Битва за порт артур русско японская война. Соотношение сил к началу войны

Героическая оборона Порт-Артура потерпела крах из-за недальновидных решений генералов. Это поражение русских войск предопределило исход русско-японской войны.

Начало войны

С нападения японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура на русскую эскадру 26 января 1904 года начались масштабные боевые действия русско-японской войны. Японцами были торпедированы и на время выведены из строя лучшие русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада». Меры по охране кораблей на внешнем рейде оказались явно недостаточными. Стоит признать, что фатальных повреждений ни один из русских кораблей не получил, а после артиллерийского боя утром 27 января японский флот был вынужден отступить. Фатальную роль сыграл моральный фактор - японскому флоту удалось захватить инициативу. Наша эскадра стала нести в последующие дни нелепые и неоправданные потери из-за слабого взаимодействия и управления. Так, спустя уже два дня после начала войны, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин».

Минная война

В ходе борьбы за Порт-Артур обе стороны активно использовали минные заграждения: русские для защиты подхода к крепости, а японцы для усиления блокадных мер. Причем потери от мин в кораблях и личном составе для обеих сторон оказались гораздо большими, нежели чем во всех артиллерийских морских боях у Порт-Артура вместе взятых. В результате подрыва на японских минах затонули броненосец «Петропавловск» (на корабле погибли вице-адмирал Степан Макаров, его штаб и большая часть команды), канонерка «Гремящий» и четыре миноносца. Русские корабли за время боев выставили на подходах к крепости 1442 мины, жертвами которых стали 12 японских кораблей, в том числе броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Таким образом, самые тяжелы потери в войне 1904-1905 годов японский флот понес именно от русских мин у Порт-Артура.

На кого работает время

События у Порт-Артура в немалой степени определяли общий ход военных действий Русско-японской войны. У русского командования возникла необходимость провести ряд наступательных действий с целью деблокировать крепость. Это заставляло переходить в наступление. Результатами таких вынужденных и плохо подготовленных наступлений становились неудачи под Вафангоу и на Шахэ.

Для японцев, планировавших овладеть Порт-Артуром сходу, длительная осада также оказалась сложной задачей. Она сковывала треть всех японских войск на континенте. Попытки же решить проблему одним мощным штурмом (как в канун боев на Шахэ) вели к колоссальным потерям с минимальным военным результатом. Сдача же крепости 5 января 1905 года позволила японскому командованию своевременно перебросить 3-ю армию из под Порт-Артура в Маньчжурию незадолго до крупнейшего сражения войны под Мукденом.

Продовольствие

В период борьбы за Порт-Артур как русская, так и японская армии испытывали нехватку продовольствия. Ситуацию в крепости усугублял запрет генерала Стесселя местному китайскому населению заниматься рыбной ловлей, которая могла быть серьезным подспорьем в борьбе с нехваткой продовольствия. И если запасов муки, сухарей и сахара на момент сдачи крепости оставалось еще на месяц-полтора, то мяса и овощей практически не было. Среди гарнизона начала свирепствовать цинга.

Японские войска испытывали не меньшие трудности. Изначально система питания японцев не была адаптирована к боевым действиям на континенте в условиях более сурового, чем на японских островах климата и морозной зимы 1904-1905 годов. Огромная убыль в японской армии под Порт-Артуром (до 112 тысяч человек, по оценкам отечественных историков) была обусловлена не только боевыми, но и огромными санитарными потерями.

Гибель генерала Кондратенко

Тяжелой потерей для защитников Порт-Артура, ускорившей падение крепости, стала гибель начальника сухопутной обороны генерал-лейтенанта Романа Кондратенко. С именем этого человека, ставшего душой обороны Порт-Артура, связан целый ряд мероприятий по усилению обороны крепости. Под руководством Кондратенко оборона Порт-Артура была выстроена фактически заново.

Сосредоточение крупных сил на направлении главных ударов противника не раз позволяло Кондратенко отражать натиск превосходящих сил японцев. Большое внимание Кондратенко уделял внедрению технических новшеств (минометов, колючей проволоки с пропущенным через нее электрическим током). Являясь бесстрашным защитником Порт-Артура, в то же время, Кондратенко выступал за скорейшее окончание войны с Японией, указывая на необходимость подписания мира до того, как японцы сумеют овладеть Порт-Артуром. После гибели Кондратенко 2 декабря 1904 года генералы Стессель и Фок стали активно проводить политику, направленную на сдачу крепости японцам.

Высокая

Высокая (высота 203) являлась одним из ключевых пунктов обороны Порт-Артура. С Высокой просматривалась крепость и внутренний рейд, где находилась большая часть кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры. Японские войска предпринимали неоднократные попытки овладеть этой высотой. Наиболее ожесточенные бои на Высокой развернулись в середине ноября 1904 года, когда японцы бросили в бой две дивизии и сосредоточили огонь тяжелых 280 мм осадных гаубиц, от снарядов которых не спасала никакая защита. 23 ноября японцы окончательно овладели Высокой, получив возможность корректировать огонь осадной артиллерии по русским кораблям в Порт-Артуре, что и предопределило гибель большей части эскадры.

Русско-японская война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.

Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии.

О реакции русского общества на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. Являвшаяся на тот момент союзницей России Франция объявила о нейтралитете – союз с Россией был необходим ей для того, чтобы не допустить усиления Германии. Но, уже 12 апреля Францией был заключено соглашение с Англией, что вызвало охлаждение русско-французских отношений. Германия же заявила о дружественном нейтралитете по отношению к России.

Овладеть Порт-Артуром японцам, несмотря на активные действия в начале войны не удалось. Но, уже 6 августа ими была предпринята еще одна попытка. На штурм крепости была брошена 45-твсячная армия под командованием Ойямы. Встретив сильнейшее сопротивление и потеряв более половины солдат, японцы 11 августа вынуждены были отступить. Крепость была сдана только после гибели генерала Кондратенко 2 декабря1904 г. Несмотря на то, что Порт-Артур мог бы продержаться еще не менее 2 месяцев, Стессель и Рейс подписали акт о сдаче крепости, в результате чего был уничтожен русский флот, а 32 тыс. человек попали в плен.

Наиболее значительными событиями 1905 г. стали:

  • Мукденское сражение (5 – 24 февраля), остававшееся крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества до начала Первой мировой. Завершилось оно отходом русской армии, потерявшей 59 тыс. убитыми. Потери японцев составили 80 тыс.
  • Цусимское сражение (27 – 28 мая), в котором японский флот, численностью в 6 раз превосходящий русский практически полностью уничтожил русскую Балтийскую эскадру.

