Исследование взаимодействие библиотек с социальными партнерами цель. Социальное партнерство в сфере культуры: российский опыт

Социальное партнерство в деятельности муниципальных библиотек региона за последние годы стало одним из важных направлений. Оно объединило всех, кто неравнодушен к книге, кого волнует судьба библиотек, тех, кто искренне хочет помочь библиотеке в ее повседневных делах и развитии. Это сотрудничество помогает улучшить библиотечное обслуживание, сделать ярче и качественнее библиотечные мероприятия, удовлетворяет потребность пользователей в получении необходимой информации и услуг. Практически ни одно мероприятие в библиотеке, пожалуй, не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом – надежные партнеры, помощники-волонтеры, спонсоры и меценаты, читатели. Среди единомышленников библиотек сегодня можно назвать и местные власти, и представителей организаций, учреждений, бизнес-сообщества, средств массовой информации, и, конечно, читателей.

Примером успешного сотрудничества могут служить многие библиотечные мероприятия и акции, проведенные в 2012 году.


Одним из примеров положительного сотрудничества ЦБС г. Пскова в 2012 году стало проведение Интернет-круглого стола «Становление государственности на Северо-Западе Руси» (Псков – Великий Новгород – Изборск). Партнерами историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва г. Пскова выступили Псковский Государственный университет, Псковский музей-заповедник, Новгородский музей-заповедник.

Главным социальным партнером библиотек в муниципальных образованиях региона являются местные власти, которые оказывают поддержку в реализации социально значимых библиотечных проектов и акций. Органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации.

Органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек, принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают как в инновационных начинаниях, так и в повседневной работе. Так, администрации сельских поселений Пустошкинского района откликнулись на ходатайства директора районной библиотеки и оказали материальную помощь библиотекам в проведении подписной компании на 2012-2013 гг. Администрация Алольской волости финансово поддерживает деятельность сельских библиотечных учреждений. Пустошкинский хлебокомбинат оказывает материальную поддержку библиотеке, а библиотека открыла на предприятии книгопередвижку.


Библиотеки, в свою очередь, осуществляют информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления. Во многих сельских библиотеках проходят приемы депутатов, совещания глав Администраций районов и другие мероприятия. Например, при Плюсской ЦРБ работают: «Уголок самоуправления при библиотеке», «Консультативный пункт для населения района по вопросам ТСЖ», «Консультативный пункт для населения района по вопросам гражданской обороны». Оформлены постоянно действующие выставки «ЖКХ: вопросы и ответы», «Местная власть: обозрение официальных документов», которые обновляются обязательными экземплярами документов, подготовленных органами местного самоуправления. На базе учебно-консультативного пункта библиотеки в мае 2012 года был проведен обучающий семинар «Учеба по противопожарной безопасности» для руководителей организаций и учреждений культуры совместно с отделом ГО и ЧС. Большая совместная работа была проведена библиотеками ко Дню поселка по подготовке торжественных мероприятий, посвященных Дню освобождения Плюссы, 85-летию образования Плюсского района.

На круглом столе «Новоржевская культура: история и современность» в центральной районной библиотеке работники администрации и библиотечные специалисты совместно обсудили вопросы состояния культуры в районе. Оценку деятельности учреждений в целом дала начальник отдела по культуре, молодёжной политике и спорту Администрации района Е.Е. Степанова. Директор МУК «Новоржевская ЦРБ» Л.Е. Яковлева познакомила с историей развития библиотечного дела. О творческом пути ансамбля «Новоржевские скобари» рассказал его участник М.И. Голубков. Опытом удачного сотрудничества с клубами поделились библиотекари Макаровского и Жадрицкого сельских филиалов. Об авторских выставках народных мастеров в библиотеке рассказала библиотечный работник Вехнянского сельского филиала. Взаимное социальное партнёрство способствует организации культурного досуга населения, нужно укреплять связи – к такому выводу пришли участники круглого стола.

