Внеурочное занятие по русскому языку. Р – развитие

— Сейчас вам предстоит разбиться на команды, разгадав тайны слов, спрятавшихся в этот необычный цветок.

(На каждом лепестке — слово с пропущенной орфограммой. Дети называют данное слово, орфограмму, и объясняют её написание. Согласно цвету знака на лепестке попадают в определённую команду).

— «Без пословицы не проживёшь» – считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок. Говорят: «Пословица – всем делам помощница». Она и вам поможет – украсит вашу речь, сделает ее ярче.

А сейчас вам предстоит сложить из ваших слов пословицу и объяснить её смысл.

1 команда — БОЯТЬСЯ ВОЛКОВ – ОСТАТЬСЯ БЕЗ ГРИБОВ.

2 команда — ХОРОША ВЕРЁВКА ДЛИННАЯ, А РЕЧЬ – КОРОТКАЯ.

3 команда – это МАСТЕРА СЛОВА, те, кто уже смог проявить свои способности в литературных конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Перед вами другая задача – услышанные пословицы вы должны облечь в литературную форму. На это задание вам даётся 10 минут, пока команды будут отвечать на блиц – вопросы.

    2 задание

БЛИЦ – ОПРОС:

    Что такое каламбур? (слайды № 2 и № 3)

После ответов на вопросы МАСТЕРА СЛОВА дают короткую справку об этимологии этого слова:

В начале 18 века при дворе польского короля Станислава жил дворянин по фамилии Каламбур. Он так плохо говорил по-французски, что у него постоянно срывались с языка всякие смешные двусмысленности. Герцогиня Буфлер составила себе целый сборник из речей Каламбура. Позже в Париже, она любила забавлять этими «перлами» французскую королеву. С тех пор при французском дворе подобные двусмысленности вошли в моду, а всякую игру слов стали называть каламбуром.

Существует еще предположение, что слово каламбур произошло от итальянского выражения «calamo burlare» - шутить пером.

На Руси каламбуры слагали с незапамятных времён.

С нею я дошёл до сада

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив тёмную аллею .

Тили-бом,тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

По такому поводу

Кот помчался по воду !

2. Какое прилагательное служит синонимом выражения

«родиться в рубашке»?

(слайд № 4)

Что за странности? Неужели же есть люди, которые являются на свет «в сорочках», то есть уже в рубашонках? Ведь слово «сорочка» значит «рубашка».

Оказывается, раньше «сорочками» называли и разные плёнки, перепонки. Например — ту, которая находится под скорлупой яйца.

Изредка случается, что новорожденные являются на свет с головками, покрытым тоненькой плёнкой; она затем скоро спадает. Наши предки считали такую плёнку счастливой приметой; французы и сейчас зовут её «шапкой счастья».

Конечно, теперь никто уже всерьез не думает, будто кусочек пленки на головке малыша может сделать его счастливчиком. Но все же о людях удачливых, которым «везёт», мы и поныне говорим, улыбаясь: «Ну и счастливец! Видно, в сорочке родился». Теперь это уже не примета, это теперь только поговорка, и очень сходная в трёх европейских языках (русское – «родиться в сорочке», французское – «родиться в чепчике», немецкое – «принести с собой на свет счастливый чепчик»).

А вот англичане ведут аналогичную поговорку от другой приметы: в Англии существовал обычай дарить новорожденному на счастье серебряную ложку, и о тех, кому всегда везёт, и сейчас говорят, что он «родился с серебряной ложкой во рту».

3 . Как называется самый лучший номер программы?

(слайд № 5)

Что же это за гвоздь? И в родственных ли он связях с обыкновенным, всем известным гвоздем, который можно вбить в стенку? Да, это родственники, притом самые что ни на есть близкие. Но дело не в том, что «гвоздь» в русском языке имел только свой, прямой смысл и никакой другой образной нагрузки не нёс. А вот во Франции гвоздем – «клу» — называют не только металлический стержень со шляпкой, но и «самое значительное, главное, заметное».

И вот под влиянием иноязычного слова, имеющего переносное значение, наш «гвоздь» также зажил второй, образной жизнью.

4. Когда, согласно поговорке, приходит аппетит?

(слайд № 6)

— Почему мы так говорим, как вы думаете?

5. Закончите правильно пословицу: «Есть терпенье, будет и …»

(слайд № 7)

6. Чья грамота представляет собой пустую бумажку?

(слайд № 8)

Филькиной грамотой сейчас называют документ, не имеющий никакой силы, которому не надо придавать значения.

Кто же такой этот Филька и что же за грамоту он сочинил?

Филька — это просто «глупый, недалекий человек, дурак» (сравните с простофилей). То есть ранее у данного выражения было несколько иное значение -«глупо составленный, плохо написанный документ».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой это выражение связано с именем Филиппа Колычева (до принятия монашества Федор Степанович) (1507-1569) — митрополита всея Руси. Он был митрополитом всего три года — с 1566-го по 1569-й, но в страшное для России время разгула опричнины Ивана Грозного. Филипп в беседах наедине с царем пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, царь стал избегать встреч с митрополитом. Он не раз посылал Ивану Грозному письма-грамоты, в которых увещевал его опомниться. Царь в гневе говорил о них, что это пустые, ничего не значащие бумажки, чтобы унизить их и автора, называл «филькиными грамотами» и уничтожал.

Говорят, при жизни Филипп был окружён любовью и почитанием народным. Его слова передавали тайно из уст в уста. Рассказывали о таком чуде: Иван Грозный повелел затравить митрополита медведем, и однажды вечером к нему в темницу запустили лютого зверя, которого до того нарочно морили голодом. А когда на следующий день тюремщики открыли дверь, то увидели молящегося Филиппа и лежащего тихо в углу медведя.

Со временем позабылась связь между именем непокорного митрополита и выражением «Филькина грамота» — злобным словцом Ивана Грозного. Выражение «филькина грамота» пошло гулять по Руси с тем значением, которое вложил в него царь Иван Грозный, а образ Филиппа остался в памяти народной как символ честного и неподкупного народного заступника.

7. Сколько букв в названии нашей страны?

(слайд № 9)

Мы – россияне должны хорошо знать свой родной язык, на котором мы думаем и говорим.

— Сейчас мы предоставим возможность МАСТЕРАМ СЛОВА доказать это. Что же у них получилось? В какие литературные формы удалось облечь наши пословицы?

(зачитывают)

— Спасибо ребятам. А мы продолжаем овладевать богатствами русского языка. И перед нами новые слова, которые нам предстоит открыть нашими «ключиками».

(Угадывая каждое новое слово – дети поднимают вверх ключик)

8.Шарады: (слайды № 9, №10)

1)Бумаг стопа огромная – два слога.

Из третьего – лепёшек к чаю много

испечь любой японец сможет нам.

А целым – восхищались по утрам,

когда семьёй гуляли по аллее.

Ну, есть ли где-то дерево стройнее?

2)Корова вам подскажет первый слог,

Смеясь, легко отыщите другой.

Ответ садится нагло на пирог,

Иль чешет крылья заднею ногой.

9. Анаграмма (слайд № 11)

Не раз в оркестре я звучала,

Но «Ф» моё поставь в начало,

И я во тьму направлю луч.

10. Получи из одного слова – другое, меняя по одной букве (слайд № 12)

Б

О

Л

Т

Есть у корабля, самолёта

Сладкая выпечка

Его произносит тамада

Стихотворец

Зимнее, летнее время

К

О

З

А


11. Подбери синонимы, состоящие из такого же количества букв (слайд № 13)

Л

Е

С

Г

О

Р

Е

М

О

Р

О

З

Х

О

Т

Е

Т

Ь


12. Соедини начало и конец предложений

(слайд № 14)


Как приятно слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Попробуйте тоже справиться с такой задачей.

Врёт, как сивый мерин».

Откуда произошла фраза «Врёт, как сивый мерин»? Существует несколько объяснений, но, по-видимому, окончательного решения этой любопытной задачи наука о фразеологии русского языка еще не может предложить.

    Поговорка эта родилась будто бы из воспоминаний о великом лжеце, некоем дворянине и офицере царской армии, господине фон Сиверс-Меринге, жившем сто или полтораста лет назад. Первоначальное «врёт, как Сиверс-Меринг», понятное только сослуживцам этого фантазера, его знакомым офицерам, подхватили и переделали по-своему солдаты его полка; вот оно и пошло гулять по Руси в этом своём новом виде. Но такое предположение вызывает сомнения.

    При прокладывании борозды сохой или плугом лошадь должна идти прямо, не отклоняясь в сторону. Обычно она, слушаясь пахаря, так и поступает, но «сивый» (то есть седой, а, следовательно, старый) мерин уже не может идти прямо и часто отклоняется в сторону, портя борозду. Русские крестьяне избегали прокладывать первую борозду на сивом мерине, т. к. он «врал» – ошибался и неверно прокладывал её. (Однако такое объяснение противоречит народной пословице: «Старый конь борозды не испортит»…) Первоначально якобы говорилось: «Прёт, как сивый мерин», но со временем «прёт» ошибочно превратилось во «врёт», и поговорка стала бессмысленной. Это толкование фразы представляется наиболее верным.

13. Найди слова, в которых спряталось слово «ель»

(слайд № 15)

Е

Л

Ь

Наука, изучающая гербы и их историю

Е

Л

Ь

Любимый предмет модниц

Е

Л

Ь

Краски, разводимые водой

Е

Л

Ь

Штрафной удар по воротам в футболе

Е

Л

Ь

Сильный ветер со снегом

Е

Л

Ь

Синоним слова «грусть»

14. Зашифрованная пословица

(слайд № 16)

15

19

10

4

12

21

1

8

24

16

7

22

17

25

6

3

13

23

20

11

9

5

18

14

2


О

С

Ч

О

Х

У

Х

Р

Т

Ш

Ю

Ш

О

Ь

У

Р

О

А

Л

Ь

Е

Ш

И

Р

О


— Замечательная пословица получилась:

ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.

А наши МАСТЕРА СЛОВ приготовили нам ещё несколько литературных изысканий, касающихся материала нашего занятия. Давайте послушаем, что у них получилось?!

(зачитывают)

Ну, вот и всё! Надеюсь, вы убедились в том, что заниматься русским языком совсем не скучно, а очень даже весело, увлекательно и интересно. И пусть эти слова сегодня прозвучат вам напутствием на будущее, которое в ваших руках:

Учите русский, годы к ряду

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт ВЕЛИКАЯ НАГРАДА.

И та награда – в НЁМ САМОМ!

Цели: формировать у учащихся интерес к русскому языку, расширять и углублять знания, повышать активность.

Рекомендации: на стадии подготовки к празднику должны быть сформированы 2 команды. Предварительная подготовка также включает в себя: задания болельщиков, ознакомление участников с пословицами, поговорками, загадками, разучивание песни, подготовку приветствий команд, ведущего.

I. Приветствие.

Команда «Слово».

Победу, а не поражение

Мы вам желаем, «Предложение!»

Команда «Предложение».

У нас приветствие готово

Ребятам из команды «Слово»:

«Соперник наш, не позабудь:

К победе очень труден путь!»

Приветствие команд жюри.

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

II. Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний».

Я диктую слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их в домиках, нарисованных на доске.

1. Береза, помидор, суббота, яблоко.

2. Осина, погода, субботник, ягода.

III. Конкурс «Слова-змейки».

К доске вызываются по одному представителю от каждой команды. Им нужно записать на доске или на своем листочке слово - имя существительное, затем придумать слово, которое должно начитаться с последней буквы предыдущего слова. Через 2 минуты участники зачитывают слова-змейки вслух (члены команд делают это задание на своих листочках).

IV. Конкурс «Вспомним и запишем».

Ребята, вспомните по последним словам каждой строки любое стихотворение и без ошибок напишите его.

Затем команде-сопернице предстоит восстановить все стихотворение, записав его безошибочно. Например:

Поле,

Воле.

(Ветер веет в чистом поле,

Волком воет он на воле.)

V. Конкурс «Проверка домашнего задания».

Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки к празднику «Сказку про жи и ши», а представитель команды «Предложение» - «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные». Обе сказки оформлены в виде книжечек.

«Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперед медведь и сказал:

Сейчас будут соревнования на знания жи и ши .

Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок.

Вот первое препятствие: стоят лы ... А дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок дописал жы . Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «Лыже» . Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи . Получилось лыжи ! И лыжи поехали.

Вот второе препятствие: впереди - гало. .. А дальше? Лисенок и Зайчонок сошли с дистанции, а бельчонок и тут дал правильный ответ: галоши ! Он и получил главный приз-лыжи и галоши».

«Жила-была девочка Анна. Она училась во втором классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла выучить это правило и получила двойку.

Когда наступила ночь, ей приснился сон. Двойные согласные гнались за ней, Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над ней и возмущенно кричали: «Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень много слов, в которых мы встречаемся, а они так важны для грамотного и образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени». И Анна разучилась писать свое имя...

На уроке русского языка дети стали писать слово Анна, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросил учитель.

Я не знаю, как пишется мое имя.

Учитель с улыбкой посмотрел на второклассницу и сказал: «Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать. Выучи его, и твое имя вернется к тебе».

Девочка согласилась с учителем, и с тех пор она знает, как пишется ее имя, а заодно она узнала, как пишутся слова ванна, касса, класс, коллектив.

VI. Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди».

Представители команд вспоминают некоторые правила, изученные во 2 классе, записывают на доске примеры.

VII. Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Учитель диктует текст. На отдельном листке бумаги каждый член команды записывает только одно слово. Например, первый член команды записывает слово и передает лист для записи следующего слова второму члену команды. Получается своего рода эстафета. После того как весь текст диктанта записан, команды вместе проверяют и передают его в жюри для оценки.

Текст диктанта. Ребята собрались на квартире у товарища. В пятницу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ребята записывают в тетрадь, потом вместе проверяют работу каждого ученика.

Выделенное слово ребята разбирают по составу. В слове они выделяют корень - реб , суффикс - ат , окончание - а.

VIII. Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить».

