Практическая и функциональная стилистика. Понятие стилистики

Понятие стилистика

Стилистика - ("стило", "стилус" - палочка, которой писали на восковых дощечках). Небольшой экскурс в историю: стилистика как самостоятельная наука возникла в 50-е гг., «вычленилась» из риторики, на базе словесного выражения. Со временем понятие стилистики расширялось. Сначала это была наука о выразительных средствах (тропы и фигуры), потом – о функциональных стилях. Сейчас мы понимаем стилистику как науку о функционировании языка и речи .

Молодой раздел языкознания, рубеж 19-20 вв., связь с фр. Стилистикой (Шарль Балли).

Первые рос стилисты – Виноградов, Щербин, Потебня.

Стилистика - раздел языкознания, в кот. изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях яз. общения, в различн. видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Ш. Балли (фр). Стилистика бывает:

1) общая, исследующая общие стилистические проблемы речевой деятельности, касающиеся всех или большинства языков,

2) частная, изучающая стилистическую структуру конкретного национального языка, и

3) индивидуальная, рассматривающая экспрессивные особенности речи отдельных индивидов.

Виноградов:

1. «Стилистика языка изучает стилистическую структуру языка как «системы систем», функциональные языковые стилей, стилистич. ср-ва языковых средств вне зависимости от конкретных условий их использования»

Речь – конкретная реализация языка в данной конкретной ситуации.

2. «Стилистика речи анализирует особенности функционирования языковых ср-в в конкретных условиях их использования, связанных с теми или иными жанрами, формами, видами устной и письменной речи (выступление в дискуссии, лекция, доклад, пресс-конференция, беседа; передовая статья в газете, научная рецензия, юмористический рассказ, приветственный адрес и т. д.)»

3. «Стилистика худ лит-ры имеет предметом своего исследования все элементы стиля худ произведения, стиля писателя, стиля целого лит направления»



Стилистика - наука о языке, изучающая теорию языковую стилей, лексическую и грамматическую синонимию, выразительные и изобразительные возможности языковых средств. Стилистика изучает язык в динамике ("королева языка"). Изучает оттенки значений. Необходимо обладать языковым чутьем (для иностранцев стилистика практически недоступна). Проблема выбора - это основная проблема стилистики.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Аспекты стилистики:

1. Выразительные средства языка и их ресурсы (возможности языка) - 1 аспект стилистики.

2ой аспект - определение стиля. Экстралингвистический фактор. (отбор языковых средств в соответствии с ситуацией, в которую попадает человек) - нефилологический фактор.

3. Качество речи (точность и правильность) - 3ий важный аспект стилистики.

Речь должна быть грамотной, точной, литературной и, если возможно, образной. Для стилистики важно не то, что сказано, а как сказано.

Области стилистики:

Практическая стилистика - закономерность, целесообразность, уместность употребления грамматических основ, оборотов и пр.

Стилистика ресурсов языка - занимается синонимией

Стилистика художественной литературы - индивидуальные стили писателей, историческое развитие стилей языка.

Стилистика декодирования - существуют различные возможности интерпретирования замыслов автора.

Стилистика текста - закономерности построения и функционирования текста (композиционное построение)

Фоностилистика - занимается ассоциациями у человека с употреблением того или иного звука

Предмет и задачи практической стилистики

Предметом стилистики является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существов языка), но от др. областей языкознания.

Стилистика исследует способы выраж той дополнит (стилистич) инфо, кот сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов стил. признаётся система синонимич. ср-в и возможностей языка на всех его уровнях.

Понятие нормы очень важно для лит языка. В практич стилистике в кач нормы выступает совокупность наиболее пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общ-ва ср-в языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексич, произносительных, морфологич, синтаксич) из числа существующих.

Практическая стилистика близка к культуре речи.

1) общие сведения о языковых стилях

2) оценка экспрессивно-эмоц. окраски средств языка

3) синонимия языковых средств

Центральное место в стилистике отводится проблемам синонимии. В этой проблеме для практической стилистики важно:

1) в языке, как правильно, нет абсолютных синонимов

2) синонимичные варианты не должны выходить за пределы литературной нормы

3) допустимо сопоставление синонимов в условиях их одновременного существования и в условиях их эволюционного развития

Для практической стилистики также важно использование лексических и грамматических средств языка . Меньше внимания фонетике и словообразованию, больше внимания грамматическому синтаксису.

Образные средства языка (тропы и фигуры) – стилистика художественной литературы.

Задачи стилистики: 1)определение стилист.норм употребления языка, определение закономерностей, в соответствие с которыми язык.ср-ва организуются в систему. 2)классифифкация и описание ср-в и приемов,заключенных в системе яз. 3)выявление закономерностей взаимодействия стилист.норм языка с объективной системой языка.

Функциональные стили - это центральная проблема и главный предмет стилистики.

К числу вопросов, решаемых практической стилистикой, относятся и вопросы, связанные с правильностью и нормативностью речи.

Богатейшая синонимика средств русского литературного языка на всех «ярусах» его системы ставит перед практической стилистикой вопрос о критериях оптимального выбора нужных в конкретной ситуации вариантов (в частности, о нормативности этих вариантов в наши дни).

В пределах стилистики различаются понятия теоретической и практической стилистики.

1. В центре теоретической стилистики находится проблема речевого акта и текста как его результата. Обычный речевой акт состоит из 3 компонентов: автор акта («отправитель», адресант); текст; воспринимающий акт («получатель», адресат).

Соответственно этому разделяются: стилистика от «автора», иногда называемая «генетической», - исследование авторского выбора речевых средств, замысла («идеи») и его исполнения (воплощения в текст); стилистика внутреннего построения самого текста, иногда рассматривающаяся как воплощение собственных законов данного речевого жанра и называемая в этом случае «имманентной» стилистикой; стилистика адресата, рассматривающая интерпретацию адресатом замысла отправителя речи, а также сам «образ адресата», или «фактор адресата», снова соприкасающийся с замыслом автора речи.

2. Практическая стилистика. В центре практической стилистики стоит устный или письменный текст, который является результатом выбора фонетических, грамматических, лексических и синтаксических форм. Практическая стилистика содержит в себе: общие сведения о языковых стилях, оценка эмоционально-экспрессивных средств языка, проблемы синонимии.

Практическая стилистика, стилистика языковых единиц,- один из основных разделов стилистики, изучающий использование языковых единиц в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка. П. с. описывает стилистические свойства вариантов и синонимов, а также устанавливает наиболее целесообразное и предпочтительное их использование в речевом общении: в разг. и книжной речи в письменных (печатных) текстах и в устных выступлениях, в средствах массовой информации. Поскольку П. с. анализирует реальную речевую коммуникацию, рассматривает конкретные случаи использования речевых средств, для неё актуальны поиски и формулирование рекомендаций по употреблению речевых средств в типических речевых ситуациях и контекстах, а также систематизация наиболее распространённых ошибок, отклонений от нормы (см.

Норма) и грубых её нарушений, наблюдающихся в устной и письменной речевой практике носите чей лит. языка. Такие рекомендации и их квалификационная оценка не стабильны. Они модифицируются и уточняются в зависимости от литературно-языковой эволюции и дальнейшего изучения совр. рус. языка, отдельных фрагментов его системы и стилистической структуры. П. с. начала складываться в 30-х гг. 20 в. (хотя уже в 1911 вышла работа В. И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», посвященная стилистике языковых единиц), прежде всего как ответ на нужды редакционно-издательской практики. Выяснялись и обсуждались вопросы «правильного» или целесообразного, уместного использования в том или ином контексте конкретных языковых и речевых единиц, возникавшие в процессе редактирования, лит. правки рукописей, предназначенных для печати.

Задачи стилистики:

Теоретические:

1. Стилистика обобщает наши знания о функциональном аспекте (использовании) языка, а, следовательно, и о языке в целом.

2. В сферу стилистики входит учет не только лингвистических (языковых) факторов, но и экстралингвистических (не языковых), следовательно, стилистика нужна для осмысления речевого общения в целом.

