Почему мазепа предал русских и петра. Что дало бы Украине поражение России в Северной войне против Швеции

1. Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью в шляхетской православной семье. Предки Мазепы, как и он сам, относились к казачьей вольнице, зажатой между Россией, Османской империей и Речью Посполитой.

2. Адам-Степан, отец Ивана Мазепы, был назначен польским королём на должность подчашего Черниговского. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти.

Портрет начала XVIII века. Из «Киевской старины» Фото: Public Domain

3. Благодаря положению отца юный Иван Мазепа был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. После смерти отца в 1665 году он занял должность подчашего Черниговского.

4. Карьера Ивана Мазепы при дворе польского короля забуксовала из-за вероисповедания: он был православным, в то время как при дворе преобладали католики, которые относились к Ивану пренебрежительно.

5. Взятый в плен людьми гетмана Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивана Самойловича Мазепа был назначен воспитателем его детей. Завоевав расположение гетмана, он был пожалован чином генерального есаула.

6. Иван Мазепа, ездивший в Москву с различными поручениями, сумел завоевать расположение фаворита царевны Софьи Василия Голицына . Когда его покровитель Самойлович попал в опалу, Мазепа при поддержке Голицына был избран гетманом Войска Запорожского на Левобережной Украине.

7. Падение Софьи и переход власти к Петру I на положении Мазепы не сказались. Более того, гетман вошёл в число приближённых царя. 8 февраля 1700 года Мазепа стал вторым кавалером учреждённого Петром ордена Андрея Первозванного. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».

8. Осенью 1707 года Иван Мазепа сказал приближённым: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Под «крайней нуждой» гетман понимал неизбежное военное поражение русского царя. До момента открытого перехода Мазепы на сторону Швеции Пётр I не раз получал на него доносы, но не верил им. Генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей , предупреждавший царя о предательстве Мазепы, был казнён за клевету на гетмана.

9. Пётр I, поражённый предательством Мазепы, повелел избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский . В ноябре 1708 года в Глухове Мазепу предали церковной анафеме, а затем учинили над ним символическую казнь. Чучело, изображавшее гетмана, было публично повешено палачом. Мазепу лишили всех его наград и владений, по приказу Петра I был изготовлен специальный Орден Иуды. Царь намеревался нацепить пятикилограммовый серебряный круг с изображением повесившегося на осине предателя Христа на шею пленённого Мазепы.

10. Официальный договор со шведским королём Карлом XII о борьбе против Петра I Мазепа подписал в апреле 1709 года, а уже в июне шведские войска были наголову разбиты в Полтавском сражении. Для семидесятилетнего гетмана-предателя это был полный крах. Сумев избежать плена, он укрылся в Бендерах на территории Османской империи. 22 сентября 1709 года он умер. 11 марта 1710 года Пётр I издал манифест, в котором категорически запрещалось попрекать «малороссийский народ» изменой Мазепы.

Мазепа был в Борзне. 21 октября Быстрицкий возвратился из шведского обоза и прибыл к гетману известить, что за ним вслед на другой день должно прибыть к Десне шведское войско. За Быстрицким явился в Борзне Войнаровский, убежавший ночью от Меншикова: он уведомил гетмана, что Меншиков едет в Борзну для свидания с умирающим гетманом. Мазепа, не дожидаясь Меншикова, поздно вечером поскакал в Батурин. На другой день Мазепа из Батурина пустился в Короб, а на третий, 24 октября, рано утром, переправился за Десну и поехал к королю с отрядом в 1500 человек; с ним были старшины, несколько полковников, сотников и значного товарищества. В селе Бахмаче Мазепа присягнул перед ними, что принял протекцию шведского короля не ради какой-нибудь приватной своей пользы, а для добра всей малороссийской отчизны и всего казачества. Со своей стороны, старшины и все бывшие там значные казаки присягнули, что принимают протекцию шведского короля и будут верны и послушны воле гетмана.

Меншиков не успел доехать до Борзны, как встретил на дороге великорусского полковника Анненкова, находившегося при гетмане, и узнал от него, что Мазепа уехал в Батурин. Меншиков повернул в Батурин и увидел, что по стенам Батуринского замка стояли вооруженные люди; мост был разведен. Меншиков посылает в Батурин Анненкова за объяснениями; но Анненкова не пускают. Меншиков едет в Короб, думает застать там гетмана, но на дороге узнает, что Мазепа уехал за Десну. Тут только Меншикову начала открываться тайна, и он понял, зачем ночью убежал от него Войнаровский; тайна эта стала делаться яснее, когда к Меншикову приехали из ближних мест сотники и просили защищать их от Мазепы, передавшегося неприятелю.

26-го октября из Макошина, где была переправа на Десне, Меншиков о поступке Мазепы известил государя, находившегося с армией в селе Погребках, также на Десне. Роковое известие об измене чрезвычайно поразило Петра своей неожиданностью. Государь тотчас послал к Меншикову приказание укреплять войском переправу на Десне, чтоб не допускать казаков идти за Мазепой, и 28-го октября написал ко всему малороссийскому народу манифест, извещавший об измене гетмана, предпринятой, как сказано в манифесте, для того, «дабы малороссийскую землю поработить под владение польское и церкви Божьи и святые монастыри отдать в унию»; давалось повеление генеральной и полковой старшине съезжаться в город Глухов для избрания вольными голосами нового гетмана. В заключение манифест извещал, что Петр уничтожает все поборы, наложенные бывшим гетманом на малороссийский народ.

