Города которые ушли под воду рассказы. Затопленные города в других странах

Но время еще есть, успей посетить топ-7 городов, которые скоро скроются под водой.

Thinkstockphotos

Население Земли распределено крайне не равномерно, более 50% живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов, а значит поднятие уровня Мирового океана – это серьезная угроза для многих жилых зон. Существует околонаучная теория, что если инопланетяне и решат захватить нашу планету, то это будет напоминать не фантастическую-мелодраму «Война миров» или «Битву за Лос-Анджелес», а скорее фильм «Цунами». Ведь зачем запасаться оружием и воевать с нами, землянами, если можно просто бесследно смыть добрую половину человечества.

Но пока инопланетяне – это фантастика, а угроза затопления из-за потепления климата научно обоснованная реальность. Многие знаменитые города и красивейшие уголки планеты могут исчезнуть буквально у нас на глазах.


thinkstockphotos

1. Мальдивские острова, город Мале


Медленно, но верно уходят под воду . Их площадь составляет всего 90 тыс. квадратных километров и насчитывает 1 190 островов. По оптимистичным прогнозам райский уголок скроется из виду через 100-200 лет, а по пессимистичным многие атоллы утонут в прямом смысле слова уже через несколько десятков лет. Поэтому сильным мира сего инвестировать средства в покупку островов можно только в краткосрочной перспективе, ну а нам, простым смертным, обязательно нужно успеть посетить белоснежные пляжи и голубые лагуны пока еще ласкового к туристам моря.

Похожая участь грозит и таким экзотическим, но не менее уникальным курортным уголкам, как Тувалу, Кирибати и Бермудским островам .


thinkstockphotos

2. Венеция


Постепенное затопление ожидает и – Венецию . Но в ее уходе под воду виновато не только глобальное потепление. В среднем Венеция погружается под толщу воды по 5 мм в год, но эта цифра постоянно возрастает и колеблется. Причиной тому древние балки, на которых было возведено большинство зданий и туристы, которых год от года становится все больше. Так, в прошлом году Венецию посетило более 10 млн человек и каждый весит в среднем 50 кг. Но в отличие от Мальдив, перспективы Королевы Адриатики более радужны. Сейчас в итальянском правительстве обсуждается законопроект об ограничении посещения города «входной платой» и строительство новых дамб и плотин, которые помогут спасти город.


thinkstockphotos

3. Амстердам


Венецианский синдром угрожает столице Голландии Амстердаму , ведь мостов и каналов здесь больше, чем у итальянской родственницы. Дословно название Амстердам переводится как «дамба на реке Амстел». Безмятежно провести время в голландском кофе-шопе или прогуляться по – именно такое времяпрепровождение является визитной карточкой Нидерландов. Но вода подтачивает многочисленные здания, построенные еще в средние века, навсегда скрывая фрески и барельефы – творения мастеров классической школы. Скорость, с которой Амстердам уходит под воду, равна почти 8 мм в год, на посещение уникальных водных коридоров старого города осталось меньше 10 лет.


thinkstockphotos

4. Нью-Йорк


Кто бы мог подумать, но выражение «Секс в большом городе» в скором времени может стать именем нарицательным. Ведь Нью-Йорк стремится в недалеком будущем скрыться в пучине, и окажется, что секс происходит в «маленьком» или «крошечном городе».


thinkstockphotos

5. Новый Орлеан


Крупнейший в штате Луизиана город, у впадения Миссисипи в Мексиканский залив − Новый Орлеан тренируется в экстренной эвакуации практически каждый сезон. Уникальная колониальная архитектура этого места постоянно испытывает сокрушительные удары стихии, и в скором времени это место изменится до неузнаваемости, а значит, заносим старые районы в список мест, обязательных для посещения.


thinkstockphotos

6. Бангкок .

Одним из наиболее пессимистичных является прогноз о будущем тайского Бангкока . Некоторые ученые полагают, что многие районы города могут быть затоплены уже к 2030 году. Такая ситуация складывается из-за совокупности многих факторов. Конечно, львиную долю проблемы несет в себе возрастающий уровень океана, однако, исторически сложилось так, что город построен на глинистых почвах вокруг русла реки Чао Прайя, которые достаточно быстро проседают с каждым годом. Но дело не только в просчетах строителей, туристы − любители азиатской экзотики – заставляют развиваться гостиничную индустрию, как следствие, появляются новые здания еще более высокие и тяжелые.


thinkstockphotos

7. Джакарта


Исчезнуть с лица Земли спешит не только Бангкок эксперты утверждают, что это общий тренд азиатских мегаполисов. Так скорое затопление грозит Шанхаю, Токио и Суджоу. Абсолютным же рекордсменов в Азии является столица Индонезии − Джакарта. Она стремится в океан с колоссальной скоростью – 10 сантиметров в год.

Многие руины древних поселений покоятся именно на дне, поэтому если на суше не удается обнаружить остатки исчезнувшего города, археологам приходится приступать к подводным раскопкам. В результате таких экспедиций было раскрыто немало тайн древнего мира.

Самабах, Гватемала

Древний город майя покоится на глубине 35 метров, в водах озера Атитлан. Обнаружен он был лишь в 1996 году дайвером Роберто Самайоа. Ученые предполагает, что город ушел на дно около 2000 лет назад в результате вулканической деятельности. Алтари, курильницы и другие артефакты говорят о том, что случилось это внезапно.

Александрия, Египет



Из-за землетрясений в 335 году н.э. большая часть древней Александрии была затоплена. В числе затонувших строений оказался и легендарный дворец Клеопатры. В 1998 году археологам удалось разыскать руины города, включая затерянный дворец. В нем было найдено более 140 артефактов. Раскопки продолжаются и по сей день. Исследователи не исключают возможности создания подводного музея.

Павлопетри, Греция



Павлопетри стал самым первым подводным городом, который был обнаружен археологами. Дворцы, гробницы и другие строения остались почти в том же виде, как и тысячи лет назад. Месторасположение города впервые было нанесено на карту в 2009 году. Археологи с удивлением обнаружили, что город занимает более 30 000 квадратных метров. Предположительно, город ушел под воду в 1000 году до н.э. в результате землетрясения.

Атлит-Ям, Израиль



Это одно из старейших и крупнейших среди когда-либо обнаруженных затонувших поселений. Предполагаемый возраст существования города - 7000 лет до н.э. Останки руин сохранились так хорошо, что среди строений все еще можно найти скелеты людей. Город был обнаружен в 1984 году. Каким образом город ушел под воду для ученых до сих пор остается загадкой. Исследователи выдвигают множество теорий: от цунами до постепенного повышения уровня океана из-за таяния ледников.

Порт-Ройал, Ямайка



Главное пристанище пиратов, контрабандистов и прочего отребья после землетрясения в 1692 году оказалось под водой. В ходе подводных раскопок археологами были найдены здания, исторические документы и некоторые консервированные продукты. На данный момент в стадии разработки находится несколько проектов по модернизации подводного города в туристическую достопримечательность.

Комплекс Йонагуни, Япония



Вблизи острова Йонагуни в 1985 году под толщей воды был обнаружен загадочный объект - гигантский монумент с многочисленными террасами. Подводная пирамида располагается на глубине 25 метров. Предположительно, возраст монумента составляет больше 5000 лет. Кто его построил и при каких обстоятельствах он оказался под водой для ученых пока остается загадкой.

Гераклеон и Канопус, Египет



Гераклеон и Канопус называли городами-побратимами, охраняющими ворота Египта. Более 1200 лет назад после потопа они скрылись под водой. Предположительно, города были построены над гигантскими пустотами, заполненными водой, и в какой-то момент под тяжестью конструкций они провалились. До их открытия в 1999 году единственным доказательством их существования оставались рукописи историков и рассказы из мифологии. Древние руины были обнаружены на глубине 7 метров. Со своими многочисленными храмами, статуями и домами оба города оказались буквально замороженными во времени.

Байи, Италия



Во времена расцвета Римской империи Байи был излюбленным местом среди аристократии. Город был уничтожен в 8 веке нашей эры мусульманскими захватчиками, а к 1500 году оказался полностью заброшен. Из-за вулканической активности со временем город ушел под воду.

Дварка, Индия



Древний Дварка располагался на берегу реки Гомти. Считается, что в результате определенных событий он погрузился под воду. Руины были обнаружены в 2000 году на глубине 35 метров в Камбейском заливе. Возраст некоторых поднятых артефактов датируется 7500 годом до н.э.

Неизвестные руины, Юкатанский пролив, Куба



Недалеко от берегов Кубы в 2000 году группа ученых обнаружила под водой руины древнего города. Археологи предполагают, что сооружения были построены несколько тысячелетий назад развитой цивилизацией. Пока у ученых есть только компьютерные модели города и они продолжают изучать мегалитические руины.

История древней почти мифической цивилизации, Атлантиды, до сих пор волнует воображение. Мысль о том, что город просто ушел под воду в силу природных катаклизмов, будоражит сознание. Поэтому в каждом новом поселении, которое находят под водой, видят мифическую Атлантиду.



10. Тронис - Гераклион, Египет Тронис - Гераклион, Египет


10 затонувших городов Древнего мира, главных претендентов на звание потерянной Атлантиды
Этот город греки называли Гераклион, а египтяне - Тронис. Когда-то он находился на северном побережье Египта и считался одним из самых важных портовых городов Средиземноморья, а теперь он на дне моря, которое когда-то обслуживал. Недавно город, которому 1200 лет, был найден под водой и постепенно открывает свои секреты. Артефакты, которые поднимают на поверхность, свидетельствуют о том, что в свое время это был большой торговый центр и оживленный порт. Более 60 древних судов, которые были потоплены в районе порта по разным причинам, тоже найдены, наряду с сотнями якорей, монет, табличек с надписями на греческом и египетских языках, большими скульптурами из храмов. Эти храмы, посвященные богам, остались почти нетронутыми.


Город был официальным портом Египта в период с 664 по 332 год до н. э. Теперь он находится далеко от побережья, на расстоянии 6,5 км. Как и во многих других затонувших городах, артефакты сохранились в хорошем состоянии, что помогает максимально точно воссоздать картины быта городов, их архитектуру и планировку. Если отвечать на вопрос, как города оказались на дне моря, то, скорее всего, в результате землетрясения. Так как город находился на побережье, то в силу геологических процессов легко мог уйти под воду.

9. Фанагория, Россия/Греция




Древний город Фанагория, герой мифов и художественных произведений, действительно существовал. Если почитать историю Рима, то становится известно, что в 63 году до н. э. восстание закончилось тем, что большая часть города была сожжена, жена и дети Митридата VI были убиты разъяренной толпой. Долгий период считалось, что это всего лишь просто миф, пока археологи не изучили подводный некрополь Фанагории и не обнаружили надгробный камень, надпись на котором гласила: «Гипсикрат, жена Митридата VI». Гипсикрат – это мужская версия имени Гипсикратиа. Этот надгробный камень подтвердил реальность легенды, что Гипсикратиа была лысой, неразговорчивой и мужественной, поэтому муж обращался к ней, называя ее мужским именем.

Фанагория – самый большой греческий город, который сейчас находится на территории России. Он был основан на побережье Черного моря в 6 веке до н.э. и сегодня является третьим затонувшим городом, который может быть легендарной Атлантидой. Хотя большая его часть сегодня покрыта толстым слоем песка, ученые выделяют портовые конструкции и большой некрополь. Также были найдены постаменты, на которых стояли большие статуи, и большое количество городских артефактов. Просуществовав 1500 лет, город был покинут в 10 веке, но причина этого не известна. С 18 века город привлекает внимание археологов, но раскопки идут очень медленно из-за особенностей дна и шара песка, ширина которого местами составляет 7 м.

