Южный форпост.

История Крым – форпост русской славы

«Крымский плацдарм», «Южный форпост России», «Непотопляемый авианосец СССР» – так оценивали этот стратегически важный полуостров наши враги . За полтысячи лет Крым столько раз становился полем боя и так обильно полит русской кровью, что эти кровные узы крепче любой брони .

От опустошительных набегов крымчаков на московские рубежи до завоевания Тавриды Екатериной Великой, от первой Севастопольской страды до братоубийственной Гражданской войны, от Крымской катастрофы 1941 года до Крымского триумфа Сталина в 1944-м, от хрущевского «подарка» Украине до ювелирной операции Путина по «возвращению Крыма домой» – эта книга не просто прослеживает всю военную историю полуострова за пять столетий, но и объясняет, почему Россия никогда не смирится с утратой Крыма, а фраза «За Севастополь ответите!» стала крылатой.

Сборник Поэзия Отсутствует

В России 2015 год объявлен Годом Литературы. Россия отметила 70-летие Победы над фашистской Германией. И ровно год, как Крым вернулся в культурное пространство России, стал её южным форпостом. Наш Международный музыкально-поэтический фестиваль «ЯЛОС» посвящён Всемирному Дню поэзии.

И так получается, что мы открываем поэтическое фестивальное движение в Крыму.

Оборона Тулы. 1941 год

Сергей Кондратенко Документальная литература Война и мы

Тула… Первое, что выплывает в памяти, когда мы слышим название этого древнего города, южного форпоста нашей Родины, – оружейная столица России. Столетия этот город прикрывал Москву от набегов степняков. Именно недалеко от Тулы в 1380 г. произошло сражение между соединенными силами русских князей под предводительством Дмитрия Донского и монголо-татарским войском Мамая.

Грозной осенью 1941 г. Тула вновь прикрыла Москву от нового врага. Врага серьезного и умелого! К столице Советского Союза рвались дивизии 2-й танковой армии Вермахта под командованием самого «быстроходного Гейнца», основателя немецких танковых войск генерал-полковника Гейнца Гудериана.

В литературе, посвященной Битве за Москву, боевым действиям на тульском направлении посвящены скупые строки, лишь в общих чертах описывающие бои за город, подвиги тульских рабочих, бойцов НКВД и зенитчиков. А ведь от исхода этих боев зависела судьба всего фронта! В течение полутора месяцев на тульской земле шли ожесточенные бои.

Здесь было все: и танковые прорывы, и кровавые уличные бои, и даже кавалерийский рейд по тылам наступающего противника. Об этом и многом другом вы узнаете из этой книги.

Подмосковный летописец № 4 (46) 2015

Отсутствует История Журнал «Подмосковный летописец» 2015

Ежеквартальный историко-краеведческий альманах «Подмосковный летописец» предлагает читателям глубокий анализ фактов прошлого и новые сведения, полученные современными исследователями в области краеведения и археологии. Читайте в номере: № 4 (46) историко-краеведческого альманаха «Подмосковный летописец» посвящён Подмосковному Поочью.

Его темой стала история трех районов юго-восточного Подмосковья – Коломенского, Зарайского и Луховицкого, Земли, которые занимают эти районы, объединяют общие исторические судьбы и события, богатая культура, их населяют талантливые предприимчивые люди.

Человек появился в этих краях в глубокой древности. Именно к югу от Москвы обнаружены древнейшие стоянки человека. Хизри Амирханов и Сергей Лев предложили в этот номер статью «Раскопки палеолита в Зарайске», из которой читатель узнает о жизни и быте обителей этого края в эпоху каменного века, произведениях искусства и мировом значении исследования Зарайской стоянки.

Эти земли первыми приняли на себя удар монгольских завоевателей, южное Подмосковье было форпостом на пути кочевников, разорявших русские земли и мешавших освоению плодородной земли. Этой теме посвящена статья Константина Аверьянова «Из истории Подмосковного Заочья ХII – конца ХVI века».

Она и об истории редких поселений, существовавших в те времена близ Оки, территориальных разделах и соперничестве за эти земли между Московскими и Рязанским княжествами. Расцвет этого края начинается после Смутного времени, когда на Русскую землю пришел мир.

Растут города, развивается торговля, и в городской жизни – в частности, в Коломне, появляются новые профессии, например, площадные подъячие – прообраз современных нотариусов, задачей которых было оформление договоров и следок, сбор податей. Об этом статья Анжелики Барсуковой «Коломенские площадные подьячие во второй половине XVII века».

