Тверской бульвар.

Бульварное кольцо было основано на месте стены Белого города, которая была окончательно разрушена к 1780 году. Последняя капитальная реконструкция кольца проводилась после Великой Отечественной войны, в 1947 году: были высажены кустарники и деревья, установлены скамьи и чугунная ограда.

Тверской является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность составляет 872 метра. Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот, от которой ведется нумерация домов, и доходит до Пушкинской площади. Слева с бульвара можно выйти на Большую Бронную улицу, Богословский и Сытинский переулки. Структура Тверского бульвара следующая: он состоит из двух аллей - главной и боковой тенистой.

История Тверского бульвара очень длинная и довольно неоднозначная. Первое его название было просто Бульвар, официальной датой основания считается 1796 год. Потом бульвар нарекли Тверским по названию улицы, которая к нему примыкает. Строительство бульвара было перспективным делом, его даже внесли в Прожектированный план Москвы 1775 года. Стену Белого города, на месте которой и был впоследствии заложен бульвар, снесли еще в 1782, а бульвар проложили летом 1796 года. Во главе строительных работ стоял архитектор С. Карин, занимавшийся и проектом, и непосредственно строительными работами. Первыми деревьями, высаженными на Тверском бульваре, стали березы, к сожалению, они не прижились, поэтому пришлось высадить липы. Потом на Тверском бульваре появились еще и клёны, вязы, дубы, ясень пенсильванский, хвойные породы, в том числе ель колючая голубая и туя. В скором времени Тверской бульвар стал одним из любимейших мест прогулок представителей московского дворянства. Здесь было большое число развлечений: работали фонтаны, были установлены мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи. В часы променада все проезды по бульвару, даже Страстная площадь, заставлялись экипажами гуляющей публики.

Ведущим стилем архитектуры Тверского бульвара на тот момент был классицизм. Необходимо отметить, что репрезентативный характер застройки во многом сохранился до настоящего времени. Тверской бульвар неоднократно воспевался и в прозе, и в стихах. Одним из таких сатириков-поэтов был князь Волконский, которого даже арестовали на месяц за его так называемые бульварные стихи. Кроме того, Тверской бульвар упоминается в стихах А.С. Пушкина , романах Л.Н. Толстого, рассказах А.П. Чехова, книгах других писателей.

Пожар, поразивший Москву в 1812 году, не прошел бесследно и для Тверского бульвара. Большинство построек по обеим его сторонам было уничтожено. Французские солдаты, вырубив все зеленые насаждения на бульваре, сделали его местом своей дислокации, разбив здесь лагерь. Постепенно бульвар восстановили, дополнительно высадили еще деревья, установили скамьи, поставили мостики и фонтаны.

В конце 1880 года на деньги, собранные по подписке, на Тверском бульваре появился памятник А.С. Пушкину. На открытии памятника произносили речи Достоевский и Тургенев, а подножие монумента было буквально засыпано лавровыми венками. Впоследствии памятник перенесли на Пушкинскую площадь. В николаевскую эпоху на бульваре были посажены шелковичные деревья, поздно дающие листву. Николай I, гулявший по Тверскому бульвару, обратил внимание на торчавшие палки, какими выглядели шелковичные деревья. На подобную реакцию императора быстро отреагировали, очистив бульвар от шелковичных деревьев.

В 80-х годах 19 века по Тверскому бульвару проложили линию конки, которую потом заменил трамвай. Что касается архитектуры конца 19 века, то в это время бульвар продолжает активно застраиваться, здесь появляются доходные дома, выполненные в стиле эклектики и модерн. Много претерпел Тверской бульвар и во время ожесточенных боев 1917 года. Столкновение между большевиками и юнкерами привело к многочисленным разрушениям. В конце бульвара сгорел дом, на месте которого в 1923 году установили памятник К.А. Тимирязеву.

Начало 20 века было ознаменовано тем, что на Тверском бульваре проводились книжные базары, которые стали доброй традицией. Архитектор В.И. Долганов стал инициатором реконструкции Тверского бульвара, которая состоялась 1946 году. Тогда были высажены молодые саженцы, появились новые скамейки. Гордостью бульвара стала чугунная ограда, созданная по проекту архитектора Г.И. Луцкого. В 1976 году на Тверском бульваре появился сквер, его разбили на месте целого квартала домов, который был снесен. Именно здесь у сквера на Тверском бульваре был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.

