Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников Определяем нормативный показатель
Платность использования природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. (ст.20.) Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения.
Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам и имеет налоговый характер. Плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Не имеет никакого значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается организация: промышленность, бытовые услуги, торговля и др. Если организацией произведено вредное воздействие на окружающую среду, она переходит в разряд плательщиков.
Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды" (Минюст РФ 24 марта 1993 г. № 190).
Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К ним относятся:
Плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
Плата за размещение отходов;
Плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов. При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением.
Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ.
Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если разрешение отсутствует, т.е. не установлены лимиты, то пятикратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.
Зачисление и распределение платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду между бюджетами разного уровня осуществляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, соответственно, 19 и 81%.
Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (приложение N 2 к постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.
Платежи за выбросы в атмосферу.
Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).
Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в пункте 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением N 632.
Порядок расчета следующий:
Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн), а также в пределах установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).
Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344
Формула расчета платы:
ДСн = БНн x КоэфАВ (70)
ДСл = БНл x КоэфАВ.
Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.
Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.
Завод "Дионикс" находится в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.
Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,6 т. А допустимый норматив установлен в размере: хлор - 2 т; мышьяк - 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб./т; мышьяк - 683 руб./т.
Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так:
Хлор - 98,4 руб./т (41 руб./т x 2 x 1,2);
Мышьяк - 1639,2 руб/т (683 руб./т x 2 x 1,2).
Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит:
98,4 руб./т x 2 т + 1639,2 руб. x 0,2 т = 524,64 руб.
Установленный лимит выбросов: хлора - 3 т; мышьяка - 0,5 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340руб/т; мышьяк - 3415 руб/т.
Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна:
Хлор - 816 руб/т (340 руб/т x 2 x 1,2);
Мышьяк - 8196 руб/т (3415 руб/т x 2 x 1,2).
Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1 т (3 - 2); мышьяк - 0,3 т (0,5 - 0,2).
Сумма платы в пределах установленных лимитов:
816 руб/т x 1 т + 8196 руб. x 0,3 т = 3274,8 руб.
Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор - 0,5 т (3,5 - 3); мышьяк - 0,1 т (0,6 - 0,5).
Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы:
(816 руб/т x 0,5 т + 8196 руб. x 0,1 т) x 5 = 6138 руб.
И наконец, получим общую сумму платежа: 9937,44 руб. (524,64 + 3274,8 + 6138).
Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение N 2 к постановлению N 344).
17.3. Расчет платы за размещение отходов
Постановлением N 344 также введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3.
Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (приложение N 1 к постановлению N 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ (приложение N 2 к постановлению N 344).
Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.
ЗАО "Кавитон" размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т.
Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна:
248,4 руб/т x 0,3 x 2 = 149,04 руб/т.
Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т.
Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом:
149,04 руб/т x 5 т = 745,2 руб.
Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна:
(149,04 руб/т x 2 т) x 5 = 1490,4 руб.
А общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так:
745,2 руб. + 1490,4 руб. = 2235,6 руб.
Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам N 2-тп (воздух) и N 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов природоохранной деятельности (ПОД), в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. Фактическая масса годового выброса (сброса) подразделяется:
На массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе "Проекта ПДВ (ПДС) предприятия" и согласованных с территориальными органами Минприроды России;
На массу ВСВ и ВСС, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом Минприроды России природопользователю на период достижения ПДВ или ПДС;
На сверхлимитную массу.
Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить:
Данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;
Данные о расходе топлива, сырья, материалов;
Данные о временном режиме работы оборудования за год;
Данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
Нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
Нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий.
При определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов), можно использовать следующие варианты:
1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;
3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).
Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.
Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива.
Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.
При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.
Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг).
Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
В себестоимость продукции включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
Установлен перечень природоохранных мероприятий, расходы по которым идут в зачет экологических платежей.
1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
1.3. Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод (аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны).
1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля состава и объема сброса сточных вод.
2. Охрана воздушного бассейна.
2.1. Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.
2.2. Строительство опытно-промышленных установок и цехов по очистке отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.
2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.
2.4. Создание автоматических систем контроля загрязнения атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.
2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.
2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.
2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.
3. Использование отходов производства и потребления
3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигона для складирования бытовых и промышленных отходов.
3.2. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин
для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.
3.3. Строительство установок, производств, цехов для получения сырья и готовой продукции из отходов производства.
4. Экологическое просвещение, подготовка кадров
4.1. Работа по экологическому образованию кадров.
5. Научно-исследовательские работы
5.1. Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.
5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.
5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.
5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.
5.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.
Не подлежат зачету текущие затраты на:
Газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;
Среднекислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;
Газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;
Санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.д.
