Какие есть виды подчинительной связи. Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

Словосочетание и предложение - синтаксические конструкции, составляющие стройную систему любого языка. Структурные и функциональные особенности словосочетаний и предложений изучает синтаксис - один из разделов грамматики.

Что же такое словосочетание и предложение? Словосочетание - это два и более значимых слова, скрепленных подчинительной связью. Предложение же - сложная основная функция которой коммуникативная, следовательно, она оформлена интонационно и имеет определенные формы наклонения и времени. Отдельные слова в предложении имеют определенную смысловую связь между собой, за счет которой, собственно, и складывается их коммуникативная и смысловая функция. Такие связи называются синтаксическими. Они, в свою очередь, подразделяются на сочинительную и подчинительную. В предложениях встречаются оба в словосочетании - только одна - подчинительная (как указывалось выше).

Подчинительная связь в словосочетаниях

В самом названии «подчинительная» ярко прослеживается суть этой грамматической связи, где два слова всегда занимают разные позиции: одно выступает в роли главного, а другое - зависимого, подчиненного ему, и его грамматические признаки (число, падеж и род) полностью или частично соответствуют и определяются главным словом. В зависимости от степени подчиненности второстепенного слова главному существуют разные виды подчинительной связи.

Согласование

Зависимого слова при данном виде синтаксической связи полностью соответствуют и определяются значимым, главным словом. Например: каменный цветок, большой город (именит. пад., м. р., ед. ч.), золотые города (мн. ч., именит. пад.), множество красивых людей (родит. пад., мн. ч.). Причем, если главное слово меняет свою грамматическую форму, она меняется, соответственно, и у подчиненного. Например, осенний лист (именит. п.), осеннего листа (родит. п.), осенним листом (творит. п.) и т.д.

В качестве зависимого компонента при согласовании в словосочетаниях способны выступать различные части речи - прилагательные (красивое платье), причастия (прыгающий мяч), (второй класс), (с двумя комнатами). При этом очень важно заметить, что такие виды подчинительной связи, как согласование, невозможны с глаголами, наречиями, деепричастиями, т.е. частями речи, не имеющими ни рода, ни числа, ни падежа. Существительное также при согласовании всегда выступает только в качестве определяющего, главного слова и ни в коем случае не может быть зависимым, ведь оно не изменяется по родам.

В словосочетании согласование между его компонентами может быть полным, совпадающим по всем грамматическим признакам, либо частичным, когда совпадение происходит по одному или двум признакам. Например: красная жара (полное согласование), наша почтальон (частичное).

Следующие виды подчинительной связи в словосочетании строятся по иным грамматическим принципам.

Управление

В управлении подчиненное слово ставится в косвенном падеже с предлогом или без, что определяется смысловым значением главного компонента словосочетания. Например: бегать по комнате (зависимое слово «по комнате» стоит в предложном падеже), смотреть фильм (зависимое слово «фильм» стоит в винительном падеже), встретились с интересными людьми (творительный падеж с предлогом). Нужно отметить, что в отличие от согласования в управлении при изменении формы основного слова зависимое не меняется. Например: петь песню - поющий песню - пел песню - спою песню.

В управлении в качестве главных слов могут выступать глаголы, существительные или наречия. Такие виды подчинительной связи называются приглагольным, приименным или принаречным управлением. Например: читать стихи, тарелка супа, наедине со всеми. Управление может быть предложным (с участием предлога) или беспредложным, а также сильным, когда лексико-грамматическая форма главного слова обязательно предполагает рядом с собой зависимый компонент (например: преданность друзьям, отправленное письмо), или слабым, когда такая зависимость не прослеживается (например: письмо в конверте, ваза на столе).

Примыкание

Виды подчинительной связи в словах, при которых зависимое слово определяется основным только по смысловому значению, называется примыканием. Здесь подчиненное слово может быть наречием (быстро читает), деепричастием (делать спустя рукава), сравнительным прилагательным или наречием (мех пушистее, закинуть дальше), притяжательными местоимениями (ее комната).

