Современник греческого поэта гомера который отправился из. Гомер: биография краткая и интересные факты

Гомер, биография которого интересует сегодня многих, - первый поэт Древней Греции, чьи произведения дошли до наших дней. Он и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Однако о самом Гомере никаких достоверных сведений нет. Тем не менее мы попробуем восстановить хотя бы в общих чертах его биографию, исходя из имеющейся информации.

О чем говорит имя Гомера?

Имя "Гомер" впервые встречается в 7 в. до н. э. Именно тогда Каллин Эфесский назвал так создателя "Фиваиды". Значение этого имени пытались объяснить еще во времена античности. Предлагались следующие варианты: "слепец" (Эфор Кимский), "следующий за" (Аристотель), "заложник" (Гесихий). Однако современные исследователи полагают, что все они столь же неубедительны, как и предложения некоторых ученых приписать ему значение "аккомпаниатор" или "слагатель". Наверняка в своей ионической форме данное слово является реальным личным именем.

Откуда родом Гомер?

Биография этого поэта может быть воссоздана лишь предположительно. Это касается даже места рождения Гомера, которое до сих пор неизвестно. Семь городов боролись за право считаться его родиной: Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Аргос, Родос, Афины. Вполне вероятно, что "Одиссея" и "Илиада" были созданы на малоазийском побережье Греции, которое было заселено в то время ионийскими племенами. А возможно, эти поэмы были сложены на каком-то из прилегающих островов. Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, биография которого остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического койнэ.

Был ли Гомер слепым?

Гомер - древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.

Годы жизни Гомера

Античные хронографы также расходятся в определении времени, когда жил Гомер. Писатель, биография которого нас интересует, мог создать свои произведения в разные годы. Некоторые считают, что он был современником то есть жил в начале 12 в. до н. э. Однако Геродот утверждал, что Гомер жил примерно в середине 9 в. до н. э. Ученые современности склонны датировать его деятельность 8-м или даже 7-м веком до н. э. При этом в качестве основного места жизни указывается Хиос или другой регион Ионии, находящийся на побережье Малой Азии.

Творчество Гомера

Гомеру в древности, кроме "Одиссеи" и "Илиады", приписывалось авторство и некоторых других поэм. До наших дней сохранились фрагменты нескольких из них. Однако сегодня считается, что они были написаны автором, жившим позже Гомера. Это комическая поэма "Маргит", "Гомеровы гимны" и др.

Ясно, что "Одиссея" и "Илиада" были написаны намного позже событий, описываемых в этих произведениях. Тем не менее их создание можно датировать не ранее чем 6 веком до н. э., когда их существование было достоверно зафиксировано. Таким образом, жизнь Гомера можно отнести к периоду с 12 до 7 века до н. э. Однако самая поздняя дата является наиболее вероятной.

Поединок между Гесиодом и Гомером

Что еще можно рассказать о таком великом поэте, как Гомер? Биография для детей обычно опускает этот момент, однако существует предание о поэтическом поединке, состоявшемся между Гесиодом и Гомером. Оно было описано в сочинении, созданном не позднее 3 в. до н. э. (а некоторые исследователи считают, что значительно раньше). Называется оно "Состязание Гомера и Гесиода". В нем рассказывается о том, что поэты будто бы встретились на играх в честь Амфидема, проводившихся на о. Эвбее. Здесь они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании был царь Панед. Победа была присуждена Гесиоду, поскольку тот призывал к миру и земледелию, а не к побоищам и войне. Однако именно на стороне Гомера были симпатии аудитории.

Историчность "Одиссеи" и "Илиады"

В науке в середине 19 века господствовало мнение о том, что "Одиссея" и "Илиада" - неисторичные произведения. Однако его опровергли раскопки Генриха Шлимана, которые он провел в Микенах и на холме Гиссарлык в 1870-80-х гг. Сенсационные открытия этого археолога доказали, что Микены, Троя и ахейские цитадели существовали в реальности. Современников немецкого ученого поразили соответствия его находок в 4-й шатровой гробнице, находящейся в Микенах, сделанным Гомером описаниям. Позднее были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых прослеживаются параллели с событиями Троянской войны. Много информации о времени действия поэм дала дешифровка микенской слоговой письменности. Однако данные произведений Гомера с имеющимися документальными и археологическими источниками соотносятся сложным образом и не могут поэтому использоваться некритично. Дело в том, что в традициях подобного рода должны возникать большие искажения исторических сведений.

Гомер и система образования, подражания Гомеру

Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера. Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий. Большие гекзаметрические поэмы были созданы в послеклассическую эпоху на диалекте древнегреческого автора, а также в качестве соревнования или в подражание "Одиссее" и "Илиаде". Как вы видите, многих интересовали творчество и биография Гомера. Краткое содержание его произведений легло в основу множества творений авторов, живших в Древнем Риме. Среди них можно отметить написанную Аполлонием Родосским "Аргонавтику", произведение Нонна Панополитанского "Приключения Диониса" и Квинта Смирнского "Послегомеровские события". Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что безупречного совершенства можно достигнуть только в небольшом произведении.

Влияние Гомера на литературу разных стран

В древнеримской литературе первым сохранившимся произведением (хотя и фрагментарно) был перевод "Одиссеи". Сделал его грек Ливий Андроник. Отметим, что главное произведение Рима - - в первых шести книгах является подражанием "Одиссее", а в последних шести - "Илиаде". Почти во всех творениях античности можно усматривать влияние поэм, которые создал Гомер.

Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.

Биография краткая этого поэта, созданная нами, оставляет нерешенными множество вопросов. Все они в совокупности составляют гомеровский вопрос. Как же решали его разные исследователи? Давайте разберемся.

Гомеровский вопрос

До сих пор актуален гомеровский вопрос. Это совокупность проблем, которые относятся к авторству "Одиссеи" и "Илиады", а также к личности их создателя. Многие ученые-плюралисты полагали, что эти поэмы не являются в настоящем виде творениями Гомера, которого, как считали многие, вообще не существовало. Их создание приписывается 6 веку до н. э. Эти ученые полагают, что поэмы были созданы, скорее всего, в Афинах, когда песни разных авторов, передаваемые из поколения в поколение, были собраны воедино и зафиксированы в письменном виде. Унитарии же, напротив, отстаивали композиционное единство творений Гомера, а значит, и единственность их создателя.

Поэмы Гомера

Этого древнегреческого автора - гениальные, бесценные произведения искусства. На протяжении веков они не теряют глубокого смысла и актуальности. Сюжеты и той, и другой поэмы взяты из многогранного и обширного цикла легенд, посвященных Троянской войне. "Одиссея" и "Илиада" отображают только небольшие эпизоды из этого цикла. Вкратце охарактеризуем эти произведения, завершая наш рассказ о таком великом человеке, как Гомер. Поэт, краткая биография которого была нами рассмотрена, создал поистине уникальные произведения.

"Илиада"

В ней говорится о событиях 10-го года Троянской войны. Поэма завершается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. О дальнейших событиях войны не рассказывает древнегреческий поэт Гомер, краткая биография которого представлена выше.

Война - главная нить этой поэмы, основная стихия ее персонажей. Одной из особенностей произведения является то, что битва изображается в основном не как кровавые баталии народных масс, а как сражение отдельных героев, которые демонстрируют исключительную силу, храбрость, мастерство и стойкость. Среди боев можно выделить ключевой поединок Ахилла и Гектора. Единоборства Диомеда, Агамемнона и Менелая описываются с меньшей героичностью и выразительностью. Очень ярко в "Илиаде" изображены привычки, традиции, моральные аспекты жизни, нравственность и быт древних греков.

"Одиссея"

Можно сказать, что произведение это является более сложным, чем "Илиада". В нем мы находим множество особенностей, которые и по сей день исследуются с точки зрения литературы. В этой эпической поэме в основном говорится о возвращении в Итаку Одиссея после завершения Троянской войны.

В заключение отметим, что произведения Гомера - сокровищница мудрости народа Древней Греции. Какие еще факты могут быть интересны о таком человеке, как Гомер? Краткая биография для детей и взрослых часто содержит информацию о том, что он был устным сказителем, то есть не владел письмом. Однако, несмотря на это, поэмы его отличаются высоким мастерством и поэтической техникой, они обнаруживают единство. "Одиссея" и "Илиада" обладают характерными чертами, одной из которых является эпический стиль. Выдержанный тон повествования, неторопливая обстоятельность, полная объективность изображения, неспешное развитие сюжета - таковы характерные черты произведений, которые создал Гомер. Биография краткая этого поэта, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Поэзия греков расцвела в ионийских колониях Малой Азии: именно там сложились эпические песни Гомера и других рапсодов. За эпохой эпоса, который воспевал времена героические, наступило преобладание лирической поэзии (от VII до V века). Ее развитие началось также в азиатских колониях.