В номере также публикуются статьи о собрании портретов в музее «Зарайский Кремль», зарисовки к истории города Зарайска, материал об истории Зарайского кремля, о подвиге моряков-луховичан с миноносца «Стерегущий» в годы русско-японской войны, о развитии народного просвещения в селе Дединово на рубеже ХIХ—ХХ веков, вкладе скульптора Анны Голубкиной в создание Народного театра в Зарайске, Коломенском крае в годы Первой мировой войны, героях-авиаторах из Луховиц и другие материалы.

Наш город Астрахань, в котором мы живём, часто именуют Южным форпостом России. Задумывались ли вы, почему? Ведь помимо нас, на юге предостаточно городов. Они и поболее нашей «столицы» будут, и южнее, ко всему прочему… Раскрою вам военную тайну:)) Так уж сложилось, что наш город на Волге стал родиной для Каспийской флотилии!

Каспийская флотилия является одним из оперативно-стратегических объединений Военно-Морского Флота России (всего в нашей стране ещё 4 флота, помимо нашей Каспийской флотилий) со штабом в Астрахани и входит в состав Южного военного округа. У флотилии три пункта базирования: Астрахань, Махачкала и Каспийск. Всего там располагается 24 надводных корабля: 1 сторожевой корабль, 2 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 4 рейдовых тральщика, 7 десантных катеров.
Флаг

Гюйс

Вымпел боевых кораблей

Основные задачи:

Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом.
- Борьба с браконьерами (незаконной добычей чёрной икры).
- Обеспечение российских национальных интересов в зоне нефтяных месторождений.
- Слежение, и устранение чрезвычайных ситуаций в речном мореходстве.
- Охрана торговли.

Немного истории.


До Петра были попытки создания на Каспийском море флотилии военных кораблей. Так, в царствование Алексея Михайловича возникла необходимость защиты торговых путей по Волжскому пути в связи с расширением торговых отношений России и Персии. Был заложен первый российский военный трехмачтовый корабль «Орёл», яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и в 1669 году прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.
В начале XVIII века Петр I ставит перед собой цель – завоевать побережье Каспийского моря, но на его пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Поэтому в 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство 200 речных лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов.
18 июля 1722 года десант, которым командовал сам Петр I, вышел из Астрахани в Каспийское море. В ходе Персидского похода в августе 1722 года русские войска заняли город Дербент. А уже в ноябре был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.
После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены: в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.
В 1781 году капитан 2-го ранга граф Марко Войнович формирует в Астрахани отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота.
С 1867 года основные силы Каспийской флотилии базировалась в Баку.

Современность.

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.
Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
Каспийская флотилия является не самой современной, так как на её вооружении стоят корабли ещё советской постройки преимущественно 1980-х годов. В настоящее время в состав флотилии входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.

Самым современным кораблём является флагман флотилии сторожевой корабль проекта 11661 «Татарстан», принятый на вооружение в 2003 году. В планах государства поставить на её вооружение новые корабли и к 2018 году довести количество современных вооружений до 90 %. Из относительно новых боевых единиц уже есть «Астрахань», головной корабль проекта 21630 и «Волгодонск», первый серийный корабль проекта 21630. В планах поставить ещё 2 корабля из этой серии, которые уже находятся на конечной стадии строительства.

Пятьдесят лет назад Первая советская антарктическая экспедиция положила начало систематическим отечественным исследованиям шестого континента. Активное освоение Антарктики, начавшееся в середине XX века, требовало серьезных практических шагов, наиболее весомыми из которых стали открытие на материке научных баз и организация постоянно действующих антарктических экспедиций.

Для воплощения программы исследований была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР (КАЭ), за организацию которой взялись Отдел морских экспедиционных работ АН СССР, возглавляемый И.Д. Папаниным, и Главное управление Севморпути. 13 июля 1955 года проект 1-й КАЭ был утвержден Советом министров СССР. Начальником экспедиции назначили доктора географических наук Героя Советского Союза М. Сомова. Было выработано несколько обширных направлений работы: изучение атмосферных процессов в Антарктиде и влияние их на общую циркуляцию воздушных масс Земли, выявление основных закономерностей перемещения антарктических вод, составление физико-географического описания всего региона и ледников, геологическая характеристика района. Одной из важнейших задач было создание научной станции на побережье материка и организация базы в глубине южнополярной области. К научным работам прибавились и экономические задачи поиска новых районов китобойного промысла. 30 ноября 1955 года флагманское судно 1-й КАЭ, дизель-электроход «Обь», покинуло Калининград. Позднее вслед за ним отправились дизель-электроход «Лена» и рефрижератор № 7. Суда двигались к наименее исследованному району Восточной Антарктиды, где надлежало построить научный поселок и оставить на зимовку около 100 человек.