Как определить виды подчинительной связи

Чтобы верно установить вид связи, для начала нужно определить главное и подчиненное слова и часть речи этого зависимого компонента. участвуют в примыкании. Если при изменении основного слова меняет свои грамматические признаки и подчиненное, то это согласование. Наконец, нужно задать вопрос от главного к зависимому слову и, если этот вопрос относится к какому-либо косвенному падежу, то это управление.

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Сочинительная связь

Средства выражения синтаксических связей в словосочетаниях

III. Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно , по-прежнему хорошо ).

2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома , наедине с сыном , незадолго до экзаменов ).

Синтаксическая связь - формальные строевые отношения между компонентами синтаксических единиц, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения) и выраженные средствами языка.

Средства выражения синтаксических связей в словосочетаниях и простых предложениях:

1) формы слов:

· форма падежа существительных;

· число, род, падеж прилагательных;

· лицо, число, род спрягаемых форм глаголов.

2) предлоги;

3) порядок слов;

4) интонация (в письменной речи выражена с помощью знаков препинания).

Синтаксические связи делятся на сочинительные и подчинительные, которые противостоят друг другу по признаку наличия/отсутствия отношения «хозяина» и «слуги» в синтаксической конструкции.

При сочинении компоненты однофункциональны. Эта связь характеризуется количеством объединяемых компонентов конструкций, т.е. признаком открытости/закрытости.

При закрытой сочинительной связи могут быть соединены только два ее компонента (не сестра, а брат ; ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя ). Обязательно выражена союзами противительными (а , но ), градационными (не только...но и ; да и ), пояснительными (а именно , то есть ).

При открытой сочинительной связи может быть соединено сразу неопределенное количество компонент. Может быть выражена без союзов или с помощью соединительных (и , да ) и разделительных (или , либо , также и др.) союзов.

При подчинении роль компонентов в создании конструкции различна, они разнофункциональны. Русский язык обладает разными формальными средствами выражения подчинительной связи. Эти средства группируются в три основных вида.

Первый вид формального выражения зависимости - это уподобление формы зависимого слова формам слова главенствующего; такое уподобление осуществляется в тех случаях, когда зависимое слово изменяется по падежам, числам и родам (это - имя прилагательное, включая местоименные прилагательные, порядковые числительные и причастия), по падежам и числам (это - имя существительное) или по падежам, кроме им. п. и, за некот. исключ., вин. п. (числительные); напр.: новый дом (нового дома , новому дому ...), опоздавшие пассажиры , мой брат , первый рейс ; дом-башня , завод-гигант ; трех столов , четырьмя столами , нескольким спортсменам . Условием для образования такой связи является возможность совпадения у соединяющихся слов падежа, числа и рода - при зависимости прилагательного, или падежа и числа либо только падежа - при зависимости существительного (дом-башня , в доме-башне ..., ясли-новостройка , в яслях-новостройке ...).



Второй вид формального выражения зависимости - постановка зависимого слова в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом (присоединение к слову падежной формы имени); главным словом при такой связи может быть слово любой части речи, а зависимым - существительное (включая местоимение-существительное, количественное и собирательное числительное): читать книгу , сердиться на ученика , въехать во двор , сойти за жениха , следить за приборами , находиться в городе , работать за семерых , приезд отца , покупка дома , награда победителям , экзамен по математике , город на Волге , способный к наукам , наедине с собой , сильнее смерти , некто в маске , первый с краю .

Третий вид формального выражения зависимости - присоединение к главенствующему слову такого слова, которое не имеет форм изменения: наречия, неизменяемого прилагательного, а также инфинитива или деепричастия, которые синтаксически ведут себя как самостоятельные слова. Главным словом при этом может быть глагол, существительное, прилагательное, количественное числительное, а также - при сочетаниях с наречием местоимение-существительное. При этом виде связи формальным показателем зависимости служит сама неизменяемость зависимого слова, а внутренним, семантическим показателем - возникающие отношения: бежать быстро , поворот направо , цвет беж , шинель внакидку , золотистый сбоку , шестой слева , трое наверху , приказ наступать , решиться уехать , поступить умнее , люди постарше , кто-нибудь поопытнее .

В современном русском языке традиционно выделяется три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. При разграничении и определении этих связей должны приниматься во внимание не только строго формальные виды соединения, но и неотделимая от этих видов значимая сторона связи, т. е. возникающие на ее основе отношения.

Согласование - это подчинительная связь, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме главенствующего слова в роде, числе и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже, и означает отношения собственно определительные: новый дом , кто-то чужой , дом-башня , ясли-новостройка . Главным словом при согласовании может быть существительное, местоимение-существительное и количественное числительное в форме им.-вин. п. При информативно недостаточных словах согласование совмещает определительное значение со значением восполняющим и таким образом приобретает признаки сильной связи: веселенькое дело , непостижимые вещи .

Управление - это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом) и означает отношения восполняющие или объектные либо контаминированные: объектно-восполняющие или объектно-определительные. Главным словом при управлении может быть слово любой части речи: стать ученым , пребывать в неведении , мастак на выдумки , склонный к размышлениям , два студента , наедине с собой ; читать книгу , покупка дома , сердитый на всех ; нарваться на грубость ; добраться до дома , съехать с горы ..

Примыкание - это подчинительная связь, существующая в двух видах, из которых каждый получает самостоятельное определение. Различается примыкание в узком смысле слова (или собственно примыкание) и примыкание в широком смысле слова (падежное примыкание). Собственно примыкание - это связь, при которой в роли зависимого слова выступают слова неизменяемые: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, или деепричастие. При этом могут возникать различные отношения: при примыкании инфинитива - восполняющие (), объектные (учиться рисовать , согласиться поехать ), или обстоятельственно-определительные (зайти поговорить ); при примыкании наречия, деепричастия - определительные (говорить медленно , читать быстрее , необычайно интересный , город ночью , второй слева ) или определительно-восполняющие (находиться поблизости , обойтись дорого , числиться здесь , становиться умнее ); при примыкании неизменяемого прилагательного - собственно определительные (цвет индиго , волны цунами , юбка мини , мальчик постарше ). Главенствовать при этой связи может слово любой части речи.

Падежное примыкание - это присоединение к главному слову (любой части речи) падежной (без предлога или с предлогом) формы имени с определительным значением: приехать пятого мая , прийти к вечеру , ложка из дерева , город на Волге , домик в два окошка , серый в клеточку , красивый лицом , крышка чайника , впереди на шаг , кто-то в голубом , первый в шеренге . При падежном примыкании возникают отношения определительные, субъектно-определительные или - при информативно недостаточных словах, требующих обстоятельственного распространителя, - обстоятельственно-восполняющие (находиться на берегу , числиться на заводе , обойтись в сто рублей , задолго до рассвета ).

В сложноподчинённом предложении может быть несколько зависимых частей, которые по-разному соединяются с главной частью и между собой. В статье рассмотрим, какие бывают типы подчинения, чем они друг от друга отличаются и какими характерными чертами обладают.

Однородное подчинение

Предложения с такой связью называются сложноподчинёнными предложениями с однородным соподчинением придаточных.

Для них характерны следующие признаки:

  • у придаточных одно общее главное слово в главной части;
  • все придаточные отвечают на один и тот же вопрос;
  • зависимые части равноправны и связаны сочинительной связью либо интонационно;
  • союзы у таких придаточных могут быть разными, а у одной из частей он может вообще отсутствовать.

Степан Николаевич всегда знал (что?), что когда-нибудь его сын к нему вернётся и они заживут одной большой семьёй .

В этом СПП зависимые части «когда-нибудь его сын к нему вернётся» и «они заживут одной большой семьёй» зависят от одного слова в главной части – «знал», от которого можно задать один вопрос к обоим придаточным.

Важно! Если в предложении два однородных придаточных, соединённых сочинительными союзами , (в значении «и»), то запятая между ними не ставится.

Сын сказал, что учительница заболела и их отпустили домой пораньше .

В предложении два придаточных «учительница заболела» и «их отпустили домой пораньше» находятся в однородном подчинении у предложения «сын сказал». Запятая между ними не ставится.

В предложении, где три и более однородных придаточных, соединённых теми же союзами, запятая ставится перед каждым придаточным.

Сын сказал, что учительница заболела , и их отпустили домой пораньше , и даже не задали домашнее задание .

В примере три придаточных, соединённых союзом «и» – запятая ставится перед каждым из них.

Параллельное подчинение

Предложения с таким типом подчинения называют сложноподчинёнными предложениями с параллельным подчинением придаточных.

Их объединяют следующие черты:

  • придаточные отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам*;
  • придаточные зависят от разных слов, либо одно придаточное относится ко всей главной части, а второе – к одному слову.

Тот (кто?), кто за короткое время добивается больших успехов, должен понимать (что?), что с высокой вероятностью его ожидают и большие падения .

В этом предложении главная часть – «тот… должен понимать», а зависимые предложения: «кто за короткое время добивается больших успехов» (зависит от слова «кто» и отвечает на вопрос «кто?») и «что с высокой вероятностью его ожидают и большие падения» (зависит от слова «понимать» и отвечает на вопрос «что?).

Последовательное (или цепное) подчинение

Такие предложения называют сложноподчинёнными предложениями с последовательным, или цепным, подчинением придаточных. При таком подчинении главной части подчинено одно зависимое, которое называется придаточным 1-ой степени, ему подчинено придаточное 2-й степени, которому, в свою очередь, может подчиняться придаточное 3-ей степени и т.д. Каждое из таких придаточных будет главным для следующего за ним.

Мама знала, что дочь , когда приступит к выполнению домашнего задания .

Главное предложение – «мама знала», ему подчинено придаточное «дочь обязательно обратится к ней за помощью» (придаточное 1-ой степени), которому, в свою очередь, подчинено другое придаточное «приступит к выполнению домашнего задания» (придаточное 2-ой степени).

Порядок следования частей при данном типе подчинения может меняться. При этом в предложении могут встретиться два подчинительных союза, между которыми в одних случаях запятая ставится, а в других – нет.

Мама знала, что, когда , обязательно обратится к ней за помощью .

Мама знала, что когда дочь приступит к выполнению домашнего задания , то обязательно обратится к ней за помощью .

Постановка запятой между союзами зависит от того, насколько придаточные синтаксически независимы друг от друга. Отсутствие у второго подчинительного союза соотносительной части «то», «тогда», «так» и т.д. указывает на то, что запятая на стыке союзов нужна. Если же появляется соотносительное слово, то запятая убирается.

Комбинированное подчинение

Встречаются сложные предложения, где присутствует не один тип подчинения, а несколько. Их называют сложноподчинёнными предложениями с комбинированным типом подчинения.

Я наблюдал, как порхает бабочка над цветком , как жужжит пчела и как с травинки на травинку прыгают кузнечики , будто играют в догонялки .

В этом примере главной частью является предложение «я наблюдал», которому подчинены «как порхает бабочка над цветком», «как жужжит пчела», «как с травинки на травинку прыгают кузнечики». Все придаточные относятся к одному слову («наблюдал») и отвечают на вопрос «что?», поэтому здесь мы наблюдаем однородное подчинение. От придаточного предложения «как с травинки на травинку прыгают кузнечики» зависит придаточное 2-ой степени «будто играют в догонялки» (отвечает на вопрос «как?»), и здесь перед нами уже последовательное подчинение.

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.