Но и Мазепа, со своей стороны, старался подействовать на малоруссов. 30 октября он отправил к стародубскому полковнику Скоропадскому грамоту с изложением причин, побудивших его к переходу на сторону Карла XII. «Московская потенция уже давно имеет всезлобные намерения против нас, а в последнее время начала отбирать в свою область малороссийские города, выгонять из них ограбленных и доведенных до нищеты жителей и заселять своими войсками. Я имел от приятелей тайное предостережение, да и сам ясно вижу, что враг хочет нас, гетмана, всю старшину, полковников и все войсковое начальство прибрать к рукам в свою тиранскую неволю, искоренить имя запорожское и обратить всех в драгуны и солдаты, а весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству. По таким-то намерениям Меншиков и Голицын поспешали со своим войском и приглашали старшину в московские обозы. Я узнал об этом и понял, что бессильная и невоинственная московская потенция, спасаясь всегда бегством от непреоборимых шведских войск, вступила к нам не ради того, чтоб нас защищать от шведов, а чтобы огнем, грабежом и убийством истреблять нас. И вот, с согласия всей старшины, мы решились отдаться в протекцию шведского короля в надежде, что он оборонит нас от московского тиранского ига и не только возвратит нам права нашей вольности, но еще умножит и расширит; в этом его величество уверил нас своим неотменным королевским словом и данной на письме ассекурацией». В заключение, Мазепа приглашал Скоропадского действовать с собой заодно, искоренить московский гарнизон в Стародубе, а если бы это невозможно было, то уходить в Батурин, чтобы не попасться в московские руки.



Немедленно после разослания царского манифеста об избрании нового гетмана, Меншиков отправился с корпусом войска к Батурину, Мазепиной столице, где заперлись самые ярые сторонники Мазепы. Начальствовали над батуринским гарнизоном: полковник над сердюками Чечел, есаул Кенигсек, полтавский полковник Герцик и какой-то сотник Димитрий. Меншиков, подступивши к Батурину, отправил в город сотника Марковича с увещанием сдаться. Чечел, к которому привели Марковича, сказал, что они сдаваться не будут без указа своего гетмана; Чечел при этом показал вид, как будто не знает ничего об измене Мазепы. Вслед за Марковичем, на лодке по реке Сейму выплыл киевский воевода, князь Дмитрий Голицын. Чечел выслал к нему посланцев, и, когда Голицын стал их уговаривать, задорные мазепинцы начали со стен ругаться и стрелять из ружей. Тогда Меншиков велел войску переправляться и наводить мосты. Ночью осажденные прислали к Меншикову опять посольство; оно уверяло русского предводителя, что осажденные остаются верными царскому величеству и готовы пустить его войска в замок, но просят три дня срока. Меншиков понял, что это хитрость. Изменники рассчитывали, что к ним придут шведы на помощь. Меншиков дал им сроку только до утра. В 6 часов другого утра Меншиков сделал приступ и приказал истреблять в замке всех без различия, не исключая и младенцев, но оставлять в живых начальников, для предания их казни. Все имущество батуринцев отдавалось заранее солдатам, только орудия должны были сделаться казенным достоянием. В продолжение двух часов все было окончено: гетманский дворец, службы и дворы старшин - все было превращено в пепел. Все живое было истреблено. Кенигсек взят в плен жестоко раненым; Чечел бежал, но пойман был в ближнем селе казаками и доставлен Меншикову.

6 ноября съехалось в Глухов духовенство, в том числе киевский митрополит и два архиерея: черниговский Иоанн Максимович и переяславльский Захарий Корнилович; было четыре полковника, оставшихся верными: стародубский - Иван Скоропадский, черниговский - Павел Полуботок, переяславльский - Томара и нежинский - Жураховский; они прибыли с сотниками и казаками своих полков. После предварительного молебствия, ближний боярин князь Григорий Федорович Долгорукий открыл выбор гетмана по старинным обычаям, наблюдавшимся со времени присоединения малорусского края к России. Бывшая здесь старшина предложила в гетманы Скоропадского, зная, что государю угодно его сделать гетманом. Скоропадский, соблюдая давний казацкий обычай, отказывался, признавал себя недостойным такой чести, отговаривался своей старостью и советовал выбрать в гетманы молодого и заслуженного человека. Многие казаки тогда же указали на Полуботка, но вслед за тем должны были оставить намерение избрать этого человека, потому что Петр не утвердил бы его, отозвавшись перед тем о личности Полуботка такими словами: «Он очень хитр и может уравниться Мазепе». Итак, избран был Скоропадский. По избрании, он присягнул в церкви, а потом получал поздравления от царя и ближних вельмож. Через несколько дней после избрания, 12 ноября, в соборной Троицкой церкви после литургии и соборного молебна совершен был обряд проклятия Мазепы, сочиненный, вероятно, самим Петром. Духовенство пропело над портретом Мазепы, украшенным орденом Андрея Первозванного, трижды анафему его имени. По совершении проклятия, палач потащил портрет по улице веревкой и повесил на виселице. На другой день после того совершена была казнь над Чечелом и другими мазепинцами, взятыми в Батурине. Духовенство распорядилось, чтобы по всей Малороссии на церковных дверях прибито было объявление, извещавшее, что Мазепа со всеми своими единомышленниками, приставшими ко врагам, отвержен от церкви и проклят. Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от церкви и от причащения Святых Тайн всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю.

Из приставших к Мазепе полковников, миргородский полковник Данило Павлович Апостол и компанейский полковник Игнатий Галаган отстали от шведов в конце ноября. Апостол был издавна в недружелюбных отношениях к Мазепе; перед изменой, он, как видно, помирился с гетманом, вместе с ним перешел к шведам, а теперь явился к царю Петру со словесным предложением от Мазепы послужить царю, пользуясь своим настоящим положением. Судя по сохранившемуся ответу Головкина, Апостол от Мазепы привез даже предложение о доставлении в русские руки «известной, главнейшей особы», вероятно, разумея под этой особой Карла XII. Неизвестно, точно ли посылал Мазепа такое предложение; быть может, Апостол и сам выдумал это. Вслед за Апостолом, и Галаган явился с таким же словесным предложением. Он был представлен лично Петру в Лебедине, куда перенесена была главная квартира. «Как, и ты с Мазепой изменил мне и убежал?» - спросил его Петр. «Я не бежал, - ответил Галаган, - но виноват тем, что допустил Мазепу обмануть себя. Я по приказанию шел со своим полком, думая, что веду его против неприятеля, и уже в виду неприятельского войска узнал, куда меня ведут. Меня принудили присягнуть на верную службу шведскому королю, но присяга невольная только на словах: как только неприятель перестал наблюдать над нами, так я и убежал служить своему государю! Твоя воля; прости и дозволь умереть на твоей службе». - «Прощаю, - сказал Петр, - смотри только, не сделай со мной такой шутки, как с Карлом».