3. Стилистика дает теоретическую базу для таких наук как, культура речи, преподавание русского языка, литературное редактирование, школьную методику.

Виноградов, оценивая роль стилистики, отмечал, что она «является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры».

Практические:

Стилистика имеет большое значение для повышения культуры речи говорящего. По словам Льва Николаевича Скворцова: «подлинная культура речи предполагает владение формами и стилями современного литературного языка в соответствии с целями и задачами общения».

Григорий Осипович Винокур выделяет следующие ступени речи:

· Низшая (связанная с правильностью речи)

· Высшая (смыкающаяся со стилистикой)

И отмечает, что стилистические нормы – это цель и вершина речевой культуры.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Теоретическая и практическая стилистика.:

  1. 5. Теоретическая разработка и практическое осуществление биологического направления в дореволюционной методике преподавания.
  2. Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения.

Это издание может служить прекрасным справочным пособием для педагогов, студентов и школьников, издательских работников и для всех, кто хочет писать грамотно.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Предмет и задачи практической стилистики 3
Часть 1 СТИЛИ ЯЗЫКА
§ 1. Понятие о функциональных стилях 11
§ 2. Научный стиль 21
§ 3. Официально-деловой стиль 28
§ 4. Публицистический стиль 33
§ 5. Стили художественной литературы 45
§ 6. Разговорный стиль 49
Часть 2 ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Глава 1. Выбор слова 62
§ 7. Лексическая сочетаемость 62
§ 8. Стилистическое использование многозначности слова 64
§ 9. Стилистические функции омонимов 66
§ 10. Стилистическое разграничение паронимов 67
§ 11. Стилистические функции синонимов 69
§ 12. Стилистические функции антонимов 73
Глава 2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка 74
§ 13- Стилистические функции историзмов и архаизмов 74
§ 14- Стилистические функции неологизмов 77
§ 15- Стилистическое использование слов иноязычного происхождения 78
Глава 3. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления 81
§ 16. Диалектизмы в произведениях художественной литературы 81
§ 17. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики 82
§ 18. Сфера использования канцеляризмов 84
Глава 4. Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской 87
Глава 5. Стилистическое использование фразеологических средств языка 88
§ 19. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи 88
§ 20. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов» 90
Повторительные упражнения 92
Глава 6. Стилистические ресурсы словообразования 93
Часть 3 ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Раздел 1. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Глава 7. Употребление форм существительных 98
§ 21. Колебания в роде существительных 100
§ 22. Род несклоняемых существительных 103
§ 23. Родовые различия в личных существительных 106
§ 24. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний 109
§ 25. Склонение имен и фамилий Ill
§ 26. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 115
§ 27. Варианты форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных 117
§ 28. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода. 121
§ 29. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 123
§ 30. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа 129
§ 31. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа 131
§ 32. Употребление единственного числа в значении множественного 132
§ 33. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных существительных в форме множественного числа 133
§ 34. Стилистические варианты суффиксов существительных 135
Повторительные упражнения. 136
Глава 8. Употребление форм прилагательных 137
§ 35. Синонимия полных и кратких форм прилагательных. 137
§ 36. Синонимичные формы кратких прилагательных 141
§ 37. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. 142
§ 38. Употребление притяжательных прилагательных 146
§ 39. Синонимия форм косвенных падежей прилагательных и существительных 148
Повторительные упражнения 152
Глава 9. Употребление числительных 153
§ 40. Варианты сочетаний числительных с существительными. 153
§ 41. Собирательные и количественные числительные как синонимы 159
§ 42. Числительные в составе сложных слов 161
Глава 10. Употребление местоимений 164
§ 43. Стилистическое использование личных местоимений. 164
§ 44. Употребление возвратных и притяжательных местоимений 169
§ 45. Синонимия определительных местоимений 172
§ 46. Синонимия неопределенных местоимений 176
Повторительные упражнения. 179
Глава 11. Употребление форм глагола 180
§ 47. Особенности образования некоторых личных форм глагола 180
§ 48. Синонимия личных форм глагола 184
§ 49. Синонимия глагольных времен 186
§ 50. Синонимия глагольных наклонений 188
§ 51. Варианты глагольных форм разных видов.191
