Какой вклад внес ленин. Отношения со Сталиным

Личность Ленина никогда не рассматривалась под тем же углом зрения, что и личность Сталина . Иосифа Виссарионовича принято считать очень противоречивой исторической фигурой. Означает это, что наряду с огромным злом, которое он принёс России, были и величайшие достижения, которые во многом перечеркивают негативную составляющую его политической деятельности.

Про Владимира Ильича Ульянова говорят совсем по-другому. Одни считают его величайшим гением, у которого вообще не было недостатков. Другие же обвиняют во всех смертных грехах и не видят ничего позитивного в тех делах, которые он творил во времена подпольной революционной деятельности, Гражданской войны и в первые годы советской власти.

Следует отметить, что в характере Ульянова больше превалировали отрицательные черты, чем положительные. У Владимира Ильича не было друзей, имелись лишь соратники по борьбе. Все, кто близко знал основателя советского государства, отмечали огромное самомнение, высокомерие и язвительность вождя мирового пролетариата. Он не терпел возражений и считал лишь своё мнение единственно правильным. В полемике с оппонентами не стеснялся в выражениях. Мог легко унизить и оскорбить любого человека.

К этому надо добавить абсолютное равнодушие к судьбам людей. Будучи в Польше, он стал свидетелем аварии на дороге. Под конный экипаж попал человек. Причём колесо экипажа наехало на голову и раскололо её. Придя домой, Ульянов поделился с домочадцами увиденным. Особенно ему понравилась расколотая голова. Со смехом он сказал: "Раскололась, как орех".

Рассуждая о судьбах угнетённых рабочих, Владимир Ильич, в то же время, старался получать от жизни максимум удовольствий. Отбыв сибирскую ссылку, он уехал за границу, чтобы отдохнуть от пережитого. Вскоре к нему приехала Крупская, и пара чудно устроилась в Мюнхене. В мае 1901 года к этой семейной идиллии присоединилась Елизавета Васильевна - мать Надежды Крупской и тёща Ульянова. Она вспоминала: "Жили мы в прекрасном отеле. Вместе завтракали, обедали, ужинали. Время прошло как-то особенно хорошо".

После окончания II съезда РСДРП, который вначале проходил в Брюсселе, а затем продолжился в Лондоне, Ульянов с Крупская отправились в Женеву. Оттуда поехали в курортный городок Лозанну. В это время Надежда часто писала письма Марии Александровне - матери Ленина. В них она описывала повседневный быт пламенных борцов за счастье народа: "Живём в Лозанне мы уже целую неделю. Спим по 10 часов в сутки, гуляем, купаемся. Володя даже забросил чтение газет. Собираемся отправиться в горы недели на две. Так нервы у нас истрепались, что не грех и месяц отдохнуть".

В чудном курортном местечке семейная пара революционеров совершала туристические походы, питалась в основном яйцами, сыром, запивая их вином. Ульяновы приятно похудели, окрепли, загорели и совсем не думали о политике. Они даже запретили друг другу говорить о ней.

А в это время пролетариат России боролся за свои права. В Петербурге, Москве, Иваново-Вознесенске рабочие сумели добиться сокращения рабочего дня до 11 часов вместо 12. А ночные смены были сокращены до 10 часов. Пока Владимир Ильич нежился в кровати по 10 часов, пролетарии вкалывали у станков, получая при этом крошечное жалованье. Но и из этой малости они часть денег отдавали революционерам.

Из пожертвований собирались вполне приличные суммы. На них партийные вожди прекрасно жили заграницей. Они оплачивали дорогие квартиры, калорийно питались, ездили на курорты и при этом постоянно рассуждали о судьбах угнетённого народа. Деньги в партийные кассы также текли с грабежей и разбоев.

За что Ленин полюбил Сталина, за что он сделал его членом ЦК своей партии? За грабежи банков, во время которых гибли невинные люди. Зато добывались огромные денежные суммы и переправлялись за рубеж. На них Владимир Ильич безбедно существовал годами. Сытно ел, сладко спал, но ему даже в голову ни разу не пришло, взять и построить на эти деньги несколько школ для малоимущих детей в России.

