Педагогические аспекты деятельности. Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

Многие люди выбирают педагогическую деятельность в качестве будущей профессии и посвящают ее аспектам всю свою сознательную жизнь. Однако мало быть просто педагогом, важно быть грамотным педагогом.

Аспекты педагогической деятельности — это перечень условий и задач, на которые каждый преподаватель должен знать четкие ответы и неустанно им следовать. Это, как Библия для верующего человека, позволяющая встать на праведный путь. Но все же стоит вернуться к педагогической деятельности и достоверно выяснить все ее цели, методы и задачи.

Основная цель классическая — обучение детей, предоставление новых знаний в сжатой и доступной пониманию форме. Профессиональный педагог — это не тот, кто знает, а тот, кто может научить и передать свои колоссальные знания другому человеку. А вот этому еще поучиться необходимо. Но в любом случае все возможно, если своевременно найти контакт с детьми, заинтересовать их и стать в коллективе тем неформальным лидером, который будет направлять толпу.

Кто-то скажет, что это нереально, но для человека с высшим педагогическим образованием в плане детей нет ничего невозможного. Самое важно — выбрать наиболее оптимальную форму передачи информации, например, это может быть личная беседа, внеклассные уроки и мероприятия, коллективное творчество, семинары, конференции и даже театрализованные представления. То есть требуется заинтересовать учеников и показать всю полезность знаний, и только после этого они начнут к ним сознательно стремиться. На самом деле в этом нет ничего сложного, особенно для педагога, поскольку его чутье подскажет, какую именно тропинку выбрать по направлению к детской сознательности и ответственности.

После того как выбрана манера общения с учениками, требуется обратить внимание на стиль подачи информации, от которого также зависит школьная успеваемость и осознанность изучаемого предмета. Вот здесь есть несколько маленьких секретов, которые помогут даже на подсознательном уровне отложить в голове школьника как можно больше полезной информации по теме.

Во-первых, читать новую тему следует небольшими отрывками, абзацами, и в каждом выделять главную мысль. Желательно, чтобы эта мысль была записана в школьные тетради и максимально отражала суть изучаемой темы. Во-вторых, после прочтения такого отрывка следует поднять одного из учеников и совместно разобрать его содержание. Возможно, учитель говорит сложными словами и фразами, но на примере одноклассника можно разложить все по полочкам более доступным и понятным языком. В-третьих, каждый раз подбирать новый метод подачи информации, чтобы учащимся было интересно, в противном случае желание получать новые ценные знания и вовсе будет оттеснено на задний план.

Во время преподавания учитель должен внимательно наблюдать за целевой аудиторией, чтобы понимать ее настроение, заинтересованность и поведение. Здесь вовсе не требуется быть чутким психологом, чтобы понять, как настроены дети: если им скучно и явно неинтересно, самое время сменить стиль подачи информации. Такие неожиданные перемены становятся прекрасной встряской для мозга, а ученик начинает произвольно вслушиваться в преподносимый материал. Это великое умение заинтересовать аудиторию, а освоить его может далеко не каждый педагог пусть и с колоссальным опытом работы с детьми.

Очень важен и авторитет преподавателя. Нет, детей вовсе не требуется запугивать, но важно уметь отстоять свою лидерскую позицию, в противном случае внимания от класса не добьешься. Методы достижения такого результата самые разнообразные, но ясно одно — ученики должны уважать и слушаться. Например, преподаватель должен обладать грамотной речью и правильно формулировать свои мысли, поскольку одна неверная фраза, и хохот класса обеспечен. о дальнейшем авторитете и вовсе говорить уже не приходится.

А вообще, любой педагог — это прирожденный оратор, который должен чувствовать аудиторию, ее настроение и отношение к выступающему. Учащихся нельзя запугивать, поскольку учиться они будут только из чувства страха, зато за спиной придумают злому учителю много смешных прозвищ. Также не исключаются мелкие пакости, например, кнопка на стуле или вся спина в мелу. Так что криком явно не привлечь внимание классного коллектива, зато воспользоваться детским любопытством обязательно стоит. Если удерживать интригу, то с каждым новым уроком успеваемость в классе будет только улучшаться и радовать.

