногласные сочетания?


Неполногласные сочетания – это фонетическое явление, противоположное явлению полногласных сочетаний, развившееся в южнославянских языках. Праславянские сочетания гласных «о» и «е» с плавными R и L между согласными, т. е. сочетания типа tort, tolt, tert, telt, в силу действия закона открытого слога изменились у юж. славян в trat, tlat, tret, tlet. Напр., из праслав. *gorcrb, *golva, *dervo, *melko возникли ст.-слав, «градъ», «глава», «дрЪво», «млЪко», болг. «град», «глава», «мляко», сербскохорв. «град», «глава», «древо» (диал.), «млёко», словеи. grad, dreve, mleko. Такие же изменения пережили эти сочетания в чеш. и словац. языках, ср. чеш. hrad, hlava, dfevo, mleko.

Слова с неполногласными сочетаниями, входящие в древнейшие пласты слав, лексики, через язык памятников ст.-слав, письменности становились известными вост. славянам. В языке вост. славян (См. Древнерусский язык) слова с неполногласными сосуществовали с теми же по происхождению праслав. словами, но развившими полногласие. В истории др.-рус. яз., а затем в истории отд. вост.-слав. языков судьба слов с неполногласными и полногласием оказалась различной. Наиболее широкое распространение ст.-славяиские по происхождению слова с неполногласными получили в рус. яз.; в укр. и белорус, языках их значительно меньше, их закрепление в этих лексич. системах объясняется, по-видимому, более поздним влиянием рус. лит. яз.

В рус. яз. из первоначально сосуществовавших слов с полногласием и неполногласием в дальнейшем могло сохраниться одно. В этом случае слова, имеющие неполногласные, определяются как старославянизмы в составе совр. рус. лит. языка. В тех же случаях, когда в совр. языке сохраняются оба слова, они оказываются семантически или стилистически разошедшимися. Напр., к старославянизмам, вытеснившим вост.-слав. слова с полногласием, относятся такие, как «время», «бремя» (ср. «беременная»), «благо» (ср. «Бологое»), «влага» (ср. «Вологда»), «брань» (ср. «оборона»), «враг» (ср. «ворожить»), «срам», «храбрый» и др. Только вост.-слав. полногласные образования сохранились в таких словах, как «борона», «горох», «молодой» (ср. «младенец»), «молоко», «дорога» и др. Такие же совр. рус. слова, как «порох»—«прах», «сторона» — «страна», «горожанин» — «гражданин», «волость»—«власть», «хоронить»— «хранить», «молочный» (продукт)— «Млечный» (путь), восходящие к одному праслав. корню, равно сохраняясь в рус. яз., утратили свои этимоло-гич. связи. Слова с неполногласными, как правило, носят более книжный, отвлеченный характер. В поэзии 18—19 вв. оба варианта слов использовались в стилистич. целях: старославянизмы придавали поэтич. речи возвышенный характер; в совр. поэзии такое их использование встречается лишь как элемент стилизации.

В русском языке много слов, где гласные в кор­не нельзя проверить сильной позицией, т.е. невоз­можно подобрать пример, в котором гласный сто­ял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.

В школьной практике подобные слова называ­ются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узна­ем из словарей. В этом случае «работает» традици­онный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь - запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные сло­ва: архитектор, концепция, периферия, эскалатор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласи­ем - -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют ис­конно русские (древнерусские) полногласные со­четания - -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-:

град (старослав.) - город (русск.), здравие (старослав.) - здоровье (русск.);

брег (старослав.) - берег (русск.), пред (ста­рослав.) - перед (русск.);

шлем (старослав.) - шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) - молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полно­гласных и неполногласных сочетаний не вызыва­ет трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз - мраз, корова - крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (ста­рослав.), но слово с полногласием белого не со­хранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское про­исхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. - высокие. Они были принадлеж­ностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, лите­ратурно-книжный язык всех славян IX-XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослуже­ние, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянс­кими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое зна­чение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава". 1 - руководитель чего-либо; 2 - часть книги, статьи.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Упражнения

Упражнения расставьте ударения иконопись искра исчерпать камбала ката лог квартал.. тест.. в каком слове ударение падает на первый слог..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Расставьте ударения
Асимметрия, балованный, банты, благо­вест, бомбардировать, браковщик, вероиспо­ведание, газопровод, гофрированный, грен­ки, диспансер, досыта, договор, добыча, древ­ко, догмат, дремота, жалюзи, зна

Выпишите слова, в которых со­гласный перед буквой е произносится твердо
Антитеза, баронесса, академия, бандероль, брюнет, бенефис, бартер, бифштекс, бутер­брод, декада, детектив, декорация, демобили­зация, дефект, дефис, индексация, инерт­ный, интеллект, кларнет, каре,

Образуйте от указанных суще­ствительных форму род. п. мн. числа
Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, по­мидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, тур