В 1909 году Крупская написала своей матери: "Мы уже целый год живём в Париже. Посетили маленький театр и остались им очень довольны". Ей вторит Владимир Ильич в своём письме к сестре от 2 января 1910 года: "Здесь зима не в зиму, а в весну. Сегодня чудный солнечный тёплый день. Мы гуляли с Надей по Булонскому лесу. Праздники провели великолепно. Ходили в музеи, театры. Посетили музей Гревин. Я им остался весьма доволен. Завтра собираюсь заглянуть в один уютный кабачок".

В 1912 году чета Ульяновых переехала в Польшу. Надежда оттуда написала родным: "Здесь быт налаживать гораздо труднее. Нет газа, отопление печное, во всём проглядывается отсутствие культуры и воспитания. Цены на товары очень высокие, и я из-за этого расстроена". На всё лето Владимир с Надеждой уехали в горы. Сняли там уютный домик, а вечерами сидели на балконе (в домике, оказывается, имелся балкон) и любовались чудесным видом на Татры. Они много гуляли в горах, забирались высоко-высоко и любовались оттуда красотами природы.

Об этом времени у Крупской много воспоминаний, но нет ни слова о тех событиях, которые происходили в России. А ведь 4 апреля 1912 года произошёл массовый расстрел рабочих на Ленских приисках. Те требовали повышения зарплаты за труд и освобождения арестованных членов стачечного комитета. Чтобы подавить протест, местные власти приказали солдатам стрелять. Было убито 270 человек и 250 получили ранения.

Это была жуткая бойня. Она вызвала возмущение и протест по всей России. В городах прошли митинги, в которых приняли участие более 3 млн. человек. Но ужасная трагедия на образе жизни Ульянова и его супруги никак не отразилась. Подобные кровавые вещи их только радовали, так как приближали революцию.

Именно после февраля 1917 года личность Ленина проявилась во всей неприглядной красе. По его приказу была расстреляна без суда и следствия царская семья Романовых . Подобным же образом был расстрелян Верховный правитель России адмирал Колчак . Противники большевистского режима уничтожались десятками тысяч. В Крыму были утоплены 50 тыс. пленных белогвардейцев. Восстание крестьян Тамбовской губернии захлебнулось в собственной крови. И во главе всей этой кровавой вакханалии стоял господин Ульянов.

Этот человек никогда не работал, жил на дармовые деньги. Он никогда и ни чем не помогал бедным людям. О подлинных нуждах рабочих и крестьян слышал лишь понаслышке. К власти пришёл на деньги кайзеровской Германии. Стал главным создателем авторитарного и деспотичного режима.

Но судьба распорядилась так, что Ульянова не стало в 1924 году. Из него тут же сделали "икону", на которую десятки миллионов людей чуть ли не молились практически весь XX век. Однако время всё расставляет по своим местам и каждому воздаёт по заслугам. Не избежал этой участи и вождь мирового пролетариата. И теперь мы имеем гораздо большее представление о подлинной личности Ленина, о его делах и поступках. А вот как к ним относиться? Тут каждый сам должен определяться в соответствии со своими пристрастиями, взглядами и наклонностями .

Александр Семашко

Владимир Ильич Ленин самая яркая фигура в .

Этот человек был идейным вдохновителем, организатором и руководителем события, которое называли по-разному.

Одни называли его Великой Октябрьской социалистической революцией, другие - Октябрьским переворотом 1917 года.

Событие, которое стоило жизни почти трети населения страны. Кроме того, он остался в истории как глава первого в мире коммунистического государства.

Владимир Ульянов родился в городе Симбирске в 1870 году. Отец - инспектор народных училищ, привил детям любовь к учебе. И действительно, все дети в семье Ульяновых отличались упорством, трудолюбием и отличными успехами на поприще образования. Однако они направили свои таланты не на благие цели.

Многие исследователи личности вождя мирового пролетариата указывают на его еврейские корни и связывают всю его деятельность именно с этим фактом. Даже созданная им партия имела устройство на основе еврейского Бунда.

Эта противоречивая личность вызвала к себе противоречивое отношение. Если в советское время, когда многие факты деятельности "великого" Ленина умалчивались, его почитали едва ли не святым, то при рассекречивании всех документов его имя готовы придать анафеме.

После того, как стали известны все те преступления, которые совершались большевиками с именем Ленина на устах, становится страшно. Люди, жившие в то время, оставили о Ленине такие негативные воспоминания, что возникает мысль - почему еще стоит Мавзолей и почему его останки еще выставлены на всеобщее обозрение.

Человек, который не жалел людей, который считал, что среди русских жителей России нет умных людей, а значит они подлежат уничтожению, управлял государством. Остается загадкой, как смогли выжить в таком государстве люди, думающие иначе.

После смерти Ленина, выступил в Париже с речью, от которой становится не по себе. Он был возмущен самим фактом того, что в мире идут споры о роли личности Ленина в истории России и мира. Однако, самым страшным оказался не сам факт совершения переворота в Октябре 1917 года, а то, что по его приказу, а позднее, выполняя его заветы, были совершены чудовищные преступления.

Расстреляна семья последнего русского царя. Отнимали у крестьян хлеб, обрекая их на голодную смерть. Восстания против власти большевиков жестоко подавлялись в крови. Уничтожение казачьих станиц. Расстрелы священнослужителей, массовые репрессии. Создание системы доносительства. Перечисленное - далеко не весь список обвинений, который предъявляет Россия советскому строю и его вождю.

146 лет назад родился Владимир Ленин, революционер, политик, один из основателей большевистского движения и организатор Октябрьской революции 1917 года. Ленин перевернул Российскую Империю с ног на голову, и его роль по-прежнему для многих остается неоднозначной. Какую роль сыграл Владимир Ленин в истории России?.

Евгений Пчелов, историк

Если говорить объективно, то колоссальную роль, потому что была создана другая страна. Если рассматривать русскую историю в целом, то таких людей, которые настолько перевернули путь страны, можно по пальцам пересчитать: князь Владимир, Петр I… Ленин, по сути, входит в число таких людей. Была создана совершенно другая страна, это деятельность мирового масштаба. А вот оценка этого может зависеть от разных обстоятельств. Мне кажется, что у этой роли были катастрофические последствия. Для меня роль Ленина — негативная роль, вся эта пертурбация имела тяжелейшие последствия. А для кого-то это величий человек, советский строй, а Советский Союз — счастливая жизнь. Для меня же все, что произошло в 1917 году — трагический поворот, после которого многовековая старая Русская цивилизация была разрушена.

Андрей Кураев, дьякон


Полагаю, что вполне разрушительную. Видите ли, Ленин действительно очень талантливый политик и аналитик, но при этом — достаточно безбашенный, чтобы рисковать и выигрывать. Но все-таки он сделал довольно страшную вещь: подарил людям право на подлость и свинство. Собственно поэтому он и выиграл.

Сергей Обухов, депутат Госдумы от КПРФ


У каждой нации есть такое понятие, как «отец основатель». Вот отцом-основателем Российской Федерации является Ленин. Собственная страна -преемница той эры, которую создавал Ленин. Мы должны быть признательны ему за то, что он основал государство, ставшее второй сверхдержавой мира. Когда говорят о роли Ленина, стоит прежде всего говорить о том, что это политик-созидатель. У меня однозначно отношение к Ленину позитивное, я призываю всех уважать эту историческую фигуру, какую позицию бы ни занимали люди. В Европе и США чтут и уважают своих отцов-основателей, поэтому, если мы хотим быть цивилизованным государством, мы в том числе должны уважать и память Ленина.

