Как вести себя в конфликтной ситуации. Как вести себя в конфликтной ситуации: стратегия поведения

Конфликты свойственны любому коллективу. Кого-то они выводят из себя, кого-то вдохновляют. Сценарии поведения, тесты, советы и рекомендации, как вести себя в конфликтной ситуации, - все это в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Как реагировать на конфликтную ситуацию в коллективе: изучаем на примерах

Сотрудник саботирует распоряжение руководителя

Работник отдела был замечен в саботаже. При этом он настраивает коллег против руководителя. До этого таких ситуаций не было. Как понять, почему он так поступает?

Причины такого поведения могут быть разные. Нередко сотрудником движет личная обида . Например, его не повысили в должности, не оценили результаты работы, и подобным поведением он мстит руководителю. Но бывает и так, что саботажем сотрудник выражает неравнодушие. Например, стремится достучаться до руководства, когда не согласен с политикой компании. В этом случае саботаж несет в себе конструктивную составляющую. Внимательно выслушав работника, можно принять меры, чтобы улучшить ситуацию в компании.

Рекомендуем поговорить с саботажником. Выясните его мотивы. Попытайтесь договориться с ним, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию. Откровенный разговор по душам позволит сотруднику «выпустить пар» и начать вести с руководителем конструктивный диалог. Оптимально, чтобы такая беседа проходила не в кабинете руководителя , а на нейтральной территории. Поговорите и с остальным коллективом. Спросите, чем они недовольны и как видят способы урегулирования ситуации.

Посоветуйте руководителю регулярно общаться с подчиненными. Проводить опрос для изучения атмосферы в коллективе (образец ниже) или удовлетворенности условиями труда (образец ниже). Выслушивать каждого работника и корректно предоставлять ему обратную связь по результатам труда. Проводить разъяснительную работу в отношении политики руководства и принимаемых в компании решений. Это лучший способ профилактики саботажа.

Коллеги враждуют между собой

Сотрудники сильно поругались. Непосредственный руководитель не стал вмешиваться. Однако ситуация ухудшилась. Они втянули в конфликт других работников отдела. В итоге сложились две враждующие группировки, которые постоянно выясняют друг с другом отношения. Как наладить отношения в отделе?

Методы разрешения конфликтов:

Побеседуйте с каждой из сторон конфликта отдельно. Постарайтесь донести до враждующих сотрудников, что ссора создает негативную атмосферу в коллективе, что повлияет на результаты командной работы. Сохраняйте нейтралитет. Не поддерживайте одну из враждующих сторон, не давайте оценку действиям и словам и не поучайте.

Попытайтесь разобраться в причинах спора и понять, почему стороны ведут себя так, а не иначе. Предложите сторонам поменяться ролями, поставить себя на место оппонента. Выяснив все детали, найдите возможные способы решения конфликтной ситуации.

Может оказаться и так, что конфликт носит личностный характер. Например, он обусловлен психологической несовместимостью сотрудников или столкновением двух неформальных лидеров. В этом случае помогите сторонам высказать претензии друг к другу без эмоционального накала и перехода на личности. И выработайте совместно стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Как защититься от стресса в конфликтной ситуации

Научитесь снижать важность происходящего.

Не стоит работать там, где вы постоянно испытываете психологическое давление, даже если ваше финансовое положение крайне затруднено. Пренебрежение психологическим здоровьем может привести к заболеваниям. Придется лечиться, а это только усугубит ваши проблемы.

Выбирая работу, каждый мысленно оценивает ее плюсы и минусы. Вам кажется, что плюсы на работе перевешивают? Тогда приложите все усилия, чтобы не реагировать на стресс излишне эмоционально.

Дома, в спокойной обстановке, потренируйтесь в… безразличии.

Есть такой психологический прием, который называется «якорение». Сядьте на стул, расслабьтесь. Вспомните те ситуации, когда вам было что-то безразлично.

Безразличие - наиболее подходящая для ситуации эмоция. Безразличие даст вам контроль над собственным телом и мыслями. При этом оно не будет сильно дисгармонировать с происходящим.