§ 52. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов 200
§ 53. Варианты форм причастий 202
§ 54. Варианты форм деепричастий 202
Повторительные упражнения 204
Раздел 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Глава 12. Строй простого предложения 205
§ 55. Синонимия отдельных типов простого предложения. 205
§ 56. Варианты форм сказуемого 209
Глава 13. Стилистические функции порядка слов в предложении 214
§ 57. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов: 214
§ 58. Место подлежащего и сказуемого в предложении 217
§ 59. Место определения в предложении 219
§ 60. Место дополнения в предложении 222
§ 61. Место обстоятельственных слов в предложении 222
§ 62. Добавочные замечания о порядке слов 224
Глава 14 Согласование сказуемого с подлежащим 226
§ 63. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное 226
§ 64. Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием 231
§ 65. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. 238
§ 66. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой 241
§ 67. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением 242
§ 68. Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов 244
§ 69. Согласование связки с именной частью составного сказуемого 246
§ 70. Согласование сказуемого с однородными подлежащими. 247
Повторительные упражнения 251
Глава 15. Согласование определений и приложений 253
§ 71. Согласование определения с существительным общего рода 253
§ 72. Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение 254
§ 73. Согласование определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре 255
§ 74. Два определения при одном существительном 258
§ 75. Согласование определения с существительными - однородными членами предложения 261
§ 76. Согласование приложений 263
§ 77. Согласование приложений - географических названий. 264
Глава 16. Варианты форм, связанные с управлением 267
§ 78. Синонимия беспредложных и предложных конструкций 267
§ 79. Синонимия предлогов 270
§ 80. Варианты падежных форм 279
§ 81. Варианты падежных форм дополнения при переходных глаголах с отрицанием 282
§ 82. Управление при синонимичных словах 288
§ 83. Дополнения (обстоятельства) в разных падежных формах и с разными предлогами при одном управляющем слове 291
§ 84. Нанизывание падежей 295
§ 85. Управление при однородных членах предложения 297
Повторительные упражнения 297
Глава 17. Стилистические особенности предложений с однородными членами 299
§ 86. Стилистические функции однородных членов предложения 299
§ 87. Союзы при однородных членах предложения 300
§ 88. Предлоги при однородных членах предложения 303
§ 89. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения 306
Глава 18. Стилистическое использование обращений 311
§ 90. Сфера употребления обращений 311
§ 91. Стилистические функции обращений 312
Глава 19. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций 313
§ 92. Стилистические функции вводных слов 313
§ 93. Стилистические функции вставных конструкций 314
Глава 20. Стилистика сложных предложений 315
§ 94. Стилистическое использование различных типов сложного предложения 315
§ 95. Стилистические функции союзов и союзных слов 321
§ 96. Стилистические ошибки в сложных предложениях. 323
Глава 21. Параллельные синтаксические конструкции 327
§ 97. Общая характеристика параллельных конструкций 327
§ 98. Причастные обороты 330
§ 99. Деепричастные обороты 337
§ 100. Конструкции с отглагольными существительными. 343
Глава 22. Стилистическое использование периода. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого 346
§ 101. Речь отрывистая и речь периодическая 346
§ 102. Стилистические функции периода 347
Глава 23. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи 350
§ 103. Стилистические функции прямой речи 350
§ 104. Стилистические функции авторских слов 351
§ 105. Стилистические функции несобственно-прямой речи. 352
Часть 4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Глава 24. Тропы 355
§ 106. Эпитет 355
§ 107. Сравнение 356
§ 108. Метафора 357
§ 109. Метонимия 358
§ 110. Синекдоха 359
§ 111. Гипербола и литота 359
§ 112. Ирония 360
§ 113. Аллегория 360
§ 114. Олицетворение 360
§ 115. Перифраза 360
Глава 25. Стилистические фигуры 361
§ 116. Анафора и эпифора 361
§ 117. Параллелизм 362
§ 118. Антитеза и оксюморон 362
§ 119. Градация 362
§ 120. Инверсия 363
§ 121. Эллипсис 363
§ 122. Умолчание 364
§ 123. Риторическое обращение 364
§ 124. Риторический вопрос 364
§ 125. Многосоюзие и бессоюзие 364
Повторительные упражнения 365
Использованная литература. 371
Условные сокращения 373


ВВЕДЕНИЕ
.
Термин «практическая стилистика» встречается у В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, К.И. Былинского и других исследователей проблем стилистики. Используется он и в зарубежной науке... Создаются пособия по нормативной стилистике национальных языков. Делаются попытки определить понятие нормативности, языковой (и стилистической) нормы.

