Формирование удовлетворенности жизнью. Удовлетворённость жизнью: факторы положительные и отрицательные

ВВЕДЕНИЕ

Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастливыми. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда проводились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Необходимо отметить, что интерес к проблеме удовлетворенности жизнью в современной науке проявляется у представителей различных отечественных и зарубежных психологических течений в контексте изучения и повышения качества жизни, что является свидетельством актуальности и значимости данной проблемы.

Наше исследование проводилась в рамках институтов АмГПГУ. Практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования теоретических аспектов, материалов, полученных данных, а также выводов для изучения стратегий достижения удовлетворенности жизнью в отдельных социальных группах.

Мы построили своё исследование на основе высокого интереса к данной проблеме.

Объектом исследования выступали студенты первых курсов очного отделения, обучающиеся в АмГПГУ по специальностям «Математика и информатика», студенты естественно-географического факультета.

Предметом исследования являлись стратегии достижения удовлетворенности жизнью.

Гипотеза: не существует различий в стратегиях достижения удовлетворенности жизнью у студентов первого курса различных факультетов.

Целью данного исследования являлось изучение стратегий достижения удовлетворенности жизнью студентов.

1. Изучить состояние проблемы в научной литературе.

2. Изучить теоретические аспекты понятия стратегии достижения удовлетворенности жизнью и особенности юношеского возраста.

3. Изучить стратегии достижения удовлетворенности жизнью у студентов очного отделения первого курса АмГПГУ.

Эмпирический метод: психодиагностический.

Метод обработки данных: контент-анализ.

Методики: незаконченные предложения.

Испытуемые - студенты первого курса ФИТМиФ (19 человек), студенты первого курса ЕГФ (29 человек). Итого в исследовании приняли участие 48 человек.

Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста

Теоретический анализ проблемы удовлетворенности жизнью и стратегий её достижения

Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке.

Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

Майкл Аргайл употребляет понятия удовлетворенность жизнью и счастье как тождественные. «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций».

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами.

Важной для психолога особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является его неопределенность в предмете оценки -- в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка.

В начале 40-х годов, известный американский психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни":

1. Удовлетворение физических потребностей.

2. Удовлетворение потребностей в активности (психической и физической).

3. Удовлетворение социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, господство над другими, служение другим)

4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение).

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия.

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения.

М. Аргайл, английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели -- 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой: «Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект», где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность, в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

Особый интерес в психологии представляет вопрос, какими стратегиями пользуется человек для достижения субъективного благополучия. Понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности.

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская . Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью». Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации . Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашем исследовании мы опирались на стратегии достижения счастья, выделенные Кроником, Амхмеровым. Первая стратегия, принцип максимизации полезности мира -- состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Поскольку полезность любой вещи субъективно отражается в эмоциональном состоянии «приятного», то максимизация полезности мира одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

Вторая стратегия -- принцип минимизации потребностей -- состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряженности) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно -- то ли в силу отсутствия соответствующих объектов, то ли из-за недостаточных для их достижения способностей человека, то ли при наличии других более важных и жизненно необходимых для человека, но еще не удовлетворенных потребностей. на основе принципа минимизации потребностей возникали различные представления о путях обретения счастья -- от умеренности и разумного ограничения потребностей до крайнего лишения и отречения от внешних благ.

Третий стратегия состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов -- целей его различной деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима. Субъективной мерой сложности, как показано выше, выступает знание человека о том, что представляет собой данный объект, как и в каком направлении он будет изменяться. Следовательно, принцип минимизации сложности сводится к стремлению человека создать для себя ясную картину мира, позволяющую объяснять и предсказывать и тем самым делать мир субъективно более простым и понятным.

Четвертый принцип саморегуляции человеком своей мотивации к миру -- принцип максимизации способностей -- состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении.

Самостоятельно мы выделили еще две стратегии, так как, на наш взгляд, не все действия людей, направленные на достижение удовлетворенности жизнью, могут уложиться в предложенные категории. Таким образом, мы добавили такие стратегии как, «принимать себя, других людей и окружающий мир такими, какие они есть» и «стремиться быть максимально полезным и существовать ради блага других людей».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Р. М. Рахимгараева

В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.

Ключевые слова: ценность, счастье, удовлетворенность жизнью, психологические факторы удовлетворенности жизнью.

The article shows the problems of youth students ’ life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.

Key words: value, happiness, life satisfaction, psychological factors of life

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытовой, экономический, политический. Эти переживания выступают значимым фактором не только состояния индивидуального сознания, но в сумме, и состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Постоянная, полная и обоснованная удовлетвореность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В историконаучной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма

и эвдемонизма. В первой концепции наслаждение рассматривается как «высшая цель и главный стимул человеческого поведения» , а вторая признает «стремление к счастью критерием нравственности и основой поведения человека» . Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия.

В различных исследованиях изучаются компоненты счастья и удовлетворенности жизнью. Например, в работе Л. В. Куликова выделены главные составляющие субъективного благополучия: физическое (телесное); материальное; психологическое (душевный комфорт); духовное.

М. Аргайл , анализируя различные исследования счастья, значимыми источниками его называет социальные взаимоотношения (любовь, брак, дружбу), работу и досуг, религиозность и др.

В нашей работе мы попытались выявить объективно-субъективные

факторы удовлетворенности жизнью. Для исследования удовлетворенности жизнью мы основывались на теории оптимизации Р. Х. Шакурова , в которой подчеркивается, что в наиболее генерализованной, глобальной форме смыслом жизни каждого является счастье. На психологическом уровне эта общая, генеральная потребность проявляется в четырех формах - стремлениях: 1) к экономии ресурсов, к удовлетворению потребностей с наименьшей тратой времени, энергии и средств; 2) к динамизации своей жизни, тяге к разнообразию впечатлений, движений, деятельности; 3) к ценностному восхождению, к удовлетворению своих потребностей на все более высоком уровне; 4) к закреплению, стабилизации жизни.

Проявляться данные стремления могут в разных сферах жизни (профессиональная, образование, любовь, семья, друзья, увлечения) и по отношению к разным ценностям (социальные контакты, материальное положение, саморазвитие, признание окружающих, здоровье).

Цель настоящей статьи - показать психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью студенчеством в их профессиональном становлении, полученные эмпирическим исследованием.

Исследовано 840 студентов, из них: 559 студентов очного отделения и 281 студент заочного отделения Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного техническог университета им. А. Н. Туполева, Татар-

ского государственного гуманитарно-педагогического университета, и в том числе 524 девушки и 316 юношей в возрасте от 17 до 35 лет.

Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А. Б. Белоусовой (ТДУЖ), который построен на основе рассмотренной выше концепции Р. Х. Шакурова.

Статистический анализ проведен с использованием программного пакета <^ТАТКТ1СА». Каждая из исследуемых групп - студенты очного и заочного отделений были разделены методом кластерного анализа на пять подгрупп по уровням удовлетворенности жизнью. Методом факторного анализа, в каждой из выделенных подгрупп были выявлены скрытые от непосредственного наблюдения факторы. Всем факторам, полученным на выборке студентов очного отделения, мы присвоили букву «О» (очное отделение), а факторам, полученным на выборке студентов заочного отделения, присвоили букву «З» (заочное отделение) (таб.1).

Таким образом, для студентов очного отделения удовлетворенность на очень высоком уровне связана с чувством социальной востребованности. У студентов этой подгруппы общий оптимистичный жизненный настрой, они стремятся к достижениям в социальной сфере, связанной с многочисленными коммуникативными контактами (например, участие в студенческом активе); добиваются учебных успехов, затрачивая адекватные их возможностям усилия, без больших энергетических, психоло-

Высокий уровень Очень высокий уровень Уровень

Таблица 1

Факторы удовлетворенности жизнью

Л р 1 -е Очное отделение Заочное отделение

Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-1.1. - «социальные достижения» факторный вес - 2,26; факт. нагрузка - 4,12% Чувство социальной востребо- ванности кумулятивный вес - 5,60; кумулятивная факт. нагрузка - 35,04% З-1.1. - «стремление к радости» факторный вес - 2,97; факт. нагрузка - 19,79% Стремление к самореализации кумулятивный вес 7,27; кумулятивная факт. нагрузка - 48,44%

Фактор 2 О-1.2. - «экономический фактор» факторный вес - 1,74; факт. нагрузка - 10,89% З-1.2. - «самореализация в близких отношениях» факторный вес - 2,36; факт. нагрузка - 15,75%

ГО р о отк а Фа О-1.3. - «стремление к самореализации» факторный вес - 1,60; факт. нагрузка - 10,03% 3-1.3. - «стремление к независимости, самостоятельности» факторный вес - 1,93; факт. нагрузка - 12,89%

р о отк а Фа О-2.1. - «профессиональные перспективы» факторный вес - 2,08; факт. нагрузка - 13,01% Професси- ональная компетент- ность кумулятивный вес 5,25; кумулятивная факт. нагрузка - 32,79% 3-2.1. - «стремление к впечатлениям» факторный вес - 2,62; факт. нагрузка - 17,47% Стремление к приобретению статуса (социальные достижения) кумулятивный вес 6,31; кумулятивная факт. нагрузка - 42,07%

2 р о отк а Фа О-2.2. - «стабильность близких отношений» факторный вес - 1,64; факт. нагрузка - 10,23% 3-2.2. - «интеллектуальная компенсация» факторный вес - 1,97; факт. нагрузка - 13,16%

Фактор 3 О-2.3. - «разнообразие социальных отношений» факторный вес - 1,53; факт. нагрузка - 9,54% 3-2.3. - «социальный нигилизм» факторный вес - 1,72; факт. нагрузка - 11,45%

Низкий уровень Средний уровень Уровень

Продолжение табл. 1

Л р 1 -е Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-3.1. - «защита по типу ухода» факторный вес - 2,02; факт. нагрузка - 12,65% Чувство социально-экономической стабильности кумулятивный вес 5,15; кумулятивная факт. нагрузка - 32,19% 3-3.1. - «пассивная жизненная позиция» факторный вес - 2,32; факт. нагрузка - 15,49% Избегание ответственности кумулятивный вес 5,74; кумулятивная факт. нагрузка - 38,23%

(Ч р о 12 се © О-3.2. - «конфликт потребностей и возможностей» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,78% 3-3.2. - «профессиональная компенсация» факторный вес - 1,80; факт. нагрузка - 11,98%

со р о 12 се © О-3.3. - «уверенность в родительской поддержке» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,76% 3-3.3. - «стремление к социальной стабильности» факторный вес - 1,61; факт. нагрузка - 10,77%

р о 12 се © О-4.1. - «стремление к самореализации» факторный вес - 2,74; факт. нагрузка - 17,14% Социальная незрелость кумулятивный вес 6,04; кумулятивная факт. нагрузка - 37,79%. 3-4.1. - «конфликт потребностей» факторный вес - 2,40; факт. нагрузка - 16,00% Конфликт жизненных ценностей кумулятивный вес 6,43; кумулятивная факт. нагрузка - 42,90%

СЧ р о 12 се © О-4.2. - «инфантилизм» факторный вес - 1,81; факт. нагрузка - 11,32% 3-4.2. - «стремление к принадлежности, принятию» факторный вес - 2,09; факт. нагрузка - 13,94%

со р о 12 се © О-4.3. - «социальная компенсация» факторный вес - 1,49; факт. нагрузка - 9,33% 3-4.3. - «доминанта физиологических потребностей» факторный вес - 1,94; факт. нагрузка - 12,96%

Название фактора

Обобщенный фактор

Продолжение табл. 1

Название фактора

Обобщенный

О-5.1. - «компенсация через физическую сферу» (здоровый образ жизни) факторный вес

О-5.2. - «потребность в принятии, любви»

факторный вес

О-5.3. - «социальная отверженность»

факторный вес

Социальная

невостребо-

ван-ность

кумулятивный вес 7,22; кумулятивная факт. нагрузка - 45,10%

З-5.1. - «потребность в полноте, насыщенности жизни»

Чувство отверженности

кумулятивный вес 7,14; кумулятивная факт. нагрузка

З-5.2. - «сублимация» факторный вес - 1,91; факт. нагрузка - 12,72%

3-5.3. - «глубокий пессимизм»

гических и интеллектуальных затрат (например, выполняя домашние задания регулярно, но поверхностно, «для галочки» и получая по большинству предметов зачеты и экзамены «автоматом»); активно участвуют в различных студенческих мероприятиях, реализуя свои способности и творческий потенциал. Для достижения социального успеха студенты этой подгруппы могут жертвовать глубокими дружескими, интимными отношениями, т.к. эти отношения требуют много психологических и временных затрат.

