Гуманизация образования предполагает. Презентация на тему "тест "право на образование""

1)более половины опрошенных не имеют четкого отношения к данной проблеме;

2) большинство респондентов отрицательно относится к единой школьной форме;

3) количество равнодушных к этой проблеме значительно увеличилось;

4) уменьшилось сторонников школьной формы

2.Гуманизация образования предполагает…

1) усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин;

2) создание единой системы образования для развитых стран;

3) усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам;

4) введение обязательных предметов по изучению религии.

3. Какое из следующих понятий соответствует определению: «Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности»

1) самоанализ; 2) самообразование; 3) самореализация; 4) самодеятельность

Верны ли следующие суждения об образовательной системе в нашем обществе.

А.Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными.

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования.

5 Верны ли суждения о социальной функции образования:

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит процесс социализации личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны

6. Среднее образование в России можно получить:

1) только в средней общеобразовательной школе; 2) в общеобразовательной, вечерней школах, в учреждениях среднего специального образования; 3) только в учреждениях среднего специального образования; 4) в основной общеобразовательной школе.

7. В перечне основных направлений образования в обществе является лишним:

1) религиозное; 2) гуманитарное; 3) естественнонаучное; 4) биологическое

Вставьте пропущенные слова.

Учебные заведения, органы управления и обеспечения их деятельности в государстве составляют национальную систему ______ (1). В систематическом ____ (2) детей в целом более значима роль семьи, а в организованном ____ (3) – роль государства и общества.

Часть 3.

С 1. О каком древнейшем виде образования (обучения и воспитания) В.Гюго сказал: «Начала, заложенные в раннем детстве человека, похожи на вырезанные ев коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»

Раздел 3. Тема 6. Образование.

Вариант.

1.В 2005 и 2008 годах проводились социологические опросы «Вы и ваша работа». Одним из вопросов был: «Нравится ли Вам ваша работа?». Полученные результаты были занесены в таблицу.

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1).увеличилось количество людей, работающих в соответствии с полученной квалификацией;

2) уменьшилось количество респондентов, удовлетворенных своей работой;

3) снизилось количество людей, работающих не по своей специальности;

4) количество граждан, которые хотели бы, но не могут устроиться на работу по специальности, сократилось почти вдвое.

2. Какое направление в развитии современного высшего образования реализуется через применение дистанционной формы обучения:

1) индивидуализация; 2) гуманитаризация; 3) интернационализация; 4) политизация

Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг; 2) компьютеризацию учебных заведений; 3) унификацию требований к учебному оборудованию; 4) особое внимание к общественным дисциплинам

4. Иван учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает:

1) основное образование; 2) полное (среднее) образование; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование

5. В стране система образования учитывает потребности детей с ограниченными физическими возможностями – они могут выбирать программу обучения. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример:

1) интернационализация; 2) гуманизация; 3) гуманитаризация; 4) информатизация

6 Какое слово пропущено:

Школьное образование: ……………., основное, среднее полное

7. К характерным особенностям современного образования в самых развитых странах мира относится:

1). возможность получать образование через Интернет; 2) практика стажировки, обменов студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями разных стран; 3) расширение сферы платного образования в сравнении с бесплатным; 4) зависимость получаемой квалификации в одной специальности от знаний в других смежных специальностях.

8. Основным, наиболее массовым и значимым для всего общества звеном системы образования в любой стране является:

1). министерство образования; 2) финансирование системы образования государством; 3) государственный университет в столичном городе; 4) общеобразовательная школа

Часть 3

С 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию об образовании.

Тест по обществознанию на тему «Образование»

    вариант

1.Система образования регулируется:

      Государством 3) социальной группой

      Обществом 4) отдельными людьми

2.Гуманизация образования это:

1)уменьшение учебной нагрузки

2)возможность получить образование в другой стране

      внимание к индивидуальным особенностям личности

      свободное посещение занятий

3.Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2)преподавание на иностранных языках является обязательным

3)среднее образование в РФ является обязательным

4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

4.Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг

2)компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4)особое внимание к общественным дисциплинам

5.Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся

6.Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

4)обучение в две смены

Тест по обществознанию на тему «Образование»

2 вариант

1. К путям приобретения среднего образования в России относится:

1) учеба в школе 3) экстернат

2) заочное или домашнее обучение 4) все перечисленное

2. Среднее специальное образование в России можно получить в:

