Кем был подробно описан параметр интроверсии экстраверсии. Экстраверсия: что это за черта личности и как она характеризуется

Интроверсия - экстраверсия

Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная (см. ). Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интроверсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевая устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений экстраверсии - интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия - не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их неправомерно противопоставлять как «мыслящий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватная интерпретация требует участия и аффективных, и познавательных механизмов. В отечественной психологии проявления экстраверсии - интроверсии рассматриваются как свойства темперамента - как динамические, а не содержательные характеристики процессов психических, служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интроверсия - экстраверсия

    - ЭКСТРАВЕРСИЯ (с. 286) - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

Человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.

В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик. В современной психологии проводятся многочисленные исследования с целью установить связь этих личностных качеств с особенностями психических (в частности, познавательных) процессов, выяснить соотношение значений интроверсии - экстраверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и т.п.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "интроверсия - экстраверсия" в других словарях:

    интроверсия - сущ., кол во синонимов: 3 замкнутость (21) интровертированность (3) … Словарь синонимов

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от лат. introver sus обращенный во внутрь) англ. introversion; нем. Introversion. По К. Г. Юнгу свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на… … Энциклопедия социологии

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от англ. introversion). Свойство личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабильность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. К комплексу черт… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интроверсия - интровертированный интроверт Обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. См также эксграверсия. Тематики сексология Синонимы интровертированныйинтроверт … Справочник технического переводчика

    Интроверсия - (от лат. intro движение внутрь и verto обращать, поворачивать) свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно обращенность внутрь. Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного … Словарь по педагогической психологии

    интроверсия - introversija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmenybės savybė, pasireiškianti didesniu dėmesiu sau negu aplinkai ir praktinei veiklai. kilmė lot. intro –į vidų + verto – suku, kreipiu atitikmenys: angl. introversion vok.… … Sporto terminų žodynas

    интроверсия - интров ерсия, и … Русский орфографический словарь

    интроверсия - (1 ж), Р., Д., Пр. интрове/рсии; мн. интрове/рсии, Р. интрове/рсий … Орфографический словарь русского языка

    ИНТРОВЕРСИЯ - Обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, нормальная характеристика, многие чувствуют, что крайние формы… … Толковый словарь по психологии