Примером положительного сотрудничества в Новоржевском районе может служить праздничная программа ко Дню семьи, любви и верности, подготовленная совместно при участии Жадрицкого сельского филиала - библиотеки, сельского клуба, администрации сельского поселения «Жадрицы», Центра социального обслуживания населения района. Праздник получился торжественным и добрым, благодаря совместным усилиям.

На селе библиотекари активно работают с органами местного самоуправления, помогают проводить сходы граждан, оповещают население о мерах противопожарной безопасности, поздравляют на дому ветеранов с праздниками, помогают им собрать различные справки, участвуют в организации и проведении Дней волостей. Представители органов местного самоуправления - частые гости на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, в т.ч. и библиотеками, а библиотекари для них самые надёжные помощники

В Невельском районе в 2012 году налажены партнёрские отношения с руководителями семейного эколагеря (г. Москва), который расположен в живописном месте в д. Фенёво на территории Невельского района. Их концепция — активный и познавательный отдых. Примером сотрудничества является проведение мастер-классов, обучающих семинаров на базе сельских библиотек Невельской ЦРБ. В 2012 году такое мероприятие было проведено на базе Трехалёвской сельской библиотеки. Деловое партнёрство, взаимодействие лучше раскрывает возможности библиотек, помогает донести информацию до пользователей в более яркой, зрелищной форме.

Библиотеки и местные администрации реализуют совместные целевые программы и краеведческие издательские проекты. Сотрудники ЦРБ Великолукского района совместно с районной Администрациейпринимали активное участие в подготовке к изданию книги «Исторические вехи земли Великолукской» (к 85-летию Великолукского района). Специалисты ЦРБ подготовили и провели презентацию книги, а в дар от администрации библиотека получила 40 экз. книг. В Стругокрасненском районе спонсором издания литературно-краеведческого альманаха «Наш край» уже много лет является Администрация Струго-Красненского района; администрация городского поселения Струги Красные, администрация сельского поселения «Марьинская волость» оказали финансовую поддержку и при издании книги «Нам есть что помнить, кем гордиться».

Многие муниципальные библиотеки наладили прочные партнерские отношения с местными отделениями творческих союзов, политических партий и общественными организациями. В 2012 году получили дальнейшее развитие партнерские отношения Центральной городской библиотеки ЦБС г. Пскова с Псковским отделением общероссийской общественной организации - Общество «Знание», Псковскими региональными отделениями творческих союзов: Союз краеведов России, Союз писателей России, Союз композиторов России. Получили развитие связи с Псковским землячеством в Москве. Также среди партнеров: общественное движение «ПсковАРТ»,общественная организация «Зоозащита», Союз фотографов и видеографов Псковской области, Псков Аниме Клуб и другие. В 2012 году ЦБС г. Пскова были осуществлены совместные креативные проекты с молодыми фотографами портала «Лица Пскова».

Постоянные социальные партнеры библиотек г. Великие Луки – комитеты и управления Администрации города, библиотеки других ведомств, практически все учреждения культуры: Великолукский драматический театр, Детские музыкальные школы и школа искусств, Дом культуры, краеведческий музей и краеведческое общество, отделение партии «Единая Россия», общественный совет по вопросам историко-культурного наследия, совет ветеранов, общество инвалидов, СМИ и другие. Все городские акции и праздники проводятся в содружестве с социальными партнерами. Так, в программе «Милый сердцу уголок» в День города с библиотеками вместе принимали участие школы, учреждения культуры, общественные организации и др.

В Гдовском районе с о всеми учреждениями, общественными и профессиональными организациями города и района налажены хорошие партнерские отношения. В прошедшем году появились новые партнеры: Дом-интернат для престарелых и инвалидов. В планах сотрудничества - проведение совместных мероприятий, предоставление информационных ресурсов библиотеки, профессиональное информирование сотрудников интерната, а для жителей Дома-интерната библиотекари уже при первой встрече подарили комплект книг. Продолжается сотрудничество библиотек с районными отделениями молодой общественной организацией «Союз женщин России». Так, гдовские библиотеки получили поддержку в акции «Расти с книгой, малыш!», им выделили средства на приобретение книг для новорожденных малышей и их родителей. Также поддержали районный проект литературно-юношеских чтений «Молодежь читают классику». Юношам, участвующим в чтениях, подарили флэш-карты, девочкам - книги. В планах совместной работы создание «телефона доверия», проведение акции «Волна памяти» о роли гдовских женщин в годы войны, правовое просвещение, организация юридических консультаций и другие мероприятия.