Из лирических поэтов собственно Греции замечательны только афинянин Тыртей, прославившийся своими воинственными элегиями во время Второй Мессенской войны, и Пиндар, уроженец Беотии (522-442). Слава Пинпара была так велика, что государи и города греческие наперерыв заказывали ему стихотворения на разные торжественные случаи; он сочинял также гимны и оды, но более всего знамениты его хвалебные песни в честь победителей общественных игр.

Менада. Роспись внутренней стороны килика. Вазописец Брига. Около 490 г. до н. э. Мюнхен, Музеи античного малого искусства

К лирике относят также поэзию гномическую, или дидактическую (наставительную). Она под формой стиха заключала в себе разные нравственные правила и наставления. Древние законодатели, каковы Ликург, Солон и другие, изложили свои законы в виде кратких стихотворений, которые заучивались наизусть. К поэтам гномическим принадлежат так называемые семь греческих мудрецов; каждому из этих мудрецов приписывают изречение, в котором заключалась сущность его наставлений. Жяеобул учил: «Соблюдай во всем меру»; Периандр. «Прежде всего обдумай»; Питтак Митиленский. «Хорошо рассчитывай время»; Биас. «Не делай многих дел»; Фалес Милетский. «Поручительство принесет тебе заботу»; Хи:юн Лакеде-монский. «Познай самого себя»; Солон Афинский. «Ничего лишнего». Эти изречения были начертаны золотыми буквами на колоннах храма Аполлона в Дель-фах. Подобные наставления иногда облекались в форму рассказа, в котором вместо людей действующими лицами выводились животные; отсюда произошла басня. Знаменитейшим баснописцем греческим считается Эзоп, современник Солона, но о личности его существуют только косвенные известия; между прочим, его представляли маленьким горбатым человеком и притом находившимся в рабстве у одного самосца.

В колониях были свои известные поэты. На острове Лесбос - Сафо, соотечественница и современница Питтака Митиленского (рассказы о том, что она вследствие неудачной любви бросилась со скалы в море, считают теперь вымыслом). На острове Кеос - Симонид, прославившийся своими элегиями на смерть воинов, павших при Марафоне, на битву при Фермопилах и победу при Саламине. Современник его, Анакреонт, уроженец острова Теос, воспевал радости жизни - отсюда подобная поэзия стала называться анакреонтической.

В V веке патриотическая борьба с персами дала сильный толчок развитию греческой образованности, и особенно в метрополии. Этому периоду соответствуют и успехи драматической поэзии, которая составляет высшую ступень древнегреческого поэтического творчества. Драматические представления в Греции произошли из религиозных праздников в честь Диониса, или Вакха, бога вина и веселья, происходивших при сбАре винограда. Дионис вместе с Демет-рою, или Церерой, богиней плодородия, служил предметом поклонения в особого рода религиозных церемониях, называвшихся «мистериями» (то есть таинствами). Знамениты особенно Элевзинские мистерии в Аттике: они состояли из очистительных и умилостивительных жертвоприношений, процессий, ночного праздника факелов и посвящений новых лиц, так как в таинствах участвовали только посвященные. Из Афин ежегодно два раза совершалась торжественная процессия в Элевзис к храму Деметры для празднования мистерий (Большие Элевзинии праздновались осенью, а Малые - весной). Обычной принадлежностью этих вакхических праздников был хор певцов, который пел хвалебные песни {дифирамбы) Дионису и плясал вокруг его жертвенного алтаря, одетый сатирами, козлоногими спутниками Вакха. Между пением и танцами начали постепенно вставлять разговоры хора с лицом, которое представляло самого бога или его вестника. Отсюда хор остался навсегда существенной частью греческой драмы. Число собственно действующих лиц или актеров было очень ограничено (сначала только один говорящий актер, Эсхил стал выводить двух, а Софокл прибавил еще третьего). Мало-помалу драматические представления в честь Диониса разделились на два вида- трагедию и комедию, смотря по тому, какой характер имели гимны этому божеству, серьезный или веселый. (Трагедия от слова трбсуое - козел, которого приносили в жертву Дионису.)

Возраставшая любовь народа к этим представлениям ввела в обычай давать сразу не одну трагедию, а три- одну за другой, которые по содержанию имели связь между собой п составляли трилогию. (Впоследствии к ним присоединили четвертое действие, или так называемый «сатирикон», откуда произошла тетралогия.)

Драматические представления происходили в зданиях, называвшихся театрами (то есть зрелищами); они не имели кровли и занимали большое пространство, так что могли вместить в себя большинство граждан республики. Места для зрителей шли полукругом по склону какого-нибудь холма; у подножия склона помещался хор (у нас превратившийся в оркестр), далее за ним, опять на некотором возвышении, располагалась сцена, имевшая вид длинного четырехугольника (своею длинною стороной примыкавшая к оркестру). Представления происходили при дневном свете и начинались с утра; актеры надевали маску, соответственную роли, трагическую или комическую; так как расстояние от сцены до зрителей было значительным, то для усиления голоса маска была снабжена особой машинкой, а небольшие ходули (котурны) увеличивали рост актеров.

Знаменитейшие драматические поэты Греции принадлежат Афинам и выступают в ту эпоху, когда Афины стали во главе греческой культуры. Из числа многих афинских трагиков выделяются трое: Эсхил, Софокл и Еврипид. Все они более или менее современники Перикла.

Эсхил участвовал в войне за независимость; сорокапятилетним он сражался при Саламине; шестнадцатилетний Софокл находился в хоре певцов на празднике, который дан был в честь Саламинской битвы; а Еврипид родился в день этой битвы на острове Саламин, где спасались его родители. Зсхил, как говорят, написал до семидесяти трагедий; из них дошли до нас только семь («Прикованный Прометей*, «Персы*, «Семеро против Фив», трилогия «Орестея», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Содержание своих трагедий он брал из религиозной и государственной жизни народа. Эсхил (происходивший из знатного рода) принадлежал к партии аристократов и в своих произведениях старался защищать древние афинские учреждения против нападок беспокойной демократии. Например, когда друг Перикла Эфиальт предложил народу отнять у Ареопага большую часть подсудных ему дел, Эсхил, чтобы противодействовать такому нововведению, поставил на сцене свою трагедию «Эвмениды»; здесь он показывал, что сама богиня Афина была основательницей этого судилища. Однако предложение Эфиальта было принято. В старости Эсхил покинул Афины и удалился в Сицилию, где и умер. Трагедии его отличаются возвышенным, торжественным стилем, величественными характерами, патриотическим и строго религиозным чувством; над лицами и событиями тяготеет у него владычество сурового, неумолимого рока.

Софокл - родом из местечка Колон, близ Афин, еще в ранней молодости обнаруживал большие успехи в музыке и гимнастике; эти два искусства- собственно пение и пляска- были необходимы драматическому поэту для устройства хора в своих произведениях. Двадцати восьми лет он в одном поэтическом состязании одержал верх над Эсхилом и получил победный венок. Его долгая жизнь протекла мирно и счастливо. Но в старости родной сын обвинил его перед членами своей фратрии (которые составляли род семейного суда) в том, что он выжил из ума и не способен управлять имением. Вместо оправдания Софокл прочел судьям отрывок из трагедии «Эдип в Колоне-, которую он в то зремя сочинял: судьи сняли с него обвинение и с триумфом проводили домой. Он написал более ста трагедий; из них также сохранилось только семь («Антигона», «Царь Эдип», «Эдип В Колоне», «Аякс», «Филоктет», «Трахинянки» и "-Электра»). Содержание первых трех взято из фиванских преданий об Эдипе и его несчастьях. Они считаются образцовыми. Вообще трагедии Софокла превосходят все другие изяществом стиля, гармонией частей и глубоким знанием человеческого сердца.

Еврипид провел жизнь более тревожную и менее счастливую. Он умер при дворе македонского царя Архелая. В своих трагедиях Еврипид (бывший после-ловатслем философа Анаксагора) отступил от строго религиозного направления предшественников: действующие лица у него философствуют и ораторствуют лодобно современным ему афинянам; главная задача его произведений - изобразить мир человеческих страстей (особое внимание уделяется женщинам); он старается поразить зрителей разными эффектами и растрогать их чувствительными сценами. Действие драмы иногда так запутывается, что для развязки является на сцену какое-нибудь божество и распутывает узел своим приговором (подобная развязка выражается словами: deux ex machina - бог из машины). Число его драм также очень велико: сохранилось до нас около двадцати («Медея», «Ипполит», «Вакханка» и другие). Трагедии Еврипида ниже Эсхиловых и Софокло-вых, но и они изобиловали многими прекрасными местами, которые заучивались в народе на память; так, рассказывают, что афинские пленники в Сицилии (во время Пелопоннесской войны) получали свободу за произнесение отрывков из Еврипида. Сравнивая между собой произведения трех великих трагиков, обыкновенно характеризуют их тремя словами: Эсхила словом «возвышенное^, Софокла - «прекрасное», Еврипида - «трогательное».

Тогда же, во второй половине V века, жил величайший из греческих комиков Аристофан, также гражданин Афин. Из его пятидесяти четырех комедий сохранилось одиннадцать. Аристофан принадлежал к охранительной партии; в своих комедиях он беспощадно обличает отступление афинян от прежних простых, строгих нравов и тот необузданный характер, который начала принимать афинская демократия. Он осмеивает учение новых философов, подрывающих древнюю религию и развращающих юношество (в комедии «Облака» осмеян Сократ), поэтов, которые своими произведениями еще более портят вкус общества (в комедии «Лягушки» осмеян Еврипид), пагубное влияние некоторых демагогов на государственные дела, в частности Клеона (во «Всадниках»), распространившуюся в народе страсть к доносам и тяжбам («Юсы»).

Цитата сообщения Barucaba

Homer by Antoine-Denis Chaudet, 1806.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы и «Одиссеи».
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.

Бюст Гомера в Лувре

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Paul Jourdy, Homère chantant ses vers, 1834, Paris

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Гомер. Неаполь, Национальный археологический музей

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя» (Боура С.М. Героическая поэзия.)

Гомер (около 460 до н. э.)

А.Ф. Лосев: Традиционный образ Гомера у греков. Этот традиционный образ Гомера, существующий уже около 3000 лет, если отбросить всякие псевдоученые вымыслы позднейших греков, сводится к образу слепого и мудрого (а, по Овидию, еще и бедного), обязательно старого певца, создающего замечательные сказания под неизменным руководством вдохновляющей его музы и ведущего жизнь какого-то странствующего рапсода. Подобные черты народных певцов мы встречаем и у многих других народов, и потому в них нет ничего специфического и оригинального. Это самый общий и самый распространенный тип народного певца, наиболее любимый и наиболее популярный у разных народов.

Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, т. н. «разделяющие», высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»

Jean-Baptiste Auguste Leloir (1809-1892). Homère.

В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

«Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, — в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр — стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - Homer and his Guide (1874)

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870—80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14—13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. В плане содержания эпосы Гомера заключают в себе множество мотивов, сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать отголоски минойской культуры, и даже проследить связь с хеттской мифологией. Однако основным источником эпического материала стал для него микенский период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о политической, общественной жизни, материальной культуре или религии микенского мира. Но в политическом центре этого общества Микенах найдены, однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.)

Karl Becker. Homer sings

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний (писатель), Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера».

Jean-Baptiste-Camille Corot. Homer and the Shepherds

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Гомер – древнегреческий поэт - сказитель, собиратель легенд, автор древних литературных произведений «Илиада» и «Одиссея».

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.


Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» - это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Становление поэта

Одна из наиболее подробных историй о становлении Гомера в качестве поэта принадлежит перу Геродота Галикарнасского, которого Цицерон назвал «отцом истории». По версии античного историка, поэт был при рождении назван Мелезигеном. Он жил вместе с матерью в Смирне, где стал учеником владельца школы Фемия. Мелезиген был очень умен и хорошо постигал науки.

Учитель умер, оставив своему лучшему воспитаннику школу. Поработав некоторое время наставником, Мелезиген решил углубить свои знания о мире. Помочь ему вызвался человек по имени Ментес, который был родом с острова Лефкада. Мелезиген закрыл школу и отправился на корабле знакомого в морское путешествие, чтобы увидеть новые города и страны.


Поэт Гомер

Во время странствия бывший учитель собирал истории, легенды, расспрашивал об обычаях местных народов. Прибыв в Итаку, Мелезиген почувствовал недомогание. Ментес оставил спутника под присмотром надежного человека и поплыл на родину. В дальнейшее странствие Мелезиген отправился пешком. По дороге он декламировал истории, собранные им за время странствия.

По версии Геродота Галикарнасского, окончательно ослеп сказитель в городе Колофон. Там он и взял себе новое имя. Современные исследователи склонны подвергать сомнению историю, рассказанную Геродотом, как и сочинения других античных авторов о жизни Гомера.

Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.


Бюсты Гомера

Гомер сочинял песни, гимны, музыкальные эпосы, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». По мнению Вольфа, законченный вид поэмы получили, благодаря другим авторам. С тех пор ученые, занимающиеся творчеством Гомера, разделились на два лагеря: «аналитики» поддерживают теорию Вольфа, а «унитарии» придерживаются мнения о строгом единстве эпоса.

Слепота

Некоторые исследователи творчества Гомера говорят о том, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у сказителя недуга говорит тот факт, что философы и мыслители считались в Древней Греции людьми, лишенными обычного зрения, но имеющими дар смотреть в суть вещей. Слепота могла быть синонимом мудрости. Гомер считался одним из создателей всеобъемлющей картины мира, автором родословной богов. Мудрость его была для всех очевидной.


Слепой Гомер с проводником. Художник Вильям Бугро

Античные биографы вывели в своих произведениях точный портрет Гомера-слепца, но сочиняли они свои труды уже через много столетий после смерти поэта. Так как достоверных данных о жизни поэта не сохранилось, то трактовка античных биографов могла быть не совсем правильной. В пользу этой версии говорит факт наличия во всех биографиях вымышленных событий с участием мифических персонажей.

Произведения

Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.

Плутарх писал, что великий полководец всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.


Иллюстрация к "Илиаде"

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.

Смерть

Существует легенда, которая описывает смерть Гомера. В старости отправился слепой сказитель на остров Иос. Путешествуя, Гомер встретил двух юных рыбаков, которые загадали ему загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули». Поэт размышлял над решением головоломки долго, но так и не смог найти нужного ответа. Мальчишки ловили вшей, а не рыбу. Гомер был так раздосадован тем, что не смог разгадать загадку, что поскользнулся и ударился головой.

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.

  • Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
  • Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.
  • Советский прозаик в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
  • До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.

Гомеровским периодом Греции называют время примерно с 12 по 8 вв. до н.э. В одну из этих эпох жил и творил известный поэт Гомер . Его творчество дошло и до наших дней. В своих поэмах Гомер рассказывал о культурной, экономической, социальной жизни Греции. Наиболее яркие произведения деятеля искусств – поэмы «Одиссея», «Илиада ».
Если бы не Гомер, мир, спустя сотни лет, не узнал бы как жили древние греки. Их жизнь, традиции и особенно быт, были затронуты в произведениях Гомера со всех сторон. Информация о том, как создавались поэмы, до современников не дошла. Многие ученые спорят о том, существовал ли такой человек в Древней Греции, или имя вымышленное. Кроме того, авторство многих из его произведений подвергают сомнениям. В «Одиссее » рассказывается о приключениях «одного царя», А «Илиада » повествует о событиях троянской войны. В истории есть свидетельства этих событий, но они случились намного раньше того периода, когда создавались произведения Гомера. Исследователи проанализировали имеющиеся материалы, но ученые продолжают строить гипотезы о том, какой была Древняя Греция. Идеи они в большинстве своем основывают на гомеровских произведениях.

Гомеровские произведения стали чуть ли не единственным письменным памятником истории, который был создан в те века. Впрочем, такое заключение исследователи дают исключительно исходя из сведений об отсутствии других сохранившихся письменных свидетельств той эпохи. Ее и назвали «Темным временем» потому, что ни особенных археологических, ни других находок, датированных этим периодом, не обнаружено.
Считается, что в 10-8 вв. до н.э. в полный упадок пришла торговля, письменность и даже общественная жизнь греков. Они вели много войн и развивали только те ремесла, которые были полезны в ведении сражений. Так, процветало дело гончаров, металлообработка, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность. А скульптура и живопись выходили на второй план, а то и вовсе не развивались.
Археологи и другие исследователи Древней Греции нашли причины такого поворота событий. Дорийцы, населявшие в те времена греческие земли, занимались грабежами соседних государств. Процветало пиратство. Именно такой образ жизни эти древние люди считали правильным, относя его к основам доблести и мужества. Ни финикийцы, ни египтяне больше не посещали греков с целями торговли. К концу же дорийского периода торговые связи постепенно начали налаживаться. Но более быстрыми темпами шла внутренняя торговля.