8. Дворец Клеопатры, Египет


Часть древней Александрии находится на дне океана. Город, которому 2000 лет, десятилетиями был объектом археологических раскопок. Это долгий и сложный процесс, который преодолевает ряд трудностей, связанных с глубиной и недостаточной видимостью, скрывающей затонувшую в результате землетрясения часть города. Кроме царского дворца, были найдены храмы, кварталы, военные постройки и аванпосты, большие частные комплексы – все в прекрасном состоянии сохранилось на протяжении столетий. Археологи также нашли дворцовый комплекс Клеопатры, который она называла ее и Марка Антония домом, место, где она совершила самоубийство, чтобы не сдаться своим захватчикам.



Огромные гранитные статуи остаются лежать на дне океана, там, куда они когда-то упали, в результате серии толчков землетрясения в период с 4 по 8 века до н. э.. Там же находится и дом Марка Антония, Тимомиум, где он скрывался во время сложных периодов жизни. Археологам удалось очистить от песка храм Исиды, статуи отца и сына Клеопатры и другие артефакты, включая посуду, драгоценности, амулеты, маленькие статуи, ритуальные лодки, которые были подняты на поверхность. В 1994 году археологи исследовали руины Александрийского маяка, одного из семи чудес Древнего Света. Для того чтобы желающие могли увидеть находки, планируется создание подводного музея, который позволит туристам оставаться сухими, спускаясь под воду и прогуливаясь по затонувшему городу. Сложности с финансированием и строительством препятствуют реализации планов.

7. Шичэн, Китай
Шичэн, Китай


Китайский город Шичэн был основан 1300 лет назад, а большая часть построек появилась на протяжение следующих 300 лет после его основания. Уникальная архитектура включает здания, датируемые династией Мин и Цин 14 столетия. Ничто не может устоять перед прогрессом, не устоял и город Шинчэн, в 1959 году он был затоплен в результате строительства гидроэлектростанции. Более 300 000 жителей оставили дома предков. Сегодня город находится под водой на глубине 40 м и хорошо сохранился.



Город не потерян полностью. В 2001 году правительство Китая заинтересовалось его судьбой и обнаружило, что он достаточно хорошо сохранился, если бы не вода, то складывается впечатление, что город продолжает жить. Стены датируются 16 столетием и до сих пор стоят, включая и городские ворота, и многочисленные статуи. Сегодня дайверы по-новому открывают для себя и мира этот город и его величие.

6. Олус, Крит, Греция
Олус, Крит, Греция



Если к большинству затонувших городов трудно добраться физически или потому, что там ведутся интенсивные раскопки, руины города Олус доступны для всех. Он был основан на северо-восточном побережье Крита, и в нем жили от 30 000 до 40 000 жителей. Город не был построен на камнях, как все критские города, а на песке, как большинство затонувших городов. Мощный толчок землетрясения, и он оказался под водой. Сегодня люди, плавающие с аквалангами и плавательными трубками, могут совершать увлекательные подводные прогулки, исследуя руины и находя затонувшие артефакты, например, монеты. Некоторые конструкции, как, например, стены частично находятся над поверхностью моря.

5. Мулифануа, Самоа


Племя лапита, поселенцы Микронезии и Полинезии, обосновались на островах после того как покинули Тайвань и Восточную Азию около 2000 года до н. э.. В 500 году до н.э. они основали несколько поселений на островах Тихого океана. Эти люди были талантливыми моряками и ремесленниками, особенно в сфере изготовления посуды. На островах Самоа были найдены более 4 000 экземпляров посуды, принадлежащих лапита.



Археологи считают, что поселение Мулифануа было основано 3000 лет назад, во время периода великой островной миграции в бассейне Тихого океана. Оно является подтверждением существования лапита. В то время остров был песчаным и широким. Неизвестно, сколько еще поселений здесь находилось, так как за столетия вода и песок скрыли материальные доказательства, кроме черепков, которые находят на побережье.

4. Дварка, Камбейский залив, Индия


В 2002 году в индийском заливе были найдены руины древнего города. Так как они находятся на глубине 40 м, то найдены они были совершенно случайно командой, которая исследовала уровень загрязнения акватории. Эта находка заставила археологов пересмотреть временные рамки существования цивилизации в этом регионе. Город был основан 5 000 лет назад. Первоначально, самым старым городом считался 4000-летний Хараппа, который считали колыбелью цивилизации. Месопотамский город был известен системами канализации и сбора воды, хорошо спланированными улицами, портами и фортификационными сооружениями. Поговаривают, что его основали прямые потомки, которые выжили после того, как первый их город затонул.

Когда заходит речь о затонувших городах, то первым делом в сознании всплывает пресловутая Атлантида. И, если этот затонувший город-остров существует лишь в преданиях, то другие из них, бывшие когда-то всемирно известными морскими портами, мощными военными крепостями, крупными торговыми центрами, продолжают себе спокойно «жить» на дне озер, морей и океанов. Это и древний Гераклион, покоящийся на дне залива Абукир, и загадочные подводные руины Йонагуни близь Окинавы, и остатки Самбаха в озере Атитлан, и обломки города Порт-Ройал в Кингстонской гавани... Список городов, попавших в руки разрушительных сил природы, надолго скрывших в морской пучине следы ушедших в историю эпох, можно продолжать долго. Но здесь речь пойдёт о современных «утопленниках», когда разрушительными силами природы играет никто иной, как сам человек.

В первой половине XX века по всему миру началось бурное развитие гидротехнического строительства: возводились плотины и ГЭС, создавались искусственные озёра и водохранилища. Так в результате стремления человечества к решению одних проблем, появлялись и другие — в зону полного или частичного затопления попадали сотни городов, судьба которых сложилась по-разному. Сегодня я расскажу лишь о некоторых из них:

1. Калязин (Россия). Одним из самых известных отечественных городов-утопленников можно по праву считать Калязин. Город ушёл под воду ещё в 30-е годы ХХ века при строительстве Угличского водохранилища и ГЭС.

