I. Организационный момент

Окружающий мир — очень интересный предмет. И жизненный. Дочке нравится. А мне — нет. Всё дело в том, как преподносится материал.

За основу взят метод «концентрических кругов», когда в каждом классе проходят одно и то же, только на разных уровнях. К примеру, в первом учили что у человека есть ноги-руки-голова, во втором — коснулись некоторых внутренних органов, а в третьем строение тела человека даётся ещё более подробно, но так, чтобы хватило и на 4 класс.

За основу по программе «Школа России» взят учебник Плешакова в 2 частях. Смотрим содержание.

Вот так — всё и сразу. Пытаюсь как-то обобщить.

Всего 6 разделов:

  1. Как устроен мир.
  2. Эта удивительная природа.
  3. Мы и наше здоровье.
  4. Наша безопасность.
  5. Чему учит экономика.
  6. Путешествие по городам и странам.

А что конкретно нужно выучить?

Темы первого полугодия:

Природа и человек.

1 занятие:

  • объекты живой и неживой природы — повторить;
  • бактерии (изучение, польза и вред) — найти видео о росте бактерий, заквасить вместе кефир;
  • человек (строение, внутренний мир, отличие от животных).

Общество и экология. Защита природы.

2 занятия:

  • определения «семья», «народ», «страна», «государство», символы государства — нарисовать картинку вместе;
  • понятия «окружающая среда», «экология»;
  • связи: между живой и неживой природой, растениями и животными, человеком и природой, хищниками и растительноядными животными;
  • как человек загрязняет природу и что можно сделать — нарисовать схему;
  • знаменитые заповедники в России;
  • Красная книга.

Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ.

1 занятие:

  • искусственные и естественные тела;
  • твёрдые, жидкие и газообразные вещества;
  • сахара (обратить внимание на виноградный);
  • уксус;
  • определение крахмала йодом — провести опыт.

Воздух, вода, почва.

3 занятия:

  • Воздух, свойства (прозрачный, плохо проводит тепло, расширяется и сужается при изменении температуры) — опыт с шариком в холодильнике.
  • Вода, свойства (растворитель), обратить внимание на то, сколько содержится воды в ребёнке, изменения воды при изменении температуры, что такое снежинки, лёд на реке (лед легче воды), загрязнение воды, охрана и экономия воды. Нарисовать рисунок: «Круговорот воды в природе».
  • Камни — разрушение, что из них получается. Почва (состав, свойства, загрязнение, охрана). Найти видео о разрушении камней.

Солнце, растения, люди. Размножение и развитие растений. Охрана растений.

2 занятия:

  • Виды растений: хвойные, цветковые, папоротники, мхи, водоросли.
  • Почему растения живые. Дыхание растений, питание растений.
  • Опыление растений — кто и как. Последовательность развития растения. Как распространяются растения.
  • Красная книга растений (ятрышник???), почему исчезают растения. Лекарственные растения (пижма). Из каких растений делают ткани.

Поход в Ботанический сад.

Животные, кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животных.

2 занятия:

  • Разнообразие животных (черви, насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие, иглокожие), кит, дельфин, тюлень.
  • Кто что ест — пищевые цепочки. Пищевая сеть (?)
  • Размножение животных (из икры, живорождение, из яиц).
  • Красная книга животных.
  • Птицы: дрозд, скворец, фламинго, кукушка.
  • Насекомые: комар, майский жук, крапивница, жук-красотел.
  • Морское животное: осьминог, кальмар, морж, морская звезда.

Грибы. Великий круговорот жизни.

1 занятие + найти в интернете картинки самых разных грибов, грибков, проследить их из древности. Сделать домик-гриб из алебастра (технология). Поговорить о биосфере.

Обратить внимание, что нет корней, есть грибница, её роль. Съедобные и несъедобные грибы, роль грибов в природе.

Понятия: организм-производитель, организм-разрушитель, организм-потребитель.

Организм человека. ЗОЖ.

1 занятие.