Малорусский народ решительно не пристал к замыслу гетмана и нимало не сочувствовал ему. За Мазепой перешли к неприятелям только старшины, но и из тех многие бежали от него, лишь узнали, что надежда на шведского короля плоха и что Карл, если бы даже и хотел, не мог доставить Малороссии независимости. Таким образом, в 1709 году убежали от Мазепы: генеральный судья Чуйкевич, генеральный есаул Дмитрий Максимович, лубенский полковник Зеленский, Кожуховский, Андрияш, Покотило, Гамалия, Невинчанный, Лизогуб, Григорович, Сулима. Хотя они явились уже после срока, назначенного Петром для амнистии, и ясно было, что отвернулись от шведского короля только тогда, когда увидали, что дело его проигрывается, но Петр не казнил их смертью, заменив ее ссылкой в Сибирь. Зато Петр вспомнил о Палии и велел его привезти из Сибири. Палий участвовал в Полтавской битве, хотя старость и тяжелая ссылка сделали его до такой степени дряхлым, что он без помощи других не мог садиться на лошадь. Последовала милость вдове и детям казненного Кочубея. 15 декабря 1708 года новый гетман Иван Скоропадский приказывал возвратить вдове Кочубеевой Любови, урожденной Жук, и детям ее все села, числившиеся в полках Полтавском, Нежинском и Стародубском, и один хутор на правой стороне Днепра, принадлежавшие в собственность покойному генеральному судье.Мазепе было не совсем хорошо у шведского короля: малоруссы, вместо того чтобы встречать шведов как избавителей от московской неволи, на каждом шагу сопротивлялись им; не только казаки, составлявшие военное сословие, но и посполитые люди собирались шайками, нападали на шведские отряды, ловили и представляли царю посланцев, ездивших по краю с возмутительными воззваниями Карла XII и Мазепы. Шведы поставляли это на вид Мазепе, начинали подозревать, что и сам гетман при случае уйдет от них и попытается получить царское прощение. Мазепа содержался у них как бы под незаметным для него самого караулом, тогда как увлеченные им малоруссы один за другим то и дело уходили из шведского обоза. Только запорожцы составляли исключение; они явились к Карлу в числе 3000, под начальством своего кошевого, Кости Гордиенко, и с первого же раза поразили шведов своим буйством и дикостью: когда в первый раз они были приглашены в палатку Мазепы к обеду, то перепились до безобразия и начали тащить со стола посуду. Кто-то заметил им, что не годится так грабить. Запорожцы за это замечание тотчас же зарезали неловкого нравоучителя.

Мало выгод ощущали для себя шведы от перехода на их сторону Мазепы. Всю зиму и весну, пребывая в Малороссии, они претерпевали ряд неудач; только местечко Веприк и город Ромны удалось им взять, да и то с большими потерями. Совершилась знаменитая Полтавская битва. Карл бежал, с ним бежал Мазепа. Они очутились в турецких владениях. Петру очень хотелось достать изменника в свои руки, и он досадовал, когда при переправе через Днепр у Переволочной не удалось русскому войску захватить Мазепу. Желание казнить своего врага было так велико у Петра, что, вопреки своей обычной бережливости, государь предлагал турецкому великому муфтию 300000 талеров, если он силой своего духовного значения убедит султана выдать изменника. Попытка Петра не удалась, и едва ли могла удаться, так как и в своем изгнании Мазепа был еще богат. Во все время своего гетманства, щедро строивши и украшавши церкви, он успел собрать большие сокровища: из них многое хранилось в Киево-Печерском монастыре и в Белой Церкви и досталось царю; Петр побуждал всех малоруссов отыскивать еще и сообщать правительству о всяком достоянии гетмана, обещая доносителю половину указанного им имущества, принадлежавшего изменнику. И все-таки Мазепа успел захватить с собой огромные, по тому времени, денежные суммы. Он имел возможность уже в своем изгнании дать Карлу XII взаймы 240000 талеров, а после смерти Мазепы, как говорят, найдено было с ним 160000 червонцев, кроме серебряной утвари и разных украшений.

Мазепа скончался 18 марта 1710 года, от старческого истощения, в селе Варнице, близ Бендер. Его тело, отпетое в сельской церкви, в присутствии шведского короля, отвезено было и погребено в древнем монастыре Св. Георгия, расположенном на самом берегу Дуная, близ Галаца.

