Конспект урока чтения. XI

Конспект урока по литературному чтению по теме: Н Носов «На горке»

Цель : совершенствовать технику чтения, учить пересказу по плану, развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей.

Встали ровно, подравнялись. Давайте познакомимся с гостями. Они пришли посмотреть на вашу работу на уроке. Начнем урок с дыхательной гимнастики.

I . Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

    Вдох носом выдох через рот

    Нюхаем цветок

    Тушим свечи

    Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Сделайте логическое ударение на слове снежном.

3. Снежинки ловит Тая.

Они слетают тая.

Прочитайте глазами

Шепотом и медленно

Громко и медленно

Громко и быстро

II . Работа над текстом «На горке»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Ребята, перед вами 4 фамилии известных писателей и поэтов. Предположите, кто может быть из них автором рассказа «На горке»?

Ребята, вы правильно догадались - это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист? Да, его рассказы смешные, но поучительные.

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.

Читаем по слогам, а затем целым словом.

Сгре-ба-ли сгребали Подберите к слову синоним собирали

Сва-ли-ва-ли сваливали

Тру-дят-ся трудятся А сможете ли вы подобрать антоним? ленятся

Сколь-зка-я скользкая

На-пор-тил напортил синоним сломал

Чет-ве рень-ки четвереньки Как понимаете это слово?

III работу с тестом.

Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Давайте прочитаем и узнаем.

Чтение текста учащимися по цепочки. Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

Физ. Мин. Покажите мимикой. Как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?

IV Работа в парах.

Ребята я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

    Строительство горки ребятами

    Хитрый Котька на скользкой горке

    Котька посыпает горку песком.

    Ребята недовольны

    Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план) Что нам помогает делать план? По какому плану легче пересказывать? Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте. Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть кто –то попробует пересказать текст от лица Котьки. Хорошо! Молодцы.

Домашнее задание я вам предлагаю на выбор. Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки, или от лица другого персонажа.

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

VII Ребята вам понравился урок? Что вам запомнилось больше всего? Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.

2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе

по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.
  2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Ход урока

  1. Орг.момент. Разминка.

1. Дыхательная гимнастика

  1. Вдох носом выдох через рот
  2. Нюхаем цветок
  3. Тушим свечи
  4. Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. Отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

  1. Работа со скороговоркой

От топота копыт

Пыль по полю летит.

  1. Прочитать медленно, тихо.
  2. Прочитать медленно громко.
  3. Прочитать с ускорением.

Почему пыль по полю летит?

Что летит от топота копыт?

Где пыль летит?

Что делает пыль?

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;
б) Васька;
в) Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

Ключ к тесту:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

2. Пересказ.

III. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнём
(потягиваются).
Вправо, влево повернитесь,
(повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(наклоны)
Руки вверх и руки вбок
(движения руками),
И на месте прыг да скок!
(прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку
(бег на месте),
Молодцы вы, ребятишки!

IV. Сообщение темы урока.

а) Угадайте, о каком времени года пойдёт речь –

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница … (Зима)

А зима не может быть без холодов и без …

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (Снег)

А если много снега, то есть чем позабавиться детворе зимой.

(Зимой дети, строят снежные крепости, устраивают снежные бои, катаются на санках и на лыжах и на коньках, играют в снежки, лепят снеговиков).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Вступительное слово учителя.

Это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист?

Да, его рассказы смешные, но поучительные.

V. Первоначальное чтение рассказа (учитель).

VI. Первоначальная проверка понимания.

Понравился ли вам мальчик Котька? Почему?
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и взобраться на неё невозможно. Как бы вы себя повели?

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Чтение по цепочке вслух.

IX. Выборочное чтение.

Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа.

X. Итог урока.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?

XI. Домашнее задание.

Прочитайте, что вам будет задано на дом:

АЗАКССАР ЕИНЕТЧ ЕОНЬЛЕТИЗАРЫВ ЬТИВОТОГДОП

(Подготовить выразительное чтение рассказа).

Конспект урока по литературному чтению по теме:

Н Носов «На горке» (2 урок)

Цель :

Совершенствовать навык беглого и правильного чтения

Учить делить текст на части, находить главную мысль

Учить пересказу по плану

Развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей

Воспитывать уважение к чужому труду.

  1. Орг.момент. Разминка.
  1. Зарядка на артикуляцию.

Ба – бо – бу – бы – би – бэ

АОУЫЭ АИУОЭ

  1. Работа со скороговоркой

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  1. Прочитать медленно тихо.
  2. Прочитать медленно вслух.
  3. Прочитать медленно громко.
  4. Прочитать быстро тихо.
  5. Прочитать быстро громко.
  6. Прочитать с разной интонацией:

Кто в лукошках?

Кошки где?

Что делают кошки?

Что шьют кошки?

Кому шьют кошки сапожки?

II. Проверка домашнего задания

Чтение текста учащимися по цепочки.

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

III. Физкультминутка.

IV. Работа в парах.

Ребята, я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V. Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

План

  1. Строительство горки ребятами
  2. Хитрый Котька на скользкой горке
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята недовольны
  5. Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план)

Что нам помогает делать план?

По какому плану легче пересказывать?

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте.

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. (Пересказ)

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

(Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним).

б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

1 ряд: Ребята строят горку

2 ряд: Котька не может взобраться на горку

3 ряд: Ребята обнаруживают испорченную горку

VII. Домашнее задание я вам предлагаю на выбор.

Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки.

VIII . Итог урока .

Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

Развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

Развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

Формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

ІV. Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

VІ. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток.Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

VІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?


– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

Какое пояснение дал им автор?

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

VІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и …. (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не….» (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ. Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать

Учитель: Малеева Р.В.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить их с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты : учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, знать высказывания выдающихся людей о книгах и анализировать их.

Оборудование : карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой); выставка любимых книг.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Библиотека была и будет

Священный храм живых печатных слов.

В ее жрецах ходил и юный Бунин,

И целых тридцать лет — мудрец Крылов.

В. Черкасов

— Как вы поняли эти строчки?

— Прочитайте выразительно это стихотворение.

Материал для учителя

В 1812 г. Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, директором которой был назначен А.Н. Оленин. Там Крылов прослужил библиотекарем около 30 лет, до отставки в 1841 г. За время длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки. Параллельно со службой в библиотеке Крылов работал над созданием новых басен.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Что вы узнали на прошлом уроке о библиотеке?

— Какие книги можно найти в ней?

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писались книги раньше, кто и как их создавал.

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, как давно появились книги? Кто и как их печатал? (Высказывания детей.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 8 — 9. Что вы думаете о первых книгах?

— А на чем раньше писали, когда не было бумаги?

— Перед вами слова: летопись, береста, берестяные грамоты, свиток, пергамент. Какие из них вам знакомы?

Летопись — запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.

Береста — верхний слой коры, снятый с березы.

Берестяные грамоты — древнерусские письма на бересте (до нас дошло более 500 берестяных грамот). Самые древние — письма мальчика Онифа, жившего в XIII в.

Свиток — свернутая трубкой рукопись из пергамента.

Пергамент — специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), на которой можно было писать.

Материал для учителя

Почему в старину переписывали книги

Сейчас книги печатают в типографиях, но было время, когда этого делать еще не умели. Тогда книги писали от руки. На Руси этим сложным делом занимались монахи. Ведь грамотных людей в то время было немного, а нужда в книгах была большой. Без книг не могли совершать церковные службы, учить людей грамоте.

Вот почему одновременно с распространением христианства началась и переписка книг. В больших монастырях образовались центры, откуда по всей стране расходились переписанные монахами копии различных книг. Лишь через несколько веков появились наемные писцы, которые переписывали книги на заказ и для продажи.

Переписка книги была делом долгим и трудным.

После того, как был подготовлен необходимый материал (вначале пергамент, а затем бумага), переписчик садился за работу. Он размечал страницу — определял места для заглавия, инициала — большой буквы, с которой начинается первая фраза. Пользуясь деревянной линейкой или свинцовой палочкой (если писал на пергаменте), переписчик проводил строчки для написания текста.

Пергамент был дорог, и его приходилось беречь. Для экономии места буквы ставили тесно, промежутки между словами не делали. Да и сами слова писали не полностью, а сокращенно: вместо Бог — бг, люди — лю, человек — чк. Сокращенные слова отмечали сверху особым знаком — титлом.

Со временем книг нужно было все больше. Их начали продавать на рынках, ярмарках и в специальных лавках. Там можно было купить не только духовную литературу, но и сборник занимательных повестей и рассказов.

Наемному писцу было уже не до того, чтобы вырисовывать каждую букву. Четкое письмо постепенно сменилось беглой, размашистой скорописью.

Существовали ли энциклопедии в Древней Руси

Хотя в Средние века и не знали самого слова «энциклопедия» (оно появилось только в XVIII в. во Франции), но сборники справочного характера были известны очень широко.

Конечно, центральное место среди них занимали сборники поучений по вопросам религии и морали, например «Златая цепь» или «Стослов». В них содержались афоризмы — краткие изречения из сочинений христианского богослова Иоанна Златоуста.

