Подготовка первоклассников. Как подготовить ребенка к школе – советы родителям

Приближается волнительный день, 1 сентября! Первый раз в 1 класс! И тут же сжимается сердце от тревоги – он же еще такой маленький, мой несмышленыш. Так хочется, чтобы он не воспринимал школу, как каторгу, чтобы ходил на занятия с удовольствием, впитывал знания, завел себе друзей. Как домашнего ребенка подготовить к школе, какие особенности важно учесть? Разбираемся с помощью новых новейших открытий в психологии — системно-векторной психологи Юрия Бурлана.

Как подготовить ребенка 6 лет к школе?

Даже если ребенок посещает детский сад, ходит в нулевой класс, зачастую он не готов к новой жизни. Ведь меняется все – распорядок дня, режим питания, появляются новые обязанности, обилие новых людей, общение. А как быть, если ребенок домашний и по каким-то причинам не ходил в детский сад?

Тут как раз требуется двойное внимание. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана ребенок обязательно должен пройти первичную адаптацию в детском саду. Когда этот этап пропущен, у ребенка возникают сложности с обучением. У него нет основы – поддержки коллектива, он не научился определять в детстве свое место среди других ребят. Справиться с этими сложностями можно с помощью знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая обеспечивает особый психологический подход к ребенку.

Как родителям подготовить ребенка к школе – находим талант каждого

Согласно системно-векторной психологии детки все разные, и отличаются они друг от друга своими врожденными желаниями (векторами). Именно эти бессознательные желания определяют талант каждого ребенка.

Есть ребята усидчивые, а есть очень вертлявые, беспокойные. Согласно системно-векторной психологии самые непоседливые дети – носители кожного вектора. Они обладают способностью быстро схватывать материал, ловкие и шустрые, спортивные, любят соревноваться. Испытывая стресс, начинают мельтешить, торопиться. Им хочется побыстрее отделаться от задания, поэтому могут сдать задание в школе, не проверив и не исправив ошибки.

Кто-то легче входит в новый коллектив, а кому-то тяжело завязывать новые связи. Ребенка, обладающего анальным вектором, тоже видно сразу. Это такие плотненькие крепыши, спокойные и медлительные. У них аналитический склад ума. Такие дети усидчивы и стараются довести любое задание до конца. Их будут любить учителя, потому что таким ребятам нравится учиться, и они обладают хорошей памятью.

И вот для одного из них сидеть за партой просто в радость, а другому ребенку не усидеть, ему хочется крутиться и что-то хватать. Хотя для большинства детей непривычно сидеть за партой даже тридцать минут.

Где подготовить ребенка к школе?

Помогают подготовить ребенка к школе занятия, подобранные согласно врожденным качествам ребенка.

Но модное раннее развитие предлагает делать из детей вундеркиндов с рождения. Советов дают много, методик множество, а родители все равно сталкиваемся с трудностями. Очевидно, что дети разные, но мы все равно хотим развить в них то, что нам хочется. И вот уже ищем, где подготовить детей к школе? Нам помогают центры дошкольного обучения детей, где работают психологи, стараются педагоги и воспитатели. Конечно, дети там развиваются, но этого недостаточно.

Что же могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Лучше подготовить ребенка школе помогает знание индивидуальных особенностей.

Есть вещи, которые никто кроме мамы сделать не может. Это обеспечение . Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана это вообще основа развития ребенка и воспитания гармоничной личности.

Именно мама, понимая внутренний мир ребенка, должна общаться с ним и рассказывать о том, что может быть в школе, предупреждать о непривычных ситуациях. И ни в коем случае не пугать! Сама мама не должна находиться в панике или как-то истерить по поводу школы. Иначе ее страхи, тревоги отразятся на ребенке, и он тоже начнет как-то неадекватно реагировать. Ребенок с кожным вектором будет мельтешить и проявлять гиперактивность, а медлительный ребенок будет тревожиться заранее и может упрямится или обижаться. Все проявления ребенка, которые кажутся нам непонятными это, прежде всего, непонимание мамой особенностей своего малыша.

Хотя тут круг замыкается, ведь именно это непонимание и вводит ее в тревожное состояние.

