Боевые действия на онежском озере. Онежская военная флотилия

ОНЕЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ - на-име-но-ва-ние фор-ми-ро-ва-ний советских ВМФ, пред-на-зна-чав-ших-ся для дей-ст-вий на Онеж-ском и Ла-дож-ском озё-рах, в бас-сей-не реки Свирь.

1) Соз-да-на ле-том 1918 года во вре-мя годов. Пер-во-на-чаль-но со-стоя-ла из 9 ка-те-ров, позд-нее по-пол-не-на су-да-ми, мо-би-ли-зо-ван-ны-ми из гражданских ве-домств. Главная ба-за - . Из бое-вых дей-ст-вий Онежской военной флотилии. наи-бо-лее из-вест-на Вид-лиц-кая опе-ра-ция 1919 года, а так-же ов-ла-де-ние ост-ро-ва-ми Боль-шой Кли-мец-кий и Ме-га. В мар-те 1920 года рас-фор-ми-ро-ва-на.

2) Сфор-ми-ро-ва-на 7.8.1941 года на ос-но-ве Онеж-ской ба-зы Ла-дож-ской во-ен-ной фло-ти-лии. Главная ба-за - Пет-ро-за-водск, с 17 августа - Воз-не-се-нье, с 30 сентября - Вы-те-гра. Фло-ти-лия име-ла в со-ста-ве 5 ка-но-нер-ских ло-док и несколько воо-руженных ка-те-ров. Осу-ще-ст-в-ля-ла под-держ-ку войск на реке Свирь и южном бере-гу Онеж-ско-го озера. Рас-фор-ми-ро-ва-на 28 но-ября; ко-раб-ли бы-ли пе-ре-да-ны в со-став Волж-ской во-ен-ной фло-ти-лии.

3) 30.4.1942 года из со-ста-ва Волж-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-ро-ван Отдельный Онеж-ский от-ряд ко-раб-лей, в ко-то-рый во-шли: штаб-ной ко-рабль, 6 ка-но-нер-ских ло-док, 8 бро-не-ка-те-ров, 7 сто-ро-же-вых ка-те-ров и ка-те-ров-траль-щи-ков, 4 глис-се-ра, отдельный ба-таль-он морской пе-хо-ты, вспо-мо-гательные су-да, час-ти и уч-ре-ж-де-ния обес-пе-че-ния. Главная ба-за - Вы-те-гра. 31.12.1942 года от-ряд пе-ре-фор-ми-ро-ван в Онежскую военную флотилию. Ко-раб-ли и час-ти фло-ти-лии в 1942-1943 годах при-кры-ва-ли и под-дер-жи-ва-ли ог-нём ар-тил-ле-рии и вы-сад-кой так-тических де-сан-тов вой-ска 7-й От-дель-ной и 32-й об-ще-вой-ско-вых ар-мий; вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО; ве-ли борь-бу с си-ла-ми про-тив-ни-ка на Онеж-ском озере; обес-пе-чи-ва-ли за-щи-ту ком-му-ни-ка-ций; на-ру-ша-ли вой-ско-вые пе-ре-воз-ки про-тив-ни-ка. В хо-де Свир-ско-Пет-ро-за-вод-ской опе-ра-ции 1944 года Онежская военная флотилия со-дей-ст-во-ва-ла вой-скам при фор-си-ро-ва-нии реки Свирь, вы-са-жи-ва-ла так-тические де-сан-ты на остров Боль-шой Кли-мец-кий, в бух-те Лах-тин-ская, Уй-ской гу-бе и в Пет-ро-за-вод-ске. Толь-ко 21-28.6.1944 года ко-рабли и су-да фло-ти-лии пе-ре-вез-ли свыше 48 тысяч человек, 212 тан-ков, 446 ору-дий и боль-шое ко-ли-че-ст-во другой тех-ни-ки и гру-зов. При со-дей-ст-вии сил фло-ти-лии и де-сан-тов 28 ию-ня советские вой-ска ос-во-бо-ди-ли Пет-ро-за-водск. За му-же-ст-во и ге-ро-изм лич-но-го со-ста-ва поч. на-име-но-ва-ние «Пет-ро-за-вод-ский» бы-ло при-свое-но ди-ви-зио-нам ка-но-нер-ских ло-док, мин-ных ка-те-ров, 1-му ди-ви-зио-ну бро-не-ка-те-ров, 31-му отдельному ба-таль-о-ну морской пе-хо-ты. Рас-фор-ми-ро-ва-на в ию-ле 1944 года.

Ко-ман-дую-щие: Д.И. Фе-до-тов (июнь-но-ябрь 1918 года); Э.С. Пан-цер-жан-ский (но-ябрь 1918-март 1920 года); ка-пи-тан 1 ран-га А.П. Дья-ко-нов (август-но-ябрь 1941 года, май 1942-июль 1943 года); контр-адмирал П.С. Абань-кин (август 1943-январь 1944 года); ка-пи-тан 1 ран-га Н.В. Ан-то-нов (июль-август 1943 года, вре-мен-но исполняющий обязанности - январь-июль 1944 года).