5 января 1956 года «Обь» вошла в море Дейвиса и остановилась у кромки припайного льда еще не имевшего названия берега Антарктиды. «Первооткрыватели» назвали его Берегом Правды. Для разведки с судна была выслана небольшая лыжная партия во главе с метеорологом и альпинистом А. Гусевым. «Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке, — пишет он в книге «В снегах Антарктиды». — Но когда прошли несколько дальше, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина — она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание…» Район для возведения поселка явно не подходил. В дело бросили авиацию, и после нескольких полетов западнее стоянки «Оби», примерно на широте Южного полярного круга, был обнаружен небольшой удобный полуостров с четырьмя скалистыми холмами. Самый крупный, он имел ширину около 400 м, назвали сопкой Комсомольской.

Первый российский антарктический поселок — двадцать одно здание и аэродром — был возведен за два месяца. И 13 февраля 1956 года над обсерваторией Мирный был поднят государственный флаг Советского Союза. Еще до открытия обсерватории с помощью авиации началось изучение окрестных районов. В полетах и во время посадок проводились геологические, гляциологические, магнитные и метеорологические наблюдения, выполнялась аэрофотосъемка. 25 февраля самолет с Мирного побывал в районе Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В начале марта состоялся разведывательный полет в зону, где намечалось построить станцию «Советская». В начале апреля из Мирного в глубь континента вышел первый санно-тракторный поезд. Наступала полярная зима, быстро сокращался период светлого времени. Низкие температуры и постоянные сильные ветры затрудняли движение и научные наблюдения. Пройдя за месяц больше 370 км, участники похода основали внутриконтинентальную станцию «Пионерская». В октябре к востоку от Мирного на побережье была создана база «Оазис». В декабре 1956-го и январе 1957 года к Мирному подошли суда новой экспедиции. Ее участники продолжили научные наблюдения на станциях и основали еще две внутриматериковые станции «Восток» и «Комсомольская». В конце 1957 года на континент прибыла третья экспедиция, которая основала базы «Советская» и «Полюс недоступности». База «Восток» была перенесена в район Южного геомагнитного полюса, на расстояние более 1 400 км от побережья.

В 1958 году внутри континента работало уже 5 советских станций, благодаря научно-исследовательской деятельности которых было получено общее представление о метеорологическом режиме и геофизических явлениях в глубине Антарктиды.

На пике активности Советской антарктической экспедиции (САЭ) в Антарктиде, по побережью и в глубине, располагались 8 круглогодично действующих станций: «Молодежная», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Русская», «Ленинградская», «Восток». Личный состав экспедиции, остававшийся на зимовку, составлял 180 человек, летом же работало до 450. Советская антарктическая экспедиция, наряду с Антарктической программой США, стала одним из крупнейших исследовательских проектов в южной полярной области.

Вячеслав Венедиктов

Полярный капитан
Мечта Николая Литау о море родилась там, где до него сотни километров — в маленьком селе Советское на севере Казахстана. До первой кругосветки были служба в армии, переезд в Москву, учеба в Политехническом институте и 17 лет работы в Главмосстрое. В парусный спорт он пришел, когда ему уже было за 30. Быстро освоив азы, Литау стал яхтенным капитаном и принял участие в нескольких океанских плаваниях. В 1991 году в качестве капитана-наставника на яхте английского журналиста Майлса Кларка «Wild Goose» прошел по внутренним путям России от Белого до Черного моря. Случай по тем временам беспрецедентный: наши внутренние воды для иностранцев были закрыты. Компромиссное решение непростых юридических вопросов нашел Клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро, благодаря чему путешествие и состоялось. После возвращения из экспедиции Литау представил собственный проект — кругосветное путешествие на яхте в меридиональном направлении по всем океанам планеты через Северный Морской путь. Большинство из тех, кто ходил под парусом, отнеслись к этому как к безумству: сквозь льды, которые даже ледоколам порой не под силу, и на яхте?! И лишь немногие, в число которых входил и Дмитрий Шпаро, поверили и приняли. Так началась другая, капитанская, жизнь Николая Литау. Три года он руководил в Твери строительством лодки, специально спроектированной для предстоящего путешествия, способной не только выдержать испытания штормом и ветром, но и готовой противостоять суровым арктическим льдам. Три года Клуб «Приключение» и Н. Литау готовили поход: искали спонсоров, собирали команду. Наконец в ноябре 1996-го, в год 300-летия Российского флота, с Патриаршим благословением яхта, нареченная по предложению Его Святейшества «Апостолом Андреем», отчалила от родных берегов и преодолела сложнейший путь длиной 31 тыс. морских миль, неоднократно подвергнув моряков испытаниям. Но только однажды Литау написал в своем дневнике: «Когда бывало тяжело, для себя решал, вернусь, и в море больше ни ногой». Британский Королевский крейсерский клуб признал экспедицию «Апостола Андрея» самым выдающимся достижением в мировом яхтинге и в 1999 году удостоил капитана Литау медали «За искусство мореплавания» («The Seamanship Medal»). Вслед за англичанами Крейсерский клуб Америки наградил российского шкипера медалью «Голубая вода» («The Blue Water Medal»). Соотечественники с признанием заслуг Николая Литау не спешили, только в октябре 2002 года вышел президентский Указ о награждении его орденом «Мужество». Старт второй кругосветной экспедиции состоялся в октябре 2001 года. Снова, точно в калейдоскопе, сменяли друг друга страны и острова: Германия, Кабо-Верде, Бразилия, Фолкленды… Там, за границей антарктического региона — за 60-й параллелью, состоялось первое знакомство с шестым континентом — Антарктидой. Впереди моряков ждала встреча с канадской Арктикой. Итогом двух кругосветных плаваний и десяти лет капитанской жизни стал маршрут, завязавший вокруг земного шара крепкий морской узел — «Восьмерку Литау», и — новая идея. 14 сентября 2004 года «Апостол Андрей» снова ушел в поход, посвященный 125-летию экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Ирина Зубковская