В этой же группе удовлетворенность на высоком уровне связана с чувством профессиональной компетентности. Студенты этой подгруппы

относятся к учебе серьезно, получаемые знания для них - профессиональные знания, вклад в будущую профессиональную компетентность; их удовлетворенность жизнью строится на чувстве уверенности в том, что они владеют ситуацией, контролируют жизнь, и в том, что у них есть дружеская поддержка. Стремятся стать менее зависимыми материально от родителей, часто совмещают учебу с работой, выбирая, в основном, профессиональную деятельность социо-номического типа.

Средний уровень удовлетворенности основывается на чувстве социально-экономической стабильности. Эти студенты выбирают в жизни то, что хорошо знакомо, определено,

не предполагает неясности и новизны, и с чем можно достаточно легко справиться, прибегая к привычным формам поведения и эмоциональным реакциям. Они заботятся о своем здоровье, прежде всего потому, чтобы быть в нем достаточно уверенными, чтобы оно не подвело. Кроме того, их характеризует внутренний конфликт, связанный с любовными отношениями, когда желания превосходят возможности (например, выбирается партнер, с которым заведомо есть психологическая несовместимость). У этих студентов можно отметить большую зависимость от родителей, так как гарантом стабильности жизнью для них выступает родительская семья.

Низкий уровень удовлетворенности жизнью в группе студентов очного отделения обуславливается социальной незрелостью. Эти студенты хотели бы реализовать себя в соци-ально-одобряемой и оцениваемой деятельности, хотя делают это не очень настойчиво, активно и, с их точки зрения, не очень успешно. Они зависимы от родителей как материально, так и психологически, и эмоционально, недовольны этим, но почти не предпринимают усилий, чтобы стать более самостоятельными. Достаточно снисходительны к себе, позволяя себе отдых, предпочитая проводить свободное время в общении с друзьями.

Очень низкий уровень удовлетворенности жизнью в этой же группе студентов связан с чувством социальной невостребованности. Студентов этой подгруппы, в отличие от студентов подгруппы с очень высоким уров-

нем удовлетворенности, отличает общий пессимистический взгляд на жизнь. Вероятно, они пробуют себя в каких-либо видах спорта или занимаются физкультурой и пробуют вести здоровый образ жизни, чтобы быть социально успешными хотя бы в чем-то. Для них характерно непринятие себя, критичность и самокритичность как вытесненная потребность в любви. Но эта потребность не удовлетворяется, так как им трудно строить как формальные, так и неформальные отношения.

Анализ факторов удовлетворенности жизнью в группе студентов заочного отделения показал, что психологическим фактором удовлетворенности жизнью в подгруппе с результатом очень высокого уровня является стремление к самореализации. Студентам данной подгруппы собственная жизнь кажется успешной. Они оптимистичны, жизнерадостны, считают себя везучими, т. к., по их мнению, часто получают какие-то блага как бы само-собой, без приложения усилий. Во многом их жизнь связана с близкими людьми, проблемы которых становятся их проблемами, часто такие студенты - это «душа компании», они эмпатийны, дружелюбны, внимательны. В то же время им хочется большей самостоятельности, они уверены в своих физических возможностях, в своих способностях брать ответственность и принимать решения.

Высокий уровень удовлетворенности жизнью в данной группе детерминируется стремлением к приобретению статуса, социальным

достижениям. Субъекты социально активны, их жизнь разнообразна, в ней происходят события, дни наполнены впечатлениями, поездками, встречами. Кроме того, студенты этой подгруппы отводят значимое место учебе, относясь к ней достаточно серьезно и ответственно, даже, несмотря на то, что здоровье их иногда может подводить. Учеба не рассматривается ими пока как фундамент будущей профессиональной деятельности, а служит, скорее всего, возможностью быть замеченными, выделиться на общем фоне.

Исследование показало, что средний уровень характеризуется избеганием ответственности. Субъекты этой подгруппы предпочитают «плыть по течению», не прикладывая собственных усилий. Удовлетворенность жизнью поддерживается за счет профессиональной компенсации: эти субъекты стараются быть «чуть лучше» или хотя бы «не хуже других» в учебе и профессиональной деятельности. Такие студенты рассматривают учебу как возможность приобретения необходимых в профессии знаний. Кроме того, учеба для них - некая гарантия социальной стабильности.

Низкий уровень удовлетворенности в данной группе студентов обусловлен наличием конфликта жизненных ценностей. У студентов подгруппы выраженное желание получить многое в жизни, но нет представления о способах действия и опыта достижения целей. Ощущение общей неус-пешности они пытаются компенсировать чувством принадлежности к референтной группе. Сосредоточен-

ность на состоянии здоровья, которое оценивается невысоко, возможно, с одной стороны, попытка найти веское оправдание своей неуспешности, а с другой стороны, - следствие, результат ощущения неудовлетворенности.

Основным психологическим фактором очень низкого уровня удовлетворенности жизнью является чувство отверженности. Студенты данной подгруппы характеризуются внутренним конфликтом, между потребностью в полноте и насыщенности жизни и сублимацией, с одной стороны, а также глубоким пессимизмом, с другой стороны. Пессимизм, отсутствие веры в себя, прежде всего в свои силы, в свой потенциал, а также в поддержку близких, приводят к фрустрации потребности в полноте и насыщенности жизни. И сублимация в данном случае не справляется с функцией защиты, т. к. результат деятельности рассматривается как неуспешный. По-видимому, данный конфликт и приводит к тому, что субъекты не удовлетворены различными сторонами жизни и жизнью вообще. Из вышеизложенного следуют выводы:

1. Установлено, что в группе студентов очного отделения:

Очень высокий и очень низкий уровни удовлетворенности жизнью обуславливает один двухполюсный фактор «чувство социальной востребованности - чувство социальной не-востребованности»;

Подгруппы с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью также похожи в том, что представителей первой (высокий уровень) можно назвать социально и эмоционально

зрелыми, для которых важна профессиональная компетентность как основной «капитал» в будущей взрослой жизни, а представителей второй (низкий уровень) характеризует социальная незрелость;

Средний уровень удовлетворенности жизнью детерминирован чувством социально-экономической стабильности, когда для человека важнее знакомое и определенное, т. е. то, что уже есть, чем нечто новое, пусть даже и лучшее.

2. Определено, что в группе студентов заочного отделения наблюдается больший разброс результатов. Это связано с тем, что данная группа более разнородна по качественным характеристикам (только возраст сту-дентов-заочников варьирует от 17 до 35 лет), чем группа студентов очного отделения:

Очень высокий уровень удовлетворенности жизнью обуславливается стремлением к самореализации, ощущением легкости жизни. Очень низкий уровень связан с чувством собственной отверженности, неус-пешности;

Высокий уровень удовлетворенности жизнью основывается на стремлении к приобретению социального статуса, на желании быть замеченным и отмеченным; низкий уровень детерминирован конфликтом жизненных

ценностей;

Средний уровень характеризуется жизненной стратегией избегания, пассивным принятием существующего, позволяя субъектам балансировать на грани удовлетворенности

Неудовлетворенности.

3. Выявленные факторы в группе студентов-очников в большей степени связаны с социумом, с представленностью собственносго «Я» вовне, т. е. факторы экстравертной направленности, а факторы в группе сту-дентов-заочников в большей степени связаны с внутренними явлениями, со склонностями к изменению «Я», т. е. факторы интровертной направленности.

Литература:

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

2. Атеистический словарь / Абдуса-медовА. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Шр://соп8и11 ри. ги/соп1еп1Ме"/101/55/.

4. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

5. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

«Умеешь радоваться - радуйся, а не умеешь - так сиди»
В.Шукшин, «Калина красная»

Основной доклад основателя и директора «Здесь и Теперь» открыл конференцию на указанную тему, одновременно подводя итоги создания и развития в течение 15 лет организации - Психологического Центра «Здесь и Теперь».

Наша конференция открывает год празднования юбилея нашей организации - 15-летия. Собственно, ориентируясь на эту дату, мы выбирали тему этого года. Хотелось подвести итоги, самим для себя определить удовлетворены ли мы этими прожитыми годами. И встал вопрос - как измерить «удовлетворенность жизнью»?

Многие исследователи - философы, социологи, психологи ломали и ломают голову над этим вопросом. Мы попробуем ответить на него с точки зрения практической психологии и психотерапии.

Существует индекс удовлетворенности жизнью - ученые высчитывают его исходя из опросов и экономического уровня жизни в стране по формуле. Индекс удовлетворённости жизнью был создан Адрианом Уайтом, социальным психологом из университета Лестера. Индекс показывает, насколько люди удовлетворены жизнью в разных странах. И что вы думаете про людей в нашей стране? Многие Африканские страны более довольны жизнью, чем мы…

Обратимся к теории. Многие исследователи занимались этой темой и видели ее как центральную в описании структуры личности человека.

Принцип удовольствия у Фрейда лежал в основе его концепции личности. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. В семинаре «Объектные отношения» Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они ни казались: «…удовольствие связано не с праздностью, а именно с завистью или эрекцией желания».

Меланя Кляйн, напротив, считала ревность, зависть и жадность - преградами в ощущении удовольствия.

Способность получать полное удовольствие от первого отношения с грудью образует основу переживания удовольствия из всех прочих источников. Если ненарушенное удовольствие от кормления переживается часто, то происходит достаточно прочная интроекция хорошей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что младенец чувствует, что он получил от своего объекта исключительный дар, который он хотел бы сохранить. Это и составляет основу благодарности. Благодарность тесно связана с верой в добро. Это включает в себя, прежде всего, способность принимать и усваивать любимый первичный объект (не только как источник пищи) без особых помех со стороны жадности или зависти, поскольку жадная интернализация нарушает отношения с объектом.

Без сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются. Это одна из многих причин, почему у разных людей способности получать удовольствие, связанные с чувством благодарности за полученное благо, также существенно различаются.

Обратимся к экспериментальной психологии. Много исследований, масса апробированных тестов. Различные выводы - отчего зависит удовлетворенность жизнью. Но основной вывод приблизительно схож. «Уровень удовлетворенности жизнью зависит от ряда факторов удовлетворенности жизнью, но не сводится к общей их сумме» - говорят Роман Григорьев и Татьяна Мордасова, исследователи этой темы.

К положительно коррелирующим факторам с их точки зрения относятся:

  • наличие значимых социальных контактов;
  • оценка социального положения как удовлетворительного;
  • оценка собственно здоровья как благополучное;
  • состояние нужности значимым людям;
  • оценка материального положения как удовлетворительного;
  • возможность проявлять творчество;
  • удовлетворенность процессом профессиональной деятельности;
  • видение собственных перспектив;
  • наличие свободного времени для досуговой деятельности;
  • автономия как способность действовать согласно своим убеждениям;
  • личностный рост как возможность прогрессировать во всех сферах жизни;
  • брачный союз.

К отрицательно коррелирующим факторам относятся:

  • состояние бедности и отсутствие материальных благ для существования;
  • оценка здоровья как плохое и ухудшающееся;
  • депрессия; фобические расстройства личности;
  • низкая самооценка; высокая тревожность;
  • низкая социальная активность и значимость.

Не влияющие факторы или факторы с крайне низкой корреляцией с удовлетворенностью жизнью:

  • возраст;
  • образование;
  • этническая принадлежность;
  • гражданство и страна проживания;
  • конфессиональная принадлежность;
  • сиюминутные эмоции;
  • коэффициент интеллекта;
  • фактическая заработная плата;
  • профессия и должность.

А вот совсем недавний эксперимент:

Для получения рецепта обретения счастья, психологи позвали на эксперимент 577 участников.