Контрольные вопросы
1. Какие документы используются для разработки ОВОС?
2. Перечислите основные этапы разработки ОВОС
3. Как рассчитываются платежи за выбросы в атмосферу?
4. Как рассчитываются платежи за размещение отходов производства потребления?
5. Назовите 5-7 примеров природоохранных мероприятий, расходы по которым идут в зачет экологических платежей?
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
2. Жилищный Кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый Кодекс РФ.
Вариант исходных данных для расчета принять по последней цифре учебного шифра.
Указания к решению задачи 9
1. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников П, руб/год, подразделяется на П н – плату за допустимые выбросы, и П сн – плату за выбросы, превышающие допустимые:
П = (П н + П сн) ×К и,
где К и – коэффициент индексации.
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматривают оксиды углерода и азота, углеводороды, сажу, соединения свинца, диоксид серы.
При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий эксплуатации. При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателей устройств нейтрализации к платежам применяется понижающий коэффициент К п = 0,1.
Исходные данные к задаче 9 | Варианты | |||||||||
Количество автомобилей, используемых автотранспортным предприятием: N 1 – строительно-дорожных машин N 2 – грузовых с дизельным ДВС (двигателем внутреннего сгорания) N 3 – легковых | ||||||||||
Доля автотранспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов: d 1 – строительно-дорожных машин d 2 – грузовых с дизельным ДВС d 3 – легковых | 0,21 0,33 0,5 | 0,29 0,38 0,33 | 0,36 0,21 0,25 | 0,19 0,29 0,2 | 0,23 0,27 0,33 | 0,33 0,17 0,29 | 0,25 0,3 0,33 | 0,26 0,4 0,25 | 0,29 0,21 0,4 | 0,24 0,26 0,33 |
Количество автотранспортных средств, оборудованных нейтрализаторами отработавших газов: n 1 – строительно-дорожных машин n 2 – грузовых с дизельным ДВС n 3 – легковых |
1. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников П н, руб/год, определяется по формуле
где i – тип транспортного средства (i=1,2,…,m);
П н i ’ – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками i–го типа, не оборудованными нейтрализаторами отработанных газов, руб/год;
П н i ” – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками i–го типа с нейтрализаторами, руб/год;
К э – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (прил. 5);
Н б i – базовая ставка платы за транспортное средство (прил. 9);
N i – количество транспортных средств i–го типа;
n i – количество транспортных средств i–го типа, оборудованных нейтрализаторами отработанных газов;
К п – понижающий коэффициент.
2. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников П сн, руб/год, определяется по формуле
где d i – доля транспортных средств i-го типа, не соответствующих стандартам; определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
4. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду действовали на начало 1993 г. В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды, устанавливаемый ежегодно постановлением Правительства РФ (в 2014 г. К и = 2,33, для нормативов, установленных в 2003 году, 1,89 – в 2005 г.).
5. Проанализировав таблицу с результатами расчета платежей, дайте рекомендации по очередности проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и уменьшению платежей за загрязнение атмосферного воздуха.
Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ удобнее представить в виде следующей таблицы.
Исходные данные к задаче | Автотранспортные средства | ||
строительно-дорожные машины | грузовые с дизельным ДВС | легковые | |
Количество автотранспортных средств | |||
Количество автотранспортных средств, оборудованных нейтрализаторами, n i | |||
Доля тепловозов, не соответствующих стандартам, d i | |||
Плата за допустимые выбросы | |||
Годовая ставка платы за автотранспортное средство Н б i , руб/год (прил. 9) | |||
Плата за автотранспортные средства, не оборудованные нейтрализаторами, руб/год | |||
Плата за автотранспортные средства, оборудованные нейтрализаторами, руб/год | |||
Плата за выбросы, руб/год | |||
Плата за выбросы, руб/год | П н = | ||
Плата за превышение допустимых выбросов | |||
Плата за выбросы, руб/год, П сн i = 5П н i ×d i | |||
Плата за выбросы, руб/год | П сн = | ||
Общая плата | |||
П = (П н + П сн) ×К и, руб/год | П = |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды (ИЗВ)
Качество воды | Значения ИЗВ | Классы качества вод |
Очень чистая | до 0,2 | |
Чистая | 0,2–1,0 | |
Умеренно загрязненная | 1,0–2,0 | |
Загрязненная | 2,0–4,0 | |
Грязная | 4,0–6,0 | |
Очень грязная | 6,0–10,0 | |
Чрезвычайно грязная | >10,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в водных объектах
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Значения коэффициента А
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Предельно допустимые концентрации (ПДК)
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Коэффициенты экологической ситуации и экологической
значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий
экономических районов Российской Федерации
* - Применяется при взимании платы за размещение отходов
Примечание. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться:
1. Для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, экологокурортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, – до 2 раз.
2. Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, – на 20 процентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости
состояния водных объектов по бассейнам основных рек
Бассейны морей и основных рек | Значение коэффициента |
Бассейн Балтийского моря | |
Ленинградская область | 1,11 – 1,91 |
Новгородская область | 1,11 – 1,17 |
Бассейн р.Волги | |
Вологодская область | 1,13 – 1,14 |
Новгородская область | 1,06 |
Владимирская область | 1,16 – 1,18 |
Ивановская область | 1,16 – 1,18 |
Тверская область | 1,16 – 1,17 |
Московская область | 1,16 – 1,24 |
г. Москва | 1,16 – 1,41 |
Орловская область | 1,16 – 1,17 |
Бассейн р. Урал | |
Оренбургская область | 1.08 – 1,81 |
Бассейн Азовского моря | |
Бассейн р. Дон | |
Орловская область | 1,10 – 1,11 |
Тульская область | 1,10 – 1,18 |
Бассейн р. Днепр | |
Брянская область | 1,10 – 1,50 |
Калужская область | 1,10 – 1,12 |
Смоленская область | 1,10 – 1,55 |
Белгородская область | 1,04 – 1,05 |
Курская область | 1,04 – 1,24 |
Прочие реки бассейна Черного моря | 1,02 |
Бассейн Белого и Баренцева морей | |
Бассейн р. Печоры | |
Архангельская область | 1,00 – 1,67 |
Коми республика | 1,00 – 1,33 |
Бассейн р. Северной Двины | |
Архангельская область | 1,02 – 1.69 |
Вологодская область | 1,02 – 1,16 |
Бассейн р. Енисей | |
Красноярский край | 1,02 – 1,31 |
Бассейн р. Лены | |
Иркутская область | 1,05 – 1,23 |
Бассейн р. Амур | |
Читинская область | 1,00 – 1,10 |
Примечание. См. примечание к прил. 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу
загрязняющих веществ от стационарных и передвижных
источников (утверждены постановлением Правительства РФ
№ 632 от 28.08.92 г.)
* Значения даны с учетом денежной деноминации 1998 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ
- нормативная плата
- сверхлимитная плата
Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения.
2.1.1. Нормативная плата:
П н - нормативная плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (руб);
i – вид загрязняющего вещества;
М i - величина фактического выброса i
Н бi i
К э
К ф К ф =2);
К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07).
2.1.2. Сверхлимитная плата:
П сл - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (руб);*
* предельно допустимый выброс i -го загрязняющего вещества в данном случае не указывается;
сумма сбора за выбросы в атмосферу
М i - величина выброса i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
М сл - величина сверхлимитного выброса i -го загрязняющего вещества в тоннах (т);
Н бi - базовый норматив сбора за тонну выбросов в атмосферу i -го загрязняющего вещества, (руб./т);
К э - корректирующий коэффициент, который учитывает экологическое состояние населенного пункта (применяется с дополнительным коэффициентом =1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);
К ф - дополнительный коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе курортов), районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия (К ф =2);
К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07);
К п - коэффициент кратности платы за сверхлимитный выброс в атмосферу загрязняющих веществ (К п = 5).
Общая плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения определяется по формуле:
ПРИМЕР РАСЧЕТА
В г. Томск (бассейн р. Обь, Западно-Сибирский экономический район.) расположен завод производящий кровельные материалы (ондулин и металлочерепицу).
В 2012 г. завод изготовил 82000 м. кв. кровельных материалов. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов государственного значения в объеме 320000 м. куб. при лимите 250000 м. куб.
Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: ангидрид сернистый - 0,4 т. (установленный лимит – 0,5т.), бутилацетат - 0,5 т. (лимит - 0,33 т.), ацетон – 3,5 т. (лимит - 3,5 т.), аммиак – 0,67 т. (лимит - 0,6 т.), свинец – 3,2 т. (лимит - 2,5 т.), формальдегид – 0,02 т. (лимит - 0,02 т).
Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 140 т., бензин неэтилированный – 500 т.
Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 10 т. (установленный лимит 12т.), хлориды – 2,2 т. (лимит - 2,5 т.), сульфаты – 3,1 т. (лимит - 3 т.).
Отходы I класса опасности в объеме – 120 т. (установленный лимит 100т), II класса – 290 т. (лимит - 250 т.) , IV класса -12,70 т (лимит -12 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором не обеспечена защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 5 км от города.
1. Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами по каждому вредному веществу .
Плата по загрязняющему веществу «ангидрид сернистый» рассчитывается как нормативная:
Ангидрид сернистый = 0,4*21*1,2*1,2*2,07=25,04 руб,
Плата по загрязняющему веществу «бутилацетат» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Бутилацетат норм=0,33*21*1,2*1, 2*2,07=20,66 руб.,
Бутилацетат сверхлимит = (0,5-0,33)*21*5*1,2*1,2*2,07=53,20 руб.,
Бутилацетат общ=73,86 руб, где:
Величина | Характеристика | Приложение |
0,5 | - | |
0,33 | ||
Приложение 2 | ||
1,2 | Приложение 6 | |
1,2 | Примечание к Приложению 6 | |
2,07 |
Плата по загрязняющему веществу «ацетон» рассчитывается как нормативная:
Ацетон = 3,5*6,2*1,2*1,2*2,07=64,68 руб,
Плата по загрязняющему веществу «аммиак» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Аммиак норм = 0,6*52*1,2*1,2*2,07=93,00 руб.,
Аммиак сверхлимит=(0,67-0,6)*52*5*1,2*1,2*2,07=54,25 руб.,
Аммиак общ=147,25 руб.
Величина | Характеристика | Приложение |
0,67 | Фактический объем выбросов за отчетный период, т | - |
0,6 | Установленный лимит выбросов за отчетный период, т | |
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов | Приложение 2 | |
1,2 | Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ | Приложение 6 |
1,2 | Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов | Примечание к Приложению 6 |
Повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение | ||
2,07 | Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы |
Плата по загрязняющему веществу «свинец» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Свинец норм= 2,5*1206*1,2*1,2*2,07=8987,11 руб.,
Свинец сверхлимит=(3,2-2,5)*1206*5*1,2*1,2*2,07=12581,96 руб.,
Свинец общ=21569,07 руб.
Плата по загрязняющему веществу «формальдегид» рассчитывается как нормативная
Формальдегид =0,02*683*1,2*1,2*2,07=40,72 руб.
Итого нормативная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 25,04+20,66+64,8+93,00+8987,11+40,72=9231,33 руб.
Итого сверхлимитная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 53,21+54,25+12581,96=12689,41 руб.
Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 9231,33+12689,41=21920,74 руб
2. Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения. В связи с отсутствием установленных лимитов на выброс загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения рассчитывается только нормативная плата.
Дизтопливо = 140*2,5*1,2*1,2*2,07=1043,28 руб.
Бензин неэтилированный = 500*1,3*1,2*1,2*2,07=1937,52 руб.
Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения: 1043,28+1937,52=2980,80 руб.
Вариант № 23
В г. Владивосток (бассейн р. Амур, Дальневосточный экономический район) расположено предприятие, производящее битумную черепицу. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов местного значения в объеме 106000 м. куб. при лимите 95000 м. куб.
Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: сернистый ангидрид – 12,3 т. (установленный лимит - 11 т.), бутилацетат – 0,4 т. (0,6 т.), ацетон – 0,95 т. (1,8 т.), аммиак – 1,32 т. (1,2 т.), свинец – 5,8 т. (4 т.), твёрдые вещества – 2,8 т. (2,3 т.), формальдегид – 0,54 т. (0,35 т.).
Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 42 т., бензин неэтилированный – 12 т.
Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 47 т. (установленный лимит 36 т.), хлориды – 12,8 т. (15 т.), сульфаты – 7,95 т. (9,2 т.).
Отходы I класса опасности в объеме – 81 т. (установленный лимит 56 т.), III класса – 33 т. (52 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором обеспечена защита атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 1,7 км от города.