Понятие нормы важно для любого литературного языка. Даже в художественно-беллетристическом стиле, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный отход от общенациональной нормы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным»".

В практической стилистике, где огромную роль играет лексическая и грамматическая синонимия, в качестве нормы выступает «совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, Практическая стилистика, Розенталь Д.Э., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Справочник по русскому языку, Практическая стилистика, Розенталь Д.Э., 2001. - Яндекс Народ Диск.

    практическая стилистика - Прикладной раздел стилистики речи, имеющий нормативный характер и исследующий способы и формы использования языковых средств в каждом конкретном случае, в зависимости от содержания речи, обстановки общения, цели высказывания. Рекомендации… … Словарь лингвистических терминов

    Стилистика - СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… … Словарь литературных терминов

    Стилистика лингвистическая - 1. Определение понятия. Определение объема и содержания С. принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам. Одним из наиболее распространенных определений С. является определение ее как учения о наличных в языке… … Литературная энциклопедия

    - (структурная, строя языка, стилистических средств языка, аналитическая, практическая, традиционная) – направление стилистики, изучающее стилистические ресурсы языка. Это наиболее традиционная область стилистики, объектом которой является состав… …

    стилистика - лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы. Русская стилистика складывается в первой пол. 20 в. благодаря трудам В. В. Виноградова. Современная стилистика изучает и описывает научный … Литературная энциклопедия

    Стилистика - У этого термина существуют и другие значения, см. Стилистика (значения). … Википедия

    - (лингвистическая, лингвостилистика, общая С.) – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Стилистика - Стилистика раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т. д. Однако задачи стилистики… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Стилистика - раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях… … Большая советская энциклопедия

    стилистика - сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? стилистики, чему? стилистике, (вижу) что? стилистику, чем? стилистикой, о чём? о стилистике 1. Стилистикой называют учение о стилях речи. Стилистика романтизма. | Латинская стилистика. |… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Практическая стилистика совр. русского языка Бельчиков , Бельчиков Ю.. В современном мире информация - ключ к успеху. Однако правильно воспринимать и передавать информацию можно, только если вы умеете четко формулировать свою мысль, адекватно передавать… Купить за 413 руб
  • Практическая стилистика русского литературного языка , А.В.Абрамович, Ю.А.Бельчиков, В.Н.Вакуров, В.П.Вомперский, М.В.Зарва, М.С.Панюшева. Содержание и построение сборника определяется задачами курса практической стилистики и местом его в системе подготовки работников печати. Курс практической стилистики вооружает студента…

Цели: дать учащимся понятие о двух видах стилистики с учётом её разной направленности; учить диалектическому подходу к науке как таковой на примере динамики стилистики (различная классификация её разделов); показывая особенности стилей речи, воспитывать у учащихся строгое, взыскательное отношение к речевой практике. Оборудование: (РМ) таблица-приложение на каждую парту (РМ - раздаточный материал); две схемы «Стили речи» (на доске). ХОД УРОКА I. Опрос по домашнему заданию Учащиеся зачитывают стихи В. В. Маяковского, комментируют его произведения с точки зрения стилистики. ♦ Как избежать загрязнения речи? ♦ Какой отрывок художественного текста вы выбрали и благодаря чему он «блистает»?

II. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня мы познакомимся с двумя разделами стилистики, их особенностями. Практически закрепим полученные знания, составляя тексты разных стилей одной тематики. Отметим их особенности и различия. III. Объяснение нового материала Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме.