Онежская военная флотилия 1-го формирования сформирована в августе 1941 г. из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии по решению главнокомандующего Северо-Западным направлением Маршала Со-ветского Союза К. Е. Ворошилова прика-зом заместителя наркома ВМФ И. С. Иса-кова. Главная база — Петрозаводск, с 17 августа 1941 г. — Вознесенье, с 30 сен-тября — Вытегра.
Флотилия имела в своем составе 5 ка-нонерских лодок и несколько вооружен-ных катеров. Осуществляла поддержку войск на реке Свирь и южном берегу Онежского озера.
Расформирована флотилия 28 нояб-ря 1941 г. приказом наркома ВМФ; кораб-ли были переданы в состав Волжской военной флотилии.
Командующий флотилией — капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (август — ноябрь 1941 г.)
Военный комиссар флотилии — батальонный комиссар Белокопытов С. Н. (август — декабрь 1941 г.)
Начальник штаба флотилии — капи-тан 3 ранга Поляков Д. И. (август — но-ябрь 1941 г.)

Онежская военная флотилия 2-го формирования . 30 апреля 1942 г. при-казом наркома ВМФ был сформирован Отдельный Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии, который 7 июня прибыл на Онежское озеро. В его состав вошли: штабной ко-рабль, 6 канонерских лодок, 8 бронека-теров, 7 сторожевых катеров и катеров-тральщиков, 4 глиссера, отдельный батальон морской пехоты, вспомогатель-ные суда, части и учреждения обеспече-ния. Главная база — г. Вытегра. 31 декаб-ря 1942 г. отряд был переформирован в Онежскую военную флотилию.
Корабли и части флотилии в 1942-1943гг. вели напряженную боевую дея-тельность: прикрывали и поддержива-ли огнем артиллерии и высадкой двух тактических десантов приозерные фланги войск 7-й Отдельной и 32-й ар-мий; выполняли задачи ПВО; вели борьбу с силами противника на Онежском озере; обеспечивали защиту коммуника-ций; нарушали войсковые перевозки противника по озеру.
В ходе Свирско-Петрозаводской операции (21 июня — 9 августа 1944 г.) корабли флотилии содействовали сухо-путным войскам при форсировании реки Свирь (23 июня), высадили такти-ческие десанты на о. Большой Климецкий (23 июня), в бухте Лахтинская (26 июня), Уйской губе и в г. Петроза-водск (28 июня). Только 21-28 июня 1944 г. корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли свыше 48 тыс. че-ловек, 212 танков, 446 орудий и большое количество другой техники и различных грузов. При содействии сил флотилии
и десантов 28 июня советские войска ос-вободили Петрозаводск.

За мужество и героизм личного со-става почетное наименование «Петро-заводский» было присвоено дивизио-нам канонерских лодок, минных кате-ров, 1-му дивизиону бронекатеров, 31-му отдельному батальону морской пехоты. Расформирована флотилия 10 июля 1944 г.
Командующие флотилией: капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Дьяконов А. П. (январь 1942 г. — июль 1943 г.); контр--адмирал Абанькин П. С. (август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (июль — август 1943 г., врио, и январь — август 1944 г.)
Военные комиссары (начальники политотделов) флотилии: батальонный комиссар Белокопытов С. М. (август — ноябрь 1941 г., май — август 1942 г.), ка-питан 2 ранга Коваль А. А. (август 1942г. — июль 1943 г.), капитан 1 ранга Лощаков Д. П. (июль 1943 г. — июль
1944 г.)

Начальники штаба флотилии: капи-тан 2 ранга, капитан 1 ранга Анто-нов Н. В. (январь — июль 1943 г. и август 1943 г. — январь 1944 г.); капитан 3 ран-га Зыбайло А. И. (июль — август 1943 г., врио, и январь — июль 1944 г.)

Весть о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде быстро пришла в Прионежье. Однако меньшевики и эсеры, засевшие в Олонецком губернском Совете, объявили о непризнании Советского правительства и отказались подчиняться его законам и распоряжениям, став тем самым на путь открытого предательства интересов народа.

Борьба за установление Советской власти в крае завершилась в начале 1918 года. 5 января к руководству Олонецким губернским Советом пришли большевики. В тот же день в адрес Совета Народных Комиссаров была направлена телеграмма об установлении в Петрозаводске народной власти. В январе Советская власть восторжествовала также в Повенце, Пудоже, Вытегре, а вслед за тем - и на всей территории края.

Начавшаяся весной 1918 года иностранная интервенция на Севере создала серьезную угрозу завоевания революции. Планы интервентов были очевидны: проникнуть в глубь страны начать наступление на Петроград и Москву.

Одной из мер, предпринятых для того, чтобы задержать продвижение врага на юг, было создание Онежской флотилии.