Известен был старый Калязин, прежде всего, своей купеческой слободой и Троицким монастырем.

Сегодня от города осталась лишь колокольня Никольского собора да несколько улиц, маленькие церквушки на нескольких «монастырских» островах. Колокольня своим сохранением, обязана советскому руководству, которое изъявило желание переоборудовать её парашютную вышку и использовать в качестве маяка-ориентира.

В 90-х годах колокольню отреставрировали, вернув ей прежний вид, а для укрепления грунта создали дополнительный искусственный островок с причалом для лодок. Место стало новой достопримечательностью для жителей и туристов.

2. Сент-Томас (США). Воды водохранилища Мид хранят не одно затопленное поселение. В ходе строительства плотины Гувера из-за угрозы затопления была проведена эвакуация ряда населенных пунктов, наиболее известный из которых — Сент-Томас.

Последний житель покинул город в1938 г. Руины Сент-Томаса иногда видны, когда уровень воды в озере опускается ниже обычного.

3. Молога (Россия). Впервые Молога упоминается в летописях еще в 1149 году, а в XIV веке даже существовало Моложское княжество, которое при Иване III вошло в состав княжества Московского.

До 1917 года Молога, благодаря своему удачному географическому расположению на пересечении водных торговых путей (впадение реки Мологи в Волгу), оставалась развитым торговым городом, с населением более 5 000 человек. В городе действовали девять учебных заведений, несколько фабрик и заводов.

В 1936 году на этапе подготовки к строительству Рыбинского водохранилища было принято решение о постепенном переселении жителей. Согласно документам НКВД, 130 тыс. Человек покинули город, а 294 человека добровольно пожелали остаться.

Полностью Молога исчезла под водой в 1947 году. Периодически во время колебаний уровня водохранилища можно увидеть показывающиеся из воды старые мощёные улицы, остатки домов и строений.

4. Виларинью де Фурнас (Португалия). Город эпохи Римской империи Виларинью де Фурнас был полностью затоплен в 1972 году в результате строительства дамбы.

Примечателен тот факт, что до затопления правительство Португалии не имело никакого представления о жизни трёхсот жителей этого города.

Вплоть до 70-х годов прошлого века в Виларинью де Фурнас действовала совершенно необычная коммунальная политическая система, которая, по мнению некоторых историков, сохранилась с периода оккупации Италии вестготами.

5. Бердск (Россия). Город Бердск, основанный в 1716 году как Бердская крепость при слиянии рек Обь и Бердь в Новосибирской области, был частично затоплен при строительстве Новосибирского водохранилища в конце 50-х годов.

Несмотря на то, что город был отстроен заново в более удобном и безопасном месте, старый Бердск со многими историческими зданиями был утрачен навсегда. Город очень редко показывается из воды, но, когда это происходит, то съезжается множество туристов, желающих разглядеть очертания улиц, старую водонапорную башню и другие городские достопримечательности. В 2008 году «Обское море» сильно обмелело и люди буквально под ногами находили различные предметы XIX века, а учёными было обнаружено захоронение знаменитого бердского купца Горохова.

6. Потоси (Венесуэла). Город Потоси в Венесуэле затопило в 1985 году, когда власти приняли решение построить гидроэлектростанцию для обеспечения энергией ряд районов страны.

Сегодня от города остался лишь церковный шпиль — некогда сама высокая точка города.

7. Шаногар (Россия). Тувинский город Шаногар, основанный в 1888 году немногим к западу от Кызыла, был затоплен при строительстве Саяно-Шушенского водохранилища в конце 1970-х — начале 1980-х годов.

Новый Шагонар был построен примерно в 8-9 километрах от прежнего месторасположения. По мнению некоторых археологов, главной потерей старого Шаногара являются якобы затопленные бесценные памятники археологии и наскальные рисунки.

8. Петроландия (Бразилия). Петроландию решено было принести в «жертву» ради строительства одной из самых больших гидроэлектростанций в Южной Америке.

Во время возведения гигантского гидротехнического сооружения весь город был заблаговременно переселён на возвышенность. А о старой Петроландии людям теперь напоминает лишь уцелевшая арка церкви.

4 102

«Города греческого мира, - говорил Цицерон, - расположились вокруг Средиземного моря, как лягушки вокруг пруда». Согласно наиболее распространенной гипотезе истощение и без того малоплодородной каменистой почвы Греции, перенаселенность, жестокая конкуренция заставляли многих сынов Эллады уже в самые древние времена снаряжать парусно-весельные суда и переселяться в другие прибрежные районы Средиземноморья - на острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, Северной Африки и Апеннинского полуострова, берега Адриатики, Ионического, Тирренского морей. Многие десятки античных городов обнаружены археологами на побережье Средиземного моря, и не менее 35 из них оказались под водой.

На составленной в 1968 г. чешским ученым Л.Лойдой и уточненной нами карте показаны полностью или частично затопленные морем города не только античного времени, но и средневекового и более поздних исторических периодов. Среди них находится и один из самых крупных морских портов древности финикийский Тир, располагавшийся в восточном Средиземноморье.

Отсюда в X в. до н.э. царь Хирам I отправлял свои военные корабли для завоевания городов Кипра и Северной Африки. Отсюда уходили финикийские мореплаватели, которые будучи на службе у египетского фараона, около 620 г. до н.э. совершили первое в истории человечества путешествие вокруг Африканского континента. Здесь в IV в. до н.э. солдаты Александра Македонского произвели одно из первых «преобразований природы»: после долгой и безуспешной осады острова Тира они почти превратили его в полуостров, засыпав пролив, отделявший город от берега.

Насыпанная воинами Александра земляная дамба изменила направление берегового течения. После этого одновременным штурмом с моря и суши войскам Александра Македонского удалось овладеть ранее неприступной крепостью. «Тир был взят Александром после осады, — писал Страбон, - но преодолевал все подобные несчастья и снова возвышался благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы…». Тот же Страбон сообщал» что у Тира были две гавани: «Одна замкнутая, а другая, называемая египетской, - открытая». В результате сооружения земляной дамбы наносы реки Литани, откладывавшиеся у дамбы с севера, за 2,3 тыс. лет окончательно превратили к нашим дням остров Тир в полуостров.

