Традиционные методики в развитии фонематических процессов. Закономерности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста

– нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж . Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога : развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Татьяна Ботвиньева
Этапы формирования фонематических процессов в обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе , залог успешного освоения грамоты и чтения . Письменная речь формируется на основе устной , и дети с тяжелыми нарушениями речи , характеризующиеся недостаточной сформированностью фонематических процессов , являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия .

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте .

Уточним, что же включают в себя фонематические процессы . Фонематические процессы включают в себя :

- фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи , фонем . Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие .

- фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем , независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. В структуре фонематического восприятия выделяют фонематический анализ и синтез . Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем , установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

- фонематические представления - звуковые образы фонем , воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка .

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина» , «Угадайка» , «Высоко – низко» , «Тихо-громко» , «Нарисуй звук» , «В гору, с горки» , «Аленушка-ревушка» , «Эхо» .

2. Развитие слуховой памяти

В. Г. Казаков и Л. Л. Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей :

«Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию можно развивать память.

Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка, обеспечение её успешности – наиболее эффективный путь развития его памяти.

Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями детей .

Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения предъявляемого материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее укрепляет в памяти предыдущее.

Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала – членение его на части с выделением главного и существенного в каждой части».

Таким образом, исходя из всех выше перечисленных рекомендаций и индивидуально подобранных развивающих игр и методик, можно предложить следующие задания по развитию слуховой памяти детей данной группы : «Запомни и скажи, «Запомни и покажи» , «Повтори скороговорки»

II. Основной этап

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Данный этап подразделяется на три блока : , , Формирование навыка синтеза звуков, .

1. Обучение простым формам фонематического анализа

Игра в лото

Дети определяют наличие заданного звука в названии картинки.

Лото «Необычные цветы»

Дети выбирают изображения, названия которых начинается с заданного звука.

Лото «Какой первый звук?»

Дети находят картинку, название которой начинается с заданного звука, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

Игра «Найди картинку»

Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву. Затем они подбирают картинку, название которой начинается с того же звука.

Игра «Светофор»

Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) .

2. Обучение сложным формам фонематического анализа

Последовательность предъявления речевого материала :

Слова из двух гласных (ау, уа) ;

Односложные слова из обратного (ум, ох, ус, прямого открытого (на, му, да, закрытого слога (дом, мак, нос, лук) ;

Двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы) ;

Двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, дубок и т. д.) ;

Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т. д.)

Односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)

Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т. д.) ;

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д)

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка) ;

Трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и тд.) .

Для этого предлагается использовать следующие игры :

Игра в кубик

Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика.

Игра «Какой звук выпал из слова?»

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила) .

Игра «Ромашка»

Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога) .

Игра «Заполни дорожку»

Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определенного количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа : мак, кот, дом, лук,.

Также используются такие задания :

Подобрать слова с определенным количеством звуков.

Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.

По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа , мы не будем на них останавливаться.

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку .

Том вошел в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

3. Формирование навыка синтеза звуков

Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.

С этой целью можно использовать следующие заданиязадания :

Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа) .

Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.

Составлять слова из заданной последовательности звуков.

Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы : А__ __А, __О __А, __У __А и т. д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов : курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

- Договорить слово : поми., воног., ябло., карто… и т. д.

Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например : де-ти иг-ра-ют в са-ду.

Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений

Данный этап коррекционной работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

Предлагаются следующие задания.

Придумать слово с 3-мя звуками.

Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах : дом, каша, лимон.

Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С

Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н

Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку.

С Г С С Г С Г С С Г С

Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.

- Игровая ситуация : мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.

- Достраивание предложений : логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т. д.

Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий , закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т. е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки.

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель –воспитатели, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения .

В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л.С.Выготский ввел понятия "фонема": доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков .

Фонема - это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что "всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи". Основной закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи.

«Фонематические процессы» включают в себя такие понятия как:

  • -фонематический слух
  • -фонематическое восприятие
  • -фонематический анализ и синтез
  • - фонематические представления

«Фонематический слух» - это способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

  • - способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • - способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • - способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д.Б.Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» - «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию,

которое включает в себя 3 операции:

  • - умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • - осознание или подсчет количества звуков в слове;
  • -умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия «фонематический анализ» - мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова - слоги - звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Кроме этого необходимо отметить роль Н.Х. Швачкина, который опытным путем установил последовательность освоения детьми фонематических различений. Экспериментатор добивался того, чтобы ребенок усвоил соотнесенность звукового комплекса с предметом, а затем просил показать или дать бак, мак и т.д. Таким образом, выявлялись важные закономерности восприятия фонем.

Необходимо отметить и роль Н.И. Жинкина, который выдвинул гипотезу о том, что все фонемы хранятся в человеческой памяти упорядоченным образом и образуют так называемую "фонемную решетку" (1952г.). Эта гипотеза и сейчас подтверждается многими педагогами, психологами и лингвистами.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие "фонематического слуха" как "…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова".

Фонематическое восприятие по её мнению, это "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова - разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под «фонематическим синтезом» мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова - слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

На основе фонематического восприятия и анализа формируются «фонематические представления» о звуковом составе языка - это звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств, то есть правильное использование звуков для различения слов (результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов), в развитии которых существенную роль играют также память и внимание.

В настоящее время считается установленным, что процесс фонематического восприятия и анализа, формирование фонематических представлений происходят при совместном участии слухового и речедвигательного анализаторов.

На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятия речи, в частности фонем. Эти ученые также устанавливали и развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных этапах. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов.

Учитель-логопед первой кв. категории Макеева Марина Олеговна ГБОУ Школа №1571

Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» .