1) средней общеобразовательной школе 3) колледже

2) вечерней школе 4) гимназии

3.Верны ли следующие суждения об образовании

А. среднее специальное образование является частью профессионального образования

Б. высшее образование является частью профессионального образования

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1) гуманизации 3) компьютеризации

2) глобализации 4) гуманитаризации

5. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

2)обязательное основное образование

3)учет потребностей и интересов учащихся

4)обучение в две смены

7.Принцип гуманизации образования требует:

    усиления внимания общества к личности, ее интересам

    создание единой системы образования для различных стран

    повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

    регулирования системы образования государством

Слайд 2

Цель тестирования

получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Слайд 3

1.Система образования регулируется:

1. Государством 2. Обществом 3. социальной группой 4. отдельными людьми

Слайд 4

2. К путям приобретения среднего образования в России относится:

1) учеба в школе 2) заочное или домашнее обучение 3) экстернат 4) все перечисленное

Слайд 5

3.Гуманизация образования это:

1) уменьшение учебной нагрузки 2) возможность получить образование в другой стране 3) внимание к индивидуальным особенностям личности; 4) свободное посещение занятий

Слайд 6

4.Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1)государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке 2)преподавание на иностранных языках является обязательным 3)среднее образование в РФ является обязательным 4)учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

Слайд 7

5.Гуманитаризация образования предполагает

1)разнообразие образовательных услуг 2)компьютеризацию учебных заведений 3)унификацию требований к учебному оборудованию 4)особое внимание к общественным дисциплинам

Слайд 8

6. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 9

7. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 10

8. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы 2)обязательное основное образование 3)учет потребностей и интересов учащихся 4)обучение в две смены

Слайд 11

9. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам. Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 12

10.Верны ли следующие суждения об образовании

А. среднее специальное образование является частью профессионального образования Б. высшее образование является частью профессионального образования 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 13

Решение учебных задач

1. Выпускнику 9 класса директором школы было отказано в приёме в 10-11 класс из-за большого количества "троек" в аттестате о получении основного образования. Правильно ли поступил директор?

Слайд 14

В школе проводился рейд по проверке внешнего вида. Всех учеников, внешний вид которых, по мнению проверяющих, не соответствовал деловому стилю, отправляли домой переодеваться. Правильно ли поступили учителя?

Слайд 15

Оксану не приняли в 9-й класс школы № 5, так как она не проживает в микрорайоне данной школы, окончив 8 классов с пятью тройками, склонна к пропускам уроков без причины. Такое положение дел не устраивало директора школы. Правильно ли поступил директор?

Слайд 16

Используемые источники

Обществознание. 8–11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – (В помощь учащимся). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom). Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград: Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Посмотреть все слайды

Гуманизация образования. В переводе с латыни humanus означает «человечный», а гуманизм связывается с совокупностью взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. 22 Идея гуманизма, охватывая все стороны общественной жизни, естественно проецируется и на образование, требуя от него гуманного отношения к ребенку. В отечественном образовании идея гуманизма всегда выражала необходимость преодоления авторитаризма, коренного изменения отношения к ребенку, признания его в качестве полноценного субъекта образования. Особую остроту идея гуманизации приобрела в 80-е годы ХХ столетия и нашла свое наиболее емкое воплощение в «педагогике сотрудничества».

Сегодня постановка вопроса о гуманизации образования свидетельствует о признании гуманизма в качестве базовой идеи развития образования. Философской основой процессов гуманизации являются осознанные сегодня представления о характерных чертах духовной жизни постиндустриального общества, обрисовывающих идеалы и цели, достойные человека: развитие многосторонних способностей человека, расширение субъект-субъектных взаимодействий, обогащение трудовой деятельности проявлениями свободной творчески-созидательной активности.

Гуманизация образования выступает основной системообразующей тенденцией, предполагающей, что в центре внимания педагога должна быть целостная уникальная личность ребенка, открытая всему новому и способная на осознанный выбор «способа поступания» в различных жизненных ситуациях. Это означает, с одной стороны, понимание ребенка и принятие его таким, какой он есть, стремление поставить себя на его место, проникнуться его переживаниями и ощущениями, проявлять искренность и открытость. С другой стороны, гуманизация связана с созданием таких педагогических условий, которые бы раскрепостили внутренние силы ребенка, мобилизовали его личностный потенциал на осознание и реализацию своих потребностей и интересов.