Ход войны явно складывался в пользу Японии. Однако ее экономика была истощена войной. Это заставило Японию пойти на мирные переговоры. В Портсмуте, 9 августа участники русско-японской войны начали мирную конференцию. Нужно отметить, что эти переговоры стали серьезным успехом для российской дипломатической делегации, которую возглавлял Витте. Заключенный мирный договор вызвал протесты в Токио. Но, тем не менее, последствия русско-японской войны оказались для страны весьма ощутимыми. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат. Была остановлена экспансия России на Восток. Так же, поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 гг. Среди причин поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. важнейшими являются следующие:

  • дипломатическая изоляция Российской империи;
  • неподготовленность русской армии к боевым действиям в сложных условиях;
  • откровенное предательство интересов отечества или бездарность многих царских генералов;
  • серьезное превосходство Японии в военной и экономической сферах.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год…

На фото выше крейсер “Новик”.

На фото ниже внутренний рейд Порт-Артура после нападения японских кораблей на русскую эскадру 22 января 1904 года.

«ПОРТ-АРТУР - китайский город Люйшунь, вошедший в историю Японии и России как Порт-Артур, возник в 80-х годах ХIХ века на юге полуострова Ляодун. Китайское правительство решило построить на берегу Желтого моря бухты военно-морскую базу. Начатые фортификационные работы были сорваны Японо-китайской войной 1894–1895 гг. Потерпевший в ней поражение Китай уступил весь полуостров Японии, но почти сразу же получил его обратно в результате совместного протеста России, Германии и Франции.

Через два года (1898) Россия получила права на аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. В 1901 по проекту военного инженера К. Величко началось строительство Порт-Артурской крепости. На рейде встала 1-я Тихоокеанская эскадра адмирала Старка (7 броненосцев, 9 крейсеров, 24 миноносца, 4 канонерские лодки и другие суда). Главной задачей гарнизона и флота была защита русских владений в Китае от нападения японских войск.

9 февраля 1904 года японский флот внезапно атаковал Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на рейде без боевого охранения. Японские миноносцы повредили три русских корабля и заперли флот до прихода своих главных сил в гавани Порт-Артура. 13 апреля погиб флагманский броненосец “Петропавловск”, а с ним и командующий русским флотом С.О. Макаров. Русская эскадра до 10 августа несколько раз пыталась выйти в море, но все время сталкивалась с японским флотом и возвращалась обратно. 19 августа начался штурм крепости. Потеряв за пять дней 20 тысяч солдат (русская армия - около 6 тысяч), японцы смогли вклиниться на отдельных участках в линию обороны, не добившись серьезного успеха в целом. 2-й и 3-й штурмы, предпринятые соответственно 19–22 сентября и 3–31 октября, позволили войскам генерала Ноги захватить три русских укрепления. Но и это не дало осаждающим стратегического преимущества.

Лишь после 4-го штурма, проведенного 5 декабря, японцы, потеряв 8 тысяч человек, захватили господствовавшую над городом гору Высокую и начали обстрел запертой на рейде эскадры. 15 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал Кондратенко со всем своим штабом.

Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней. В борьбе за город японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. Заключенный после войны Портсмутский мирный договор аннулировал права России на город и передал их Японии. Срок аренды истек в 1923, но японское правительство отказалось вернуть город Китаю. До конца второй мировой войны Порт-Артур служил Японии военно-морской базой и плацдармом для проникновения в Маньчжурию.

В августе 1945 город был захвачен советскими десантниками, и после капитуляции Японии получил статус базы совместного использования СССР и Китаем. Срок договора предусматривал такое использование в течение 30 лет. За первое десятилетие Советский Союз восстановил все разрушенные войной сооружения и построил ряд новых. А в мае 1955 безвозмездно передал все это Китаю в качестве акта дружбы». Взято отсюда .

Чрезвычайно любопытная история о том, как путем взяток китайским чиновникам царская Россия получила военно-морскую базу на территории Китая. Правительственная коррупция и политическая беспринципность во всем своем блеске .

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год,

Ниже знаменитый крейсер 1-го ранга «Варяг».

Статья В.Д. Доценко, «Крейсер “Варяг” – неизвестные страницы истории». Приведен документ, подписанный командиром крейсера 1 ранга “Варяг” капитаном 1 ранга Рудневым .

Ниже канонерская лодка «Кореец», Порт-Артур, 1904 год. Та самая, которая приняла неравный бой наравне с «Варягом» в битве при Чемульпо.

Схема канонерской лодки «Кореец», чертежи модели и волнующая история .

«Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них - умерло. Еще 11 наших раненых моряков были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли - в Одессу».

Ниже на фото командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев и командующий одесским военным округом генерал А.В. Каульбарс с группой моряков-героев.

16 апреля 1904 года они прибыли по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами,- промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

Ниже парад моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Группа офицеров крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», отличившихся в бою при Чемульпо. Сидят слева направо: священник М. Руднев, лейтенант П.Т. Степанов, капитан 2-го ранга Г.П. Беляев, капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, капитан 2-го ранга А.И. Засухин, лейтенант Е.А. Беренс, лейтенант С.В. Зарубаев.

Ниже гибель флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». На нем погибли командующий русским флотом С.О. Макаров и великий русский художник-баталист В.В. Верещагин.

«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска он был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов.

Гибель «Петропавловска» была глупой и трагичной, как и многие события в этой войне.
Не ожидая выхода всех кораблей и не отдав приказа протралить рейд, С. О. Макаров повёл броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и четыре крейсера к месту гибели «Страшного», успешно миновав минное поле. «Петропавловск» открыл огонь по японским крейсерам; японцы отступили на восток, где вскоре показались главные силы их флота. Русский отряд повернул к Порт-Артуру. Здесь к нему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет», после чего С. О. Макаров вновь пошёл на сближение с противником. На этот раз курс вёл прямо на мины.

«На мачте «Петропавловска» взвился сигнал: «миноносцам войти в гавань», и он на малом ходу начал поворот вправо. В 9.43 в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Боезапас сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду».

Ниже художник-баталист Верещагин. Он погиб на «Петропавловске». В наши дни так погибают военные корреспонденты.

Всю жизнь он был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) “учиться на живой летописи истории мира”, ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 × 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Потрясающий сайт, посвященный Верещагину и его картинам .

Ниже бронированный крейсер 1-го ранга «Аврора». Википедия . Во время «Гулльского инцидента» на нем был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. Кстати, это та самая «Аврора», сыгравшая позже определенную роль в Октябрьской революции.

Ниже крейсер (броненосец) «Громобой». Википедия . 14 августа 1904 г. во время боя в Корейском проливе крейсер получил серьёзные повреждения; потери в личном составе - 91 убитый и 185 раненых.

15 мая 1904 года он бестолково напоролся на камни в Амурском заливе и получил серьёзные повреждения. С большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте. Это спасло корабль и экипаж от гибели, но лишило их военной славы русского флота при обороне Порт-Артура. Впрочем, слава досталась «Богатырю» позже. Во время Первой Мировой войны 26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Крейсер «Рюрик» погиб в бою с японскими кораблями героически сопротивляясь более современным и многочисленным крейсерам противника. К моменту окончания пятичасового боя в живых на Рюрике из старших офицеров остался только один лейтенант Иванов 13-й (по принятой тогда в российском флоте нумерации однофамильцев), действовало всего одно орудие. Адмирал Камимура ждал капитуляции «Рюрика», но русской командой было принято решение затопить крейсер. Поскольку подрывные заряды оказались поврежденными, были открыты кингстоны. Камимура пришёл в бешенство от того что русские не сдают корабль и приказал открыть огонь по уже уходящему под воду крейсеру. «Рюрик» затонул у острова Ульсан. Из 796 матросов крейсера погибли 193, ранено 229 человек. Из 22 офицеров 9 убито, 9 ранено.

Ниже подбитые крейсеры «Победа» и «Паллада». Википедия .

Крейсер «Паллада» 8 февраля 1904 был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. Потом он вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого в основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 крейсер «Паллада» потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Ниже спуск на воду броненосца «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода.

На фото ниже – во время обстрела японских кораблей, русский крейсер «Паллада» и броненосец «Победа». Внутри рейда «Паллада».

Ниже эскадренный броненосец «Севастополь». Википедия .

Ниже эскадренный броненосец «Полтава». Википедия .

К концу ноября японцы захватили господствовавшие над Порт-Артуром высоты и стали прицельно обстреливать стоявшие в гавани русские корабли. Первой погибла «Полтава»: 22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками. Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра (около 2 т пороха), в результате чего были разрушены многие водонепроницаемые переборки и пожарные магистрали, погиб один нижний чин и ещё 10 было ранено (всего на корабле находилось порядка 50 человек). Подошедший на помощь пароход «Силач» вкупе с поступавшей водой смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы. Остатки экипажа приняли участие в последних боях за Порт-Артур.

8 июля 1905 года (по новому стилю) японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго» (запись хираганой: たんご, катаканой: タンゴ, иероглифами: 丹後; так называется один из районов древней японской столицы Киото). В 1915 г. «Полтава»-«Танго» была выкуплена у Японии российским царским правительством, переименована в «Чесму», экипаж укомплектовали моряками Черноморского флота, а сам корабль зачислили в число гвардейских линейных кораблей Черноморского флота.

Ниже броненосец «Цесаревич». Ему удалось выжить во время обороны Порт-Артура. Драматическая история описана ниже по ссылкам.

Ниже минный заградитель «Амур».

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Однако, он не погиб. Корабль достался японцам, т.к. он оказался лежащим в доке в полузатопленном состоянии. Судьба «Амура» оказалась долгой и насыщенной событиями. Он участвовал в Октябрьской революции, в подавлении Кронштадтского восстания и даже участвовал в событиях начала Великой Отечественной войны в 1941-м г. История “Амура” ниже по ссылкам.

Ниже броненосец «Пересвет».

После захвата Порт-Артура на «Пересвете» побывал английский журналист Н. Сеппинг-Райт. Он вспоминал: «Палуба представляла картину разгрома и разрушения… Носовая башня была полуразрушена, орудия и станки - разбиты вдребезги… Снаряд сбил верхнюю часть башни, и на палубе лежала её крыша. Остальная часть башни вся расшаталась и представляла сходство с лопнувшим гранатовым яблоком. Мостик был уничтожен, а попавший в боевую рубку снаряд привёл её в полную негодность. Всё закоптело и искорёжилось от действия пожара. Огонь докончил разрушение всего уцелевшего от действия японских снарядов. Сильно пострадали дымовые трубы: одна из них имела вид безобразной груды изогнутого железа. Задний мостик находился в таком же состоянии разрушения, как и передний, хотя бушевавший на броненосце пожар сгладил много следов повреждений, нанесённых японскими снарядами».

Ниже флагманский крейсер «Россия». Википедия .

Затонувший японский брандер и русский пострадавший при минной атаке брандеров в ночь на 14 марта.

Русско-японская война, Порт-Артур, 1904 год, затонувшие броненосцы.

Погружаясь в архивные фотографии, документы и исторические свидетельства очевидцев, мы приходим к субъективной картине прошлого. Массовый героизм простых воинов в таком аду, когда смерть уже перестает быть личной трагедией. Массовая расхлябанность и безответственность управляющей верхушки, при которой военные корабли оказываются не боеспособны. Реальные случаи поступков военной верхушки, за которые в мирное время надо судить, а в условиях войны принято расстреливать на месте. Горько и трагично. Понимаешь, что нынешние проблемы России имеют глубочайшие корни…

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

Первая роковая случайность. Словом, война шла без видимого преимущества одной из сторон. Так продолжалось до марта 1904 г. В начале месяца в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом С.О. Макаров. Его назначение означало намерение политического руководства России изменить форму борьбы. Неискушенные в стратегических тонкостях обыватели негативно воспринимали серию тактических неудач на Дальнем Востоке. Общественное мнение требовало активизировать деятельность наличными силами и обеспечить краткую победоносную войну, желательную для консолидации общества и реабилитации власти. Образ Макарова, слывшего знающим и энергичным военачальником, отвечал требованию момента. Новый комфлот полагал возможным гальванизировать, приободрить эскадру и превратить исходящую от нее угрозу врагу из гипотетической в реальную. Ремонт поврежденных кораблей был форсирован, а боеготовые начали операции с целью помешать плотной блокаде крепости противником. Однако в целом верный замысел Макарова на деле привел к катастрофе. В последний день марта 1904 г. во время выхода эскадры в море, флагман командующего, броненосец «Петропавловск» подорвался на мине. Сдетонировал боезапас, и корабль пошел ко дну. Погибли: адмирал, часть офицеров его штаба и сотни членов экипажа. Утратой ценной боевой единицы и разрушением вертикали управления эскадрой тот трагический день не завершился. При возвращении в базу еще один броненосец, «Победа», коснулся мины. «Победа» осталась на плаву, но с перспективой продолжительного ремонта.

Японцы высаживаются на материк. К 1 апреля в составе тихоокеанской эскадры, таким образом, осталось лишь 3 боеготовых броненосца. Неплохо поставленная агентурная разведка японцев вскоре проинформировала Токио о том, что русские ослаблены как никогда. Час пробил: флот и армия микадо получили приказы о начале решительных действий.