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Другими словами, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных фонем.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

В норме дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей развития артикуляционной моторики они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом дети хорошо слышат звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Ребёнок способен проводить различие между правильным и неправильным произношением, но не всегда может правильно произнести то или иное слово. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия. К этому возрасту у них должны правильно формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. У детей же с недостаточно развитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы. Для таких детей слова с такими фонемами звучат одинаково, например: точка – дочка, коса – коза, почка – бочка, лиса (животное) – леса (мн. число слова «лес» ) . Словарь ребёнка с недостаточно развитым фонематическим восприятием не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, так как многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми» . Также у детей с недостаточно развитым фонематическим восприятием нарушаются процессы формирования навыков звукового анализа и синтеза, что приводит ещё и к нарушению слоговой структуры слова, а в дальнейшем к нарушениям процессов письма и чтения. Так речь ребёнка постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

Одним из основных направлений логопедической работы с детьми дошкольного возраста является преодоление нарушений фонематических процессов.

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.

  • Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.
  • Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
  • Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
  • Четвертый этап – дифференциация слогов.
  • Пятый этап – дифференциация фонем.
  • Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.

На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы. Например, ребёнку предлагается определить, кто его «зовёт» – медведь (взрослый говорит низким голосом) или мышонок (взрослый говорит высоким голосом) .

Третий этап включает игры, которые научат ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу. Например, показать на картинке, где коса, а где коза; где каска, а где кашка.

На четвёртом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков. Например: взрослый называет звуки ([у] , [о] , [а] и т.д.) , а ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а] . Аналогично продолжается работа на материале согласных звуков.

Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) . И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.

Таким образом, при работе в данном направлении необходимо следовать принципам последовательности и «от простого к сложному» , а также предлагать ребёнку задания в игровой форме, благодаря чему повышается интерес к учебной деятельности.

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.

Игры и упражнения первого и второго этапов.

  1. Игра «Угадай, что звучит» . Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы) , затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
  2. Игра «Отгадай музыкальный инструмент» . Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
  3. Игра «Транспорт» . Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.) , и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
  4. Игра «Погремушки» . Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза) , издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная) .
  5. Игра «Отгадай звучащую игрушку» . Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.) . Игра проводится аналогично предыдущей.
  6. Игра «Баночки» . В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» ) необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.) . Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
  7. Игра «Что это за зверь?» . Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.) , пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
  8. Игра «Кто тебя позвал?» . Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса» : у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
  9. Игра «Лесенка» . Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик) . Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля» ) то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.
  10. вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.
  11. вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.
  12. Игра «Тихо-громко» .
  13. вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза) .
  14. вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал фразу (слово) .

Игры и упражнения третьего и четвертого этапов.

  1. Игра «Покажи» . Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка.
  2. Игра «Закончи предложение» . На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса) » , «На лугу пасётся … (коза) » .
  3. Игра «Назови» . Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
  4. Игра «Найди ошибку» .
  5. вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка» . Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры) , услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант.
  6. вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса» ) ; «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку» ) .
  7. Игра «Шаг вперед» . Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза» , взрослый называет слова: коса, каша, коза.
  8. Игра «Правильно-неправильно» . Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком) , услышав правильный вариант. Например: «масына» , «масина» , «мафына» , «махына» , «машина» .
  9. Игра «Гномы» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
  10. Игра «Хлопай, не зевай» . Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
  11. Игра «Попугайчики» . Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
  12. Игра «Будь внимательным» . Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би» ) , а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи» ) . Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

Игры и упражнения пятого и шестого этапов.

  1. Игра «Поймай звук» . Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  2. Игра «Флажок» . Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно использовать флажок красного цвета. Если ребёнку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук – флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета.
  3. Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?» . Взрослый называет слова (слоги) , ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком) , услышав заданный звук в слове.
  4. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?» . Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а] , лук – [у] , дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.
  5. Игра «Назови слова с заданным звуком» . Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов) , ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.
  6. Игра «Выбери подходящие картинки» . Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
  7. Игра «Разложи картинки» . Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л", п" – б" и т.д.) . Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с] , в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з] .
  8. Игра «Назови первый (последний) звук в слове» . Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.
  9. Игра «Паровозик» . Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м] , [с] ) , позже – других согласных.
  10. Игра «Где спрятался звук?» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.
  11. Игра «Найди слово» . На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.
  12. Упражнение «Составь схему слога (слова) » (звуковой анализ слога (слова) ). Ребёнку предлагается составить звуковую схему слога (слова) , дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап) , затем проводится анализ прямых слогов (па) , затем слов из трёх звуков (мак, сок) , из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама) , и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.) .
  13. Игра «Назови звуки» . Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.
  14. Игра «Подбери слово» . Ребёнку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.
  15. Игра «Хлопаем» . Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове.
  16. Игра «Посмотри вокруг» . Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
  17. Игра «Я знаю три слова» . Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д) , ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.
  18. Игра «Бусинки» . Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки) : каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.) .
  19. Игра «Цепочка» . Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово) , либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку) .
  20. Упражнение «Собери слово из слогов» . Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

  1. Становление детского ;
  2. Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;

Так у детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Случается, что ребенок говорить без дефектов, а на слух не различают большое число звуков из разных групп.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают сложности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога; при повторении за логопедом слогов с парными звуками; при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук; при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Свойственны для детей с фонематическим недоразвитием и грамматические ошибки в речи: неправильное употребление окончаний слов, приставок в однокоренных словах, общих суффиксах, предлогах, словах сложной слоговой структуры и др.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Формирование звукового анализа и синтеза включает :

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

6.Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа «сом» и двухсложных типа «зубы» с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов. Чтение, письмо.

Очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.