Степени сравнения прилагательных в русском языке. Виды и особенности

Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных

Тип урока: урок первичного усвоения и закрепления нового материала

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия степени сравнения имён прилагательных;

Создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепления понятия степени сравнения имён прилагательных и умения находить степени сравнения имён прилагательных в тексте;

Воспитывать любовь к русскому слову.

Оборудование: доска, разноуровневые карточки, мультимедийная установка с экраном.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть и с удовольствием проведу с вами урок.

Вначале давайте проведём блиц-опрос по изученной ранее теме.

Блиц

  1. В каком слове пропущена буква Е?

В син…м море, в зелён…х лесах, с окружающ…м миром, прост…й историей.

  1. В каком слове пишется О?

Горяч…го, похож…й, больш…й, скрипуч…й.

  1. В каком слове Ь НЕ пишется?

Рож…, доч…, жгуч…, дич…

2. Актуализация знаний учащихся

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте.

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.

Вы согласны с этим утверждением?

А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)

Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).

А на что указывает прилагательное с ильнее ? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

А форма сильнее всех ? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

Молодцы. Тема нашего урока так и называется – Степени сравнения имён прилагательных. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и тему урока. Формы сильнее, сильнее всех являются степенями сравнения прилагательного сильный.

В течение урока вы ответите на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?»

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Находить в тексте, узнать, как образуются, какие формы существуют, чем являются в предложении.)

Давайте сразу и определим, чем являются в предложении прилагательные? (Сказуемым.)

3.Этап усвоения новых знаний

Итак, существует 2 степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная. На этом уроке мы подробно рассмотрим сравнительную степень прилагательных. Она имеет две формы – простую и сложную. Сейчас вы поработаете исследователями. Откройте учебник на странице … и выполните по вариантам задания: 1 вариант выписывает образование простой сравнительной степени, 2 вариант – образование составной сравнительной степени. Не забывайте о примерах. Материал заносите в предложенные таблицы, которые лежат у вас на столах.

Давайте проверим, что у вас получилось (высвечивается на экране)

Образование сравнительной степени прилагательных

Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший . Такие формы называются супплетивные.

На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы)

Давайте устно образуем от них простую и составную сравнительную степень.

4.Динамическая пауза

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

5.Этап первичной проверки понимания изученного

Сейчас переходим к следующему этапу – проверке понимания изученного.

3 ряд работает по парам: впишите в бланки по 2 прилагательных, обменяйтесь ими и образуйте от них степени сравнения, затем проверьте работу товарища и поставьте отметку.

4 человека готовят задания для закрепления изученного материала.

Остальные составляют предложения с формами сравнительной степени от прилагательных: счастливый, твёрдый, богатый, сладкий.

Проверка.

6. Этап закрепления новых знаний и способов действия

Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Группа ваших одноклассников подготовила для вас тест, сгруппировав слова и подобрав задания для них. Попробуйте справиться с ним.

Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

7. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание вам предстоит творческое: у вас на столах лежат листочки со словами, попробуйте написать сочинение-миниатюру на тему: «Для чего нужно изучать родной язык?» Но прежде давайте прочитаем эти слова орфоэпически правильно: красивее, свободнее, спокойнее, удобнее.

8. Подведение итогов

Сегодня вы замечательно поработали, готовы ответить на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?» (Для того, чтобы сравнивать предметы, выделять некоторые из них.)

9. Рефлексия

Выразите, пожалуйста, своё отношение к сегодняшнему уроку. Перед вами листочки.

Урок (3 прил.)

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» (2 глагола)

Я на уроке (СС // П)

Спасибо за урок, до свидания.


Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка («более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение 1 )
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

2. Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ…-- Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
Домашнее задание.

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иван-то вас...:
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

    Сравнительной

    Превосходной

В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

Сравнительная степень

Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

Превосходная степень

Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

Урок русского языка в 6 классе

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять превосходную степень имен прилагательных. Образование превосходной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени .

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика :

Пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты :

Предметные :

Знать способы образования превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить прилагательные в превосходной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи.

Метапредметные :

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Проверка домашнего задания

Личностные результаты :

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Щадящий опрос по теме «Имя прилагательное»

(Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.)

Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.

2) Запишите тему урока

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень »

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя : Разбираемся с темой урока.

(обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми)

Определите степень сравнения и форму прилагательных, записанных на доске:

1.самый большой

2.высочайший

3.белее

4.более красивый

5.самый труднейший

- у каких прилагательных вам было сложно определить степень сравнения? Почему?

-какие будут предположения?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель : Определите цели урока.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

    Как образуется превосходная степень?

2. Чем эта степень отличается от сравнительной? В чем они похожи?

3. Употребление превосходной степени в речи и текстах.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.57, стр. 14, выводы

Какие степени сравнения есть у прилагательных?

От какого слова произошло данное слово? (способ «Имя-значение»)

Чем прилагательные в превосходной степени отличаются и в чем похожи на прилагательные в сравнительной степени?

Совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

2) Способ образования превосходной степени

стр.14-15 учебника:

Какие формы есть у превосходной степени прилагательных? (простая и составная )

Что участвует в образовании простой формы превосходной степени? (суффиксы –ейш-, -айш-);

Как образуется составная форма превосходной степени? (прибавляется слово самый или наиболее к начальной форме прилагательного);

Обратите внимание, как изменяется в данной форме второе слово (по родам, падежам и числам)

Как различить простую и составную форму превосходной степени? (в простой изменения происходят в самом слове, добавляется суффикс, а в составной + слова самый, наиболее к прил.)

    Составление кластера или схемы

Познавательные УУД :1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Отложенное решение задачи.

-Ребята, давайте вернемся к началу урока и решим задачу: какие же степени сравнения и формы были у данных прилагательных:

1 .самый большой(прев., составн.)

2.высочайший (прев., простая)

3.белее(сравнит, простая)

4.более красивый (сравнит., составная)

5.самый труднейший

-почему сложно определить у последнего прилагательного? В чем проблема?

Важно! Так говорить нельзя!

(В данном случае допущена грамматическая ошибка: смешение составной и простой формы сравнительной степени прилагательного. Такие ошибки- не редкость в речи людей, в том числе по ТВ)

-Как исправить данное прилагательное?

(либо - самый трудный, либо- труднейший)

2. Синтаксический разбор предложения из упр.338 (1 чел. у доски)

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались известнейшие мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов.

- объяснить изученные орфограммы;

Расставить и объяснить знаки препинания;

Составить схему предложения;

Каким членом предложения является слово известнейшие ?

В какой форме употреблено данное прилагательное? (простая форма превосходной степени);

Каким членом предложения является?

1 чел. производит морфемный разбор слов мореплаватели, путешественники .

Чем похожи данные слова?

Как они образованы?

2. упр.337 (2 чел. к доске)

-1 чел. образовывает прилагательные в простой форме превосходной степени ,

2 чел. образовывает прилагательные в составной форме превосходной степени .

3.Работа по развитию речи.

Упр.339. (комментированное выполнение)

4.Самостоятельная работа.

Определить степень сравнения и форму у следующих прилагательных :

    Наиболее кратчайший (ошибка)

2.Более красивый

3.Самый веселый

4.Ярчайший

5.Больше

5.Сравнение с эталоном. Работа в парах. Выставление оценок (комментированное)

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.57, выучить кластер, упр.339 закончить или сочинить рассказ из 5-6 предложений, используя слова из рамочек на стр.15 (по выбору)