Приложение 2
Приложение 3
НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)
(рублей)
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ), ПО БАССЕЙНАМ МОРЕЙ И РЕК
Бассейны морей и рек | Значение коэффициента |
Бассейн Балтийского моря | |
Бассейн р. Невы | |
Республика Карелия | 1,13 |
Ленинградская область | 1,51 |
Новгородская область | 1,14 |
Псковская область | 1,12 |
Тверская область | 1,08 |
Город Санкт-Петербург | 1,51 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1,04 |
Бассейн Каспийского моря | |
Бассейн р. Волги | |
Республика Башкортостан | 1,12 |
Республика Калмыкия | 1,3 |
Республика Марий Эл | 1,11 |
Республика Мордовия | 1,11 |
Республика Татарстан | 1,35 |
Удмуртская Республика | 1,1 |
Чувашская Республика | 1,11 |
Астраханская область | 1,31 |
Владимирская область | 1,17 |
Волгоградская область | 1,32 |
Вологодская область | 1,14 |
Ивановская область | 1,17 |
Калужская область | 1,17 |
Кировская область | 1,11 |
Костромская область | 1,17 |
Московская область | 1,2 |
Нижегородская область | 1,14 |
Новгородская область | 1,06 |
Оренбургская область | 1,09 |
Орловская область | 1,17 |
Пензенская область | 1,31 |
Пермская область | 1,13 |
Рязанская область | 1,17 |
Самарская область | 1,36 |
Саратовская область | 1,32 |
Свердловская область | 1,1 |
Смоленская область | 1,16 |
Тамбовская область | 1,09 |
Тверская область | 1,17 |
Тульская область | 1,19 |
Ульяновская область | 1,31 |
Челябинская область | 1,1 |
Ярославская область | 1,19 |
Город Москва | 1,41 |
Коми-Пермяцкий автономный округ | 1,06 |
Бассейн р. Терек | |
Республика Дагестан | 1,11 |
Республика Ингушетия | 1,48 |
Кабардино-Балкарская Республика | 1,11 |
Республика Калмыкия | 1,11 |
Республика Северная Осетия - Алания | 1,12 |
Чеченская Республика | 1,48 |
Бассейн р. Урал | |
Республика Башкортостан | 1,14 |
Оренбургская область | 1,45 |
Челябинская область | 1,2 |
Прочие реки бассейна Каспийского моря | 1,06 |
Бассейн Азовского моря | |
Бассейн р. Дон | |
Ставропольский край | 1,26 |
Белгородская область | 1,15 |
Волгоградская область | 1,07 |
Воронежская область | 1,15 |
Курская область | 1,11 |
Липецкая область | 1,2 |
Орловская область | 1,11 |
Пензенская область | 1,07 |
Ростовская область | 1,56 |
Саратовская область | 1,07 |
Тамбовская область | 1,12 |
Тульская область | 1,14 |
Бассейн р. Кубани | |
Республика Адыгея | |
Карачаево-Черкесская Республика | 1,53 |
Краснодарский край | 2,2 |
Ставропольский край | 1,53 |
Прочие реки бассейна Азовского моря, включая реки Республики Крым | 1,15 |
Бассейн Черного моря | |
Бассейн р. Днепр | |
Белгородская область | 1,05 |
Брянская область | 1,3 |
Калужская область | 1,12 |
Курская область | 1,14 |
Смоленская область | 1,33 |
Прочие реки бассейна Черного моря, включая реки Республики Крым и г. Севастополя | 1,2 |
Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов | |
Бассейн р. Печоры | |
Республика Коми | 1,17 |
Архангельская область | 1,34 |
Ненецкий автономный округ | 1,1 |
Бассейн р. Северной Двины | |
Республика Коми | 1,1 |
Архангельская область | 1,36 |
Вологодская область | 1,14 |
Кировская область | 1,02 |
Бассейн р. Оби | |
Республика Алтай | 1,04 |
Республика Хакасия | 1,03 |
Алтайский край | 1,04 |
Красноярский край | 1,03 |
Кемеровская область | 1,16 |
Курганская область | 1,05 |
Новосибирская область | 1,08 |
Омская область | 1,1 |
Свердловская область | 1,18 |
Томская область | 1,03 |
Тюменская область | 1,04 |
Челябинская область | 1,13 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 1,04 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,03 |
Бассейн р. Енисей | |
Республика Бурятия | 1,36 |
Республика Тыва | 1,02 |
Красноярский край | 1,17 |
Иркутская область | 1,36 |
Агинский Бурятский автономный округ | 1,1 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | 1,17 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 1,1 |
Эвенкийский автономный округ | 1,02 |
Бассейн р. Лены | |
Республика Бурятия | 1,24 |
Республика Саха (Якутия) | 1,22 |
Хабаровский край | 1,02 |
Амурская область | 1,01 |
Иркутская область | 1,14 |
Бассейн р. Амур | |
Приморский край | 1,04 |
Хабаровский край | 1,27 |
Амурская область | 1,05 |
Читинская область | 1,05 |
Еврейская автономная область | 1,05 |
Прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов |
МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
При расчете платы за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сбросы в водные объекты и размещение отходов применяют следующие виды экологических платежей:
- нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Нормативная плата = объемы загрязнений * соответствующие ставки платы
- сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * соответствующие ставки платы * повышающий коэффициент 5.
Итоговая сумма платы за НВОС по каждому виду загрязняющих веществ = нормативная плата + сверхлимитная плата
Расчет ведется по каждому виду загрязнения, потом полученные результаты суммируются.