Важно подчеркнуть, что отсутствие в образовательном процессе регламентации и предоставление ребенку возможности для избирательного реагирования на педагогические воздействия являются, по мнению психологов, наиболее благоприятными обстоятельствами для обогащения личностного опыта и становления ребенка как свободного субъекта жизнедеятельности. Такой подход приводит к тому, что образовательный процесс строится на началах творческого сотрудничества взрослого и ребенка, стимулирующего самодеятельность и саморазвитие школьника, исключающего авторитарность и менторский тон поведения учителя, а также расширяющего возможности диалоговых форм взаимодействия.

Вместе с тем усиление внимания к субъект-субъектным взаимоотношениям учителя и школьника не снимает со взрослого ответственности за ребенка. Более того, усиливается «окультуривающая» по сути своей педагогическая миссия учителя: к роли субъекта ребенка необходимо готовить, вводя его в соответствующую сферу культуры – культуру жизненного самоопределения . В противном случае «гуманизация» лишает образовательный процесс собственно образовательной значимости. И мы действительно часто становимся свидетелями того, как на уроке школьник, пытаясь продемонстрировать собственную оригинальность суждений, в раздраженном тоне отвергает мнение учителя, не желая вступить с ним в содержательный диалог, да и не имея для этого соответствующей культуры самоопределения. При этом учитель зачастую не обращает внимания на подобную ограниченность школьника, как бы умиляясь самобытностью ученических проявлений, и не предпринимает никаких педагогических действий, тем самым, потакая детскому несовершенству. Понятно, что в данном случае позиция учителя вряд ли обладает гуманистической направленностью, поскольку не только не стимулирует школьника к личностному росту, а, наоборот, препятствует его самосовершенствованию.

Несомненно, гуманизация образования невозможна без обращенности образовательного процесса к целостной личности, к системе ее потребностей, мотивов, ценностно-смысловых установок и убеждений. «Иллюзия состоит … в том, что то, как думает, как чувствует человек и к чему он стремится, кажется нам зависящим от того, каковы его мышление, его чувства, его стремления. Но ведь мыслит не мышление, чувствует и стремится человек. Значит, главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем» 23 . Поэтому и гуманизация образования предполагает такую его организацию, при которой школьники открывают для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивают содержание учебных дисциплин. При этом школьник имеет право на свободный творческий поиск, который стимулируется не отметкой или наказанием, а побудителями духовно-нравственного плана, возвышающими человека и формирующими у него проявления культурного существа. В таком контексте необходимо говорить о другой особенности современного образования – его гуманитаризации.

В переводе с латыни «гуманитарный» означает «человеческая природа», «образованность», «имеющий отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию». Поэтому гуманитаризацию образования целесообразно связывать с таким подходом к его организации, который направлен на приоритетное развитие истинно человеческого начала и в этом смысле на «очеловечивание» образования. Поскольку истинно человеческие ориентиры задаются культурой, постольку и гуманитаризация предполагает систему мер, направленных на акцентирование культурных начал в образовании, т.е. на становление зрелой личности, обладающей выраженным духовным потенциалом , способной «поставить себя во все-связь, в «традицию» (М.К. Мамардашвили) и готовой к самостоятельному созиданию .