Паруса в океане
Гипотеза о существовании огромного южного материка зародилась в глубокой древности, однако все попытки его отыскать терпели фиаско. Даже Джеймсу Куку во время двух кругосветных плаваний не удалось его обнаружить. В записях английского капитана можно прочитать: «…Не осталось ни малейшего пространства, где мог бы находиться материк, если только не вблизи полюса и мест, недоступных для мореплавания...» Авторитет его был настолько высок, что полвека никто не делал новых попыток. Лишь через 45 лет к «южному» вопросу вернулись русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. На двух шлюпах «Восток» и «Мирный» они совершили антарктическую кругосветную экспедицию, во время которой был наконец-то открыт последний, шестой, континент планеты. Произошло это во время первого похода в глубину полярной области 16 (28) января 1820 года. В полдень на широте 69° 21"28" по меридиану 2°14"50" западной долготы моряки заметили сверкающую полосу высоких льдов. Это была Антарктида. 8 января 2005 года заветную 60-ю параллель миновала российская яхта «Апостол Андрей». Экипаж 16-метрового парусника поставил себе амбициозную задачу: пройти вокруг Антарктиды, находясь все время к югу от этой незримой черты. Пересечь внутри студеного диаметра все меридианы, а если позволит ледовая обстановка, то подняться и за 70-ю параллель, проникнуть как можно глубже в сердце Антарктики. «Апостольцы» — не новички в антарктических водах: впервые яхта пришла сюда в феврале 2002 года. Побывала на российской научной станции «Беллинсгаузен», а затем отправилась за Южный полярный круг, в сторону острова Петра I. Достичь цели в тот раз не удалось: не позволили встречные штормы и приближающаяся зима. Но Южный полярный круг был пересечен, яхта добралась до 69-й параллели. Максимальная широта была достигнута в том же районе Южного океана, где установили свои достижения корабли великих предшественников. Новое путешествие в Антарктику совпало со 185-й годовщиной открытия материка. За 60-ю параллель «Апостол Андрей» зашел по долготе ноль градусов — Гринвичскому меридиану. Сектор Индийского океана прошли при слабых и переменных встречных ветрах. Лишь однажды, в заливе Кооперация, прихватили девятибалльный шторм. Убегая от него, «Апостол Андрей» вплотную приблизился к ледяному барьеру Антарктиды. 25 января 2005 года от берега, именуемого Землей Эндерби, яхту отделяло всего семь миль. До российской научной базы «Прогресс», первого намеченного визита, оставались считанные дни плавания, но ледовая обстановка, сложившаяся в заливе Прюдс, на берегу которого расположен поселок, не позволила зайти в гости к полярникам. Еще почти месяц «Апостол Андрей» двигался на восток в туманах и снегопадах, в окружении айсбергов. К концу февраля он вошел в море Д"Юрвиля, где во второй раз пересек Южный полярный круг и посетил французскую станцию «Дюмон Д"Юрвиль», также получившую имя мореплавателя и океанографа. Подходы к станции, расположенной на островах архипелага Жеолоджи, в непосредственной близости от материка, стерегли два гигантских айсберга, каждый из которых превышал по площади размеры Москвы. Покинув гостеприимных французов, яхта прошла через Южный магнитный полюс, где компасы буквально отказывались служить, и продолжила свое плавание на восток. В тихоокеанском секторе Южного океана свежие западные ветры обеспечили быстрое продвижение по курсу. В последний день февраля «Апостол Андрей» прошел половину земной окружности! Результат Кука был улучшен. Приближалась осень, конец навигации, но шансы на успех задуманного оставались вполне реальными. Однако судьбе было угодно распорядиться по-иному, и 2 марта в море Росса «Апостол Андрей» потерял руль. Для того чтобы без руля вывести яхту из окружения айсбергов и добраться до населенной земли, понадобился целый месяц. На покалеченной лодке пришлось пересечь неистовые пятидесятые и штормовые сороковые широты, пережить 12-балльный ураган. После ремонта в Новой Зеландии было принято решение вернуться к берегам ледового континента в январе 2006 года и завершить антарктическое кольцо. В случае успеха «Апостол Андрей» станет первым парусным судном, которому удастся обогнуть Антарктиду.


Такое международное понятие, как анклав, в отношении суверенного государства применяется в том случае, если оно полностью окружено другими странами и не имеет выхода к морю. Один из примеров - Республика Армения, на территории которой в двух гарнизонах, Гюмрийском и Ереванском, дислоцируется 102-я ордена Александра Невского военная база Южного военного округа Вооружённых Сил Российской Федерации. Возглавляет соединение полковник Андрей РУЗИНСКИЙ.

В штабе сразу предупредили: застать командира военной базы в кабинете «Большой крепости» достаточно сложно. Но и когда он на месте, прорваться к нему совсем не просто - в приёмной всегда посетители. Встретиться с полковником Рузинским удалось лишь в конце дня, когда солнце уже заходило за горы Гюмрийского плато.


- Андрей Юрьевич, в последние дни этого года дислоцирующаяся в Республике Армения российская военная база отметит очередную годовщину со дня образования. Расскажите об основных вехах соединения. В соответствии с директивой министра обороны РФ от 21 июня 1994 года на основе 127-й Краснознамённой мсд ЗакВО 1 сентября 1994 года на териитории Армении была сформирована российская военная база. Впоследствии в её состав вошли 3624-я авиационная база и 988-й зенитный ракетный полк. В 2001 году эти части заступили на боевое дежурство в Объединённой системе ПВО стран СНГ, а сама база вошла в состав Объединённой группировки войск ВС РФ и Республики Армения.

На сегодняшний день точкой отсчёта в истории соединения считается 1 апреля 2010 года. Именно с этой даты отдельная мотострелковая бригада стала носить нынешнее наименование, обретя постоянное место дислокации в Гюмри.

Какова военно-политическая миссия российской военной базы в Республике Армения сегодня?

Военно-политическая обстановка в зоне ответственности военной базы остаётся неспокойной и характеризуется наличием ряда дестабилизирующих факторов, связанных с возможностью эскалации противостояния в регионе армяно-азербайджанского конфликта. В случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. В соответствии с рядом межправительственных соглашений в мирное время военная база выполняет задачи стратегического сдерживания, привлекается к несению боевого дежурства средств ПВО и оказывает содействие пограничным отрядам регионального пограничного управления ФСБ России в Республике Армения.

Военная база является соединением постоянной готовности немедленного применения. Её состав представляют 13 основных боевых подразделений и 17 подразделений всестороннего обеспечения. Такой объём сил позволяет успешно решать возложенные на соединение задачи. Стоит добавить, что особенностью боевого состава рвб в Армении является зенитного ракетного дивизиона, оснащённого ЗРК «С-300В», зенитного ракетного дивизиона, на вооружении которого стоит ЗРК БУК-М1-2, реактивной артиллерийской батареи «Смерч» и авиационной базы с эскадрильей боевых самолётов МиГ-29. Весь этот объём сил и средств базируется в двух десятках военных городков двух гарнизонов.

- Между российской базой и органами военного управления Республики Армения предусмотрен согласованный перечень совместных войсковых манёвров. Что это за действия?

Перечень таких совместных действий достаточно разнообразен. Например, в прошлом году наиболее значимым из мероприятий войскового сотрудничества было учение Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2012», проведённое на национальном полигоне имени маршала Баграмяна. Для участия в нём от базы было привлечено свыше сотни военнослужащих, порядка тридцати единиц боевой и специальной техники.
В этом году мы уже провели три встречи с представителями Армении по вопросам совместного применения. На площадях российского высокогорного учебно-тренировочного комплекса «Алагяз» прошло совместное батальонное учение с боевой стрельбой. Российскую сторону представлял усиленный мотострелковый батальон военной базы. Армянскую - стрелковый батальон бригады миротворческих сил Армении. Были отработаны вопросы слаживания органов управления в организации боевых действий, поддержания взаимодействия в сложной обстановке общевойскового боя. В ходе розыгрыша боевых действий военнослужащие двух стран отражали атаки, переходили в наступление, уничтожали отступающие подразделения условного противника, вели преследование и действия по ликвидации выявленной диверсионно-разведывательной группы. Чтобы представить мощь задействованных сил, отмечу участие в учении вертолётов Ми-8, танков Т-72Б, 122-мм самоходной гаубицы «Гвоздика», противотанковых ракетных комплексов «Конкурс», 82-мм автоматических гранатомётов и других видов современного вооружения и военной техники.

Недавно в рамках текущих соглашений состоялась совместная оперативная поездка представителей Вооружённых Сил Республики Армения и военной базы по районам боевого применения. В будущем году планируется увеличение числа подобных мероприятий. Пройдёт совместное командно-штабное учение. Намечены два совместных батальонных тактических учения. Уже есть договорённость о проведении совместного учения с подразделениями ПВО и совместных учений разведывательных подразделений двух стран. Я убеждён: нам надо больше развивать, если можно так выразиться, военно-полевое сотрудничество. Это поможет нам лучше понимать друг друга, взаимодействовать на более качественном уровне. И, конечно же, обмениваться опытом. Несмотря на схожесть наших систем войсковой подготовки, различия, конечно же, присутствуют. Это, в частности, наглядно показало последнее совместное учение. К чести коллег по , они с интересом отнеслись к нашему опыту, изучили доклады командиров, посмотрели порядок их работы и, насколько я знаю, уже активно используют в своей системе подготовки войск отдельные моменты перенятой у нас боевой работы.

- Андрей Юрьевич, для российского контингента есть специфика в прохождении службы на территории Армении?

Если брать в расчёт сам принцип боевой подготовки личного состава, то он ничем не отличается от основной программы обучения военнослужащих в России. В этом просто нет необходимости. Но здесь, в Армении, мы вынуждены брать в расчёт такие дополнительные факторы условий прохождения службы, как высокогорье и горный рельеф местности. Судите сами. Пункт постоянной дислокации военной базы хотя и расположен в городской черте Гюмри, но он находится на высоте 1.524 метра над уровнем моря. Учебные места на высокогорном учебно-тренировочном комплексе «Алагяз» есть даже на высоте 2.280 метров. У учебно-тренировочного комплекса «Камхуд» высоты хотя и ниже, но 1.840 метров - это существенное превышение по отношению к привычной нам, как правило, равнинной местности России. В таких высокогорных районах естественная разрежённость воздуха требует от личного состава дополнительных физических сил. Особенно это касается водителей автотранспортных средств и механиков-водителей боевых машин. Причём сразу в двух моментах. Первый касается физического состояния военнослужащих. Второй - эксплуатационного режима вверенной им боевой техники. На том же «Алагязе» температура кипения охлаждающей жидкости происходит уже при 80 градусах. Подобные эксплуатационные условия сильно сказываются на работе двигателей техники, что в свою очередь требует от водительского состава повышенного профессионального внимания.
С учётом всё того же горного рельефа строится и план занятий по тактической, огневой, специальной подготовке боевых подразделений военной базы: мотострелками, танкистами, артиллеристами, разведчиками, подразделениями войсковой ПВО и так далее.

В дополнение ко всему приходится считаться с таким моментом, как весьма непродолжительный у нас, в составе базы, срок службы переменного личного состава. Если в России солдаты по призыву пребывают в системе войсковой структуры 12 месяцев, то на штатных должностях РВБ пять-шесть месяцев. Именно поэтому мы не можем себе позволить задействовать в полном объёме для вновь прибывших ни размеренный адаптационный период, ни курс одиночной подготовки. Как правило, приходится, полагаясь на уже имеющиеся профнавыки специалистов, сразу переходить к программе слаживания подразделений. Если в индивидуальном плане и удаётся что-то сделать, так только проверить уровень знаний и степень практического мастерства тех, с кем предстоит в последующие месяцы заниматься отработкой текущей учебно-боевой программы. Опять же в качестве примера: только в мае текущего года у нас завершился очередной этап формирования базы, а уже в этом октябре нас ожидает плановая смена личного состава.

В итоге при том же объёме проводимых мероприятий мы вынуждены заниматься гораздо интенсивнее. Лимит отведённого времени не допускает раскачку. И в этих условиях, вы не поверите, мы изыскиваем возможности увеличения совместных с военнослужащими ВС Армении практических действий на полигоне. Воспринимается как нонсенс? Но нам и это удаётся.

Наверное, в условиях почти экстремальной подготовки вас могло бы выручить наполнение штата боевых специальностей военной базы военнослужащими по контракту...

Возможно. Но мы реалисты, а не мечтатели. Поэтому работаем с тем контингентом, что нам определён. Контрактники у нас тоже есть, но их немного. Все они на должностях, определяющих боевую способность военной базы. В основном это специалисты на высокотехнологичных образцах военной техники, например в системе ПВО.

- Расскажите, как идут процессы обеспечения базы, обновления вооружения и парка автобронетанковой техники.

Пока мы остаёмся в условиях щадящего режима финансирования. К тому же база не числится в списке первоочередников по вопросам строительства. Поэтому мы сделали упор на программу подготовки штатных полигонов. Это сегодня в наших силах. Приводим к точному «бою» имеющиеся и создаём новые учебные места.

Естественно, уделили немало внимания нашим снайперам. Для них также было подготовлено огневое направление. Это надо было сделать, ведь в прошлом году специалисты-снайперы успешно освоили модернизированную СВД и бесшумный стрелковый комплекс ВСС «Винторез». С учётом нового вооружения процесс подготовки снайперов был направлен на изучение навыков выбора и занятия огневых позиций с учётом рельефа местности, сезона и времени суток, скрытного перемещения, применения средств маскировки, а также особенностей ведения снайперской дуэли.

Восстановили гранатомётное направление. Создаём полевые места для отработки нормативов. Совершенствуем танковую директрису. Приступили к оборудованию директрисы БМП. Оснащаем тактическое поле. На обоих полигонах в этом году завершим обустройство стационарных полевых лагерей.

В 2013 году существенно продвинулись вперёд в вопросе обновления автотранспортной базы. Унифицируется парк боевых машин пехоты.

Дислоцирующаяся на окраине Еревана авиабаза Эрибуни - это ещё одно структурное подразделение российской военной базы. Его тоже ожидают преобразования?

В определённой степени - да. Планируется, что в своё время на территории авиабазы разместится смешанный авиационный полк. То есть на площадках базирования боевых летательных аппаратов по соседству с истребителями МиГ-29 разместятся боевые и военно-транспортные вертолёты. На этот счёт весь пакет необходимых двусторонних документов уже подписан. В настоящий момент идёт оформление кадастровых паспортов на те участки земли, которые нам выделяются под застройки сопутствующей тематики. Это будут строения, выполненные из быстровозводимых конструкций.

В новом облике авиабазы РВБ обретёт совершенно иной, более разноплановый по своему практическом применению боевой состав.

- Эрибуни находится в отрыве от основного места дислокации военной базы. Это создаёт какие-либо трудности в руководстве воздушной составляющей российского контингента в Армении?

В своё время я был заместителем командира Тульской воздушно-десантной дивизии. Наши части находились в отрыве от штаба соединения за две с лишним сотни километров. Но у нас не было каких-либо проблем в процессе руководства подчинёнными полками.

Здесь удалённость авиабазы от «Большой крепости» - всего 120 километров. Честное слово, это не расстояние, чтобы говорить о каких-то затруднительных моментах. Тем более, возвращаясь к теме приходящего в составе РВБ контингента, стоит отметить, что в составе авиабазы Эрибуни случайных людей нет. И быть не может. Там лишь опытный лётный состав, имеющий за плечами сотни часов практического налёта. Данный момент обусловлен в первую очередь местом расположения взлётно-посадочной полосы. Это, во-первых, считаные километры до государственной границы Армении, когда пилоту буквально на взлёте приходится выполнять воздушный манёвр, для того, чтобы «не выйти за рубеж». Во-вторых, аэродром Эрибуни расположен в городской черте, что возлагает на боевых лётчиков особую ответственность в период выполнения практических полётов. Наконец, не стоит забывать, что пилотам российской боевой авиации каждый полёт приходится выполнять в условиях высокогорья, когда высота, например в 3-4 тысячи метров, здесь, в условиях Армении, является критически опасной.

В то же время стоит отметить, что даже в таких непростых условиях несения службы программу плановых полётов пилоты российской авиабазы Эрибуни «выбирают» полностью.

Не секрет, что с получением предписания для убытия в состав военной базы офицеры задумываются в том числе о том, в каких условиях им придётся размещаться на новом месте.

В системе военной базы изначально были созданы условия, гарантировавшие любому офицеру, прибывшему для прохождения службы в составе военной базы, служебное жильё. Женатым - квартиры в домах военного городка, холостякам - места в офицерских общежитиях.

- Войска на пороге итоговой проверки. На взгляд командира, какой уровень выучки продемонстрирует в этом году личный состав военной базы?

По итогам прошлого учебного года мы заняли второе место среди общевойсковых соединений Южного военного округа. Личный состав полон решимости не упустить завоёванных позиций. Особые надежды командование базы возлагает на рост показателей в вопросах профессиональной и физической подготовки. В отношении последнего могу добавить: когда я возглавил базу, среди офицеров и военнослужащих по контракту было около сотни тех, кому по физподготовке и три балла было бы в радость. Не скрою, меня, десантника, это сильно огорчало. Потому в ходе летней боевой учёбы было решено усилить внимание процессу физподготовки личного состава. Занятия стали носить более интенсивный характер. С отстающими начальник физподготовки базы по сей день ежедневно с половины седьмого утра проводит утреннюю физическую зарядку с постепенным переходом к силовым нагрузкам и бегу. Результат: количество отстающих значительно снизилось.

Накануне нашей встречи довелось наблюдать такую картину: в отдельных подразделениях в процессе занятий по физподготовке поверх спортивных курток надевают бронежилеты. Проще говоря, тренируются «по-десантному». Это с вашей подачи?

Нет, эта традиция появилась здесь до меня. Но она, заметьте, обоснована. Высокогорье - не для слабаков. Командиры подразделений базы это отлично усвоили. Потому в процессе занятий нередко обращаются к дополнительным нагрузкам, так называемым попутным физическим тренировкам, для того чтобы потом, оказавшись в горах, солдаты легче переносили разреженную атмосферу высот.

Владимир Путин провел сегодняшний день в Новороссийске, начав поездку с посещения строящегося порта «Военная гавань», где будут базироваться корабли Черноморского флота. После премьер отправился на площадь героев, где возложил цветы к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне и пообщался с ветеранами.

Подробности — у корреспондента НТВ Андрея Григорьева .

Пусть с Украиной удалось о продлении пребывания Черноморского флота в Севастополе, но и о запасной, дополнительной базе не забыли. В Новороссийске возводят большую военную гавань. Уже готов мол и несколько причалов, отчитались сегодня строители перед премьер-министром.

Сюда, правда, в соседний гражданский порт, скоро должен придти танкер «Московский университет», освобожденный от пиратов у берегов Сомали. В благополучном исходе происшествия, по мнению Владимира Путина, есть и заслуга судовладельца.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Хочу поблагодарить Вас и передать слова благодарности экипажу „Московского университета“ за их мужественное и профессиональное поведение. Мужественное потому, что они одну атаку отбили и действовали достаточно решительно. Профессиональное — за то, что они вовремя приняли правильное решение и создали все условия для боевого подразделения морской пехоты по освобождению судна».

Акваторию порта премьер-министру показали с катера, а вот по набережной он прогулялся пешком. Ее только что реконструировали, и теперь она стала для города своеобразной визитной карточкой.

Растянутый амфитеатром по побережью Новороссийск буквально прижат к Цемесской бухте горными хребтами: с одной стороны — вершина Колдун, с другой — Сахарная голова. Холодный ветер с континента почти не задувает, и свежие веяния в город, кажется, могут попасть только с моря.

Это крупнейший российский порт на Черном море, и в Великую Отечественную войну за обладание им шла ожесточенная борьба. Владимир Путин сегодня вместе с ветеранами почтил память павших и возложил цветы к Вечному огню. Мемориал здесь содержится в образцовом порядке, и даже почетный караул из юнармейцев сохранился. Это один из лучших в России постов номер один.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Хочу поздравить с замечательным праздником — с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне».

Премьер-министр поздравил ветеранов с наступающей 65-й годовщиной Дня Победы, расспрашивал их о проблемах и заверил, что государство сделает все возможное, чтобы эти проблемы оперативно решить.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Я хотел бы сказать о главном, о главном в нашей стране в течение многих и многих лет — жилищном вопросе. Вы знаете, что мы обещали в этом году закрыть проблему для тех ветеранов Великой Отечественной войны, которые встали на учет до 1 марта 2005 года. Докладываю, что эта задача выполнена. Последний регион, который отчитался о выполнении данной задачи, это как раз Краснодарский край. Соответствующее извещение оттуда прислали 1 мая 2010 года. Я допускаю, что где-то еще есть какие-то погрешности, но повторяю: официально все регионы отчитались. Мы, конечно, это будем проверять. Но эта задача полностью решена».

Обстановка теплая, у ветеранов настроение бодрое. Все они в качестве зрителей приглашены на военный парад, который пройдет 9 Мая в Москве на Красной площади.