Военного флота на Онежском озере никогда не было. Переводить сюда корабли с Балтики было не только сложно, но и рискованно: не исключалась необходимость обороны Петрограда с моря. Поэтому при формировании флотилии основная ставка делалась на местные озерные и речные суда, наскоро приспособленные для военных действий. На палубах буксиров, доселе водивших баржи и плоты, устанавливались небольшого калибра пушки и пулеметы; переоборудовались мостики и помещения для команды. Настоящих военных кораблей было только два - минные заградители «Яуза» и «Березина». Укомплектовали флотилию в основном матросами Балтийского флота. Главной базой ее стал Петрозаводск. В дальнейшем на Онежское озеро перевели четыре речных канонерских лодки, два катера и несколько сторожевых судов из расформированной Волхово-Ильменской флотилии. Командовать Онежской флотилией назначили опытного моряка Э. С. Панцержанского, ставшего впоследствии начальником Морских Сил СССР.

Военные действия флотилии начались в апреле 1919 года.

Боевое крещение она получила на Ладожском озере, вдоль восточного побережья которого белофинские захватчики вели наступление через Видлицу- Олонец на Лодейное Поле. К этому времени флотилия состояла из четырех дивизионов (23 корабля) и ряда вспомогательных судов.
27 июня Онежская флотилия приняла активное участие в Видлицкой операции. Корабельная артиллерия подавила огонь береговых батарей неприятеля и обеспечила высадку десанта, овладевшего важным опорным пунктом врага и захватившего большие трофеи. Когда В. И. Ленин получил донесение о разгроме белофиннов под Видлицей, он, по словам Управляющего делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевича, «словно не веря своим глазам, несколько раз перечитывал подробную телеграмму, сейчас же бросился к карте и разъяснял всем к нему приходившим колоссальное значение этой новой победы, этой замечательной операции.
- И как прекрасно задумана! - восклицал Владимир Ильич,- и как выполнена!»

Одновременно с высадкой десанта у Видлицы, под прикрытием другой группы кораблей флотилии, была высажена десантная группа несколько южнее, в устье реки Тулоксы. И здесь бой закончился разгромом врага. В результате создалась благоприятная обстановка для наступления советских войск на всем Междуозерном участке фронта.

Между тем на Онежском озере обстановка становилась все более и более напряженной. К середине мая интервенты вышли
150
на побережье и захватили Повенец, а через несколько дней - Медвежью Гору. На воду были спущены несколько вооруженных судов и более десятка катеров-истребителей, которых поддерживала авиация - около 20 гидросамолетов. В Повенецком заливе были поставлены минные поля, на захваченной части побережья воздвигнуты батареи. Если бы врагу удалось обеспечить господство на озере, серьезная угроза возникла бы не только для Петрозаводска, но и для Петрограда. В конце мая войска противника развернули наступление от Повенца на Пудож и начали операции в Заонежье, которое к концу августа 1919 года оказалось в руках врага.

Онежской флотилии пришлось вести борьбу с интервентами одновременно в различных районах Онего. Корабли перевозили десанты в Заонежье, поддерживая их высадку огнем; помогали своими орудиями отряду, действовавшему на Пудожском участке фронта; вели дозорную службу. Почти ежедневно происходили столкновения с судами и самолетами врага. Положение осложнялось очевидным преимуществом интервентов в техническом оснащении судов и особенно превосходством в воздухе. Зенитных орудий на кораблях флотилии поначалу не имелось, единственным средством обороны было маневрирование. Летние бои показали, что если не будут приняты срочные меры для создания равновесия, а затем и перевеса сил на озере, наступлению противника будет противодействовать очень сложно.

В августе 1919 года корабли флотилии, рассредоточенные в Ладожском и Онежском озерах, были почти полностью сконцентрированы в Онего. Состав флотилии пополнился эскадренным миноносцем «Сторожевой», были выделены несколько самолетов. На помощь онежцам прибыли специалисты с Балтики. Все эти меры дали возможность Онежской флотилии начать активные наступательные действия.

Первой операцией стало освобождение Большого Клименецкого острова - важного опорного пункта противника. Корабли флотилии доставили к острову десантные войска (6-й стрелковый финский полк), подавили огневые точки врага и обеспечили успешную высадку красноармейцев на берег острова. В течение всего дня 13 сентября продолжался упорный бой, в результате которого белогвардейцы были вынуждены бежать. Реввоенсовет Балтийского флота в телеграмме Панцержанскому выразил «всей команде и командному составу Онежской флотилии глубокую благодарность за мужество и храбрость, проявленные за последние дни в боях с неприятельскими береговыми батареями, и за успешные десантные операции». «Стойкая борьба флотилии,- указывалось далее в телеграмме,- дает уверенность, что несмотря на тяжелую обстановку на фронте красные моряки общими усилиями с Красной Армией очистят Онежский район от белогвардейских насильников».

Обстановка действительно была тяжелой. Неприятель продвигался к Пудожу, надеясь после захвата города двинуться далее на Вытегру. Непосредственная угроза нависла над Петрозаводском - к середине сентября белогвардейцы стояли всего в 50 километрах (ст. Кивач).