Мазепа, как историческая личность, во многих отношениях представляет собой замечательный, выдающийся из ряда, тип своего времени и того общества, в котором он воспитался и действовал политически. Прекрасная характеристика его, сделанная современником архиепископом Феофаном Прокоповичем, и многие черты, выказавшиеся в различных случаях его жизни, дают нам возможность до известной степени понять, что такое был это за человек. Едва ли мы ошибемся, если скажем, что это был человек чрезвычайно лживый. Под наружным видом правдивости он был способен представиться не тем, чем он был на самом деле, не только в глазах людей простодушных и легко поддающихся обману, но и пред самыми проницательными. При таком-то качестве он мог прельстить Петра Великого и в продолжение многих лет заставить признавать себя человеком самым преданным русскому престолу и русскому государству. Мазепа носил постоянно на себе отпечаток того простосердечия, который лежит в характере и приемах малоруссов, показывал всегда отвращение к хитрости и коварству, часто отличался добродушной веселостью, всех любил угощать и казалось, будто у него все сердце нараспашку; через то он располагал к откровенности своих гостей и приятелей и выведывал от них все, что ему нужно было. Он был очень щедр для всякого, с кем имел дело, но в то же время не стеснялся ни перед какими средствами и путями для приобретения себе богатств, которые так же легко растрачивал, как бесцеремонно собирал: одних обобрать, других наделить - то была черта его, общая более или менее польским панам. Он был чрезвычайно набожен, благодетельствовал церквям, покровительствовал духовенству, раздавал милостыню; большая часть первоклассных церквей в Киеве и в других местах Малороссии принуждена до сих пор поминать, в числе рачительных благодетелей, Мазепу, хотя и не смея произнести его заклейменного анафемой имени. Едва ли можно согласиться с теми, которые впоследствии толковали, будто Мазепа делал это для того, чтоб укрыть свое расположение к католичеству; в его православности нет повода сомневаться: но его религиозность, ограничиваясь наружными подвигами благочестия, носила на себе характер той же внутренней лжи, которая заметна во всех поступках Мазепы: с такими чертами он является и в своей трагикомедии с Фальбовским, и в отношениях к Самойловичу, и в деле с Палием, и в деле с Кочубеем и его дочерью, и в угодливости Голицыну, и в отношениях к Петру, и в своих приемах, предшествовавших его измене. Мазепа часто казался болезненным, часто советовался с врачами, часто лежал в постели по нескольку дней, весь обложенный пластырями, тяжело стонал и охал; даже говорил, что приказывает делать себе гроб, и другие, глядя на него, были в то время уверены, что не сегодня-завтра гетман скончается, когда на самом деле гетман был здоров. Перед царем, выхваляя свою верность, он лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева. Его переход на шведскую сторону, по всем соображениям, едва ли можно признать следствием давнего умысла или, как иные объясняли - личной привязанности к Польше и тайному намерению подвести народ малорусский под польскую власть. Мазепа, по воспитанию и нравственным понятиям, действительно был поляк до костей, но чтобы он был предан политическим видам Польши, до готовности жертвовать им своим отечеством, на это нет никаких данных, и напротив, все показывает, что Мазепа, как малорусс, питал и лелеял в себе желание политической независимости своей родины, и это всего нагляднее проявляется в той думе, которую Кочубей представил как свидетельство неблагонамеренных чувствований Мазепы. В этом желании Мазепа не расходился ни с прежними гетманами, ни со своими современниками, насколько их занимали политические обстоятельства. Мазепа увидел возможность осуществить давнее задушевное желание и ухватился за него. Многое могло давать ему надежду, что не Петр над Карлом, а Карл над Петром одержит верх в продолжительной борьбе, которую вели между собой два государя. Мазепе казалось, что в то время сама судьба посылала Малороссии такой случай, которого нелегко и нескоро можно было дождаться. Владения шведского короля были далеко от Малороссии, и Карл XII, имея повод, для собственной выгоды, стараться освободить Малороссию от России и образовать из нее независимое государство, не мог, если бы и хотел, простирать на нее честолюбивый замысел; присоединять же Малороссию к Польше для шведского короля было не только невыгодно, но и опасно, после того как предшественники Карла принуждены были вести войны с Польшей и стараться обессилить Речь Посполитую отнятием у нее областей. Многое, таким образом, побуждало Мазепу, в критических обстоятельствах борьбы между двумя соседями Малороссии, пристать к Карлу XII. Но Мазепа плохо рассчитал как на способности Петра, которому он делался соперником, так еще более на расположение подчиненных ему малоруссов. Он не обратил достодолжного внимания на давнюю вражду, существовавшую в Малороссии между значными и поспольством, между всякого рода старшиной, как генеральной, так и полковой, и простыми казаками, между помещиками и рабочим людом, между казачеством и всем тем, что оставалось за пределами казачества и искало равных и одинаких прав для всех туземных обитателей края, одним словом, - между всем, что выдвигалось из уровня массы, и всей остальной массой народа. Все, что исходило от первых, непременно находило себе противодействие в народной массе; от этого, тогда как люди, способные к политическим замыслам, готовы были хвататься за всякое средство, чтобы освободиться из-под власти русского правительства над Малороссией, - вся масса малоруссов готова была держаться русского правительства уже потому, что враждебная для нее партия хотела избавиться от власти этого правительства. Малорусские политики, воспитанные в духе польской культуры, не могли пленить народ никакой идеей политической независимости, так как у народа составились свои собственные социальные идеалы, никак не вязавшиеся с тем, что могли дать народу люди с польскими понятиями. Если эти политики и не думали возвращать Малороссию в рабство польских панов, а мечтали о независимом малорусском государстве, то все-таки такое государство, созданное ими под влиянием усвоенных ими понятий, было бы в сущности подобием польской Речи Посполитой. Не желая отдавать Малороссию Польше, они бы невольно создали из нее другую Польшу, а этого народ малорусский не хотел, хотя бы при какой угодно политической независимости.

1639 года в с.Мазепинцы под Белой Церковью на Киевщине, умер 21 сентября 1709 года в возле н. п. Бендеры в Молдове. Самый известный гетман Войска Запорожского (1687-1708), ставший героем для украинских патриотов и предателем для России, князь Священной Римской Империи.

Логику россиян о Мазепе понять не сложно: "Мазепа был любимцем Петра I, обласканный властью", кавалер №2 Высшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного с бриллиантами (первым был генерал-фельдмаршал Головин, сам Петр I получил орден за №6, Меньшиков - №7), был богатейшим человеком в Украине с неограниченной властью, все имел и... все потерял, когда "предал Москву в самый ответственный момент Северной войны", перейдя на сторону Карла XII. Спрашивается, что ему не хватало? У россиян нет ответа на данный вопрос, ответ есть у украинцев.

Почему Иван Мазепа - герой Украины.

1-й подвиг Ивана Мазепы: Родина выше собственной выгоды и личного счастья. Чтобы понять Ивана Мазепу, россиянам нужно вспомнить

Сколько добровольцев ушло осенью-зимой 1941 г. на фронт и погибло, будучи талантливыми педагогами, физиками, хлеборобами, но не красноармейцами, поставив интересы страны выше личных в минуты смертельного лиха;

Сколько сотен (!) тысяч украинцев весной и летом 2014 г. вступило в добровольческие батальоны, Нацгвардию, ВСУ, стали волонтерами и просто помогали армии чем могли, чтобы защитить независимость Украины, рискуя и погибая, получая инвалидность, передавая с трудом заработанные средства для армии, которая из "голой и босой" стала одной из лучший в всего за 1,5 года.

Патриотизм выше рассудка и здравого смысла и тогда и сейчас, а и - это разные нации. Этот тезис помогает понять, почему после Переяславской Рады 1654 и смерти Богдана Хмельницкого (1657)

За 30 последующих лет Россию "предали" более десятка (!) украинских гетманов (Выговский (1657-1659), Юрий Хмельницкий (1659-1662), Яким Сомко, Иван Брюховецкий, Остап Гоголь, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко, Самойло Самусь, Иван Самойлович и др.). Гетманы менялись, как в калейдоскопе и каждый пытался... "предать", выведя себя и подконтрольную территорию из-под Кремля. Почему? Ответ прост: гетманы считали московского царя временным союзником, а не своим сувереном и господином и "предавали" его каждый раз, как только пыталась закрепиться на украинской земле, показав "кто в доме хозяин";

На этом фоне "предательство Мазепы" выглядит типичным поведением украинского гетмана и его окружения, которые помнили времена до "присоединения к Москве" (50 лет назад) и своих старших побратимов, которые за эти 50 лет более десятка раз пытались выйти из-под контроля Москвы;

Бурная реакция россиян так же понятна: в отличие от предыдущего десятка "предателей-гетманов", они считали Мазепу "своим", "пригретым", "обласканным", "награжденным", чей поступок уйти из-под власти Москвы был для них полной неожиданностью.