Есть мнение, что не любой человек может быть хорошим педагогом, и это правда. Выбирать данный род деятельности необходимо тогда, когда имеются очевидные способности в умении обучить детей. Иногда происходит так, что учитель сам знает, но научить не способен. А вообще, это дело наживное, тем более, что сегодня имеется достаточное количество справочной литературы, которая позволяет оттачивать мастерство преподавания и доводить его своими же усилиями до совершенства. Главное — иметь благие намерения и поверить, что вы — преподаватель от Бога.

Аспекты педагогической деятельности озвучены во многих тренингах, которые обязательно рекомендуется прослушать. Педагогические учебники также помогут освоить эту непростую науку.

Естественнонаучные подходы к определению картины мира. Очевидно что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять как устроен мир в котором он живет как работают в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира о специальной и общей теории относительности чтобы иметь более общее представление о Природе знать что есть микромир который в корне отличается от окружающего нас мира что есть объекты мегамира которые...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………………...3

1 Сущность понятия «Картина мира»…………………………………………...4

2 Естественнонаучные подходы к определению картины мира……………….6

3 Психолого-педагогические аспекты современной системы образования…8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованных источников…………………………………………...13

Введение

Современное миропонимание – важный компонент человеческой культуры. Оно расширяет горизонты мировоззрения людей, развивает их эрудицию и дает необходимые в каждодневной жизни знания. Огромную и особую роль в его формировании играет общение человека с природой.

Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как «работают» в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира, о специальной и общей теории относительности, чтобы иметь более общее представление о Природе, знать, что есть микромир, который в корне отличается от окружающего нас мира, что есть объекты мегамира, которые искривляют пространство и замедляют время и т.д. С другой стороны человек должен знать основное содержание естествознания и проблемы экологии, чтобы почувствовать себе ответственным за состояние биосферы. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для это надо понимать, по каким законам они совершаются. Знание законов природы позволяет взглянуть на деятельность человека и ее последствия в организованном мире.

Современный мир характеризуется огромным количеством самых разных проблем. Среди наиболее важных и «больных» проблем нашей цивилизации особое место занимают так называемые глобальные проблемы современности. В XX в. воздействие цивилизации на экосферу Земли достигло такого уровня, что невозможно представить себе не только дальнейший прогресс, но и само выживание человечества без осознания его единства с окружающей природой. 1 Эти проблемы, прежде всего, связаны с недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, что породило почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. Причиной создавшейся ситуации является дефицит современного миропонимания.

Цель данной работы: изучение и характеристика современной научной картины мира.

  1. Сущность понятия «Картина мира»

Картина мира представляет собой целостную усистема представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. Мировоззренческой и методологической базой картины мира является материалистическая диалектика .

Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).

Первые картины мира были выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер . Научная картина мира начинает формироваться только в эпоху возникновения научного естествознания в 10 — 17 вв. В общей системе научной картины мировоззрения определяющим элементом выступает картина мира той области познания, края занимает лидирующее положение. В современном естественнонаучном познании такое положение занимает физическая картина мира.

В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя , движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле , вещество, энергия , Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке). 2

Главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной (религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории (или теорий), служащей её обоснованием. Так, например физическая картина мира 17—19 вв. строилась на базе классической механики, а современная физическая картина мира — на базе квантовой механики, а также специальной и общей теории относительности. С дугой стороны, фундаментальная научная теория находит в научной картине мира средства для своей интерпретации: научная картина создаёт условия , общенаучный фон для её анализа. Научная картина мира как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект , отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности. Научная картина выполняет эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий.

Научная картина мира тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и научной теорией. Научная картина мира находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе научной революций качественного преобразования (смена старой картины мира новой).

  1. Естественнонаучные подходы к определению картины мира

Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий. Но история науки свидетельствует, что большую часть своей истории естествознание было связано преимущественно с развитием физики. 3

В своей основе физика – экспериментальная наука. Такой она стала, начиная с Нового времени, когда ее законы стали базироваться на фактах, установленных опытным путем. Но, помимо экспериментальной физики, различают и теоретическую физику, цель которой состоит в формулировке законов природы.