В конце сентября на восточный берег Онежского озера советское командование направляет 9-й стрелковый полк для укрепления Пудожского участка фронта. Успешно взаимодействуя с судами флотилии и местными отрядами, полк не только остановил наступающего противника, но и вынудил его отступить обратно к Повенцу.

Одновременно был разработан план контрнаступления под Петрозаводском. В нем важное место отводилось действиям Онежской флотилии, которая должна была участвовать в нанесении удара по тылам противника.
25 сентября корабли флотилии вошли в Лижемскую губу Онего и высадили десант у деревни Лижма. Батальон десантников и отряд моряков освободили деревню и станцию, взорвали железнодорожный мост. На следующий день был высажен десант в Суйсари. При поддержке орудий с кораблей десантные отряды не только закрепились на берегу, но и стали быстро расширять захваченный плацдарм. В результате успешных действий десанта и сухопутных войск, начавших наступление под Петрозаводском, противник отступил от города и отошел к Кяппесельге.

В октябре - начале ноября 1919 года Онежская флотилия провела ряд операций совместно с частями Красной Армии в Заонежском и Повенецком заливах Онежского озера. При активном участии кораблей флотилии был высажен десант в районе Кузаранды (Заонежье), после чего основные действия развернулись в северо-восточной части озера, где войска белогвардейцев поддерживал флот.

Прежде всего предстояло освободить остров Мег, занимавший центральное положение при входе в Повенецкий залив. На рассвете 9 октября корабли подошли к острову и открыли артиллерийский огонь. После ожесточенной перестрелки гарнизон капитулировал. Путь в залив был открыт. Флотилия добилась полного господства на озере, хотя и не смогла использовать его в полной мере: менее чем через месяц Онего стало покрываться льдом, и все корабли были вынуждены вернуться на базу. Памятью о военных действиях в водах Онежского озера еще долгие годы оставались мины - белогвардейцы ставили в северной части озера минные заграждения, надеясь с их помощью оградить свои базы от подхода советских судов. Поэтому после того, как неприятель был изгнан с берегов озера (конец февраля 1920 года), специально организованный дивизион тральщиков вылавливал мины в течение лета 1920 года. Некоторые данные о расположении минных полей имел штаб Онежской флотилии, ряд сообщений поступил от местного населения. Всего было уничтожено 120 мин. Но это было еще не все, и в целях обеспечения полной безопасности плавания тральные работы возобновлялись и в дальнейшем, вплоть до конца 20-х годов.