Подберите проверочные слова и вставьте про­пущенные буквы
Прогл_тить, преподаватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение; ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_ви-тельный, под_лить. При подборе однокоренных слов следует п

Вставьте пропущенные буквы, подобрав прове­рочные слова
Разв_вается флаг; разв_вается промышлен­ность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, п

Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях; Взрывая к небу черный прах, Под ними борзы кони бьются. (А. Пушкин) б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомне­ний нет! (А.К.Толстой) Словарны

Упражнения
1. Вставьте безударные гласные: инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет; ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_го-низм, к_нфликт, прогн_

Орфограммы в корнях слов»
1. После ц в корнях слов пишу и: цирк, цифра, панцирь; кроме: Цыган на цыпоч­ках цыпленку цыкнул: «Цыц!» 2. Шепот - шептать, бечевка - бечева, но шоколад - шоколадный. (В к

О или A?
Дог..рает з..ря, поклониться до земли, предпол..гать что-то, выр..щенное причудливое р..сте-ние, нерентабельная отр..сль промышленности, заг.рает на песчаном берегу, легкое прик..сновение, необходи

Зрительный диктант
1) Заря мало-помалу разгорается, коснется по-осеннему оголенных верхушек деревьев, располагается где-то неподалеку, простираются к юго-востоку от Нью-Йорка, зарастают в течение десятилетий.

Запишите словосочетания (по темам 1-2) под диктовку
Обмакнуть в грушевое варенье, выскочить из-за поворота, занимать превосходную по­зицию, обровнять неровный край, посвящаются предъюбилейные торжества, с бесстрашным циркачом, не прекословить превра

Проверочный диктант по темам
«Орфограммы в приставках и корнях слов». Путь к озеру. Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснется по-осеннему оголен­ных верхушек деревьев и позолотит блестящее зерка

Какими звуками различаются слова?
лук - люк - стол - стал - луг - лук – томный - тёмный - 8. Подчеркните слово, где все согласные звуки - звонкие.

ТЕМА 1. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Блок 1.Виды безударных гласных

Безударные гласные в корне слова
Прове­ряемые Непроверяемые Чередующиеся
Проверяются подбором проверочного слова, где на сомни-тельную гласную падает ударение. Встречаются в словарных словах, и их нужно запомнить А- О ЛАГ-ЛОЖ, СКАК-СКОЧ, РАСТ(РАЩ)-РОС, РАВН-РОВН, МОК(МОЧ)-МАК, ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР, ЗАР-ЗОР, КОС-КАС, ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ Е- И БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСГ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ, ЖЕГ-ЖИГ, ЧЕТ-ЧИТ ИМ/ИН // А/Я 1. ОЛО – ЛА Голо ва – гла ва Голо с - гла с 2. ОРО – РА Воро та - вра та 3. ЕРЕ – РЕ жере бьёвка – жре бий 4. ОЛО – ЛЕ Моло ко - мле чный

КОММЕНТАРИЙ:

Проверяемые безударные гласные

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стала ударной.

Внимание!

Помните о том, что корень – носитель основного значения слова. Подбирая однокоренное слово, задумайтесь, какое значение оно имеет? Если между значениями проверяемого и проверочного слова нет ничего общего, они неродственные. К примеру, слова «носовой» (платок) и «носитель» (языка) – неродственные. Хотя они имеют одинаковый корень, их лексические значения различны. Если же слово с безударной гласной (и любое другое) вам незнакомо, не фантазируйте, а загляните в словарь.

А вот в цепочке белый → белить → выбелить → выбеленный один и тот же корень –бел – , и все слова связаны со словом белый: белить – делать белым , выбелить – сделать белым (завершенное действие), выбеленный – тот, который выбелили , то есть сделали белым .

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, следует определять по орфографическому словарю.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Догадываюсь, что не все вам знакомы. Погуглите, что они значат, это интересно:)

Чередующиеся гласные

Полногласные и неполногласные сочетания

а) ОЛО-ЛА



Например: голо ва - гла ва, холо д - охла дить, голо с - гла сный

б) ОРО-РА

Например: воро та - привра тник, здоро вый - здра вствуй, сторо ж - стра жа

в) ЕРЕ-РЕ

Например: бере г - безбре жный, дере во - дре весный

г) ОЛО-ЛЕ

Например: воло ку - вле ку, моло чный - мле чный

Безударные гласные в словах с сочетаниями ОЛО и ОРО следует проверять словами с соответствующими полногласными сочетаниями.

Например: борода - бороды, бородка; колокольчик - колокол.

Безударные гласные в словах с сочетаниями ЛА и РА следует проверять словами с соответствующими неполногласными сочетаниями.

Например: оградить - ограда, охладить - прохлада

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции , поэтому для правильного написания существует два пути:

  • Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
  • Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи .