“Предмет изучения стилистики и культуры речи. Стили речи”

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика. Или, точнее, стилистика – это наука о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка в зависимости от целей, ситуации и сферы общения.

Вообще, несмотря на то, что термин «стилистика» появился еще в середине XIX века, общепринятого определения нет до сих пор.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения).

Существует несколько точек зрения на структуру стилистики, как науки.

Виноградов Виктор Владимирович выделяет 3 круга исследований в рамках стилистики:

1) стилистика языка, или структурная стилистика, которая изучает функциональные стили

2) стилистика речи, исследующая различия между жанрами устной и письменной речи

3) стилистика художественно литературы, изучающая элементы стиля литературных произведений, писателя, литературных направлений

Женевский лингвист Шарль Балли выделяет 3 других круга исследований:

1) общая стилистика, изучающая общие проблемы речевой деятельности, независимо от того, о каком языке идет речь

2) частная стилистика, занимающаяся вопросами и проблемами конкретного национального языка

3) индивидуальная стилистика, которая исследует экспрессивные средства в речи отдельных индивидуумов

1) изучение стилистических/лингвистических ресурсов языка на всех уровнях

2) функциональные исследования

3) стилистические особенности художественной литературы

4) практическая стилистика ря (прикладное направление)

В середине 50-х гг.

XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования Пешковского, Щербы, Винокура, Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах Кожиной, Васильевой, Сиротининой, Шмелева и др.

На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей. Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями - это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

1. Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики

релевантные научные источники:

  • Стилистика и культура речи. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики 2. Понятие о функциональных стилях 3. Научный стиль 4. Официально-деловой стиль 5. Публицистический стиль 6. Стиль художественной

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.11 Мб

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Стилистика как лингвистическая дисциплина. Предмет, задачи, основные понятия. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия. Стилистика текста как ответвление

  • Ответы к экзамену по стилистике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.22 Мб

    Синтаксис текста: сложное синтаксическое целое. Синтаксическая стилистика. Параллельные синтаксические конструкции. Практическая стилистика, ее задачи. Практическая стилистика и смежные дисциплины.

  • Практическая стилистика. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

ВВЕДЕНИЕ. СТИЛИСТИКА КАК НАУКА

Лекция №1

I. Предмет стилистики .

II. Задачи и основные направления стилистики.

III. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами:

а) стилистика и общее языкознание ;

б) стилистика и теория перевода ;

в) стилистика и культура речи .

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что таковых не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – писал И.С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь всё, что мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то необходимо изучать стилистику.



Наш курс называется «Стилистика русского языка и культура речи».

Термин “стилистика” появился в начале ХІХ века в произведениях немецких романтиков в связи с появлением новых для той эпохи понятий индивидуальности творческой личности. Попытки научно обосновать стилистику были предприняты в трудах “Философия стиля” Г.Спенсера (1852 г.) и Х.Штейнталя (1866 г.). В исследованиях А.Н.Веселовского (“Из истории эпитета”, 1895 и др.) и А.А.Потебни были заложены основы исторической стилистики.

Так как стилистика является учением об “употреблении языка”, многие лингвисты пытались сделать ее наиболее общей филологической дисциплиной, в которую языкознание входило бы как частная наука. Этот подход наблюдается у немецких филологов-романтиков братьев А.В. и Ф. фон Шлегель (начало ХІХ в.), в направлении эстетического идеализма К.Фосслера. В России в 20-е годы ХХ в. стилистика рассматривалась как база культуры речи. Однако, все большую определенность обретала мысль о том, что стилистика – самостоятельная дисциплина, имеющая свой предмет, изучающая “употребление языка”, т.е. совокупность установившихся в обществе языковых норм, в силу которых из существующего запаса языковых средств осуществляется отбор, не одинаковый для разных условий языкового общения.

Современная стилистика начинается с работ Шарля Балли (“Трактат по французской стилистике”, 1909 г.) и выделяется как самостоятельный раздел языкознания в трудах языковедов Пражского лингвистического кружка. В русском языкознании становление стилистики как науки было завершено в концепции В.В.Виноградова.

Итак, стилистика как наука, как учебная дисциплина, выступает как учение о наиболее эффективных формах выражения мысли и чувства в самом широком смысле этого слова, как учение о выразительных средствах языка, о целесообразном отборе и комбинировании средств языка в определенной сфере общения, как учение о закономерностях употребления единиц языка в актах речевой деятельности.

Стилистика – наука о системе стилистических средств языка. В отличие от других лингвистических наук, которые имеют свои собственные единицы (например, фонетика – фонемы, морфология – морфемы и т.п.), у стилистики нет своих собственных единиц. Носителями стилистических значений являются единицы фонетические, морфологические, лексические и синтаксические – они выполняют стилистическую функцию дополнительно к своим основным функциям.

В сферу интересов стилистики входят средства языка с точки зрения их выразительности, целесообразного их отбора и организации в текст определенного стиля, а также функциональные стили как типизированные разновидности языка, используемые в разных сферах общественно-производственной деятельности.

“Стилистика – раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина – как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т.д. Однако задачи стилистики шире, чем только изучение стиля; она исследует эволюцию стилей в связи с историей литературного языка, язык художественной литературы в его эволюции, универсальные приемы языкового построения произведений литературы (соприкасаясь с поэтикой), а также жанры общения (соприкасаясь с прагматикой). Предметом стилистики является также изучение экспрессивных средств языка, фигур речи и тропов, которые не связаны с каким-либо определенным стилем” (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 492).

Предметом стилистики являются выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски (коннотации) а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Человеческая речь состоит из текстов разной величины, разной стилистической принадлежности, различного композиционного построения и т.д. Объектом изучения стилистики как науки является текст. Мы будем придерживаться определения текста, данного И.Р.Гальпериным: “Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств) объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку. Предметом стилистики являются выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски (коннотации) а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.

Durov . com : Стилистика английского языка, 34 - 34 -

Стилистика английского языка

1. Предмет и задачи стилистики

2. Разделы стилистики и связь стилистики с другими дисциплинами

3. Понятие стилистический прием и стилистическая функция.

4. Метафора как троп

5. Виды речевой метафоры.

6. Сравнение и эпитет.

7. Метонимия как троп.

8. Перифраз и эвфемизм.

9. Гипербола и мейозис.

10. Антитеза и ирония.

11. Парадокс и оксюморон,

12. Фонетические средства стилистики.

13. Стилистическая стратификация общелитературной лексики английского языка.

14. Функционально-стилистическая характеристика английских поэтизмов и архаизмов.

15. Стилистическая дифференциация нестандартной лексики английского языка.

16. Функционально-стилистическая х-ка английского сленга.

17. Функционально-стилистическая характеристика английских неологизмов.

18. Функционально-стилистическая характеристика окказионализмов.

19. Игра слов как стилистический прием.

20. Стилистический потенциал интертекста.

21. Стилистическое использование морфологических х-к англ сущ., прил., и местоимений.

22. Стилистическое использование морфологических категорий английского глагола.

23. Стилистические средства синтаксиса (отсутствие компонента в предложении).

24. Стилистические средства синтаксиса (избыток компонентов в речи)

25. Функциональный cтиль.

26. Общая х-ка стиля художественной речи.

27. Основные черты публицистического стиля.

28. Ораторская речь в системе стилей английского языка.

29. Стилистическая характеристика научно-технического стиля

30. Лингво-стилистические особенности официально-делового стиля.

31. Общая характеристика газетно-информационного стиля

32. Основные черты свободного разговорного стиля.

1. Предмет и задачи стилистики

Вопросы стиля занимали людей с давних времен. Риторика – предшественница современной стилистики. Ее цель – обучение искусству ораторской речи (важность красоты изложения мысли): хорошо организованная речь, способы украшения речи, трактовки стиля в античности. Аристотель начал теории стиля, теорию метафоры, стал первым противопоставлять поэзию и прозу. Style от лат.stilos – “палочка”, затем “умение правильно употреблять язык”.

Стилистикой называется наука об употреблении языка, отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. Существуют стилистика языка и стилистика речи, лингвостилистика и литературоведческая стилистика, стилистика, от автора и стилистика восприятия, стилистика декодирования и др.

Стилистика языка исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, - экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм.

Предмет изучения стилистики – эмоциональная экспрессия языка, все выразительные средства языка. -> стилистика – наука о выразительных средствах языка + наука о функциональных стилях.

Задачи стилистики:

    анализ выбора определенных языковых средств при наличии синонимических форм выражения мысли для полноценной и эффективной передачи информации. (we have closed a deal - finalized the transaction ).

    анализ экспрессивных, изобразительных средств языка на всех уровнях (фонетическом: аллитерация, семантическом: оксюморон, синтаксическом: инверсия).

    определение функциональной задачи – определение стилистической функции, которую выполняет языковое средство.

2. Разделы стилистики и связь стилистики с другими дисциплинами

Стилистику принято подразделять на лингвостилистику и литературоведческую стилистику .

Лингвостилистика , основы которой были заложены Ш. Балли, сравнивает общенациональную норму с особыми, характерными для разных сфер общения подсистемами, называемыми функциональными стилями и диалектами (лингвостилистика в этом узком смысле называется функциональной стилистикой ) и изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Интенсивно развивающейся отраслью стилистики является сопоставительная стилистика , параллельно рассматривающая стилистические возможности двух и более языков. Литературоведческая стилистика изучает совокупность средств художественной выразительности, характерных для литературного произведения, автора, литературного направления или целой эпохи, и факторы, от которых зависит художественная выразительность.

Лингвостилистика и литературная стилистика подразделяются по уровням на лексическую, грамматическую и фонетическую стилистику.

Лексическая стилистика изучает стил.функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лексическая стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам. Диалектные слова, термины, слова сленга, разговорные слова и выражения, неологизмы, архаизмы, иностранные слова и т.д. изучаются с т.зр. их взаимодействия с разными условиями контекста. Важную роль в стилистическом анализе играет разбор фразеологических единиц и пословиц.

Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую . Морфологическая стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи. Здесь рассматриваются, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, именной и глагольный стили речи, связи художественною и грамматического времени и т.д. Синтаксическая стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи. Важное место здесь занимают фигуры речи - синтаксические, стилистические или риторические фигуры, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. Как в лингвостилистике, так и в литературной стилистике много внимания уделяется разным формам передачи речи повествователя и персонажей: диалог, несобственно-прямая речь, поток сознания и др.

Фоностилистика , или фонетическая стилистика, включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерацию, звукоподражание, рифму, ассонансы и т.п. - в связи с проблемой содержательности звуковой формы, т.е. наличия стилистической функции. Сюда же относится рассмотрение нестандартного произношения с комическим иди сатирическим эффектом для показа социального неравенства или для создания местного колорита.

Практическая стилистика учит умению правильно выражаться. Советует использовать слова, значения к-х мы знаем. Не злоупотреблять такими словами как staff, избегать фр. слов (faux-pas вместо mistake), тавтологии (decline to accept). Учит правильно обращаться с языком. Все должно употребляться согласно случаю.

Функциональная стилистика изучает стиль как функциональная разновидность языка, особенно в художественном тексте.

Связь стилистики с древними дисциплинами:

    литературоведение (изучение содержания)

    семиотика (текст – система знаков, можно по-разному прочитывать знаки) Эко, Лотман

    прагматика (изучает воздействие)

    социолингвистика (отбор языковых средств в отличие от ситуации общения, статус общения, отношения)

“Предмет изучения стилистики и культуры речи. Стили речи” - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла №23

“Стилистика и культура речи”

(программа межпредметного ориентационного элективного курса)

Ильченко Н.И. - учитель русского языка и литературы,1кв. кат.13 разряд.

г. Комсомольск-на-Амуре


Оглавление:

1.Пояснительная записка.

2.Цели и задачи курса.

3.Программа элективного курса “Стилистика и культура речи”.

а) Тематическое планирование.

б) Календарно-тематический план.

5.Аннотация.

6.Литература.

7.Практическая часть:

а) Словарь терминов.

б) “Таблица всевозможных стилистических ошибок”.

в) Практическая работа №1 Тема: “Предмет изучения стилистики и культуры речи. Стили речи”.

г) Конспект урока “Типы переносных значений. Метафора.

Стилистическое использование метафор.

д) Творческие работы учащихся.


Объяснительная записка.

Задача современной школы - дать определённую (максимально возможную) сумму знаний и умений при экономной затрате времени школьников, повышая культуру обучения, усиливая его практическую направленность, развивая самостоятельную и познавательную деятельность учащихся и их творческие способности.

Гуманитаризация процесса обучения требует совершенствования содержания учебных дисциплин и методики их преподавания. Курс русского языка в средних учебных заведениях нового типа – гимназиях, лицеях, колледжах – обогатился самостоятельным новым предметом

“Стилистика”.

Потребность в данном курсе появляется из того, что в современной лингвистике утвердился коммуникативно-деятельный подход к обучению языку, что нашло отражение в государственном стандарте.

Одним из составных компонентов стандарта обучения русскому языку и литературе является понятие “коммуникативная компетенция”. А “коммуникативная компетенция” в самом общем смысле – это способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Решение этих задач невозможно без освоения функциональных стилей речи.

Без свободного владения функциональными стилями родного языка немыслима культура личности. Обучение стилям речи объективно связано с воспитанием общественной активности и развитием эстетического восприятия слова, ибо функциональные стили обладают способностью отражать различные стороны жизни, коллектива и личности, специфику общения в различных ситуациях.

Программа актуальна, потому что необходимо развивать у школьников способность к речевому общению. Речь, как правило, у учащихся маловыразительна и скудна, они не всегда ориентированы, как говорить. В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая правила построения речи, они овладевают её высшими средствами, такими, как логичность, точность, выразительность, уместность. Они учатся строить свои высказывания соответственно ситуации или условиям общения. Задача стилистики и культуры речи как раз совпадает с задачей школьного курса русского языка – научить чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно конкретной речевой ситуации. Воспитание стилистических умений на основе формирования понятий – наиболее эффективное обучение слову (устному или письменному).

Разделы языкознания: стилистика и культура речи – регулируют вопрос функционирования языковых средств и речи. Это общее, что объединяет их, противопоставляет прочим лингвистическим наукам, изучающим строй языка.

Цели и задачи элективного курса

“Стилистика и культура речи”

Главная цель данного курса – научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах – производственной, общественно – политической, научной бытовой.

Для достижения цели решаются задачи:

Повышение общей культуры учащихся.

Развитие языковой интуиции через осознанное понятие стиля.

Показ особенностей употребления лексических единиц, словообразовательных моделей, грамматических форм конструкций в разных функциональных стилях.

Развитие способностей не только к правильной речи, но и выразительной, воздействующей на ум читателя и слушателя речи.

Методические рекомендации.
Курс стилистики и культуры речи базируется на знаниях, приобретенных учащимися при изучении учебных предметов “Русский язык” и “Литература”, дополненных элементами истории русского литературного языка и системой образных средств в разговорной, публицистической и художественной речи.

В соответствии с тем, что стилистика учит самостоятельному подходу к языковым фактам, устанавливает формы и рекомендует употребление выразительных средств языка в зависимости от конкретных условий высказывания. Она контролирует использование языковых средств в пределах того или иного стиля, подсказывает автору, какие языковые средства используются в зависимости от жанра, от видов письменной и устной речи, борется с языковыми штампами, устаревшими оборотами за постоянное обновление средств выражения, охраняет литературные нормы, языково-стилистические нормы.

Эта программа отличается от аналогичных программ тем, что большее внимание уделяется культуре речи, точности, выразительности и богатству речи, что помогает выполнять основную задачу в обучении – как говорить правильно, как говорить хорошо. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо работать над пополнением и расширением словарного запаса учащихся, учить школьников соблюдать языково-стилистические нормы: чистоту, правильность, краткость, однозначность, стремиться к самобытности, своеобразию и нешаблонности речи, выполнять одно из существенных требований стилистики – требование точности словоупотребления, а этому учит лексическая стилистика. Поэтому большая часть программы отведена лексической стилистике, базирующейся на функциональных стилях языка. Особое место в программе уделено предупреждению и исправлению стилистических ошибок, средствам словесной образности. В других программах этому не уделяется должного времени, и материал в отдельные темы не выносится.

В основу программы положен принцип «спиралевидного» изучения основных преставлений и понятий – от начальной школы к средней. Этому требованию отвечают темы программного материала, которые основываются на знаниях учащихся, полученных в начальной и средней школе. Только они расширяются, углубляются, происходит нанизывание уже известных знаний. Для себя учащиеся открывают много нового, неизвестного, поэтому сохраняется особый интерес учеников к предмету.

“Программа” предполагает широкое использование активных форм обучения. Наиболее эффективными формами являются фронтальная, индивидуальная, коллективная работы. В работе используются словесные методы, наглядно-иллюстрированные, ТСО, практические работы (самостоятельная работа, практикум, различные виды упражнений). Методы, используемые на занятиях, направлены на развитие познавательной деятельности, самостоятельности и развитие творческих способностей учащихся.

Программа предусматривает самостоятельную работу с лингвистическими словарями разных типов, устное описание иллюстративного материала, сопоставление текстов, с целью выявления общих стилистических черт на уровне лексики, морфологии, синтаксиса; создание текстов различных стилей, редактирование, рецензирование. Предусматривается создание текстов по пословицам, поговоркам, с использованием фразеологизмов, антонимов, синонимов, многозначных слов. А также самостоятельный отбор учащимися текстов-образцов, работа над изложением с изменением текста, сочинения-миниатюры на заданную тему, с использованием указанных языковых средств, выразительное чтение.

Примеры видов работ (задания).

1.Отнесите приведённые отрывки к одному из функциональных стилей. Объясните, каким образом вы определили принадлежность отрывков тому или иному стилю.(5 текстов)

2.Приведите различные отрывки, соответствующие пяти функциональным стилям. Мотивируйте свой выбор.

3.Определите, в каком значении – прямом или переносном – употреблены выделенные слова, прокомментируйте их стилистическое использование.

4.Прокомментируйте случаи неудачной метафоризации.

5.Определите оттенки значений и стилистические функции

выделенных синонимов в предложениях из повести К.Паустовского «Чёрное море». Составьте синонимический ряд по материалу (4 предложения). Какими словами можно продолжить этот синонимический ряд?

6.Сравните использование синонимов в разных редакциях рассказов А.П.Чехова. Установите причины замены слов.

7.Объясните значение слов – паронимов. Составьте с каждым из этих слов предложения. При затруднении используйте толковые словари.

8. Распределите фразеологизмы по разрядам (стилистическим).

9. Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

10.Укажите тавтологию и плеоназм, исправьте ошибки.

11.Охаректеризуйте тропы (их вид, способы выражения) в приведенных примерах.

12. Найдите в данных примерах фигуры поэтического синтаксиса, определите их и объясните, какими средствами они выражены.



Наименование раздела


Количество часов

3.

Блок первый

Стилистика как лингвистическая наука

Предмет изучения стилистики

Стилистика – наука о функциональных стилях языка.


15 часов

2 часа
2 часа

11 часов

Блок второй

Культура речи – прикладной раздел языкознания.

Богатство и разнообразие речи.

Смысловая и стилистическая точность речи.


10 часов
2 часа
3 часа
5 часов

1.

4.
5.


Блок третий

Лексическая стилистика.

Стилистическое использование полисемии, синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

Типы лексических значений.

Типы переносных значений.

Стилистическое использование омонимов и паронимов.

Стилистические функции антонимов.



16 часов

1 час

2 часа
4 часа
4 часа

3 часа
2 часа

Календарно-тематический план.

Блок первый

Стилистика как лингвистическая наука.


Тема

Содержание.

Количество часов

1.

Предмет изучения стилистики.

Функциональные стили речи. Типы речи.


  1. Формирование стилистики в особую дисциплину. Понятие типовой ситуации общения (где говорим?, с кем говорим?, с какой целью?)