К истории Онежской военной флотилии (1941 - 1944)
7 августа 1941 года заместитель наркома ВМФ СССР адмирал И.С. Исаков подписал приказ о формировании Онежской военной флотилии. К этому времени в Петрозаводске, где еще в июле была создана Онежская военно-морская база, находилась группа офицеров-балтийцев, в чью задачу входил осмотр судов Беломорско-Онежского речного пароходства с целью определения их пригодности для переоборудования в боевые корабли. К началу войны на Онего действовало несколько десятков различных судов, однако создание флотилии шло непросто. Некоторые из имевшихся плавсредств были непригодны для установки орудий, а многие уже несли боевую службу на Балтике и Ладоге. Еще в июне 1941 г. в соответствии с действовавшими мобилизационными планами туда было переведено и переоборудовано в тральщики и сторожевики не менее 28 онежских пароходов (из них 17 буксиров типа постройки 1935 - 1940 годов и четыре типа постройки 1934 года).
Мобилизационные ресурсы Беломорско-Онежского пароходства оказались исчерпанными. В итоге, когда в августе 1941 года в судоремонтные мастерские Вознесенья прибыли пушки и зенитные пулеметы, для их установки имелось всего четыре буксира. В спешном порядке их начали превращать в канонерские лодки. Первая вступила в строй 4 сентября, а к 15 сентября Онежская военная флотилия имела в своем составе 4 корабля такого класса: КЛ-11 (бывший), КЛ-12 (бывший), КЛ-13 (бывший № 18) и КЛ-14 (бывший № 89). 19 сентября КЛ-12 приняла первый бой, и этот бой стал первым не только для нее, но и для всей Онежской флотилии.
Напряженная обстановка, складывавшаяся на Карельском фронте осенью 1941 года, настоятельно требовала присутствия на Онежском озере советского корабельного соединения. Круг стоящих перед ним задач был очень широк, и для их решения требовались значительные силы. Хоть и не сразу, но они были получены, однако в течение всей войны рядом с современными броневыми, минными и сторожевыми катерами действовали и канонерки, немало способствовавшие тому, что Онежская флотилия смогла добиться полного превосходства над противником.
До конца октября 1941 года флотилия получила еще три канонерки: КЛ-15 (бывший № 60), КЛ-16 (бывший буксир) и КЛ-40 (бывший). В итоге навигацию 1942 года дивизион канонерских лодок Онежского отряда кораблей (созданного 30 апреля вместо расформированной Онежской флотилии) встретил, имея 7 боевых кораблей. Год спустя вступил в строй еще один - , после чего общий списочный состав кораблей дивизиона достиг 8 единиц.
Самыми старыми онежскими канонерками были КЛ-11 (построена в 1879 году), КЛ-12 (1885) и КЛ-40 (1905). КЛ-11 и КЛ-12 успели повоевать с белыми в 1919 году, а (тогда посыльное судно № 2) был даже поврежден бомбой, сброшенной с английского гидроплана.
- единственный в дивизионе корабль специальной постройки - был зачислен в состав Балтийского флота в 1917 году, но в строй вступил позднее, уже после гражданской войны. В 30-е годы он являлся учебным судном московского Осоавиахима. В состав Онежского отряда кораблей вошел 25 мая 1942 года, но поначалу использовался в качестве штабного. 4 января 1943 года его поставили на модернизацию и после замены силовой установки и вооружения переклассифицировали в канонерскую лодку, ставшую флагманом воссозданной весной 1943 года Онежской флотилии.
Все остальные корабли дивизиона канонерок были построены позднее - в 1928 - 1935 годах. Одна из них - КЛ-16 (с 30 апреля 1942 года КЛ-41) - в 1939 году в качестве тральщика участвовала в Финской войне. Осенью 1941 года она обеспечивала перевод недостроенных судов с Балтийского на Белое море и Волгу. После этого с нее сняли тральное оборудование, перевели в разряд канонерок и зачислили в состав Онежской флотилии.
В течение всей войны канонерские лодки были самыми крупными из действовавших на Онеге судов. Самые маленькие из них (КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15) имели водоизмещение 129 - 130 т, а самые большие - 220 т (КЛ-11) и 256 т (). Вооружение первоначально состояло из пушек калибра 75 мм (КЛ-11, КЛ-12, КЛ-16/41) и 45 мм. Из средств ПВО на палубах стояли 37-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы. В 1943 году КЛ-11, КЛ-40 и взамен старых 75-мм получили новые 85-мм зенитные полуавтоматы, позволявшие вести огонь по морским, наземным и воздушным целям. помимо этого был вооружен тремя американскими спаренными пулеметами и 82-мм минометом.
7 из 8 онежских канонерок были пароходами (2 колесных) с паровыми машинами мощностью 200 - 450 л. с. Их достоинством была способность работать на самом доступном и дешевом топливе - дровах. Но быстроходностью они не отличались. Лишь старая КЛ-11, если верить справочным данным, могла разогнаться до 14 узлов, тогда как скорость остальных не превышала 5 - 8 узлов.
был единственным кораблем дивизиона, оснащенным дизельной силовой установкой. Правда, поначалу это был 100-сильный двигатель, с которым лодка давала не более 5,3 узла. Во время модернизации 1943 года был установлен дизель мощностью 340 л. с., после чего скорость хода возросла вдвое - до 10,5 узла. В целом для оперирования в Онежском озере этого было достаточно, но для того, чтобы увернуться от финского снаряда, пожалуй, маловато.
Тем не менее в течение всей войны канонерские лодки Онежской флотилии несли активную боевую службу. Поддерживая сухопутные войска, они наносили артиллерийские удары по позициям финнов, вели дуэли с береговыми батареями, несли дозорную службу, стояли в засадах, отбивались от финских самолетов и конвоировали шедшие в Шалу или Вытегру транспорты. Нередко им приходилось участвовать и в операциях по высадке разведчиков на занятую противником территорию. Правда, порой этому мешала большая осадка, не позволявшая подойти к берегу. Поэтому чаще канонерки использовались в качестве буксиров и кораблей поддержки.
При выходе на такое задание канонерская лодка брала на буксир бронекатер или сторожевик (шлюпки для доставки разведчиков на берег) и направлялась в указанный квадрат. Там корабли расцеплялись, катер со шлюпкой уходил к месту высадки, а канонерка оставалась ждать его возвращения. Сделав свое дело, катер подходил к ней, его снова брали на буксир и вели домой, экономя дефицитный бензин.
Подобная практика позволяла подстраховаться и во внештатной ситуации. Так, летом 1942 года только присутствие канонерки спасло от гибели два бронекатера, высаживавших разведгруппу около Петрозаводска. При отходе один из катеров был подбит, второй вел его на буксире и, выгребая против волн, израсходовал почти все топливо. С большим трудом катера дошли до того места, где их поджидала КЛ-40, на прицепе у которой они и добрались до Шалы.
В условиях, когда корабли флотилии противника не оказывали никакого реального противодействия, главной опасностью для канонерских лодок были волны штормового Онего и бомбы финских бомбардировщиков.
31 июля 1942 года во время шторма у Василисина острова погибла КЛ-13. По словам очевидцев, на нее одна за другой обрушились две огромные волны, после чего лодка встала вертикально и ушла на дно, унеся на глубину весь экипаж.
1 июня 1943 года недалеко от того же Василисина острова три канонерки были атакованы тремя финскими бомбардировщиками. Два корабля, сманеврировав, уклонились от удара, но КЛ-12 не повезло. В нее попали две 100-килограммовые бомбы, после чего лодка затонула. При этом, по некоторым данным, погибли 27 человек ее экипажа.
Следует заметить, что КЛ-13 и КЛ-12 были единственными боевыми кораблями, потерянными Онежской флотилией. Потери их экипажей составили почти половину всех потерь, понесенных флотилией в 1941 - 1944 годах.
С гибелью КЛ-12 состав дивизиона канонерок уменьшился до 6 единиц. В мае 1944 года из него вывели еще два корабля. Правда, ни шторма, ни финны здесь были ни при чем. Приказом командующего флотилией КЛ-14 и КЛ-15 были переклассифицированы в сторожевые корабли и переименованы в СКР-14 и СКР-15. Логика этого решения понятна. К тому времени огневая мощь флотилии возросла многократно, а потом не было никакой нужды в канонерках, вооруженных устаревшими 45-мм пушками.
Свой последний поход дивизион канонерских лодок совершил в общем строю флотилии 27 - 28 июня 1944 года сначала в Уйскую губу, а потом в Петрозаводск. В июле его расформировали. ушел на Каспий, а остальные корабли были разоружены и вновь стали обычными буксирами. В 50 - 60-е годы их по очереди сдали на слом. Первым в 1956 году окончил свою службу (бывшая КЛ-11), последним в 1964 году был разобран № 60, бывший когда-то КЛ-15. Этих кораблей уже нет, но где-то в глубинах Онего еще покоятся останки КЛ-12 и КЛ-13...

А.П. Дьяконов с лета 1941 года командовал Онежской флотилией. Но допущенные им ошибки, которые привели к потерям, заставили наркома ВМФ перевести его летом 1943 года на менее ответственную работу.

Александр Дьяконов родился 5 декабря 1899 года в городе Холм, ныне Новгородской области. На флоте он служил с 1922 года. После окончания морской строевой школы в Ораниенбауме моряк был старшиной (январь – март 1923 года), главным боцманом (март 1923 – март 1926 года), политруком (до ноября 1927 года) эскадренного миноносца «Валериан Куйбышев»; в июле-ноябре 1928 года он временно исправлял должность военного комиссара того же эсминца. В декабре 1928 – декабре 1931 года Дьяконов являлся инструктором организационно-партийной работы политического отдела бригады миноносцев, в 1931–1934 годах был военкомом эсминца «Урицкий», сначала в составе Морских сил Балтийского моря, а с мая 1933 года – Северной военной флотилии, куда корабль перевели по Беломорско-Балтийскому каналу. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года моряк окончил командный факультет Военно-морской академии; его назначили начальником штаба бригады миноносцев Балтийского флота. С ноября 1939 по декабрь 1940 года Дьяконов состоял начальником отдела Специальных курсов командного состава, а затем до июля 1941 года – начальником курсов командиров кораблей Высших специальных курсов командного состава ВМФ. Курсы под его руководством готовили командиров эскадренных миноносцев .

В июле 1941 года капитана 2-го ранга А.П. Дьяконова назначили командиром Онежской военно-морской базы. Первоначально ему удалось вооружить лишь 4 буксира. 7 августа по предложению моряков командование Северо-Западного направления приняло решение о формировании флотилии. В тот же день приказом заместителя наркома Военно-морского флота И.С. Исакова флотилия была создана. Сначала в Онежской военной флотилии состояли 5 канлодок из озерных буксиров и несколько тральщиков. Осенью 1941 года эта небольшая флотилия под командованием Дьяконова поддерживала огнем войска 7-й армии .

18 сентября неприятель занял село Остречины на правом берегу Свири, но 19 сентября неожиданный обстрел канонерской лодки № 12 заставил неприятеля оставить деревню. Бой стал боевым крещением флотилии. 20 сентября десант (100 человек) выбил неприятеля из села Гак-Ручей при поддержке канонерских лодок № 13 и 14. Еще неделю флотилия из Свирской губы продолжала боевые действия в районе Вознесенья, не позволяя противнику форсировать Свирь.

28 сентября превосходящие силы противника заняли Петрозаводск. Главной базой флотилии стало село Вознесенье. Но 7 октября противник занял и Вознесенье .

В начале октября противнику удалось прорвать советские позиции за пределами огня корабельной артиллерии, и советские войска укрепились южнее Вознесенья на реке Ошта. Флотилия была вынуждена базироваться на Вытегру в устье одноименной реки. Моряки поддерживали сухопутные войска, не позволяя врагу переправиться. А 24 октября флотилия ушла на зимовку в Пермь .