Главное отличие Ивана Мазепы от предшественников в том, что он многие годы готовился к этому шагу, о чем свидетельствует вся его деятельность за 21 год гетманства в Украине (1687-1708).

2-й подвиг Ивана Мазепы: прекращение гражданской войны ("Великой Руины" 1657-1687) и возрождение экономики и политического влияния Украины в мире.

Прекращение войн и набегов

- позволило начать экономическое возрождение украинских земель , чьи посевы не жгли каратели и кочевники, женщин и детей не угоняли в рабство, а мужчины не убивали друг друга в междуусобице;

- Мазепа пытался установить "гражданский мир" на Гетманщине , широко раздавая казацкой старшине земли (об этом свидетельствуют гетманские универсалы Василию Борковскому, Прокопа Левенцу, Михаилу Миклашевский, Ивану Скоропадскому и др.), одновременно защищая интересы простых казаков и простолюдинов, что было зафиксировано универсалами от 1691, 1692, 1693, 1701 и других, в которых регулировались вопросы и отработка;

- Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины , что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском 1689 года. Произошло это, благодаря дипломатическому подходу Мазепы, который сумел наладить отношения как с царевной Софьей и фактическим руководителем московского князя Голицина, а также с их преемником - царем Петром I.

Несмотря на запрет международных дипломатических отношений, зафиксированного в "Коломацких статьях", соглашении между Украиной и Московским государством, подписанным во время избрания Мазепы гетманом, он имел многочисленные связи с монархическими дворами Европы, в частности, Веттинов в , Гираев в Крыму и др. С целью обороны южных границ построил крепости на юге Украины, в частности, Новобогородицкую и Ново-Сергиевского на реке Самара.

3-й подвиг Ивана Мазепы: развитие образования для развития государства. Он постоянно опекал множество учебных заведений, за своисредства строил корпуса Киево-Могилянской академии и Черниговского коллегиума, которые позже также были обогащены современными на то время библиотеками редкими рукописями.

Для развития культуры того времени большое значение имели мероприятия гетмана по изданию произведений украинской литературы, в частности, произведений Афанасия Зарудного, Дмитрия Туптало, Григория Двоеслова и многих других.

Косвенно деятельность Мазепы сказалась и на развитии архитектуры и изобразительного искусства, дало основание ученым-искусствоведам говорить о возникновении в Украине в конце XVII - начале XVIII в. уникального стиля - "мазепинского барокко". Кроме того, целенаправленная политика Мазепы привела к общему возрождению, которое сказалось не только на развитии всех отраслей искусства, но и в сфере философии, теологии, общественных и естественных наук.

4-й подвиг Ивана Мазепы: поддержка украинской церкви, как будущей идеологической опоры украинского государства . За счет самого Ивана Мазепы было построено, отрестраврировано и преображено огромное количество церковных сооружений. Самыми известными из них были здания в таких монастырях, как Киево-Печерская Лавра, Пустынно-Николаевский, Братский Богоявленский, Кириловский, Золотоверхо-Михайловский, Черниговский Троицко-Ильинский, Лубенский Мгарский, Густинский, Батуринский Крупницкий, Глуховский, Петропавловская, Домницкий, Макошинский, Бахмачский, Каменский, Любецкий, кафедральные соборы в Киеве - Святой , Переяславе и Чернигове, церкви в Батурине, и другие.

Иван Мазепа также занимался состоянием православной церкви за пределами Украины. Среди подарков, сделанных Мазепой иностранным Московского Патриархата, наиболее известна серебряная плащаница, что сохраняется в алтаре греческого православного собора Воскресения при Гробе Господнем в и используется только в особо торжественных случаях. Другим известным подарком было Евангелие 1708, переписанное и украшенное гравюрами средства для богослужебного использования православных сирийцев г. Алеппо. Кроме этих подарков, гетман выделял определенные средства на милостыни и помощь христианам за рубежом. Всего, по подсчетам казацкой старшины, сделанными сразу после смерти Мазепы, за 20 лет своего правления гетман на меценатские цели потратил не менее 1 110 900 дукатов, 9 243 000 злотых и 186 000 империалов.

5-й подвиг Ивана Мазепы: его жизнь и смерть... прославили Украину. По сей день Мазепа - самый популярный украинец в мире , обошедший все последующие поколения украинцев от до и президентов независимой Украины. Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведения, 17 литературных произведений, шесть скульптур. Среди наиболее известных произведений - гравюры И. Мигуры, И. Щирского, Д. Галяховского, Л. Тарасевича, М. Бернингротга; портреты неизвестных художников XVII - начала XVIII в., хранящихся в музеях Украины; полотна историко-легендарного содержания известных художников А. Деверия, Ю. Коссака, Л. Булянже, Г. Верне, Т. Жерико, Е. Делакруа, Е. Харпентера, М. Геримського; поэтические и прозаические произведения Дж. Байрона, Гюго, Ю. Словацкого, А. Пушкина, Ф. Булгарина, Г. Асаки; музыкальные инструментальные и оперные произведения П. Сокольского, К. Педротти, Ш. Пурни, Дж.В. Гинтона, Ф. Педреля, П. Чайковского, М. Гранваль, Ф. Листа, Ж. Матиаса, О. Титова, С. Рахманинова.

Что дало бы Украине поражение России в Северной войне против Швеции.

Иван Мазепа использовал опыт гетмана Петра Дорошенко - на несколько лет Украине от Москвы после Переяславской рады для чего заключил союзный договор с Турцией.

Северная война 1700-1721 Швеции с Россией давала уникальный шанс Украине получить независимость от Кремля, т.к.