Организм человека: органы и системы. Органы чувств. Кожа. Скелет и мышцы. Осанка.

Всего за 1 полугодие

13 занятий.

Достаточно 1 урока окружающего мира в неделю. За 3,5 месяца пройдём.

Второе полугодие

Огонь, вода, газ — вопросы безопасности.

1 занятие. Повторить.

Безопасность дорожного движения, дорожные знаки и разметка.

1 занятие. Дорожные знаки повторять периодически.

Опасные места и природные опасности. Экологическая безопасность.

1 занятие.

Экономика

1 занятие

Природные богатства.

1 занятие.

Растениеводство.

1 занятие.

Животноводство.

1 занятие.

Промышленность.

1 занятие.

Деньги. Государственный и семейный бюджет.

1 занятие.

Экономика и экология.

1 занятие.

Золотое кольцо России.

1 занятие.

Пограничные с Россией страны.

1 занятие.

Европа (север, центр и юг)

1 занятие

Страны Бенилюкс.

1 занятие.

Франция.

1 занятие

Великобритания.

1 занятие.

Достопримечательности мира.

1 занятие.

Подводим итоги

17 занятий. Успеем, если будем проходить по 1 уроку в неделю.

Вспомогательные материалы

Планирую пользоваться видеороликами из интернета, заглядывать на сайт «интернетурок.ру».

Перед аттестациями буду давать ей тесты из КИМ (контрольно-измерительные материалы) для 3 класса.

Выездные мероприятия

Нужно посетить Дарвиновский музей, Зоопарк, Ботанический сад, возможно, какую-то ферму.

Тема урока : «Разнообразие растений»

Цель урока : познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Результаты:

Учащиеся научатся квалифицировать растения, определять с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование:

1. Природный материал: мох, водоросли, еловые и сосновые веточки, цветы, веточки папоротника.

2. Карточки с заданиями.

3. Обучающие диски «Уроки Кирилла и Мефодия.2, 3 класс»

Класс разделён на группы по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Как образуется почва?

Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение деятельности.

Учитель загадывает загадку:

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Правильно, это растения.

Звучит « Вальс цветов». (Обучающий диск « Уроки Кирилла и Мефодия» 2 кл., урок № 7,з.1)

IV. Работа по теме.

1. Учитель:

На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

2. Задание: «Соедини начало каждого предложения с его окончанием»

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.3)

3. Учитель:

Ребята, как вы думаете, маленький рост - это беда или не беда?

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет - выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.

4. Ученик 1.

Мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.

5. Учитель помещает на доску таблички: царство растений, мхи.

Что это? (показывает перо страуса)

Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

Правильно, на папоротник. (на доске появляется ещё одна табличка -папоротники)

6. Ученик 2.

Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше - папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

7. Учитель:

Ребята, рассмотрите природный материал и скажите, а какие растения всегда живут в воде?

Правильно, водоросли. (На доске появляется новая табличка - водоросли).

8. Ученик 3.

Водоросли - это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами - ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

9. Учитель:

Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).

Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

(На доске появляются ещё две таблички - хвойные, цветковые)

Как называется наука о растениях?

Где растут водоросли?

Где можно встретить мхи?

Назовите хвойные растения.

Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

10. Работа в рабочих тетрадях: з.1,2.3, с.29.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

(Обучающий диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 кл., урок №8, з.6,8.)

VII. Рефлексия. Работа в группах.

1. Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Планета должна быть счастливой.

2. Защита творческих работ.

3. Учитель:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если на планете будут уничтожены они

Мы останемся одни.

4. Ученик 4:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

5. Ученик 5:

Давайте люди любить планету

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна

Что будет делать без нас она?

VIII. Подведение итогов.

На какие группы делятся растения?

Приведите примеры растений разных групп.

Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

Что особенно понравилось на уроке?

IX. Домашнее задание . С.69-73, ответить на вопросы, рабочая тетрадь. с.31, з. 7,8.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Тела и вещества».

Цель урока : дать детям первоначальные представления о природе и её составляющих.

Задачи урока : Усвоить понятия:

  • Тела природы, природные явления.
  • Предмет.
  • Твердое, жидкое, газообразное тело.

Вопросы :

Тела природы.

Вещества в природе.

Уметь :

  • Делать выводы в ходе исследования свойств предметов.
  • Уметь пересказывать прочитанное.
  • Отвечать на вопросы.
  • Своими словами давать определение понятий.
  • Применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений.

Организационный момент .

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы и цели урока.

Вся окружающая нас природа состоит из тел природы. Самые большие из них это звезды, Солнце, Луна, Земля. Да, Земля, на которой мы живем, с ее полями, лесами, горами, морями и реками это тело природы. Очень большое тело природы.

Большие тела могут состоять из более мелких тел. Так ученые называют телами природы камень, гору, песок, глину, каплю росы, кусок люда, деревья, травы, всех животных (и человека). Тел природы очень много, их даже невозможно перечислить все.

Все тела природы отличаются друг от друга формой и размерами. Приведите примеры (дерево - трава, гора - камень, слон - птица, змея - божья коровка, кусок льда - капля воды и т.д.).

Но есть и ещё отличия.

Сравним камень и воду (каплю) - кто назовет главное их отличие, кроме формы и размера?

Можно ли пощупать камень? Почему?

Можно ли пощупать воду? Почему?

Сделайте вывод.

Камень твердый, поэтому он сохраняет форму, его можно пощупать, а вода жидкая, она растекается, поэтому она меняет форму и её нельзя пощупать.

Назовите другие твердые тела природы (песок, глина, растение).

Вывод:

Тела природы могут быть твердыми и жидкими.

Но (!?) на Земле есть удивительное тело природы, которое невозможно пощупать и даже увидеть…

Опыт:

Дети, сделайте вдох и подуйте на руку - что вы ощущаете?

Подуйте на край раскрытой тетради или книги, что мы наблюдаем?

Подуйте на лежащую на столе ручку. Что мы видим?

Почему поднимаются листы тетради, почему катится по столу ручка? Ведь мы их не трогали?

Да! Это воздух, которым мы сотворили маленький ветер. Поток воздуха поднимает страницы и катит ручку.

Возьмите в руку тетрадь и помашите ей на спокойно лежащие листы другой тетради и на ручку, не прикасаясь к ним тетрадью.

Мы видим, что всё повторилось, - листы шевелятся, а ручка даже катится.

Вывод:

Со всех сторон нас окружает воздух. Можно ли отнести воздух к твердым телам природы? Почему?

А если назвать воздух жидким телом природы? Правильно ли это? Почему?

Воздух - это газ. Это особое тело природы - газообразное.

Вывод:

Окружающая нас Природа состоит из твердых, жидких и газообразных тел.

Физ.минутка.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Все тела природы и предметы, сделанные людьми, состоят из веществ.

Чаще всего из нескольких веществ, соединившихся во что-то новое. Это касается всех тел природы: твердых, жидких, газообразных.

Так воздух - не просто газ, а смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород и углекислый газ. Азот и кислород тоже газы.

Гранитный камень состоит из кварца, полевого шпата и слюды. Все три части являются твердыми веществами.

А вот хорошо известная всем вода удивила ученых. Сама вода - жидкость, а состоит она из кислорода и водорода. Кислород и водород - газы, но природа умудрилась их так соединить, что получилась жидкость - вода. Соединение это очень прочное, разложить воду на кислород и водород невероятно трудно.

Живые тела природы - растения, животные и человек имеют в своем составе больше веществ, чем тела неживой природы. Так в растениях есть вода, сахар, крахмал, соли, углекислый газ, кислород и много других. В телах животных набор веществ еще богаче.

Вывод:

Все тела природы состоят из веществ.

Молекулы. Атомы.

Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

А из чего состоят вещества?

Вещества состоят из крошечных частиц - атомов.

Слово - атом.

Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

И образуется - что? Молекула.

Слово - молекула.

Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

Физкультминутка под музыку.

Опыты.

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.

Изображение молекул твердых веществ.

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

Вывод : в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.

Изображение молекул жидких веществ.

3. - А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас - воздух, состоящий из нескольких веществ)

А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

4.Изображений молекул газообразных веществ.

Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

Физкультминутка:

Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

Практическая работа.

Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

1 группа: изобразить молекулы тела - камня.

2 группа: молекулы тела - молоко.

3 группа: молекулы тела - дым.

4 группа: по выбору.

Делаем выводы. Сравниваем молекулы разных веществ.

Сравнение молекул веществ.

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

А когда жарко? (потягиваются)

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно - они сжимаются, а когда жарко - расширяются.

Презентация свойств веществ.

А что происходит с веществами при охлаждении?

Читаем вывод.

Вывод о свойстве веществ.

Задание на дом: стр. 3-4 учебника, тетрадь стр. 2-3

Ответить на вопросы (письменно в тетради):

Можно ли назвать дым газом?

Можно ли назвать газом пар?

Можно ли назвать газом туман?

Учитель начальных классов Никульшина А.В.

МБОУ «Старокрымский УВК№1 «Школа -гимназия»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: Природа в опасности!

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

Предметные: познакомиться с влиянием человека на природу, Красной книгой.
Метапредметные:

регулятивные УУД : формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля;
познавательные УУД : осознавать необходимость ответственного отношения к природе воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя;
коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;
Личностные: проявлять интерес к проблемам в природе, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Ход урока:
1.Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

Вижу у Вас хорошее настроение. Существует такая поговорка: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. (Упражнение «Подари тепло»).

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

1. Что такое «окружающая среда»?

2. Что изучает наука экология?

3. Приведите примеры экологических связей

а) живое – неживое;

б) неживое – живое;

в) растение – животные;

г) человек – природа.

4. Какое значение для людей имеет экология?


3 .Мотивация.
- Нравится ли вам отдых на природе? Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Закройте глаза. Вам сниться сон. Представьте, что вы оказались на лесной лужайке. Дует легкий ветерок, который, прикасаясь к цветам и траве, заставляет их шевелиться. Вот на цветок прилетела пчела, а это выглянул зайчонок, который захотел погреться на солнышке. Все прекрасно.

4. Постановка учебной проблемы.

Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

Как это может случиться? (Нанося природе вред: засоряя воздух вредными веществами, разбрасывая мусор, в лесу разжигая костры, убивая птиц и животных, разоряя гнезда).

Нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней.

Давайте проговорим, какие правила нужно соблюдать находясь в лесу?


- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова, выражающие это отношение). Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
- Посмотрите на эти картинки, почему такое произошло в природе? (на картинках экологические проблемы: засоренные водоемы, мусор в лесу…)

5.Работа по теме урока.
Групповая работа
- Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

Методика «Ковёр идей»
. «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа.

Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему появляется в лесу мусор, исчезает рыба в водоемах? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

6. Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.


Работа с учебником
- Ребята, если умрет природа, что будет на Земле?
- Ребята 1 ряда прочтут в учебнике на с.29 текст «О маленьких ранах…» и приведут пример маленьких ран, которые мы наносим природе, а дети второго ряда прочтут текст учебника «О ранах больших…» и приведут свои примеры.
- Какую информацию можно дописать на «Ковер идей»?
- Куда заносятся сведения о редких растения и животных? (В Красную книгу)
- Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки)

7. Закрепление пройденного материала.

Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений?

(Ответы детей).

Ребята, давайте придумаем свои правила поведения на природе и обозначим их знакими.

Работа в парах. Презентация знаков.

8. Итог урока.

Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять РодинуУченик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

4.Рефлексия
- Подведем итог урока. Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я хочу поблагодарить за урок…. , за то что…
- Какую информацию, узнавшую на уроке, вы могли бы рассказать своим знакомым?


9. Домашнее задание

У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе задание на дом? Почему? Я предлагаю желающим приготовить доклад про Красную книгу.