Поздней осенью боевые корабли перебазировали на Волгу. Дьяконов командовал флотилией с августа по ноябрь. 28 ноября 1941 года флотилию расформировали, ее корабли вошли в состав Волжской военной флотилии. Дьяконов был командиром 6-й бригады речных кораблей (ноябрь 1941 – февраль 1942 года), командиром Отряда вновь строящихся кораблей в Астрахани (февраль – май 1942 года) . Однако опыт показал, что боевые корабли на Онежском озере необходимы. 30 апреля 1942 года нарком ВМФ приказал создать Онежский отряд кораблей из состава Волжской военной флотилии. В состав отряда включили управление отряда (штабной корабль «Московский комсомолец»), 6 канонерских лодок, 8 бронекатеров, 7 сторожевых катеров и катеров-тральщиков, 4 глиссера охраны водного района, 31-й отдельный батальон морской пехоты, службу наблюдения и связи, отделы тыла, складов и производственных предприятий. В качестве базы вновь избрали город Вытегра. В мае под командованием капитана 2-го ранга А.П. Дьяконова отряд с Волги направился на Онежское озеро. Переход проходил с 19 мая по 7 июня. В последний день корабли, кроме бронекатеров, прибыли в Вытегру и начали боевые действия. Отряд был непосредственно подчинен наркому ВМФ, а оперативно – командующему 7-й Отдельной армией. Восточный берег Онежского озера охраняли части 32-й армии севернее реки Водла и части 7-й отдельной армии (южнее реки). Главной базой Онежского отряда кораблей служила река Вытегра, но суда базировались также в Обводном канале, на реке Андома и реке Водла. База Вытегра, канал и шлюзы Мариинской системы были слабо защищены от ударов с воздуха. С появлением кораблей положение на Онежском озере улучшилось, так как и южная и северная (Шальская) группы кораблей своими активными действиями с июня до октября связали флотилию противника и помешали его перевозкам .

16 июня на флотилию прибыл дивизион бронекатеров. После трех дней подготовки катера перешли в устье реки Вытегра. Уже в ночь на 27 июня катера произвели первый обстрел берегов. В ночь на 9 августа бронекатера вели разведку боем в районе Вознесенья.

В состав Онежского отряда входили дивизион канонерских лодок (7 единиц), дивизион бронекатеров (8 единиц), дивизион катерных тральщиков и сторожевых катеров (9 единиц) и 31-й батальон морской пехоты. Моряки взаимодействовали с войсками 7-й Отдельной армии. Они несли дозорную службу, высаживали разведчиков, обстреливали береговые позиции. В летнюю кампанию Онежский отряд кораблей успешно выполнял указания сухопутного командования. Были установлены тесные связи со штабами армии, а также 4-го стрелкового корпуса, 272-й и 368-й дивизий .

Финны от города Повенец до села Вознесенье оборудовали опорные пункты с береговыми батареями; дополнением к ним служила озерная флотилия из нескольких канонерских лодок (вооруженных буксиров), самоходных барж и вооруженных катеров. Однако, прибыв в Вытегру, моряки не только выставили дозоры вблизи своей базы, но и высылали разведку в район Вознесенье. Благодаря активным действиям дозоров движение неприятельских судов было прервано, а линия сообщения Вытегра – Андома, по которой перевозили лес, была защищена от нападений врага. Канонерские лодки Шальской группы обеспечивали переход судов на линии Петрозаводск– Медвежьегорск. Канонерские лодки за кампанию 1942 года провели несколько десятков буксиров и 37 транспортов с 8 тысячами тонн грузов. Корабли и катера обстреливали населенные пункты, занятые противником, заставляя его держать часть сил на побережье. Были прерваны неприятельские коммуникации. Более 40 высаженных на берег разведгрупп собрали сведения о положении неприятеля у побережья и в глубине .

С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, и 5 раз проводила артобстрелы. Кроме дозоров, охраны коммуникаций, 15 раз высаживала разведгруппы, общим числом 126 человек, и снимала ранее высаженные группы. За тот же срок южная группа поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии. Было совершено 130 боевых выходов. 30 раз корабли и катера вели огонь по береговым объектам противника, 107 раз выходили в дозор, 3 раза – в поиск. Всего отряд выполнил 231 действие для обеспечения задания командования .

Сухопутное командование высоко оценило помощь моряков. Командир 4-го стрелкового корпуса генерал-майор П.А. Зайцев в отзыве писал: «Отряд кораблей за период своих действий оказал значительную поддержку и помощь в деле активной обороны частями корпуса. Своими решительными, дерзкими и смелыми налетами на тыл противника отряд оказал немалую услугу войскам, ослабляя врага и причиняя ему большие потери» .

В середине ноября 1942 года Онежский отряд, оставив на месте 31-й батальон морской пехоты, направился в Рыбинск на зимовку. Ранее были отправлены катера, часть тыла и оперативная часть для подготовки базирования. За зиму, несмотря на авиационные налеты противника, корабли прошли ремонт, а весной 1943 года на базе отряда была воссоздана Онежская военная флотилия. Первым эшелоном на озеро были отправлены канонерские лодки, бронекатера с походным штабом, тогда как начальник штаба капитан 2-го ранга Н.В. Антонов с группой офицеров оставался, чтобы ликвидировать последствия налета авиации противника и дождаться прибытия дивизиона торпедных катеров; именно эти катера, вооруженные «катюшами», значительно усилили огневую мощь флотилии.

