Политическая обстановка в южном судане. Переговоры и эскалация

К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане не существовало государственных образований в современном понимании. Арабы за многовековую историю также не смогли интегрировать этот регион. Некоторый прогресс произошёл при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 гг. зависимый от Порты режим Мухаммеда Али начал активную колонизацию региона.

В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а в 1922 г. даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 г. было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.

Подписание в 1972 г. Аддис-абебского соглашения привело к прекращению 17-летней Первой гражданской войны (1955-1972 гг.) между арабским Севером и негритянским Югом и предоставлению Югу определённого внутреннего самоуправления.

После примерно десятилетнего затишья захвативший власть в результате военного переворота 1969 г. Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн. мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн. южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны – Кению, Уганду, ЦАР, Эфиопию, а также в Египет и Израиль. Беженцы были лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдали от недоедания и неправильного питания, были лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.

Переговоры между повстанцами и правительством, проходившие в 2003-2004 гг. формально завершили 22-летнюю Вторую гражданскую войну (1983-2005 гг.), хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже.

9 января 2005 г. в Кении между Народной армией освобождения Судана и Суданом было подписано Найвашское соглашение. Соглашение положило конец гражданской войне в Судане. Кроме того, согласно Найвашскому соглашению, была установлена дата проведения референдума о независимости Южного Судана.


Между сторонами конфликта были подписаны следующие соглашения (также известные как протоколы):

Мачакоский протокол (Глава I), подписан в Мачакосе, Кения, 20 июля 2002 г. Соглашение о разделе государственного управления между сторонами.

Протокол по урегулированию конфликта в районе Абьей (Глава IV), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Протокол по урегулированию конфликта в Южном Кордофане и Голубом Ниле (Глава V), подписан в Найваше 26 мая 2004 г.

Соглашение о мероприятиях по обеспечению безопасности (Глава VI), подписано в Найваше 25 сентября 2003 г.

Соглашение о прекращении огня и мероприятиях по обеспечению безопасности в регионе (Приложение I), подписано в Найваше 30 октября 2004 г.

Таким образом, Навашское соглашение предоставило региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана. Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 г. Джон Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.

Для урегулирования конфликта в сентябре 2007 г. Южный Судан посетил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение 6-летнего периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения.

22 декабря 2009 г. парламент Судана одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума 2011 г. 27 мая 2010 г. президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 г., референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН и других международных организаций, оказав, в том числе, финансовую помощь.

В июне 2010 г. США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума. Накануне референдума, 4 января 2011 г. президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость. Кроме того, он обещал свободу перемещения между двумя странами, предложил помочь южанам создать безопасное и стабильное государство, а также организовать равноправный союз двух государств наподобие Евросоюза, если Юг обретёт независимость.

С 9 по 15 января 2011 г. в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. Кроме того, должен был пройти референдум в районах у города Абьей по вопросу вхождения в состав Южного Судана, однако он был отложен.

Официальные результаты референдума были объявлены 7 февраля 2011 г., согласно им, за отделение Южного Судана было подано 98,83 % от общего числа признанных действительными бюллетеней. Официальное провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 г., до этой даты Судан продолжал существовать как единое государство.

В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 г. Вслед за этим последовали массовое признание независимости страны, начиная с Судана, и вступление 14 июля 2011 г. Республики Южный Судан в ООН в качестве его 193-го члена. Вскоре была введена национальная денежная единица – южносуданский фунт.

Ряд государств объявили о том, что намерены признать независимость Южного Судана задолго до 9 июля 2011 г. Правительство Судана приветствовало итоги референдума и заявило, что планирует открыть посольство в Джубе после разделения государства на две части, соседние страны, кроме Чада и, первоначально, Эритреи, также приветствовали независимость региона. Уже в первые дни несколько десятков стран признали Южный Судан. Россия установила дипломатические отношения с Южным Суданом 22 августа 2011 г.

С другой стороны, крайне напряжёнными, вплоть до вооружённых конфликтов, остаются отношения с Суданом, с которым имеются территориальные и экономические споры.

Между Южным Суданом и Суданом произошли вооружённые конфликты в спорной зоне Южного Кордофана в мае – августе 2011 г. и в Хеглиге в марте – апреле 2012 г.

Южный Судан имеет спорные территории с Суданом (Район Абьей и Район Кафия-Кинги) и Кенией (Треугольник Илеми).

В стране, унаследовавшей от гражданских войн не менее 7 вооружённых групп и имеющей несколько этносов, продолжают происходить конфликты на межэтническом почве.

В результате, в настоящее время период независимости Южного Судана характеризуется политической нестабильностью, вооружёнными конфликтами, в том числе и межэтническими и межрелигиозными. В последнее время ситуация в Южном Судане настолько обострилась, что стали появляться признаки начала гражданской войны.

Фактически, конфликт в Южном Судане – это вооруженный межэтнический конфликт между нуэр и динка, начавшийся в декабре 2013 г.

16 декабря 2013 г. президент Южного Судана Салва Киир заявил о предотвращении военного переворота. По его словам, попытка насильственной смены власти, предпринятая его политическим оппонентом, не удалась, ситуация в стране и её столице – Джубе – находится под полным контролем правительства.

Политическая ситуация резко обострилась в июле 2013 г., когда президент Салва Киир уволил вице-президента Риека Мачара и провёл радикальные изменения в кабинете министров. После этих перестановок в руководстве страны практически не осталось представителей второго по численности племени страны – нуера. Сам президент Южного Судана и большинство людей из его окружения принадлежит к другому племени – динка, которое является самым многочисленным в стране.

Координатор гуманитарной помощи ООН в Южном Судане Тоби Ланцер заявил, что за время вооруженных восстаний в стране погибли тысячи человек. Ранее ООН сообщала о 500 погибших в конфликте. Десятки тысяч человек бежали из зоны конфликта в Южном Судане.

