Аргументы про войну егэ. Литературные аргументы

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Во время Великой Отечественной войны за нашу Родину сражались не только мужчины, но и женщины. Порой они становились для фашистов настолько опасными, что на некоторых из них начиналась персональная охота.

Пулеметчица Маншук Маметова

В 1942 году казашка Маншук Маметова добровольно пошла на фронт. Еще до войны она неплохо стреляла, а потому неудивительно, что во время службы живо интересовалась устройством пулемета «Максим». Маметова попросила перевести ее в стрелковую часть,. 15 октября 1943 года Маншук Маметова участвует в боях за город Невель в Псковской области. Большинство ее сослуживцев погибают, и Маншук остается одна. Она отчаянно отстреливается сразу из трех пулеметов одновременно. Но вражеская пуля попадает ей в голову. Маншук теряет сознание. Однако приходит в себя, когда слышит приближающиеся голоса фашистов. Девушка снова хватается за пулемет и из последних сил защищает вверенную ей высоту. Фашистов она так и не пропустила. Маметова уничтожила 72 фашиста. И это только в одном бою! К сожалению, этот бой стал для Маншук последним – ее ранение оказалось смертельным. В 1944 году Маншук Маметовой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Летчица Лидия Литвяк

Лидия Литвяк с детства занималась в аэроклубе, а повзрослев, стала тренировать пилотов сама. В 1942 году, для того чтобы попасть в авиаполк, она приписала в документах недостающие часы летной подготовки. Литвяк сразу показала себя на поле боя, сбив немецкий бомбардировщик. Ее перевели в истребительный авиационный полк. А однажды летчица сбила немецкого барона, которому до этого не было равных в воздухе. Всего же Лидия сбила 11 вражеских самолетов. Несколько раз она была ранена, но всегда возвращалась в строй. Однако 1 августа 1943 года Лидия все же не вернулась из боя. Отважную летчицу хотели сразу приставить к награде, но ее тело найти не удалось, и кто-то пустил слух, что Лидия в плену. Останки легендарной летчицы были обнаружены только спустя 28 лет. В 1990 году Лидия Литвяк удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.

Снайпер Людмила Павличенко

Людмила с детства хорошо стреляла, поэтому, когда грянула война, она сразу попала в 25-ю Чапаевскую стрелковую дивизию. Благодаря меткости и своему умению оставаться незаметной, Людмила Павличенко с легкостью «снимала» фашистских снайперов. На счету Людмилы - 309 убитых фашистов, из них 36 - снайперы. Немцы боялись ее и однажды по громкоговорителю принялись сулить Людмиле высокие звания и шоколад в придачу, если только она согласится перейти на их сторону. Конечно, Люда отказалась, и за девушкой началась настоящая охота. За ней прислали немецкого снайпера, на счету которого были более 500 убитых советских солдат. Но Людмила победила в этой дуэли. После ранения Павличенко занялась тренировкой других снайперов. А как-то раз ее вместе с делегацией отправили в США, чтобы убедить американское правительство открыть еще один фронт. Американцы с любопытством рассматривали женщину-снайпера и засыпали ее вопросами о косметике, прическе и нарядах. Наконец Павличенко не выдержала. «А вам не кажется, джентльмены, - спросила Людмила, - что вы уже слишком долго прячетесь за моей спиной?» Эти слова, как выстрелы, поразили собеседников. Людмила Павличенко получила высокое звание Героя Советского Союза. Умерла в 1974 году.

Снайпер и телефонист Татьяна Барамзина

До войны Татьяна училась в педагогическом институте, а позже работала воспитателем в детском саду. Трудно поверить, что хрупкая девушка с такой мирной профессией лично убила 36 немцев. Поначалу Таня служила снайпером и успела устранить 16 врагов. Но зрение девушки стало ухудшаться - ей пришлось переучиться на телефонистку. Под непрерывным огнем Татьяна много раз восстанавливала поврежденную телефонную связь. Однажды по заданию командира она отправилась во вражеский тыл, где вместе с товарищами столкнулась с противником. Барамзина отстреливалась до последнего. Но ее взяли в плен. Татьяну жестоко пытали перед смертью: ей выкололи глаза, отрезали груди, а потом расстреляли из противотанкового орудия. Ее опознали только по фрагментам одежды и волос. Ей было всего 24 года. В 1945 году Татьяне Барамзиной было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Партизанка Лиза Чайкина

Обычный библиотекарь Лиза Чайкина в годы войны организовала партизанский отряд из 70 односельчан. Лиза прекрасно владела оружием и отлично ориентировалась на местности. Именно благодаря этим умениям она воровала у фашистов ценные для советской армии сведения и легко уходила от преследования. Немецкие солдаты открыли на Лизу настоящую охоту. И однажды она увенчалась успехом. 22 ноября 1941 года Лиза Чайкина отправилась на очередную разведку. По пути она заночевала у своей подруги Маруси. Но двое местных жителей – конюх и его сын – донесли немцам о местонахождении неуловимой партизанки. Саму Марусю, ее брата и мать расстреляли сразу, а Лизу взяли в плен. Девушку долго пытали, но она не выдала товарищей. Единственное, что сказала Чайкина перед смертью, - «Победа будет за нами!» В 1942 году Лиза Чайкина была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно. Ее именем названы улицы во многих российских городах.

Все привыкли к тому, что память о войне и представление о ней – мужские. Ведь воевали в основном мужчины. Женщина и война — понятия несовместимые. Именно над этим и размышляет автор. Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту . Когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов, многие женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью до комка в горле — обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны.

В своём рассказе В. Ерашов описывает боевой день молодой женщины – Кати, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни…. «Терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни». Катя выполнила свою боевую задачу, за что была награждена орденом и стала не матерью, не женой, не хранительницей домашнего очага, а командиром танка.

Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему: не женская это доля – убивать. Подвиг женщин запечатлён в произведениях художественной литературы. Разве можно без волнения читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»? Со слезами на глазах мы узнаём о девчонках, ещё не поживших, не познавших жизнь, сразившихся с вымуштрованными фашистскими головорезами. Когда погибает первая из девушек — Соня, главный герой говорит: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом…» Страшно ли было им умирать? Конечно, страшно. Но они понимали: нельзя пропустить врага, за ними – народ, страна…

Теме «женщина и война» посвящено стихотворение Ю.В. Друниной: «На ничьей земле пылают танки. Удалось дожить до темноты… Умоляю: «Летние портянки И белье сдавайте на бинты». Я стираю их в какой-то луже, Я о камни их со злостью тру, Потому как понимаю – нужно Это все мне будет поутру».

Война – дело не женское. Изначальное предназначение женщины — продолжение человеческого рода, сохранение домашнего очага, воспитание детей. Мы должны помнить о том, что войны, будь они даже маленькие, — для женщины всегда великие, потому что женщина отвергает смерть, она призвана любить и продолжать Жизнь.

Валерия Гумовская ©