Николай Третьяков, директор историко-мемориального центра «Смольный»


Огромную. Ленин Вдохнул новую жизнь в российское общество, он, безусловно, великий человек. Он мерзавец, конечно, но это уже второй вопрос. Мы же о Петре Великом говорим хорошо? Петр I не менее решительными способами заставил Россию повернуться лицом к Западу. Ленин же заставил Россию и весь мир повернуться лицом к тем, кто работает. Если бы не было эксперимента с социалистической Россией, весь мир жил бы на начальной стадии капитализма. Ленинский эксперимент — кровавый, не всегда продуманный — привел к тому, что стали думать о рабочем человеке. Рабочем не в смысле пролетарии, который своими руками крутит колесо винторезного станка, а о любом рабочем: профессоре, педагоге, враче, то есть о людях, о которых раньше не думали, пока мир был в руках богатых, которые пренебрегали такими людьми. Ленин же показал, что, ребята, если вы не будете хорошо относиться к пролетариату, трудовыми элементами, небогатыми людьми, то будет то же, что и в России. И продемонстрировал это в Германии, Австрии. В Китае, кстати, тоже. Так что Ленин великий человек. Не дай Бог, конечно, если бы эксперимент прижился, но то, что он сделал, другой человек, конечно, сделать не мог, никакие другие вожди октября с ним и рядом не стояли.

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в апреле 1870 года в Симбирске. Образование получил в гимназии и университете (был исключен за студенческие «беспорядки» спустя всего три месяца, впоследствии восстановился). После чего трудился в должности инспектора народных училищ Симбирской губернии. На путь революции молодого человека подтолкнула казнь старшего брата Александра, покушавшегося на жизнь царя.

В 1895 году Ленин отправляется за рубеж, где знакомиться с группой «Освобождение труда», борющейся за права простого народа. За участие в деятельности этого союза, его арестовывают и отправляют в ссылку в село Шушенское. Более четырех лет он проводит в неволе. Знакомство и женитьба Ульянова на Н. Крупской проходит здесь же. Кстати, те, кто изучает личность Ленина, должны отлично знать и о том, что основную часть своих работ он пишет именно в этой ссылке. По окончанию ее в 1900 году политический деятель отправляется в Псков. Здесь он занимается издательством журнала «Зоря» и газеты «Искра». Как уже было отмечено выше, Ленин – это псевдоним Ульянова, и впервые он появился как раз в одном из выпусков этих печатных СМИ. До наших времен дошло немало произведений Владимира Ильича, среди которых есть и его видения партии, и планы на будущее всей страны.

Создать новое общество Ленин рассчитывал, проведя социалистическую революцию. Он стал деятельным организатором второго съезда РСДРП, разработал план и устав партии. После того, как большинство ее членов попали под арест, полномочия руководителя переходят к Владимиру Ильичу. В период, последовавший за этим, революционера ожидают многочисленные переезды и эмиграции. При этом трудов своих политик не прекращает ни на минуту – он занимается публикацией «Правды», подготавливает демонстрации и митинги.

В 1917 году после февральской революции Ульянов возвращается на родину, становится лидером антиправительственного восстания, но после снова уходит в подполье. В этом же году организовывает и руководит Октябрьской революцией. Придя к власти, выбирает новую экономическую политику, заменяя ею царящий в то время военный коммунизм. Все свои силы он направляет на то, чтобы основать социалистическое государство – СССР, и поднять народное хозяйство. Плохое здоровье не позволило Ленину реализовать поставленные цели. В 1924 году он умирает, однако культ личности политика от этого лишь усиливается. Города и села переименовываются в его честь, памятники Ульянову возводятся буквально повсеместно. Сегодня тело великого политического деятеля находится в столичном Мавзолее.

