Когда надо обратиться к логопеду. Изучать новое различными способами

Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

  • Специалист — логопед, детский психолог.
  • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
  • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
  • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Всех родителей умиляет детский лепет, но с возрастом ребенок говорит все четче, его словарный запас растет, развивается умение пересказывать сказки и даже самостоятельно сочинять истории. Перед школой малыш говорит практически так же четко, как и взрослые, способен грамотно выражать свои мысли, практически не путает окончания. Это в норме. А что, если родителям кажется, что речь их ребенка развивается слишком медленно и неправильно? В этой ситуации поможет логопед. Когда пора обращаться к специалисту, расскажет статья. Пройдемся по этапам взросления малыша от годика до шести лет.

1 годик

В самом раннем возрасте - до годика - малыш должен гулить, лепетать, пытаться произносить звуки, по-своему отвечать на обращение взрослых. В полтора годика ребенок должен уметь сказать, как делает собачка, кошечка, курочка и так далее, произносить короткие слова - "дай", "на", "да", "нет", "мама", "баба". Если подобного вы не наблюдаете, тогда нужно обязательно обратиться за индивидуальной консультацией к неврологу и логопеду. Не пугайтесь, может, это особенность вашего малыша, и уже через 6 месяцев он перегонит сверстников.

2 годика

В этом возрасте малыш может картавить или вообще говорить непонятно для окружающих - это не столь важно. А логопед нужен, если в 2 годика ребенок не умеет произносить короткие фразы (по-своему): "Дай кушать", "Идем гулять", "Дай цяцю", "Это кака" и так далее.

3 годика

Причин обратиться к логопеду в 3 годика может быть несколько:

  • малыш изъясняется только на своем языке и не хочет повторять слова за взрослыми;
  • не произносит больше половины букв алфавита;
  • малыш все понимает, но упрямо молчит.

Все это может быть последствиями моторных или сенсорных нарушений, коррекция которых лучше всего проходит в раннем возрасте.

4 годика

Если в возрасте 4 лет ваш сынок или дочурка разговаривает очень невнятно, "глотает" многие звуки, несколько раз повторяет начало фразы, прежде чем сказать ее целиком, не может связно пересказать самую простую сказку ("Репка", "Курочка Ряба" или "Колобок"), это серьезные поводы обратиться за консультацией к специалисту.

5 лет

В 5 лет ваш ребенок все еще сюсюкает, то есть говорит слишком мягко ("кися", "сябака", "сяпка", "лямпотька", "кетя и т. д.)? Этому могут быть разные причины, но основными педиатры называют такие:

  • дизартрия - исправить дефект поможет логопед;
  • неврология, то есть таким образом ребенок привлекает к себе внимание взрослых; с этим справится детский невролог.

6 лет

Время бежит быстро, и скоро ваш отпрыск пойдет в первый класс, а он еще не все звуки произносит четко, путает окончания, с трудом повествует, не может связно ответить на вопрос. К 6 годам фонетическая система ребенка полностью формируется, поэтому подобных проблем быть не должно.Если они все-таки наблюдаются, значит, родители должны срочно отвести ребенка к логопеду.

Когда обращаться к логопеду?

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?

Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду?

Для того чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат. Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором.

А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам. Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

Возможные причины проблем с речью:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность»
  • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
  • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

  • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
  • выработка речевого дыхания;
  • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
  • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!


Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Вы это тоже слышали: «К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет?». Это не так. Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Многие речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг активно развивается именно у детей в дошкольном возрасте. Так, например, фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки речи) легче исправить у детей в возрасте до 5-6-ти лет, пока в коре головного мозга формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи. Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки, просто это займет больше времени.

Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.

Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к специалистам (невропатологу, логопеду, возможно сурдологу) примерно в год. Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – на консультацию к невропатологу и логопеду: возможно, это сенсорное нарушение.

Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.

Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д , а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.

Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.

Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.