(Н. А. Некрасов) 1. слово учителя - Мы с вами познакомились на прошлом уроке с понятием «наука стилистика». Единого подхода к стилистике как к науке сейчас, к сожалению, пока нет.

Система не сформировалась окончательно. Поэтому возможны варианты в толковании того или иного понятия, явления, разделов, входящих в эту науку. Но основы стилистики уже определились. 2. работа с таблицей - Рассмотрим внимательно таблицу.

Какие разновидности сти Листики в ней предложено выделить? Стилистика как наука Стилистика языка («система систем»). Функциональные стили Стилистика речи (способы употребления языка и его стилей в монологической и диалогической речи) 3. Лекция учителя (Основные положения учащиеся записывают в тетрадях.

) - Итак, в стилистике есть несколько направлений: Y функциональная стилистика, изучающая функционально-стилистическое расслоение языка, то есть функциональные стили; Y практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций; Y стилистика текста - молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и функционирования текстов; Y фоностилистика изучает образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками (новейшее направление). Для дальнейшего более легкого восприятия материала предлагаю пользоваться словариком терминов, основных понятий стилистики, которые нам пригодятся в дальнейшей работе (см. приложение к уроку № 2). (Учащиеся зачитывают вслух определения терминов.) Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Возможна иная формулировка: «Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении» (Г.

Я. Солганик). Каждая функция - это определенная установка на ту или иную манеру изложения - точную, объективную, конкретно-изобразительную, информационно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля.

Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях - терминах, художественная тяготеет к конкретности, изобразительности. IV. Закрепление 1. Беседа ♦ С какими стилями речи, ранее изученными, мы можем сопоставить стили, расположенные в категории «стилистика языка»? ♦ Почему они называются функциональными? ♦ Дайте определение понятию «функциональный стиль».

♦ Что такое практическая стилистика? 2. Лекция учителя - Существует несколько версий типологии стилей речи. Так, например, по условиям, в которых осуществляется акт речи, стили речи делятся на следующие разновидности. Стили речи Разговорный ораторский литературный деловой эпистолярный А.

Н. Гвоздев, учёный-языковед, подразделяет все стили на книжные (публичные) и разговорные (бытовые). Однако мы будем изучать наиболее типичную классификацию (таблица, приведенная ранее, и данная схема). В современном русском языке традиционно выделяют следующие стили: Разговорные (бытовые) стили книжные (публичные) стили Научный художественно-беллетристический Публицистический официально-деловой Каждый стиль располагает своими способами раскрытия, развития мысли, особой лексикой, фразеологией, грамматическими формами. Каждый стиль характеризуется определенными условиями общения, своей задачей речи.

Сейчас мы на практике, составляя текст на определённую тему, посмотрим на особенности каждого стиля. 3. работа в группах Задание. Составить текст из 5-6 предложений на тему «Великая Отечественная война - подвиг народа», используя различные стили. 1 группа - разговорный стиль. 2 группа - научный стиль. 3 группа - публицистический стиль. 4 группа - официально-деловой стиль. 5 группа - художественный стиль. ♦ Зачитаем составленные тексты. Получилось ли у вас раскрыть тему? ♦ Какими особенностями отличается каждый из текстов? Запись под диктовку - Давайте запишем основные особенности каждого стиля. В дальнейшем мы разберем их более подробно. Разговорный стиль - разговорно-бытовая лексика, неполные предложения, диалог. Научный стиль - термины, нейтральная лексика, точные факты, цифры, даты, фамилии, наименования. Публицистический стиль - обращения, восклицательные и вопросительные предложения, образность, эмоциональность. Официально-деловой стиль - определенные штампы - форма записи, факты, даты, фамилии, деловой язык. Художественный стиль - образность, красочность, художественные приемы, эмоциональная окраска. 4. продолжение лекции учителя - Интересен раздел стилистики - фоностилистика. Его только начали разрабатывать учёные. Он изучает вопросы благозвучия речи. Послушайте любопытный анекдот. Ответьте на вопрос «в чём его соль?». Дыбра - это зверь, который бродит в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры, бодро тибрит ядра кедра в вёдрах и дробит добро в недрах. (В анекдоте - игра слов с сочетанием согласных БР, ДР, ЗВ, ВР. Повторы этих сочетаний делают речь неблагозвучной.) Прием определённого подбора, повтора звуков часто используют поэты в своем творчестве. Мастером словесной живописи в русской поэзии является А. Прокофьев. В его творчестве звукопись занимает большое место. В стихах поэта мы слышим переливы волн, кипучие ключи, певучие ручьи… Вот отрывок из его стихотворения, в котором использован звукообраз метели: Вот какое дело, Верней, дела: На широкой улице Метель была. Метель - канитель, Повилика - повитель, Метель! Как мела? Да в два помела: Перемётывала, Перелётывала, Полумёртвая Перевёртывала! Метелица сивая Снег мела… А за ней, красивая, Ты прошла. (А. Прокофьев) V. Итог урока ♦ Какие направления в стилистике вам теперь известны?