22 апреля амфибийные силы японцев осуществили высадку авангардов 2-й армии непосредственно у основания Квантунского полуострова. Маневр противника, которому русская эскадра помешать не могла, позволил расчленить сухопутные силы России на две части. Большая группировка, представлявшая из себя непосредственно полевую армию в Маньчжурии, находилась севернее места высадки. Южнее остался квантунский отряд, отвечающий за оборону Порт-Артура. Японцы действовали быстро, реакция наших сухопутных сил запаздывала и носила недостаточный масштаб для эффективного противодействия десанту. Порт-Артур был отрезан. Война вступила в решающую фазу.

Командующий русской полевой армией генерал Куропаткин после коротких авангардных боев оттянул свои основные силы севернее позиций, на которых развертывались японские армии. Квантунский отряд отошел южнее, заняв Цзинджоуский перешеек - удобный для обороны пункт в узком проходе, отделяющем Квантун от массива Ляодунского полуострова.

Следует отметить, что серия удачных японских операций не являлась переломом в войне. Оперативная конфигурация оказавшихся на континенте войск была весьма опасной. Во-первых, занятый ими плацдарм находился под постоянной угрозой удара с севера. Во-вторых, стратегическая цель десантированных армий не имела ясного смысла. Наступление против Куропаткина было рискованным и могло считаться успешным лишь в случае полного разгрома русских сил. Надежд на это при силовом паритете и отмеченном тактическом превосходстве русских практически не было.

На поле боя японцы выглядели не лучшим образом, неизменно неся большие, нежели противник, потери. В таких условиях надеяться оставалось лишь на вытеснение русских в глубь Маньчжурии, однако при этом упрощалось снабжение куропаткинской армии, а японские коммуникации, напротив, растягивались. Следовательно, угроза, исходящая от сжимаемой русской пружины, не падала, а возрастала.

Другое перспективное направление удара - на юг к Порт-Артуру - также не отличалось особой заманчивостью. Квантунский отряд был достаточно силен, чтобы изрядно потрепать японцев. А в конце пути находилась первоклассная крепость, взятие которой требовало полноценной осады неопределенной продолжительности. Причем перспектива успеха могла быть в одночасье обесценена русскими. В случае удаления из Порт-Артура эскадры, операция полностью теряла смысл, и затраты, неизбежные при движении на юг, оказывались напрасными, поскольку самостоятельного значения крепость не имела, представляя интерес лишь как база флота. Уход эскадры во Владивосток разом разрушал весь японский план ведения войны. К сожалению, русское руководство сделало из понятной концепции, описанной выше, слишком буквальные выводы. Куропаткин попросту решил избегать сражений с решительными целями. Он начал экономить силы за счет сдачи территорий, которые не имели существенного значения.

Квантунский отряд, экономя войска, дал бой на перешейке. С блеском его выиграл и тотчас отошел к крепости. Цель была той же: сохранить людей для организации успешной обороны на укрепленных позициях.

Общей стратегической ситуации такие действия не меняли: японский плацдарм расширился, но опасность для него сохранялась. Исход фазы мог решиться в ходе морской операции.

При строительстве укреплений Порт-Артура была допущена одна, но важная ошибка. Не учли дальнобойности современных орудий. В результате тесная блокада крепости позволила японцам установить на своих позициях тяжелые орудия и начать обстрел эскадры в гавани. Порт-Артур перестал быть безопасным убежищем для кораблей. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Из Петербурга распорядились: эскадре надлежит прорвать японскую блокаду и следовать во Владивосток.

Счет выровнен. Приказ был своевременным и нужным. Нужным, поскольку из Владивостока эскадра создавала реальную угрозу берегам Японии, что понуждало последнюю, признав предыдущие успехи напрасными, менять весь план войны. Своевременным - поскольку русский расчет на потери японцев при осуществлении морской блокады, наконец, сбылся. 2 мая 1904 г. блокирующий флот у Порт-Артура понес серьезные потери.

На активном минном заграждении, поставленном русскими, погибли два японских броненосца. Линейные силы адмирала Того разом сократились на треть. За несколько часов до этого японский броненосный крейсер, совершив ошибочный маневр, протаранил своего легкого собрата. Получивший удар корабль мгновенно затонул. Виновника аварии с трудом довели до ремонтной базы. Активизация блокадной деятельности привела к серии других потерь. В итоге по количеству неудач на море японцы быстро догнали русских. Результат морской войны стал ничейным.

В июле 1904 г. конфликт вступил в фазу апогея. Приближался момент, по научному именуемый точкой бифуркации. Таким термином характеризуют события, коренным образом меняющие течение процесса.

Эскадра идет на прорыв. По авторскому мнению, такой точкой для русско-японской войны стал день 28 июля 1904 года. Утром основные силы 1-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Вильгельма Витгефта начали проведение операции с целью прорыва блокады и передислокации во Владивосток. В группу прорыва входили эскадренные броненосцы: «Цесаревич» (флагман адмирала Витгефта), «Ретвизан», «Победа», «Пересвет» (под флагом заместителя командующего контр-адмирала Ухтомского), «Севастополь» и «Полтава». Отдельный отряд с правом самостоятельных действий состоял из крейсеров: «Аскольд» (флаг начальника отряда контр-адмирала Рейценштейна), «Диана», «Паллада» и «Новик». Кроме крупных кораблей для прорыва выделили 9 эсминцев и госпитальный корабль «Монголия».

Характеризуя состояние эскадры, следует указать на следующие особенности. Часть штатной артиллерии кораблей, особенно среднего и малого калибров, была передана крепости для укрепления сухопутной обороны. Эскадренная скорость определялась возможностями ветеранов флота, броненосцев «Полтава» и «Севастополь», мощных, но тихоходных кораблей, не способных развить более 14 узлов. «Стариков» можно было с собой не брать, но в этом случае совокупная мощь русской группировки резко снижалась. По понятным причинам, русская разведка в Японии работала плохо, Витгефт не знал, что изрядная доля броненосных кораблей врага ушла от Порт-Артура для противодействия Владивостокскому отряду, и тихоходов для сохранения баланса взяли в прорыв. Следовательно, по таким важным показателям, как подвижность и артиллерийская мощь, русские заведомо уступали противнику. Система управления была сознательно упрощена до предела. По сути, действовала одна генеральная инструкция: любой ценой прорваться во Владивосток. В остальном построенная в 3 колонны эскадра должна была следовать за флагманом, повторяя его маневры. В случае гибели адмирала в командование вступал младший флагман и так далее. Единственными преимуществами русских были достижение относительной внезапности и превосходство в количестве хорошо защищенных линейных кораблей, гарантирующих высокую боевую устойчивость эскадры. Впрочем, силы противников в бою следует признать примерно равными. Исход боя для России зависел от решительности и мастерства экипажей и способностей командующего. Наконец, именно при равных исходных условиях, как правило, многое зависит от упомянутых в начале статьи превратностей военной фортуны. Дело в том, что случайности в бою бывают часто, однако преимущество одной из сторон может помочь их компенсировать за счет того или иного аспекта превосходства. Собственно поэтому основой военной стратегии является принцип максимальной концентрации сил на важнейших участках, дабы добиться возможности избежать случайного исхода боя за счет научно сопоставимых фактов. Но к моменту боя в Желтом море, омывающем Квантун, перевеса Россия достичь не успела. Бой, обреченный на судьбоносность, проходил в условиях господства случайностей.

Японцы разворачиваются для боя. Наблюдательная служба японского флота, заметив выход противника, оповестила штаб адмирала Того, и последний начал стягивать силы для генерального сражения. В тот момент под его руководством находились все 4 эскадренных броненосца, 4 броненосных крейсера, теоретически способных участвовать в линейном бою. Броненосцы играли роль статичного силового ядра, к ним примыкали два броненосных крейсера. Вторая пара тяжелых крейсеров играла роль лидеров легких сил. Сверх этого, Того подчинялись 9 легких крейсеров и несколько старых броненосных кораблей, не имеющих особой ценности в линейном бою, но пригодных для добивания поврежденных судов. Завершали подсчет эсминцы в количестве свыше 30, способные к самостоятельным действиям в ночь после боя, либо к поддержке своих сил посредством угрозы внезапных торпедных атак в период основной фазы сражения.

Первая фаза сражения. Около 12 часов дня Того стянул наличные корабли в район боя и приступил к боевому маневрированию. Построив главные силы в колонну, он, пользуясь преимуществом в скорости, догнал русскую броненосную линию и попытался охватить ее голову. Около 12.30 японские корабли открыли огонь. По мере сокращения дистанции русские начали ответную стрельбу.


Витгефт, справедливо усматривающий свою задачу в том, чтобы довести до Владивостока как можно больше целых кораблей, не стал добиваться оптимальной позиции для боя. Он действовал проще: по его приказу эскадра повернула восточнее, благодаря чему почти завершенный маневр противника утратил значение. Теперь русские проскальзывали за кормой врага; проход в море был открыт. Чтобы перестроиться и вновь занять оптимальное положение для артиллерийской дуэли, от Того требовались сложные маневры. Японцы отстали и к 14.30 огневой контакт прекратился, поскольку дистанция боя превзошла допустимую.

Оценивая обстановку, можно сказать, что первая фаза боя осталась за русскими. Японский флагман заигрался и совершил ошибочный маневр. Витгефт ошибку противника заметил и грамотно использовал. Выполнив поставленную задачу, прорвал вражескую блокаду. По сути, идея боя была претворена в жизнь: путь во Владивосток был открыт. Перестрелка существенных результатов не дала. Все русские корабли сохранили боеспособность и могли продолжать победное движение вперед. Нужно было только добавить скорости, чтобы окончательно оторваться от врага. Но именно этой возможности эскадра была лишена. Попытка увеличить ход до 16 узлов привела к отставанию двух тихоходных броненосцев. В результате боевую скорость вновь уменьшили до 12.

Погоня. Японская эскадра делала на 3-4 узла больше. Началась фаза погони. Японские корабли, пользуясь динамическим преимуществом, медленно, но верно догоняли русских. Витгефт пытался помешать этому посредствам едва заметных из-за большой дистанции поворотов на несколько градусов. Однако на этот раз его оппонент был бдителен и ошибок в маневрировании не допускал. Около 16.50 дистанция между противниками сократилась. Возобновился бой, идущий на параллельных курсах. Причем Того верно учел дополнительный фактор, создаваемый закатным солнцем. Японская колонна медленно шла мимо русской к Западу от нее, при этом солнце слепило наших наводчиков, мешая точной стрельбе. Постепенно японцы обгоняли, стремясь осуществить излюбленный маневр «Азиатского Нельсона» по охвату головы противника. Как говорят специалисты, Того собирался построить палочку над «Т».

Снаряды, русские и японские. До поры развитие боя было не слишком благоприятным для японцев. Русские артиллеристы стреляли быстро и метко. Превосходства японцев в количестве стволов заметно не было. Правда, на первый взгляд казалось иначе. Русские бронебойные снаряды при попаданиях не давали видимого эффекта. Нечеткий блеск и бронебойная болванка, специально сделанная толстостенной и прочной, исчезала внутри корпуса вражеского корабля, где относительно небольшой заряд взрывчатки и срабатывал. Такая работа снаряда была не слишком зрелищной, но полезной. Зато японский снаряд вел себя по-другому. В нем было больше взрывчатого наполнителя, за счет чего стенки делали тоньше. Броню такие снаряды, как правило, не пробивали, а рвались на виду, при этом возникал избыток дыма, хорошо различимый наводчиками, высокие температуры, провоцирующие пожары и множество мелких осколков, разрушающих небронированные участки корабля и приводящие к гибели незащищенных членов экипажа.

Объективно русский снаряд был лучше. Он мог поразить важнейшие механизмы броненосцев врага, укрытые за толстыми плитами высокопрочной стали. Но наблюдателям казалось, что японский огонь эффективнее. На самом деле все обстояло наоборот. По мере развития дуэли стрельба Объединенного флота начала слабеть: русские снаряды ломали башни, рвали броню казематов, выводили из строя орудия врага, пробивали толстенные бронепояса машинных отделений, разрушая механизмы движения. На руку русским играл еще один фактор. Японские фугасные «чемоданы», заправленные мощнейшей взрывчаткой - пикриновой кислотой (называемой в Японии шимозой), оказались слишком нежными. Они подчас рвались, еще не покинув орудийного ствола, моментально приводя орудие в негодность, убивая и калеча артиллеристов.

Так продолжалось около часа. Обе стороны несли потери, но противоборствующие эскадры сохраняли строй, их повреждения носили ограниченный характер и к гибели кораблей не вели. Около 17.30 наметился кризис боя с японской стороны.