Если ребенок в возрасте 5 – 5,5 лет не произносит звуки р, рь – к логопеду.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти необходимо обратиться за консультацией к логопеду или психологу. Возможно, у ребенка дисграфия или же дефицит внимания.

Если ваш ребенок не говорит.

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»

Галилео Галилей

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Говорите больше с ребенком.

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Озвучивайте любую ситуацию.

Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,

меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.

Не употребляйте слишком много длинных фраз.

Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Изучать новое различными способами.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.

Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе-бы-би». Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

Играя, учите подражать.

Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы? » и т.д. Затем «Что это? »

Развивайте фонематический слух.

Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса? »

Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.

Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Только Вы.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.

Недостаточный опыт общения со взрослыми

будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.

Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить , желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение. В таком случае необходимо обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду.

Источник: www.centersemya.ru

В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия. Из работ, большинство которых носит классический характер и является библиографической редкостью, отобраны преимущественно методические материалы для углубленного изучения психофизиологических и психолого-педагогических особенностей детей. Рассмотрены научно-теоретические основы логопатопсихологии, показывающие истоки психолого-педагогической науки в их развитии, что отвечает содержанию современных программ учебных курсов, связанных с речевой патологией.

Пособие адресовано студентам, психологам, педагогам-дефектологам и социальным работникам.

Предисловие

Л. С. Выготский. Мысль и слово

Н. И. Жинкин. О кодовых переходах во внутренней речи

Р. И. Лалаева. Соотношение речи и мышления в онтогенезе

Б. Ф. Ломов. Проблемы общения в психологии

Функции и структура общения

В. И. Лубовский. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей

А. Р. Лурия. Мозг и психика

А. Р. Лурия. Язык и дискурсивное мышление

Ж. Пиаже. Генетический аспект языка и мышления

Мышление и символическая функция

Язык и «конкретные» операции логики

Язык и логика высказываний

Д. Слобин. Язык, речь и мышление

О. Н. Усанова. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей

Интеллектуальное развитие детей Психологические параметры дизонтогенеза

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов

О. Н. Усанова. Специальная психология как наука

Предмет и задачи специальной психологии

Теоретические истоки специальной психологии

Взаимосвязь специальной психологии с другими науками

Методологические позиции и принципы специальной психологии

Теоретическое и практическое значение специальной психологии

О. Н. Усанова. Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения Принципы психологического изучения Методы изучения аномальных детей Обучающий эксперимент

О. Н. Усанова. Общие и специфические закономерности аномального развития

О. Н. Усанова. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами

Р. А. Белова-Давид. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

Е. М. Мастюкова. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи

Объем кратковременной зрительной и словесной памяти

Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи

Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи

Г. С. Гуменная. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи

В. П. Глухов. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

С. И. Маевская. Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи

Л. С. Цветкова. Речь и зрительный образ у детей с патологией речи

Ю. Ф. Гаркуша. Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией

И. Т. Власенко. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией

Взгляды исследователей конца XIX – начала ХХ в. на познавательную деятельность детей недоразвитием речи

Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией

Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей

Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи

Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи

Психологическая структура мышления

Методики изучения мышления и памяти

Общая характеристика речи детей

Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи

Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи

Г. В. Гуровец. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия

Первая группа

Вторая группа

Л. Р. Давидович. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития

В. А. Ковшиков. Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения

В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией

А. Н. Корнев. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией

Е. Ф. Соботович. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении

Е. Ф. Соботович. Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией

О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией

Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. Нарушение речи у детей с церебральным параличом

Особенности психического развития

Л. А. Данилова. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом

Н. В. Симонова. Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте

И. И. Мамайчук. Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами

Р. И. Мартынова. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией

1. Результаты исследования физического статуса

2. Результаты исследования неврологического статуса

3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса

М. В. Ипполитова. К вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами

О. Л. Раменская. О нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом

Т. И. Константинова. К вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений

Г. А. Волкова. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста

Н. Ф. Комкова. Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей

В. И. Селиверстов. Психологические особенности заикающихся

Т. А. Болдырева, В. Ю. Ваниева. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся

Т. А. Болдырева, Н. С. Фадеева. Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений

Г. А. Волкова. К вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста

А. Н. Корнев. Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма

Сукцессивные функции

Р. И. Лалаева. Дислексия и аффективные нарушения

С. С. Мнухин. О врожденной алексии и аграфии

Н. В. Разживина. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией

Е. Н. Российская. Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией

Организация эксперимента

Методика

Анализ результатов

А. А. Тараканова. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией

Предисловие

Г. А. Волкова. Логопедическая ритмика Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией

Ю. Ф. Гаркуша. Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы

Г. С. Гуменная. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы

И. И. Дёмина. Содружество школы и семьи в воспитании учащихся

Е. В. Кириллова. Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей

Р. И. Лалаева, А. Гермаковска. Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи

Н. В. Серебрякова. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы

Н. А. Тугова. Воспитание двигательных навыков у учащихся

Н. А. Чевелева. Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи

В. И. Леонова. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи Словарь

Предисловие

Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)

Тематический цикл «Осень» (третья неделя)

Тематический цикл «Овощи» (четвертая неделя)

Тематический цикл «Фрукты» (пятая неделя)

Тематический цикл «Овощи - фрукты» (шестая неделя)

Тематический цикл «Деревья» (седьмая неделя)

Тематический цикл «В лесу» (восьмая неделя)

Тематический цикл «Одежда и обувь» (девятая неделя)

Тематический цикл «Посуда» (десятая неделя)

Тематический цикл «Продукты питания» (одиннадцатая неделя)

Тематический цикл «Части тела» (двенадцатая неделя)

Тематический цикл «Зимние забавы» (пятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные» (шестнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» (семнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные» (восемнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» (девятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние птицы» (двадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие птицы» (двадцать первая неделя)

Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (двадцать вторая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (двадцать третья неделя)

Тематический цикл «Наш дом» (двадцать четвертая неделя)

Тематический цикл «Наша семья» (двадцать пятая неделя)

Тематический цикл «Транспорт» (двадцать шестая неделя)

Тематический цикл «Растения» (двадцать восьмая неделя)

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать девятая неделя)

Тематический цикл «Детский сад» (первая неделя)

Тематический цикл «Овощи» (вторая неделя)

Тематический цикл «Фрукты» (третья неделя)

Тематический цикл «Сад - огород» (четвертая неделя)

Тематический цикл «Грибы» (пятая неделя)

Тематический цикл «Осень» (шестая неделя)

Тематический цикл «Перелетные птицы» (седьмая неделя)

Тематический цикл «Лес» (восьмая неделя)

Тематический цикл «Игрушки» (девятая неделя)

Тематический цикл «Одежда и обувь» (десятая неделя)

Тематический цикл «Посуда» (одиннадцатая неделя)

Тематический цикл «Продукты питания» (двенадцатая неделя)

Тематический цикл «Зима» (тринадцатая неделя)

Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя)

Тематический цикл «Зимующие птицы» (пятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Дом и его части» (шестнадцатая неделя)

Тематический цикл «Мебель» (семнадцатая неделя)

Тематический цикл «Транспорт» (восемнадцатая неделя)

Тематический цикл «Части тела» (девятнадцатая неделя)

Тематический цикл «Домашние животные» (двадцатая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные» (двадцать первая неделя)

Тематический цикл «Дикие и домашние животные» (двадцать вторая неделя)

Тематический цикл «Дикие животные холодных стран» (двадцать третья неделя)

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран» (двадцать четвертая неделя)

Тематический цикл «Профессии» (двадцать пятая неделя)

Тематический цикл «Наш город» (двадцать шестая неделя)

Тематический цикл «Весна» (двадцать седьмая неделя)

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)

Тематический цикл «Хлеб» (двадцать девятая неделя)

Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп Пояснительная записка Распределение рабочего времени Оборудование логопедического кабинета Документация и ее ведение Должностная инструкция учителя-логопеда Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) I. Общие положения II. Должностные обязанности III. Права IV. Ответственность