♦ О каких функциональных стилях вы узнали? ♦ Почему они называются функциональными? VI.

Домашнее задание 1. Теория по учебнику.

2. (На усмотрение учителя Домашнее задание может быть распределено по уровням.) Сделайте рисунок-ассоциацию (образную, цветовую, звуковую…) гласных или согласных звуков. 3. Подготовьте выступление о направлениях в стилистике. 4. Познакомьтесь со словарем терминов. VII. «На закуску» - Послушайте высказывание русского писателя Е. Замятина о гласных и стихотворение французского поэта А. Рембо «Гласные». «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. (…) С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О - высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое, низкое, стискивающее и т. д.» (Е. Замятин) А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий: тайну их скажу я в свой черед. А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О - дивных глаз ее лиловые лучи. (А. Рембо) Š Какое направление в стилистике занимается изучением проблемы звуковых ассоциаций? Š А какие ассоциации у вас вызывают названные гласные? Следует учитывать, что звуковые, зрительные ассоциации - явление исключительно индивидуальное, науке пока не подвластное. Попробуйте при подготовке домашнего задания раскрыть свою индивидуальность в этом плане. Возвышенный стиль (высокий стиль) (ед.) Разновидность стиля, так называемый книжный стиль, характерный для современных развитых национальных языков. Как и во всех славянских языках, возвышенный стиль русского языка восходит к церковнославянскому языку - литературному языку Средневековья, а также к языку летописания и других письменных документов Древней Руси (см. теорию о трех штилях М. Ломоносова) Вульгаризм (-ы) В лексической стилистике: слово или выражение, обычно свойственное фамильярной или грубой просторечной, арготической или жаргонной речи и использованное в разговорной речи (жрать, дрыхнуть, стибрить, хапать). В художественных текстах вульгаризмы часто используются авторами для создания речевого портрета персонажей: Когда один муж лается с одной женой - это еще куда ни шло (В. Пикуль) Иностиле-вой (-ые) элемент (-ы) Стилистически маркированная речевая единица любого уровня, неуместно используемая за пределами текстов своего стиля. Как иностилевой элемент будут характеризоваться просторечные акцентные, морфологические формы звОнит, шоферА, квАртал в официальной речи, канцеляризмы, употребленные за пределами текстов официально-делового стиля, жаргонизмы в текстах официально-делового и научного стилей Лексическая Стилистика (ед.) Раздел практической стилистики, в котором изучаются соотносительные лексические средства языка, дается оценка использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатываются рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях. Лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, паронимов. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых средств в различных сферах общения. Лексическая стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов Морфологическая стилистика (ед.) (стилистика частей речи) Раздел стилистики, изучающий: 1) использование единиц разных частей речи в различных функциональных стилях и стилистическую активность тех или иных лексико-грамматических разрядов, а также отдельных грамматических категорий слов; 2) экспрессивную функцию слов разных частей речи и разнообразных морфологических средств языка; 3) вариантные формы частей речи и их употребление в текстах разного характера; 4) морфолого-стилистические ошибки Норма стилевая (стилистическая, функцио-нально-стиле-вая) Исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесооб