Россия во второй половине XIX века. Всемирная история


Александр вступил на престол после смерти своего отца в 1855г. Российская печать и университеты получили больше свободы.

В результате неудачной Крымской войны (1853-1856) империя оказалась на краю социальной и экономической пропасти: ее финансы и хозяйство были расстроены, технологическое отставание от передовых стран мира все увеличивалось, население оставалось бедным и неграмотным.

Заявка на реформы была сделана Александром II в марте 1856 г., вскоре после его вступления на престол.

В середине ХIХ столетия Россия являлась крупнейшим государством мира. Подавляющее большинство русского населения составляли крестьяне. Основными категориями крестьянства были крестьяне удельные, государственные и помещичьи.

Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья - тягло, При барщинном хозяйстве обработка барского поля производилась бесплатным трудом крепостных крестьян. При оброчном хозяйстве крепостные крестьяне отпускались на оброк: могли заниматься любым видом хозяйственной, ежегодная выплата помещику, Бывали случаи, когда оброчные крестьяне становились богаче своих помещиков. Дворянские хозяйства также находились в состоянии глубокого кризиса. Сельское хозяйство России нуждалось в кардинальном реформировании.

В масштабе страны преобладало мелкое производство, представленное домашней промышленностью и ремеслом (льнопрядение, обработка шерсти, тканье полотна и валяние сукна). В середине XIX в. усиливается специализация мелкой промышленности, и в ряде областей появляются специализированные центры, в которых скапливаются товаропроизводители одной определенной отрасли промышленности. Крупная промышленность в середине XIX в. представлена мануфактурами и фабриками. В стране начинался промышленный переворот . Отставание Российского государства от Европы было огромным. Важнейшей причиной неэффективной работы российской промышленности было крепостничество. Негативным фактором было и отсутствие квалифицированной рабочей силы.

Реформы

Начало проведения одной из центральных реформ относится к 1864 г., были изданы новые «Судебные уставы», изменившие порядок судопроизводства в империи. До реформы суды находились под сильным влиянием властей, По судебной реформе вместо сословных судов вводился суд внесословный . Судьям были даны несменяемость и независимость. Вводилась состязательность суда, что давало возможность объективного и детального расследования. Кроме того суд становился гласным. Была изменена и система судов - для разбора мелких дел - мировые суды. Для разбора мелких дел, возникающих в крестьянской среде - волостные суды, д ля разбора дел более серьезных в губернских городах - окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. За Сенатом же закреплялась функция общего надзора за состояние судопроизводства в стране.

Одновременно с изменением системы судов и судопроизводства была значительно смягчена система наказаний. Так, отменялись разные виды телесных наказаний.

В 1874 г. был обнародован Устав о всеобщей воинской повинности . Раньше русская армия формировалась в результате рекрутских наборов, люди состоятельные могли откупиться от 25-летней военной службы, наняв рекрута. По новому закону на воинскую службу должны были призываться все мужчины, которым исполнялся 21 год. Взятые на службу должны были отслужить шесть лет в строю и девять лет числиться в запасе. Затем до достижения ими 40 лет они должны были числиться в ополчении.

Изменилась система солдатской подготовки. Солдат учили выполнять священный долг по защите своего Отечества, их учили грамоте

Реформа образования началась в 1863 г., когда был утвержден Устав университетов - профессорская корпорация получила самоуправление, а Совет профессоров в каждом университете мог избирать всех университетских должностных лиц. К 1863 г. относится первая в России попытка создать высшее учебное заведение для женщин.

Доступ в гимназии стал одинаково открыт для. Гимназии были двух типов - классические и реальные. В классических основным считалось изучение гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях упор делался на изучение математики и естественных наук. В 1871 г. император Александр подписал новый устав гимназий, - классическая гимназия - единственный тип общеобразовательной и внесословной школы, С конца 50-х годов в стране открываются женские гимназии для учениц из всех сословий, а также женские епархиальные училища для дочерей лиц духовного звания.. При Александре II был создан новый тип светской начальной школы - земские, которые находились на попечении земств и быстро стали многочисленными. Появились вольные крестьянские школы, создаваемые крестьянскими обществами. Продолжали существовать церковноприходские школы. Во всех губерниях были созданы народные воскресные школы. Обучение во всех типах начальных школ было бесплатным

Общая государственная роспись доходов и расходов теперь подлежала ежегодной публикации, т.е. была введена гласность бюджета. Создана система общегосударственного контроля. Регулярно и централизованно рассматривались сметы по всем ведомствам на будущий год. Было также введено «единство кассы» - порядок, при котором движение всех денежных сумм в казначействах империй подчинялось общему распоряжению Министерства финансов. Шло реформирование банковской системы в стране: в 1860 г. был создан Государственный банк. Была проведена и реформа налогообложения. Одним из наиболее важных преобразований была отмена винных откупов. все вино, поступившее в продажу, облагалось акцизом - особым налогом в пользу казны.

В 1875 г., когда вспыхнуло восстание сербов против турок. Это способствовало распространению патриотических чувств в русском обществе. В начале 1877 г. по инициативе России была проведена конференция европейских дипломатов, которая потребовала от султана уступить. Султан отказался. Тогда в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции . Зимой 1878 г. султан запросил мира. Предварительный мирный договор был подписан в Сан-Стефано. Условия Сан-Стефанского мирного договора были опротестованы Англией и Австрией, не желавших усиления России в этом регионе. На Берлинском конгрессе статьи договора были пересмотрены. По Берлинскому трактату (июле 1878г.),Он привел к ухудшению отношений между Россией и ведущими европейскими странами Англией, Австрией, Германией. Таким образом, Россия не смогла помочь славянским народам и усилить свое влияние на Балканах и осталась почти изолированной, без надежных союзников и друзей.

Последствия реформ

Оживилась экономика страны, Ускорился рост городского населения, города стали играть более значительную роль в развитии страны. Более быстрыми темпами, чем раньше, стали развиваться строительство дорог, транспорт, Постройка сети дорог позволила увеличить обороты внешней торговли России, увеличилось число торговых и промышленных предприятий. Улучшилось состояние гос. бюджета.

Дворянство утратило монопольное положение в стране, хотя из числа дворян назначались высшие гос. чиновники и дворяне возглавляли органы управления. Дворяне переживали тяжелый материальный кризис. Земли дворян постепенно переходили к крестьянам и торгово-промышленному классу.

Разорение дворянства, перераспределение земельной собственности и рост антиправительственных настроений в среде дворянской молодежи стали важнейшим итогом преобразований 60-70-х годов XIX в.

Российское общество теперь состояло из граждански равноправных классов. Все одинаково призывались на военную службу, могли на равных основаниях заниматься любым делом. Процесс демократизации общества стал важнейшим следствием реформ Александра. Для некоторых нигилизм был жизненным кредо. Относясь критически к существующему строю, они не считали для себя обязательным подчиняться установленным правилам. Наибольшую роль в агитационной работе в 50-60-е годы сыграли журналы.

В обществе резко усилились революционные и антиправительственные настроения. Сформировались и подпольные организации, ставящие своей целью борьбу против существующего режима в целом и лично против императора Александра II. Большинство их было сосредоточено в Петербурге и Москве. В 1861 г. была создана организация «Земля и воля», выступавшая за созыв бессословного народного собрания и выборное правительство, полное самоуправление крестьянских общин и создание добровольной федерации областей. К ней примыкал тайный революционный кружок ишутинцев, они ставили своей задачей подготовку революционного переворота в России. Член ишутинского кружка Каракозов 4 апреля 1866г. выстрелил в Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Каракозов был арестован и казнен. Выстрел привел к массовым арестам, усилению цензуры. Правительство отошло от реформ.

В 70-е годы революционное движение в России росло и принимало все более экстремистский характер. В начале В конце 70-х годов на базе «Земли и воли» были образованы две новые организации: «Черный передел», желавший добиться перераспределение земель в пользу крестьян и национализации земли, и «Народная воля», ставящая во главу угла политическую борьбу, уничтожение самодержавия, введение демократических свобод и террор против высших лиц в государстве. Основным «объектом» - Александр II, В этих условиях была учреждена «Верховная распорядительная комиссия». 1 марта 1881, Александр II скончался - в Петербурге народовольцы взорвали царский экипаж бомбой.

Эпоха великих либеральных реформ закончилась.

Александр III Его сын Александр III. Главной своей целью Александр III считал укрепление самодержавной власти и государственного порядка. Основное направление его внутренней политике - подавить в стране революционные выступления и пересмотреть принятые при Александре II законы, чтобы сделать невозможным их дальнейшее распространение.

Александр отправил в отставку некоторых министров, и великого князя Константина Николаевича, Из лиц, приближенных к престолу, особо выделялся К.П. Победоносцев (1827-1907). Основным направлением он считал создание сильной монархической России путем восстановления в русской жизни церковности: Значительную роль во внутренней политике играл В. К. Плеве (1864-1904), министр внутренних дел. Благодаря его действиям все личные свободы в стране были ограничены. Была также ужесточена цензура.

Правительство провело важные реформы в сфере налогообложения и финансов. В 1885 г. была отменена подушная подать. Были также введены различные налоги (земельные, на страхование_. В 1888 г. государственный бюджет стал бездефицитным.

Большое внимание правительство по-прежнему уделяло аграрной сфере - главной отрасли экономики страны. Усилия были направлены на то, чтобы облегчить положение крестьян. Был создан Крестьянский поземельный банк - помочь крестьянам покупать и продавать землю. Был издан ряд законов, которые вошли в историю как контрреформы - они привязывали крестьян к сельской общине и помещичьему имению, ограничивали хозяйственную свободу крестьян. Введение в 1889 г. института земских начальников, - усиливал правительственную опеку над крестьянами. Эту же цель преследовало изданное в 1890 г. новое положение о земствах - роль дворянства в земских учреждениях была более усилена. Новое положение о городском самоуправлении в 1892 г. усиливало права администрации.

Для поддержания дворян, в 1885 г. был учрежден Дворянский поземельный банк. .

Для упорядочения отношений между рабочими и фабрикантами было принято фабричное законодательство, - системы штрафов за проступки. Впервые была законодательно оговорена продолжительность рабочего дня. установлены рабочие нормы для женщин и детей.

Царская администрация предпринимала шаги для развития отечественной промышленности. В страну привлекались иностранные капиталы (черную металлургию и в добывающую пром.). Иностранный капитал определял развитие машиностроения и электротехнической промышленности. В стране продолжался промышленный переворот.

Приоритетным направлением деятельности правительства было строительство железных дорог. Уже в 90-е годы железнодорожная сеть охватила почти половину всех российских городов и соединила Москву и Петербург. Однако основным видом транспорта - гужевой, а типом дорог -- грунтовые, что тормозило экономическое развитие страны.

Наиболее распространенным типом городских поселений были малые города.

Во второй половине XIX в. В западных и центральных районах империи намного быстрее развивалась промышленность, Развитие внутреннего рынка и рост товарности с/х оказали влияние на взаимоотношения России и других государств.

Внешняя политика Эпоха 1881-1894 годов оказалась спокойной для России: Россия не воевала с другими гос-ми. Во второй половине XIX в. Продолжался ее территориальный рост. В 50-60-е годы в ее состав вошли казахские и киргизские земли. К 1885 г. в состав Российской им-перии вошла уже вся Средняя Азия. В 1887 и 1895 гг. между Россией и Англией были заключены соглашения, определившие границу с Афганистаном.

Россия по-прежнему ввозила машины и оборудование и разнообразные товары широкого потребления, а вывозила преимущественно с/х продукцию - зерно, пеньку, лен, лес, продукцию животноводства.

Падение хлебных цен отрицательно сказалось на взаимоотношениях русских и германских помещиков. Таможенная война между Россией и Германией была особенно напряженной в 1892-1894 гг., а в 1894 г. был подписан торговый договор, невыгодный для России.

С этого времени усиливаются противоречия между Германией и Россией, которые в начале XX в. приведут к столкновению Этих держав в Первой мировой войне.

В конце XIX в. в империи проживало около 130млн человек. Россия была многонациональным государством Православие являлось государственной религией в империи. Православие являлось важнейшей основой образования и культуры в России.

Культура

Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов -Д.И. Менделеев .

Появилась телефонная связь.

В1892г. началось строительство трамвайных путей.

Литература – Толстой, Достоевский, Тургенев.

Живопись – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский.

Музыка – Чайковский, (Бородин, Мусоргский. Римский- корсаков -Могучая кучка рук. Балакирев)



В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М. Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный »). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. - время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.

Тема 9 Россия во второй половине XIX века. Буржуазные реформы 1860-1870-гг. Контрреформы Александра III .

9.1. Отмена крепостного права

19 февраля 1855 на престол взошел Александр II, став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, новый император осознавал необходимость глубоких реформ.

Причины отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. на российский престол вступил Александр II (1855-1881) – старший сын Николая I. Это было время тяжелых испытаний для России – обнаружилась несостоятельность николаевской системы. Стала ясной насущная необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидация крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения. Крестьянский протест выливался в массовые движения, охватывающие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Поражение России в Крымской войне, выявивило технико-зкономическую отсталость, главной причиной которой являлось крепостное право. Основным уроком Восточной войны явилось осознание, что дальше медлить с решением крестьянского вопроса нельзя. Парижский мир 1856 г. свидетельствовал об утрате Россией авторитета и грозил потерей влияния в Европе. Общество, привыкшее всего ждать сверху, ждало решения проблем от прогрессивного правительства.

Рис 1 Александр II

На имя императора стали поступать записки и письма с критикой пороков существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти послания расходились во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. С решительной критикой самодержавно-крепостнической системы выступил апологет консерватизма, один из идеологов теории «официальной народности» М.П.Погодин, который решительно заявил: «Прежняя система отжила свой век…, России теперь нужна другая система». Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания». На освобождении крестьян от власти помещиков настаивал и А.И.Герцен в «Колоколе».

Позицию радикалов, группирующихся вокруг журнала «Современник», выразил Н.Г.Чернышевский – в опубликованных трех статьях он поводил идею немедленного освобождения крестьян без всякого выкупа. О необходимости отмены крепостного права Александр II впервые официально заявил перед представителями московского дворянства в марте 1856 г.: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Правительству Александра II пришлось встать выше узкокорыстных интересов правящего сословия - дворянства, подавляющее большинство которого выступало против каких-либо реформ.

Сторонниками реформ выступала либерально настроенная бюрократия – прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов, программ преобразований и методов их исполнения. Либеральная бюрократия во главе с Н.А. Милютиным олицетворяла творческий потенциал самодержавной системы. Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора, неизменно поддерживал ее. Очагами формирования либерального чиновничества являлись министерства.

Подготовка крестьянской реформы . Подготовка крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, руководителем которого являлся С.С. Ланской, заместителем (товарищем) - Н.А. Милютин. В январе 1857 г. учрежден Секретный комитет, переименованный затем в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». «Рабочим» органом при Главном комитете стали Редакционные комиссии.

Судьба российского крестьянства решалась и в губернских комитетах, ведущие позиции в которых играло поместное дворянство, большинство которых выступало вообще против всякой реформы. Помещики черноземных губерний поддерживали вариант освобождения крестьян с предоставлением небольших наделов земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест об освобождении крестьян, согласно которым 22,5 млн. крестьян обоего пола 45 европейских губерний России сразу получили личную свободу и гражданские права. Но неравноправие сохранилось – общинная система сковывала крестьянство: без согласия мирского схода крестьянин не мог переехать, не мог распоряжаться землей, крестьяне платили подушную подать (отменена Александром III), для них сохранялись телесные наказания. Сохранение общины отвечало желаниям самого крестьянства и обеспечивало более плавный переход от традиционного к индустриальному обществу. Согласно реформе надельная земля отводилась не подворно, а всей общине, затем община распределяла ее по отдельным дворам по численности наличных душ.

«Положения» определяли размеры крестьянских земельных наделов – максимум, больше которого крестьянин не мог требовать у помещиков, и минимум, меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину. Нормы наделов, взаимоотношения между крестьянами и помещиками фиксировались в уставных грамотах. Они проверялись мировыми посредниками. Они же разрешали возникающие конфликты между помещиками и крестьянами. Если надел, которым пользовался крестьянин до реформы, был больше максимальной нормы, помещик имел право отрезать излишки (отрезки) до этой нормы. Если же наоборот, меньше низшей нормы, помещик обязан прирезать (прирезки) земли до нормы. В среднем по России отрезки составили 20% крестьянских земель. В 8 губерниях наделы крестьян увеличились на 18 – 20%, в 27 губерниях – сократились и лишь в 9 остались прежними или немного увеличились.

Крестьяне получали землю за выкуп, который рассчитывался по капитализированному оброку. При реальной стоимость земли в 544 млн. руб. крестьянство выплатило 867 млн. руб., т.е. в полтора раза больше. Посредником между государством и помещиками выступало государство, предоставившее крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей. В 1906г. выплаты прекращены.

Со дня обнародования Манифеста предусматривалось ввести в селениях крестьян «крестьянское общественное управление». За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. реформой П.Д.Киселева. На основе общины крестьяне образовывали волостное и сельское общество (сходы) с выборными старостами и старшинами. Сход защищал интересы крестьян, выполняя также фискальные функции, волостной при этом вершил суд, руководствуясь при этом нормами обычного права.

Реформа принесла свободу крепостному крестьянству, расчистив дорогу для развития буржуазных отношений, модернизации страны, понимаемая как процесс трансформации традиционного общества в индустриальное, положила начало другим буржуазным реформам. Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, являлась в конечном итоге важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Реформы, проведенные Александром II, отвечали требованиям либеральной общественности, консерваторы считали реформу слишком большой уступкой, а радикалы – недостаточной.

9.2. Реформы местного управления .

В 1864 г. была проведена земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборные в земские распорядительные органы - собрание гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям (разрядам). Земские собрания формировали исполнительные органы – земские управы. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. На жалование у земств по найму содержались земские врачи, учителя, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку (так называемый «третий элемент»).

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения – образование, здравоохранение, организация торговли и промышленности, ветеринарная служба. Земства сыграли особую роль в развитии здравоохранения и просвещения. К 1880г. на селе было открыто 12тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование 2млн. крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства просвещения. Кроме того, земства, вопреки законодательным запретам, превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. С земско-либеральной оппозицией вынуждено было считаться правительство.

С 1870 г. стала проводиться в жизнь реформа городского самоуправления. Городские думы формировались на выборной основе. Избирательная система строилась на принципе имущественного ценза, что вело к преобладанию в органах городского самоуправления имущей части общества. Городские думы, избиравшиеся на 4 года, занимались исключительно хозяйственными вопросами городского значения. Думы, в свою очередь, избирали постоянно действующие исполнительные органы -городские управы, в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов

9.3. Судебная реформа .

Наиболее последовательной из реформ 60-х годов являлась судебная реформа 1864 г., предусматривающая всесословность суда, независимость его от администрации, открытость, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями, назначаемыми губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза.

По новым судебным уставам предварительное следствие передавалось из ведения полиции судебным следователям. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоящие на государственной службе. Уголовные и тяжкие преступления рассматривались в окружных судах, мелкие уголовные и гражданские дела - в мировом суде. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебные уставы 1864 г. впервые в России вводили нотариат. В столице, губерниях, уездах создавались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые удостоверяли сделки, оформляли наследственные права.

В судебной реформе наиболее последовательно осуществлялись принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда – духовный суд (консистория) по делам духовных лиц и военные – для военных. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, закон ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати.

9.4.Финансовая реформа.

Проведение в 60-х годах Х1Х в. серии финансовых реформ вызвано расстройством финансов в ходе Крымской войны, необходимостью их централизации, приведением налоговой системы в соответствие с изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Заметную роль в подготовке финансовой реформы сыграли государственный контролер В.А.Татаринов, А.Д. Гурьев, будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Особая роль в новой банковской системе империи принадлежала учрежденному в 1860 г. Государственному банку. Он стал банком банков, влиятельным органом контроля над финансами и денежным обращением. Госбанк играл существенную роль в кредитовании промышленности и торговли, обладал исключительным правом эмиссии банкнот, осуществляемой по требованию правительства.

Ликвидирована финансовая самостоятельность министерств и ведомств, введен единый общегосударственный бюджет и единая общегосударственная касса. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Бюджет (роспись доходов и расходов), утративший тайну, с 1862г. публикуется в печати. Деятельность Минфина была подотчетна Государственному контролю. Губернские контрольные палаты, подотчетные только государственному контролеру, ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений.

9.5. Налоговая реформа.

Податная комиссия подготовила государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов на соль, табак, вино и пр., сопровождающаяся многочисленными злоупотреблениями и вымогательством откупщиков. В ответ на прокатившуюся по стране волну массовых выступлений против винных откупов, с января 1863г. вводилась акцизная система: продажа алкогольной продукции объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором в пользу государства.

Основную тяжесть налогов несло податное население. Крестьяне платили введенную еще Петром I подушную подать, для мещан она с 1863г. заменялась налогом на недвижимое имущество. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60 – 70-х годах составили свыше 25% государственных доходов. Более половины расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления. Дефицит бюджета регулярно погашался внешними займами. Треть расходов тратилась только на его обслуживание. На образование, медицину, социальное призрение государство тратило лишь 0,1% от госбюджета.

9.6.Реформа образования.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. С этой целью государство разработало школьную реформу.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в среднем образовании вводился принцип формального равенства для людей всех сословий и вероисповеданий. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в реальных – особое внимание уделялось точным наукам. Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий могли поступать главным образом в технические вузы. Первым четырем ступеням классической гимназии соответствовали прогимназии, дающие право их выпускникам поступать в 5-й класс гимназии. Высокая плата за обучение позволяла учиться главным образом детям привилегированных и состоятельных сословий.

В 1863г. был утвержден Университетский («головнинский») устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России, предоставивший университетам довольно широкую автономию. Должности ректоров, проректоров, деканов становились выборными, с последующим утверждением их министром народного просвещения. Руководство жизнью университетов и факультетов принадлежало советам. Университеты имели собственную цензуру. Устав 1863г. не позволял поступать в университеты женщинам. Но правительству пришлось считаться с требованиями времени и оно разрешило открывать частные высшие женские курсы, наиболее известные из них Высшие женские курсы профессора В.И.Герье в Москве, Бестужевские (по имени основателя – профессора К.Н.Бестужева-Рюмина) – в Петербурге. Последние имели огромный престиж в образовательной среде, так как давали наиболее основательное высшее образование.

9.7. Военная реформа .

Поражение в Крымской войне показало, что русская армия не может противостоять более современным европейским. Под руководством Д.А. Милютина, двадцать лет (1861 – 1881), пребывающем на посту военного министра, проводилась в жизнь военная реформа, установившая всеслословность воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, сократила срок действительной службы до 6 (вместо 25), на флоте – до 7 лет. Срок службы зависел от образовательного ценза: окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию -1,5 года, выпускники вузов – 0,5 года. В самой армии рядовых обязательных обучали грамоте. Активно проводилось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создана сеть специализированных военных учебных заведений.

Оперативное управление войсками на местах осуществляли созданные 15 военных округов. В результате реформирования сократилась численность армии – если к концу Крымской войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек, то к 1858г. армия насчитывала до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение, усилилась ее боеспособность.

Реформы 1860-70 гг. стали результатом компромисса между либералами и консерваторами. В России созданы условия для развития капиталистических отношений, ускоренной модернизации экономики страны, однако, преобразования мало коснулись социально-политической сферы - сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное деление общества, пережитки крепостничества.

9.10. Контрреформы Александра III.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894). Опасаясь покушения со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной.

Внутриполитический курс Александра III выразился в ограничении реформ 1860-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы». Вдохновителями этого курса являлись обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор «Московский Новостей» М.Н.Катков.

Рис. 2 Александр III

В изданном в августе 1881г. распоряжение об охране государственного порядка и общественного спокойствия позволяла объявлять любую местность на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог подвергаться аресту, предаваться военному суду и даже ссылке без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это «временное» распоряжение действовало вплоть до 1917г.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) установили строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, введенную реформой образования 1863 г. Ранее выборные должности ректора и деканов стали назначаемыми, при этом учитывалась их политическая благонадежность. В 1885г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В пять раз выросла плата за обучение. В 1882 – 1883 гг. закрыто большинство высших женских курсов, что фактически привело к ликвидации высшего женского образования. Студенческие волнения 1887 – 1893 гг. были ответом учащейся молодежи на реакционные меры в области высшего образования. Министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п. людей».

«Положение о земских участковых начальниках» (1889 г.) восстановило власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате великой реформы. Упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» усилило роль дворянства в земствах, резко сократив при этом представительство от крестьян. По новому «Городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права горожан путем повышения имущественного ценза для избирателей.

Схема 1 Экономическое развитие России в XIX в.