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

4. Индивидуальный план коррекционной работы

5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени

6. План работы логопеда на неделю

7. График проведения индивидуальных занятий

8. План подгруппового занятия

9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год

10. Протоколы по приему и выпуску детей

Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт

1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу

2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ

3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей

4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте Работа с воспитателями

1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков 2. Карта обследования мелкой моторики детей

1. Методика проведения логопедического обследования

2. Журнал логопедического обследования

3. Речевая карта 4. Карта состояния звукопроизношения

Методика проведения логотренинга

Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»

Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»

Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»

Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой»

Занятия 6-7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»

Занятия 8-9. Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки»

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»

Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»

Конспект занятия по теме «Семья»

Конспект занятия по теме «Игрушки»

Конспекты занятий по сказке «Репка»

Дидактические игры с куклой

Игры и занятия по теме «Домашние животные»

Конспекты занятий по теме «Дикие животные»

Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»

Конспекты занятий по теме «Овощи»

Игры «Магазин»

Игра «Ласковые имена»

Игра «Два медведя»

Тема. «Словообразование».

Игра «Что мы делаем?»

Конспект занятия. Тема. «Словообразование».

Конспекты занятий.Тема. «Слово».

Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе

Согласование существительного с прилагательным в роде

Конспекты занятий Работа над простым распространенным предложением

Конспект занятия

Конспекты занятий. Тема. «Предложение».

Конспекты занятий. Тема. «Зима».

Конспект занятия. Тема. «Предлоги».

Конспект занятия. Тема. «Овощи».

Работа над интонационной законченностью предложений

Составление описательных рассказов

Конспекты занятий. Тема. «Слово».

Деление слов на слоги

Работа над предложением и его грамматическим оформлением

Конспект занятия. Тема. «Предложение».

Конспект занятия. Тема. Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Составление сложных предложений по демонстрируемому действию

Конспект занятия. Тема. «Союз потому что».

Конспект занятия. Тема. «Предложения с союзом потому что».

Конспекты занятий и тексты для последовательного пересказа Конспект занятия.

Тема. Пересказ рассказа «Гадюка».

Тексты и задания для творческих пересказов

Устные сочинения. Конспекты занятий

Обследование речи детей

Приемы фронтального обследования понимания речи

Обследование грамматического строя речи

Обследование связной речи детей

Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития

Парные и непарные согласные по твёрдости - мягкости

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

ЗВУКИ И БУКВЫ

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ

ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ УСТНОЙ РЕЧИ

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1-й год обучения)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (2-й год обучения)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3-й год обучения)

Сдельникова Г.// Дошкольное воспитание, 1998 № 5, с. 56-58

«Я не могу, у меня ничего не получается»,- обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.

Каким должен быть кабинет логопеда

Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель - должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.

Несколько слов о поощрении

Один из важнейших элементов психотерапии - поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.

Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Глаза в глаза,..

Занимаясь с ребенком, а сидите справа от него. Правая сторона - это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете;

Занимайте позицию Левелинга - на уровне глаз ребенка (он - на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы - на полу);

Принимайте ребенка таким, какой он есть;

Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он - интерес к тому, что он делает);

Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;

Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову - это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Станем на якорь!

Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?

Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных мне методик, я ставлю. Одну-единственную оценку - 5, но разных размеров.

Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи - пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А мне только этого и нужно для закрепления результата.

Итак, маленькая или большая пятерка - это якорь.

Еще один якорь , т. е. действенная фиксация положительного результата,- это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.

Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние;

угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Музыка , способная уравновесить нервную систему ребенка - успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

А также...

Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.

Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?

Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.

Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

И напоследок: способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбираю по ситуации.

