Смотреть что такое "стойкость характера" в других словарях. Взвешивая плюсы и минусы

СТОЙКОСТЬ, стойкости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к стойкий. Стойкость породы. Стойкость характера. Непоколебимая стойкость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Стойкость - Имена существительные ВЫНО/СЛИВОСТЬ, закалённость, зака/лка, сто/йкость. Способность мужественно переносить трудности, лишения и т.п.; способность многое выдержать. САМООТВЕ/РЖЕННОСТЬ, беззаве/тность, же/ртвенность, подви/жничество,… … Словарь синонимов русского языка

ГОСТ 25645.321-87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения - Терминология ГОСТ 25645.321 87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения оригинал документа: 1. Активирующее излучение Ионизирующее излучение, после воздействия которого полимерный материал становится радиоактивным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

акцентуация характера - см. характер: акцентуация. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард (им предложен этот термин), у 20 50 % людей… … Дефектология. Словарь-справочник

акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием… … Большая психологическая энциклопедия

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Активно используется военными психологами при определении… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Акцентуация характера - (лат. accentus ударение) чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности поотно шению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Несмотря… … Криминалистическая энциклопедия

паранойяльная (застревающая) акцентуация личности (характера) - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высокая конфликтность, склонность навязывать свое Я … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Фрейд, Зигмунд - Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

Книги

  • Петька , Книжник Генрих. Генрих Книжник написал бесподобную юмористическую повесть о том, как городской, изнеженный мальчик Петька, находившийся под суперопекой мамы и бабушки, попадает вдеревню, где с ним происходит…

К ак часто страх оказаться недостойным оказывает доминирующее воздействие, парализуя наш разум и силу воли. Страх проиграть нередко не позволяет даже вступить в игру. Страх быть отвергнутым заставляет вообще ни к кому не приближаться и никого не любить.

С тойкие люди умеют побеждать свои страхи. Быть стойким и смелым не означает никогда ничего не бояться - у этих людей сформировано четкое понимание, что есть что-то большее, чем этот страх. И они идут вперед, не смотря ни на что: ни на усталость или боль в коленях. Они точно знают, чего хотят и сколько это будет стоить. Один из их главных девизов: «бросить дело - не вариант».

С тойкие люди не торгуются и не сдаются! Система их ценностей абсолютно бесценна, потому что они твердо стоят на ногах, имея смысл жизни – основание, построенное на камне. Человек, не имеющий твердых убеждений, часто оказывается неспособным на проявление стойкости.

Д ля того чтобы в конце своего жизненного пути подойти к финишу достойно, получив удовлетворение и радость от пройденной дороги, – нужно прожить жизнь с пользой, не теряя времени зря. Развивая в себе твердость характера и стойкость духа, человек не проживет свои дни напрасно!

В ажно понимать, что твердость не является самоуверенностью; сила характера – манипуляцией и стремлением к власти. Стойкие люди без какого-либо усилия, направленного в эту сторону, сами по себе являются примером для подражания. Они показывают окружающим умение контролировать сложные ситуации и несгибаемость своих принципов; но так же, как обладанием четкой дисциплиной, они отличаются добротой и благородством. Стойкие люди способны поступиться своими желаниями во благо другого; своими же убеждениями – никогда!

С тойкие люди умеют дружить. Они ценят не поверхностные временные отношения, а могут различить в окружающих людях такие же сильные и наполненные личности, с которыми можно рука об руку пройти через огонь и медные трубы, которые не живут, балансируя где-то между поиском земного комфорта с земными ценностями и желанием чего-то большего.

Б лизость духа и идеалов соединяют стойких людей, создавая настоящих лучших друзей, верных друг другу до конца. Такие друзья являются настоящими сокровищами и еще одним важнейшим секретом побед стойких людей над проблемами на их жизненном пути.

Т ак же проявлению стойкости сопутствуют такие качества, как мужество, самообладание, выдержка, упорство и, как бы это странно не звучало, скромность. Стойкий человек никогда не будет думать о себе больше, чем нужно, и тем более не будет превозносить себя выше ближних.

П риобрести стойкий характер - значит получить весь мир! Ни за какие деньги его нельзя купить или растратить. Быть стойким человеком означает занять позицию победителя. Фундаментом формирования стойкости является постоянный усиленный труд и огромное желание к победе. Но такую жизнь действительно стоит прожить и, придя к финишу, получить свой прекрасный венец славы за хорошо выполненную работу.

Е сть ли какая-то определенная формула развития стойкости в нашей жизни? Или же это всего лишь красивая мечта и удел самых избранных? С чего стоит начать? И самое главное – как дойти до конца, не споткнувшись на обстоятельствах или лени?

Р екомендую вам, дорогой читатель, прочитать новую книгу Гордона Макдональда, священника - ветерана и автора бестселлеров, «Устойчивая жизнь. Как справиться с проблемами на жизненном пути». Прожив долгую и плодотворную жизнь, автор использует свой опыт чемпиона–бегуна, как фон развития стойкости и выносливости, умения сосредоточить основные силы на вторую часть забега. Это и многое другое об устойчивой жизни, житейской мудрости и стойких людях вы найдете на страницах бестселлера.

С тойкие люди не рождаются сильными и непоколебимыми – они учатся этому целую жизнь, расставив правильные приоритеты и взирая на самую бескомпромиссную и выдающуюся устойчивую жизнь в истории – на жизнь Иисуса, Который показал ярчайший и достойный пример выносливости и мужества. Глядя на Него, невозможно ошибиться!

Стойкость – черта характера человека, определяющая его возможности противостоять внешним воздействиям.
Новый социальный словарь

Стойкость является чертой характера, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стало достигнуть цели. Стойкость проявляется в особо сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. В этих условиях человек, обладающий стойкостью, не останавливается перед препятствиями, не теряется, не отступает назад.
www.psyznaiyka.net

  • Стойкость – это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели во что бы то ни стало.
  • Стойкость – действенное намерение противостоять жизненным невзгодам.
  • Стойкость – готовность защищать и отстаивать свои интересы и убеждения, а так же интересы своей семьи, социальной группы и страны.
  • Стойкость – это физическая выносливость и душевная сила, чаще всего проявляющиеся в сложных обстоятельствах и борьбе с трудностями.
  • Стойкость – это умение совладать с собственным страхом и собственными сомнениями.

Преимущества стойкости

  • Стойкость даёт силы – для преодоления препятствий.
  • Стойкость обеспечивает уважение – как со стороны окружающих, так и уважение человека к самому себе.
  • Стойкость даёт оптимизм – по отношению к будущему.
  • Стойкость даёт упорство – в достижении намеченных целей и результатов.
  • Стойкость обеспечивает внутреннее спокойствие – по отношению к внешним обстоятельствам.
  • Стойкость даёт свободу – от страхов и неуверенности в себе.

Проявления стойкости в повседневной жизни

  • Военные действия. Воинская стойкость во все времена почиталась, как одно из величайших достоинств человека.
  • Наука. Научные эксперименты всегда сопряжены с различными трудностями. Преодолевать их помогает стойкость характера, нацеленность на результат.
  • Сложные жизненные ситуации. Стойкий человек не видит перед собой препятствий – он видит лишь задачи, которые необходимо решать.
  • Болезни. Стойкий человек активно противостоит недугам; даже серьёзные болезни нередко отступают перед стойкостью характера.
  • Спорт. Спортсмены – люди физически выносливые; иначе – стойкие.
  • Убеждения и вера. Люди, ни при каких обстоятельствах не предающие своих убеждений и веры, обладают стойкостью.

Как развить в себе стойкость

  • Стойкость – черта характера человека и в то же время описание его физических возможностей. Стойкость тела развивают физические занятия; стойкость духа – работа над собой.
  • Занятия спортом. Регулярные занятия спортом укрепляют тело и делают человека более выносливым (стойким) к физическим нагрузкам.
  • Собственные убеждения. Если у человека есть искренние убеждения – ему достаёт стойкости не менять убеждений в угоду моменту.
  • Преодоление трудностей. Когда на жизненном пути возникают трудности любого рода – стоит научиться не пасовать перед ними, воспринимая их как духовный тренажёр собственной стойкости.
  • Эмоциональность. Сильные эмоции могут побудить к энергичным действиям; действия во имя какой-либо цели закаляют характер, формируя стойкость.
  • Работа над собой. Когда человек отчётливо видит слабые, негативные стороны своего характера и стремится к их преодолению – он развивает собственную стойкость.

Золотая середина

Слабость | полное отсутствие физической и моральной стойкости

Стойкость

Фанатизм | избыточная, зачастую агрессивная стойкость взглядов и убеждений, понимание их, как единственно истинных ценностей

Крылатые выражения о стойкости

Стойкость и смелость родные сёстры. - Русская пословица - Стойкость обороняющегося порождается яростью нападающего. - Эмерсон - Стойкий боец в бою молодец. - Русская пословица - Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах. - Ларошфуко - Стойкость – щит смелого. - Русская пословица - Пол Г. Столц / Показатель стойкости: как обратить препятствия в новые возможности У каждого свой «показатель стойкости» - умение преодолевать трудности и управлять обстоятельствами. Автор помогает читателю пересчитать этот фактор личного выживания и стать более жизнестойким. Луций Анней Сенека / Философские трактаты Философия Сенеки – это стойкость не смотря ни на что. Общество может деградировать, вера уйти из сердца, надежды рухнуть, но стойкость позволит жить достойно при любых обстоятельствах.

Нашему поколению многого не хватает, мы даже делали целую на эту тему. Чего недостает больше всего, так это способности восстанавливаться и сопротивляться. Таки критически недостает. И я это говорю не от лица деда, ностальгирующего по сороковым, а от лица человека, который сам недостаточно стоек. Давай учиться вместе.

Приведу такой пример. Когда в универе мы писали какой-нибудь коллоквиум, это было настоящим испытанием для меня. Сначала я писал, думал, сдавал работу и был в себе совершенно уверен. Потом я возвращался домой, вспоминал прошедший колок и начинал себя анализировать. На какие вопросы я ответил, на какие - нет, что я вспомнил только по пути домой, и в итоге я был абсолютно не уверен в себе. Я думал, что обязательно схлопочу трояк, а моей стипендии придется сказать «прощай». Ты можешь себе представить, что значит для студента стипендия. Даже те жалкие крохи. Я был подавлен. Потом нам говорили результаты, всё оказывалось не так плохо, и я возвращался к обычному порядку жизни.

Моя подруга ненавидела это. Ей осточертело видеть, что на мне нет лица из-за каких-то мелочей, но я ничего не мог с собой поделать. Я обещал исправиться, переменить свое поведение, но спустя семестр всё повторялось.

Зачем это?

Чем лучше в тебе развита стойкость, тем более активно ты противостоишь стрессу и понижаешь свои шансы на депрессию. Это важно. Сегодня чуть ли не каждый третий страдает депрессией. Ты можешь не жить в зоне военного конфликта, но жизненные сложности и испытания, да даже простые мелочи могут истощить тебя, загнать в угол.

У всех бывают времена, когда нам хочется выть. Иногда мы все бываем на пределе. Стойкость помогает нам справиться с собственной слабостью и снова быть на коне, а не размазывать сопли по лицу.

Стойкость позволяет нам действовать и реагировать - уместно и продуктивно. Так что давай подробнее рассмотрим этот момент.

Стойкость как реакция

Стойкость - это способность встречаться лицом к лицу с неудачами, провалами, кризисами и болью (эмоциональной и физической), не теряя уверенности и бодрости духа. Это способность быстро оправляться от наших маленьких трагедий и неудачных попыток.

Это качество, которое не дает нам сдаваться, даже когда идти вперед очень сложно. Эта способность справляться с чем-то в хорошие и трудные времена; это сила, с помощью которой можно преодолеть искушение всё бросить, когда затея перестает быть легкой. Своего рода выносливость.

Стойкие люди не позволяют своим страхам перед будущим и возможными неудачами обрекать себя на бездействие. Они не дают ошибкам прошлого пожирать их изнутри. Вместо этого они концентрируются на настоящем, на вещах, которые они могут контролировать.

Такие люди берут на себя личную ответственность за свои действия. Они не рыдают, не обвиняют других. А еще они не винят самих себя настолько сильно, что стыд и вина парализуют их и не дают двигаться вперед и совершать новые попытки.

Мы видим стойкость, например, в парне, у которого рак, но он сохраняет оптимизм и продолжает бороться. В человеке, который разводится, но не ходит при этом с кислой миной. В парне, которого уволили с престижной работы, но который решает немного побыть домохозяином, чтобы провести время со своими детьми. Такие люди держат оборону, когда до них доходят плохие новости, и заботится о своих любимых людях, когда что-то идет не так. Они одновременно и сильные, и гибкие.

Стойкость помогает справляться не только с большими жизненными кризисами, но и позволяет тебе смиряться с небольшими жизненными неудачами, которые постоянно угрожают разрушить твое спокойствие. Стоек тот человек, который может посмотреть в лицо своему раздражающему коллеге без злости; ссориться с женой, не теряя самообладания, и не ругается на ребенка, когда тот его разочаровывает.