  • 6. Джерела формування поняття “психологічна норма”
  • 7. Специфіка психічних феноменів та методологічні труднощі повязані з їх вивченням.
  • 8. Трансформація загальнонаукових методів у фиференціальній психології.
  • 9. Недоліки та переваги методів диференціальної психології
  • 10. Аналіз ідеографічного та номотетичного підходів (їх відповідність предмету диференціальнії психології)
  • 11.Джерела індивідуальних відмінностей психіки
  • 12. Характеристика двох факторних теорій розвитку. Співвідношення факторів середовища та спадковості у концепції л.С. Виготського
  • 13. Співвідношення та відмінності між поняттями індивід, індивідуальність, особистість.
  • 14. Психологічний смисл спеціальної теорії інтегральної індивідуальності
  • 15. Розуміння біологічної обумовленості психіки людини у ракурсі останніх розробок диференціальної психології
  • 16. Співвідношення диференційної психофізіології та диференційної психології
  • 17. Типологічні властивості нервової системи, ії вплив на поведінку людини
  • 18. Характеристика формально- динамічних та структурно- змістових особливостей індивідуальної психіки
  • Загальні принципи диференціально-психологічного аналізу:
  • 19. Функціональна асиметрія півкуль головного мозку
  • 21. Роль темпераменту у поведінці та ждиттідіяльності людини. Адаптивна функція темпераменту
  • 22. Характер людини
  • 2.2. Вчення про характер
  • 23. Співвідношення характеру і темпераменту
  • 24. Поняття про ендопсихіку та екзопсихіку
  • 25. Акцентуації характеру: сутність, історія виникнення, короткий аналіз
  • 26. Основні психологічні класифікації характеру
  • 27. Основні відмінності міє нервозами та психозами
  • 28. Основні напрямки патохарактерологічного розвитку особистості
  • 29. Аналіз поняття нормальний характер
  • 30. Задатки, здібності, обдарованість, геніальність
  • 31. Здібності, поняття, структура, основні види
  • 13.2. Види здібностей
  • 32. Фактори теорії інтелекту
  • 33. Множинні теорії інтелекту
  • 35. Классификация теорий гениальности по Анне Анастази
  • 36.Поняття про наукову класифікацію
  • Экстраверты и интроверты
  • Иррационалы и рационалы
  • Этики и логики
  • Интуиты и сенсорики
  • Типы конфликтных личностей
  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность
  • 38. Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу
  • 39.Ядро личности (информ. Из психол. Сайта)
  • 40. Уровни развития организации личности
  • 13.2. Невротический уровень организации личности
  • 13.3. Пограничный уровень организации личности
  • 13.4. Психотический уровень организации личности
  • 41. Номотетичний та ідеографічний підходи до вивчення особистості
  • 42. Понятие личностных черт
  • 43. Интроверсия - экстраверсия
  • 44. Близнюковий метод
  • 45. Р.Кеттел
  • 46. Стать у структурі індивідуальності
  • 47. Теорії і концепції розвитку статевої ідентичності
  • 48. Програми поведінки, що дозволяють визначити динаміку та зміст життідіяльності людини –
  • 49.Статево-рольова поведінка
  • Гендерні стереотипи та їх вплив на міжособистісне спілкування
  • 50. Міжстатеві відмінності у психологічних якостях
  • 51. Личности типология, по Шпрангеру
  • 52. Евристичні можливості індивідуального стилю діяльності – когнітивні, професійні, життєві
  • 53. Основні засади для побудови пррофесійних типологій-
  • 54. Характеристика статевого дипсихізму в галузі проф. Діяльності-
  • 55. Стилі життя зА.Адлеру
  • 56.Стратегії Психологічне подолання,види Копінг-поведінка як предмет психологічних досліджень
  • 58.Когнітивний стиль
  • 60.Креативність і творчість
  • 61. Критерии креативности:
  • 62.Загальні уявлення про дивергентне й конвергентне мислення
  • 63. Творчество как показатель самоактуализации
  • 43. Интроверсия - экстраверсия

    Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная.Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта.

    ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

    Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

    Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.   

    В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик.   

    Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма. Личностный опросник Г. Айзенка.

    Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

    Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

    Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

    У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

    На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

    Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

    Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в "круге Айзенка": по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

    Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы - А и В, которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

    Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии - интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

    Порядок работы

    Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

    Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

    С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

    Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом средненегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.

    При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

    Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) -экстраверт, >19(больше или равно) -яркий экстраверт, <9(меньше или равно) - интроверт, <5 (меньше или равно) - глубокий интроверт.

    Нейротизм: 9-13 - среднее значение нейротизма, >15 (больше или равно) - высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно)- очень высокий уровень нейротизма, <7 (меньше или равно) - низкий уровень нейротизма.

    Ложь: <:4 (меньше или равно)- норма, > 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

    На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.

    Ключ к методике

    Экстраверсия -
    вопросы: 1,3,8, 10, 13, 17,22,25,27,39,44,46,49, 53, 56 - ответы «Да»;
    вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41,51 - ответы "Нет".

    Нейротизм -
    вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 - ответы "Да".

    Ложь - вопросы: 6, 24, 36 - ответы "Да"; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 - ответы "Нет".

    Бланк методики

    Фамилия, имя, отчество...................

    Возраст..................... Образование…………………….

    Ответный лист

    Татьяна Николаевна Прокофьева.

    (Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


    Установки психики

    К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

    Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

    «В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

    А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

    Определения

    Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

    Объект – объектные взаимодействия - это действия

    Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

    Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

    Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

    «Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

    Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

    Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

    Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

    Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

    Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

    «Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

    Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

    «у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

    У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

    Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

    Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

    Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

    О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

    Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

    Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

    В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

    Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

    Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

    Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

    Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


    Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


    Внешние различия экстравертов и интровертов

    Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

    Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

    [Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

    Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

    Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

    Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

    Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

    Виды деятельности для экстравертов и интровертов

    Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

    Экстраверты лучше справятся с задачами:

    Интроверты лучше справятся с задачами:

    крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

    локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

    требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

    допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

    первоочередными, требующими оперативного решения.

    требующими углубления, глубокой проработки.


    Прокофьев В.Г.:

    Для экстраверта: целый мир - его дом.

    Для интроверта: его дом - целый мир.