1. первым предал... Петр 1, когда в 1706г. Карл XII разгромил польские войска российского союзника и ставленника короля Августа, принудил того отречься от польской короны (1706 год), а нового короля Станислава Лещинского заставил объявить войну России. Над Украиной нависла угроза польской при поддержке войск Карла XII), Мазепа обратился к Петру за помощью. Но царь, в то время ожидавший наступления шведов, ответил: "Я не дам и десяти солдат. Защищайся, как знаешь".

2. в случае поражения России, Швеция могла передать Украину под протекторат своего союзника - Польши, как прекрасный трофей в войне (саму Швецию далекая практически не интересовала)

3. в случае совместной победы Швеции с и Украиной, гетманщина получала долгожданную независимость

4. в украинских землях росло недовольство "чужой войной" на которую по требованию Москвы Иван Мазепа посылал все новые и новые казачьи подразделения, которые несли до 60% потерь в боях с лучшей на тот момент армией Европы во главе которой стоял Карл XII.

Критический момент выбора настал для Мазепы в октябре 1708 года, когда Карл XII начал свой поход на Москву не через (в лесных массивах шведы несли потери от "партизанских ударов), а через лесостепь Украины. Мазепа принял решение перейти на сторону Швеции.

Подобные отношения были характерны для того времени в Европе: если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В итоге 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее:

1) Карл XII обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой государством Европы с титулом княжества;

2) территория независимого украинского княжества расширялась за счет отвоеванных от России украинских земли;

3) гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права;

4) Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана;

5) на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. для размещения гарнизонов

Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В Полтавской битве шведская армия проиграла, остатки войск Мазепы ушли в Молдову, где предводитель украинских казаков умер 21 сентября 1709 года

- Иван Мазепа принадлежал к семье известной правобережной украинской шляхты. Начальное образование получил в школе Киевского братства, впоследствии окончил Киево-Могилянский коллегиум и Иезуитскую коллегию в Варшаве. В течение трех лет учился в , и Голландии, где получил блестящее европейское образование, опыт европейской политической и культурной жизни. Знал несколько иностранных языков;

- Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно держал гетманскую булаву в течение почти 22 лет (8081 день). Этот период характеризовался экономическим развитием Украины-Гетманщины, стабилизацией социальной ситуации, подъемом церковно-религиозной жизни и культуры;

В начале XVIII века в условиях Северной войны (1700-1721) Иван Мазепа в союзничестве с польским королем Станиславом Лещинским, а также шведским королем Карлом XII предпринял попытку реализовать свой военно-политический проект. Главной целью данного проекта был выход из-под протектората Московского государства и образования на украинских землях независимого государства;

- целью Мазепы как гетмана Войска Запорожского было объединение казацких земель Левобережья, Правобережья, и, если возможно, Слобожанщины и Ханской Украины в составе единого Украинского государства, установление прочной автократической гетманской власти в становой государстве европейского типа с сохранением традиционной системы казацкого устройства.

Иван Мазепа глазами художника Юрия Журавель.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель так увидел Ивана Мазепу:

Биография Ивана Мазепы.

1659 год - после вернулся после обучения в Речь Посполитую;

1662-1669 годы - король Ян-Казимир поручал Мазепе несколько различных дипломатических миссий в Украине, Османской империи, Московии;

С 1663 года Иван Мазепа жил в родовом имении в селе Мазепинцы;

Конец 1669 года - вступил на службу к гетману Петру Дорошенко, что стало "переломным моментом" в жизни и деятельности будущего гетмана, который с тех пор полностью отдал себя украинскому государственному делу;

1668-1669 годы - женился;

После 1674 года Мазепа исполнял обязанности генерального есаула. Принимал участие в войне Дорошенко как союзника Османской империи против Речи Посполитой (поход на Галичину 1672);

Июнь 1674 года - Порошенко послал Мазепу в и Османской империи, дал татарский эскорт, несколько пленных казаков с Левобережья, предназначенных в подарок хану и султана чиновникам. Во время путешествия у реки Ингул Мазепа попал в руки запорожцев, которые могли его убить; кошевой атаман узнал Мазепу и спас;

Июль 1674 года - гетман Левобережной Украины Иван Самойлович, узнав об этом, потребовал у Сирка выдать ему Мазепу. Сирко сначала отказал, но под давлением московского правительства вынужден был отправить Мазепу в Батурин. Своим опытом в международных делах, безупречными манерами Мазепа убедил Самойловича сделать его доверенным лицом (был избран военным есаулом);

1687 год - в руки Мазепы попала гетманская булава после того, как Самойлович был сброшен с гетманства и отправлен в Сибирь;

28 октября 1708 года - Мазепа надеялся предотвратить разграбление своей земли королем Карлом XII, который пришел в Украину. Поэтому он перешел на сторону Шведов. Вместе с ним перешли и три тысячи казаков. Через несколько дней после этого Батурин был уничтожен русскими войсками;

Июнь 1709 года - Мазепа и Карл XII бежали в Молдову, которая на то время принадлежала Османской империи;

.

Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Его общественное, а теперь уже, к сожалению, и церковное обсуждение вызвано выступлением на одном из телевизионных каналов раскольнического лже архиепископа Дмитрия Рудюка. Поэтому нельзя не задаться другим вопросом: кому и зачем необходимо сегодня церковно реабилитировать отлученного от святой Церкви почти 300 лет назад клятвопреступника?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине. Если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь – погрешима, наложенная ею анафема – вещь весьма относительная. Коль скоро сама эта Церковь признаёт недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная той же Церковью иному клятвопреступнику – Михаилу Антоновичу Денисенко (лже-патриарху Филарету). Снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, причем, с максимальным использованием украинской государственной пропагандистской машины, как признание священноначалием нашей Церкви того, что Русская Православная Церковь – это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случаи с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: «С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы. Вы ведь сами признали, что московская Церковь может анафематствовать только за любовь к Украине». Лучшего подарка автору книги «Неправда московских анафем» и худшего удара по канонической Православной Церкви трудно представить.