Долгое время сообщение Страбона считалось фантазией античного писателя, так как никаких древних гаваней в районе Восточного Средиземноморья в то время никем
найдено не было. В начале 30-х годов XX в. известный французский ученый А.Пуадебар предпринял тщательные археологические исследования на побережье Сирии и Ливана. Летом 1934 г. в море вблизи береговых раскопок древнего Тира были обнаружены с самолета темные пятна правильной геометрической формы. Это и был древний морской порт, затопленный водой.

В результате подробных подводных исследований Пуадебар установил, что Тир действительно имел северную и южную гавани. С севера вход в бухту закрывал мощный морской мол шириной (поверху) 8 м, который археологи нашли под водой на глубине 3-5 м. Основанием мола служили скальные донные породы, нижняя часть сооружения была сложена крупными каменными блоками размером 1,0*0,5×0,4 м, верхняя выполнена из бетона. Защитный мол имел длину 200 м и начинался у ныне развалившейся стоявшей на берегу квадратной сторожевой башни. На востоке узкий проход к финикийскому порту закрывался несколькими мелкими островками. В описании осады Тира рассказывается, что финикийские корабли выстраивались плотным рядом, закрывая проход в гавань и выставляя вперед свои окованные медью носы-тараны. Северная гавань Тира была военной гаванью, в то время как южная (большая по размерам) была торговой. Сюда могли заходить сотни? судов со всего мира.

После двух лет экспедиционных подводных работ археологи во главе с Пуадебаром установили, что, так же как и северная, южная гавань отделялась от моря каменной дамбой шириной до 8 м (в западной части - 10 м) и длиной 750 м. В середине мола имелся небольшой проход для кораблей. Этот вход в гавань был сделан по примеру городских ворот древних крепостей. С двух сторон он был ограничен направляющими дамбами длиной 100 м. Если бы вражеский корабль все же вошел в этот узкий коридор, он оказался бы под обстрелом защитников города с двух сторон и вряд ли мог прорваться в гавань.

Центральный проход делил южный порт на две части: большую западную и меньшую восточную. Первая имела свой проход, который защищала сторожевая башня. В восточной гавани археологи обнаружили полузатопленный сухой док для ремонта кораблей. Дно дока было покрыто плитами из известняка.
Кроме основных сооружений самого порта на некотором расстоянии от него в открытом море исследователи нашли остатки дополнительных волноломов. Эти сооружения были заложены на довольно большой глубине и тянулись по всему периметру молов тирского порта.

Другой крупный финикийский порт Восточного Средиземноморья, Сидон (ныне Сайда, Ливан), также оказался под водой. Многие части его защитных и причальных сооружений, построенных в первые века н.э., в наше время немного выступают над уровнем моря. Более раннюю постройку представляет большая, диаметром 14 м, сторожевая башня, охранявшая вход во внутренний порт. В отличие от Тира бухта Сидона защищена скалами от преобладающих юго-западных ветров. Поэтому древний военный порт был прикрыт лишь с севера таким же молом, как в Тире. Мол не доходил до островка, оставляя узкий вход в гавань. Остальная часть акватории перекрывалась песчаной отмелью, котррая шла от островка к берегу. Водолазы обнаружили здесь следы прорытого в древности судоходного канала.


Археологические исследования Сидонского порта Пуадебар выполнил после Второй мировой войны. Он нашел и еще один, торговый порт Сидона, который располагался севернее городского и примыкал к небольшому острову.

Здесь же, на восточном побережье Средиземного моря, в 1957 г. работала американская экспедиция с яхты «Си Дайвер». Она детально обследовала опустившиеся на 2,5 м под уровень моря портовые сооружения библейской Цезареи (Израиль), которая была сначала столицей Иудейского царства, а потом резиденцией римского наместника. На дне моря археологи нашли каменные стены, колонны и огромную древнеримскую статую, украшавшую, по-видимому, вход в гавань.

В 1961 г. аквалангисты обнаружили на дне моря вблизи расположенных на берегу развалин античной Цезареи руины древней библиотеки. Может быть, в ней хранились свитки с записями, сделанными 2 тыс.лет назад известным историком из Иудеи Иосифом Флавием. Вот что он писал о строительстве Цезареи: «Царь не жалел средств и превзошел саму природу, создав порт больше, чем Пирей, с двойной стоянкой для кораблей… Город расположен в Финикии на пути в Египет, между Яффой и Дорой — небольшими приморскими городами, где невозможно устроить порт из-за порывистых юго-западных ветров, не позволяющих кораблям заходить сюда на стоянку, торговые суда обычно вынуждены бросать якорь в открытом море». Флавий подробно рассказывал, как на участок берега моря, где стояла когда-то так называемая «башня Стратопа» приехал иудейский царь Ирод Великий и велел там построить город с удобной закрытой гаванью. Строители из огромных камней соорудили под водой длинный мол в «двадцать морских саженей». Затем, когда сооружение поднялось выше уровня моря, на нем с одной стороны построили волноломы, а с другой - массивную причальную каменную стену с башнями. В стене были устроены складские и жилые помещения в виде больших арок, а перед ними проложены торговал и прогулочная набережная. У входа в гавань, который находился в безветренной северной части, стояли высокие колонны. Со стороны моря на отмелях было поставлено еще три причальных столба, возле которых могли стоять корабли, ожидавшие своей очереди, чтобы войти в порт.