Этот вывод оказывается сегодня предельно значимым, поскольку имеющаяся практика гуманитаризации школы зачастую отличается сосредоточенностью лишь на внешней стороне явления: в учебный план школы вносится корректировка, состоящая в увеличении часов, отводимых на так называемые гуманитарные предметы, а предметы естественнонаучного и математического профиля сводятся к минимуму. При этом из поля зрения выпадает важнейший момент: степень гуманитарности педагогического влияния и образования в целом обусловлена не столько тем, какого сорта предметное знание приобретает человек, сколько тем, как он его осваивает . Еще значимее с этой точки зрения становится учет того, чем для школьника это знание становится – средством включения в творчески-созидательную деятельность, средством духовного саморазвития на основе обращенности к другому, к обществу, к роду человеческому, когда в своем поведении человек руководствуется высшими человеческими ценностями – идеалами истины, добра и красоты, либо средством информационного «натаскивания», игнорирующим постижение человеческой предназначености научного знания (например, достижений генной инженерии, когда пренебрежение нравственными последствиями может привести к гибели самого человечества независимо от степени теоретической значимости сделанного открытия) и порождающим, поэтому потребительское отношение к миру, в основе которого лежит упрощенная схема его понимания. Именно в таком смысле можно понять М.М. Бахтина, который акцентировал мысль о том, что мера ответственности человека в выборе «способа поступания» целиком и полностью зависит от того, насколько сам человек осознал свою единственность и неповторимость в этом мире. Словом, независимо от специфики предметной области гуманитарный подход в образовании выполняет крайне важную для человека функцию. Его предназначение в том, чтобы задавать ориентиры подлинно духовной жизни и на этой основе помогать человеку в приобретении опыта соотнесения своих действий с культурными (духовными) ценностями. Думается, что в рамках предметного содержания естественно-математического профиля потребность в такого рода усилиях обнаруживается со всей очевидностью. И речь должна идти не об их сокращении, а о качественном изменении содержания и методики обучения. 24 В противном случае начинает действовать эффект иллюзии технократического могущества. Вместе с тем реальная жизнь людей подчинена иной, гуманитарной логике: «…человеческий диалог – более надежный путь к предотвращению опасных столкновений, чем шаги, продиктованные компьютером». 25 Поэтому в условиях современного образовательного процесса становится важным ориентироваться на культуру, в рамках которой механизм гуманитаризации связан не с учетом предметно-содержательного аспекта, а скорее с усилиями по порождению более культурного человека, т.е. человека, который знает «не только историю страны, но и историю человечества и культуры, … не только общую историю, но и историю изучаемой им науки или профессии, … не только знающий, но и поступающий в соответствии со своим знанием и убеждением, сначала размышляющий над тем, что принесет людям результат его работы, а затем добивающийся результата, но не наоборот». 26

В противовес технократическим тенденциям, важно подчеркнуть, что гуманитаризация образования обращает внимание на то, что школа должна учить ребенка мыслить о человеке , искать и находить ответы на вопросы: Зачем он живет? Каково его назначение в жизни? Что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное? Школа должна развивать в ребенке опыт созидания культуры, обусловливающей богатый внутренний мир человека и «очеловечивание» мира природных и социальных вещей. В связи с этим можно выделить несколько направлений гуманитаризации образования, с точки зрения которых возможно говорить о человеческой соразмерности любого учебного предмета в школе. По нашему мнению, эти направления следующие.

    Усиление роли человековедческой подготовки в рамках любого учебного предмета: знания о человеке, об обществе, истории человечества, в том числе истории научных открытий и истории накопления знаний в той или иной предметной области. С гуманитарной точки зрения важно представлять историю науки не бесстрастно, а как историю человеческих судеб тех людей, которые творили культуру, реализуя тем самым свой творческий потенциал.

    Усиление философского контекста предметной подготовки школьников, предполагающего включение знаний о том, как идет процесс накопления знаний в человеческой культуре, каковы его закономерности и методы, какова специфика метода познания в родственных предметных областях знания и т.п. Все это позволяет школьнику осознать сущность познания как особой деятельности человека, ощутить его значимость для человечества и постичь смысл для себя самого.

    Усиление психологической подготовки школьников, связанной с расширением возможностей освоения школьниками особенностей психического строя своей познавательной деятельности, с изучением особенностей функционирования психических познавательных процессов (память, мышление, внимание, воля и т.п.), обеспечивающих овладение содержанием учебного материала и позволяющих учащимся произвольно управлять своей познавательной деятельностью. К примеру, в учебниках математики серии «Математика, психология, интеллект» (г. Томск) содержатся как часть учебного материала психологические практикумы, которые помогают школьникам овладевать психологическими механизмами, знание которых позволяет школьникам сознательно выстраивать свои познавательные стратегии с учетом особенностей индивидуального стиля познавательной деятельности.

    Опора в образовании на сотрудничество, развитие умения социального взаимодействия, диалоговых форм общения, а также накопление опыта делового сотрудничества, столь необходимого для проявления духовной культуры человека. С этой целью особое значение приобретает регулярное использование в образовательном процессе работы школьников в малых группах как средства целенаправленного «выращивания» опыта делового сотрудничества учащихся.

    Последовательная ориентация в образовательном процессе не столько на передачу школьникам «готового», обобщенного знания, сколько на организацию их самостоятельной поисковой деятельности с постепенным обогащением опыта исследовательских возможностей учащихся.

Реализация обозначенных путей гуманитаризации образования приводит к появлению существенных изменений в ходе образовательного процесса, т.е. к инновационным процессам в сфере образования.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.