Вживитесь в те случаи, когда вы сохраняли безразличие и не вовлекались эмоционально. Можно закрепить свое психологическое состояние, например, используя определенный жест. Жест должен быть естественным и незаметным стороннему наблюдателю. И в то же время он должен быть «уникальным», иначе якорь быстро «сотрется».

Тренируйте расслабление тела и правильное дыхание.

Во время стресса мышцы непроизвольно сжимаются. Когда чувствуете, что возникает конфликтная ситуация, расслабьте тело и следите за дыханием. Мысленно пройдитесь по своему телу сверху вниз, от макушки до кончиков пальцев на ногах. Максимально расслабьтесь (и удерживайте такое состояние). Наблюдайте за дыханием - оно должно быть плавным и медленным.

Например, вы можете дышать на 4 счета - вдох 4 счета, выдох 4 счета. Между вдохом и выдохом можно делать дополнительные паузы тоже на 4 счета.

Например, вы опоздали на работу . И что? Обычно это не является поводом для крика, но ситуации случаются разные. Вы совершили ошибку. Во сколько она обошлась компании? Даже если сумма гигантская, криком проблему не решить. Надо думать, как исправить ситуацию. Нередко крик руководителя во время конфликтной ситуации несоразмерен вашему проступку. Обратите на это внимание (свое собственное, не руководителя). Когда начальник кричит на подчиненного, он хочет подавить его волю и способность думать. А еще - наказать и получить удовольствие за счет возвышения себя и унижения другого.

Как быть, если проблема не стоила выеденного яйца, но при этом вызвала неадекватную реакцию? Стратегией разрешения данного конфликта может стать попытка простить вашего начальника. У него могут быть психологические проблемы, которые он вымещает на подчиненных. Если есть возможность, оцените ваш проступок в деньгах (материалах, времени и т. д.). Это поможет вам на следующих этапах, когда вы будете аргументированно отвечать.

Подробнее о методах изучения и решения конфликтов читайте в статье " ".

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным».
Иван Сергеевич Тургенев


«Двое дерутся - третий не мешай» - гласит старая народная поговорка. Но что делать, когда эти двое Ваши подчиненные, а Вы руководитель? Что делать и как себя повести, когда именно на Ваши плечи ложится ответственность за урегулирование конфликтной ситуации, и Вы просто не можете стоять в стороне?

Да каждый руководитель оказывался в условиях, когда в коллективе возникает ссора, спор, грозящий перерасти в конфликт. Даже самые безобидные на первый взгляд вещи могут вызвать негативные последствия: неосторожное слово, искаженная или неполная информация, неуместная шутка, неосторожный поступок. Иногда причиной конфликта может послужить новое назначение, распоряжение, похвала одного из сотрудников, изменение в должностных обязанностях. Чем бы ни был вызван конфликт в коллективе, руководитель не должен остаться в стороне, предоставив разбираться в этом самим сотрудникам. Руководителю необходимо быстро и грамотно разрешить создавшуюся ситуацию. Но для начала нужен правильный настрой.

Прежде всего, конфликтов не нужно бояться. Конфликт - это неотъемлемая часть внутренней жизни коллектива, и избежать этого невозможно, т.к. если в организации работают хотя бы 2 человека, то соответственно по одному и тому же вопросу возможны 2 мнения, которые могут привести к разногласиям. Конечно, конфликт сам по себе неприятен, но у него есть не только негативные последствия, как многие привыкли думать. ШОУ Джордж Бернард сказал: «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим». К любому конфликту можно подойти конструктивно, то есть из него можно и нужно извлечь пользу. Конечно, идеальная рабочая атмосфера, счастливые и исполнительные сотрудники - это предмет мечтаний любого руководителя. Но если посмотреть на ситуацию по-другому, то мы увидим, что именно трудности заставляют нас развиваться, меняться в лучшую сторону, стимулируют нас покорять новые вершины. И поскольку, как мы с Вами выяснили, конфликты неизбежны в любой организации, нужно научиться некоторым тонкостям поведения в конфликте, которые помогут любому руководителю быть всегда на высоте.

Правила поведения в конфликте.