Массивные причальные стенки и волноломы представляли собой кладку тесаных каменных глыб, соединенных друг с другом металлическими закладными скобами с заливкой пазов расплавленным свинцом. Помимо естественного камня были использованы и бетонные блоки. Интересна технология строительства подводной части молов, причальных стенок и волноломов. Каменные и бетонные блоки устанавливались в два ряда с расстоянием между ними 20-30 см. Потом в течение нескольких лет это пространство было занесено морским песком я галькой. Таким образом, искусственная кладка стала играть роль наружной и внутренней облицовки. В результате было сэкономлено много строительного материала, общий объем которого только в подводной части составлял около 200 тыс.м3.

Отдельные участки волнорезов выполнялись методом подводного бетонирования. Для этого на место по воде отбуксировывалась деревянная опалубка, затем она заполнялась смесью извести, краснозема, вулканической пемзы и камней. Под тяжестью этого раствора деревянные ящики весом до 0,5 тн. опускались на дно. Бетонная смесь постепенно схватывалась, твердела и набирала прочность.

При сооружении порта Цезареи был применен и еще один интересный технический прием, который и в наше время не потерял актуальность. Дело в том, что древние гидротехники очень искусно использовали особенности морских течений. Вход в рукотворную гавань устроен так, что угроза естественного процесса откладывания песка возле берега, а следовательно, заиления порта и уменьшения судоходных глубин, здесь совершенно устранена. Наоборот, с помощью каналов-байпазов, проложенных в главном волноломе было образовано искусственное течение, отгонявшее песок от входа в гавань и отводившее его в сторону. Расход, напор и скорость потоков воды в каналах могли регулироваться шлюзами. Подводные археологические исследования показали, что, если на дне гавани слой заиления, под которым, кстати, и была найдена керамика времен царствования Ирода Великого, составляет всего несколько сантиметров, то с наружной стороны мола у входа в порт толщина намытого песка исчислялась 1,5 м. Наиболее интенсивные археологические работы на сооружениях затонувшей Цезареи начались в 1975-1980 гг. Центр морских исследований университета в Хайфе (Израиль) совместно с американскими учеными из Колорадо и Мэриленда и канадскими сотрудниками университета г.Виктория работают по 25-летней программе наземных и подводных изысканий. На дне бывшей гавани уже найдено много античной и средневековой керамики и других бытовых предметов. Одна из наиболее интересных находок - осколок памятной каменной плиты, на которой вырезано имя римского прокуратора Понтия Пилата «tious Pilatus», приговорившего Иисуса Христа к смертной казни. Ученые полагают, что этот камень стоял в стене одного из приморских храмов, в котором, как известно, и находилась резиденция римского военачальника.

Не менее ценные находки затонувших городов-портов в восточном Средиземноморье были сделаны в 30 - 40-х годах нашего столетия одной из основательниц подводной археологии Онор Фрост и другими учеными. Это - античные города Арвад, Сидон, Атлит и многие другие.

В 1958-1959 гг. в Ливии под руководством известного английского археолога из Кембриджа Н.Флемминга были проведены интересные археологические исследования Аполлонии - морского порта бывшей древнегреческой колонии в Северной Африке Кирены. Основанная в VII в. до н.э. Аполлония особенно возвысилась в период римского господства в I в. до н.э., когда северная Африка стала одним из главных поставщиков хлеба для Римской империи.

Археологические исследования показали, что на дне моря находится почти половина всего города. Под водой оказались все портовые сооружения, остатки зданий, оборонительных стен, складов. Овальная бухта Аполлонии замыкалась естественными мысами и островами, между которыми оставались узкие проходы для кораблей. Берег гавани был укреплен толстыми подпор-. ными стенами, на которых возвышались оборонительные сооружения. Была еще и внешняя более открытая гавань, имевшая причалы для чужих торговых судов.

Археологи нашли остатки доков для ремонта кораблей, набережную, каменоломни, загородную римскую виллу и другие сооружения. Западнее Аполлонии, в южном Средиземноморье, частично затонули античные Птолемаида и Таухира, и далее на запад: Тапс - в Тунисе, Иол (другая Цезарея) - в Алжире.

Вблизи южных берегов Франции у городка Сан-Мари (около Марселя) в 1952 г. была обнаружена обширная затонувшая территория с сооружениями и культурными слоями почвы средневекового периода. Бще в 1696 г. арлезиан-ский монах Пьер Луи де Сан Ферро отмечал, что море захватило здесь около 2 км суши. В XVIII в. была даже предпринята попытка спасти Сан-Мари от затопления морем с помощью земляной дамбы.

Развалины крупных сооружений с керамикой I в. н.э. и отдельными архитектурными деталями были обнаружены в заливе Святой Жервезы на глубине 1-5 м. Такие же находки сделаны в районах древних Антибы и французской Ольвии. В 1950 г. Альпийский подводный клуб провел вблизи г. Тауроментум археологическую разведку подмытых морем и обрушившихся в воду участков берега. В окрестностях Порт-де-Бу в 1951- 1952 гг. на глубине 13 м под трехметровым слоем донного ила аквалангисты обнаружили детали древнегреческих колонн, рельеф из знаменитого каррарского (италийского) мрамора, а также обломки коринфской капители и греческого саркофага.

При работах в Сан-Тропезе осенью 1951 г. со дня моря с помощью подъемного крана были подняты 13 фрагментов мраморных колонн диаметром 2 м. Предполагают, что эти детали вез корабль из Италии в I в. н.э. и они предназначались для постройки известного храма Августа в Нарбонне (Галия). В заливе Фо, тоже находящемся на юге Франции, под водой обнаружены древние стены, возле которых лежали черепки аретимской, кампанской и галло-римской керамики, изящная головка богини, сделанная из слоновой кости, и другие предметы искусства. Со дна моря у побережья Монако извлечена поврежденная коррозией бронзовая фигурка пантеры.