В соответствии с многообразием исследуемых объектов и форм движения современная физика подразделяется на ряд дисциплин. Это деление происходит по разным критериям. Так, по изучаемым объектам выделяют физику элементарных частиц, физику ядра, физику атомов и молекул, физику газов и жидкостей, физику твердого тела, физику плазмы. Если в качестве критерия взять различные формы движения материи, можно выделить механику материальных точек и твердых тел, механику сплошных сред, термодинамику и статистическую механику, электродинамику (включая оптику), теорию тяготения, квантовую механику и квантовую теорию поля.

Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой стороны – вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. При этом старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется.

Ключевыми понятиями физической картины мира являются: материя, движение, физическое взаимодействие, пространство и время, причинно-следственные связи в мире и их отражение в форме физических законов, место и роль человека в мире.

Важнейшим из них является понятие материи. Поэтому революции в физике всегда связаны с изменением представлений о материи. В истории физики Нового времени это происходило два раза. В XIX в. был совершен переход от утвердившихся к XVII в. атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым (континуальным).

  1. Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

На сегодня исследователи современных научных картин мира исследующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в. в современной научной картине мира:

Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственное не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного.

Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемного, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».

Четвертая тенденция соотносится, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым...». Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».

Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX I столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Хотя эти принципы были сформулированы применительно к среднему образованию, они распространяются на все уровни общей образовательной системы, на все образование. Это следующие основные принципы:

— интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

— гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

— дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

— демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием. 4

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы. Согласно этому проекту, основанному на «Концепции общего и среднего образования» — в основе реформирования образования лежат следующие базовые принципы: демократизация образования, его многоукладность и вариативность, регионализация, национальное самоопределение, открытость образования, гуманизация, гуманитаризация образования, его дифференциация и мобильность, развивающий, деятельностный характер, непрерывность образования.

Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы в соответствии с изменениями современной научной картины мира с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены:

Общепланетарный глобализм и гуманизация образования, культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования;

Ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. В проекте развития национатъной российской школы воспитывающий характер образования специально подчеркнут: «Отдельный и особо важный вопрос — воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества».

Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионатизации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, — эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.

Заключение

Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук: математики, физики, химии, биологии.

В современной естественно-научной картине мира имеет место саморазвитие, она эволюционна и необратима. В ней естественно-научное знание неразрывно связано с гуманитарным. Основные особенности современной картины мира:

1) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. Создатели современного естествознания согласны с тем, что единство – важнейший признак мира, но описывается разными учеными по-разному.

2) Несмотря на то, что мир един, но не является однообразным, т.е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен.

3) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство – становление, развитие, движение.

Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук – информатики, синергетики, общей теории систем. В то же время современный мир характеризуется огромным количеством проблем, которые могут повлиять на судьбу всего человечества - глобальные проблемы современности - комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом; интересы огромного количества людей. Осмысление данных проблем дает возможность определить способы и средства их решения, поскольку нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека.

Список литературы

  1. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2012 г. 320с.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Переизд. М. ЛОГОС. 2011 г. 318 с.
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Переизд. М., ЛОГОС. 2011 г. 406 с.
  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗов / А.А.Горелов. - М.: Центр, 2010. – 512 с.
  5. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания Учебный курс (учебно-методический комплекс) / Д.А. Гусев. – М.: МИЭП, 2011. – 126 с.
  6. Гусейханов М.К. Современная естественно-научная картина мира / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов // Современные проблемы науки и образования. 2012 г. № 1, 118 с.
  7. Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания. М., Система знаков, 2012 г., 469 с.

1 Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2012 г. 320 с.

2 Клягин Н.В. Современная научная картина мира / Н.В. Клягин. - М.: Логос, 2012 г. 185 с.

3 Габриелян О.С. Концепции современного естествознания / О.С.Габриелян и др. М. Дрофа, 2010 г. 208 с.