Но были и издания справочно-информационного характера. Например, «Диоптра» — фундаментальный труд, состоящий из кратких главок-статей, рассказывающих о том, как устроен мир, какие существуют растения и животные, как лечить некоторые недуги.

Не менее интересен и другой сборник подобного рода — «Измарагд». В нем можно найти сведения о том, как следует воспитывать детей, почитать родителей, мириться, а иногда и ссориться с женой, преодолевать лень и соблазны.

Главная идея, проходящая через «Измарагд»: воспитание достойного члена общества начинается с семьи. Вот почему здесь говорится, что личный пример всегда действует лучше и нагляднее, чем поучения.

Очень любопытны сборники, посвященные хозяйственным вопросам. Важное место среди них занимает «Назиратель», уникальный справочник по крестьянскому труду. В нем содержатся сведения о том, как откармливать и лечить скотину, ухаживать за посевами различных сельскохозяйственных культур, перерабатывать собранный урожай. О популярности «Назирателя» свидетельствует его распространение в большом количестве рукописных «тисков». Но центральное место среди всех этих сочинений по праву занимает «Домострой» — первая русская хозяйственная энциклопедия.

— Чем отличаются старинные книги от современных?

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа о пользе книг

— Откройте учебники на с. 11 и прочитайте высказывания известных людей о книгах. (Дети читают про себя, а потом вслух по одному.)

— Объясните их смысл.

— Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?

— Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

— На какие две группы можно разделить эти высказывания? (О книге и о чтении.)

— Прочитайте высказывания о книге.

— Прочитайте высказывания о чтении.

2. Стихотворение Р. Сефа «Читателю»

(Учитель читает стихотворение на с. 12.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, приготовьтесь к выразительному чтению.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

— Чем отличаются первые книги от современных?

— Какое высказывание о книгах вам запомнилось?

Домашнее задание

Выучить стихотворение Р. Сефа.

Цель: познакомить с фрагментами из жизни С.А.Баруздина, его произведением; совершенствовать навыки чтения, умение анализировать и пересказывать текст; развивать речь, память, внимание; вызвать чувства сопереживания и уважения.

Оборудование:

  • учебник “Чтение и литература” 2 класс, часть 2. Автор - составитель О. В. Джежелей;
  • задание для любителей чтения:
  • прочитать произведения С. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают отрывки из стихотворений С.В.Михалкова и отвечают на вопросы:

  • Над чем посмеивался поэт в своих произведениях?
  • Что советует С.В.Михалков?
  • Кого мы должны уважать?

III. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя о Сергее Алексеевиче Баруздине.

По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий славный юбилей
Побед советского солдата.
Проходят дни, идут года,
И сыновья отцов сменяют.
Но над тобою никогда
Салют победы не смолкает.

Мы живем в преддверии великого праздника, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Многие писатели и поэты посвятили свои произведения героям войны. Люди нелегких мужественных биографий отстаивали в сражениях не только счастье людей, но и природу, и все то, чем она богата и прекрасна. Это люди, сражавшиеся, как сказал поэт: “ради жизни на земле”.

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Он очень любил животных, природу. (портрет писателя) Это Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.

Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы и повести познавательны, они раскрывают мир наших четвероногих и пернатых друзей, его произведения повествуют о хороших людях, проявляющих свои характеры и душевные качества в общении с миром животных, с природой.

2) Первичное чтение рассказа.

  • Прочитайте ключевые слова.
  • О чем будем читать? Кто герой рассказа?

Поздняя осень. Последний год войны.

Дежурство в лесу. Шорох листьев.

Фыркает и чихает. Теплое молоко.

Прожил в машине. Выпустили на волю.

(Дети высказывают свои предположения о содержании текста.)

  • Прочитайте название произведения.
  • Простуженный ёжик.
  • О ком мы будем читать?
  • О еже.

(Дети читают текст про себя, обмен впечатлениями после чтения)

  • Понравился рассказ? Чем?
  • Что случилось с ёжиком?

(Ответы детей)

  • Все ли понятны вам в тексте слова?

(Учитель объясняет непонятные слова)

оказия – редкий, необычный случай, неожиданность. “Что за оказия?”

пост – часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение; место, пункт, откуда ведется наблюдение; “Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат”.

3) Повторное чтение рассказа вслух учащимися “по цепочке”

4) Анализ произведения по вопросам.

  • Когда произошел случай, описанный С.А.Баруздиным?
  • Опишите словесно шорох, услышанный автором.
  • Каким автор увидел ёжика? Расскажите подробно, используя слова из текста.
  • Как лечили ёжика? Прочитайте отрывок из рассказа.