Болельщики хором приветствуют обе команды:

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

Затем они поднимают плакаты: «Знай и люби родной язык!», «Ты наш друг, родной язык!», «Вперед, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура, мы победим!».

IX. Конкурс «Учимся писать стихи».

Командам предлагают опорные слова-рифмы, с помощью которых они должны сочинить стихотворение.

Не спешу — пишу.

В тетрадь - пять.

После того как команды прочитают свои стихи, проводится физкультминутка для команд и болельщиков с использованием стихотворного текста предполагаемого ответа.

На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу.

И поэтому в тетрадь

Мне учитель ставит «5»!

X. Конкурс «Различите части речи и члены предложения».

Командам даются карточки, на которых записаны два предложения:

1) На уроке русского языка ребята пишут правильно, красиво и скоро.

2) К соседу в тетрадь заглянешь - ошибки к себе перетянешь.

Первое предложение необходимо разобрать по членам предложения, а во втором предложении указать части речи. Выделенное слово себе не разбирать.

XI. Конкурс «Дружба с заглавной буквой».

В конкурсе принимают участие члены команд и болельщики. Им даются задания:

Придумайте и запишите веселую фамилию на букву «В».

Придумайте название города, которого нет на карте, но вы построите его, когда станете взрослыми.

Придумайте клички животным:

У меня есть три щенка.

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите -

Клички для щенков найдите!

Пока жюри подводит итоги, все слушают в грамзаписи песню «Игра» (стихи Р. Рождественского, музыка В. Шаинского).

Награждение победителей.

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Тема: Волшебные слова

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.

3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;

3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

Место проведения: учебный кабинет.

Время проведения : 30 минут.

План-конспект занятия :

I . Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

II . Ход занятия.

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)

Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа .

(Дети дают развёрнутые ответы)

Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)

Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

3. Ролевые игры.

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».

(В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

4.Сценка «Волшебное слово»

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Павлик. А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

Тебе какую?

Павлик

Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)

Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

Конечно, возьми!

Старший брат.

Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

Как надо произносить эти слова?

Утренник в 3 классе «Веселая грамматика»

Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.

I. Инсценированная программа.

Ведущий . Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!

Ученик.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное - семь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем!

Учитель.

Мы наречием отлично

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Ни и не - у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

О. Высотская «Веселая грамматика»

Ученик.

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы.

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсын»

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый мальчик! Брось лениться!

Так учиться не годится!»

Юлиан Тувим «Словечки-калечки»

Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной «В стране невыученных уроков» мы вам покажем маленькую инсценировку «Знаки препинания».

(На сцену выходят: ученик; за ним - девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)

Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!

(«Учебники» рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)

Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!

Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.

Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?

Учебник . Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.

Учебник математики . Это ясно, как дважды два - четыре.

(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед. Навстречу идет мальчик с футбольным мячом.)

Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.

(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком. и мячом. В глубине зала на высоком, стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)

Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)

(Появляется девочка, изображающая запятую.)

Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!

Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!

Запятая . Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

(Глагол строго смотрит на Витю.)

Запятая . Давайте документы!

(Вбегают ученики, на платьях - черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)

Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.

(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит «2», и исправлены красными чернилами ошибки.)

Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..

(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит «1».)

Глагол. Переверните еще страницу!

(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: «Это Коля».)

(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)

Точки.

Мы ребята точные,

Мы зовемся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)

Кавычки.

Мы веселые сестрички,

Неразлучные кавычки.

Если я открою фразу (спела одна),

Я ее закрою сразу (подхватила другая).

(Выходят дети, изображающие вопросительный и восклицательный знаки.)

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный - вопросительный.

Восклицательный знак.

Я самый замечательный - восклицательный!

(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)

Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак . Кто? Кого"? Откуда? Как?

Ведущий.

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые.

Мы - запятые. Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Ведущий (показывает на мягкий знак).

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь».

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Мягкий знак.

Отрежь! Отрежьте!

Исправь! Исправьте!

(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)

Витя.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Глагол.

В мире жить, мои друзья,

Без грамматики нельзя!

Правила учи, старайся,

Не ленись, а занимайся.

Знай: приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной:

Коса - косы,

Глава - главы,

Трава - травы!

Витя (разводя руками).

Сколько правил! Правил сколько

С непривычки бросит в дрожь!

Запятая.

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймешь!

Витя.

С грамматикой буду я крепко дружить.

Правила все непременно учить.

(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)

II. Конкурсная программа.

1. Когда мальчика называют женским именем?

(Когда он долго спит - Соня.)

2. Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.)

3. Чем кончается как день, так и ночь?

(Мягким знаком..)

4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:

Едва Я перенес: е-два, - так получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол , - и получил за это «кол».

Опять я перенес: о-пять . Теперь, надеюсь, будет «пять».

А как вы перенесете эти слова?