Так что подготовить ребенка к школе самостоятельно можно. Важно учесть психологические особенности ребенка, но об этом ниже.

Когда ребенка понимают, когда он чувствует поддержку родителей, ему легче переносить тяготы школьной жизни.

Очевидно, что родители подготовить ребенка к школе могут через беседы и ролевые игры.

Есть гиперактивные дети. Конечно, их поведение нервирует даже родную маму, что говорить об учителях? У этих на фоне стресса, переживаемого в первом классе, могут развиться неврозы, могут появиться кожный зуд и высыпания на коже. Чтобы этого не было, кожному ребенку нужны разумные ограничения, и рамки (обязательно с объяснением причины и следствий). Например, чтобы успеть в школу, ты должен/должна рано встать, а для этого надо спать лечь пораньше. Таким детям полезны адекватные нагрузки. Они хорошо совмещаются со спортом. Соблюдение режима дня и ограничение по времени их дисциплинируют.

Как правильно подготовить ребенка к школе и не навредить?

А встречаются очень нежные и чувствительные детки, они смотрят на мир удивленными и вопрошающими глазами. Они впечатлительны, пугливы и даже плаксивы. Их организм не могут бороться с микробами и вирусами. Поэтому к таким малышам прилипает любая инфекция, и они часто болеют простудными заболеваниями. А провоцирующим фактором может стать ссора с подружкой или стресс в школе. Эти же дети могут вдруг на ровном месте устраивать истерики. Чтобы этого не было очень полезно приобщить таких ребят к хорошей литературе, которая научит их сопереживанию и усилит желание помогать другим. Если такой ребенок плачет, сочувствуя и переживая за киношного героя, в его душе не остается места для собственных .

И что делать, когда ребенок не выносит шума, он закрывает ушки и отворачивается, когда слышит громкие и неприятные звуки, особенно крики. А в школе вообще шумно и как учиться такому юному гению? И, если кричат на него дурным голосом, страдает его чувствительное ушко и в отделах мозга, связанных с ним, погибают нейроны, что неизбежно отразится на его успеваемости.

У таких маленьких пациентов частые головные боли, нарушение сна. Могут даже быть странности в поведении. Неврологи хватаются за голову. Как подготовить к школе такого особенного ребенка? Создайте островок тишины для такого ребенка. Пусть делает уроки на фоне тихой, едва слышной, классической музыки и сами не выдергивайте его из состояния сосредоточения.

Если родители навязывают ребенку свои нереализованные желания, записывают на дополнительные занятия, секции, кружки без учета его индивидуальных особенностей, можно ожидать даже развития неврологической патологии. Поэтому очень важно ликвидировать психологическую безграмотность и помочь нашим детям учиться с наслаждением.

Учителя тоже люди. Если учитель срывается и кричит на детей, как реагировать родителям? Понятно, что дети реагируют по-разному, никому не нравится, но есть детки, которым все трын-трава, а есть малыши со звуковым вектором – гении в потенциале, именно они после криков уходят в себя и даже теряют способность к обучению.

Думаю, можно сказать ребенку, что взрослые люди тоже ведут себя по-разному. Бывает, если сильно устанут или расстроятся, могут покричать. Но это не значит, что они плохие или не любят детей. Просто в этот момент человеку плохо и он нечаянно выплескивает свои плохие эмоции.

Ребенок должен знать о своих особенностях и сильных сторонах. Особенно хорошо позволяют подготовить ребенка школе задания, раскрывающие его внутренний потенциал. И тут же после этого взрослый делает акцент на сильных качествах ребенка.

Можно и нужно сказать – ты, мое сокровище, очень усидчивый, немного медлительный, зато делаешь все правильно и красиво. Как подготовить ребенка к школе дома – только через разговоры и беседы. Не спеши, дорогой, не старайся угнаться за всеми. Я обязательно поговорю с твоей учительницей, она нас поддержит. Если тебе захочется в туалет, пожалуйста, не терпи, подними ручку и отпросись.

Как подготовить ребенка обучению в школе?

Обязательно надо сказать, что не все дети такие спокойные и покладистые, бывают очень шустрые, носятся быстрее ветра и задания сдают первыми. Не надо стараться за ними угнаться.