Тверской бульвар находится в центральном округе Москвы между и .

Ближайшее метро Тверская, Пушкинская, Чеховская. Недалеко и от м. Арбатская.

Турандот (Тверской бульвар, 26, стр. 3, turandot-palace.ru)

Бульвар был проложен в 1796 году на месте стен Белого города, снесенных в 1782 году. Сначала он назывался просто "Бульвар", так как был единственным в Москве. Но вскоре после создания его переименовали в Тверской бульвар, по названию Тверской улицы, к которой он примыкал.

Примечательное

Нечетная сторона:

Дом 1

Шестиэтажный дом с двухэтажным мезонином построен в 1949 году для военнослужащих по проекту архитекторов К. Д. Кисловой и Н. Н. Селиванова. Первые два этажа облицованы рустикой. На первом этажа расположен ювелирный магазин.

Дом 3

Жилой дом (Сталинка). Здесь жил советский военачальник Д. С. Сухоруков.

Дом 7/2

Доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского Университета» (1882, архитекторы В. П. Загорский, Н. Д. Струков, И. И. Поздеев). В доме жил поэт Василий Наседкин, у которого часто бывал поэт (1895 - 1925).

Дом 9

Доходный дом И. М. Коровина (1906, архитектор И. Г. Кондратенко). Здесь жил авиаконструктор Вадим Шавров.

Дом 11 строение 1

Дом-музей М. Н. Ермоловой. Актриса жила здесь с 1899 года вплоть до своей кончины в 1928 году. В этом доме актрису навещали В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, А. П. Ленский, А. И. Южин и другие выдающиеся актёры и театральные деятели. В последние годы Ермолова тяжело болела, её угнетали пасмурные дни. Чтобы их скрасить, в окна комнаты были вставлены розовые стёкла, сохранившиеся до сих пор. В 1875 году изменение фасада и пристройку флигеля осуществил архитектор К. Н. Чичагов. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Дом 17, стр. 1, 2, 7

Доходный дом с хозяйственными постройками (1879, архитектор С. С. Эйбушиц).

Дом 17, стр. 4

Главный дом городской усадьбы Плахово, Осташевских, Л. С. Полякова (кон. XVII в., 1760-е гг., XIX в.).

Дом 19

Доходный дом (1870-е, архитектор А. А. Мартынов. В этом доме с конца 1880-х годов жил выдающийся русский хирург Н. В. Склифосовский.

Дом 23/16

Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина (с 1950 года), сайт: teatrpushkin.ru .

В 1914 году в этом здании открылся Камерный театр А. Я. Таирова. Здание было перестроено под размещение театра архитектором П. П. Киселёвым. Позднее здание театра вновь реконструировано: в 1931 году по проекту архитектора К. С. Мельникова был выстроен новый зал; в это же время по проекту В. А. и Г. А. Стенбергов был выполнен фасад здания.

Само здание представляет собой бывшую городскую усадьбу XVII—XX веков. В 1802 году принадлежала И. Ф. Дмитриеву-Мамонову, затем — П. А. Кологривову, Вырубовым, братьям Паршиным.

Дом 25 (Усадьба Яковлева А.А. (XVIII-XIX вв.)

Ранее здесь находился дом Кологривовых, приобретённый в 1819 году для московского обер-полицмейстера, затем (в середине XIX века) перешедший в собственность полиции (позже - градоначальника). В этом доме во время приёма был убит московский градоначальник П. П. Шувалов.

Дом 24

Жилой дом (нач. XIX в., архитектор О. Бове).

Дом 26

Здание ресторана «Турандот» (открыт в январе 2006 года), архитектор П. Ю. Андреев.

Располагается на месте северной части городской усадьбы одного из фаворитов императрицы Екатерины II И. Н. Римского-Корсакова, постройки середины XVIII века.

От усадебного комплекса остались лишь фасады.

Дом 28/17

Жилой дом (1939-1941, архитектор А. Г. Мордвинов).

Памятники

Памятник Тимирязеву

Скульптура русского учёного-естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева расположена у площади Никитские Ворота. Памятник установлен в 1923 году. Авторы монумента - скульптор С. Д. Меркуров и архитектор Д. П. Осипов. На постаменте памятника высечено: "К.А. Тимирязеву Борцу и мыслителю".

Дуб расположен напротив дома № 14с1.

Поэт часто бывал на Тверском бульваре. На месте дома 22 (ныне МХАТ им. М. Горького) стояла усадьба Кологривовых, где в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля поэт впервые встретил Наталью Гончарову.