Командующим флотилией с января по июль 1943 года оставался А.П. Дьяконов, которому 7 апреля 1943 года присвоили звание капитана 1-го ранга .

К 1943 году положение на берегах Онежского озера не изменилось. Финны удерживали западное побережье от Повенца до реки Ошта на юге, 32-я армия – восточное побережье от Заонежского и Повенецкого заливов до Повенца и севернее, 7-я отдельная армия – от устья реки Водла до устья реки Ошта. Финская флотилия состояла из 4 канлодок, 3 бронекатеров, 3 быстроходных десантных барж (БДБ) и нескольких катеров, а также 2 смешанных эскадрилий. 20 береговых батарей калибром от 75 до 152 миллиметров прикрывали все побережье.

В кампанию 1943 года флотилию оперативно подчинили 7-й отдельной армии. Ее задачей стала активная оборона южного и восточного побережья озера во взаимодействии с сухопутными войсками, артиллерийская поддержка приозерного фланга войск, защита перевозок и создание благоприятного оперативного режима на озере. Для этого Онежская флотилия располагала дивизионом канонерских лодок, отрядом бронекатеров, дивизионом минных катеров (из сторожевых и торпедных катеров, вооруженных ракетами), группы кораблей охраны водного района из сторожевых кораблей и сторожевых катеров и катеров-тральщиков. Со временем численность флотилии выросла .

На кампанию 1943 года Карельский фронт по согласованию с Главным штабом ВМФ поставил перед флотилией следующие задачи: противодесантная оборона побережья, содействие флангам войск артиллерией и высадками десантов, оборона озерных путей сообщения и действия на коммуникациях противника, ведение постоянных боевых действий. Основными противниками флотилии являлись авиация и береговая артиллерия .

В первой половине мая 1943 года основные силы флотилии прибыли. Сразу же начались боевые действия бронекатеров.

В мае 1943 года была сделана попытка обстрелять канонерскими лодками военные объекты под Петрозаводском. Однако противник, узнав о приближении кораблей, выслал авиацию, которая нанесла потери флотилии и заставила ее отойти, так как своего прикрытия с воздуха не было .

Летом прибыл дивизион торпедных катеров с неуправляемыми ракетами («катюшами»), которые именовали минными кораблями. После изучения новой техники А.П. Дьяконов решил проверить готовность дивизиона и отправился вместе с Антоновым к устью реки Вытегра. Так как поступило сообщение о появлении неприятельского конвоя, Антонов с 2 бронекатерами вышел в море. После того как обнаружили буксир с баржей в охранении сторожевого катера, начальник штаба флотилии радировал командующему флотилией: «Вижу противника. Прошу выслать катера». Сам он принял решение атаковать противника .

Так как подкрепления не прибыли, Антонов приказал второму катеру поставить дымовую завесу, прикрывающую от огня береговых батарей. Сблизившись на 42 кабельтова, атакующий катер открыл огонь и вскоре поразил баржу; буксир и сторожевой катер отвернули под прикрытие береговых батарей. Так как второй катер не успел поставить отсекающую завесу из-за малой скорости, катера попали под обстрел береговых орудий противника, и Антонов приказал выходить из боя. Катера, маневрируя под огнем, почти без повреждений прибыли на базу. Катерники получили благодарность командующего. После того были проведены успешные испытания минных катеров .

Так как документов по управлению катерами с ракетными установками не существовало, при помощи побывавшего на флотилии главного артиллериста ВМФ контр-адмирала В.В. Чистосердова было подготовлено Наставление по боевому применению реактивных установок на катерах ВМФ. Подготовка экипажей минных катеров позволила успешно использовать их в боях.

Дьяконов командовал Онежской флотилией с 7 августа по 28 ноября 1941 года, Онежским отрядом кораблей – с апреля по 13 декабря 1942 года и затем снова флотилией с 10 мая по 7 июля 1943 года . Снят он был приказом наркома ВМФ за потери в начале кампании 1943 года.

С июля 1943 года капитан 1-го ранга Дьяконов был назначен начальником 4-го (июль 1943 – ноябрь 1944), затем до июля 1945 года – 5-го отделения исторического отдела Главного морского штаба. С июля 1945 по сентябрь 1949 года Дьяконов являлся заместителем начальника Военно-морского отдела по флоту советской части Союзной комиссии в Австрии. Затем он состоял начальником факультета заочного обучения Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова (сентябрь 1949 – сентябрь 1955 года). С сентября 1955 года Дьяконов оставался в запасе. Скончался А.П. Дьяконов в сентябре 1978 года в Москве. О его смерти поместила некролог газета «Московская правда» от 8 сентября 1978 года. Моряка наградили орденом Ленина (1946), 2 орденами Красного Знамени (1944, 1951), орденом Отечественной войны I степени (1945), Красной Звезды (1943), медалями .

О действиях Онежской флотилии А.П. Дьяконов рассказал в статье «Памятные годы» сборника воспоминаний онежцев «Боевые вымпела над Онего», изданном в Петрозаводске в 1972 году и переизданном в 1980 году.