Народы осознают своих великих людей медленно, противоречиво, падая то в одну крайность, то в другую. Наполеон отметил, что любое дело человек низводит до своего уровня. Те, кто ниже великого человека, не могут охватить его полностью, схватывают лишь его отдельные стороны. При этом, часто анализируется не сама деятельность человека, а выводится его грубая поверхностная оценка в смысле «хороший», или «плохой» и под этот выбор подверстываются, подбираются и даже искажаются затем соответствующие доводы. Причем, такую оценочную деятельность проводят, споря между собой, так называемые, мыслящие, передовые, задающие тон умы. Остальные граждане, не имеющие ни времени, ни опыта судить самостоятельно, как лакеи чужой мысли лишь слепо следуют за своими коноводами. Через эту процедуру прошли многие великие имена. Спиноза, Гегель, Маркс, Наполеон и т.д.
Тоже происходит с Лениным. Семьдесят лет в нашей стране его восхваляли, поднимая все выше, теперь, вот уже двадцать пять лет, осуждают.
По отношению к революциям и их руководящим деятелям эти колебания имеют более четко выраженную закономерность. Такой зигзаг обусловлен более весомыми причинами, чем субъективные ошибки коноводов. Разрушать старый мир гораздо легче, чем организовать новый. Пока руководители революции крушили ненавистный феодальный порядок, они пользовались симпатиями большинства народа. Когда же на руинах старого пришлось возводить прекрасное новое, отсутствие необходимого социального мастерства привело к путанице, неудачам и завело ситуацию в тупик. Тогда народное мнение переменилось, его симпатии направились в противоположную сторону. Победила контрреволюция, произошла реставрация, вплоть до старых титулов и летоисчисления. Наконец, невозможность жить по-старому – с одной стороны, более реальное представление о том, каким должно быть новое – с другой, внесло следующую корректировку в оценку происходящего, сделало ее более адекватной. Аналогичный путь в более-менее выраженной форме проделали все буржуазные революции.
Такой же «кувырок» мы проделываем, осмысливая большевистскую Октябрьскую революцию. Но развитие национального сознания здесь затрудняется тем, что на противоречивое осмысление Октября положилось столь же противоречивое осмысление антикоммунистической Ельцинской революции, которая по отношению к Октябрю выступила как контрреволюция, реставрация дикого капитализма. Притом, зигзаг относительно Ельцинской революции – всеобщая эйфория.

В советское время Ленина боготворили, затем стали говорить о нем только отрицательное. Так было и с другими - со Спинозой, когда его третировали как «мертвую собаку», с Гегелем… Наполеона французы поднимали и опускали несколько раз. Французы свою революцию и ее деятелей сначала прославляли, затем проклинали, и только после этого вышли на взвешенную оценку: эпоху террора осуждают, взятие Бастилии празднуют. Такой зигзаг проделали англичане и другие народы. Мы тоже Октябрьскую революцию семьдесят лет славили, теперь осуждаем.
Чтобы и нам покончить с этой фазой нашего развития, и перейти к беспристрастной оценке, необходимо критически проанализировать предъявляемые Ленину и революции обвинения. Ленина обвиняют в том, что он увлек страну на ненужный социальный эксперимент, который обернулся неисчислимыми страданиями и отклонением от магистрального пути развития человечества. Затем, по утверждению В. Жириновского, Ленин виноват в распаде СССР. Дескать, если бы он не образовал национальные республики, а сохранил губернии, страна не распалась бы.
Ленин сформулировал общий путь познания: «От созерцания – к абстракции, и от нее – к практике». Если бы Жириновский воспользовался этим законом и начал с созерцания исторических фактов, то не повторял бы своей ошибки 20 лет кряду. Польские восстания происходили при губернском делении, и именно они заставили царя обсуждать вопрос о предоставлении автономии полякам и финнам. Сегодня за национальную независимость борются курды, тибетцы, другие народы, не имеющие национально-административных образований.
Еще больше помогло бы Жириновскому обращение к абстракции. Марксизм имеет общую теорию национального вопроса, и ее следует рассматривать здесь в первую очередь. Уже потому, что и на суде истории необходимо учитывать аргументацию не только обвинителей, но и обвиняемых. Согласно марксизму, национальное поведение в нашу эпоху развиваются вместе с развитием капитализма. Маркс разъясняет это на примере Индии. Когда туда пришли англичане, ее экономический уклад представлял собой замкнутые сельские общины, национальное чувство у индусов отсутствовало, кому платить налог, им было все равно. Это дало англичанам возможность обирать индусов руками нанятых индусов же. Но Маркс предсказывал, что англичане невольно привнесут в Индию капитализм, он покончит с разобщенностью, создаст новые хозяйственные связи и соответствующее им сознание, которое приведет к национально-освободительной борьбе и независимости. Также, по той же причине, должно было произойти и с другими колониями. Последовавшая затем историческая практика, которая согласно марксизму (и здравому смыслу) есть критерий истины, подтвердила эту теорию Маркса стопроцентно.
По этой причине распался и СССР. Реставрация капитализма в нашей стране пробудила национализм окраин и их выход из Союза. Либералы, в связи с этим, говорят: «Кто не жалеет о распаде Союза – у того нет сердца; кто не видит неизбежности этого – у того нет ума». На самом деле ума не оказалось у либералов. Это становится ясно при анализе действительной роли Ленина в нашей истории.
Те, кто делает Ленина виновником революции, считают, похоже, что он обращался с историей, как горшечник с куском глины. Марксизм, выявив общие свойства революций, обратил внимание, что хотя революция приходит неизбежно по экономическим причинам, но предсказать точно ее начало также невозможно, как день, когда весной побегут первые ручьи. Революция наступает «словно на голову обрушивается дом» (Маркс). За несколько месяцев перед Февралем 17-го, Ленин говорил: «Мы, старики, до русской революции может и не доживем». О внезапности антисоветской революции пишет Г. Попов.
Своеобразие Российской империи было в том, что национально-освободительное движение колоний совпало в ней с буржуазной революцией. Россия этого двойного потрясения не вынесла бы. С отстранением царя, государственная система распалась настолько, что не нашлось ни одной буржуазной партии, готовой взять власть. «Есть такая партия!» - ответил на это заявление Ленин. И сформулировал выход, который даже Плеханов назвал бредом. Взыгравший буржуазный национализм Ленин заменил пролетарским интернационализмом; надвигающуюся нескончаемую межнациональную бойню – гораздо менее кровопролитной классовой гражданской войной; разрушившую экономику буржуазную революцию – победоносной социалистической. Ленин разъяснял, что диалектика истории усложнила абстрактную схему исторического развития неожиданными комбинациями; предлагаемый им скачек к социализму есть сверхусилие, парадоксальный, но в то же единственно возможный, в сложившейся ситуации, шанс России выйти из безвыходного, катастрофического положения. Жизнь заставила согласиться с Лениным. Национализм окраин был подавлен, страна не распалась. Отсоединились, притом, мирно, только более развитые капиталистически, прилагающие к Европе Польша, Финляндия, Прибалтика.
Ленин спас нас и сегодня. Маркс разъяснял, что переход к мировому социализму будет идти с поражениями, возвращениями назад. Поражение Октября теоретически было тем более вероятным, что Россия оказалась вынужденной перескакивать к социализму, минуя полный цикл капиталистического развития. Чтобы вновь выдвинувшийся в этом случае национальный эгоизм не устроил межнациональной бойни, как раз и были проведены межреспубликанские границы с правом свободного выхода. И когда откат назад действительно произошел, начавшееся с группового и кланового, эгоистическое противостояние дошло до межнационального, бывшие союзные республики разошлись мирно. Там же, где права на отделение не было, возродившийся буржуазный дух, вопреки рецепту Жириновского, совершил кровопролития: в Югославии, Чечне, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье.
Еще два раза мы спаслись за счет выполнения намеченного Лениным плана. Сталин буквально уперся на ленинском плане, отстоял его, провел в жизнь. Индустриализация произошла в немыслимо короткий срок, и фашистский агрессор был разгромлен. Дальнейшее развитие по этому плану позволило овладеть ядерным оружием. Учитывая, как «справедливо», «свободно» и «плюралистично» западные СМИ освещали Южно-осетинский конфликт, вовсе не исключено, что без ядерного щита нас бомбили бы как Югославию.
Теперь относительно большевистского насилия.
Да, индустриализация шла с насилием, репрессиями, в муках. Большевикам приписывают чуть ли не геноцид. На самом деле, еще Маркс определил: осуществлять экономически необходимую коллективизацию крестьянства следует методом убеждения - за счет снабжения тракторами и другими плодами индустриализации. Ленин с полной ясностью проводил эту линию. Но поражение начавшихся было социалистических революций в Европе, создало ситуацию, потребовавшую для нашего самосохранения снова совершить огромное национальное усилие. А оно без насилия не бывает. С экономической точки зрения, труд беспаспортных крестьян, сдающих хлеб государству, был крепостническим; труд ГУЛАГа - рабским. Однако, капиталистическая индустриализация (она осуществлялась тоже за счет крестьянства - другого трудящегося класса и тогда не было) проводилась куда более бесчеловечными методами: крестьян с земли насильно вытеснили овцами, обрекали на голодную смерть. А индустрию развивали за счет рабства негров и охоты за скальпами краснокожих. Насилие было экономической необходимостью. В крепостной России мужиков и солдат били палками, баб, стариков и детей – розгами. В острые моменты истории насилие становилось еще бесчеловечнее. Например, Минин и Пожарский продавали в рабство жен и детей тех, кто не мог внести деньги для содержания ополчения. Вплоть до настоящего времени политикам приходится выбирать меньше из зол. Полное очеловечивание человечества будет достигнуто только за счет роста производительности труда. Продиктованное необходимостью большевистское насилие было, в общем и целом, осознанным отчаянным рывком в эту гуманную сторону. Поэтому, лучше будет, если мы задумаемся также и над тем, что было бы с нами, с Россией без индустриализации.
Небывалым мастером такого научного управления социальными процессами, явился Ленин. Зрелая наука, например, современная физика, воплощая единство теории и практики, практической своей стороной завоевывает все новые, небывалые горизонты технического прогресса, а, с другой стороны, синхронно этому, - расширяет и углубляет свою, генетически вырастающую из единого фундаментального начала, стройную теоретическую систему. Также и Ленин каждый новый тактический шаг, каждое политическое событие, каждое общественное явление рассматривает (как можно видеть на примере любой его статьи) в тесной связи с общими основами марксизма; решая конкретные задачи революционной практики, одновременно развивает, дополняет и уточняет учение в целом. Еще до него социалисты обосновали историческую необходимость монополизма, управления всем общественным хозяйством «из единой конторы». Ленин анализировал то, как, под действием материальных интересов, стихийно движутся к этому, переживая непредвиденные комбинации, различные общественные группировки, то, в какой последовательности они изживают свои иллюзии и догмы. Он постоянно уточнял технологическую цепочку совершающегося процесса, соответственно каждой его стадии определял эффективную тактическую позицию. Научно оценивал значение едва наметившихся новых общественных форм (например, советов). Выявлял решающее на данный момент «главное звено», за которое нужно схватиться всеми силами («если бы мы по основному вопросу гражданской войны допустили колебания хотя бы на одну десятую, мы были бы биты и биты поделом»). Дав полученному выводу научное обоснование, шел против большинства народа («оборонничество»), против большинства партии (Брестский мир), правильно выбирал момент действия («сегодня рано, послезавтра поздно»). В итоге научного управления социальной стихией, Ленин избавил нас от гибельных этапов национальной судьбы, поистине фантастически ускорил ход всей мировой истории. Без Ленина лицо человечества выглядело бы совсем по-иному, большой России давно не было бы. Наполеоны и другие исторические личности, по сравнению с ним далеко внизу.
Ленин – наша национальная гордость. Антипод узколобого зоологического национализма, отмеченные Достоевским основные черты русского менталитета – народность, всемирность, максимализм – он воплощает в полной мере.
Ленинское наследие, пока еще непрочитанное, но в организационной науке, науке господства над историческим процессом объективно занимающее центральное место, тем более призвано помочь человечеству выйти из сегодняшних затруднений.
Станислав Сенченко 2010г