IV. Физминутка (по выбору учителя)

V. Подготовка к пересказу.

  1. Рассматривание иллюстраций, соотнесение их с текстом.

2) Самостоятельное чтение рассказа учащимися. Задание перед чтением: самостоятельно разделить текст на логически законченные части, выделить главное в каждой из них.

3) Пересказ текста по плану:

    1. Дежурство в лесу.
    2. Живая листва.
    3. Ёжик.
    4. Простуженный ёжик.
    5. Теплое молоко.
    6. Выпустили на волю.

VI. Итог урока.

  • О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?
  • Какими были люди, которые защищали нашу Родину от врагов в грозные годы войны?
  • Какие люди достойны уважения?
  • О ком стоит помнить каждому гражданину страны?

(Ответы детей, после ответов учитель зажигает свечи, минута молчания.)

Никогда мы не забудем
Их геройские дела,
Честь и слава этим людям
И великая хвала…

(Сергей Владимирович Михалков)

  • Что вам этот урок дал для жизни?
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  1. Домашнее задание.

(по выбору учащихся, 3-е задание можно дать группе учащихся)

  1. Подготовить пересказ.
  2. Найти и прочитать рассказ С.А.Баруздина “Сложное поручение”.
  3. Прочитать другие произведения С. А. Баруздина и ответить на вопросы литературной викторины.

В мире книг

Найди и прочитай произведения Сергея Алексеевича Баруздина:

Про Светлану. Рассказы.

Шаг за шагом. Стихи.

Шел по улице солдат. Рассказ о нашей армии.

Сказка о трамвае. Стихи.

Твои друзья – мои товарищи. Стихи, рассказы, повести.

Рассказы о животных.

Страна, где мы живем. Рассказы.

Вежливый бычок. Рассказы и повесть.

Рави, Шали, Снежок и другие.

Литературная викторина по произведениям С.А.Баруздина.

  1. О каком виде транспорта С.А.Баруздин написал сказку?
  2. Как зовут героиню рассказов С.А.Баруздина?
  3. Название колхоза, в котором Светлана работала медицинской сестрой.
  4. Необычный больной Светланы.
  5. Напиток храбрости.
  6. Киргизское имя Светланы.
  7. Имена индийских слонят.
  8. Кто обезвредил страшный клад?
  9. С врагом идут сражаться лесные солдаты. Кто они?
  10. Название деталей для автомата, которые делала мама Алеши в годы войны.
  11. Смола сосен, попавшая в море тысячи лет назад; а в морской воде она становится чудесным камнем. Это камень…
  12. Главный город России.
  13. В семье Прохоровых – братья двойняшки Ваня и Саня. Как звали их отец и мать.
  14. Какое животное является символом города Катманду?
  15. Независимое государство в Индии на южном склоне Гималаев.
  16. Друг Наташи, который жил в ванной.
  17. Животные, которые любят слушать классическую музыку.
  18. Бело-розовая птица с огромным желтоватым клювом
  19. Кого поил теплым молоком солдат Ахметвалиев?
  20. Какая птица пугает своим криком полевых мышей?
  21. Дальневосточный подарок, который стал жить в лесах Подмосковья?
  22. Каких птиц считала Галя на уроке чтения?
  23. “Глаза у нее карие, грудка серая – снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам. Славная птаха!” какую птицу описал Сергей Баруздин?
  24. У какого зверька есть хвост – зонтик?
  25. Как зовут героиню рассказа, которая сама себя покусала?
  26. Какая птица пронзительно кричит: “Зи-зи! Цит! Зи-зи! Зи-зи!”
  27. Вежливое домашнее животное?
  28. Какое двухметровое несчастье поселилось в квартире?
  29. Кого забраковал режиссер фильма?
  30. Кто доставлял почту в деревню Озерки?
  1. Сказка о трамвае.
  2. Светлана.
  3. Колхоз “Москва”
  4. Птица перепелка.
  5. Кумыс (лошадиное молоко).
  6. Сейдеш.
  7. Индийские слонята – Рави и Шали.
  8. Минёры.
  9. Партизаны.
  10. Петушки.
  11. Камень – янтарь.
  12. Город Москва.
  13. Человеки.
  14. Символ города Катманду – козел.
  15. Государство Непал.
  16. Крокодил Топ-топ.
  17. Олени.
  18. Пеликан.
  19. Простуженный ёжик.
  20. Филин.
  21. Бурундук.
  22. Вороны.
  23. Мухоловка.
  24. У белочки.
  25. Собака топка.
  26. Королёк.
  27. Маленький бычок.
  28. Удавчик.
  29. Медведь.
  30. Лошадь Машка.