Во-первых, необходимо сохранять спокойствие. Даже если вокруг «дым коромыслом» и «летят клочки по закоулочкам», руководитель должен быть спокоен и рассудителен, это помогает лучше справиться с ситуацией и выбрать верное решение. Эмоции - плохой советчик в данном случае. Репутацию, которую руководитель ежедневно зарабатывает себе упорным трудом, в конфликте можно либо укрепить, либо разрушить в один момент. Если руководитель спокойно с достоинством принимает на себя ответственность за решение возникшего вопроса, то сотрудники в следующий раз обязательно обратятся к нему за помощью как к верховному судье, не доводя дело до конфликта. И наоборот, если руководитель дает волю эмоциям, кричит, угрожает, то вряд ли у него найдется много сторонников, и подобный факт очень негативно скажется на репутации, ведь руководитель всегда должен быть на высоте.

Во-вторых, нужно держать нейтралитет. Конфликт подразумевает под собой столкновение двух сторон, противоположно воспринимающих причину этого самого конфликта. Поддерживая одну из сторон, руководитель рискует значительно расширить границы конфликта, пошатнуть авторитет и даже потерять сотрудников. Не стоит преждевременно давать оценку происходящему, пока Вы не прояснили до конца ситуацию. Не нужно искать виноватого или того, кто первый начал. Давайте подумаем, какую цель преследуют в данном случае конфликтующие стороны и руководитель. Сотрудники хотят отстоять свою точку зрения, а руководителю нужен благоприятный климат в коллективе и доброжелательные и довольные сотрудники. Значит нужно найти решение, которое поможет каждому достичь своей цели.

В-третьих, поиск компромиссного решения. Итак, руководитель должен найти такое решение, которое удовлетворило бы обе стороны, в большей или меньшей степени. Для этого ему необходимо выяснить, какие цели преследуют стороны в данном вопросе. Руководитель должен быть объективным и при принятии решения действовать в интересах компании и коллектива, оставив личные симпатии в стороне. Стоит отметить, что в некоторых компаниях разрешение конфликтных ситуаций происходит в пользу того сотрудника, кто дольше отработал, больше принес пользы и т.д., то есть за «былые заслуги». При этом руководители не обращают внимания на то, что эти заслуги к назревшему конфликту не имеют никакого отношения. Подобные решения могут повлечь за собой недовольство большого числа сотрудников и, как следствие, еще более крупный конфликт.

В-четвертых, не нужно устраивать публичных разбирательств. Всегда есть так называемые зачинщики, чьи взгляды на ситуацию не совпали, и что повлекло за собой конфликт. Как известно, у зачинщиков очень быстро появляются активные сторонники и просто сочувствующие, которые впоследствии могут враждовать между собой, опутывая конфликт все более запутанными фактами и подробностями. Сколько бы людей не было вовлечено в конфликт, не стоит публично выяснять отношения с зачинщиками, тем самым не давая повода для его дальнейшего распространения. Необходимо поговорить с каждым из них наедине и внимательно выслушать обе точки зрения.

И, наконец, нужно извлечь урок. Чтобы в будущем подобных ситуаций не повторилось, руководителю необходимо принять меры. В зависимости от сложившейся ситуации, прецедента, руководитель будет совершать те или иные действия по предотвращению подобных конфликтов в организации (издавать указы, распоряжения, менять должностные инструкции, менять алгоритм взаимодействия подразделений и т.д.). Но не стоит забывать, что ни одни меры не будут работать, если вовремя руководитель не расставит нужные акценты. В любой организации самый ценный ресурс - это люди, которые в ней работают. Поэтому, просто необходимо доносить до сотрудников основные ценности и корпоративные нормы компании. Чем чаще руководитель общается с сотрудниками, тем больше у него возможностей владеть ситуацией и разрешать возникающие несогласия еще до того, как они перерастут в конфликт.

Конфликтные ситуации в нашей жизни случаются нередко. И не имеет значения, миролюбивый вы человек или задиристый, конфликты – это часть жизни. И вряд ли, находясь в человеческом обществе, кому-то удастся избежать противостояния. Да и не всегда нужно его избегать, ведь конфликт может нести в себе как разрушение, так и развитие, в зависимости от того, как вы к этому подходите. Как вести себя в конфликтной ситуации? Осознанно. Вы всегда должны четко представлять, для чего вы вступаете в конфликт или почему избегаете его.

В зависимости от того, какого результата вы хотели бы достигнуть по завершении конфликта, ваша манера поведения должна быть разной. Например, если вы хотите уйти от конфликта, то ваша стратегия должна в корне отличаться от той, которая поможет победить в конфликте.

Бывают ситуации, когда конфликт нам совершенно невыгоден. Например, вы общаетесь с любимой девушкой, и вдруг возникает разногласие. Если вы сейчас с ней поссоритесь, то велик риск потерять отношения. Поэтому лучшее решение в такой ситуации – уйти от конфликта . Первое, что для этого необходимо сделать – не реагировать на провокацию. Вместо того, чтобы накалять обстановку, лучше ее охладить. Для этого на оскорбления лучше отвечать молчанием или добрыми словами, не следует предъявлять претензий, не вступайте ни в какие дискуссии, говорите спокойным и уверенным тоном. Постепенно все негативные реакции сойдут на нет. Такая стратегия позволит избежать конфликта или выиграть время для того, чтобы накопить силы или знания для нового поединка с провокатором.

Но бывает так, что в конфликте важно отстоять себя и свои интересы, чтобы не потерять хорошую репутацию, работу или деньги. В этом случае, когда конфликтёр провоцирует вас, следует предварительно взвесить свои силы, может оказаться так, что данная ситуация или время для вас не совсем подходят. В таком случае, конфликт лучше перенести на будущее . Выигранное время можно потратить на восстановление сил или поиск соратников, которые смогут постоять за вас.

Если конфликтовать нужно «здесь и сейчас» , и отложить конфликт невозможно, то в такой ситуации действовать необходимо следующим образом:

  1. Лучше всего заручиться поддержкой других людей, хотя бы в качестве слушателей или зрителей. Тогда перевес сил будет на вашей стороне.
  2. Нужно всегда замечать слабые стороны оппонента, чтобы вовремя на них надавить.
  3. Перевес будет на вашей стороне в том случае, если именно вы задаете тон беседе, если именно вы создаете провокации, на которые будет обязан реагировать ваш оппонент.

Всегда следует склонять человека к ведению конфликта на вашей территории, к ведению его теми инструментами, которыми вы великолепно владеете.

Однажды французского микробиолога Луи Пастера вызвал на дуэль один вельможа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Так как нашего героя вызвали на дуэль, право выбрать оружие принадлежало ему. Он предложил своему сопернику использовать в качестве оружия для поединка две колбы, в одной из которых содержался вирус оспы, а в другой – безвредный раствор. Соперник должен был выбрать один из сосудов и выпить его содержимое. Дуэль не состоялась.

Вельможа отказался от встречи, потому что наш герой правильно выбрал оружие. Вы точно так же можете использовать выгодные для вашей победы ресурсы: подходящее для вас место, аргументы, аудиторию, болевые точки противника. Например, если конфликтующий хочет драться, а вы видите, что физически он явно сильнее вас, приложите все силы, чтобы склонить его к словесному разбирательству аргументами и вопросами. Тогда вероятность выйти победителем из такой ситуации намного выше.

Мы рассмотрели три варианта ответа на вопрос «Как вести себя в конфликтной ситуации?». Все эти варианты касаются вашего внешнего поведения. Но есть еще и ваше внутреннее состояние. Помните, чтобы конфликтная ситуация принесла вам развитие, а не разрушение, важно быть максимально осознанным. То есть вы должны четко представлять, с какой целью вы вступаете в конфликт и на какой результат рассчитываете. Также стоит понимать, какие цели преследует оппонент. И главное, сохраняйте внутреннее спокойствие и хладнокровие, чтобы конфликтная ситуация не переросла в истерику или мордобой.

Иногда довольно сложно понять, почему произошел конфликт на работе, как себя вести в данной ситуации, и в дальнейшем избежать подобного. Практически все ссоры на работе отличаются по своему характеру. Пути выхода из подобного кризиса заблаговременно предугадать невозможно, но опираясь на рекомендации психологов, проблему можно значительно упростить.

Первоначально надо выявить корень конфликта и его предмет. Постараться оценить скрытую угрозу. Важно знать, что прения не всегда ведутся ради выяснения истины. Мотивом может послужить скрытая обида, личная неприязнь, возможность унизить в глазах окружающих, «освобождение» от скопившегося гнева.

Также надо помнить о том, что противная сторона избирает различную линию поведения, которую надо правильно оценить. Уверенный в личных силах противник не будет избегать расследования сопричастности. Полная его противоположность не раскрывает предмет конфликта и неотступно стоит на своем. Сложно разрешить конфликты на работе, как себя вести, если оппонент упрям, примитивен, имеет определенную сферу влияния на работе.

Опасен интеллектуально недалекий или неуравновешенный человек, который руководствуется эмоциями, а не здравым смыслом. Конфликт с ним невозможно подвести под логическое завершение. Когда закончится вся аргументация, последним обоснованием может стать физическая сила.

Стратегическое обоснование конфликта

Следующий этап – выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации. Известно пять основных стилей поведения:

  1. Конкуренция, соперничество – жесткий стиль, борьба обеих сторон равнозначна. К нему прибегают в том случае, когда собственные силы превосходят возможности соперника, а конечный результат значим для вас.
  2. Уклонение от спора. Используют, когда разрешение эксцесса можно и нужно перенести на более поздний период. Данная линия поведения оптимальна в споре с начальством. Выбор в пользу этой стратегии преимуществен в следующих ситуациях:
  • отстаивание собственных взглядов непринципиально;
  • приоритетным направлением является сохранение постоянства и умиротворенности;
  • вероятность развития более сложного спора;
  • осознание своей неправоты;
  • безнадежность конфликта;
  • крупномасштабные интеллектуальные и временные затраты;
  • на первом месте стоит желание сохранить хорошие отношения с оппонентом.
  1. Приспособление. Здесь надо перестроить свою линию поведения, сгладив антогонизм, поступаясь своими принципами. Со стороны, кажется, будто спора как такового и нет. Избрание этого стиля очевидно, если требуется выиграть время. Важным стимулом становится моральная победа или сохранение хороших взаимоотношений с противоборствующей стороной.
  2. Стратегия сотрудничества. Это формирование решения совместными усилиями с учетом обоюдных интересов. Процесс длительный, содержит в себе несколько этапов, но выгоден для общей пользы дела. Стратегия применима в ситуациях, когда требуется совместное разрешение проблемы и временной промежуток позволяет это сделать. Такую линию поведения стоит избрать, если желание сохранить отношения с противоположной стороной превалирует. И, наконец, стратегия хороша при равнозначных возможностях противников.
  3. Стратегия компромисса. Взаимные уступки позволяют урегулировать возникшие разногласия. Ее предпочитают на тот момент, когда невозможно получить конечный результат без совместных усилий.

Возможные варианты:

  • принять предварительное заключение;
  • скорректировать отправные задачи;
  • получить фиксированную часть во избежание общей потери.

Этот стратегия идеальна для того чтобы разрешить спор на работе, как себя вести понять проще всего. Но данная линия поведения применима, если:

  • аргументы убедительны с обеих сторон;
  • требуется некоторый срок для решения более сложных задач;
  • показ собственного превосходства не приведет к успеху;
  • конфликтующие стороны наделены тождественными полномочиями и имеют общие интересы;
  • краткосрочное решение превалирует над победой в споре;
  • получение частичного результата важнее потери всех возможностей.

Выход из конфликтной ситуации

Определив свою линию поведения важно четко ей следовать и умело лавировать. Существует определенный регламент поведения при столкновении интересов:

В заключение одно общее правило на все случаи жизни – в ходе спора исключено принимать закрытую позу и смотреть напрямую в глаза оппонента. Это лишь спровоцирует излишнюю агрессию.

Метки: Общение с другими людьми

Для Вас конфликт - это всегда скандал, ссора и испорченное настроение? Тогда Вам стоит узнать, как вести себя в конфликте. Ведь, как правило, конфликт можно перевести в конструктивное русло.

Стоит сказать, что конфликт - это нормальная часть отношений. Даже самые близкие люди порой вызывают у нас недовольство, равно как и мы у других людей время от времени вызываем негативные эмоции. Это нормально, и это - часть жизни. Если уходить от выражения недовольства и копить его в себе, начинает разрастаться скрытая обида на человека. Поэтому если не конфликтовать время от времени, это приведет к тому, что отношения будет омрачать скрытый конфликт и скрытое недовольство друг другом.

Открытое выражение недовольства помогает договориться. Если люди по-настоящему близки друг с другом, они могут проявлять в отношениях разные чувства, в том числе и негативные. Поэтому наличие конфликтов - это один из показателей близости и искренности в отношениях.

Однако каждый ли конфликт полезен? Конечно же нет. Если неправильно вести себя в конфликте, выражение недовольства может только увеличить напряжение в отношениях.

Для того чтобы повысить свои шансы на успех в деле разрешения конфликтного разговора, придерживайтесь следующих правил.

Правило 1. Дайте возможность человеку выразить свои эмоции.
Если Ваш оппонент находится на пике эмоций (кричит, возмущается), ни в коем случае не нужно пытаться его останавливать. Как правило, фразы типа «Не кричи на меня!», «Успокойся!» действуют на разбушевавшегося человека как красная тряпка на быка. Он не только не успокоится, но и наоборот может обрушить свой гнев на Вас с удвоенной силой. Кроме того, запомните такую истину: человек, который находится на пике эмоций, не способен мыслить рационально. Пытаться договориться с таким человеком - бессмысленное занятие.

Для того чтобы человек остыл, и с ним можно было конструктивно поговорить, дайте ему возможность выразить свои эмоции. Сделать это очень просто: не нужно перебивать, пытаться что-то ответить, защититься, возражать и т.д. Просто внимательно слушайте, что говорит Вам Ваш оппонент. Как правило, люди кричат тогда, когда у них возникает ощущение, что их не слышат. Если дать возможность человеку говорить, он очень быстро успокаивается, обычно за пару минут.

Бывает так, что человек кричит для того, чтобы подавить другого своей агрессией. В этом случае тоже не стоит сопротивляться: Ваша ответная агрессия только увеличит накал страстей и не приведет к разрешению конфликта. Сохраняйте спокойствие, твердость и демонстрируйте желание разобраться в ситуации. Такое поведение гораздо в большей степени будет свидетельствовать о Вашей внутренней силе, чем открытое выражение агрессии.

Итак, по каким бы причинам человек ни кричал, позвольте ему это делать, сохраняйте при этом спокойствие и демонстрируйте желание понять его точку зрения. Такое поведение в подавляющем большинстве случаев приведет к тому, что Ваш оппонент успокоится и будет готов к конструктивному диалогу.

Если Ваш оппонент кричит в течение долгого времени, задумайтесь: все ли Вы делаете так? Не пытаетесь ли Вы невольно прервать Вашего оппонента? Даете ли Вы ему высказаться? Чувствует ли Ваш оппонент, что Вы стремитесь понять его точку зрения?

Правило 2. Дайте возможность Вашему оппоненту высказать свою точку зрения.
Используйте фразы: «Объясни, почему ты так считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?», «Какой выход из ситуации ты видишь?»
Спокойно и внимательно слушайте. Не стремитесь сразу спорить и высказывать контраргументы. Постарайтесь понять точку зрения другого человека.

Искренне выслушав позицию Вашего оппонента, Вы, возможно, обнаружите, что в его понимании ситуации есть своя логика и своя правда. Это в дальнейшем увеличит Ваши шансы договориться.
Кроме того, если человек чувствует, что его действительно слышат и стремятся понять, он скорее всего в дальнейшем будет готов выслушать и попытаться понять Вашу точку зрения.

Правило 3. Сообщите Вашему оппоненту, что Вы понимаете его точку зрения.
Сделать это можно, повторив своими словами мысль, сказанную оппонентом. Например, так: «Я правильно понимаю, что ты считаешь.../далее формулируется мысль оппонента/?»