Подтверждением сказанному является статья некоего А. Стародуба в украинской газете «Зеркало недели», в которой, в частности, говорится: «Параллели между отлучением Филарета и отлучением гетмана Мазепы проводились, без преувеличения, в десятках статей в периодике того периода (конца 1990-х годовю. – А.Н. ). Наиболее выразительной из них можно считать статью Оксаны Хомчук “Мазепа и Филарет”, опубликованную в журнале “Українці Америки за Київський Патріархат” и сразу переизданную в Киеве отдельной брошюркой. Сравнив жизненный путь и особенности карьеры гетмана Мазепы и митрополита Филарета, она находит, что “повторення долі, подвигу, кари та обставин є просто разючими… Через 289 років після знаменитої анатеми, кинутої 23 листопада 1708 року на славу і гордість українського народу – великого гетьмана Івана Мазепу, Російська Церква виклинає патріарха України. А ми можемо лише спантеличено признати, що як нація допустили біль і ганьбу повторення. Що 289 років пішло на те, щоб колесо української історії обернулося і стало”, – писала она» .

Кроме того, таким шагом (который, уверен, не состоится) священноначалие УПЦ МП признало бы справедливость действий Денисенко, который в 1990-е годы торжественно снял с Мазепы анафему, показало бы, что оно с большим опозданием следует в фарватере «прогрессивного» «патриарха» Филарета.

Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия.

1. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления.

Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана.

Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную» .

Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.

25-е Апостольское правило говорит о клятвопреступлении клириков: «Епископ, или пресвитер, или диакон… в клятвопреступлении… обличенный, да будет извержен от священного чина» . То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима (Милаша): «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» .

Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия . Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам – таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия . Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе…

Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни (историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам ). Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь.

Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» .

Следующие факты подтверждают слова анафемы.

А. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили )» .

Б. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г., декабря 1-го» содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы «под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли » .

В. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». «Наглядный пример – иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» .

Разорение храмов, осквернение святых икон – это тоже политика?

Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. «Темже яко сын погибели, – гласит текст анафемы, – за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят» .

Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная (разумеется, до ее отпадения) предавала анафеме бунтовщиков и изменников.

Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский (г. Милан, Италия) отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи .

«На V Толедском Соборе (633 г.) поражались анафемою все домогавшиеся царского сана, без всяких на то прав по своему происхождению… а также злословившие государя» .

«О греках известно, что анафема дерзающим на бунт произносилась в ХI–ХIV веках… Так подпал анафеме в XII столетии, по свидетельству византийского историка Киннама, Андроник Мануил. “Этот изменник, враг отечества делал из Персии частые набеги на Римские пределы, поработил множество людей и военную добычу передавал персам, за что Церковию был предан анафеме” (Иоанн Киннам. Визант. историки. Изд. Спб. Дух. Акад., 1859 г. Т. I, стр. 278)» .

Поразительно, сколь похожи причины предания анафеме Андроника Мануила Константинопольской Церковью в XII веке и Мазепы Русской Церковью в XVIII веке!

Общеизвестно, что Русской Православной Церковью в течение истории предавались анафеме самозванец Лжедмитрий – Гришка Отрепьев, Степан Разин, Емельян Пугачев. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме.

Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе – это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви.

2. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение.

И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» .

Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором.

В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями – Черниговским Иоанном (Максимовичем) и Переяславльским Захарией (Корниловичем). «Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых таин всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю» . Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных?

Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом (по крайней мере, кафедральном) храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? А ведь среди архиереев, провозглашавших за этот период анафему Мазепе, были такие великие святые, как святители Филарет и Иннокентий Московские, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Иннокентий (Борисов) Херсонский и Одесский и др.

3. Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе.

Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева . Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца?

Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» . Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора?

4. Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.п.

Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.

Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император.

И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви.

Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Третьем рейхе, а в 1936–1938 годы построило на свои деньги для Русской Церкви новый берлинский кафедральный собор Воскресения Христова. С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.п. В 1939 году в Бреслау (Силезия) на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт . Трудно даже сказать, кто больше потрудился – Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы.

5. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов.

Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой – Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи.

В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А.С. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.

6. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония (Храповицкого) один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви.

Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того.

Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви.

Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Каролом ХІІ и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день». В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.

И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»…

И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»…

Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку» .

Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. До революции служба «О Полтавской победе» торжественно совершалась в Русской Православной Церкви. Она является бденной. Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они должны открыто заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение.

Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в «Послании восточных патриархов» о всех богослужебных книгах Православной Церкви: «Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи , не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами» .

Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы «аргументы» в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать.

В октябре 1708 года, когда Карл XIIотклонился от прямого путина Москву и повернул войска на Украину, Мазепа, совершенно открыто, прежде всего, надеясь сохранить свою страну от опустошения, переходит на сторону шведов. За ним последовали 3 тыс. казаков и многие видные старшины.

Это шаг в значительной степени был обусловлен тем, что гетман и часть казацкой старшины с самого начала Северной войны убеждались в том, что царское правительство не считалось с интересами Украины и проводило курс, направленный на ликвидацию политической автономии украинских земель. В этих условиях они искали выход с целью сохранения государственности Украины и своей власти. В конечном счете, у Мазепы созрел план освобождения украинских земель из-под власти России с помощью шведов.

Подобные отношения были характерны для того времени в Европе. Если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого.

В 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее: 1)шведский король обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой державой с титулом княжества; 2)территорию независимой Украины должны были составлять отвоеванные от России украинские земли; 3)гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права; 4)Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана; 5)на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др.

Во время похода Мазепа обратился к народу Украины с воззванием. Суть воззвания:

Продолжение войны отрицательно отразится на положении Украины. Если победу одержит Швеция, то Украина может быть возвращена Польше. Если победит Петр I, то он окончательно ликвидирует автономию украинских территорий.

В сложившейся ситуации Украине выгодно будет избежать сражения. Это возможно в том случае, если казачество перестанет поддерживать царя и перейдет на сторону Шведов, но не обязательно воевать на их стороне. Этот переход вынудит Петра I идти на мирные переговоры.

В случае подписания мира Украина сможет добиться самостоятельности, которую признает Швеция и готовы поддержать Германия и Франция.

Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек.

В октябре 1708 года Мазепа, генеральная старшина, 7 из 12 полковников и 4 тыс. казаков перешли в лагерь шведов.