У берегов Италии также найдены остатки затонувших античных поселений. Так, около Поццуоли в Неаполитанском заливе археологи-подводники обследовали затопленный район древнеримского курорта Байев, известного места развлечений и кутежей богатых римлян. На глубине 10 м от уровня моря обнаружены фрагменты монументальных зданий. Они выполнены из типичных римских плоских кирпичей на известковом растворе. Там же, вблизи Поццуоли, находится воздвигнутый в 105 г. до н.э. полузатопленный храм Юпитера и Сераписа, основание которого ныне располагается на глубине 2,5 м от поверхности воды. Письменные источники средневековья сообщают, что в XIII в. здесь выступали из воды верхушки античных колонн. В более позднее время произошел некоторый подъем дна залива и в 1748 г. храм был уже целиком на суше, а затем дно снова опустилось, что привело к новому погружению храма в воду. Ныне тектонические подвижки берега здесь продолжаются.

У южного берега Сицилии и у мыса Пассеро на глубине 7 м найдены и обследованы барабаны колонн, части капители и другие мраморные блоки общим весом 3,5 тн.
В 1910 г. французский ученый Г.Жонде провел большие подводные исследования крупного древнего морского порта, затонувшего у южного берега Средиземного моря к западу от Александрии. На глубине 8-9 м от уровня моря на дне залива были обследованы фрагменты очень искусной каменной кладки.

В восточной части Александрии по приказу ее основателя Александра Македонского была сооружена искусственная гавань. Земляной насыпной мол, который назывался по его длине в семь стадиев Гепса-стадион, соединил берег с бстровом Фарос. Вот здесь и был правителем Египта Птолемеем II поставлен в III в. до н.э. знаменитый Фарос-ский маяк - одно из семи чудес света.

Вздымаясь над морем на 120 м, эта трехъярусная башня много веков служила для обозначения узкого входа в восточную гавань Александрии. Только в XIV в. Фаросский маяк, до того постепенно опускавшийся в морскую пучину, окончательно развалился после сильного землетрясения, охватившего юго-восточное побережье Средиземного моря. Житель Александрии Камель Абу-ас-Садат в 1961 г. нашел на дне бывшей восточной гавани каменный колосс — статую древнеегипетской богини Исиды. В 1963 г. она была доставлена на берег, а в 1968 г. при участии Онор Фрост водолазы подняли со дна моря еще 17 предметов, которые, так же как статуя Исиды, очевидно, имели прямое отношение к Фаросскому маяку.

У берегов Алжира возле города Шершель была найдена под водой еще одна античная статуя Цезаря. Когда-то здесь был один из самых крупных военно-морских портов Древнего Рима, равного которому не было во всем южном Средиземноморье, от Карфагена до Гибралтара. Первенство в обнаружении этого затонувшего города, как и многих других морских портов северной Африки, принадлежит водолазу из Франции Филиппу Диоле.

Большое число затонувших античных городов обнаружено и вблизи самой колыбели эллинской культуры — Греции, а также островов Эгейского моря. Так, возле мыса Тенар под водой виден древнегреческий Гифион, оборонительные стены которого имеют толщину 2 м. На берегу Коринфского залива обнаружены подтопленные морем городские стены Калидона. Может быть, их развалины имеют отношение к древнегреческим городам Буру и Гелике, которые, по преданию, где-то здесь и затонули 2500 лет назад. Да и морские молы самого древнего порта Коринфа находятся на глубине 3 м ниже уровня моря. Вблизи другого портового города Пирея на морском дне оказались древние захоронения - склепы и могилы античного времени. Затонувшие на глубину до 2 м склепы обнаружены и на южном берегу Крита, а также на о.Милос. В береговой полосе на расстоянии 200 м от о. Эгонн также погребены морем древние оборонительные стены. На дне Эгионского залива в Кенхере покоятся развалины базилики IV—V вв. н.э. Полузатонувшими являются Мохлос и Херсонес на Крите, Саламин на восточном берегу Кипра.

Возле прибрежного греческого города Катаколона на дне моря найдены детали колонн, осколки керамики, обломки скульптур. Ученые предполагают, что это следы античного Фея, погибшего в результате провала земли.
В Западном Причерноморье, у берегов Болгарии еще в 30-х годах XX в. были обследованы остатки другой черноморской Аполлонии (ныне Созопол). Здесь найдена керамика, надгробие и другие предметы, показывающие, что это лишь часть городища. Вблизи Не-себра на глубине 1—2 м видны фрагменты городской стены античной Месембрии. В Варне {древний Одессос) найден затопленный мол. У румынского берега обнаружены сооружения Истрии и Томы (Констанца), где был в ссылке Овидий.

Интересные открытия были сделаны в заливе Брено Адриатического моря. В бухте Тихой возле югославского прибрежного городка Цавтат подводники открыли древний затонувший город, почти целиком находящийся на дне моря. Им оказался Эпидавр Иллирийский, основанный выходцами из греческого Эпидавра, расположенного на северо-востоке Пелопоннесского полуострова вблизи Коринфа и Микен. Адриатический Эпидавр вначале, так же как и другие северные колонии, играл для всей Греции важную роль в торговле скотом и хлебом, которые поставляли окружавшие его иллирийские племена. Затем подошла эпоха македонского господства. Филипп Македонский, отец Александра, завоевал Иллирию и во многом способствовал ее процветанию. А через столетие сюда пришли римляне и начались известные Иллирийские войны 229 и 219 гг. до н.э. Будучи местом расквартирования Седьмого и Девятого легионов, Эпидавр (по-римски Эпитаурум) стал пунктом набора рекрутов.

Известно, что даже многие императоры Рима были сыновьями иллирийских офицеров. Великий византийский император Юстиниан также был иллирийцем по происхождению. В Эпидавре он разместил свой флот и отсюда вел борьбу с вестготами.
Однако в середине VI в. н.э. Эпидавр, как и большинство других городов римского мира, пал под ударами варваров, был разграблен и сожжен. Правда, разрушению подверглась лишь его часть, оставшаяся от другой страшной катастрофы: в середине 60-х годов IV в. произошло внезапное опускание суши. Большая прибрежная часть города с торговым центром, рынком, мастерскими ремесленников и жилыми домами погрузилась на дно моря. Об этом в 1876 г. сообщал английский археолог Артур Эванс, открывший минойскую цивилизацию. Произведя археологические раскопки в Цавтате, он заметил: «Поговаривают, что в соседней бухте Святого Ивана (Тихой - Г.Р.) ясно проступают стены римских зданий, погребенных на дне моря, вероятно, вследствие опускания суши». Позже, в 1947 г., немецкие военнопленные обнаружили развалины стены, уходившей под воду, а в ее нише —клад старинных монет.

