Полный синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Образцы разбора сложносочиненного предложения
С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.
Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
- Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
- Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
- Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.
Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:
- Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
- Пояснительные: а именно, то есть;
- Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.
Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.
Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.
Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.
Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.
Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.
Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.
Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.
Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.
Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.
Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.
Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.
Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.
Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .
Пунктуация в сложносочинённых предложениях
В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.
Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:
Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.
Схема: (), а ().
Или я приду завтра, или ты приходи.
Схема: или (), или ().
Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:
Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .
Схема: (); а ().
Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:
У меня такое мнение, а у тебя – другое; и каждый из нас прав по-своему.
Схема: (), а (); и ().
Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:
Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
Схема: () – и ().
Когда не ставятся знаки препинания
![](https://i2.wp.com/obrazovanie.guru/wp-content/auploads/210904/kak-sostavit-slozhnosochinennoe-predlozhenie.jpg)
Части ССП являются:
- Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
- Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
- Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
- Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
- Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо:
1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания.
2. Если оно восклицательное, отметить это.
3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
5. Объяснить расстановку знаков препинания.
6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.
Красивая роза лежала на столе, и солнце освещало комнату.
1. Повествовательное.
2. Не восклицательное.
3. Роза лежала. Солнце освещало.
4. Простые предложения соединены в сложное с помощью соединительного союза И. Значение сложного предложения – перечисление событий.
5. В сложносочиненном предложении перед союзом И, соединяющим два простых предложения, ставится запятая.
6. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного – см. статью Синтаксический разбор простого предложения.
(No Ratings Yet)
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис
Другие сочинения по теме:
- Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Чтобы выполнить синтаксический разбор предложения с...
- Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
- Синтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по...
- Синтаксический разбор словосочетания Чтобы выполнить синтаксический разбор словосочетания, необходимо: 1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Рассказать о строении словосочетания: найти...
- Предложение и высказывание Предложение и высказывание Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет...
- Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные...
- Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса Синтаксис как область грамматического строя...
- Место синтаксиса в грамматической системе языка Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса...
- Задание: Укажите верную характеристику предложения (предло Жение указано). Аналитический отчет ФИПИ: “…Неумение отличить главные Члены предложения от второстепенных часто не...
- Отличие словосочетания от предложения Отличие словосочетания от предложения Словосочетание, построенное по тому или иному отвлеченному образцу, в предложении всегда заключает...
- Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте,...
- Главный предмет экзистенциального общения – смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. Экзистенциалисты различают “бытие” и “существование”. “Бытие”...
- Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных...
- Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание...
- Цель: ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными....
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются не Только по форме (по характеру союза), и не только по значению (по характеру Синтаксических... Цели: углубить получение учащимися сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия, сопоставляя их с придаточными степени и образа действия, причины;...
- Тема нашего урока: НЕ с глаголами. Итак, сначала небольшой словарный диктант. Один работает у доски, остальные – сам-но. Потом сверим...
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
![](https://i2.wp.com/uchim.org/img/shema.gif)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
1. Общие положения
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Политические взгляды;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Национальная принадлежность;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 120 города Донецка»
Конспект урока на тему
«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»
подготовила
учитель русского языка и
литературы
Буянская Л. Н.
Тема урока : Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Цели : повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;
развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;
воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Методы : поисковый; репродуктивный.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : презентация, схемы, сигнальные карточки.
Ход урока .
1. Организационный момент.
Дерзай, твори, вперёд иди,
Ныряй в научные пучины.
И не споткнись на полпути,
Ведь впереди – твои вершины.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
3. Актуализация опорных знаний.
Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.
имена существительные :
Прик…сновение , иниц…атива , кто-то, пол(тарелки) , настежь, ничто, девятнадцать, девч…нка.
Из ряда слов выпишите только имена прилагательные
Размягчённый, бескорыс…ный , никакой, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый) , пятый, исчезающий.
Из ряда слов выпишите только наречия:
Кто-либо, даже, обжечься , невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как , рассказывая, (по)дружески .
- Проверим, что у нас получилось :
Прик…сновение, иниц…атива, (пол)тарелки, девч…нка
Бе…корыс…ный, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый)
Невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как, (по)дружески
Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму, приведите примеры подобного написания.
Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.
- Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.
Я счастлив
По-летнему жарко
Острые скалы
В течение месяца
Рассказ о себе
Призыв к сплочению
Изобразительное искусство
Деталь интерьера
Уникальное произведение
Творческое вдохновение
4. Закрепление полученных знаний.
Чем отличается предложение от словосочетания?
Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?
Какое предложение называется сложным?
- Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.
Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …
- Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.
Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.
На какие группы делятся сложные предложения?
Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.
Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.
Давайте сравним предложения:
Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.
Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.
Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.
Что между ними общего? (Это сложные предложения).
Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).
- Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП .
5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.
- Вставьте начало утверждений:
1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)
2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)
3. ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)
4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)
5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)
- Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)
2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)
3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)
4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)
5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)
6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)
7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).
8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)
9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)
10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)
11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)
12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)
13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)
14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)
15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)
16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)
17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)
- Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)
1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)
2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)
3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)
4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)
5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)
6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)
7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)
8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)
9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)
10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)
- Когда в ССП не ставится запятая?
1 ) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент , коим может оказаться:
второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.
частица: Лишь петух пропел да собака залаяла.
вводная конструкция (слово, словосочетание, предложение): Словом, гром гремел и молнии сверкали.
2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа :
вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?
побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!
восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!
безличные : С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!
Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город .
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость....
- В каких из перечисленных предложений нужна запятая?
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2. На улице жара, а цыплятам холодно.
3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.
5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла
6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
7. Подпустить врага и огонь дать по команде!
8. Как он смешон и как глупы его выходки!
9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.
- Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.
Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.
Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.
Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.
- Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)
1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.
3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю
5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.
- Сделать полный синтаксический разбор ССП
У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.
6. Работа с учебником.
Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.
7. Подведение итогов урока.
В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
- Выполнить упражнение № 76 на стр. 49