4 Карпенков С.X. Концепции современного естествознания. М., Полиграфист. 2012 г. 510 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4867. Анализ современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности 47.8 KB
Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования детей. Понятие и виды учреждения дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Роль дополнительного образования детей в современном обществе.
12802. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности 788.55 KB
В решении этих проблем ведущее место естественно принадлежит базовым научным дисциплинами педагогике и психологии целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной так и непрофессиональной любительской социально-культурной деятельности.
18733. Психолого-педагогические условия формирования самосознания у старших дошкольников 513.13 KB
Организация и методы изучения формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Обсуждение и анализ результатов констатирующего исследования самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Внедрение программы по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью объектом предметом исследования были определены его задачи: Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
18198. Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции экзаменационной тревожности старшеклассников 109.42 KB
10055. Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции экзаменационной тревожности у старшеклассников 109.42 KB
Вместе с тем проведение ЕНТ сопровождается некоторыми негативными явлениями наиболее опасным из которых является увеличение количества учащихся с симптоматикой школьной тревожности в том числе экзаменационной а также повышение её уровня. Наблюдения педагогов психологов показывают что уровень тревожности школьников надежно коррелирует с ситуацией экзаменационного стресса. Решению проблем и вопросов связанных с изучением уровней экзаменационной тревожности посвящены работы как зарубежных так и отечественных психологов.
18113. Психолого-педагогические условия развития творческой одаренности у детей в начальной школе 253.68 KB
Наблюдения свидетельствующие о том что умственные возможности людей неравны старо как мир. Также было замечено что различия их часто проявляются уже в детстве. Бытует мнение что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых в особом внимании и руководстве они сами пробьют себе дорогу. Но не следует забывать что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны и ранимы.
18201. Психолого-педагогические услоʙия конструктиʙного разрешения конфликтоʙ ʙ малой подросткоʙой группе 123.46 KB
Эффективное воздействие на инцидент может быть оказано тогда когда мы достаточно глубоко осознаем настоящие предпосылки происхождения инцендента представляем закономерности становления и владеем механизмами разрешения конфликта. Гипотезой исследоʙания яʙляется предположение о том что процесс формироʙания опыта конструктиʙного разрешения конфликтоʙ ʙ малой подросткоʙой группе будет эффектиʙен при реализации соʙокупности психолого-педагогических услоʙий: - создании комфортного психолого-педагогического климата ʙ малой подросткоʙой...
18097. Психолого-педагогические условия формирования критического мышления школьников в педагогическом процессе школы 324.15 KB
Свобода мышления предполагает критическую ее направление направленную на творческую и конструктивную активность потому высококачественной чертой мышления вольной личности является критическое мышление. Технология формирования критического мышления включающая в себя и стадию рефлексии приобретает все большее распределение в учащей деловитости и нацелено на формирование аналитического подхода к хоть какому предмету хоть какому материалу на постановку трудности и созидательный розыск ее решения. В акте ЮНЕСКО Образование в целях...
18046. Психолого-педагогические основы общения учителя и учащихся в педагогическом процессе начальной школы 1.54 MB
В то же время актуальным в частности в связи с решением задач обучения подрастающего поколения является иной ракурс рассмотрения трудности общения - формирования личности в нем. Некоторые ученые при этом подчеркивают специфичность деловитости общения как формы снабжения остальных видов деловитости разглядывают его как необыкновенную активность. Любой акт конкретного общения - это действие человека на человека а конкретно - их взаимодействие. Процесс общения основывается как система сопряженных актов взаимодействия Б.
18112. Психолого-педагогические условия эффективности интеллектуального развития в процессе обучения и воспитания детей шестилетнего возраста и их адаптация 84.38 KB
Следует подметить что за данной неувязкой стоит наиболее широкая и наиболее древняя неувязка ранешнего обучения малыша в стенках школы и за пределами их. Они оcознавали что схожее убыстрение технически упрощая интеграцию деток во зрелое общество социальную адаптацию подрастающих поколений споcобно начинать тормозом на пути обычного психического и интеллектуального развития малыша. В связи с вышусказанным разрешено констатиoвать определенные трудности меж необходимостью истока систематического обучения деток шeстилетнего возраста в...

