Изменение имен существительных по падежам называется. « Изменение имен существительных по падежам

1. Склонение.

2. Сложение.

3. Спряжение.

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

1. Второстепенным.

2. Подлежащим.

3. Сказуемым.

3. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

1. Кого? Чего?

2. Кому? Чему?

3. О ком? О чем?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Под, над.

3. Из, без, у, до, от.

5. На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

1. О ком? О чем?

2. Кому? Чему?

3. Кем? Чем?

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в дательном падеже?

1. Приплыть к берегу .

2. Писать о природе .

3. Гулять около дома .

7. В каком падеже существительные отвечают на вопросы кого? что?

1. В именительном.

2. В дательном.

3. В винительном.

Прочитай. В каком словосочетании существительное употреблено в творительном падеже?

1. Растет под елкой.

2. Рисую карандашом .

3. Вижу море .

В каком падеже существительные не употребляются без предлогов?

1. В предложном.

2. В дательном

3. В винительном.

В каком словосочетании существительное употреблено в предложном падеже?

1. Рассказать о друге.

2. Писать ручкой.

3. Нарисовать дерево.


__________________________

Тема «Три склонения имен существительных»

Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

1. Существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

3. Существительные женского рода с нулевым окончанием.

К какому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

К какому склонению относятся существительные среднего рода?

1. К первому.

2. Ко второму.

3. К третьему.

Прочитай. В какой строчке все существительные 1-го склонения?

1. День, ночь, соль.

2. Земля, страна, луна.

3. Зеркало, озеро, рассвет.

Прочитай. В какой строчке все существительные 2-го склонения?

1. Сон, море, лето.

2. Семья, дядя, зима.

3. Мышь, тень.

Прочитай. В какой строчке есть неизменяемые существительные?

1. Окно, озеро, полотно.

2. Метро, пальто, кино.

3.Зеркало, стекло, яблоко.

Допиши недостающие слова.

Чтобы определить склонение имени существительного в предложении, нужно поставить его в начальной форме – в _________________ падеже _____________ числа.

Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.

Тихий туман стоит над жёлтыми полями.



___________________________________________________

Подчеркни имена существительные 3-го склонения.

Осень, речь, пень, рожь, боль, олень, вратарь, метель, соль, морковь.

Исправь ошибки.

Страна (3), дерево (2), снег (1), гордость (3), Марина (1), темнота (2), тепло (2), лошадь (1).


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных

Цель: показать, что гласные звуки в падежных окончаниях имен существительных могут находиться в ударном и безударном положениях, познакомить со способом проверки
безударных гласных в окончаниях имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________________________

Рассмотрите узор. Какое слово входит в состав узора? Что та­кое библиотека ? Слово библиотека состоит из двух древнегрече­ских слов: библиос - книга, тэке - хранилище . Пропишите узор, проговаривая написание слова библиотека. Из какого произведения взяты следующие строки?

И ежели вы вежливы,

то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

возьмёте не на веки.

________________________________________________

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Чем они различаются? Запишите слова. Подчеркните орфограммы. На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак? Приведите примеры.

Мы с..дели на палубе и любовались окрес..ностями р..ки.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. На­зовите однородные члены предложения. Как связаны однородные сказуемые? В словах-существительных выделите окончания.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 162

Учащиеся выясняют, что

¾ имена существительные могут иметьударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут нахо­диться либо под ударением, либо в безударном положении(необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании;обе подчиняются основному закону русского письма - в без­ударном положении требуют проверки);



Ударные и безударные окончания имен существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутсяодинаково, т. е. безударные окончания могут быть провереныударными;

Для проверки безударного гласного в окончании име­ни существительного необходимо подставить вместо него имя существительное того же склонения, в котором гласный па­дежного окончания находится под ударением.

Чтение правила на с. 101.

Выполнение упр. 163 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Знакомство с последовательностью дей­ствий при проверке безударных гласных в окончаниях имен существительных (упр. 164)

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).

1. Правильно названы признаки имени суще-ствительного (с) журавлём в предложении Лиса с журавлём подружилась.

1) одуш., ж.р., ед.ч.

2) неодуш., м.р., ед.ч.

3) одуш., м.р., ед.ч.

4) одуш., м.р., мн.ч.

2. О том, что у слова несколько значений, мож-но узнать в словаре

1) синонимов

2) толковом

3) антонимов

4) орфографическом

3. Падеж имени существительного нельзя опре-делить с помощью

1) вопроса

2) вспомогательного слова

3) окончания и предлога

4) приставки

4. Русалка на ветвях сидит. (А.С. Пушкин)

Существительное (на) ветвях стоит в

2) П.п.

5. Вот, как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться,
Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.

(П.П. Ершов)

В В.п. употреблено

1) одно существительное

2) два существительных

3) три существительных

4) четыре существительных

6. Неверно определён падеж существительного

1) сочиняет Сопелки (И.п.)

2) поле чудес (Р.п.)

3) привет от удава (Р.п.)

4) опилки в голове (П.п.)

7. Найди «лишнее» слово:

1) на собаке

2) с собачкой

3) перед собакой

4) у собаки

8. Распредели падежи в нужные группы:

1) употребляются с предлогами и без предлогов

2) есть одинаковые вопросы в

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Иногда при определении падежа одушевлённых существительных мужского рода возникает сомнение в том, какой двойной вопрос нужно задать. Например, люблю брата: (кого? чего? ) или (кого? что? )? Какой здесь падеж: Р.п. или В.п. ?

В этом случае нужно воспользоваться словом- помощником - одушевлённым существительным женского рода типа мама или лиса. Если у суще-ствительного-помощника окончание -у, значит, это В.п., а если -и(-ы) - Р.п.

Воспользовавшись словом-помощником, определи падеж зависимых существительных в словосоче-таниях.

1) поймали ужа (В.п. )

2) встретил друга (В.п. )

3) подарок брата (Р.п. )

4) вызов врача (Р.п. )

5) нарисуй слона (В.п. )

10. Есть такая песенка «Брич-Мулла» (стихи Д. Сухарева).

Вот её припев:

Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою.
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела: Брич-Мулла,
Брич-Муллы,

Брич-Мулле,

Брич-Муллу,

Брич-Муллою.

Догадайся, что здесь записано «лесенкой», изменение слова по падежам , чего здесь «не хватает» - предложного падежа , и запиши ещё одно слово - в Брич-Мулле .

Запиши синоним к слову притулилась и опреде-ли (выбери) значение слова золотая, если известно, что чинара - это южное дерево, а Брич-Мулла - селение под Ташкентом (Узбекистан).

Синоним к слову притулилась - прислониться, приютиться, примоститься, пристроиться - а золотая имеет значение

1) сделанная из золота

2) цвета золота, жёлтая

3) прекрасная, замечательная

Изменение существительного по падежам и числам - это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.

Введение в тему

Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):

  • Кто/Что? - тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кого/Чего? - тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
  • Кому/Чему? - тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
  • Кого/Что? - тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
  • Кем/Чем? - тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
  • О ком/О чем? - о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.

О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.

Падеж - это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.

Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:

"Как-то с тонкой ветки клена

Отцепился лист зеленый.

Полетел он вслед за ветром

Полетать по белу свету.

Завертелась голова

У кленового листа ...

Долго ветер его нес,

Уронил лишь на мосту.

В тот же час лохматый пес

Шмыг - к красивому листу .

Хвать когтем уставший лист ,

Давай, мол, поиграем.

"Не пойду", парашютист

Головушкой качает...

Ветер вдруг с листом зеленым,

Словно смерч, взметнулся снова,

Но проказник наш устал

И ко мне в блокнот упал...

Сочиню в лесу под кленом

Песню о листе влюбленном".

Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Именительный

Именительный падеж - это базовый падеж, противопоставленный остальным Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:

Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру .

Сердце его - твердейший камень (сказуемое).

Родительный

  1. все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода -на -а/я;
  2. мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
  3. женского рода, имеющие в конце слова "ь".

Изменение существительных по падежам во множественном числе

Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:

  • Кто/Что? - учителя, конфеты (именительный).
  • Кого/Чего? - учителей, конфет (родительный).
  • Кому/Чему? - учителям, конфетам (дательный).
  • Кого/Что? - учителей, конфеты (винительный).
  • Кем/Чем? - учителями, конфетами (творительный).
  • О ком/О чем? - об учителях, о конфетах (предложный).

Несклоняемые существительные

В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:

  • пальто;
  • кино;
  • кенгуру;
  • какао;
  • кофе;
  • шимпанзе;
  • пенсне;
  • колибри;
  • пони;
  • реле;
  • филе;
  • шоссе;
  • такси;
  • метро;
  • алоэ;
  • кашне;
  • трюмо;
  • кафе;
  • манто;
  • какаду;
  • драже;
  • пари;
  • интервью;
  • рагу;
  • жюри;
  • пюре;
  • бюро;
  • ателье.

Эти слова нужно просто запомнить.

Дательный падеж

Задачи уроков 112-113: 1) формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; 2) познакомить детей со значением имен существительных в дательном падеже (значение адресата).

Урок 112

Работа по вопросам учителя: Какой падеж следует за родительным падежом? Почему дательный падеж так называется? (При необходимости можно обратиться к материалу на с. 58 учебника.)

Работа по заданию Совенка (с. 64 учебника).

Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов (упр. 92 из учебника). Обязательно выделить окончания существительных.

Нахождение словосочетаний с существительными в дательном падеже в предложениях может быть проведено в форме работы в паре (упр. 64 из РТ). Важно обратить внимание на вопросы дательного падежа, предлоги, которые употребляют с существительными в этом падеже, и окончания существительных в дательном падеже.

Комментированное списывание текста (упр. 93 из учебника).

Итог урока: Как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже?

Домашнее задание. Упр. 63 из РТ.

Урок 113

Работа по заданиям и вопросам учителя: Существительные в дательном падеже обязательно употребляются, когда мы подписываем конверты. Вспомните, какие слова на конверте должны стоять в дательном падеже. (Фамилия, имя и отчество адресата.) Выполним упр. 95 из учебника. Посмотрим, все ли верно написано на конверте.

Работа над указанием адресата (упр. 96 из учебника). Можно также предложить детям придумать сложные фамилии, в которых выделялись бы два корня (Златокудров, Синеглазов и т. п.).

Самостоятельные письменные ответы на вопросы (упр. 66 из РТ).

Составление рассказа по рисунку и опорным словосочетаниям (упр. 94 из учебника).

Итог урока: В каком падеже обычно стоят имена существительные, называющие адресата?

Домашнее задание. Упр. 65 из РТ.


Уроки 114-115. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Винительный падеж

Задачи уроков 114-115: 1) учить детей определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют (существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения); 2) формировать умение различать имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже; 3) актуализировать знания учащихся о главных членах предложения.



Урок 114

Работа по заданию учителя: Догадайтесь, о каком падеже имен существительных мы будем говорить сегодня.

Работа по заданию Совенка (с. 66 учебника).

Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте (упр. 97 из учебника).

Создание проблемной ситуации: Попробуйте определить, в каком падеже употреблено слово дом . (Выслушиваются варианты ответов детей.) Вы убедились, что вне предложения мы не можем точно определить падеж слова. Давайте попробуем определить падеж этого существительного в предложениях из упр. 98 учебника. Как советует Самоваров различать существительные в именительном падеже и винительном падеже?

Чтение сообщения Самоварова на с. 67 учебника. Учитель может предложить еще один способ: надо задать двойной вопрос к имени существительному. Например: Я вижу (что? кого?) дом (В. п.). (Что? кто?) Дом (И. п.) стоял возле реки. Поленья положили (во что? в кого?) в печку (В. п.). (Что? кто?) Поленья (И. п.) горели в печурке .

Выполнение упр. 99, 100 (задание записать стихи по памяти на уроке не выполняется) из учебника.

Закрепление представления детей о различиях существительных в именительном и в винительном падеже (упр. 57 из РТ). Заполнение таблицы (упр. 58 из РТ).

Итог урока: Как отличить имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже?

Домашнее задание. Упр. 100 из учебника (записать по памяти любой отрывок).

Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

    Формирование представления о склонении имен существительных, знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.

    Коррекция и развитие внимания, правильного восприятия, памяти. Развитие познавательной активности.

    Воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю

Оборудование:

    Таблица "Падежи имен существительных";

    Индивидуальные карточки

Ход урока:

1. Орг. момент.

Напутствие детям

Счастье всем необходимо
Но проходит есть, что мимо
Мы его не сберегаем
И о нем уж забываем

А как прекрасно счастье испытать
И в душе, ну прям порхать
Желаю только много счастья
И не придет тогда ненастья

И жить на свете станет легче
И запоет от счастья сердце
Разве это не прекрасно
И на душе, всегда чтоб ясно.

2. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

3. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Прочитайте слова.

Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.

Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?

Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)

Учитель: Хорошо, молодцы!

Сегодня нам понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

4.Посмотрите на доску…читаем хором число, месяц, день недели.

Запишите в тетради, не забывайте проговаривать слова при написании;

Подчеркните орфограммы, которые встретили при написании.

5. Словарная работа

Картинк. На ней записано несколько словарных слов. Одно слово не относится к словарным,лишнее зимняя.

Найдите и запишите словарные слова в тетради, исключив одно лишнее слово.

Космос,матрос, металл, область, овраг, остров

    Какое слово лишнее? Почему?

(Зимняя лишнее, так как не является словарным)

    На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова?

(эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

6. Блиц-опрос

    Что обозначает существительное?

    На какие вопросы отвечает?

    Какие существительные отвечают на вопрос КТО?

    Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО?

    Как называются существительные, которые пишутся с большой буквы?

    Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?

    Сколько родов можно определить у существительного? Назовите.

    Сколько чисел?

    Что ещё можно определить?

    Сколько падежей в русском языке? Назовите.

    Чем мы занимались на предыдущем уроке? (познакомились с названиями падежей, изучали имена существительные по вопросам).

    Сегодня мы продолжим эту работу, но тема будет называться немного по-другому.

    Запишите тему урока.

7. Работа над новым материалом:

    Работа с доской

Белый и пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

падает, ложится…снег

    Давайте изменим существительное снег по падежам

    Для этого вспомним таблицу «Падежи существительных»

    Изменение имен существительных

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

    Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам .

    В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

именительный

Существует

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

Предложный

О ком? о чем?

    Какой вид работы выполнили? (изменяли существительное "снег" по вопросам).

    Что изменилось? (окончания).

    Выдели зелёной пастой

Вывод: Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

8.Высказывания детей.

    Давайте изменим одушевлённое существительное по падежам (устно)

    Работа по таблице: чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами - помощниками из таблиц на партах (чтение сильным учеником).

Падежи имен существительных

Название

Слова-помощники

Именительный падеж

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Предложный падеж

О ком? О чем?

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!

9. Работа с учебником Стр.116, упр. 265

    Поставь к существительным вопрос и определи падеж

Надвигалась (что?) ночь (И.п.).

Бежит (кто?) лиса (И.п.).

Прибил (к чему?) к стене (Д.п.).

10. Самостоятельная работа.

Раздача индивидуальных карточек.

    На партах лежат карточки. В 4 графе у каждого написано слово.

Измените его по падежам.

Дома будете учить падежи и падежные вопросы, а сейчас используйте при выполнении упражнения.

Название падежа

Вспомогательное слово

Падежные вопросы

Именительный существует кто? что?

Родительный нет кого? чего?

Дательный дать кому? чему?

Винительный вижу кого? что?

Творительный доволен кем? чем?

Предложный думаю о ком? о чём?

11.. И в заключении:

    С какой частью речи мы работали?

    Чему учились на уроке?

    Сколько падежей в русском языке?

    Что нужно сделать, чтобы определить падежь у существительного?

Определяем настроение по рисунку.

Результаты вывешиваются на доску.