  2. Стилистика – наука о функциональных стилях языка, об экспрессивных возможностях речевых средств общенародного языка и о нормах языковых средств в пределах того или иного стиля.
Понятия. Структура языка и норма (речь). Стили речи.
1. Разговорная и книжная речь. Сфера употребления этих типов речи. Устная речь, её особенности. Письменная речь, её особенности. Характеристика стилей речи.
2. Разговорный стиль речи. Сфера применения: цель речи - общение. Основные стилевые черты - непринужденность, расплывчатость, неофициальность, неподготовленность, автоматизм речи, непосредственный контакт, устно-диалогическая форма. Языковые средства.
3.Научный стиль речи. Условия функционирования научного стиля и его структура. Стилевые черты – точность, лаконичность, абстрактность. Языковые средства.
4.Официально – деловой стиль речи. Сфера применения. Задачи речи: сообщить сведения, имеющие практическое значение для всех; дать точные указания. Стилевые черты – официальность, точность, бесстрастность, стереотипность, долженствующе - предписывающий характер изложения. Языковые средства.
5.Публистический стиль речи. Сфера применения.

Задачи речи: воздействовать на массы. Стилевые черты – страстность, призывность, эмоциональность, Языковые средства.


6. Художественный стиль речи. Сфера применения:

используется в художественных произведениях.

Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать читателю чувства, которые испытывает автор. Стилевые черты - конкретность, образность, эмоциональность.

Языковые средства.

Понятия. Стиль речи. Тип речи.



2 часа
1 час.

2 часа.


2 часа.

2 часа.
2 часа.


2 часа.

Блок второй

Культура речи-прикладной раздел языкознания


Тема

Содержание.

Количество часов



Богатство и разнообразие речи. Смысловая и стилистическая точность речи.

Стилистические ошибки и стилистические недочёты.



1. Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи. Три её признака: точность, выразительность, образность.


1. Логичность речи.


2 . Точность речи. Выбор слова и лексическая сочетаемость.
3.Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка

1. Тавтология. Плеоназм. (многословие).


2. Речевая недостаточность. Алогизмы, (сопоставление несопоставимых понятий). Отличие речевой недостаточности от эллипсиса (стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности).
3. Стилистические ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении. Ошибки в построении предложений.
Понятия. Стилистические ошибки. Тавтология. Плеоназм. Алогизм. Эллипс.

2 часа.


1 час.
1 час.
1 час.

2 час.
2 часа.


1 час.

Тема

Содержание.

Количество часов

2.
6.

Стилистическое использование многозначности.


Типы лексических знаний слов.

Типы переносных значений.

Стилистическое использование омонимов и паронимов.

Стилистические функции синонимов.

Стилистические функции антонимов.


1. Многозначные и однозначные слова.

1. Прямое и переносное значение слов.
2. Свободные и несвободные лексические значения слов.

Каламбур.


1. Метафора. Сухие метафоры, общеязыковые, метафоры-олицетворения, поэтические метафоры, индивидуальные-авторские метафоры.

Стилистическое использование метафор в речи. (Художественном, разговорном, публицистическом и в научном стилях).


2. Стилистическое использование метонимии.
3. Роль синекдохи в речи. Усиление экспрессивности.

Глубокий обобщающий смыл.


Понятия. Прямое и переносное значение.

Троп. Метафоризация. Метафора.

Синекдоха.
1. Группы омонимов: омоформы, омофоны, омографы.
2. Использование паронимов в художественном и разговорных стилях.
3. Словари омонимов.
Понятия. Омоформы, омофоны, омографы, паронимы.

1. Синонимы. Синонимические средства языка


2. Типы синонимов: семантические, стилистические, семантико-стилистические, контекстуальные, абсолютные синонимы.
3. Словари синонимов.

Понятия. Типы синонимов.

1. Стилистические приёмы: антитеза, оксюморон.

2. Словари антонимов.

Понятия. Антитеза. Оксюморон.



1 час.
1 час.

2 часа.


1 час.
1 час.

2 часа.
1 час.

1 час.
1 час.

1 час
1 час.