А как подготовить к школе гиперактивного ребенка — для шустрых песня другая. Ты, мой дорогой, такой ловкий, быстрый, спортивный. Ты можешь быстренько выполнить все задания, но немножко невнимательный, а ты не спеши, проверь. Ты проверишь, зато получишь заслуженную пятерочку.

Мы с тобой вместе готовимся к школе, настраиваемся. Если у тебя будут какие-то вопросы, ты меня обязательно спрашивай. И, пожалуйста, рассказывай мамочке все, что тебя тревожит.

Системно-векторная психология утверждает, что ребенок, ощущая поддержку мамы и ее понимание, легче вживается в новые условия, в том числе быстрее адаптируется к школе.

Лучше подготовить ребенка к школе – обеспечить счастливое детство

Все дети любят учиться, и, если мы сумеем подготовить ребенка к обучению в школе, он будет получать от школы удовольствие. Как бы тяжело нам, сегодняшним взрослым, не давалась школьная пора, эти годы вспоминаются как беззаботная юность. Зато, если нам удастся правильно настроить ребенка, он будет наслаждаться учебой.

А сейчас зачастую вместо удовольствия начинается бессознательное отторжение.

Как подготовить ребенка к школе дома? Учимся с увлечением

Не всем дано учиться на пятерки, не все будут вундеркиндами. Если мы правильно подготовим ребенка к школе и не будем предъявлять ему повышенных требований, жизнь в школе будет складываться легче и веселее. Ведь эти требования могут быть невыполнимыми в силу особенностей его психики, а насильственное развитие чужеродных навыков пользы не принесет.

Родители должны больше знать о своем ребенке. Понимая его особенности, мы не будем ждать от него сверхъестественных успехов в том, что не надо ему от природы, а будем развивать его в направлении, максимально ему подходящем и соответствующем его желаниям и возможностям. Будем создавать ему комфортные именно для него условия. Готовить своего ребенка не только к школе, но и к взрослой жизни.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает перед нами потрясающие знания и дает просто невероятные возможности для формирования тесных эмоциональных связей с нашими детьми. Вот

Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени. Многие доверяют дошкольную адаптацию своего ребенка непосредственно самой школе, записывая отпрыска на подготовительные курсы. Другие родители, наоборот, предпочитают подготовить чадо самостоятельно – тогда заботливая мама, обкладывается учебниками, начинает грызть гранит науки, иногда, попутно вызывая у ребенка стойкое недовольство «учёбой», «занятиями», «школой». Как лучше поступить родителям завтрашних первоклассников? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке детей к школе. Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить отпрыска? И, наконец, каким минимумом знаний должен обладать ребенок, перешагивая порог первого класса.

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе, как собственно, любому массовому учреждению заключается в перебарывании детским организмом основных видов стрессов:

  • иммунологического
  • социально-психологического
  • учебного

Как правило, первые два вида стрессов более-менее успешно решаются всеми детьми во время посещения детского сада. Требуется определенное время, чтобы несовершенная иммунная система ребенка адаптировалась к новым условиям, людям, антигенам. Для детей, не посещающих детский сад при отсутствии специального стимулирования иммунитета, начало первого класса с большой долей вероятности обернется частыми простудными заболевания. Чтобы качество получаемых знаний не страдало – постарайтесь подготовить иммунитет ребенка заранее.

Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему было проще справиться с социально-психологическим стрессом? Детские психологи рекомендуют обучение чада следующим навыками:

  • Знание основ этикета.
  • Умение общаться со сверстниками, договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно реагировать на их желания, отличные от собственных.
  • Выстраивание отношений с «чужим» взрослым, выполнение его требований.
  • Умение адекватно проявлять свои эмоции.
  • Мотивация к учебе, как способу познания нового, интересного.
  • Верная самооценка. Один из сложнейших пунктов социокультурного восприятия ребенком самого себя. Важно ознакомить отпрыска с понятиями «успехи», «достижения», «неудачи». Объяснить ему, что все это лишь нормальные составляющие учебного процесса, как, собственно, самой жизни. Родители должны адекватно оценивать поступки ребенка – хвалить, когда есть за что, расстраиваться из-за глупой шалости, но вместе с отпрыском искать выход, исправлять ситуацию. Важно оценивать именно поступки, а не самого ребенка! Плохо, что отпрыск разбил вазу, потому что заигрался, потерял бдительность, но нельзя говорить, что ребенок плохой или «вечно все портит».

Обычно социально-психологические умения начинают зарождаться у детей на стадии детсадовской подготовки, а завершаются (на уровне поступления в школу, конечно) чаще всего около 5-6 лет. Если ребенок не посещает детский сад, то родителям следует уделить этому пункту особое внимание, правильно социокультурно подготовить ребенка, насытив общением с другими детьми на детских площадках, в развивающих центрах, специализированных курсах или спортивных секциях. Обязательным является минимум участия родителей при разгорающемся детском конфликте. Можно потом обсудить с ребенком все подробности произошедшего, однако во время детских споров нужно предоставить чаду возможность разобраться с ситуацией самостоятельно.

Если родители успешно решат поставленные задачи, смогут правильно подготовить ребенка со стороны физического и психологического здоровья во время первого года обучения ему останется решить только собственно учебный стресс. Для любого ребенка непросто усидеть на месте 45 минут, делать все по команде, успевать смотреть, слушать, записывать, выполнять задания учителя.

Подготовительные курсы в школу – необходимость или формальность?

Целесообразность посещения ребенком подготовительных курсов в школу решается каждой семьей индивидуально. С психологической точки зрения посещение ребенком подготовительных курсов будет ему полезно для знакомства с:

  • учителем, который станет важным взрослым на период начальной школы;
  • зданием школы, научит ориентироваться в нем;
  • школьными правилами – тянуть руку, не выкрикивать с места, отвечать, когда попросит учитель, спокойно отдыхать во время перемен, выполнять домашние задания.

Ребенку проще проникнуться школьной атмосферой, когда он не резко сменил детсадовскую группу на новых детей в классе или вовсе не оказался впервые в столь огромном детском коллективе – пусть адаптация происходит постепенно, еженедельно 2-3 раза по 1-1,5 часа.

Детям, которые не посещали детский сад, подготовительные курсы в школу помогут преодолеть иммунологический и социально-психологический стрессы при минимуме образовательных потерь. Материал периодических недолгих занятий проще «догнать» самостоятельно, нежели насыщенную программу первого класса.

Как подготовить ребенка к школе – необходимые умения первоклассника

Как подготовить ребенка к школе, если многие хорошие школы при наборе первоклассников проводят специальные тестирования, чтобы определить уровень знаний, умений, развития детей? Важно понимать, что хороший результат подобных тестов зависит не только от умения ребенка относительно грамотно говорить, читать по слогам или считать. Успех освоения ребенком школьного материала определяют развитие мышления, памяти, логики, способность концентрировать внимание на узкой конкретной задаче.

Большинство детей успешно осваивают необходимый набор мыслительно-речевых умений при совмещении подготовительных курсов и домашней помощи родителей. При поступлении детей в школу приветствуются следующие навыки:

  • знание своего полного имени, а также ФИО членов семьи;
  • знание своего адреса проживания;
  • умение пользоваться часами со стрелками и электронным циферблатом;
  • свободное владение названиями дней недели, месяцев, времен года;
  • умение ребенком составить грамотный рассказ о самом себе, например, как прошел его сегодняшний день: встал, когда зазвенел будильник, его стрелки показывали столько-то, на завтрак ел кашу, пил чай, затем гулял с мамой и т.д.;
  • способность ребенка запомнить не менее 5 слов из 10, не спеша, произнесенных взрослым друг за другом;
  • употребление в речи предлогов;
  • умение различать цвета и оттенки;
  • правильное название геометрических фигур;
  • различие понятий «звук» и «буква», правильное произношение звуков;
  • умение прочитать несколько предложений;
  • счёт до 20 и обратно;
  • умение сконцентрироваться на однотипной деятельности около получаса;
  • способность перерисовывать простые рисунки;
  • проведение логических операций (исключение лишнего, обобщение по общему признаку).

Программа подготовки ребенка к школе – как родителям помочь?

Роль родителей велика на любом этапе жизни их отпрыска. Как подготовить ребенка к школе тем родителям, которые понимают важность их помощи чаду, но не имеют специального образования? Сегодня существует множество программ, направляющих усердия родителей по правильному пути так, чтобы подготовить ребенка увлекательно, эффективно, обучить необходимым навыкам, создать предпосылки учебной мотивации.

Какое бы конкретное пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе должна включать следующие мыслительно-речевые направления:

  • развитие грамотной речи
  • тренировка внимания
  • развитие воображения
  • подготовка для чтения, письма, счёта
  • тренировка памяти
  • мотивация к учебе

Чтобы подготовить речь ребенка для школы нужно:

  • Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.
  • Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.
  • Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.
  • Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитию памяти и внимания способствуют:

  • Пересказ знакомого рассказа или сказки.
  • Заучивание стихотворений.
  • Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).
  • Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.
  • Поиск отличий в похожих картинках.

Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:

  • Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликации.
  • Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
  • Решение задач пособий, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:

  • Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.
  • Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.
  • Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:

  • Практиковать совместное взросло-детское чтение.
  • Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.
  • Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
  • Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.

Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было для него обычным, интересным, увлекательным делом. Поэтому:

  • Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, нельзя «отмахиваться» от него. Честно скажите, если не знаете ответ на его вопрос. Предложите вместе попозже заглянуть в энциклопедию или интернет.
  • Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры.
  • При выезде за город, зарисовывайте пейзажи, деревья или животных.
  • Изучайте географию: мировые столицы, традиции, обычаи, кухню. Если вы много путешествуете – ребенку будет вдвойне интересно.
  • Привлекайте ребенка к будничным делам: приготовлению еды, составлению списка необходимых покупок (можно только его личных), посещению супермаркетов.

Родители должны помочь ребенку правильно подготовить домашнее задание, которое задал учитель подготовительных курсов. Важно:

  • выбрать одно тоже время для выполнения заданий;
  • посвятить это время всецело отпрыску без смешения занятий с другими делами;
  • набраться терпения, чтобы снова и снова объяснять, рассказывать, придумывать.

Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, увлеченности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Удачи!

Наталья Сивина
Как подготовить ребенка к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников

Чему и как учить ребенка до поступления в школу? Единого для всех рецепта на этот счет нет и быть не может. Ясно только, что «готовить» ребенка к школе нужно с самого его рождения, и семья играет в этом первостепенную роль. Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира.

Приход ребенка в школу – большая ответственность как для самого малыша, так и для членов его семьи. Чтобы учеба не стала непосильной ношей для ребенка, готовиться к этому важному событию необходимо заранее.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает себя интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Эмоционально-волевая готовность. Очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Интеллектуальная готовность . Это умение думать, анализировать, делать выводы. Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное. Развитое воображение. Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Развитие мелкой моторики.

Мотивационная готовность . К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если у него не сформирована готовность к социальной позиции школьника.

Подготовьте психологически ребенка к школьному обучению, формируйте у ребенка положительное отношение к школе, стремление занять новое социальное положение: стать школьником.

Убедите ребенка, что в школе он найдет новых друзей и добрых взрослых (учителей).

Расскажите дошкольнику о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм, активизируйте его сознательное отношение к поступлению в 1 класс.

Ребенок к началу обучения в школе должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Расширяйте кругозор за счет чтения вслух, бесед о происходящих событиях и явлениях и т. п. (к 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды транспорта, деревьев, цветов, виды животных).

Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе.

Обучайте рассказыванию, учите пересказу (по картинкам).

Учите излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета.

Развивайте мышление в виде конкретных игр и упражнений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и др., т. е. все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Учите ребенка:

Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

Описывать различные свойства окружающих его предметов.

Узнавать предметы по заданным признакам.

Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

Находить противоположные по значению понятия.

Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Развивайте память за счет заучивания наизусть, обучайте использованию средств при запоминании – ассоциаций, связей и т. п. Учите рассказывать о произошедших событиях.

Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

Заинтересуйте ребенка в той информации, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

При появлении у ребенка ярких признаков утомления сделайте перерыв, так как информация не будет качественно усвоена.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений. Например:

Выкладывание узора из мозаики;

Выкладывание фигуры из палочек по образцу;

Исключение лишнего;

Нахождение отличий в двух похожих картинках;

Нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

Нанизывание бусинок по образцу;

Научите ребенка:

Различать цвета и их оттенки.

Различать форму предметов и геометрические фигуры.

Делить геометрические фигуры на 2, 4 равные части.

Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

Выражать словами, какой предмет больше (меньше, длиннее

(короче, выше (ниже, шире (уже).

Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

Измерять длину предметов с помощью условной мерки

Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму. Учите ребенка:

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику.

Таким образом, чтобы обучать и воспитывать ребенка, а воспитание дошкольника – это обучение его в «домашней школе жизни», мало представлять себе, чему вы хотите научить его. Прочтя предложенные рекомендации, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее приемлемы. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

Составитель: педагог-психолог Н. В. Сивина

Как быстро летит время! Еще недавно вы с нетерпением ждали появления на свет вашего малыша, и вот он уже собирается идти в первый класс. Многих родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе. Этим действительно стоит озадачиться и не ждать, что в школе все решится само собой. Скорее всего, классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания каждому ребенку.

Фото firestock

Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Готовность определяется как интеллектуальной, так и во многом его психологической базой. Для освоения навыков, необходимых для обучения в школе, достаточно уделять 15−20 минут в день. В помощь придет огромное количество развивающих пособий и подготовительных курсов.

Гораздо труднее бывает подготовить ребенка с психологической точки зрения. Психологическая готовность не возникает сама по себе, а постепенно формируется годами и требует регулярных занятий.

Когда начинать подготовку ребенка к школе и как это правильно делать, мы поинтересовались у медицинского психолога психотерапевтического центра Елены Николаевны Николаевой.

Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе: рассказывать, что в школе он узнает много интересного, научится хорошо читать и писать, у него появится много новых друзей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой, домашними заданиями и отсутствием свободного времени.

Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», где ребенок научится исполнительности, усидчивости, активности, общительности.

Одним из важных аспектов подготовки к школе является крепкое здоровье ребенка. Вот почему закаливание, зарядка, занятия спортом и профилактика простудных заболеваний являются необходимыми мероприятиями.

Для лучшей адаптации в школе ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания сверстников и старших. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить адекватно оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему правила жизни, которые помогут ему влиться в школьное общество.

Фото firestock

Елена Николаева, медицинский психолог

Такую работу с ребенком необходимо начинать заранее, с трех-четырехлетнего возраста. Залогом дальнейшей безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.

Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордиться своим статусом ученика, испытывать желание добиться успехов в учебе. Родители должны показывать, как гордятся своим будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей для детей является важным.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежание, никогда не формируются сразу – на это нужно время, терпение и усилия. Очень часто ребенок нуждается в простой поддержке со стороны близкого взрослого.

Дети всегда имеют право на ошибку, это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребенок не боялся ошибиться. Идя в школу, он учится учиться. Многие родители ругают детей за ошибки, плохие отметки, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребенок допустил промах, на него просто нужно обратить внимание и предложить или помочь исправить.

Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

Памятка для родителей по подготовке ребенка к школе

Памятка может быть полезна в работе воспитателям детского сада, родителям детей дошкольного возраста.
Назначение: можно использовать воспитателям в детском саду в качестве памятки для родителей.
Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
Задачи:
помочь родителям в правильной организации работы по подготовке ребенка к обучению в школе;
повышать педагогическую культуру родителей;
вызвать заинтересованность родителей к вопросу подготовки ребенка к школе.
1. Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?
2. Практические советы родителям.
3. Простые рекомендации.

Знания, необходимые первокласснику:
1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
4. Знать буквы алфавита.
Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д.
5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.
8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.
9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Практические советы родителям.
- Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
- Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.
- Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии.
- Главное в подготовке ребенка к школе - создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку.
- Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика - это наука.
- Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно.
- Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у
младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.
- Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.
- Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.
- Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра - ведущий вид деятельности.
- Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.
- Если ваш ребенок неуверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

Простые рекомендации.
Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».
2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолен. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.
3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ. Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.
4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ. Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.
5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ. Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф - дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.
6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ. Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).
7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ. За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.
8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ. Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.
9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР. В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребенку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребенок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу.