Сравнительная характеристика остапа и андрия коротко.  Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь не только изображает жизнь украинского казачества, но и показывает душу этого народа, особенности формирования их национального самосознания в семнадцатом веке. На примере Остапа и Андрея автор характеризует жизнь и судьбу молодого поколения. Оба они сыны славного полководца Тараса Бульбы. Остапа и Андрия в повести дает возможность понять, насколько разными могут вырасти люди, воспитанные в одной семье.


Как проявлялись характеры братьев во время учебы?

Итак, Тарас Бульба (Гоголь отмечает это) гордится своими сыновьями. Они сильные, смелые, статные - настоящие казаки.
Характеры Остапа и Андрея прорисовываются во время обучения в бурсе. Остап - открытый, бесхитростный, прямодушный, готов нести наказания за шалости и проступки, но никогда не предает товарищей. Андрей обладает способностью выйти сухим из воды, хотя частенько верховодит проказами бурсаков. Он кажется нам в начале повести более чутким, утонченным, интересным, человечным, чем его старший брат, который не замечает прекрасных девушек и цветущих садов. Остап думает только о гулянках с друзьями и казачьих военных походах.

Отношения братьев с родителями

Сравнительная и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.

Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.

Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий.

Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.

Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба», конечно, невозможна без рассмотрения эпизодов прощания отца с сыновьями.

Андрий предает отчизну из-за любви к красивой полячке и вступает в сражение против своих земляков, против отца и брата. Тарас Бульба, не колеблясь, убивает его собственной рукой, ведь только так, по его мнению, можно избежать позора. Он не прощает предательства. Тарас бросает мертвого Андрия, как врага, не похоронив.
К преданному отчизне Остапу отец из последних сил пробирается в Варшаву и готов отдать за его освобождение любые деньги. Когда же становится понятно, что ничего нельзя сделать, он отправляется на место казни любимого сына. Даже в последние минуты жизни Остапа Тарас видит перед собой стойкого командира, который подает пример товарищам.

Отношение Гоголя к братьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея обязательно должна включать

авторскую оценку персонажей. Николай Васильевич Гоголь полностью разделяет уважение и бесконечную любовь главного героя к сыну. Андрей, по мнению автора, не стоит внимания, поэтому о нем он забывает после его уважает Остапа за сильный характер, за его способность любить и почитать родителей, земляков, отечество.

Чужие среди своих

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.

Оба брата - смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.

Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке.

Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки - народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.

Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.

Трагедия в жизни Тараса Бульбы

Тарас Бульба - смелый и отважный атаман. Он живет своим отечеством, бесконечно предан родине.

Трагедия главного героя в том, что он потерял обоих сыновей. Остап погиб за отечество, Андрей пострадал за любовь к женщине и принял смерть от руки отца. Не может быть, чтобы в глубине души отец не скорбел по младшему сыну, но он заглушил в себе подавил его.

После смерти Остапа жизнь Тараса Бульбы фактически заканчивается. Он справляет «кровавые поминки» по старшему сыну. Тарас беспощаден к врагам. Он живет одной мыслью - отомстить.

Смерть Тараса Бульбы наступает нелепо. Он возвращается на поле боя за потерянной люлькой, которая считалась своеобразной душой казака. Существовала примета, что, потеряв ее, можно было заболеть или умереть. Но по иронии судьбы (как знать, быть может, атаман забыл ее не случайно) главного героя схватили именно во время поисков люльки. Сгорая заживо, Тарас Бульба призывал соотечественников вернуться и хорошо погулять. Трагическая смерть объединила отца и таких непохожих друг на друга сыновей.

СОЧИНЕНИЕ: Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Остап и Андрий-одни из главных героев произведения, написанного Николаем Васильевичем Гоголем, «Тарас Бульба». Остап-старший сын Тараса Бульбы, Андрий-младший. Они казаки. В начале произведения они вернулись домой к отцу и матери из духовного училища(бурсы). Гоголь пишет:»Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Несмотря на тот факт, что Остап и Андрий-родные братья, в их характерах периодически встречаются значительные различия.