Дуб существует с 1814 года.

У дуба установлена табличка: «Дуб черешчатый. Quercus robur L. Возраст 200 лет».

Изображения

Тверской бульвар в Москве, начало 20 века, Серегин М.П. (Тверская областная картинная галерея)

Примечания

1) Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

В литературе

- гостиницы Москвы

Сколько поколений назначали свидания «у Пампуша (памятника Пушкину) на Твербуле»! Он не просто любимое место встреч и прогулок, он часть истории - города и страны.

Официальный статус «гульбища» Тверской получил в 1796 году - чтобы, по указу Екатерины Второй, «по примеру чужест-ранных земель иметь место в средине города для общественного удовольствия, где бы жители оного могли, не отдаляясь от своих домов, употреб-лять прогуливание».

Тверской бульвар, начало XX века.

Верста свободы

872 м - почти верста - длина Тверского. «Моя первая пространственная мера, та самая вечная пушкинская верста», - называла бульвар своего дет-ства Марина Цветаева. Сюда её с сестрой водили гулять, как и многих российских будущих знаменитостей - Грибоедова, Батюшкова, Герцена да того же самого Пушкина! А уж когда в 1880-м открыли памятник, впервые в истории созданный на народные средства, ему, гению и москвичу по рождению, бульвар стал от поэта не-отделим. «На Тверском бульваре очень к вам привыкли», - писал в «Юбилейном» Владимир Маяковский, призывавший при этом снести Страстной монастырь. В 1930-е он и был снесён, а памятник перенесён через улицу (идеи о его возвращении «на место» и о воссоздании Страстного живы и по сей день).

Бульвар был обустроен на месте части крепостной стены и вала Белого города. Ново-введение очень быстро прижилось и полюбилось и жителям, и гостям. И совсем забылось, что вплоть до 1795 г. в тех местах «нехорошо было ни ходить, ни ездить, местами грязь до колена». Там привязывали пастись коров, коз и овец, и иные, из местных, возмущались: «Выдумали гулять по топям, округ Козьего болота!» О нём напоминают теперь лишь ближние Козихинские переулки...

Изначально Тверской был местом аристократическим - особенно ко времени своего расцвета, к 1820-м гг. Липы, куртины с цветами, два искусст-венных водоёма, фонтаны, беседка и мостки, статуи, уютная «арабская» кондитерская-кофейня посередине... Ежедневно к полудню на бульваре собиралась лучшая публика. Здесь в разные времена гуляли Гоголь, Островский, Тютчев, Чехов, Толстой, Бунин, Лермонтов, Есенин. Бывали и Александр I, и Николай I, прогуливался легендарный герой войны 1812 г. генерал Алексей Ермолов, опальный и независимый, которому все при встрече, вспоминал писатель Николай Лесков,«кланялись, иногда в пояс, с удовольствием».

Именно здесь по объявлении войны в мае - июле 1812 г. в патриотическом порыве собирались толпы, а в июле началась запись в народное ополчение. И демонстрации, и красные флаги, и алые банты на памятнике Пушкину 1905-го, и пулемёты у его пьедестала, и страшные бои февраля и октября 1917-го - это тоже история Тверского...

Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной площади (сейчас - Пушкинской). Акварель О. Кадоля. 1827 г.

Всё смешалось…

Смешение эпох, архитектур - это тоже Тверской бульвар. Начало его - у Никитских ворот - долгое время было отмечено шумной славой студенческой пивной «Седан», в бывшем доме князя Гагарина (снесён), где собирались московские студенты, известные своим вольнодумием, нищетой, а порой и бездомностью. Гиляровский пишет, что раз такого «бомжа», ночевавшего прямо на Тверском, узрел сам обер-полицмейстер Москвы Козлов, живший в казённой квартире полицей-ского управления в д. 22 (бывшем «доме с гротом» Кологривовых. В нём Пушкин на балу впервые увидел Натали, в нём бывал Гоголь. В 1937-м на месте дома начали постройку здания Музыкального театра им. Немировича-Данченко, 30 лет стоял «недострой», пока в 1973-м не возвели здесь «новый» МХАТ, как инородное тело на пустыре) и ходивший ночами через бульвар к любовнице и обратно, и спросил: «Отчего это вы гуляете по ночам вдоль бульвара?» Студент не растерялся: «А оттого, что не всем такое счастье, чтобы гулять поперёк бульвара!»