31 декабря 2013 г. власти Южного Судана и повстанцы договорились о прекращении огня. Боевые действия были приостановлены на время, пока стороны не выработают план примирения. Встреча, в которой участвовали представители президента Салва Киира и бывшего вице-президента Риека Мачара, лидера повстанцев, проходила в Эфиопии.

4 января 2014 г. представители властей и повстанцев собрались на переговоры в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Полноценные переговоры сторон должны были начаться 5 января 2014 г., но позднее стало известно, что переговоры отложили. Встречи представителей враждующих сторон были отменены и дата их возобновления не объявлена.

7 января 2014 г. прямые переговоры между правительством и повстанцами возобновились. Министр иностранных дел Эфиопии Тедрос Адханом пояснил, что предыдущая попытка прямых переговоров сорвалась, потому, что стороны оказались недостаточно к ним подготовленными.

10 января 2014 г. правительство Южного Судана сообщило о завершении операции по возвращению контроля над городом Бентиу – столицы штата Юнити, также известного как Эль-Вахда. Представитель командования вооруженных сил заявил, что операция завершилась полным успехом. По его словам, контроль над Бентиу означает контроль над всеми нефтепромыслами штата.

23 января 2014 г. правительство Южного Судана и повстанцы подписали соглашение о перемирии, закончив тем самым, переговоры шедшие в Аддис-Абебе. Соглашение дополнено договором об 11 сторонниках Риека Мачара, задержанных и обвинённых в подготовке переворота. Предполагается, что они в итоге примут участие в мирном урегулировании, однако прежде должен состояться суд. По соглашению, все иностранные вооруженные силы, приглашенные сторонами конфликта, должны покинуть страну (речь идет об армии Уганды, которая поддерживала Салву Киира и воевала на стороне правительственных войск). Ожидается, что соглашение о перемирии начнет действовать в течение ближайших 24 часов. Между тем, жители Южного Судана скептически оценивают результаты переговоров, полагая, что перемирие решит лишь часть проблем молодого государства.

11 февраля 2014 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе начались новые переговоры по разрешению кризиса, через две недели после подписания соглашения о прекращении огня. Мятежники согласились продолжить диалог, несмотря на отказ правительства страны выпустить на свободу четверых высокопоставленных заключенных-оппозиционеров. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договоренности о прекращении огня с целью окончания вооруженного конфликта.

18 февраля 2014 г. повстанцы атаковали город Малакаль – столицу региона Верхний Нил. Это нападение стало первым после заключения перемирия 23 января 2014 г.

22 февраля 2014 г. был опубликован отчёт ООН, в котором утверждается, что, как правительственные войска, так и повстанцы в Южном Судане несут ответственность за нарушения прав человека и насилие над гражданским населением, в частности, разделенные по этническому принципу противники занимались пытками, насилием и убийствами.

Как сообщает Управление по координации гуманитарных вопросов ООН, в результате конфликта в Южном Судане, более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, а более 250 тысяч человек из них бежали в соседние страны. Другие остались в Южном Судане, десятки тысяч человек нашли приют на базах ООН.

В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.

Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества. Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив «мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа».

Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Несмотря на вынужденное снятие «сырьевого проклятья», другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.

С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.

Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.

История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в «мирное время» проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.

От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения – это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.

Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин «динкакратия». Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.

И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.

Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая «заговорщиков». В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.

Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.

На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.

Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.

Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.

Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.

14-летняя Картула, беженка из Дарфур, западной провинции Судана. Она вступает в распределительный центр, чтобы получать ежемесячное продовольственное пособие в Джабаль, лагере возле Гос Бейда на востоке Чада, 5 июня 2008 года.

Люди вынуждены покинуть Абей, чтобы получать продовольственные пайки, которые предоставляет Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС).

Nyakum Bakony Chan, 50-летняя хрупкая суданская жительница из деревни Абей, которая была вынуждена скрываться в течении двух дней под кроватью в то время, как боевые действия между вооруженными силами Судана и армией повстанцев бушевали в ее деревне. Ей удалось сбежать с сыном в соседнюю деревню Агок. Мародеры бродили по деревне Абей.

На фото виден пожар в деревне Абей, которая сгорела 23 мая 2008 года. По деревне, после боев на прошлой неделе, свободно бродили мародеры. В Судане разгорелся конфликт из-за нефтяных ресурсов и пастбищ, который продолжался несколько дней между вооруженными силами и армией бывших южных повстанцев.

Развалины сгоревшей деревни в Судане. 21 солдат суданской армии погиб в ожесточенных боях с южными силами в споре за богатую нефтью Абей.

Люди вынуждены покинуть Абей для получения экстренной продовольственной помощи, распространяемой МПП в Агок, на юге Судана, которую предоставляла Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (МООНВС).

Народно-освободительная армия Судана (НОАС). Солдат стоит на страже в Абее 16 мая 2008. Состоялись переговоры между южной НОАС и командирами из северных суданских вооруженных сил после двух дней борьбы между бывшими противниками в богатом нефтью городе.

Борец за справедливость и равенство сопровождает генерала Мартина Лютера Агваи (третий слева), командующего силами термо Миссии Африканского Союза в Судане (МАСС), на встречу с Халил Ибрагимом, лидером движения. Повстанческое движение заявило, что они вошли в суданскую столицу 10 мая 2008 года, когда произошло столкновение с армией на реке Нил ближе к северу. На что получил ответ от главнокомандующего правящей партии национального конгресса, что нападение повстанцев Дарфура не удалось, обвинив Чад в причастности к нападению повстанцев на Хартум.

На снимке бойцы за справедливость и равенство (ДСР), которые сидят на заднем сиденье бронированного автомобиля, после встречи лидера Халила JEM Ибрагим и специальных посланников ООН и Африканского союза в Дарфуре в неустановленном месте на западе Судана в Дарфуре 18 апреля 2008 года.

Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР), 18 апреля 2008 года на встрече с полевым командиром в ходе встречи с Организацией Объединенных Наций и Африканским союзом специальных посланников в неизвестном месте в западном регионе Судана Дарфур. Ибрагим включен в список 20 лидеров повстанцев Дарфура Судана.

Этнические арабские девушки делят жилье с другими женщинами в импровизированной деревне Taiba, где этнические арабы, перемещенные в результате отсутствия безопасности и племенной напряженности, создали приюты примерно в 40 километрах (30 милях) к северу от города восточного Чада Гос Бейда, 9 июня 2008 года. Деревня не получает поддержки от агентств по оказанию помощи. Отражая насилия в Дарфуре, который захвачен в обоих направлениях через Чад и Судан, находятся 250 тысяч суданских беженцев, разбросанных в многочисленных лагерях в восточной части Чада и 180 тысяч внутренних перемещенных жителей Чада.

Молодой суданский беженец стоит в дверях дома в Джуба, Южный Судан 16 апреля 2008 года. Десятки тысяч людей в очередной раз были вынуждены покинуть свои дома в Абее после вспышки насилия между армией на севере Судана и бывшими южными мятежниками над богатой нефтью администрацией региона, что жестко оспаривалось между севером и югом Судана.

Мальчик развлекается, катая крышку кастрюли с помощью палки в лагере для перемещенных жителей Чада, которые бежали от боевых действий, развернувшихся вокруг восточной части города Гос Бейда недалеко от границы с Суданом, 7 июня 2008 года.

Беженцы из западной провинции Судана Дарфур смотрят на делегацию от Совета Безопасности ООН, которая посетила лагерь возле Джабаль Гос Бейда на востоке Чада, 6 июня 2008 года.

Стивен Морган держит гражданских лиц на расстоянии, так как специалисты Союза Европейских Сил (СЕС) по обезвреживанию взрывных устройств копают яму, чтобы избавиться от реактивных гранат, обнаруженных на обочине дороги у восточного Чада в городе Гос Бейда 8 июня 2008. Только за прошлый месяц они уничтожили около 80 неразорвавшихся гранат около Гос Бейда.

Арабская женщина ждет консультации в клинике, где ведется медицинская благотворительная помощь организацией «Врачи без границ» (MSF) из Голландии в Керфи для тысяч перемещенных жителей Чада в 50 км (30 милях) к югу от восточной части города Гос Бейда, 10 июня 2008 года.

Президент Судана Омар Аль-Башир машет палкой в воздухе, обращаясь к толпе во время митинга в Хартуме 14 мая 2008 года, на время демонстрации против нападения. Десятки тысяч суданских жителей вышли на улицы Хартума в среду, выкрикивая националистические лозунги с осуждением нападения повстанцев на столицу в результате которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму Башир, привел толпу к песнопению против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима.

Женщина восстанавливается в клинике, где ведется медицинская благотворительная помощь организацией «Врачи без границ», после ночного нападения и избиения вооруженными бандитами.

Вторая гражданская война в Судане (1983-2005)

Часть 1. Начало

1.1. Причины и поводы войны

По условиям Аддис-Абебского соглашения 1972 года, прекратившего 1-ю Гражданскую войну в Судане, на юге страны создавалась автономия. Многие бывшие повстанцы из организации Анья-нья заняли высокие посты в военной и гражданской администрации этого автономного региона. Однако полностью устранить разногласия между арабо-мусульманским севером и негритяно-христианским югом это не могло.

Главной претензией элиты южан к хартумским властям оставалась так называемая «маргинализация» - крайне популярный в африканских странах термин, обозначающий несправедливое распределение власти и доходов в отношении населения (элиты) определенного региона. Рамки данного понятия расплывчаты: под него попадает и ситуация, когда ресурсы региона действительно хищнически расхищаются центральной властью; и небольшое отчисление доходов региона на общегосударственные нужды; и даже недостаточное (по мнению местной элиты) вливание средств в регион за счет доходов от других провинций страны. Наличие во властных структурах автономии Южного Судана сколь угодно малого количества арабских чиновников тоже могло служить основанием для обвинений в маргинализации, причем одновременно с недовольством недостаточным представительством южан в центральном правительстве. Таким образом, само восприятие «маргинализации» зачастую носит субъективный характер.

Причем в случае с Южным Суданом начала 80-х годов мы встречаемся с весьма интересным случаем. Открытие здесь месторождений нефти и подготовка к их разработке вызвала среди южан сильнейшие опасения, что их обделят в будущем. То есть, на данный момент еще не наблюдалась активная эксплуатация ресурсов региона в интересах центрального правительства – но южане уже опасались, что так оно и случится. И, по всей видимости, хартумское правительство действительно не собиралось удовлетвориться малой долей…

Второй по значимости причиной для беспокойства южан (преимущественно христиан или анимистов) служила политика северосуданских арабов по построению исламского государства. Хоть правительство Нимейри и заявляло, что внесение в конституцию и повседневную жизнь страны положений об исламском государстве не затронет права населения Южного Судана, но верили в это не все (и я не назову это излишней перестраховкой).