"Микаса" под огнем. Японский командующий, находившийся на открытом ходовом мостике своего флагмана - броненосца "Микаса", наблюдал за развитием событий. Радости наблюдаемое не приносило. К тому времени в броненосец попали десятки снарядов. Русские, по понятным причинам, обстреливали "Микасу" с особым рвением, желая уничтожить удачливого командира противника, парализовать управление его эскадрой, а, если повезет, потопить этот символ враждебной мощи. Концентрированный огонь приносил результаты. Одна из башен главного калибра бездействовала. В казематах борта, обращенного к противнику, (где прятались среднекалиберные шестидюймовки) бушевал пожар. Из семи расположенных там орудий стреляло только одно. Командир "Микасы" и еще 25 офицеров и матросов были убиты. Еще 86 моряков нуждались в медицинской помощи. Из штабных офицеров, деливших общество со своим адмиралом, выбыло из строя 5 человек. Сказывалось нежелание Того изменять традиции и перебираться с открытого мостика в бронированную рубку. «Нельсон Азии», как именовали его мировые СМИ, любил видеть картину боя целиком, а обзор из защищенного КП был хуже. Надо полагать, штабные проклинали предписываемый кодексом бушидо фатализм начальника, но, естественно, молчали.


Схема эскадренного броненосца "Микаса"

Взгляд командующего скользил по его броненосной линии, отмечая неравномерность и редкость стрельбы, дым многочисленных пожаров, рысканье ведомых кораблей на курсе, что означало повреждение органов управления и ходовых механизмов. Противник выглядел лучше. Русские корабли шли хорошо. Пожалуй, лучше, чем когда-либо раньше; строй неприятельской эскадры выглядел ровным. Вспышки залпов мелькали часто и ритмично. Того взвешивал «за» и «против». Он не паниковал, но реально рассчитывал риск.

В шаге от победы. Решение было принято. Адмирал отдал приказ готовить сигнал к отходу. На вопросы свиты относительно исхода боя, он кратко ответил, что успеха ждать не приходится, и шансы русских предпочтительнее. Русские еще не знали, что победили, но штаб Того уже был уверен, что бой проигран. Потянулись трагические секунды технической паузы, в течение которых сигнальщики искали флажки, комбинация которых соответствовала приказу покинуть поле боя вслед за флагманом. Этот факт не выдумка досужих авантюристов от истории. Он имел место и был подтвержден очевидцами.

Пока набирали сигнал, отдающий русским победу в бою и в войне, Того рассматривал победителей. Около 17.37 настала кульминация. Возможно, уже обдумывающий ритуальное самоубийство высокопоставленный самурай увидел вспышку и сгусток дыма в районе передней надстройки русского флагмана, характеризующие попадание тяжелого снаряда. Реакция Того была мгновенной. Предыдущее распоряжение он отменил. Новый приказ повелевал продолжать бой.

Удар с большими последствиями. Попадание тяжелого японского снаряда в основание фок-мачты «Цесаревича», как и полагал Того, оказалось роковым. Как и его японский коллега, адмирал Витгефт отказался обосноваться в боевой рубке. Толковый штабист, более склонный к аналитической работе, чем к строевой службе, Вильгельм Карлович привык работать за столом, планируя войну, но не видя ее. Возложенные на него обязанности он выполнял, не имея особого авторитета в огромном боевом коллективе.

Усложнившееся искусство управления в XX в. требовало тандемного командования, состоящего из командира и начальника штаба. На долю последнего возлагался учет множества факторов при планировании операции. Функция командира подразумевала умение претворять план в жизнь, для чего требовались воля, настойчивость и умение верно оценивать ситуацию, внося в боевой проект своевременные изменения. Витгефту эти флотоводческие черты не были присущи. Он упрощенно понял свой долг командира, ведущего эскадру в тяжелый бой, как необходимость показать пример храбрости, не заботясь об обязательном сохранении верховного руководства.

Полагая, что подчиненные знают, что делать, адмирал приказал принести на мостик кресло и портрет жены. В этом кресле он и провел последние часы своей жизни. Рядом с ним расположились штабные чины, не имеющие права оставить адмирала. Вопреки традиционным упрекам исследователей, обвиняющих его в гибельном безразличии и отказе от активной борьбы за преимущества, стоит отметить следующее. Маневрирование эскадры было в целом верным. Витгефт и его штабные специалисты своевременно замечали угрозы и парировали их, всякий раз разрушая планы противника. В целом русский адмирал поступил, как его оппонент с японской стороны. Того все сражения провел, открыто стоя на мостике, и не имел даже царапины. А Витгефту не повезло, он погиб. Героическая смерть избавила его от позора, но глухие упреки в его адрес за пассивность и фатализм звучат по сию пору. Думается, напрасно. Пожалуй, единственной его ошибкой стал отказ отсрочить второй бой, бросив навстречу погоне идущие с эскадрой миноносцы. Это могло помочь задержать преследование, но дневная атака на сильную вражескую эскадру приводила к неизбежной гибели торпедных сил и их экипажей. Адмирал не пожелал оплачивать прорыв кровью сотен матросов миноносцев, только и всего. Видимо, он рассчитывал, что успех возможен без этой жертвы.

Так или иначе, японский снаряд буквально испепелил комсостав русской эскадры. Что, впрочем, не означало поражения. Уцелевший командир броненосца каперанг Иванов принял командование на себя. Корабль остался цел, и эскадра продолжала следовать за «Цесаревичем». О гибели адмирала информировать не стали.

Второй удар по «Цесаревичу». Того ошибся, считая, что определил переломную секунду боя, но, к сожалению, ненамного. Спустя 7 минут последовало второе попадание аналогичного снаряда, пришедшееся почти туда же.

Это кажется невероятным, но фронтовая мудрость о двух снарядах, никогда не попадающих в одну воронку, оказалась неверной. Второй удар был серьезней. Множество осколков, прошедших через смотровые прорези внутрь командного пункта, добило тех, кто уцелел от первого взрыва. Исполняющий обязанности командующего Иванов был ранен. Рулевое управление броненосца заклинило. К несчастью, руль был положен в состояние поворота, прекратить который было некому. Послушный рулю «Цесаревич» начал описывать циркуляцию. Его курс прорезал эскадренный строй. Опасаясь столкновения с флагманом, остальные броненосцы начали хаотичный маневр, разрушивший ордер русской колонны. В эти минуты Россия начала проигрывать войну.

«Ретвизан» вызывает огонь на себя. Впрочем, час японского триумфа еще не был предрешен. Сбившиеся в кучу русские корабли, прекратив огонь, дабы не задеть своих, превратились в отличную мишень для противника. Однако кризис боя был русскими преодолен. Командир шедшего вторым в колонне броненосца «Ретвизан» Эдуард Щенснович вызвал огонь на себя. Корабль, развивая полный ход, ринулся на японцев. Малопострадавший в бою броненосец, стремительно сближаясь с противником, вел частый огонь. Внимание вражеских артиллеристов, естественно, сосредоточилось на «Ретвизане». Минуты, необходимые для оценки обстановки были выиграны. Командир «Ретвизана» действовал очень рискованно. Его броненосец имел наспех заделанную пробоину в носовой части. Полный ход мог привести к разрушению временной конструкции. Но мастера не схалтурили. Корпус выдержал перегрузки. Дерзость Щенсновича спасла эскадру от опасности оказаться в задуманных противником клещах. Адмирал Того вынужденно увеличил дистанцию, и на русских кораблях смогли перевести дух. Однако другие корабли за «Ретвизаном» не последовали, упустив возможность общего прорыва сквозь враждебный строй, вследствие чего раненый командир героического корабля решил прекратить атаку и отступить к эскадре.

Роковые перелеты и потеря управления. Тем временем русские были заняты попытками восстановить боевую иерархию. Ставшая очевидной для всех и подтвержденная сигналом с «Цесаревича» гибель командующего означала, что его место должен занять младший флагман, князь Ухтомский, находившийся на броненосце «Пересвет». Контр-адмирал был цел и его корабль сохранил боеспособность. Ухтомский приказал известить эскадру о передаче руководства, для чего надлежало поднять сигнал, примерно означающий: «Флотом командую я, следовать за мной». Князь намеревался продолжить прорыв, который при настойчивом исполнении имел серьезные шансы на успех.

Но именно теперь сработала очередная роковая случайность. На «Пересвете» были сбиты стеньги обеих мачт. Стеньга - это массивный железный прут, венчающий основания мачты, служащий для крепления фалов или, проще говоря, веревок, к которым крепятся флажки сигнализации. Японские снаряды разрушили всю систему передачи сигналов. Потому приказывать Ухтомский не мог. Комбинацию флажков кое-как прикрепили к поручням мостика, т.е. много ниже, чем положено. К сожалению, на фоне надстроек броненосца, к тому же задымленного от множества пожаров, флажки не читались. «Пересвет» дважды обошел эскадру, надеясь повести ее за собой, но болтающихся в неположенном месте сигналов никто не заметил. На эскадре решили, что младший флагман не способен выполнять обязанности, после чего командиры кораблей принимали решения самостоятельно. Большая часть эскадры повернула назад к Порт-Артуру. Общий прорыв провалился. Броненосцы оставили противнику акваторию выигранного боя, обесценили понесенные потери и вернулись в гавань под огонь мощных осадных батарей противника.

Приходится признать: сбитые стеньги «Пересвета» стали «соломинкой, сломавшей хребет верблюду». Причем, «соломинкой» неожиданной. Если вдуматься, то снаряды, сбившие окончания мачт, были сугубо случайными. Не попадись болванкам на пути мачты броненосца, лететь бы им и лететь дальше на сотни метров, а то и - километры, никому вреда не причиняя. Очевидно, японские наводчики нервничали, торопились и палили в белый свет как в копеечку, давая очень большие перелеты. И на тебе, постыдные промахи возымели стратегический эффект. Добро бы море было бурным, японские артиллеристы могли бы оправдаться, что, мол, крутая волна опустила мишень. Но море в тот день было спокойным.

Если два попадания в «Цесаревич» с трудом, но укладываются в принятые тогда методики артстрельбы, хотя вообще стрелять из тяжелых калибров было принято в корпус, а лучше в его подводную часть, то с «Пересветом» японцы оскандалились, но очень удачно. Добытая дорогой ценой победа уплыла из русских рук по вине «мазилы-наводчика» флота микадо.

На пути к катастрофе. Предугадать такое до боя вряд ли возможно. Последствия случившегося избыточно печальны. Эскадра вместо продолжения марша к победе вернулась в Порт-Артур. Кстати, прибыли туда без потерь, но не в полном составе. Часть кораблей ушла в порты нейтральных держав, где по существовавшим законам корабли разоружили и передали под покровительство соответствующих стран. После войны корабли вернули, но в боевых действиях они больше не участвовали. Дошедшие до Порт-Артура требовали ремонта, осуществить который в блокированной базе было очень трудно. О новом прорыве в ослабленном составе мечтать не приходилось. И 1-я Тихоокеанская была полностью уничтожена огнем осадной артиллерии врага. Она погибла бесполезно и бесславно. Идущее с Балтики подкрепление безнадежно опаздывало, и к моменту прибытия на театр подкреплять давно было некого. Больше того, даже в случае гипотетического прорыва 2-й Тихоокеанской эскадры через Цусимский пролив в мае 1905 г., в лучшем случае пришлось бы все начинать сначала. В то время как в России уже шла революция, процесс, как известно, препятствующий эффективным военным усилиям государства. В принципе, эскадру Рожественского лучше было вернуть домой, не доводя до Цусимы. Но этого не произошло.

Крах дальневосточной политики России. Известно, что флот - оптимальный инструмент поддержки экономической экспансии государства. С мая 1905 г. русский флот практически перестал существовать. Продолжение войны окончательно утратило смысл. Как, впрочем, и продолжение развития в России империалистического капитализма. Такая субформация требовала экспансии и захвата новых рынков, делать это без флота было трудно и дорого. В итоге процесс построения русского капитализма вступил в полосу закономерных кризисов. Чем они кончились, читатель, наверное, помнит.

В сфере реальной политики и международных отношений произошли грандиозные, поистине исторические изменения. Русский Дальний Восток остался без защиты. Предстояло либо менять политические приоритеты и прикрывать морские рубежи, снимая дивизии с Европейского театра, чтобы хоть как-то гарантировать безопасность границ от поползновений торжествующих японцев, либо идти на компромиссы и искать сильных посредников. Выбрали второе. Посредник нашелся мгновенно. Японский союзник, Англия, предложила помощь, обещая не давать японцам воли. В обмен требовалось уладить споры в традиционных конфликтных регионах: Персии, Афганистане, Тибете. Россия пошла на подписание в 1907 г. договора, по сути останавливающего ее проникновение в эти районы. Сбывать продукцию, произведенную русскими буржуа, стало негде.

Зато внешняя политика России сменилась на диаметрально противоположную. Из соперника Британии мы превратились в ее сателлита. В ту пору англичан всерьез волновало усиление Германии. Для борьбы с ней был необходим русский союзник. При близком рассмотрении делить немцам и русским было нечего. Но положение обязывало. Чем все кончилось, напоминать не буду. Лишь замечу, что виной всему роковые перелеты, имевшие место 28 июля 1904 г.