Новый МХАТ, Тверской бульвар, д. 22

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В дни жестоких октябрьских боёв 1917 г. в доме Гагарина засели юнкера и эсеры - этот кровавый бой описан в повести «Октябрь» Яковлева. Теперь на месте руин гагаринского дома - памятник Тимирязеву.

Среди сохранившихся ампирных особнячков и многоэтажных доходных домов не затерялся на Тверском д. 11. При его реставрации были обнаружены кирпичи с клеймом «добульварного» 1773 г. Дом уцелел и в пожаре 1812 г. В 1889 г. его купил адвокат Николай Шубинский и стал жить в нём с супругой - великой актри-сой Малого театра, кумиром молодёжи, а затем и революции, народной артисткой Республики Советов Марией Ермоловой. Она прожила в нём 40 лет, здесь Валентин Серовнаписал её известный портрет в рост, в Белом зале на 2-м этаже. После революции дом актрисе передали в пожизненное владение. Около него собирались тысячи поклонников, шли шествия со знамёнами в её юбилей. В доме бывали Горький, Шаляпин, Нежданова, Немирович-Данченко, актёры Малого… После смерти актрисы в 1928 г. дом стал коммуналкой, а с 1986 г. здесь располагается Дом-музей Ермоловой.

Музей Ермоловой на Твер-ском, д. 11.

Sergey Rodovnichenko, flickr.com

А в соседнем доме № 13 жил Павел Иванович Голохвастов, дядя писателя-вольнодумца Александра Герцена (родившегося тоже на Тверском, но в доме 25). У дяди, вспоминает Герцен в «Былом и думах», хотело укрыться в 1812 г. его семей-ство вместе с ним, тогда 3 месяцев от роду. Перешли по бульвару - а дом уж горит и французские солдаты стоят биваком в саду! Даже Сашины пелёнки перерыли, изорвали - всё драгоценности искали. Тогда французы почти все здания на Тверском пожгли, деревья вырубили, а на фонарях вешали «диверсантов».

Далее слева - д. 17, яркий образец архитектуры эклектики постройки 1850-х гг. Его первая владелица, Варвара Крекшина-Пукалова, была любовницей зловещего графа Аракчеева. Дом приказала выстроить в точности как её особняк в Париже. Но в московском доме не жила, а сдавала под квартиры и различные «мероприятия» (выставки и пр.). На одной из них представлена была знаменитая картина «Княжна Тараканова» Флавицкого из Петербурга, приобрёл её сам Павел Третьяков. В -1867-1869 гг. в доме снимал помещение Артистический кружок, среди основателей его был драматург Островский. Он считал необходимым приучать актёров к нормальной жизни без излишеств, но с умеренностью в застольях, к хорошему обществу с умными беседами. Членский взнос - всего 12 рублей в год. Немудрено, что кружок стал очень популярен! На его вечерах охотно выступали многие знаменитости тех лет - от Чайковского до Фета - и, конечно, сам Островский.

Вид на дома №17 и 19 и памятник Сергею Есенину

ru.wikipedia.org

Герцен и Печерин

Чем ближе к памятнику Пушкина, тем интереснее история домов на Тверском. Дом 25, где родился Герцен, в 1933-м стал Литературным институтом с общежитиями. Знаменитый «Дом Герцена», высмеянный Маяковским («хрен цена дому Герцена») и описанный Булгаковым в «Мастере и Маргарите», в начале 1840-х приобрёл Дмитрий Николаевич С-вербеев. Комнаты он перестроил, «но подъезд, сени, лестница, перед-няя - всё осталось», по слову Герцена. Свербеев был из круга декабристов, удалён Николаем I из Москвы до 1826 г., по возвращении сюда женился на княжне Щербатовой и поселился на Тверском, где вскоре стал устраивать «литературные пятницы», приобретшие о-громную популярность. В этом салоне побывали сотни лучших умов России - от Чаадаева до Гоголя, Щепкина и Лермонтова.

«Дом Герцена», а ныне Литературный институт.