По истечении недели исследователи снова созвали 577 человек для проведения повторного опроса.

И уже эта стадия эксперимента продемонстрировала, что за прошедшую семидневку уровень «счастливости» всех волонтеров заметно возрос.

Причем все это лишь вследствие ежедневного использования ярких черт личности.

Наконец, третья стадия опроса прошла спустя четыре недели. Он показала, что последствия от использования собственных сильных черт или дарований могут быть длительными. Такой вывод ученые сделали потому, что все участники изыскания все еще продолжали чувствовать самое себя на высоком уровне показателей счастья, нежели это было до того, как они пришли на опрос.

Прежде британские исследователи осознали, что владение некой свободной денежной суммой денег, которую можно тратить без зазрения совести, впрыскивает в кровь дополнительных эндорфинов. Зато обладание машиной или квартирой ощутимого влияния на чувство счастья не имеет.

Т.о. удовлетворенность жизнью - это субъективный фактор. Удовлетворенность жизнью - это, во многом, показатель психического здоровья. Мы с вами знаем, что люди, имеющие разные блага, часто находятся в депрессии, а ничего не имеющие - зачастую живут в радости. Не от наличия или отсутствия благосостояния и возможностей зависит наше удовольствие и удовлетворение (хотя надо разделять эти понятия). А от того, удовлетворяем ли мы собственные потребности, живем ли «свою» жизнь.

Вот почему счастливыми чувствовать себя труднее, чем несчастными. Потому что ответственность за самореализацию нелегка. Счастье - это и личная ответственность за свою жизнь.

Живем ли мы свою жизнь - это зависит и от нашей детской истории. Потому что удовлетворенность жизнью, очевидно, зависит от способности выдерживать и проживать неудачи, ошибки, трудные моменты своей жизни. От строгости своего СуперЭго, соответственно, от критичности Родительской фигуры в детстве... При очень жестком СуперЭго, невозможно совершать ошибки и поэтому непереносимо быть виноватым. Что придумывает наше бессознательное? Такую защиту, как проективная идентификация.

Поговорим об этом подробнее. Кляйнеанская школа психоанализа открыла и разработала понятие проективной идентификации - отщепленной части сознания, спроецированной на другие объекты.

Младенец проецирует причину своего дискомфорта (например, боли в животе) вовне. Мать становится плохим объектом - ведь в ней причина его боли. Но тот механизм, который хорош для младенца, становится патологичным во взрослом возрасте, когда человек в состоянии взять ответственность за свои чувства и переживания.

При проективной идентификации неудовлетворенность жизнью обеспечена. Человек становится жертвой и атакует «плохой объект» - государство, родителей, школу, начальника, конкурента… Но ведь их не изменить. Значит и не изменить причину неудовлетворенности. И тогда жизнь превращается в преследование и «бомбардирование» Путина, страны, соседа… А результат один. Пока не вернешь эту причину, спроецированную на другой объект, себе самому - ничего с ней сделать нельзя.

Классика проективной идентификации: размещая свою часть в другом, появляется страх поглощения, захвата. Проективная идентификация истощает личность, потому что часть собственного опыта, чувств выбрасывается. Люди не могут жить собственной жизнью.

Немного поговорим о роль психолога и психотерапевта в улучшении, увеличении удовлетворения жизнью.

Достаточно хорошая мать берет на себя, содержит в себе проекцию этого тяжелого переживания - боли, тревоги ребенка, которые передаются ей от него. Эту способность матери последователь Кляйн - Вильфред Бион назвал функцией «контейнера». Бион говорил так о матери, которая действительно чувствует тревогу и страх ребенка, когда тот плачет. Иногда мать может переносить тревогу, которая возникает у ребенка, а иногда она и сама впадает в панику. То же самое происходит и с аналитиком, утверждал Бион. К аналитику, психотерапевту обращаются, в том числе, и для того, чтобы он как бы выполнял функции матери по отношению к новорожденному.

Терапевт «наполняется» этой частью клиента, отданной, спроецированной на другой объект и постепенно возвращает ее клиенту. В такой форме и с такой скоростью, чтобы это было возможно присвоить, принять клиенту. Как хорошая мать рассказывает ребенку о том, почему он ударил игрушку - не игрушка плохая, злая, а он, ребенок, разозлился на нее. И тогда своим состоянием есть возможность управлять, потому что дело же не в объекте, а в твоей реакции.

Например, клиент пропускает психотерапию, проецируя свою нуждающуюся часть на терапевта. Терапевт должен ждать его, клиента. Он сам не хочет быть ожидающим = нуждающимся… Терапевт мучается, когда ждет клиента и понимает, что чувствует его клиент через это. А потом возвращает ему… Проективная идентификация и когда группа вкладывает в ведущего свои чувства, например, вину или ярость.

Принимая свои чувства, свои черты, клиент смягчает СуперЭго, принимает свои ограничения и прощает свои, а значит и чужие, ошибки. И уже не надо гнаться за запредельной зарплатой, а с удовольствием получать и тратить свою. Не надо завидовать учителю, а наслаждаться своим ростом и местом…

Ровно это же я попробовала для сегодняшнего момента сделать относительно нашей организации - Психологического Центра «Здесь и Теперь». Удовлетворены ли мы прожитыми 15 годами работы? Начала просто с фактов.

  • выдано 2575 сертификатов психологам;
  • проведено 38 интенсивов в разных городах и 7 странах;
  • прожито 15 детских лагерей;
  • проведено 18 конференций;
  • работало на благо организации и клиентов 37 сотрудников и специалистов;
  • выпущено 10 номеров журнала «Мой психолог» и 3 номера альманаха «Здесь и теперь»;
  • издано 5 книг;
  • получены тысячи «спасибо»;
  • использована тонна платочков, карандашей, красок, фломастеров, листов бумаги;
  • выпиты сотни тысяч чашек чая с печеньем (некоторые чашки даже дошли до наших дней, а несколько десятков чайных ложек вынесены на память);
  • осчастливлено 4 357 клиентов.

Мы можем говорить о вкладе в развитие психологической культуры в России нашей организации. Перефразируя слова Биона, мы «делаем хорошо такую сложную работу». Мы переводим боль человека в слова уже 15 лет.

В этот день хочется выразить благодарность всем сотрудникам, которые были и сейчас работают в «Здесь и Теперь», клиентам, партнерам. И нашим родителям - реальным и психологическим, т.е нашим учителям.

Список литературы:

Р. Григорьев, Т.Мордасова «Психологические особенности удовлетворенности жизнью»;
Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»;
М.Кляйн «Зависть и благодарность».

Индекс жизненной удовлетворенности

Литературный источник: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. – М.: Прогресс, 1993. – С. 107–114.

Цель: определение отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни.

Оснащение : бланк методики, текст вопросов.

Примечание. активность человека в обучении зависит от того, насколько комфортно он ощущает себя в настоящий момент жизни, насколько он адаптирован к неожиданно возникающим жизненным обстоятельствам.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к ответам:

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Интерпретация результатов

1. Интерес к жизни. Суждения № 1 , 6 , 9 , 11 . Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8 , 13 , 16 , 17 . Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2 , 4 , 5 , 19 . Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12 , 14 , 15 , 20 . Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3 , 7 , 10 , 18 . Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Безусловно, у исследователя не всегда есть возможность для психологической работы с обучаемым. Однако знание особенностей человека может помочь выбрать верную тактику взаимодействия с ним. Кроме этого, можно оценить эффективность обучения и психологического сопровождения, если провести обследования после процесса обучения.

Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.

Тест "Индекс удовлетворенности жизнью" может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно.

Тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О.), разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, был впервые опубликован в 1961 году и вскоре получил широкое распространение. Методика была переведена и адаптирована Н. В. Паниной в 1993 году. Опросник ИЖУ состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенности жизнью. Примерное время тестирования 5-10 минут.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека):

Тестовый материал.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к тесту ИЖУ.

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.

Интерпретация результатов.

Тест измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни. Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую . Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

  • интерес к жизни как противоположность апатии;
  • решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
  • согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
  • положительная оценка собственных качеств и поступков;
  • общий фон настроения.

Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Расшифровка шкал.

1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.).