В Дновском районе по инициативе регионального отделения партии «Справедливая Россия», общероссийского общественного движения «Социал-демократический союз молодёжи России» в Псковской области, учреждений культуры и центральной районной библиотеки прошла акция по сбору книг в районные библиотеки Дновского, Дедовичского и Порховского районов. В период проведения выборов библиотеки сотрудничают с территориальными избирательными комиссиями, помогают готовить информацию для избирателей.

Библиотеки региона в целях решения общих задач стараются выстраивать взаимовыгодные отношения с организациями, учреждениями и частными лицами.

Библиотеки МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова привлекают к сотрудничеству при проведении мероприятий по программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального образования «Город Псков» на 2011-2014 годы» специалистов-профессионалов: сотрудников Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области, прокуратуры, наркологического диспансера. В проведении мероприятий патриотического характера традиционно принимают активное участие военнослужащие 76 дивизии и спецназа, воспитанники Центра внешкольной работы «Патриот». В 2012 году продолжилось сотрудничество библиотек г. Пскова с «Псковским городским молодежным центром». Среди партнеров – «Образовательный центр социальной адаптации», ООО «Юридический департамент», Государственный архив Псковской области, «Археологический центр», Псковский музей – заповедник.

В Великих Луках постоянными добрыми партнерами библиотеки являются: школы и лицеи, училища, техникумы, вузы. Более 16 лет продолжается сотрудничество с «Центром социального обслуживания г. Великие Луки». В течение года проведено более 30 мероприятий. Учащиеся имеют возможность прикоснуться к творчеству многих поэтов, писателей, музыкантов. Партнерские связи с творческими коллективами Детской художественной школы и Детской школы искусств позволяют регулярно организовывать в библиотеке выставки работ учащихся художественной школы, праздники, тематические вечера. Спонсором библиотеки-филиала № 2 является депутат Великолукской городской Думы, генеральный директор ООО «Статус Пресс» Корнев А.Ю., благодаря которому библиотека получает более 30 наименований периодических изданий, что очень помогает в библиотечной работе. Сотрудничество библиотеки и прихода храма Вознесения Христова г. Великие Луки Псковской епархии РПЦ способствует приобщению к познанию русской истории, истории русской православной церкви и формированию духовно богатой личности. В читальном зале библиотеки работает Воскресная школа.


Библиотеки Бежаницкого района работают совместно с приютами: в Кудевери - с детским приютом, в Чихачево - с домом-интернатом для престарелых и инвалидов. Хорошие партнерские отношения сложились с районным Советом ветеранов войны и труда, с руководителями первичных ветеранских организаций на местах. В 2012 году ра сширился перечень социальных партнеров Куньинской ЦРБ: налажено сотрудничество с Куньинским отделением Союза пенсионеров России и общественно-политической организацией «Дети войны». Успешно развиваются партнерские отношения и деловое сотрудничество с Центром занятости населения. Во время летних каникул в районной библиотеке было создано одиннадцать временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, в т.ч. в Жижицкой и Ущицкой сельских библиотеках, подростки оказали существенную помощь библиотекам в их работе.

Библиотеки Локнянской ЦРБ в 2012 году наиболее тесно сотрудничали с Советом ветеранов. Активно работали клубы для пожилых людей, проводились библиотечные посиделки, праздники, вечера. Было проведено много интересных мероприятий. Например, Локнянская ЦРБ принимала участие в празднике улицы Кушнаренко, оформляла плакаты на «Ветеранское подворье 2012». В рамках сотрудничества с Управлением Пенсионного фонда в Локнянском районе для сотрудников этой организации организован пункт выдачи литературы, а его специалисты в течение года оказывали помощь в проведении мероприятий для ветеранов, в работе клуба «Общение». Совместно с обществом слепых был организован и проведен семинар по теме: «Место и роль библиотеки в жизни людей с ограниченными возможностями». Огромная методическая помощь была оказана Локнянской ЦРБ Псковской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих, которая предоставила сценарий вечера и методические рекомендации по работе с этой группой пользователей библиотек.

Давний и надежный партнер всех библиотек Палкинского района Совет ветеранов войны и труда и его председатель Б.Т. Ильин, совместно с которым в библиотеках района проводятся встречи с псковскими писателями, проходят презентации книг Б.Т.Ильина, организуются мероприятия по патриотическому воспитанию. Администрации сельских поселений выступают партнерами библиотек при проведении мероприятий, посвященных Дню пожилого человека, Дню Победы, при праздновании Дней Деревень.

Сотрудничество с Государственным Управлением социального обслуживания населения Палкинского района позволило районной библиотеке наладить тесный контакт с клубом «Выходного дня», который работает при этой организации. Сотрудничество с клубом взаимовыгодно: у районной библиотеки появилась возможность расширить круг своих пользователей, привлечь к чтению 23 новых читателя, появилась и возможность проводить массовые мероприятия различной направленности. Налажено в районе сотрудничество детской библиотеки с Центром социального обслуживания, что позволило расширить круг обслуживаемых детей-инвалидов.

В Порховском районе с участием сотрудников УФМС России по Псковской области проведено мероприятие «Культура русского языка», способствующее адаптации иностранных граждан на территории России. Совместно с Пенсионным фондомдля членов клуба «Вечерние встречи» организована встреча с начальником отдела назначения и выплаты пенсий и проведен «Правовой ликбез». Частыми гостями стали в Опочецкой районной библиотеке представители Псковского областного центра «Призма», Союза пенсионеров России, Псковского Управления наркоконтроля в качестве консультантов при проведении Дней специалиста. Администрация городского поселения «Опочка», местное отделение партии «Единая Россия» и библиотека стали организаторами конкурса на лучший приусадебный участок ко Дню пожилого человека.

Круг друзей и партнеров Пушкиногорской центральной районной библиотеки насчитывает более 17 организаций, учреждений посёлка. Возрождению ценности чтения, повышению интереса к книге и литературе, развитию литературного творчества детей и юношества помогают: Союз писателей России и Союз художников России, много добрых интересных дел связывают библиотеки района с Детской школой искусств имени С. С. Гейченко, средней школой имени А.С. Пушкина, санаторной школой-интернатом, Зарецкой средней школой. Заочные экскурсии по Святым местам, часы православной беседы, диалоги - это те мероприятия, которые проходили в стенах библиотеки с представителями православной Казанской церкви и Святогорского монастыря.

У библиотек Печорской ЦБС сложились прочные партнерские отношения с Псково – Печерским монастырем, при поддержке монастыря ведется комплектование библиотек православной литературой. В ЦРБ работает Духовная школа, которой руководит игумен Хрисанф. На базе библиотеки проводятся заседания двух секций в рамках Корнилиевских чтений. Игумен Марк курирует работу клуба «Ветеран». Музыкальные коллективы монастыря (детско-юношеский хор, ансамбль «Гармония»), члены театральной студии православного детского движения «Вестники» неоднократно выступали в библиотеке.

Налажено стабильное партнерство библиотек с учреждениями образования, культуры, высшими учебными заведениями , в том числе с Псковским государственным университетом, Российской международной академией туризма, Государственным университетом сервиса и экономики и др. Результатом тесных взаимоотношений стало увеличение числа участников городских олимпиад, конференций, чтений. В практике совместной работы: проведение профессиональных мероприятий, семинаров, Дней информации, организация выездных читальных залов.

На протяжении 10 лет Великолукская ЦРБ им. И.А.Васильева является площадкой для проведения семинаров, методических объединений и повышения уровня профессиональных знаний педагогов. В рамках программы «Новые технологии - новые пути взаимодействия» проведены три семинара для школьных библиотекарей. Сельские библиотеки Великолукского района (Борковская, Пореченская, Купуйская библиотеки) расширяют содержание своей деятельности, сочетая задачи информационного учреждения с функциями музея, выставочного зала. Так, Пореченская сельская модельная библиотека является выставочным залом для мастеров прикладного творчества. Великолукская ЦРБ совместно с Информационно-культурным центром, Борковским музеем имени писателя И.А. Васильева ежегодно проводит Праздник фронтовой поэзии «А музы не молчат».

Многие библиотечные мероприятия проводятся МУК «Усвятский районный центр культуры» в сотрудничестве с отделом по работе с молодёжью. Преподаватели Дома детского творчества тесно сотрудничают с детским отделением в проведении детских праздников, утренников. Из года в год крепнет связь со школами района.

В числе постоянных партнеров библиотек Новосокольнического района более 25 учреждений, предприятий и общественных организаций. В качестве основного партнера в своей работе они считают Псковскую областную универсальную научную библиотеку. Сайт ПОУНБ стал ежедневным помощником в повседневной работе библиотек района. Благодаря поддержке методистов областной библиотеки, теперь есть возможность размещать информацию о жизни библиотек района на библиотечном портале и быть в курсе дел своих коллег и соседей. В этой работе помогает и Зональная школа качества.

В 2012 году более тесными и взаимовыгодными стали партнерские отношения Новосокольнической ЦРБ с Управлением сельского хозяйства. Помимо информирования, участия в работе клуба цветоводов на базе библиотеки было организовано обучение специалистов сельского хозяйства района преподавателями ВГСХА. Хорошие партнерские отношения сложились с районным отделением Пенсионного фонда. По просьбе руководства была открыта передвижка для специалистов, оказана помощь в организации массовых мероприятий и выставок народного творчества, предоставление транспорта.

Библиотеки Псковской области поддерживают связь с региональными и местными средствами массовой информации, издательствами, которые помогают всесторонне освещать события библиотечной жизни региона.

Говоря о популяризации книги и чтения, библиотечные специалисты региона отмечают и такой нюанс сотрудничества с региональными СМИ: необходимо начать говорить не только о статусе чтения, а и о статусе чтения хороших книг, которые развивают духовный мир человека, и в этом помочь могут и СМИ.

Информационную поддержку библиотекам региона оказывают информационные Интернет-агентства : Псковское агентство информации, Псковская лента новостей, Центр деловой информации, Pskovlive .ru и др. «Библиотечный портал Псковской области» (portal . pskovlib . ru ) дает возможность муниципальным библиотекам рассказать о своей деятельности в виртуальном пространстве. В правовом просвещении информационными партнерами в работе муниципальных библиотек являются «Спецсвязь ФСО России», «Гарант», «Консультант Плюс», которые безвозмездно регулярно предоставляют пополняемый пакет справочной правовой информации.

Таких примеров совместного плодотворного сотрудничества можно привести много. И библиотеки благодарны всем, кто им помогает – и добрым словом и делом.


В Псковской областной универсальной научной библиотеке разработан новый проект – создание Альтернативного клуба социально-ответственных псковичей «Идеальное партнёрство» . Новый проект подготовлен сотрудниками отдела социокультурного развития и направлен на развитие сотрудничества между бизнес-сообществом, волонтерами и партнёрами библиотеки. При участии волонтеров впервые состоялись такие мероприятия, как ежегодная акция «День вспоминания любимых книжек» , Неконференция «Преодоление. Хочу жить!» , турнир по интеллектуальным играм в рамках фестиваля интеллектуальной литературы «2012 год: Литература без вымысла» . Областная библиотека предлагает всем желающим присоединяться к проекту на интернет-странице клуба (http://klubpskov.blogspot.ru/) . В основе «Идеального партнёрства» лежит теория, что рано или поздно человечество придёт к тому, что будет строить свою жизнь не только вокруг благ материальных, но и благ социальных. Участники клуба - наши современники, которые уже сегодня занимаются вопросами социального взаимодействия, социальными инвестициями. Познакомиться с участниками клуба или вступить в него можно на специально созданной виртуальной площадке - блоге «Идеальное партнёрство» (http://klubpskov.blogspot.ru ) . В числе своих партнеров, спонсоров, меценатов, библиотеки региона всегда будут рады видеть компании из разных сфер бизнеса, волонтеров, творческих и неравнодушных псковичей.