Общественный строй «темного периода»

У дорийцев все начиналось с родоплеменных связей. Сословий или классов пока не возникло. Тем не менее, первобытным обществом тогдашних греков назвать было нельзя. Постепенно начали образовываться полисы. В городах-государствах сформировался уникальный общественно-экономический и политический строй. В собственности у представителей народа или общины не могла находиться земля. Наделы были общими. Власть держалась на основах военной демократии.

Дорийцы чтили своих родителей и относились уважительно ко всем старикам. Семья занимала огромное место в жизни каждого из людей. В произведениях Гомера все плохие сыновья наказывались справедливыми богинями, которые проклинали их на несколько поколений. Жену уважали. Она занимала наиболее почетное место в доме. Жених «выкупал» свою невесту у ее отца, чтобы создать впредь свой очаг. Многоженства у греков не было никогда. Жена в любой ситуации должна была строго хранить верность своему мужу. В поэмах Гомера женщины – Елена, Пенелопа Навсика – олицетворяли добродетель. Они представлены как самые прекрасные создания в мире.

Женщину назвали «госпожой дома». Она не только вела домашние дела, но и принимала гостей, становилась участницей совещаний и важных собраний. Голос жены в доме имел большой вес, и зачастую ее слово становилось решающим.

Большинство греков-мужей имели связи на стороне. Это считалось не зазорным, особенно, если они пребывали в путешествиях. Но женитьба во второй раз не приветствовалась.

Дома, в которых жили дорийцы, были не маленькими. Они состояли из большого количества комнат, спален, хранилищ для оружия. Имелся даже зал с колоннами. Это было главное помещение дома. В нем семья собиралась, чтобы обсудить проблемы, решить дела.

Людей, живших в браке, Гомер изображал весьма счастливыми и искренне любящими друг друга. Женщин, которых уличили в измене, наказывали довольно строго. Женскую измену осуждали все без исключения.

Дети у мужчин рождались не только от их жен, но и от наложниц – рабынь. Все чада воспитывались на равных, жили вместе и имели часть капитала отца после его смерти. Дети рабынь, которые были рождены от свободных мужчин, получали свободу, но наследства им давали меньше, чем остальным, законным потомкам.

Общественная жизнь Древних греков, живших в 10-8 вв. до н.э., была насыщена всевозможными стычками, грабежами и даже убийствами. Этому виной несовершенный общественный строй. Люди искренне ненавидели друг друга даже за самые безобидные деяния. Они выливали свой гнев как могли. Часто дело доходило до кровопролития. Понятий о праве, чести, милосердии, нравственных устоях, прощении практически не было.

На переднем плане – военное дело, завоевания, пленение, грабежи чужестранцев. Наибольшим уважением пользовался самый храбрый воин, который привез на Родину богатую добычу. Ни один из мужчин не должен был уклоняться от возможности повоевать и поучаствовать в военных походах.

Поэмы Гомера насыщены свидетельствами о дружелюбных отношениях между правителем и воинами, которые отстаивают честь государства. Они были почетными гостями на всех пирах. На таких гуляниях много пели, танцевали и прославляли полководцев. Это значительно поднимало дух и давало моральные силы для новых походов.

Ученые проанализировали археологию того периода

Культурные памятники того времени не сохранились. Гибель цивилизации Микен сильно пошатнула каноны греческой культуры. Она перестала развиваться. Дорийские племена, которые вторглись с севера, стерли с лица земли все важные и крупные архитектурные памятники. Погибли дворцы, сооружения, статуи. Остались только кладбища. Ученые смогли провести раскопки и выявили, что в тот период сильно сократилась численность населения. Кто-то погиб от рук чужестранцев, другие спаслись бегством, и переселились на другие территории.

Гробницы бедны. Они возведены из древесины. Реже – из кирпича. Предметы быта тогда модно было создавать в геометрическом стиле. Ему подчинялись формы, орнаменты на горшках, вазах, амфорах. Но к концу эпохи Гомера рисунки стали намного сложнее. Что свидетельствует о постепенном возрождении и развитии древнегреческой культуры.