А.В. Мудрик: «Коллектив – сложное педагогическое явление, имеющее определенные цели, задачи, организационную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления. В нем складываются системы отношений между его членами в различных сферах жизнедеятельности, нормы и ценности, определяющие характер этих отношений. Воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие и определяющие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого его члена в арену самовыражения и самоутверждения.

5.Отсюда еще один признак коллектива – воспитательная функция.

Педагогический аспект проблемы «коллектив и личность» является в настоящее время очень актуальным, ибо реализуя воспитательную функцию, коллектив способствует развитию своих членов. Однако эта реализация не может быть успешной без учета и двух предыдущих аспектов – философского и психологического. Без учета всех признаков в комплексе мы не можем говорить о наличии полноценного коллектива.

2. Прогрессивные русские педагоги стремились вникнуть в характер «внутренней жизни» детей, понять, принятые детской массой идеалы, ценности (А.Ф.Лазурский), защищать учащихся от доносов, ябедничества и противопоставить им форму «советского труда» над виновниками нарушения правил поведения. (Н.И.Пирагов), разобраться в составляющей сущность обучения «духе школы» (Л.Н.Толстой), показать зависимость «духа школы»

В педагогическом аспекте наибольший интерес представляют работы О.Шмидта, Г.Рокова, П.Каптерева.

О.Шмидт в серии статей «Товарищество в школе» идеалу «хорошего ученика»противопоставляет идеал «хорошего товарища». «Хороший товарищ» – это значит «помогать друг другу, стоять друг за друга, во всех делах действовать дружно, сообразовываться с интересами всего класса».

Огромное значение Шмид придавал «духу класса». Этот «дух» зависит от отношений между школьниками сильными и слабыми, способными и менее способными, учителями и детьми. Учитель должен останавливать стремление одних отвоевать первые места любыми путями и воспитывать теплое, внимательное, человеческое отношение друг к другу.

Г.роков подчеркивал, что опора на класс не исключает индивидуализации в воспитании. Индивидуализация воспитания означает лишь то, что должно быть обращено внимание на все обстоятельства, влияющие на данного ученика.

П.Каптерев дает еще в XIX веке, весьма современные рекомендации по организации коллектива в школе:

1. Сплотить в организованное целое каждый класс, сохраняя индивидуальность каждого школьника;


2. Организовать прочные товарищеские связи всех учащихся школ через обсуждение и решение общих дел.

3. Поскольку класс не может удовлетворить всех потребностей учащихся, необходимо создать множество отдельных обществ и союзов по стремлениям.

4. Все школьные организации должны удовлетворять стремление учащихся к самостоятельности.

5. Не давать развиваться в детях страсти к командованию, получению лучших ролей в игре, к выдвижению на первое место.

Все стремления педагогов XIX века были направлены на гуманизацию детской среды. Позднее многие из этих идей были реализованы в деятельности колоний, клубов, «дневных убежищ», организованных в порядке частной инициативы для детей городской бедноты.. Инициаторами этой деятельности были известные педагоги и врачи: Шацкий, Кащенко, Петров, Розанов и мн. другие.

После революции, в период строительства так называемого общества нового типа, создавалась и школа нового типа. У истоков создания такой школы стояли Крупская, Луначарский.

Отдельные положения об основных направлениях общественного воспитания Н.К.Крупской не потеряли своего значения и сегодня. Это прежде всего об организации коллективной деятельности школьников; о гуманизме внутриколлективных отношений; о роли эмоций в коллективном воспитании ребенка.

Достаточно интересные и важные мысли высказывал Луначарский об устройстве новой школы. «Нам нужно, – писал Луначарский, – чтобы на коллективной основе особенности человека получили полное развитие». Еще тогда Луначарский говорил об индивидуальном подходе в процессе организации образования и воспитания.

Дальнейшее развитие идеи коллектива получили в трудах Макаренко А.С. Он создает теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.

Главная задача педагогической деятельности – правильная организация детского коллектива. Необходимо создать систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимодействия. Разработать систему воздействия на каждого воспитанника, а также установить коллективные и личные отношения между педагогом и воспитанником.

Важным механизмом, педагогическим средством является параллельное воздействие на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней трудовой деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важным условием он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижению цели, важно выдвинуть новую. Макаренко впервые сформулировал требования, которым должны отвечать коллектив и правила его взаимоотношения с воспитанниками, свою систему поощрений и наказаний.

Идеи современных педагогов о коллективе затрагивали следующие проблемы:

1. Детский коллектив всегда есть частица общества, модель общества и должен быть участником его развития.

2. Закон перспективных линий – закон развития коллектива.

3. Педагогика есть педагогика параллельного, а не прямого действия.

4. Самоуправление – важнейший рычаг развития коллектива.

5. Коллективом должен быть не только школьный класс, но и школа в целом.

6. Ничто не скрепляет так коллектив, как традиции.

7. Педагогический коллектив по отношению к детям не есть что-то внешнее. Он часть школьного коллектива.

8. Каждая школа должна иметь свой «педагогический центр», координирующий отношения и деятельность членов коллектива.

3. Любой детский коллектив имеет формальную как правило задаваемую взрослыми и неформальную структуру, складывающуюся стихийно. Формальную структуру коллектива образуют первичные коллективы, органы самоуправления, социальные роли, реализуемые детьми в процессе совместной деятельности.

Первичный коллектив объединяет ту или иную группу детей в процессе организованной деятельности. Связи, объединяющие детские первичные коллективы не образуются стихийно, а, как правило, они являются результатом целенаправленных усилий педагогов. Основным звеном в формальной структуре школьного коллектива является коллектив класса, где протекает деятельность детей – учение. На базе класса формируются другие первичные коллективы – кружки, факультативы, клубы, секции и т.д.

Эти разнообразные первичные коллективы образуют ученический коллектив школы. Системе первичных коллективов соответствует система социальных ролей, которые дети реализуют в процессе своей деятельности. Эти роли адекватны основным функциям данного коллектива (в классе – ученик), в кружке – юный техник, юный поэт и т.д.)

Существуют условия педагогически целесообразной организации совместной деятельности в коллективе:

1. осознание всеми членами коллектива той перспективы, на осуществление которой должна быть направлена коллективная деятельность;

2. максимальная опора на принцип взаимодополнения и взаимообогащения;

3. совершенствование структуры деятельности школьников за счет включения в нее различных по содержанию и характеру видов;

4. опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе).

Неформальная структура коллектива образуется в процессе межличностного общения его членов.

Общение детей порождает целую гамму связей и отношений эмоционально-психологического характера. Это приводит к образованию малых неформальных групп или микрогрупп (дружеских, приятельских). Обычно они включают небольшое количество детей. Основаны они на симпатии, заинтересованности, дружбы.

Однако не все члены коллектива входят в такие микрогруппы. Чаще всего это дети не нуждающиеся в дополнительном общении, робкие, не умеющие вступить в такие связи и отверженные по каким-то причинам.

Эти неформальные группы занимают различное положение в коллективе. Одни пользуются авторитетом, другие – напротив. Могут быть группы, авторитет которых ситуативен. Есть группы, которые замыкаются лишь на своих интересах. Ребенок, являясь одновременно и членом коллектива, и входящий в микрогруппу, испытывает на себе двойное влияние: он формируется как личность не только под влиянием коллектива, но и данной группы, принятых там ценностей, мнений, оценок. Каждый ребенок в системе неофициальных отношений занимает то или иное место. Его статус в коллективе оказывает существенное влияние на процесс формирования личности. Установлено, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для индивидуального развития ребенка, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда статус его достаточно высок. Если же ребенок не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде друзей, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального развития.

4. Обычно выделяют 3 ступени в процессе развития коллектива.

На I стадии коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся организационную единицу превратить в коллектив, где отношения определяются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами. На этой стадии в рамках формальной структуры лишь начинают складываться межличностные отношения, которые приводят к образованию впоследствии неформальных групп психолого-эмоционального характера.

В это время дети переживают состояние первоначальной адаптации. Оно характеризуется общим эмоциональным напряжением. Группы, складывающиеся в коллективе, неустойчивы и не связаны между собой. На этой стадии члены коллектива плохо знают друг друга, им не хватает информации друг о друге.

Организуемая педагогами совместная деятельность детей способствует установлению отношений между ними. Но эти отношения еще избирательного характера. Ребята только начинают узнавать «кто есть кто». Постепенно отношения эти становятся более определенными и прочными.

II стадия. Для нее характерна стабилизация неформальной структуры коллектива за счет самоопределения групп и продолжение развития формальной структуры коллектива. На этой стадии коллектив выступает уже как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности у всех входящих в него ребят. Основная цель педагогов на этой стадии – в максимальной степени использовать возможности детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых этот коллектив создается.

На III стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. В это время у педагога есть реальная возможность сделать объектом специальной заботы и внимания каждого из входящих в коллектив детей, каждому обеспечить благоприятное для него индивидуальное развитие.

Безусловно эти стадии условны. Но вместе с тем неопровержимо то, что нельзя управлять коллективом, не создав его, нельзя использовать коллектив в целях всестороннего развития каждого из его членов, если в этом коллективе не сложились благоприятные условия.

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Курсовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Брест, 2010


Введение

Глава 1. Понятие творчества и творческой личности

Глава 2. Воспитание творческой личности в педагогической практике

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

«Детство – важный период

человеческой жизни, не подготовка к

будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь; и

от того, как прошло детство, кто

вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира, в решающей

степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель - в античном мире, творец-художник - в эпоху Возрождения, творец-мыслитель - в XVII - XVIII вв., учёный, конструктор в XIX - начале XX в, ... Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было" .

Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее . Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека .

Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Феномен гениальности тоже всегда вызывал восхищение людей и составлял непреходящую ценность цивилизаций. Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в детях, о путях развития этих задатков.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Проблему творчества в разное время изучали: советские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др. .

Современные теоретические взгляды на проблему творчества сложились уже к началу 50-х годов прошлого столетия. Во второй половине ХХ века наблюдается всплеск развития различных отраслей техники, средств связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики. Это в сущности, явилось следствием творческого применения накопленных научных знаний, а также подготовленности людей к реализации столь крупных технических проектов. Воспитание различных видов творчества стало одной из основных задач современной школы.

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что школа была, есть и будет центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.

Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей.

Только при полном взаимопонимании, поддержке друг друга, участии родителей, возникает положительный творческий результат.

Целостность учебно-воспитательного процесса укрепляет творческое начало и повышает мотивацию детей к познанию и самовоспитанию.

Педагогическая проблема в творчестве заключается в создании таких условий, когда обучаемый за сравнительно короткий промежуток времени сумеет овладеть содержанием изученных страниц Книги Знаний и попытается открыть для себя и для человечества ее новые страницы. Здесь также не может быть строгих рекомендаций, поскольку это противоречило бы сущности понятия "творчество".

Проблема творчества и воспитания творческой личности очень интересны и для меня, поэтому я выбрала данную тему курсовой работы.

Цель − выявить сущность воспитания творческой личности.

Объект − процесс воспитания творческой личности.

Предмет − педагогический аспект воспитания творческой личности.

Задача − определить, что необходимо для полноценного развития творческой личности.

Для того, чтобы решить поставленную задачу и достигнуть цели необходимо рассмотреть понятие творческой личности и те процессы, которые отвечают за ее воспитание.


Глава 1. Понятие творчества и творческой личности.

Вопрос об образовании есть

для современных обществ

вопрос жизни и смерти,

вопрос, от которого зависит

их будущее.

Э. Ренан

Сложившаяся система образования, традиционно основанная на непрерывном и последовательном усвоении знаний, несмотря на многовековую историю, не претерпела практически никаких изменений. Однако объем знаний сейчас таков, что усвоить их не то что целиком, но и частично уже невозможно.