Лексическая стилистика. Блок третий.
Аннотация

Программа « Стилистика и культура речи» имеет познавательную и практическую направленность, даёт возможность развивать способность к речевому общению. Усваивая правильность построения речи, программа поможет овладеть её высшими средствами языково-стилистическими нормами: логичностью, точностью, выразительностью, уместностью, однозначностью. Учащиеся научатся строить свои высказывания соответственно ситуации и условиям общения, научатся выполнять одно из существенных требований стилистики - требование точности словоупотребления, а не шаблонности речи. Программа предусматривает самостоятельную работу с лингвистическими словарями разных типов, устное описание иллюстративного материала, сопоставление текстов, с целью выявления общих стилистических черт на уровне лексики, морфологии, синтаксиса, создание текстов различных стилей, редактирование.

Как научная дисциплина начинает формироваться с 20-30х гг.20века, а особенно активная разработка одного из ее направлений, называемого функционально стилистикой, происходит лишь с середины 50х гг. Основными предпосылками формирования стилистики:

1. Выдвижение в начале 20 века идеи о различении языка-речи и несколько позже внимание к функциональной стороне языка.

2. Разработка проблематики литературного языка и нормы.

3. Идея системности.

Фор-е стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания идущей от мелких единиц (звуков в фонетике) к крупным, в том числе и текстовым. Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились так же съезды и конференции, посвященные ее проблемам. Р.А. Будаков: «… стилистика - «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе»

Стилистика - стилос - палочка для письма. Лингвистическая наука о выразительных средствах языка, о закономерностях отбора языковых средств в зависимости от сферы общения и других факторов.

Объект ст-ки - речь язык зафиксированный в текстах.

Предмет - в широком смысле - изучение всех языковых средств в аспекте их употребления.

В узком смысле изучение яз ср-в языка, ориентированных на использование в определенных сферах общения.

Задачи ст-ки.

Систематизировать и углубить знания по Р.Я. 2. Овладеть теоретическими основами совр. Ст-ки. 3. Выработать практические навыки и умения в распознавании стилистич ошибок в высказываниях относящихся к разным сферам общения. 4. Развитие языкового чутья 5. Повышение уровня культуры речи 6. Изучение речевой организации текста.

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Направления современной стилистики

1. Стилистика ресурсов - изучает стилистические ресурсы языка. Это описательная, аналитическая стилистика, характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности, и семантико -функциональные оттенки слов, форм, конструкций, средства словесной образности. Занимается изучением книжных и разговорных языковых средств.Описывает состав средств, структурный аспект. Стилистика ресурсов - База для других направлений стилистики.

2. Функциональная стилистика - исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в разных сферах общения. Изучение стилистических возможностие в зависимости от целей и задач. Изучение закономерностей функционирования языка в разных сферах. Предмет ее исследования - употребление, функционирование языка. Принципы отбора и сочетания языковых средств. Функциональная стилистика- это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих различным видам человеческой деятельности. ФС - одно из центральных направлений современной стилистики. В центре внимания стилистики был и остается ТЕКСТ, а значит законы функционирования языка. Т.О. 2 основных направления стилистики «стилистика ресурсов» (структурный) и функциональная(функциональный)

2. А. Стилистика текста. Изучает структурно - стилистические возможности речевых произведений, композиционно - стилистические формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. Стилистика текста - изучает структурно - смысловую организацию текста, его композиционно - стилистические типы и приемы.

2. Б. Наука о стилях художественной литературы. Исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии и вопрос о том в какой мере литературный язык может обеспечить нужды стилистического направления литературы. Центральная проблема Стилистики художественной литературы - изучение речевого воплпщения в художественном произведении образа автора.

3. Практическая стилистика- целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства. Знакомство с нормами того или иного функционального стиля, стилевое чутье, умение грамотно строить речь.

4. Сопоставительная (внешняя) стилистика - характерологические черты национальных языков, их сравнение.

5. Диахроническая (историческая) стилистика - изучает процессы формирования функциональных стилей в связи с социальным заказом, историческим развитием стилистических систем языка.

Современная стилистика не рассматривает широкий круг продлем не ограничиваясь анализом стиля художественных произведений. Интересы лингвистов сфокусированы на проблемах употребления языка, целях и задачах речевого общения. Отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.