Указав главные причины войны, стоит сказать несколько слов о непосредственных поводах. Во-первых, хартумским правительством активно реализовывался проект Джонглей-канала. Дело в том, что поступающий через Белый Нил и его притоки в болотистую местность в центре Южного Судана («судд») сток водообильной экваториальной Африки преимущественно расходовался на сумасшедшее испарение из-за медленного течения реки, нередко полностью перегораживаемой плавучими островами растительности. Из более чем 20 кубических километров входящего стока далее в путь к Хартуму и Египту отправлялось 6-7. Поэтому возник проект переброски вод Белого Нила мимо судда по кратчайшему пути, обещавший высвободить объем около 5 кубических километров пресной воды в год – огромная цифра, учитывая, что по соглашению о распределении уже имевшихся водных ресурсов густозаселенный Египет мог претендовать на 55 кубокилометров, а Судан – на 20. Однако данный проект вызвал сильное беспокойство среди местных племен судда, опасавшихся серьезного изменения среды обитания и разрушения их традиционного экономического уклада. В процессе написания данной статьи, уже через 29 лет после начала описываемых событий, я так и не встретил однозначного вывода экологов о возможном воздействии Джонглей-канала на экосистему и хозяйство южан, так что их беспокойство в 1983 году было тем более обоснованно.

Вторым, и самым непосредственным, поводом к восстанию послужило решение центрального правительства о переводе нескольких частей суданской армии с юга на север страны. В рамках декларируемого единства Судана данный шаг не выглядел странным и/или несправедливым. Однако стоит учитывать, что части вооруженных сил в автономном регионе были укомплектованы зачастую из бывших повстанцев. Многие из них и так проявляли недовольство Аддис-Абебским соглашением 1972 года, сохранившим единство столь разноплеменной страны и, хоть и редуцированное, но все же влияние арабов на юге. Это уже привело в 1975 к новому восстанию и созданию Анья-нья-2, впрочем, недостаточно обширному движению, действия которого не заслужили на наименование «2-я Гражданская война в Судане». Однако планируемая хартумским правительством переброска значительной части подразделений южан на север (где они, находясь в чуждом регионе, точно не могли бы представлять угрозу арабскому правительству в эксплуатации ресурсов юга), создала идеальный повод для восстания.

Таким образом, оценивая в совокупности и причины и поводы 2-й Гражданской, нельзя сделать вывод о полной виновности в этом арабов севера страны. Как и нельзя назвать необоснованными опасения и претензии южан. Однако думаю, что действия хартумского правительства после начала войны (в значительной мере описываемые терминами «средневековье» и «геноцид») вполне оправдывают лидеров южан, инициировавших эту кровопролитную борьбу. И, безотносительно к исходным деяниям и намерениям сторон, несомненно, что попытка объединения в одном государстве Судан столь разных по этническому происхождению и вероисповеданию народов была изначально преступной.

1.2. Начало восстания

Теперь наконец пора сказать хотя бы пару слов о самом восстании, приведшем к Гражданской войне. Началось оно ранним утром 16 мая 1983 года в лагере 105-го батальона Суданских вооруженных сил (далее SAF) в нескольких километрах от города Бор. Инициировал и возглавил мятеж командир батальона майор Керубино Кваньин Бол, убедивший своих подчиненных не подчиняться приказу о переводе на север страны. Восставшие открыли огонь по присутствовавшим в лагере немногочисленным арабским военнослужащим, взяв на время под свой контроль окрестности Бора. В тот же день, получив известие о борском мятеже, в нескольких десятках километров к северо-востоку восстал 104-й батальон SAF в районе Айода, также охранявший трассу Джонглей-канала. В последнем случае командовал восставшими майор Вильям Нуйон Бани.

Суданское правительство направило против мятежников существенные силы, заставив их бежать в восточном направлении в Эфиопию, уже не один год поддерживавшую южносуданских повстанцев из Анья-нья-2. Однако новое восстание не просто добавило некоторое количество недовольных к имевшимся в эфиопских лагерях беженцам. Во-первых, туда прибыли организованные и тренированные бойцы со своими командирами. Во-вторых, в числе направленных на подавление борского мятежа военнослужащих находился происходивший из нилотского племени динка полковник Джон Гаранг де Мабиор. Не будучи инициатором восстания, последний все же присоединился к нему, улучив момент для дезертирства из прибывших в район Бора подразделений SAF.

Именно с деятельностью Джона Гаранга неразрывно связана основная борьба южносуданцев в ходе 2-й Гражданской войны – кто-то включился в нее раньше, кто-то позже; кто-то проявил на поле боя свой героизм больше, кто-то меньше – но без Джона Гаранга это вряд ли привело бы к тому результату, который мы видим ныне. Я конечно забегаю вперед в повествовании о 2-й Гражданской в Судане, однако не случайно. Джон Гаранг не участвовал лично в штурмах городов. Силы Джона Гаранга терпели поражения. Джон Гаранг совершал ошибки. Силы Джона Гаранга совершали неподобающие действия. Джон Гаранг привел южан к победе.

1.3. Создание SPLA

А теперь вернемся к событиям 1983. Борский мятеж вызвал активный приток в Эфиопию недовольных хартумским правительством. В тот момент повстанческие настроения буквально бродили в воздухе Южного Судана, так что при известии о мятеже началось бегство и политиков автономии, и просто жителей. Первые, разумеется, сразу же попытались оформить свое участие в восстании, развернув в лагерях беженцев бурную деятельность. Еще до прибытия туда инициаторов мятежа, потративших некоторое время на бои с правительственными силами, группа политиков объявила о создании Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Сразу отмечу, что я все же предпочту использовать в рассказе англоязычные аббревиатуры (вместо НОАС – SPLA), раз уж вся информация для написания статьи извлечена из англоязычных источников, и именно по ним заинтересовавшиеся данным вопросом лица могут осуществить самостоятельный поиск.

На приведшей к созданию SPLA встрече политиков первоначально обсуждался вопрос о создании движения, стремившегося к освобождению только Южного Судана (SSPLA). Однако решающим оказалось влияние присутствовавшего на конференции полковника эфиопских вооруженных сил, передавшего пожелания, от которых невозможно было отказаться - ведь дело то происходило в Эфиопии:

  • движение должно носить социалистический характер (сам эфиопский режим Менгисту Хайле Мариама баловался в то время марксистскими экспериментами с колхозами, продразверсткой и «красным террором»);
  • движение должно взять цель на «освобождение» всего Судана, а не только юга.

Не исключено, что данные требования были согласованы с Советским Союзом, активно поддерживавшим эфиопский режим.

Также на упомянутой конференции определили, кто будет руководить новым движением. Главой политической ветви (SPLM) стал ветеран южносуданской политики Акуот Атем. Командующим военной ветвью (SPLA) назначили Гая Тута – отличившего в 1-й Гражданской войне полевого командира Анья-нья, подполковника SAF (после Аддис-Абебского соглашения 1972), ушедшего с военной службы в 1974 и с тех пор занимавшего ряд видных постов в гражданской администрации автономного региона. Действующим военным, дезертировавшим из состава SAF, политики определили в качестве награды пост начальника Генштаба SPLA, отданный Джону Гарангу, обладавшему наибольшим среди них чином полковника.

По прибытии принявших участие в мятеже военных в Эфиопию между ними и создавшими SPLA политиками возникли разногласия. Уже на первом совещании Джон Гаранг выдвинул претензии к Акуоту Атему, мотивируя это его почтенным возрастом. Да и Гай Тут, некогда прославленный командир, в качестве командующего армией не вызывал у гарангистов энтузиазма, ибо уступал последнему в воинском звании и последние 9 лет занимался политической деятельностью. Джон Гаранг отправился в Аддис-Абебу и добился приема у Менгисту Хайле Мариама. По результатам личной встречи Менгисту принял решение поддержать именно его, впечатленный деятельным характером и готовностью в полной мере поддерживать социалистический характер движения. Из Аддис-Абебы в лагерь Итанг (где сосредотачивались беженцы после борского мятежа) поступил приказ арестовать Акуота Атема и Гая Тута, однако последние, предупрежденные одним из эфиопских офицеров, бежали в лагерь Буктенг на территории Судана.

Сам Джон Гаранг вернулся вместе с наделенным широкими полномочиями эфиопским генералом. Хоть Итанг оказался к этому моменту целиком в руках сторонников Гаранга (военных, принявших участие в борском мятеже), однако возник вопрос относительно лагеря Билпам, где уже 8 лет базировались бойцы Анья-нья-2 под командованием Гордона Конга Чуола. Эфиопы желали создания объединенного социалистического повстанческого движения в Судане, поэтому последнему отвели недельный срок явиться в Итанг для решения вопроса о его месте в SPLA. Гордон Конг отказался, то ли опасаясь ареста (прецеденты уже были), то ли несогласный с обменом поста лидера Анья-нья-2 на не столь высокое место в иерархии SPLA. По истечении недельного срока эфиопский генерал назначил полковнику Джону Гарангу, как лидеру SPLA/SPLM, заместителя в лице майора Керубино Кваньина, утвердил в качестве начальника Генштаба майора Вильяма Нуйона и как заместителя начальника Генштаба капитана Салву Киира (кстати, нынешнего Президента Южного Судана). Одновременно эфиоп предоставил Гарангу право назначения других членов командования и, что гораздо более важно, санкционировал военную акцию против сил Анья-нья-2. Так что в конце июля 1983 года SPLA атаковала и после непродолжительных боев захватила Билпам, вытеснив силы Гордона Конга в уже упоминавшийся лагерь Буктенг. На этом оформление нового повстанческого движения (SPLA) можно считать завершенным.

Что же касается вытесненных в Буктенг диссидентов из SPLA и членов Анья-нья-2, то их пути вскоре разошлись. Гордон Конг со своими сторонниками, не видя далее возможности опереться на какие-либо базы за пределами Судана, перешел на сторону хартумского правительства, борьбу с которым Анья-нья-2 начала за 8 лет до появления SPLA. Гая Тута в начале 1984 убил его заместитель, который вскоре тоже погиб в очередной междоусобице. Акуот Атем, выходец из племени динка, вскоре после гибели Гая Тута пал от рук нуэров, получивших импульс ненависти к динка после неудач их лидеров Гордона Конга и Гая Тута.

1.4. Население Южного Судана

Здесь самое время обратить внимание на этнический состав повстанцев и этническую карту Южного Судана в целом. Последний представляет из себя пестрый конгломерат народов и племен, что не могло не отразиться на ходе описываемых событий.

Наибольшим народом в данном регионе являются динка, весьма воинственные люди, разделенные, как здесь полагается, на несколько племен, однако вполне способные при определенных условиях собраться под знаменами единого лидера. Вторые по численности нуэры – представители этого племени необычайно воинственны, возможно даже более чем динка, однако явно уступают последним в способностях действовать под единым командованием. Чересполосица земель динка и нуэров составляет большую часть севера Южного Судана, где также проживают родственные двум предыдущим племенам шиллуки, а равно не столь родственные берта (на северо-восточной границе Южного Судана и Эфиопии). Южную часть региона (так называемую Экваториальную область) заполняет множество племен, наиболее значимыми среди которых, при перечислении с востока на запад, являются дидинга, топоза, ачоли (сородичи которых в Уганде известны созданием одного из самых жутких формирований конца 20/начала 21 века – Армии освобождения господней, LRA), мади, лотуко и локоя, бари и мундари, азанде. Отметились во 2-й Гражданской войне и мурле, и ануаки (на востоке у границы с Эфиопией), и корпорация фертит (разнообразные мелкие племена на западе региона в полосе от Вау до Раги).

Именно динка и нуэры составили первоначально костяк восставших. Именно соперничество их лидеров привело в ходе войны к наиболее тяжелым последствиям для SPLA. В рамках цикла статей, озаглавленных «2-я Гражданская война в Судане», автор по мере возможности будет избегать рассказа о связанных с нуэрами событиях, ибо история участия представителей этого племени в данной войне настолько интересна, что ей планируется посвятить отдельную статью – причем качество обозрения прочих событий 2-й Гражданской не должно пострадать. Это вполне возможно, поскольку исход противоборства решился преимущественно в ходе боевых действий против хартумского правительства динка и союзных им отрядов, организованных руководством SPLA из представителей разнообразнейших племен Южного Судана.

Однако стоит наконец указать этническую принадлежность ранее упомянутых героев нашего повествования:

  • инициатор борского мятежа, первоначально заместитель командующего SPLA, Керубино Кваньин Бол – динка;
  • инициатор восстания в Айоде, первоначально начальник Генштаба, Вильям Нуйон Бани – нуэр;
  • обладатель наивысшего воинского звания на момент мятежа и потом неизменный лидер SPLA (и SPLM), Джон Гаранг – динка;
  • самый первый руководитель SPLM, Акуот Атем – динка;
  • самый первый руководитель SPLА, Гай Тут – нуэр.

Таким образом, летняя борьба 1983 года в лагерях беженцев в Эфиопии за руководство SPLА происходила не между представителями динка и нуэров, а между военными и политиками. В среде победившей партии оказались представители обех племен (Гаранг/Керубино и Нуйон), в среде проигравших также (Атем и Тут).

Несколько сложнее оказалась ситуация в отношении соперничества «новых» повстанцев и Анья-нья-2: отвергший объединение со SPLA лидер данной организации Гордон Конг принадлежал к племени нуэров, зато присоединившиеся к новому движению отделы возглавляли динка Джон Коанг и мурле Нгачигак Нгачилук. Таким образом, среди отрядов Гордона Конга остались только нуэры и вступившая в союз с хартумским правительством Анья-нья-2 представляла уже исключительно племенную организацию. Это было для SPLA не очень хорошим признаком – «подобрать» под себя повстанческую структуру, сыграв на социальных или личностных мотивах (длительность которых исчисляется максимум годами), несомненно легче, чем «переманить» этнических оппонентов, причины недовольства которых кроются в столетних спорах народов.

Прежде чем обратиться к описанию боевых действий, скажу еще пару слов о «картографическом обеспечении» повествования. Я считаю, что полноценное понимание хода любого конфликта без изучения его развития в пространстве невозможно. Поэтому только в редких случаях упоминаемое в тексте название нельзя будет найти на сопровождающих статью картах, причем это будет специально отмечаться признаком «(н/к)». В частности, отследить изложенные в данной статье перипетии боевых действий можно будет по фрагментам карты Судана, подготовленной Производственным картосоставительским объединением «Картография» Главного управления геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1980г.

Отмечу лишь одну особенность – уже после издания данной карты в Судане произошло завершение дробления больших провинций, в результате которого Бахр-эль-Газаль оказался разделен на Западный Бахр-эль-Газаль, Северный Бахр-эль-Газаль, Варрап и Озерную провинцию; из Верхнего Нила выделили Джонглей и Юнити; а Экваториальная провинция разделилась на Западную, Центральную и Восточную экваториальные.

1.5. Боевые действия в 1983-1984 годах

А теперь наконец к борьбе повстанцев с правительством, а не только между собой. 7 ноября 1983 года SPLA захватила поселок Малвал (н/к) в нескольких десятках километров к югу от города Малукал. Поселок представлял собой соломенные хижины с менее чем тысячей жителей, так что его захват (сопровождаемый максимум «боями» с местной полицией) послужил разве что заявкой на серьезность нового движения. Конечно, малозначимые события следует исключать из повествования, но все же я решил Малвал отметить – как первый населенный пункт, попавший в жернова 2-й Гражданской войны в Судане. К тому же SPLA атаковала его почти одновременно с городом Насир, в котором повстанцы захватили все, кроме базы гарнизона SAF. В течении нескольких последующих дней выдвинувшиеся из соседних районов воинские части хартумского правительства вели бои с повстанцами, и по прошествии недели смогли вытеснить противника из Насира, а затем и из Малвала.

Ноябрьская вылазка 1983 года SPLA в Судан была лишь пробой сил, а руководство повстанцев готовилось к совершенно естественной в тех условиях битве на путях снабжения, которая вовсе не была исключительно «битвой на дорогах». В бедном на дорожную инфраструктуру Южном Судане основные пути сообщения пролегали вдоль рек – прежде всего Нила (дающего прямой доступ к столице южного региона Джубе), а также по Собату (притоку Нила, ведущему к Насиру), и системе Бахр-эль-Газаля (дающей доступ из Нила к обширной территории на запад, в том числе и в нефтеносную провинцию Юнити). Поэтому первоначально основными объектами нападений повстанцев стали нильские пароходы.

В феврале 1984 атаке подверглось судно, буксировавшее несколько барж. Правительственные источники утверждали, что погибло лишь 14 пассажиров, тогда как по другим данным – более трех сотен. Следует уточнить, что пассажирами подобных «конвоев» были в равной степени и гражданские, и военные (суданская армия первоначально использовала для перемещения по рекам обычные гражданские транспортные средства). Вторая подтвержденная обеими сторонами атака повстанцев на речной пароход относится лишь к декабрю этого года, но стоит учитывать, что данный конфликт характеризуется особенно противоречивыми сообщениями сторон, так что подтверждение правительством факта инцидента зачастую происходило лишь при происшествии значительного масштаба.

В связи с проблемами на речных путях особое значение для правительства приобретала транспортная авиация. Но и ей пришлось учиться работать в непростых условиях конфликта – в конце июня суданцы подтвердили потерю одного транспортника и одного боевого F-5. Причем правительственная сторона подозревала, что летательные аппараты поразили при помощи ПЗРК «Стрела», полученных СПЛА из Эфиопии.

Впрочем, не только на воде и в воздухе шла «битва на дорогах». Снабжение правительственных сил в западной части Южного Судана в значительной мере осуществлялось по железной дороге, шедшей с севера страны в столицу штата Западный Бахр-эль-Газаль Вау. В марте 1984 СПЛА взорвала здесь железнодорожный мост через реку Лол, перебив охранявший его гарнизон.

Наконец, происходили нападения и на двигавшиеся по суше конвои. В августе попал в засаду и понес большие потери правительственный отряд, направлявшийся из Джубы в Бор. А в начале октября была разгромлена колонна между Дук и Айод, на трассе Джонглей-канала. Кстати, сооружение последнего остановили еще в феврале - тогда повстанцы напали на упомянутый ранее Айод и ряд других пунктов, так что генподрядчик данного гидротехнического объекта французская компания отказалась от дальнейших работ в связи с гибелью нескольких сотрудников. Равным образом ряд нефтяных компаний приостановили свою работу на уже почти готовых к освоению месторождениях в штате Юнити.

1.6. Боевые действия в 1985 году

В начале 1985 года из Джубы в заблокированный повстанцами Бор вышел новый конвой, насчитывавший несколько тысяч военнослужащих с большим количеством техники. В 70 километрах от своей цели он подвергся мощной атаке СПЛА и понес большие потери. Однако размер конвоя сказался на итоге сражения – уничтожить его полностью не удалось. Через некоторое время, приведя себя в порядок, колонна возобновила движение. На пути следования она еще несколько раз попадала в засады, несла потери и надолго останавливалась. Однако, хоть и через три месяца, правительственный отряд все же достиг Бора. Отметим, что для суданской войны стали весьма характерными такие «долгоидущие» конвои. В связи с полным превосходством армии в тяжелом вооружении уничтожить их было непросто, но и правительственным силам приходилось передвигаться очень осторожно, учитывая риск в любой момент попасть в засаду на хорошо знакомой противнику местности.

Пока шла борьба на дорогах, а бойцы инициировавших восстание бывших 104-го и 105-го батальонов Суданских вооруженных сил (SAF) беспокоили армейские гарнизоны в прилегающих к Эфиопии Почалле и Акобо, руководство СПЛА готовило новые подразделения, которые могли бы достойно выступить на арене борьбы с SAF. Титулование при этом рассматривалось как немаловажное – первые два батальона СПЛА несли имя «Носороги» и «Крокодилы». Последние в 1984 предприняли операцию по захвату горного плато Бома к югу от Почаллы, удобного для создания базового района уже на суданской территории. После первоначального успеха повстанцы были вынуждены отступить, отведав действие принципа «удача на стороне больших батальонов».

Тем временем в эфиопских лагерях готовились новые силы – «дивизия» со звучным названием «Саранча», насчитывавшая до 12 тысяч бойцов. И, разумеется, новые ее батальоны носили не менее гордые имена, чем предыдущие – «Скорпионы», «Железный», «Молния». В самом начале 1985 горный район Бома опять захватили, теперь батальоном «Скорпионы» под командованием Нгачигака Нгачилука. И, несмотря на дальнейшие перипетии длительной гражданской войны, Бома так никогда и не была отбита правительственными силами, став надежной базой для операций повстанцев.

Из Бомы силы СПЛА двинулись на запад, нанесли поражение правительственным отрядам к северу от провинциального центра Восточной экваториальной Торита, и начали занимать его окрестности. Их действия в этом районе облегчало содействие народа лотуко (и родственных последним локоя, проживающим в районе Лирии и Нгангалы), представитель которых и видный политический деятель юга Судана Джозеф Одунхо вошел в руководство SPLM.

Продвигаясь на юго-запад, передовые отряды СПЛА достигли поселка Овни-ки-Бул (н/к) в 20 километрах от Магви. Это уже была территория народа мади, не проявившего особого энтузиазма вступить в борьбу против северян-арабов. Поэтому неудивительно, что отряд СПЛА сжег поселок, а прибывшие вскоре подразделения SAF при поддержке местной милиции разбили и отбросили противника.

Вторым направлением продвижения из области лотука для СПЛА было западное, где они захватили расположенный на берегу Нила городок Монгалла. Однако и здесь возникли определенные нюансы – повстанцы вступали в область племени мандари. Последние же на протяжении столетий являлись непосредственными соседями динка из подразделения бор, а потому «имели счеты» с основной ударной силой СПЛА. Старые конфликты между мандари и динка не раз «прорывались» в пост-колониальную эпоху. В частности, вскоре после начала восстания в 1983 мандари устроили резню торговцев-динка в Джубе в ходе борьбы за право торговли на местном рынке. А хартумские власти, умело пользовавшиеся политикой «разделяй и властвуй», этому не препятствовали. В свою очередь, динка в том же 1983 изгнали соперников из городка Тали-пост к юго-западу от Бора. Так что милиция мандари оказалась хорошо мотивирована и пользовалась полной поддержкой правительственных сил. Вскоре она нанесла поражение повстанцам возле Гур-Макур (н/к) вблизи Монгаллы, заставив СПЛА отступить и из этого населенного пункта.

Здесь отмечу очередную особенность данного конфликта. В условиях, когда только хартумское правительство не имело недостатка в тяжелом вооружении, наличие на поле боя даже нескольких танков могло стать решающим фактором. Таким образом, во многих боях со СПЛА правительственная сторона оказывалась представленной преимущественно некоей племенной милицией, которая вряд ли могла одержать победу, не будучи поддержанной «броне-» или «артмастерами» из состава армии. А такая поддержка, в свою очередь, была крайне вероятна – лишь попроси.

В сентябре того же года отряды Южного командования СПЛА, руководил которыми бывший майор SAF Арок Тон Арок, напали на другой важный город племени мандари – Терекеку, теперь на западном берегу Нила несколько севернее Монгаллы. В захваченной Терекеке произошли серьезные эксцессы в отношении мандари. Причем источники отмечают их направленность прежде всего против «восточного крыла» племени, что возможно было местью за недавнее поражение на другой стороне Нила. Впрочем, и Терекеку отряды СПЛА были вынуждены вскоре оставить.

Разумеется, повстанцы проявляли активность и в других районах юга Судана. Однако пока отмечу лишь захват 3 марта 1985 года поселка Джеку (н/к), восточнее Насира у границы с Эфиопией. Хоть это событие и не повлекло дальнейших серьезных последствий, но по крайней мере SAF потеряли здесь весь гарнизон во главе с полковником.

Гораздо труднее было овладеть провинциальными центрами, хоть повстанцы и пытались. В ноябре 1985 только что прибывший после обучения в Эфиопии батальон попытался взять Бор. Однако для составлявших его динка из северных кланов местность судда оказалась совершенно незнакомой и непривычной, что и сыграло немалую роль в итоговом сокрушительном поражении.

По видимому, именно это поражение переполнило «чашу терпения» командования СПЛА в отношении Южного командования. Арок Тон Арока заменили на некоего Куола Маньянг Джуука. Эпитет «некий» впрочем не стоит рассматривать слишком уничижительно – как показали дальнейшие события, наибольшую известность во 2-й Гражданской приобретали не руководители успешных операций, а раскольники и изменники.

Завершим же данный раздел парой эпизодов из «борьбы на дорогах» 1985 года. О продолжавшихся проблемах с нильским пароходством свидетельствовал факт освобождения в феврале 86-го плененного повстанцами несколькими месяцами ранее капитана парохода, гражданина ФРГ (почему собственно этот случай и стал известен). Опасность же полетов на снабжение гарнизонов была подтверждена потерей двух транспортников Buffalo – 14 марта у Акобо и 4 апреля возле Бора. Наконец, в конце года СПЛА несколько раз обстреливала аэропорт Джубы из орудий и минометов, хоть и без особых результатов.

Тем временем приближались более серьезные события…

Павел Нечай,

Статус самого молодого в мире государства закреплён за Южным Суданом. Однако страна уже не раз оказывалась втянута в гражданскую войну.
В настоящий момент в столице раздаются звуки выстрелов. На протяжении недели в Джубе сохраняется напряжённая ситуация.
Население Джубы было вынуждено покинуть дома и отправиться в организованный ООН лагерь беженцев. В СМИ поступают первые сообщения о количестве погибших. Противостояние уже унесло жизнь трёх сотен человек.
За прошедшие после последнего военного конфликта три года участники боевых действий не изменились. По одну сторону баррикады разместились находящиеся под контролем вице-президента формирования, по другую – подчиняющаяся действующему президенту армия.
Столичные жители предполагают, что причиной столкновений стали задержки в выплате зарплат военным. Они надеются на скорое прекращение стрельбы. Иначе Южный Судан вновь погрязнет в гражданской войне. Последнюю удалось завершить лишь в 2015 году.
История Южного Судана начинается 9 июля 2011 года, когда 99 процентов жителей страны высказалось за отделение от Судана. До этого Судан жил в условиях войны между Севером и Югом, которая началась в 1956 году после снятия контроля со сторон Великобритании. Страна была разделена на две части по национальному и религиозному признаку. На севере власть была сосредоточена в руках арабов, которые настаивали на политике исламизации. На юге активное сопротивление оказывало исповедующее христианство чернокожее население, которое отказывалось переходить в чуждую для них веру.
В период с 1955 по 1972 год было убито полмиллиона граждан. В эти годы проходила первая гражданская война. В конечном счёте, Юг получил автономию, и на 10 лет в стране воцарился относительный мир. Вторая война началась в 1983 году. За 22 года боевых действий было убито более 2 миллионов человек. Беженцами стали 4 миллиона человек.
Эта африканская страна потенциально могла получить статус самой богатой на континенте. Однако война поставила её на грань гуманитарной катастрофы. К 2011 году всем стало ясно, что раздел – единственно возможный вариант. Мировая общественность приветствовала это решение и обещала помочь новому государству. Так Южный Судан обрёл независимость и был принят в ООН в качестве полноправного члена.
Все надеялись, что наступает эра мирной жизни. Территория нового государства была сопоставима с Францией. На ней располагаются 75 процентов некогда принадлежавших Судану нефтяных скважин. Также новому государству достались богатые месторождения хрома, цинка, золота, серебра, алмазов.
Несмотря на это менее чем через два года после объявления независимости Южный Судан оказался во власти внутреннего конфликта. Противостояние было вызвано обострившимися отношениями между крупнейшими племенами: динка и нуэр.
Лидер государства – Сальва Киир – из племени динка. Придя к власти, он начал активно внедрять в управленческую и военную верхушку соплеменников. В 2013 году вице-президент – Риека Мачар – был обвинён в организации государственного переворота и отстранён от власти. Он принадлежит к племени нуэр. Военнослужащие разделились. Одни поддержали президента, другие – его оппонента. Вслед за армией разделилась оставшаяся часть страны. Так началась гражданская война.
В мае прошлого года два лидера смогли договориться. Результатом стало соглашение об урегулировании конфликта на межэтнической почве. Несмотря на то, что стороны не раз нарушали договор, в стране наступил мир. Кииру и Мачару удалось сохранить занимаемые должности. В апреле этого года вице-президент вернулся к исполнению своих служебных обязанностей. Во время выступления он дал обещание покончить с войной. В знак примирения в небо была выпущена стая голубей. Однако мир длился недолго. Страна вновь погрузилась в хаос.