Петр I конечно же сильно удивился и в ответ в манифесте к украинскому народу обвинил Мазепу в предательстве якобы в его намерении вернуть Украину под власть Польши. При этом царь призвал население Украины к борьбе против шведских интервентов. Несколько дней спустя командующий российскими войсками в Украине князь Меньшиков напал на гетманскую столицу Батурин и вырезал все 6 тыс. ее жителей, включая женщин и детей. Слухи о батуринской резне и устроенная российскими войсками по всей Украине кампания террора (по малейшему подозрению в симпатиях к "бунтовщику" любой мог быть подвергнут аресту и казни) изменили планы многих предполагаемых сторонников Мазепы. Тем временем Петр I приказал той старшине, что не пошла за Мазепой, избрать себе нового гетмана, и 11 ноября 1708 года им стал И.Скоропадский.

Так или иначе, многие украинцы за Мазепой не пошли. Ужасная участь Батурина напугала их. Крупной единственной силой, которая сразу и безоговорочно перешла на сторону гетмана, как ни странно, были запорожцы: ненавистный элитарист Мазепа представлялся им все же меньшим злом, чем еще более ненавистный царь. И они дорого поплатились за свое решение. В мае 1709 года российские войска разрушили Сечь. Царь издал постоянно действующий указ: каждого пойманного запорожца казнить на месте. Часть сечевиков спаслась, основав Новую Сечь, в урочище Олешки, контролируемом Крымским ханством.

Духовенство предало анафеме Мазепу, следуя указанию Петра I. Все эти меры царского правительства были направлены на уничтожение украинского сепаратизма и окончательное покорение населения Украины.

Надежды Карла XII предоставить отдых своим войскам в Украине, обеспечить их всем необходимым и усилить казацкими войсками, не оправдались. Основная масса казаков, крестьяне и мещане не поняли и не поддержали намерений Мазепы. Более того, они начали партизанскую войну против шведов, вместе с российскими войсками защищали города и села.

Весной 1709 года Карл XII решил начать наступление на Москву через Харьков и Курск. Серьезной преградой на этом пути стала Полтава. Полтавская битва–одно из самых решающих сражений во всей европейской истории–была выиграна Петром I. Россия, получив выход к Балтийскому морю, начала превращаться в одну из великих европейских держав. Относительно украинцев, то Полтавская битва положила конец их попыткам порвать с Россией. Отныне полное поглощение Гетманщины набирающей силу Российской империей становилось лишь делом времени.

События, происходившие последние пол года, разрушили все надежды И.Мазепы.

Мазепа и Карл XIIс остатком своих войск вынуждены были бежать на молдавскую землю. Здесь, в Бендерах, 22 сентября 1709 года тяжело больной, 70-летний Иван Мазепа, удрученный постигшими его под конец жизни несчастиями, умер.

Таким образом, война легла тяжелым бременем на плечи трудящихся, являлась по своему содержанию и целям совершенно чуждой интересам Украины, разрушала ее экономический потенциал, особенно торговлю. Также можно сказать, что проводимые Петром Iмногочисленные реформы оказывали и позитивное влияние на развитие народного хозяйства Украины. А появление шведов на украинских землях и их разгром под Полтавой стали переломным событием в Северной войне в пользу России. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крахом его планов в отношении достижения независимости Украины.

IV .Гетман И.Мазепа–предатель или борец за национально освобождение?

Русское правительство использовало союз Мазепы со шведским королем, как удобный повод к ускорению ликвидации украинской автономии, как оправдание резких действий и решительных, не считавшихся ни с какими правами и претендентами.

Для этого политический шаг Мазепы был раздут как поступок небывалый и чрезвычайный. Но в действительности в этом поступке Мазепы и его единомышленников не было ничего чрезвычайного, ничего нового. Это была только одна из очень многочисленных попыток украинских автономистов найти опору в какой-нибудь внешней силе, чтобы освободиться из пут московского централизма. Швеция была в числе тех держав, на которые пробовала опереться Украина еще при Хмельницком, только благодаря долгому перерыву в этой политике, последовавшей тридцатилетней лояльности украинской старшины Гетманщины, поступок Мазепы и его товарищей мог показаться чем-то особенным.

Представители центрального правительства постарались, возможно, раздуть это событие, для того, чтобы, воспользовавшись им, произнести смертный приговор всему старому строю Гетманщины, ее автономии и казацкому самоуправлению, якобы дискредитировавшем себя «изменою» Мазепы. В действительности эта «измена» дискредитировала только централистическую политику правительства, без конца испытывавшую терпение даже самых невзыскательных представителей украинской старшины и украинского населения вообще. В более глубоких причинах и ближайших мотивах для поступка Мазепы не было недостатка.

По сути, что такое измена? Словарь этики дает определение–это нарушение присяги, верности классовым и национальным интересам, переход на сторону врага, выдача ему соратников. Можно продолжать далее, но я думаю, что в этом нет смысла. И так очевидно, что у Мазепы не было таких планов, и помышлял он совсем о другом.

Гетман Украины мечтал об освобождении своего края от царского деспотизма и искал для этого себе союзников. Украинский народ, который пол столетия «прогибался» под царизм, тоже ждал освобождения и не раз восставал против своих грабителей, сначала польских, потом царских феодалов. Мазепа своими действиями не нарушал классовых и национальных интересов украинского народа, хоть и не смог отстоять их. Мазепа был убежден, что в составе Российской империи Украина не возвратит, не обновит своей автономии, утратит язык и ценности национальной культуры, а украинский народ будет в итоге русифицирован.

Именно это сподвигло гетмана на заключение договора со шведами. Не будем его отступ от царя Петра I–душителя украинского народа–интерпрититовать как измену.

Царь Петр, продолжая политику своих предшественников, все больше и больше порабощал Украину, грабил казачество, что и стало причиной решения Мазепы присоединиться к Карлу XII, вместе со шведскими войсками выступить против царской России.

Таким образом, можно сказать, что Мазепа не предатель и не себялюбец, а человек, который пошел за голосом народа, все отдал, как и его единомышленники, за «светлый идеал национальной независимости».

Когда Мазепа умер, с ним умерла и идея создания украинского, самостоятельного государства. Выступление мазеповцев показало Московии, что Украина–не губерния, где можно править губернаторам. Это– казацкий край. И здесь уважают свободу, традиции, берутся за оружие, если игнорируются, уничтожаются права человека.