Стойкость как проявление активности

Мы часто думаем о стойкости как о черте характера, которая помогает нам реагировать на испытания. Кроме того, стойкость помогает нам и управлять своей жизнью. Это качество, которое позволяет нам сталкиваться с миром, переживать невероятные приключения, вторгаться в неизвестное. Это качество позволяет нам рисковать, сближаться с другими людьми, жить глубоко и интенсивно.

Без стойкости мы бы до конца жизни тряслись над нашими неудачами, вместо того чтобы двигаться вперед. Боль прошлых разочарований или даже представления о том, каково было бы разочароваться, обезоруживали бы нас, и у нас бы не было уже ни смелости, ни желания использовать свои шансы и использовать возможности. Мы боимся переживать боль и смущение. Без стойкости мы бы не делали больших дел, прятались бы от мира, стараясь обезопасить себя от боли и одновременно забирая у себя все шансы наслаждаться, удивляться и получать удовлетворение. Страх попробовать что-то и провалиться силен в наших умах. Однако мы игнорируем еще большую неудачу - когда мы даже не пытаемся попытаться , просто попытаться и рискнуть.

Каждый мужчина хочет, чтобы в нем уважали смельчака, который может . Который может фланирующей походкой зайти в офис босса и потребовать повышения зарплаты. Который решается на путешествие, которое все остальные считают сумасшедшим. Их секрет - стойкость. У них толстая кожа, они не мучаются от страха последующего разочарования, которое может оказаться фатальным, они не боятся уязвить свое эго. Они не бояться попасть в неловкую ситуацию. Они знают, что если их отвергнут, если ничего не получится, то от них не убудет: они же не завянут, как маргаритка; они просто переживут неудачу, восстановятся и пойдут дальше. Они не боятся заводить отношения из-за страха возможного расставания; они знают, что боль возможна, но уверены, что справятся с ней и смогут двигаться дальше.

Ты хочешь наслаждаться жизнью, или жить, как устрица, выглядывая из своей раковины на жизнь, как на минное поле? Выбор очевиден. Ты можешь выработать в себе стойкость и быть королем.

В то время как одни мужчины от природы обладают большей стойкостью, чем другие, или им помогли развить в себе такое качество их родители, кому-то повезло меньше. Но это не значит, что надо отчаиваться. Это как мускулы: кому-то даны от природы, а все остальные могут нарастить.

Разработать в себе стойкость жизненно важно для любого чувака, который хочет прожить качественную жизнь. В ближайшее время мы расскажем тебе, как стать более стойким. Оставайся на нашей волне, бро.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого че­ловека. Их возникновение является естественным, законо­мерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Согласно определению, даваемому психологами (Т.Томашевский, 1975, М.Тышкова, 1981), какая-либо ситуа­ция становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется не­соответствием между тем, что человек хочет (сделать, дос­тичь и т. п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собствен­ными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситу­ации для человека.

Учитывая такое понимание трудных ситуаций, можно предположить, что для развития ребенка они являются ти­пичными. Обусловлено это тем, что развивающийся чело­век, познавая и осваивая окружающий мир, но еще не обла­дая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успеш­ным и потому может послужить причиной для разочарова­ний. То, что для взрослого выступает как привычное и есте­ственное, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятель­ности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные по­следствия для развития личности. Однако только ли деструк­тивную функцию выполняют трудные ситуации?

А.Далла Вольта (1966) ввел понятие "конструктивной фрустрации", подчеркнув тем самым положительную роль препятствий в развитии. По его мнению, препятствия нельзя рассматривать только как фактор, затрудняющий формиро­вание личности ребенка и нарушающий его отношения с окружающими людьми. Препятствия, помехи - нормальные явления жизни, конструктивное значение которых состоит в том, что они вызывают активность субъекта, направленную на их преодоление, порождают потребность искать и нахо­дить способы овладения препятствиями, вырабатывать стра­тегии преодоления, что имеет чрезвычайно важное значение для успешного процесса социализации личности.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индиви­дуальный характер и у взрослого человека становятся устой­чивыми личностными образованиями, основу которых со­ставляют психологические механизмы самоконтроля и само­регуляции. Складываться они начинают в детском возрасте, в ходе активного освоения ребенком окружающей действи­тельности. Однако развитие это не происходит автоматичес­ки по мере взросления. Решающая роль в этом процессе при­надлежит индивидуальному опыту самого ребенка по пре­одолению трудностей, а также особенностям его личности, темперамента. В силу этих причин, имеющих различные ин­дивидуальные сочетания, приобретаемые детьми способы поведения в трудных ситуациях могут обладать разной конструктивностью.

Сущность конструктивных способов поведения состоит в том, что они позволяют овладеть трудной ситуацией, т. е. преодолеть существующее препятствие, и являются действи­ями активными, сознательными, целенаправленными и адекватными в отношении как объективных условий ситуа­ции, так и собственных возможностей. При этом, в зависи­мости от обстоятельств, усилия могут быть направлены либо на изменение условий ситуации (если они, по оценке субъекта, поддаются изменению), либо на активизацию и развитие собственных способностей и возможностей (если условия ситуации изменить нельзя)*.

* Классическая формула такого поведения содержится в известном из­речении-молитве: "О, Всевышний! Дай мне силы пережить то, что я не могу изменить. Дай мне волю изменить то, что я не смогу пережить. И дай мне разум не перепутать первое со вторым!"

Неконструктивные же способы поведения позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение пробле­мы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности.

Очевидно, что усвоение конструктивных или неконст­руктивных способов преодоления трудных ситуаций оказы­вает неодинаковое влияние на дальнейшее развитие личнос­ти ребенка. Наличие конструктивных способов повышает по­ложительный потенциал личности, способствует формиро­ванию уверенности в своих силах, развитию чувства компе­тентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. В самом широком плане - конст­руктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость че­ловека, его способность противостоять трудностям, сохра­няя себя как целостную личность.

Напротив, закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению труд­ных ситуаций, может вызвать отклонения и деформации в личностном развитии и тем самым выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоро­вья ребенка.

Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднени­ям, имеют различный характер. Это могут быть преходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т. п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситу­ации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной или школьной обста­новкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей, неуспеваемость и т. п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмо­циональной депривацни (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т. п.).

Как отмечают многие исследователи (В.В.Ковалев, 1985; Г.В.Козловская, Л.Ф.Кремнева, 1985; и др.), наиболее су­щественное влияние на детей оказывают острые психичес­кие травмы и хронические психотравмирующие воздей­ствия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций. Анализ таких ситуаций, проведенный специалистами, зани­мающимися медицинскими аспектами психогигиены и пси­хопрофилактики, показывает, что у детей разного возраста эти ситуации различаются по содержанию. Так, например, по наблюдениям Д.Н.Исаева (1984), для дошкольников наиболее характерными оказываются травмирующие ситуа­ции, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности. Для детей школьного возраста более типичны ситуации, связанные со снижением ценности Я.

Таким образом, по данным медицинской практики, для детей раннего и дошкольного возраста характерны следую­щие ситуации повышенного риска.

1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чув­ства защищенности:

Враждебная, жестокая семья;

Эмоционально отвергающая семья;

Не обеспечивающая надзора и ухода семья;

Негармоничная семья (распадающаяся или распавша­яся);

Чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека),

Появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);

Противоречивое воспитание или смена его типа;

Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи:

Помещение в чужую семью;

Направление в детское учреждение;

Госпитализация.

Для детей школьного возраста, помимо перечисленных выше ситуаций, психотравмирующими могут стать:

Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

Неприятие семьей, детским коллективом, педагогом;

Неспособность справиться с учебной нагрузкой;

Враждебное отношение родителей, педагогов;

Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, переме­на места жительства;

Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболе­вание);

Заболевание с предполагаемым фатальным исходом.

Хронически действующие психотравмирующие ситуа­ции, представленные в данном перечне, отражают значимое для ребенка окружение, широкий социально-психологичес­кий аспект его жизни (семья, школа и др.) и по своему содержанию и значению соотносятся с общей социальной ситуацией развития. Такого рода ситуации, оказывая суще­ственное влияние на весь ход психического развития, спо­собны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосома­тические и нервно-психические расстройства у детей, с ко­торыми нередко сталкиваются медицинская и психологичес­кая практика, являются, как правило, следствием таких долговременных патогенных воздействий. Рассмотренные си­туации охватывают наиболее существенные, значимые жиз­ненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному по­ложению, в последнее время учеными обнаружен удиви­тельный феномен - неуязвимые дети. Так названы дети, "которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. ...Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, они хорошо учатся в школе, увлечен­но играют, любят жизнь и считают, что жить стоит" (К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.400).

Помимо этого, неуязвимые дети характеризуются еще целым рядом общих черт: они обладают хорошими соци­альными навыками, они дружелюбны и нравятся сверстни­кам и взрослым, у них высоко развито чувство самоуваже­ния. Как правило, они имеют высокий самоконтроль: хоро­шо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. В критические моменты жизни у них появляется ощущение отчужденности от тягостного окружения, они уходят в себя и могут заниматься чтением, рисованием, танцами, музы­кой и т. д. Такое самоотстранение способствует появлению и укреплению чувства независимости.

Как уже говорилось, неуязвимые дети обычно хорошо учатся в школе, а став взрослыми, добиваются больших ус­пехов в избранной деятельности, становясь художниками, актерами, музыкантами, писателями, учеными. Многие из них обнаруживают незаурядные творческие способности.

Рассказывая о неуязвимых детях, К.Флейк-Хобсон и др. приводят ряд гипотез, направленных на объяснение этого феномена. Так, например, существует мнение, что такие дети обладают лучшими генетическими задатками и имму­нитетом, которые позволяют им справляться с сильными стрессами. Другие исследователи полагают, что неуязвимость обеспечивается той особой значимостью, которую приобре­тают для таких детей внесемейные события: например, об­щение с посторонним человеком, заинтересованным в том, чтобы защитить этих детей от ненормальных отношений внутри семьи. Однако наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой неуязвимость есть результат взаимодействия наследственности и среды.

Позволим себе высказать еще одно предположение от­носительно феномена неуязвимости. Оно вытекает из кон­цепции поисковой активности (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, 1984), которая была предложена для объясне­ния явления, прямо противоположного неуязвимости, а именно - "выученной беспомощности". Феномен выучен­ной беспомощности возникает в случае постоянного, не соотносящегося с усилиями субъекта неуспеха в деятель­ности и проявляется в неспособности к совершению ка­ких-либо действий по преодолению трудности. По мне­нию авторов концепции, в основе этого явления лежит отказ от поисковой активности, которая составляет обяза­тельное условие, обеспечивающее возможность противо­стоять неблагоприятным воздействиям. Можно предполо­жить, что именно высокая потребность в поиске, т. е. ак­тивное, творческое отношением к себе и окружающей действительности, позволяет неуязвимым детям преодо­леть разрушающее влияние неблагоприятной семейной об­становки. Видимо, не зря у многих из них был обнаружен высокий творческий потенциал.

Потребность в поиске, определяющая способность проти­востоять неблагоприятным воздействиям, представляет со­бой важный фактор развития личности и при наличии опре­деленных природных предпосылок формируется прежде все­го в процессе индивидуального развития и социального об­щения.

Считается, что для формирования этой потребности в детском возрасте одинаково неблагоприятными являются две ситуации:

1. Ситуация, когда все действия ребенка наталкиваются на сопротивление и ограничение со стороны взрослого. Такая тактика в отношениях с ребенком особенно опасна в раннем детстве, когда ребенок является относительно беспомощным и особенности его психического развития еще не позволяют ему осуществить компенсаторное поведение. Вследствие это­го выученная беспомощность может принять глобальный ха­рактер, что на последующих этапах развития может про­явиться в пассивности, безынициативности личности.

2. Ситуация, когда все желания ребенка удовлетворяются немедленно. В этом случае на более поздних этапах развития потребность в поисковой активности может угаснуть. Необ­ходимым условием ее сохранения является наличие преодо­лимых препятствий, способствующих развитию и поддержанию этой активности. Преодолимость, доступность препят­ствий является принципиально важной, поскольку только в этом случае у ребенка имеется возможность действительно преодолеть трудную ситуацию, выработать адекватные при­емы поведения в ней, приобрести дополнительный опыт, обогащающий личность, расширяющий пределы ее компе­тентности.

До сих пор речь шла преимущественно о таких трудных ситуациях, основу которых составляют длительные психо-травмирующие воздействия. Однако такого рода жизненные обстоятельства, способные глубоко деформировать психику ребенка, не являются типичными, и большинство детей их, по счастью, избегают.

Наряду с этим существуют и другого типа трудные ситу­ации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые "ситуации стресса обыденной жизни" - повседневные, за­частую повторяющиеся события, способные вызвать затруд­нения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности, пожалуй, не менее велико. И объясняется это тем, что все подобные, казалось бы, "мелочи жизни" нужно преодолевать, каждый раз необ­ходимо находить то или иное решение. Именно в таких обы­денных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудач­ный опыт преодоления препятствий, определяет собствен­ное отношение к трудностям, пробует, "примеряет" разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Например, поссорившись с приятелем, ребенок может первым пойти на примирение или упорно выжидать, пока этот шаг предпримет друг, или обратиться за посредничес­кой помощью к какому-либо третьему лицу... Вариантов по­ведения в этой ситуации может быть достаточно много. Как будет действовать в ней конкретный мальчик или конкрет­ная девочка? Какое решение конфликта станет впоследствии наиболее характерным для этого человека? Как часто он бу­дет оказываться в подобных ситуациях? Как уже говори­лось, это решающим образом зависит от того, каков опыт ребенка в разрешении таких ситуаций, какие способы пове­дения в конфликте были им усвоены и насколько они кон­структивны.

Продолжая обсуждение данной проблемы, необходимо отметить одну принципиальную особенность трудных си­туаций, имеющую первостепенное значение для их пони­мания. Эта особенность состоит в том, что любая трудная ситуация есть индивидуальный феномен. Другими слова­ми, будет ли данная ситуация представлять для человека трудность, зависит от того, как он ее воспринимает, оце­нивает, интерпретирует. А это, в свою очередь, определя­ется тем, какой личностный смысл данная ситуация име­ет, насколько она субъективно значима для данного чело­века. Именно этим объясняются те нередко наблюдаемые факты, когда одинаковые обстоятельства одними людьми воспринимаются как серьезное препятствие, неразреши­мая проблема, для других же остаются практически не замеченными. Одной из иллюстраций может служить опи­санный выше феномен неуязвимых детей, научившихся особым образом относиться к напряженной и конфликт­ной семейной обстановке, которая для большинства дру­гих детей является непереносимой травмой и провоцирует серьезные отклонения, вплоть до нервно-психических расстройств.

Если трудная ситуация - явление индивидуальное, то как же узнать о том, что вызывает у детей затруднения? В медицинской практике, как можно было видеть, судят об этом по тем последствиям, которые имеют определенные жизненные обстоятельства для психического здоровья детей. Однако, как уже отмечалось, не все трудные ситуации име­ют столь выраженный деструктивный эффект. Другой вари­ант - самый простой и в данном случае достаточно надеж­ный - спросить самих детей о том, какие ситуации являют­ся для них трудными.

Такие опросы были проведены с младшими школьника­ми и младшими подростками (Р.Б. Аугис, 1984; Е.Е. Данило­ва, 1990).

Что же показали эти исследования? Как и следовало ожидать, наиболее часто в качестве трудных дети этого воз­раста называли ситуации, связанные со школой, учебой. Причем большинство из этих ситуаций оказались типично учебными, с которыми дети сталкиваются практически ежедневно. Вот самые распространенные из них:

Проверка знаний во время контрольных и других пись­менных работ;

Ответ ученика перед классом (в этой ситуации наи­более значимым для ребенка оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, дополнительным трав­мирующим фактором является возможность ошибки при ответе, что может вызвать критику учителя, смех одно­классников);

Получение плохой отметки (качество отметки является величиной субъективной, "плохой" может быть названа не только "двойка", но и оценка в 3 или 4 балла);

Неудовлетворенность родителей успеваемостью детей (трудность этой ситуации определяется тем, что она служит источником различных запретов и наказаний).

Кроме этого, к числу часто называемых детьми трудных ситуаций также относятся:

Конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолиро­ванность в группе сверстников);

Конфликты со взрослыми (их основная причина - не­послушание ребенка, нарушение им установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны ро­дителей или других взрослых, не всегда справедливые с точ­ки зрения детей);

Ситуации публичного выступления (концерты, спортивные соревнования);

Случаи неуспеха в какой-либо деятельности (когда у ребенка что-то не получается, не выходит);

Ситуации физической травмы или опасности ее полу­чения (падения, ушибы, переломы).

Как можно видеть, круг ситуаций, которые дети счита­ют для себя трудными, довольно широк. Примечательно также, что абсолютное их большинство - ситуации дей­ствительно не исключительные, а повседневные, на кото­рые взрослые зачастую просто не обращают внимания. Одна­ко каждая из них может стать для ребенка серьезной пробле­мой, о чем окружающие порой могут и не подозревать. По­этому очень важно, чтобы дети умели адекватно относиться к таким неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит - без ущерба для своего здоровья, справляться с этими ситуациями.

Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом присталь­ного внимания специалистов разных областей: медиков, пе­дагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее ре­шении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт - родителям.

С точки зрения обсуждаемой проблемы - трудные ситуа­ции у детей - роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации (если вновь обратиться к пе­речню психотравмирующих ситуаций, выделенных Д.Н. Исаевым, то нетрудно заметить, что подавляющее их число спровоцировано семьей; во-вторых, родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни.

Влияние родителей на становление у детей способов по­ведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выде­лить по меньшей мере три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом фор­мирует личность ребенка. Так, например, Д.Баумринд, изу­чив методы воспитания ряда родителей, выделила 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определен­ным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье (см. К.Флейк-Хобсон и др., 1992, с.317-320). Были установлены следующие зависимости:

в) снисходительные родители - импульсивные, агрес­сивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных труд­ных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессоз­нательно) принимает для себя в качестве примера для под­ражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Остановимся более подробно на последнем из указан­ных аспектов. Естественное желание всех родителей - убе­речь, предостеречь своего ребенка от возможных неприят­ностей в жизни. Однако постоянно контролировать и по­правлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы - дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сде­лать родители - это подготовить своих детей самостоятель­но преодолевать трудности жизни.

Действенная помощь и руководство со стороны взрослых являются важнейшим условием успешного обучения детей преодолению трудных ситуаций. Однако практика свиде­тельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев процесс становления у детей способов, приемов и стратегий преодоления трудных ситуаций протекает стихийно, без ка­кого-либо активного участия взрослых. Дети самостоятель­но, методом "проб и ошибок", пытаются найти удобные для себя приемы, помогающие им справиться с трудными ситу­ациями, сохранить уверенность и спокойствие, не расте­ряться при возникновении затруднений.

Наиболее оперативными действиями, позволяющими организовать поведение в трудной ситуации, являются при­емы саморегуляции эмоциональных состояний. Эти приемы дают возможность снять чрезмерное напряжение, мешающее правильно оценить условия ситуации, соотнести их со свои­ми возможностями, а затем на основании этого - целенап­равленно осуществлять поведение, непосредственно направ­ленное на преодоление затруднения.

У младших школьников и младших подростков наиболее распространенными из таких приемов оказались следующие:

Элементарные формулы самовнушения ("Не волно­ваться!", "Спокойно! Спокойно!", "Все хорошо! Все будет хорошо!" и др.);

Самоприказ;

Счет до трех, до десяти;

Физическая разрядка, расслабление (подтягивание на турнике, отжимания, глубокие вдохи-выдохи и др.);

Точечный массаж.

В большинстве случаев дети находят для себя эти приемы самостоятельно, иногда источником информации служат для них книги, телепередачи и лишь в исключительных слу­чаях - родители или другие взрослые из ближайшего окру­жения.

Обращение в основном к младшим школьникам и млад­шим подросткам в этой связи не случайно, поскольку имен­но в этом возрасте у детей возникает потребность в саморе­гуляции своего поведения, управлении своими эмоциональ­ными состояниями. Но, как уже было сказано, эта потреб­ность остается без внимания взрослых.

Итак, что же могут сделать родители, как правило, не имеющие специальной подготовки в области психологии или педагогики?

1. Прежде всего понаблюдать за поведением своего ребен­ка в различных трудных для него ситуациях и оценить кон­структивность его поведения.

2. Проанализировать вместе с ребенком (в свободной, не­навязчивой форме) возможные способы преодоления тех или иных трудных ситуаций обыденной жизни, которые ча­сто встречаются или могут встретиться ребенку. Это позво­лит расширить когнитивные возможности и способности ре­бенка, поможет развить у него необходимые навыки анализа трудных ситуаций, что является важным условием конст­руктивного поведения.

4. Обучить ребенка элементарным техникам аутогенной тренировки (их изложение широко представлено в популяр­ной литературе).

Эти простейшие действия со стороны родителей могут оказаться весьма эффективным "пусковым механизмом" для развития у ребенка самостоятельных навыков по пре­одолению трудных ситуаций. Возможно, что пользу прине­сет уже то, что родители обратили внимание на существую­щие у ребенка проблемы и трудности, с которыми он ежедневно сталкивается.

Однако следует учесть, что дети, имеющие определен­ные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы (тревожные, агрессивные, гиперактивные и др.), нуждаются в занятиях по специальным программам, которые ориентированы прежде всего на коррекцию основного на­рушения.