Детальные подводные исследования древнего города произвела группа аквалангистов с корабля «Язычник» во главе с ныне живущим в Англии австралийцем Тэдом Фальконом-Баркером. Впоследствии он написал об этом интересную книгу «1600 лет под водой» (в 1967 г. издана в СССР), в которой рассказал о своих сенсационных открытиях на дне бухты Тихой. Направление поисков показывали следы древних римских дорог и ответвление акведука, которые подходили к Цавтатской гавани и обрывались у самого берега. Надежды ученых полностью оправдались. На дне моря хорошо сохранились стены, фундаменты домов, вблизи них амфоры, греческие и римские монеты, украшения и другие предметы быта.
«Всего нам удалось найти одиннадцать стен, - писал Фалькон-Баркер. — Кое-где они опирались на ложе из темно-серой глины, прикрытое местами лишь тонким слоем песка». Одни из этих стен длиной 1,5-7,0 м были сложены из тесаных и аккуратно подогнанных камней шириной по 2 м, другие были построены из плоского красного кирпича на известковом растворе. В некотором удалении от бывшего центра древнего города аквалангисты обнаружили вторую группу стен, между которыми лежало 10 больших мостовых плит. «Другая наша группа, - писал Фалькон-Варкер, - исследовала дно неподалеку от того места, где мы выкопали свою самую первую пробную траншею. Они тоже нашли три стены, которые как будто бы составляли стены одного дома. Одна из них расположилась с востока на запад, зато две другие — с севера на юг. Чем больше ширился район исследований, тем яснее становилось, что вся эта площадь была когда-то тесно застроена зданиями, которые начинались сразу же за городскими воротами». По всей видимости, это был пригородный поселок.

В результате подводных обмеров затопленных сооружений, которые расчищались с помощью эжектора, а также после исследования архитектурных деталей и предметов домашнего, ремесленного и культурного обихода, были сделаны важные выводы. Изученные ранее на суше развалины некрополя, хра ма, амфитеатра, древнеримских бань, акведука, виллы, лестницы, мастерских и других инженерных и гражданских сооружений были только небольшой частью города.

Основная же территория Эпидавра находилась под водой. «Теперь план древнего города, - писал Фалькон-Баркер, — начал вырисовываться в основных деталях. Мы более или менее точно знали расположение внешних стен: они простирались метров на 50 от берега, уходя на глубину до 15 м.

Кроме Эпидавра волны Адриатического моря скрывают также этрусский город Эспину - важный торговый центр, описанный еще Плинием Старшим.

Какова же причина затопления древних городов Средиземноморья?. Достоверных письменных или каких-либо других сообщений о трагических событиях того времени почти не осталось, если не считать туманных и противоречивых рассказов о потопах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях. Для примера можно привести сообщение о каком-то землетрясении, происшедшем в Эпидавре. Об этом говорится в анонимном итальянском историческом очерке ‘»Annalee Ragusini anonimi», который был опубликован в 1883 г. Из него мы узнаем, что Эпидавр был частично разрушен в результате аемлетрясения, происшедшего сразу же после смерти римского императора Юлия Апостаты, т.е. предположительно в 363 г. н.э.

«В этот год, - пишет неизвестный автор (по-видимому, священник), - случилось во всем мире землетрясение вскоре по окончании Юлия Апостаты. Море покинуло берега свои, словно господь наш Бог снова наслал на землю потоп, и все повернулось вспять, к хаосу, который и был началом всех начал. И море выбросило на берег корабли и разметало их по скалам. Когда жители Эпидавра увидели это, то устрашились они силы волны и убоялись, что горы воды хлынут на берег и что город будет ими весь разрушен.
Далее рассказывается, что горожане обратились к богу с мольбой о пощаде, и он, сжалившись над ними, остановил землетрясение. После этого море перестало наступать на сушу и оставшаяся часть Эпидавра была спасена. Она-то и дожила до наших дней.
Подводные находки в Средиземноморье не ограничиваются историческим периодом. На шельфе есть следы и очень отдаленных времен.

Ведь Средиземное море, колыбель цивилизации, послужило когда-то своеобразным мостом, по которому, появившийся полтора миллиона лет назад наш прапрапредок так называемый «восточноафриканский человек’, перешел в Азию и Европу. Как известно в ледниковый период уровень Мирового океана был намного ниже современного, шельф Средиземного моря позволил человечеству свободно расселиться на огромных просторах Северного полушария. Сухопутные дороги пролегали в широком перешейке, протягивавшемся вдоль нынешнего Суэцкого канала и южной оконечности Красного моря. В восточном Средиземноморье в 70-х годах нашего века Н.Флемминг на континентальном шельфе нашел неопровержимые доказательства существования на нем жизни. На глубине около 10 м ниже сегодняшнего уровня моря были найдены палео-и неолитические стоянки древних племен, кочевавших здесь в течение огромного промежутка времени: от 40 до 6 тысячелетий до н.э. Таким образом, весь каменный век и почти до начала бронзового века на ‘Ближнем и Среднем Востоке древний человек пользовался нынешним континентальным шельфом Средиземного моря для передвижения из Африки на север.

Менее убедительны, но также интересны доказательства миграции древних людей в среднем и западном Средиземноморье. В районе Гибралтара и у берегов острова Мальты ниже уровня моря,лежат пещеры, в которых обнаружены следы человеческих стоянок. И достоверно установлено, что сухопутные «мосты» в ледниковый период протягивались по линии Тунис - Сицилия - Италия, а также Марокко - Испания.

Г.А. Разумов, М.Ф. Хасин