Русско-японская война 1904–1905 гг. - война между Россией и Японией за сохранение и укрепление своего влияния на Дальнем Востоке. В ночь на 27 января 1904 г. японский флот без объявления войны атаковал русскую эскадру в Порт-Артуре и затем запер ее в гавани. Сухопутные японские войска высадились на Ляодунском полуострове и развернули наступление на север, в глубь Маньчжурии, одновременно блокировав Порт-Артур с суши. Русские войска провели против них несколько сражений (под Вафангоу, Ляояном, на р. Шахэ), но не смогли продвинуться вперед. 20 декабря после 11-месячной героической обороны блокированный с моря и суши Порт-Артур пал. В феврале 1905 г. русская Маньчжурская армия под командованием А.Н. Куропаткина потерпела тяжелое поражение под Мукденом, затем последовало поражение эскадры З.П. Рожественского в Цусимском морском сражении, что показало бесперспективность дальнейшего ведения войны. По Портсмутскому мирному договору (23 августа) Россия уступила Японии южный Сахалин, Порт-Артур и часть Китайско-Восточной железной дороги. Победа Японии объяснялась максимальным использованием ею своего военно-экономического и научно-технического потенциалов, малопонятными для русской солдатской массы целями войны, безыскусностью русского командования.

Подвиг кейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» (1904)

26 января 1904 г. крейсер 1 ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы отрядом контр-адмирала С. Уриу в порту Чемульпо (Инчхонь), Корея. Кроме русских кораблей здесь находились: английский крейсер «Тэлбот», французский «Паскаль», итальянский «Эльба» и американская канонерская лодка «Виксберг».

В тот же день командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга В.Ф. Руднев послал канонерскую лодку «Кореец» с донесениями в Порт-Артур. При выходе из Чемульпо канонерская лодка встретилась с отрядом Уриу и подверглась атаке японских миноносцев. Командир лодки капитан 2 ранга Г.П. Беляев, не открывая ответного огня, был вынужден вернуться на рейд (с «Корейца» были сделаны два нечаянных выстрела из 37-мм пушки).

Японские корабли вошли в Чемульпо и начали высадку войск. Утром 27 января контр-адмирал С. Уриу вывел свои крейсера и миноносцы с рейда и передал В.Ф. Рудневу ультиматум, в котором русским кораблям предлагалось покинуть порт до полудня, в противном случае они будут атакованы в порту. Командир «Варяга» решил выйти из Чемульпо и принять бой. Командиры иностранных стационеров ограничились формальным протестом против нарушения нейтралитета Кореи.

Отряд С. Уриу занял выгодное положение в узком проливе, ведущем с рейда Чемульпо. В составе отряда было 6 крейсеров, в том числе броненосный крейсер «Асама», бронепалубные «Нанива» (флаг С. Уриу), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и «Тийода», авизо «Тихайя» и 8 миноносцев. По размерам, бронированию и мощности вооружения один «Асама» превосходил оба русских корабля. «Варяг» не мог использовать свою скорость и оказывался особенно уязвимым вследствие незащищенности корабельных орудий от огня противника.

В 11:45 «Асама» с дистанции 38,5 кабельтовых открыл огонь по «Варягу». Третий японский снаряд попал в верхний носовой мостик русского крейсера, разрушил дальномерную станцию и вывел из строя дальномерщиков. Определявший расстояние мичман А.М. Нирод был убит. Это сорвало пристрелку, и интенсивный огонь из 152-мм и 75-мм орудий «Варяга» по «Асама» оказался неэффективным. Попадания японских фугасных снарядов и их близкие разрывы нанесли большие потери прислуге орудий русского крейсера. Экипаж «Варяга» храбро сражался, многие раненые оставались на своих постах, среди них – плутонговый командир мичман Петр Губонин, старший комендор Прокопий Клименко, квартирмейстер Тихон Чибисов, рулевой Григорий Снегирев, матрос 1-й статьи Макар Калинкин и др.

Видя невозможность прорыва, В.Ф. Руднев, также раненый, был вынужден повернуть обратно. В неравном бою, продолжавшемся около часа, «Варяг» получил 11 попаданий снарядов с пяти японских крейсеров, главным образом с «Асама». 10 из 12 152-мм орудий «Варяга» вышли из строя. Через 4 подводных пробоины в корпус поступала вода. Электрический привод управления рулем не действовал. Потери в личном составе составили: 130 офицеров и матросов, в т.ч. 33 человека были убиты или смертельно ранены.

Во время боя «Кореец» редким огнем своих орудий поддерживал «Варяга», но попаданий не добился. Стрельба японского крейсера «Тийода» по «Корейцу» также оказалась неэффективной. На рейде Чемульпо В.Ф. Руднев принял решение уничтожить корабли. «Кореец» был взорван. По просьбе иностранных командиров «Варяг» был затоплен. Впоследствии японцы подняли крейсер и ввели его в состав своего флота под названием «Сойя».

Экипажи русских кораблей были приняты на борт иностранных станционеров и, избежав плена, через несколько месяцев прибыли на Родину. Командир американской канонерки «Виксберг» отказал в помощи даже раненым русским матросам. В апреле 1904 г. команды «Варяга» и «Корейца» были торжественно встречены в Санкт-Петербурге. Все офицеры крейсера и канонерской лодки были удостоены орденов Святого Георгия IV степени, а нижние чины получили знаки отличия Военного ордена. «Варяг», о котором были сложены песни и написаны книги, стал своеобразным символом доблести и героизма российского флота.

Оборона Порт-Артура (1904)

В ночь на 27 января (на 9 февраля) 1904 г. японские миноносцы внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде в Порт-Артуре, повредили 2 броненосца и 1 крейсер. Этим актом была развязана русско-японская война 1904–1905 гг.

В конце июля 1904 г. началась осада Порт-Артура (гарнизон – 50,5 тыс. чел., 646 орудий). В 3-й японской армии, штурмовавшей крепость, насчитывалось 70 тыс. человек, около 70 орудий. После трех неудачных штурмов противник, получив пополнение, 13 (26) ноября начал новый штурм. Несмотря на мужество и героизм защитников Порт-Артура, комендант крепости генерал-лейтенант А.М. Стессель, вопреки мнению военного совета, сдал ее 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) противнику. В борьбе за Порт-Артур японцы потеряли 110 тыс. человек и 15 кораблей, а 16 кораблей получили серьезные повреждения.

Мукденское сражение (1904)

Мукденское сражение произошло 6 февраля – 25 февраля 1904 г. в ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. В сражении участвовали 3 русские армии (293 тыс. штыков и сабель) против 5 японских армий (270 тыс. штыков и сабель).

Несмотря на почти равное соотношение сил, русские войска под командованием генерала А.Н. Куропаткина потерпели поражение, но цель японского командования – окружить и уничтожить их не была достигнута. Мукденское сражение по замыслу и размаху (фронт – 155 км, глубина – 80 км, продолжительность – 19 суток) – первая в отечественной истории фронтовая оборонительная операция.