Проблема состояния традиционного обучения заключается в том:

1. Профессора отбирают те элементы научных знаний, которые нужны людям в течение достаточно длительного времени.

3.Учителя передают отобранные конкретные знания ученикам на лекциях и практических занятиях (дорога с односторонним движением информации).

4.Ученики получают и запоминают эти знания пассивно, они повторяют слова учителя и школьных учебников на экзаменах, затем они быстро забывают это (чтобы "освободить комнату" для новых порций материала для запоминания). Документ об образовании, который они получают, чаще всего является "лицензией" на прекращение обучения.

5. Наука, однако, не стоит на месте. Научно-технический прогресс влияет на политику, экономику, образование. Авторы школьных учебников трудятся над тем, чтобы не отставать от времени. При этом они добавляют новые страницы к книгам, но все напрасно: ученикам нет времени учить это. Возникает провал между активной наукой и наукой, изучаемой в школе. Ученики находят отдельные предметы скучными, теряют интерес к школе.

6. Общество выражает недовольство качеством обучения во время выпускных, а затем и вступительных экзаменов. Отмечается, что молодежь не имеет ни достаточных знаний, ни интереса.

Для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. Вузов, где этому учат, сейчас единицы. А объем информации в мире продолжает расти: по некоторым оценкам, он увеличивается каждые десять лет вдвое. Пройдет еще время, и люди просто захлебнутся в потоке информации. Одним словом, пора переходить от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к образованию креативному.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity - дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как "совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности ЛИЧНОСТИ". Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать необычные ответы;

2) продуктивность - способность к генерированию большого числа идей;

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности .

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания .

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу "Будем жить ради наших детей" и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского "Материнская школа" подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

Движущие силы развития: внутренние и внешние .

Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.

В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Автопроцессорный путь познания, на котором и была построена Вольдорфская педагогика, отличается от обычного пути. Штейнер предлагает ученикам путь самосознания. Первый шаг - упражнении. Способности называются на этом этапе свободными от тела мышлением и выделяются в качестве:

мыслительного контакта;

волевого контроля;

хладнокровия (контроль эмоций);

положительности (позитивность);

непредвзятости;

внутреннего равновесия.

Такой подход приводит к осмыслению взаимосвязи трех человеческих, душевных способностей: мышление, чувствование и воля. Единство психических способностей и физиологических органических процессов: нервно-сенсорных, ритмических и сенсорных. Это основа Вольдорфской школы. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики - привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Принципы Вольдорфской педагогики:

1. Ритм дыхания и связанный с ним пульс.

3. Свобода - не в смысле ассоциативности.

В вольдорфском детском саду работают со всеми детьми, не подразделяя на одаренных и отстающих

Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтесори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером и его ученика. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

Сенсорное воспитание дошкольников играет большое значение в системе М. Монтессори. "…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…". Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.

В трудах М. Монтессори термины "воспитание" и "развитие" встречаются повсеместно, а "образование" и "обучение" значительно реже. Цель воспитания - содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори "помощь жизни с самого рождения".

Центральный метод Монтессори - свободная работа детей в "подготовленной среде" при ограничении прямого воздействия. "…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…".

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги П. Сакулина, Е.И. Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: "…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка….". Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития - внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога - исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Нормальное развитие ребенка в первые годы его жизни, расширение горизонта его ума должно совершатся на основании: "…. стройного и равномерного расширения горизонта его ума, его представлений….". По мнению Тихеевой свобода и ограничение почти синонимы. Всякий индивидуум должен быть ограничен, уметь обуздать свои мимолетные прихоти, капризы, колебания воли и вкусов. Без этого он истинной свободы не достигнет: "Ребенку надо предоставлять свободу выбора, чем ему заниматься, к чему его влечет. Он должен, то, что начал, довести до конца. Такого рода отношения надо воспитывать систематически. Ребенок должен уметь подчинятся, подавлять свои низшие импульсы и желания, подчинять свои личные интересы, интересам общественным, законам и предписаниям справедливости и здравого смысла, отмечает педагог.1

Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величина - метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии 1 .

Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве " единиц измерения" при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.