Учитель кричит на ученика что предпринять. Может ли учитель кричать и оскорблять ученика

Сын моей знакомой последнее время приходит домой весь на взводе. Подростковый период и так дается тяжело, а тут учительница взъелась на него, постоянно срывается и кричит. Парень тоже не молчит, в итоге дело доходит до кабинета директора и вызова родителей в школу.

От затянувшегося конфликта страдают все, а в первую очередь ребенок, который забросил предмет и принципиально его не учит. Возникает вопрос: как должен вести себя педагог и имеет ли право он повышать голос на учащегося при любых обстоятельствах? Об этом более подробно.

Если поставить вопрос прямо, то ответ однозначный — нет. Преподаватель не может даже разговаривать с учеником на повышенных тонах. Это непедагогично и недопустимо. Так почему это тогда происходит?

Причины повышения голоса учителя

Часто дети становятся такими неуправляемыми, что справиться с ними проблематично, да и урок вести невозможно. Учитель не знает, как поддерживать дисциплину, и срывается на крик. Естественно, его никто не слушает, а некоторые ученики еще и начинают подтрунивать.

Уважение к педагогу и его труду практически не прививается детям на сегодняшний день. Это является недоработкой родителей.

  • Если же учитель постоянно ведет себя агрессивно, то постепенно отбивает охоту любить его предмет и учить его. Он своим поведением наносит психологическую травму ребенку.
  • Но иногда сам ребенок методично провоцирует преподавателя на скандал и целенаправленно срывает урок, чувствуя свою безнаказанность. Это может происходить по разным причинам и зависит от воспитания, семьи и прочего.
  • Есть учителя, которые общение на повышенных тонах в классе считают нормальным, так как начинали карьеру еще в советские времена, когда с указкой можно было ходить по классу и кричать, даже выгонять с криком ребенка за дверь. Такие методы в 21 веке уже не работают — изменились дети, мир и методы преподавания.

Если имеет место конфликт на почве крика учителя на детей, то родителям необходимо идти в школу и разбираться в причинах. Но и дома обязательно провести беседу с ребенком.

Если он виноват, ведет себя отвратительно, грубит, срывает уроки, то начинать необходимо не со школы, а с отпрыска. Есть причины такого поведения: нехватка внимания, любви, подростковый период и прочее.

Если же вы понимаете, что с учителем происходит что-то непонятное, то тогда нужно с ним беседовать. Если беседы не помогают, результата нет, то каждый родитель имеет право пойти к директору школы и пожаловаться.

Психологическая сторона вопроса

Нередко молодой преподаватель чувствует себя совершенно беззащитным в классе. Дети очень тонко «схватывают» эту неуверенность и неопытность и начинают этим пользоваться — насмехаться, срывать уроки, вести себя просто ужасно, иногда открыто оскорбляют педагога.

В психологии считается, что человек начинает кричать или даже повышать голос по нескольким причинам:

  1. Неуправляемое чувство страха.
  2. Неуверенность в своих силах, неспособность управлять ситуацией.

Однако учитель — такая профессия, которая требует максимальной собранности и умения управлять эмоциями. Внутренние конфликты, которые есть у каждого человека, в данном случае не должны выплескиваться на окружающих, а уж тем более на учеников.

Мало того, педагог должен быть примером и показывать, как нужно разговаривать, выглядеть. Какие нормы приличия существуют, как общаться с женщинами, что можно сказать девочке, а что нельзя говорить никому. Учитель прививает ребенку нормы общения в социуме. Он только заходит в школу — и уже на работе.

Преподаватель по праву является главным на уроке, он выбирает стиль преподавания. Формат общения в классе также должен быть под его контролем. Если этого не получается, то необходимо работать сначала над собой, искать причины, а только потом идти на преподавательскую работу.

Нужно понимать, что авторитет может быть потерян безвозвратно, если взрослый человек не может совладеть с подростками или учащимися другого возраста. Он не только не сможет обучать детей, но и отобьет у них охоту к своему предмету.

Однозначно, крик неприемлем в учебном заведении со стороны преподавательского состава. Если случаи повторяются, то нужно идти к администрации школы и разбираться в данном вопросе, писать жалобу и просить, чтобы провели переаттестацию и проверили профессиональную пригодность преподавателя.

Есть ли законы?

  1. Согласно Конституции, каждый человек не только имеет право на получение образования, но и защиту достоинства и чести. Прежде всего, ребенок — это личность, и государство его обязано защищать и оберегать, особенно пока он находится в государственном учебном заведении.
  2. Об этом необходимо сказать преподавателю на первой или последующих беседах. Возможно, что такие факты его убедят сдерживать эмоции и вести себя уравновешенно.
  3. Существует также «Закон об образовании», который запрещает педагогам обращаться с детьми в непозволительном тоне, не говоря уже о крике или оскорблениях и унижениях перед всем классом. Это антипедагогично.
  4. Если есть неопровержимые и доказанные факты, что преподаватель оскорбил учащегося, то его можно привлечь по ст. 5. 65 КоАП.
  5. Еще можно потребовать моральную компенсацию, если сказанное учителем принесло ребенку серьезные страдания и психологическую травму.
  6. К тому же в последнее время в России участились случаи, когда родители обращаются с жалобами и исками в прокуратуру, так как преподаватели не только повышают голос, но и применяют физическую силу. А это уже не административная, а уголовная ответственность.

Родителям нельзя закрывать глаза на ситуацию, если их ребенок не хочет посещать школу. Пока сын или дочь жалуются, необходимо предпринимать действия по их защите.

Если этого не делать, то ребенок начинает прогуливать и протестовать против негативного отношения своими, детскими, методами. И неважно — 10 или 16 ему лет. Мама и папа обязаны вместе с учителями обеспечить счастливое детство и достойный образовательный процесс ребенку.

Заключение

  • Учитель ни при каких обстоятельствах не имеет права повышать тон и кричать на учеников. Если он не может справиться с дисциплиной в классе или доходчиво объяснять предмет, то, значит, пора менять профессию.
  • Родители перед тем, как пойти в школу на беседу, должны сначала обсудить конфликтную ситуацию с ребенком. Чтобы сделать выводы, нужно выслушать обе стороны.
  • Если виноват преподаватель, то родители имеют право жаловаться в дирекцию школы и добиваться, чтобы приняли меры. Иначе сломанная психика ребенка будет расплатой за равнодушие взрослых.

Повышение тона — это сигнал о двух возможных эмоциональных расстройствах: неуверенности в себе или страхе. Но человек, который выбрал преподавание в качестве профессии жизни, должен справляться с подобными внутренними конфликтами без перехода на личности или крик. Учитель — это главный участник процесса обучения, именно он определяет формат взаимодействия внутри коллектива. Он может стать образцом и наставником для ребенка, а может убить в нем весь интерес к предмету и учебе в целом. Взрослый человек, который не может совладать с эмоциями и от бессилия кричит на детей, едва ли станет авторитетом для группы подростков.

Слова ранят

Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов считает, что нелюбовь к учителю является распространенной причиной школьных прогулов. Вспомните свои студенческие годы, сколько пар было пропущено из-за скучного или надменного преподавателя в университете. У детей младшего возраста срабатывает та же логика: избежать взаимодействия с раздражителем всеми возможными способами. Особенно это касается тех учителей, которые не только не нашли общий язык с учеником, но и вербально обижают его. И это не самое худшее, что может случиться с детской психикой. Необоснованные крики учителей и попытки унизить ученика перед классом могут привести к серьёзным расстройствам, которые человек пронесет через всю свою жизнь.

Как выйти из конфликта

Каждый родитель знает своего ребенка и сможет понять, повышение тона было обоснованным или нет. Конечно, нет такой ситуации, в которой учитель имеет право унижать ученика. Но порой подростки делают все, чтобы спровоцировать взрослого человека на крик. Существует несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации:

    Разобрать ситуацию вместе с представителями школьного управления (директором, завучем, психологом) и решить ее согласно трудовому и этическому кодексам;

    Обратиться к школьному самоуправлению для определения источника конфликта и мирного разрешения ситуации (иными словами, опросить учеников и, если ребенок был не прав, провести воспитательную беседу с ним);

    Постараться провести примирительную беседу с учителем и учеником, т.к. часто в ситуации оба оппонента бывают неправы.

В подобных ситуациях тяжело сказать, кто прав, а кто виноват. Обычно на учителей оказывается сильное давление из-за особых требований к их профессиональной подготовке, а каждый родитель предпочитает быть адвокатом своего ребенка. Научите ребенка никогда не вступать в переговоры с кричащим взрослым, а любые недопонимания в школе обсуждать с мамой или папой — они помогут разобраться в конфликте.

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

На данный момент нет конкретных требований к профессиональному поведению преподавателей. Но многие родители сталкиваются с тем, что учитель постоянно повышает голос, подшучивает, высмеивает внешность или поведение ученика и ведёт себя непедагогично. Бороться с этим трудно, так как педагоги в большинстве прецедентов защищают именно преподавателя, а не детей. Но преподаватели не имеют права кричать, высмеивать или иначе оскорблять ученика согласно законодательству.

В статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Все формы оскорбления, включая крик и ругательства, а также другие наказания со стороны педагога незаконны и преподаватели об этом прекрасно осведомлены.

Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», учитель не имеет права нарушать этические нормы, а также обязан уважать честь и достоинство учеников вне зависимости от личного отношения. Учитель не должен:

  • унижать;
  • бить;
  • проявлять вербальную агрессию;
  • наказывать ребёнка (наказание допустимо только в случае дисциплинарного нарушения и судьба несовершеннолетнего решается на совете с его представителями и представителями учебного заведения);
  • иным способом нарушать принципы профессиональной этики учителя.

Как защитить ребёнка от агрессии и неадекватного поведения учителя?

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ» родители являются законными представителями несовершеннолетнего и могут подать соответствующие обращения в контролирующие органы. Мало кто знает, что обращение в вышестоящие инстанции может закончиться и должно заканчиваться для агрессивного педагога дисциплинарным наказанием, вплоть до увольнения. Также родители могут подать в суд и требовать компенсацию морального ущерба, так как действия учителей могут приводить к серьёзным психологическим травмам у учеников, которые требуют помощи психолога.

Тайную диктофонную запись или видеозапись, доказывающую факт агрессии со стороны педагога, можно использовать во время судебного разбирательства. Учителя запрещают детям пользоваться телефонами как раз потому, что при наличии гаджетов их агрессия может быть легко зафиксирована на аудио или видео.

Если на ребенка кричат, он может записать учителя на видео, дабы доказать родителям. Часто учителя заставляют других детей или учительский коллектив скрывать факт нарушения прав ребенка, поэтому иногда это единственный способ. Только так можно доказать факт произошедшего правонарушения.

В случае жалоб несовершеннолетнего стоит обратиться к директору для того, чтоб наказать педагога. Далее стоит составить обращение в Комиссию по урегулированию конфликтов и, если этого будет мало, решать все в судебном порядке. Важно помнить, что здоровье ребенка, как психическое, так и физическое, всегда стоит выше «репутации школы» и не стоит относиться к травле ребенка со стороны педагога, как к чему-то, что может решиться само собой. Также стоит научить несовершеннолетнего всегда отстаивать свои права и не позволять старшим унижать его честь и достоинство, а потому доверительные отношения важны как никогда. Детские психотравмы приводят к непредсказуемым последствиям и даже крик может стать причиной такой травмы, которая останется на всю жизнь.