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ампирные дома 24 и 26, что напротив, были в XIX в. одним «прекрасным владением» с «великолепною фасадою на бульвар» и ансамблем строений внутри дворов. Сейчас остались от уникальных зданий лишь два фасада, остальные снесены уже в 2000-х (а ведь они пережили пожар 1812 г.). Принадлежали они Ивану Римскому-Корсакову, яркому «герою» грибоедовских времён, богачу, красавцу, дававшему умопомрачительные балы-праздники. А главное - кратковременному фавориту (всего на 16 месяцев, в 1778-1779 г.) самой императрицы Екатерины II. В свои блестящие 24 года пригожий гвардеец так полюбился императрице, что стремительно «дослужился» до генерал-адъютанта, имел богатейшие дары от неё с имениями и крепостными. «Все поэты должны воспевать его красоту», - требовала влюблённая царица. Но… застав юношу с другой, Екатерина выслала его из Петербурга в Москву, где он, официально так и не женившись никогда, жил в своё удовольствие с возлюбленной, графиней Строгановой, бросившей ради него семью.

В его владениях на Тверском в 1830-1831 гг. бывал Пушкин - интересовался Екатерининской эпохой. Любопытно, что дом 24 уже перед революцией 1917 г. принадлежал князю Феликсу Юсупову, одному из участников убийства Распутина, а дом 26 - приятелю Григория Ефимовича банкиру Рубинштейну.

У самой Тверской улицы, на месте магазина «Армения», раньше стоял красивейший храм Димитрия Солунского, снесённый в 1933-м. В этом же доме с башенкой, на углу бульвара и Тверской, располагалась на 1-м этаже квартира-мастерская Сергея Конёнкова. Её Советское правительство подарило в 1946 г. мэтру-скульп-тору, вернувшемуся на родину после двадцати с лишним лет жизни в Америке, и в ней он прожил до самой смерти в 1971 г. Теперь здесь уникальный, з-амечательный музей.

Страстная площадь. В правом нижнем углу — церковь Дмитрия Солунского. Фото 1920-х гг. с крыши дома Нирензее в Гнездниковском переулке.

ru.wikipedia.org

А напротив, где разбит газон-скверик с гранитным памятным знаком в честь революционных событий 1905 и 1917 гг., располагались прежде номера с трактиром-пивной - «Город Берлин» (так уж сложилось, что с обоих концов Тверской окаймляли пивные) . В 1835-1836 гг. там жил колоритнейший персонаж эпохи с лермонтовской фамилией Печерин - дворянин, молодой профессор-филолог Московского университета, с богатой биографией и карьерой в свои 28 лет, отучившийся в Берлине. Владимир дожидался здесь, среди полупьяных швейцарцев-гувернёров, отъезда обратно в Германию: он яростно ненавидел Россию и всё русское. «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья!» - это его стихи. Однако Европа разочаровала его, ненависть к Родине исчезла. Печерин стал католическим монахом, священником и умер спустя полвека капелланом больницы в Дублине.


Тверской бульвар на панораме Яндекса

Тверской бульвар – бульвар в Пресненском и Тверском районах Центрального административного округа Москвы. Находится между площадью Никитские ворота и Тверской улицей . Длина бульвара – 875 м.

Тверской бульвар в Москве – история, название

Тверской бульвар разбит летом 1796 г. на месте стены Белого города , разобранной на этом участке ещё в 1782 г. Назван по Тверской улице , к которой примыкает. Старейший и самый длинный бульвар в Москве. Его длина – 875 м. Является частью Бульварного кольца .

Достопримечательностью бульвара является стоящий напротив дома 14 дуб, которому свыше 200 лет. Его высота более 20 м, окружность ствола около 3 м. Дуб рос возле городского вала и был включен в ансамбль бульвара при его разбивке. Он пережил пожар 1812 г., помнит Пушкина , Грибоедова , Льва Толстого . В его коре сохранились осколки снарядов и пули октябрьских боев 1917 г.

Памятники на Тверском бульваре:

  • в 1923 г. в начале бульвара, у Никитских ворот , на месте сгоревшего во время боев 1917 г. здания, был открыт памятник учёному-естествоиспытателю К.А. Тимирязеву работы скульптора С.Д. Меркурова. Учёный изображён в мантии доктора Кембриджского университета, почётным членом которого он был избран;
  • в центральной части бульвара, напротив дома 19, в 1995 г. был открыт памятник Сергею Есенину работы скульптора А.А. Бичукова. Открытие приурочено к столетию со дня рождения поэта;
  • в конце Тверского бульвара с 1880 г., стоял памятник Пушкину работы А.М. Опекушина. В августе 1950 г. его перенесли с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь , остававшуюся с 1931 г. без памятника.

Дома на Тверском бульваре

Тверской бульвар, 9. Дом И.М. Коровина построен И.Г. Кондратенко в 1906 г. по заказу крупного домовладельца И.М. Коровина. Декоративная "волна" балконов с коваными решётками и красивых эркеров делают высокий объёмный дом удивительно соразмерным и лёгким. Шесть этажей, не считая цокольного, занимали сдававшиеся внаём роскошные квартиры. Дом и сейчас относится к разряду элитной недвижимости.

Зимой 1913-1914 гг. в квартире 9 верхнего этажа у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой-Мамоновой поселились приехавшие из Харькова младшие сёстры – Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали устраивать вечера, на которые приходили тогда ещё малоизвестные поэты-футуристы: Хлебников, Бурлюк, Маяковский , Асеев. Однажды Асеев привёл туда Бориса Пастернака . Естественно говорили не только о поэзии. Во всех сестёр поочередно был влюблен Хлебников, в Налю – Пастернак , в Марию – Бурлюк, в Оксану – Асеев. Попытки Пастернака познакомить родителей с Надеждой Синяковой встретили с их стороны "благородное негодование".

Тверской бульвар, 11. Дом-музей М.Н. Ермоловой . Дом с мезонином и флигелем слева построен в 1830-х гг. по заказу действительного статского советника Звягинцева. В 1843 г. он превратил мезонин в третий этаж и украсил центр фасада "фонарём" (выступом). В середине 1870-х гг. новый владелец – инженер-капитан Ромейко – соединил флигель с домом переходом и надстроил его третьим этажом.

Перестройки закончились после приобретения дома в 1889 г. адвокатом Н.П. Шубинским, мужем драматической актрисы М.Н. Ермоловой. После переворота 1917 г. Шубинский эмигрировал, в 1921 г. он умер. Ермоловой в 1920 г. присвоили звание Народной артистки Республики и разрешили жить в доме, который купил её муж. Милость по тем временам неслыханная. Ермолова жила в особняке до кончины в 1928 г. Её кабинет помещался на втором этаже за окнами с фиолетовыми стёклами.

С 1970 г. в особняке работает Музей-квартира М.Н. Ермоловой. В 1986 г. он превратился в Дом-музей М.Н. Ермоловой.

Тверской бульвар, 17 C1. Многоквартирный дом построен в 1879 г. по проекту С.С. Эйбушитца .

Тверской бульвар, 18. Особняк Смирнова . Особняк Петра Петровича Смирнова – директора торгового дома "П.А. Смирнов в Москве" – перестроен из усадьбы 1834 г. В 1871 г. к главному дому присоединили флигели. Современный вид дом приобрёл в результате перестроек Шехтелем в 1901-1906 и 1910-1913 гг. Отреставрирован в 2006 г. Сейчас его правое крыло занимает Московское отделение Пенсионного фонда РФ.

Тверской бульвар, 23. Камерный театр А.Я. Таирова . В основе здания неоднократно перестроенная усадьба XVII в. Последними владельцами перед переворотом 1917 г. были трое братьев Паршиных, богатых студентов-наследников. Молодой режиссёр А.Я. Таиров уговорил их перестроить особняк под театр и арендовал его для своей труппы. Новый театр, названный Камерным, открылся 12 декабря 1914 г. Соседство с церковью Иоанна Богослова чуть не оказалось роковым для театра. Духовные власти отыскали средневековый закон, запрещавший устройство "увеселительных мест" на близком расстоянии от храмов, и потребовали прекращения спектаклей. С трудом удалось добиться снятия запрета.

В 1949-1950 гг. производились аресты членов

Natalia, 18 мая 2008 (обновлено: 10 ноября 2018) Подбирая материал для статьи о Строгановых, я натолкнулась на публикацию о доме №26 на Тверском бульваре, вернее об ансамбле домов.

В 1779 году, бывший фаворит Екатерины Великой двадцатипятилетний Иван Николаевич Римский-Корсаков влюбился в красавицу графиню Екатерину Петровну Строганову. Она только что с мужем вернулась из-за границы. Иван Николаевич околдовал, очаровал ее. Она приняла любовь молодого генерал-майора и ответила ему взаимностью.
Императрица Екатерина II выслала Римского-Корсакова из Петербурга в Москву. Екатерина Петровна Строганова оставила мужа и последовала за любимым. Александр Сергеевич Строганов относился спокойно к роману жены. Он не только не препятствовал расположению своей супруги к Римскому-Корсакову, но даже наделил ее деньгами, большим имением Братцево под Москвою и домом в Москве.
Строганов А.С. приобрел для Екатерины Петровны дом у князей Друцких. Соседний дом князей Белозерских купил Иван Николаевич Римский-Корсаков.