Такие переспросы не только дают возможность Вашему оппоненту удостовериться в том, что Вы понимаете то, о чем он Вам говорит. Бывают ситуации, которые лучше всего выражает пословица: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему». Люди как будто бы говорят на разных языках, и поэтому не могут договориться и разрешить конфликт. Поэтому даже если Вы уверены, что хорошо понимаете точку зрения Вашего оппонента, все-таки лучше лишний раз удостоверьтесь, об одном и том же ли Вы говорите.

Правило 4. Используйте свои эмоции для разрешения конфликта.
Как правило, Ваши спокойствие и доброжелательность к оппоненту помогают перейти к конструктивному диалогу.

Если Ваш оппонент пытается Вас заставить что-то сделать, также важно ощущать уверенность в собственность позиции, твердость и решимость отстаивать свою точку зрения. При этом стремитесь к тому, чтобы Ваша твердость сочеталась с уважительным отношением к Вашему оппоненту.
Проявление открытой агрессии как правило препятствует конструктивному диалогу и в разы сокращает шансы договориться.

Также конструктивному разрешению конфликта могут препятствовать Ваши эмоции, связанные с неуверенностью в собственных силах и в верности своих действий. Страх, тревога, чувство вины, - все эти эмоции моментально считываются другим человеком. Ваш оппонент может использовать Ваши эмоции для того, чтобы Вами манипулировать и достичь желаемой цели.

Правило 5. Извинитесь и признайте свою вину, если Вы не правы.
Если в процессе разговора выяснилось, что Вы в чем-то допустили ошибку и в чем-то были не правы, обязательно признайте свою вину и извинитесь. Такое поведение повысит доверие Вашего оппонента к Вам и увеличит шансы договориться. Кроме того, если в ситуации виноваты оба, после Ваших извинений и признания своей неправоты, Вашему оппоненту будет легче признать свою часть вины.

Правило 6. Выражая свою позицию, старайтесь сосредоточиться на путях решения проблемы.
После того, как Вы выслушали точку зрения Вашего оппонента, пришло время выразить свою позицию. Когда Вы это делаете, избегайте обвинений другого человека и слишком долгого обсуждения того, что уже произошло и что уже не изменить. Говорите больше про будущее. Сосредоточьтесь на путях решения проблемы. Предложите Вашему оппоненту конкретные стратегии для того, чтобы возникшая ситуация не повторялась. Предложите Вашему оппоненту вместе выработать план по разрешению ситуации.

Правило 7. Говорите о своих чувствах.
Это правило подходит для любых конфликтов в личных отношениях, но оно не всегда применимо в деловых ситуациях, например, на работе.
Если Ваш оппонент - близкий Вам человек, обязательно поделитесь с ним тем, что Вы чувствуете. Так ему будет легче понять, что с Вами происходит.

Правило 8. Старайтесь уходить от ненужной полемики и демагогии.
Если Ваш разговор превращается в переливание из пустого в порожнее и бесконечное выяснение, кто прав, а кто виноват, возвращайте разговор в русло поиска решения проблемы. Сообщите Вашему оппоненту, какие Вы видите пути решения конфликта. Спросите его, какие пути видит он.

Правило 9. Сообщайте информацию правильным образом.
Одну и ту же информацию можно подать так, что человек ее воспримет и поймет, а можно так, что он начнет спорить и не соглашаться. Я написала целую статью о том, как сообщать неприятную информацию человеку так, чтобы он ее услышал. Статья будет полезна каждому, кто задается вопросом, как вести себя в конфликте. Читайте ее .

Правило 10. Будьте тверды в важных для Вас вопросах.
Не позволяйте оппоненту заставить Вас пойти на уступки в том, в чем на самом деле Вы на уступки идти не готовы. Четко обозначайте свою позицию. Действуйте спокойно, но твердо.

Правило 11. Помните, что не все в конфликте зависит от Вас.
Бывает так, что человек по каким-то причинам не готов услышать Вас, и для него единственным подходящим способом выхода из конфликта является полное Ваше согласие с его условиями. Даже в такой ситуации Вы можете вести себя так, что в перспективе Ваш оппонент может поменять свою позицию. Пример такой ситуации читайте здесь.

На этом у меня все. Желаю Вам удачного разрешения всех конфликтных ситуаций!