Андрий склонен к показной роскоши, в то время как Остап прост во всем, что касается быта.Также Андрий уверен в том, что на свете важнее личные желания и стремления, а Остап высоко ценит чувство товарищества, талантлив, зрел, мудр, безгранично любит родину. Андрий скрытен, но он уважает отца. Остап же честен, искреннен в проявлении своих чувств, прямодушен, добр. В бою Андрий азартен, безрассуден, храбр. Остап хладнокровен, уверен в себе, умеет вести за собой. Андрий готов подчиниться воде отца, а Остап обращается к отцу за моральной поддержкой.

Несмотря на различия в характере, и жизнь Остапа, и жизнь Андрия
заканчивается трагически. Тарас Бульба убивает Андрия, своего младшего сына, за предательство, а Остап, его старший сын, погибает как истинный казак в результате казни.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

3.2 (64.44%) 9 votes

На этой странице искали:

  • сравнительная характеристика Остапа и Андрия
  • написать сравнительную характеристику остапа и андрия по плану как сочинение
  • сочинение сравнение характеристка произведе6живопись и литнратурного текста
  • сравнительная характеристика остапа и андрия краткое сочинение

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

Встреча семейства Бульбы

Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

Личность юного Остапа

Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

Cherchez la femme

Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

Ученье в бою

Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

Разум и страсть

Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Предательство Андрия

Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

Смерть сыновей

Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных произведений Н. В. Гоголя. Оно было задумано как крупномасштабная историческая картина, отображающая противостояние запорожского казачества и польской шляхты. Центральными персонажами повести стали один из руководителей казачьего движения Тарас Бульба и двое его сыновей: Остап и Андрий.

Определение

Остап – литературный персонаж повести «Тарас Бульба», старший сын казачьего атамана, разделивший с отцом и возглавляемым им войском сложную судьбу борцов против польского порабощения.

Андрий – младший сын Тараса Бульбы, который из-за любви к женщине предал дело отца и перешел на сторону врага. За предательство Андрий поплатился жизнью.

Сравнение

Эти персонажи не были задуманы Н. В. Гоголем как антагонисты. Их детство прошло под нежной материнской опекой. Привязанность к матери Андрий сохранил на всю жизнь.

В подростковом возрасте оба сына Тараса Бульбы поступили на обучение в семинарию. В это время стало отчетливо проявляться различие в чертах их характеров.

Андрий обладал веселым нравом, легко сходился с товарищами по учебе, так же легко усваивал премудрости науки, с удовольствием участвовал в потасовках и всегда выходил сухим из воды.

Остап был замкнут, молчалив, с трудом, но упорно учился, сторонился товарищей, часто бывал объектом их грубоватых шуток, но умел постоять за себя.

После окончания учебы сыновья, по решению Тараса Бульбы, отправились в Запорожскую Сечь. Им была уготована суровая школа жизни. Остап унаследовал отцовскую твердость, приверженность православной вере и долгу перед Отечеством. Он достойно сносил тяготы военных походов и в бою проявлял небывалую ловкость, стойкость и отвагу.

Убеждения Андрия оказались не настолько твердыми. Влюбившись в дочь польского вельможи, он сложил к ее ногам казацкое оружие, отступился от веры, предал отца и стал сражаться с казаками на стороне врага.

Отступничество Андрия старый Тарас переживал как глубокую личную драму. Он собственноручно казнил попавшего в плен Андрия, не сумев простить ему измену казачьей присяге.

Выводы сайт

  1. Остап – старший сын Тараса Бульбы, его последователь, преемник казацких традиций.
  2. Андрий – страстная романтическая натура. Он оказался способным ради любви к женщине отказаться от славы, чести и Отечества.
  3. Твердость характера Остапа проявлялась с ранних лет. Подтверждение тому – упорство, с которым он преодолевал сложности учебы.
  4. Андрий с юности легче относился к житейским сложностям, был нежнее с матерью и умел мечтать не только о казацких походах.
  5. Остап и Андрий по-разному понимали чувство долга. По замыслу автора, каждый из них заплатил судьбе особую дань, имевшую цену жизни.