Оба главных дома стояли торцами к нынешнему Тверскому бульвару, разбитому в 1796 году под руководством архитектора Карина. Бульвар сразу стал популярным местом для гуляния среди светского общества. Бульвар обсадили березками, которые вскоре зачахли, тогда их заменили липами. «В полдень сюда собиралось все высшее общество Москвы. Здесь можно было узнать последнюю новость, последнюю моду, повидать всех и показать себя». Даже после страшного 1812 года, когда часть лип вырубили французы на топливо, а на другой части вешали подозреваемых в поджоге домов, бульвар не заработал дурной славы и после войны вновь стал привлекать массу гуляющих.

После войны, Римский-Корсаков решил перестроить объединенные владения. Работы велись под руководством великого Осипа Бове: старые дома ломать не стали, их торцы виртуозно выделили в новых фасадах по бульвару как центры протяженной композиции.
По свидетельству современников, дом Римского-Корсакова «с большим великолепным садом, с беседками, статуями и прудами, посещался всей Москвой» и слыл одним из красивейших зданий. Литературоведы утверждают, что И. Римский-Корсаков - прототип грибоедовского Фамусова. Кто только не бывал на Тверском бульваре, 26! Считается, что Пушкин заезжал к Ивану Николаевичу, расспрашивал его о Екатерине II, а затем включил подробности, рассказанные генерал-майором, в последнюю главу "Капитанской дочки".

Римский-Корсаков почти открыто жил со Строгановой в Москве. Князь М. М. Щербатов в своих записках «О повреждении нравов в России» пишет, что Любимец Екатерины II, вообще «приумножил бесстыдство любострастия в женах», и до конца дней оставался дамским кавалером. В его доме даже жили знаменитые актрисы Каталани и Филис.

В книге же Майкова П. «Римский-Корсаков Иван Николаевич» со слов князя И. М. Долгорукова записано, что «Римский-Корсаков жил вне большого света, в уединении. Причиною тому было и то обстоятельство, что жена Римского-Корсакова лишилась движения ног и не могла владеть ими, сохранив все свои умственные способности и ту заманчивую и занимательную беседу, которою она отличалась».
Как бы там ни было, а ансамбль жилых домов отставного екатерининского любимца был украшением Тверского бульвара. Уже в начале двадцатых годов XIX века в путеводителе по Москве сказано: "Особенно отличается великолепною фасадою дом генерал-майора Римского-Корсакова».

В послереволюционные десятилетия на Тверском бульваре, 26 были коммуналки. От прежней роскоши в них мало что уцелело. В середине XX века "дом Фамусова" отреставрировали, и в 1960 году постановлением Совмина РСФСР весь ансамбль между Тверским бульваром и Гнездниковским переулком поставили на госучет, как памятник архитектуры федерального значения. В 70-х годах коммуналки расселили, а памятник передали Союзу художников, а еще через 20 лет стало понятно, что у них нет средств содержать комплекс из шести зданий. В итоге Правительство Москвы договор аренды с художниками расторгло. Встал вопрос: что делать с историческим ансамблем?



В июне 2000 года Правительство Москвы приняло решение: владения по Тверскому бульвару, 26 отреставрировать и открыть там культурный центр русской старины. 26 Июня 2001 года памятник федерального значения, был передан для реставрации, создания культурного центра и... расширения кафе «Пушкин», расположенного по соседству в доме 28. Неожиданно «реставраторам» помешали те строения, которые не решился снести когда-то Римский-Корсаков. В 2002 году рабочая группа Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Москвы при Правительстве Москвы разрешила три из шести зданий снести. А в августе 2003 года были снесены и оставшиеся здания. От всего исторического ансамбля остался один фасад по Тверскому бульвару, 26 и флигель под номером 24.


Историк, археолог, знаток древностей Алексей Сергеевич Уваров завещал «уничтожать равнодушие к отечественным древностям, дорожить родными памятниками, ценить всякий остаток старины, всякое здание, воздвигнутое нашими предкам, сохранить и защитить их от всякого разрушения».
Не выполняем мы его наказ и беспомощно смотрим, как погибает cтарая Москва.