В настоящее время библиотечное сообщество Псковского региона ставит своей задачей дальнейшее развитие партнерских отношений библиотек с различными учреждениями и организациями, общественными объединениями по реализации социально значимых акций, библиотечных программ и инновационных проектов.


Подготовила: Левченко Алла Леонидовна , заведующая сектором отдела координации деятельности библиотек области Псковской ОУНБ.

«Возьмёмся за руки друзья,

чтоб не пропасть поодиночке»

Б.Окуджава

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений

Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития информационного общества предполагают осознание роли школьной библиотеки как важного компонента высокого уровня образования. На поддержку школьных библиотек, создание информационно-библиотечной среды для спешной деятельности учащихся и педагогов ориентирована деятельность методиста по библиотечным фондам.

Быть методистом по библиотечным фондам в современном информационном пространстве, по моему мнению, это значит, сочетать функции методиста, менеджера, педагога, библиотекаря, информационного работника, специалиста по медиаобразованию .

Только так можно обеспечить основные направления в работе. Сегодня школьные библиотеки нашего района играют роль информационных, методических и культурных центров.

Библиотека - это, прежде всего, мир общения с книгой. Как правило, подростки пользуются услугами нескольких библиотек - детской и школьной. Основной функцией школьной библиотеки остается удовлетворение запросов, прежде всего связанных с учебным процессом. Сегодня важность проблем детского чтения, приобщение к книге возрастает. Сохранение детских библиотек, а также других библиотек, работающих с детьми, является залогом сохранения лучших традиций детского чтения.

Детская библиотека, в отличие от школьной не обеспечивает, а расширяет и обогащает учебный процесс, а одной из главных задач библиотеки должно быть стимулирование «делового», свободного чтения учащихся, актуальность которого возрастает день ото дня.

Библиотека в школе - это совершенно удивительный мир в учебной жизни школьника, мир открытий, творчества без страха ошибиться!

Школьная библиотека - это скорее остров тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Секрет притягательной силы школьной библиотеки состоит в том, что она создаёт атмосферу сердечного доверия, искреннего дружелюбия и разнообразного творчества. Школьная библиотека, как любая детская библиотека, не выживет, оставаясь лишь пунктом выдачи книг. Она призвана стать, прежде всего, эстетическим центром, где получают значимое развитие, читательский вкус, творческое «я» ребёнка.

Оперативное и качественное обеспечение информацией учащихся, педагогов, воспитателей и ряда других категорий читателей - вот самая важная и главная задача любой библиотеки. Хорошо известные слова Б.Окуджавы - «возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», актуальны и сегодня.

Несмотря на то, что каждая детская библиотека имеет своё приоритетное направление работы, все они стремятся оказывать читателям помощь в изучении и школьных программ, и библиотечно-библиографических знаний. При этом детские библиотеки не пытаются подменить собой функции школьной библиотеки, обеспечивая учебной литературой школьников, а ищут свои пути сотрудничества с читателями, учителями, школьными библиотекарями, расширяя и углубляя чтение учащихся в рамках тем школьной программы.

Растёт и крепнет сотрудничество школьных библиотекарей, педагогов с библиотеками Централизованной библиотечной системой Городецкого района.

Сегодня, как и раньше, Городецкая ЦБС стремится к возрождению культурно - исторических, нравственных традиций в районе.

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений, по моему мнению, должна включать следующие элементы:

  • Предпосылки взаимодействия: единство территории, внешней среды, целевой аудитории;
  • Уровни взаимодействия: муниципальные библиотеки - школьные библиотеки, муниципальные библиотеки - организаторы образовательного процесса, школьные библиотекари - организаторы образовательного процесса;
  • Формы взаимодействия: целевые программы, координация, кооперация;
  • Направления взаимодействия: комплектование и использование фонда, информационная работа, организация мероприятий, издание методических и библиографических пособий, организация презентаций, повышение квалификации работников и др.

Современная ситуация развития общества, появление новых информационных и образовательных структур актуализирует


проблему создания единого информационно-образовательного пространства как объективно необходимого условия обучения и социализации личности. Безусловно, среди важнейших направлений нужно выделить информационное содействие учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса и в непрерывном образовании; удовлетворение информационных запросов учителей, связанных с их профессиональными потребностями; удовлетворение потребностей читателей в библиографической информации.

Задача современной библиотеки состоит в том, чтобы в бурном процессе развлекательных мероприятий не потерять традиционную культурно - просветительскую деятельность библиотек, не утратить связь с книгой. Основная цель детской библиотеки - поддержать ребёнка в его духовной реализации. Читатель - ребёнок и личностно-ориентированный подход к его информационным запросам становятся и сегодня главными ориентирами в работе библиотек с детьми.

Безусловно, для школьного библиотекаря необходима профессиональная среда общения и непрерывного образования в целях содействия развитию библиотечного обслуживания. С этой целью в районе создан методический совет школьных библиотекарей района, который активно сотрудничает с центральной детской библиотекой Городецкой централизованной библиотечной системы. Ряд заседаний совета проходят в стенах детской библиотеки, а специалисты ЦДБ оказывают информационную и методическую помощь библиотекарям.

В результате совместной деятельности библиотеки и школы, постоянно складывается система, обеспечивающая полную информационную поддержку учителю. Так в ЦДБ ЦБС Городецкого района создан методический уголок для педагогов, руководителей детского чтения, где представлены методические материалы НГОДБ, альбомы, папки со сценариями, разработками мероприятий, выставки книг

и периодических изданий для учителей, картотека «Из опыта работы». Все эти материалы активно используются при подготовке и проведении обзоров, конференций, педсоветов, семинаров с работниками районного управления образования, воспитателями, учителями, сотрудниками библиотек. Тематика разнообразна: организация нравственного и духовного воспитания подростков в детской библиотеке; воспитание любви и интереса к книге начинается в семье; деловая книга в чтении школьника; библиотека и школа: пути сотрудничества; в помощь преподаванию школьных предметов.

Творческое сотрудничество с учителями лежит в основе работы и детских библиотек. Это, прежде всего книжные выставки, выставки просмотры новых поступлений, которые входят составной частью в разные мероприятия: «В помощь педагогу», «Книга и школа». Многие библиотеки направляют тематические списки новых поступлений в школы: «Мир глазами художника» - для преподавателей Мировой художественной культуры, «В помощь преподавателю литературы» и д. р. «В практику работы некоторых детских библиотек стали входить и комплексные мероприятия по информационному обслуживанию: часы информации для учителей. Учащиеся из года в год обучаются секретам библиотечной науки, идут от простого к сложному, постепенно, по мере усвоения материала. Занятия с первоклассниками строятся в форме игры, ребята отгадывают загадки, получая за правильные ответы пропуск на книжный «паровозик». Путешествуя на нём, они знакомятся с городами, станциями, тем самым открывая для себя чудесный мир - мир книги. Останавливаясь в читальном зале и на абонементе, юные читатели знакомятся с правилами пользования библиотекой. Сегодня формирование информационной культуры школьника является приоритетным направлением и в детской и школьной библиотеках.

Именно библиотека является сегодня центром библиографической информации для школьников. Одной из самых популярных форм работы с детьми по формированию информационной культуры в нашем районе всё-таки остаётся библиографическая игра. Именно она приближена к детской психологии, создаёт условия для развития творческого начала у детей. А в ходе выполнения заданий дети получают необходимые навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Нужно отметить, что качество образования зависит и от уровня библиотечно-информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Сегодня пересматриваются функции учителя и ученика в учебном процессе, формы их взаимодействия. Основным становится не только понимание и усвоение учебного материала учеником, сколько выработка для него нового метода познания и размышления, умение мыслить.

И здесь, я считаю, именно библиотеки предоставляют учащимся широкие возможности для интеллектуального развития, а в общеобразовательном учреждении, именно школьная библиотека - по-настоящему полномочное представительство великой литературы.

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.