Г. СДЕЛЬНИКОВА, логопед детского сада «Хрусталик», п. Инской

Заботливые мамы малышей с нетерпением ждут первых слов своих деток. Но первая радость от общения очень скоро сменяется тревогой и переживаниями -а скоро ли мой ребёнок будет говорить правильно? Научить ребёнка произносить все звуки родного языка - очень важно. Чёткое и внятное произношение показывает, что ребёнок правильно понимает то, что ему говорят, находит общий язык со сверстниками и взрослыми, успешно овладевает грамотой. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми и застенчивыми. В этой книге вы найдёте эффективную программу самостоятельных занятий родителей с ребёнком - задания и Упражнения по звукопроизношению. Игры и загадки, скороговорки и небольшие стихи с яркими рисунками - вы непременно научите ребёнка произносить звуки и слова правильно!

Книга содержит следующие разделы:

Речевая гимнастика

В книге представлены следующие задания: - назови картинки - произнеси слоги - произнеси чистоговорки - отгадай загадки - закончи предложения

Также в книге есть загадки, потешки, скороговорки

Профилактика речевых нарушений, своевременная их диагностика и коррекция – лучший способ для становления Вашего ребенка как полноценной личности. После трёхлетнего возраста формирование интеллекта ребенка начинает напрямую зависеть от уровня развития речи. Недостатки или задержки речевого развития могут пагубно сказаться на полноценности мышления, состоянии памяти, восприятия и внимания ребенка. Именно поэтому ранняя диагностика и квалифицированная помощь ребенку в освоении речи станут залогом его дальнейшего успешного развития.

Что такое логопедия (немного теории)

Основоположник педагогического направления логопедии, выдающийся исследователь детской речи и речевой патологии Р.Е.Левина характеризует логопедию как отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания .

При обращении к логопеду следует очень внимательно отнестись к уровню квалификации специалиста и его опыту. В противном случае занятия с Вашим ребенком могут не только стать неэффективными, но и нанести вред развитию малыша .

Логопед – это обязательно специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием (по специальности логопедия и имеющий сертификат по логопедии), который:

Обладает теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии;

Владеет методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций;

Владеет методами индивидуального и группового восстановительного обучения.

А теперь перейдем от теории к практике…

Родители – главный источник общения ребенка, и они же являются первыми, кто видит и слышит становление речи своего крохи. Поэтому именно родители должны стать первыми экспертами в характеристике речи своего ребенка. Тогда при обнаружении каких-либо отклонений от возрастных норм, они смогут своевременно привести ребенка к логопеду.

Попробуйте сравнить речь своего малыша с данными таблицы.

Заключения врачей-специалистов и логопед

Развитие речи тесно связано с общим развитием ребенка. И нарушения физиологического становления малыша могут негативно повлиять на формирование полноценной речи. Поэтому самое правильное – провести всестороннее исследование здоровья ребенка (диспансеризацию).

Диспансеризация – комплексное обследование ребенка различными специалистами, позволяющее в полной мере отслеживать все особенности развития вашего ребенка и своевременно решать возникающие проблемы.

К логопеду нужно обратиться, если по результатам диспансеризации и заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее.

Диагностика на основе общего впечатления от речи

В ходе обследования речевого развития обязательно обращает внимание и на общее звучание речи , умение ребенка общаться. Этот аспект очень важен для характеристики общего и интеллектуального развития ребенка. Часто такое впечатление от общения с ребенком становится предпосылкой для более тщательного обследования уровня мышления, специфики восприятия и внимания, особенностей памяти малыша.

Причиной более углубленного обследования может стать полное нежелание ребенка участвовать в общении, как словесно, так и эмоционально. И некоторые другие признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители.

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом:

Ребенок плохо усваивает или совсем не может запомнить буквы;

Не различает звуки в словах (например: б-п, д-т, ж-ш, з-с);

Пропускает при письме части слов, элементы букв;

Ребенок плохо усваивает принцип чтения, читает с большим трудом;

Ребенку трудно объединить две буквы в слог.

Посещение логопеда – залог дальнейшей успешности

Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу.

Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!

Лебедева Е.Н., детский врач-логопед, логопед-дефектолог детской поликлиники «Маркушка»